Дайджест 16-22/07/2018

Совет НБУ не рекомендует регулятору покупать государственные ценные бумаги

Совет Национального банка рекомендует правлению воздерживаться от покупки государственных ценных бумаг и поддержки бюджетных расходов. Об этом на своей странице в Facebook написал глава Совета регулятора Богдан Данилишин.
«Совет рекомендовал правлению при осуществлении предусмотренных Законом Украины “О Национальном банке Украины” операций продолжить воздерживаться от проведения операций, которые могут иметь признаки прямой или косвенной поддержки бюджетных расходов», – отметил Данилишин.

«Кроме того, Национальному банку рекомендуется воздерживаться от осуществления операций по покупке государственных ценных бумаг, а также установить параметры по верхней границе объема государственных ценных бумаг в портфеле Национального банка», – добавил он. Совет НБУ разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль над ее проведением. Между тем, Совет не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность правления Нацбанка – он дает рекомендации для выполнения утвержденной монетарной политики.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За счет повышения учетной ставки до 17,5 % регулятор пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет (в условиях высокого бюджетного дефицита) и уменьшить ликвидность на рынке – таким образом, в краткосрочном периоде уменьшить инфляцию и обеспечить финансирование бюджетного дефицита.

По итогам первого полугодия 2018 года в госбюджет привлечено 84 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 62,16 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,65 %; долларовым – 5,36 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах. По состоянию на 16.07.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 742,5 млрд грн (держатели: НБУ – 47%, банки – 47 %, юрлица – 4 %, нерезиденты –2 %).

Данный инструмент имеет свои негативные стороны: для поддержания текущего уровня вложений банков в депсертификаты и ОВГЗ (ставки доходности либо прямо пропорционально привязаны к учетной ставке, либо имеют очень высокую корреляцию) учетная ставка НБУ должна сохраняться на высоком уровне. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки инвестировать в ОВГЗ вместо кредитования реального сектора. Для того, чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 17,5% годовых. Параллельно ставки по депозитам в национальной валюте находятся на среднем уровне в 12,5 %. Фактически, регулятор, пытаясь удержать инфляцию, все больше расширяет спрэд между стоимостью кредитных ресурсов и их привлечения, что приводит к росту реальной процентной ставки по кредитам. Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги, все больший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей, то есть сырьевые.

Следует отметить, что для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь 123 млрд грн (на конец мая выполнено на 52 %) на внутреннем рынке, 108 млрд грн, или 4,1 млрд долл. (выполнено 1%) – на внешнем. Однако на международных финансовых рынках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся стран (для дальнейшей диверсификации), вследствие чего станет крайне сложно мобилизовать заемные средства.

В случае дальнейшего финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии произойдет дальнейшее увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства) – как результат, ожидаются дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно повлияют на экономику.


«Нафтогаз» озвучил предложение РФ по транзиту газа

Во вторник, 17 июля, в Берлине состоятся трехсторонние газовые переговоры при участии Украины, России и Еврокомиссии. Как сообщил в эфире радио «Новое время», главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, НАК планирует предложить «Газпрому» транзит газа по своей территории после 2019 года по европейским правилам.

«Мы едем с главным нашим предложением – это применить европейские правила по транзиту российского газа через территорию Украины. Мы будем настаивать, чтобы Газпром работал и в Украине по тем же правилам, по которым Газпром работает и в Европе», – сказал Витренко. Он уточнил, требование касается тарифов на транзит газа, бронирования мощностей, и обмена данными. «Вот все-все-все, как в Европе, так и у нас», – добавил он. Такой подход, как заявил Витренко, позволит снять дискуссии о том, что предложения украинской стороны якобы являются необоснованными.

Украинскую сторону на переговорах будут представлять министр иностранных дел Павел Климкин и председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. Российскую делегацию возглавят министр энергетики РФ Александр Новак и представители «Газпрома».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Поведение сегодняшней украинской власти напоминает душевнобольного с раздвоением личности – иначе ее действия назвать нельзя; двойные стандарты – во всем. С одной стороны, власть и ее приспешники называют РФ врагом и агрессором, разрывают с ней экономические связи, вводят санкции, ограничивают использование русского языка, запрещают российские фильмы, музыку, книги, всячески стараются оскорбить и унизить все, что каким-то образом связано с РФ. Маховик антироссийской пропаганды запущен на полную мощность.

В то же время, при таких откровенно враждебных взаимоотношениях, чиновники с украинской стороны надеются сохранить транзит российского газа через территорию Украины. Не добавляют шансов на сохранение транзита и взаимоотношения «Нафтогаза» с «Газпромом». НАК всячески препятствует реализации «Северного потока – 2», пытаясь арестовать активы «Газпрома» в Европе, и при этом надеется на успешные переговоры по сохранению транзита после реализации упомянутого проекта.

В данной ситуации условия по транзиту, предлагаемые украинской стороной России, должны быть настолько заманчивы и выгодны, чтобы ради их реализации Россия закрыла глаза на тот весь негатив, который изливает на нее украинская власть. Однако о таких эксклюзивных выгодных условиях транзита НАК даже не думает.

Украинская делегация едет на переговоры с «Газпромом» с предложением стандартных условий, которые применяются в формате взаимоотношений России и Европы, забывая, что на сегодня Украина и Россия – это не партнеры и друзья, а враги (благодаря политике действующей власти и вектору движения Украины). А для того, чтобы убедить врага сотрудничать, стандартных условий мало, – нужен особо выгодный эксклюзив, ради которого враг закроет глаза на все разногласия.
По словам Витренко, который озвучил предлагаемые условия по транзиту, «план Кремля заключается в том, чтобы после введения в действие этих проектов сказать Украине: смотрите, мы вообще можем через вас не совершать транзит. Поэтому если вы хотите получить какие-то средства, тогда давайте делайте то, что мы скажем. Пока они не в такой ситуации, но хотят ее создать».

То есть, в «Нафтогазе» отлично понимают, что после реализации проекта «Северный поток – 2» Украина как транзитёр больше не нужна России, сотрудничество будет возможным только при желании самой РФ и на ее условиях. Но вместо того, чтобы играть на опережение и работать над разработкой и реализацией выигрышных условий транзита, которые могут заинтересовать Россию, украинская компания продолжает вести диалог в ультимативной форме, что в итоге обернется для Украины полной потерей транзита. Витренко оценивает убытки нашей страны от запуска российских газопроводов в $ 3 млрд в год, что составит минус 3 % ВВП Украины. С такими «переговорщиками», Украине, по-видимому, следует быть готовой потерять эти средства.


«Нафтогаз» хочет вдвое снизить цену транзита газа

«Нафтогаз» предлагает НКРЭКУ снизить стоимость транзита по территории Украины в 2,3 раза с 2019 года. Об этом в понедельник, 16 июля, сообщила пресс-служба компании. «Группа “Нафтогаз” 13 июля 2018 года направила в НКРЭКУ предложения относительно изменений к действующей методике расчета тарифов на услуги транспортировки природного газа, которая была принята в сентябре 2015 года», – говорится в сообщении.

При расчете тарифов, по данным компании, «Нафтогаз» исходил из сценария почти полной загрузки мощностей газотранспортной системы Украины на точках выхода в ЕС – то есть с учетом транзита газа на уровне 141 млрд куб. м/год.
«Исходя из данного сценария и в случае перевода рассчитанных тарифов за мощность в тариф объемов физической транспортировки в расчете на 100 км, расчетная средняя стоимость транзита через территорию Украины на новый регуляторный период составит около $ 2,17 США/тыс. м³ на 100 км (с НДС и топливной составляющей). Этот уровень тарифа является на 20% меньше ставки платы за транзит по существующему контракту с ПАО “Газпром”, а также в 2,3 раза меньше средней стоимости транзита по действующим регулируемым тарифам, установленным НКРЭКУ в декабре 2015 года. Кроме того, такой тариф меньше ожидаемой стоимости транспортировки газа через маршрут “Северный поток-2” в расчете на 100 км, что дополнительно доказывает экономическую необоснованность построения данного трубопровода», – рассказали в пресс-службе компании.

В соответствии с параметрами сценария, использованного для расчета, уровень тарифа для внутренних точек входа для добычи в Украине составляет 127 грн/тыс. куб. м с НДС, для внутренних точек выхода к газораспределительным предприятиям и прямым потребителям – 136 грн/тыс. м³ с НДС.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Компания «Нафтогаз», равно как и правительство Украины, продолжает строить иллюзии относительно дальнейшей судьбы транзита российского газа через Украину, вместо того чтобы принять реальное положение вещей и выстраивать дальнейшую стратегию страны в газовых вопросах. Предложенная «Нафтогазом» цена транзита является тому четким подтверждением. По информации НАК, при расчете новых, сниженных тарифов «Нефтегаз» исходил из сценария почти полной загрузки мощностей газотранспортной системы Украины на точках выхода в ЕС – то есть с учетом транзита газа на уровне 141 млрд м³/год, что соответствует фактическим объемам транзита в 1998 году. Данный сценарий, по мнению НАК, возможен в случае не завершения строительства трубопровода «Северный поток-2», а также в случае разблокирования с российской стороны транзита газа, добываемого частными российскими компаниями и компаниями из Средней Азии.

Исходя из данного сценария, расчетная средняя стоимость транзита через территорию Украины на новый регуляторный период, переведенная из тарифа за мощность в тариф за объемы физической транспортировки, составит около 2,17 долл./тыс. м³ на 100 км (с НДС и топливной составляющей). Этот уровень тарифа в 2,3 раза меньше средней стоимости транзита по действующим регулируемым тарифам, установленным НКРЕКУ в декабре 2015 года.

Другими словами, НАК рассчитывает на то, что «Северный поток-2» не будет реализован, что вызывает огромные сомнения, учитывая отношение к этому проекту руководства РФ, возможности РФ (как финансовые, так и геополитические), а также позицию Германии касательно проекта. Кроме того, рассчитанная цена транзита базируется на предполагаемом в «Нафтогазе» объеме в 141 млрд м³/год, что является не более чем фантазией Коболева. Такого объема транзита не было с 1998 года:
1998 год – 141,1 млрд м3
1999 год – 133,3 млрд м3
2000 год – 120,6 млрд м3
2001 год – 124,4 млрд м3
2002 год – 121,6 млрд м3
2003 год – 129,2 млрд м3
2004 год – 137,1 млрд м3
2005 год – 136,4 млрд м3
2006 год – 128,5 млрд м3
2007 год – 115,2 млрд м3
2008 год – 119,6 млрд м3
2009 год – 95,8 млрд м3
2010 год – 98,6 млрд м3
2011 год – 104,2 млрд м3
2012 год – 84,3 млрд м3
2013 год – 86,1 млрд м3
2014 год – 62,2 млрд м3
2015 год – 67,1 млрд м3
2016 год – 82,2 млрд м3
2017 год – 93,5 млрд м3.

В реальности, после реализации проекта «Северный поток-2» транзит российского газа через Украину существенно сократиться, а возможно и полностью прекратится, в зависимости от отношений Киева и Москвы к тому времени. В любом случае, понимая политику РФ, которая направлена на поддержание всего национального (российского), независимо от предлагаемых «Нафтогазом» цен, загрузка своей газотранспортной системы будет для РФ приоритетом №1, а транзит через Украину будет осуществляется по остаточному принципу. Т.е. если будет потребность в транспортировке объемов, которые не способен полностью покрыть «Северный поток-2», они могут быть транспортированы через Украину, но в ущерб своей ГТС никто не будет транспортировать газ через украинскую трубу. В апреле 2018 года глава «Газпрома» Миллер заявлял об предполагаемом объеме транзита российского газа через Украину, после строительства «Северного потока-2» в 10–15 млрд м³ в год, что в 6-9 раз меньше чем сегодня. Соответственно, если исходить из объемов озвученных Миллером, доход Украины от транзита упадет с $3 млрд до $330-500 млн в год, а ежегодные потери составят минимум $2,5 млрд.

Если самые невероятные фантазии Коболева сбудутся, и Украина останется хотя бы с объемом транзита на уровне 2017 года – в 93,5 млрд м3, при снижении цены транзита на 20% от действующей цены для «Газпрома», потери составят $600 млн в год. Но есть одно – «но». На встрече с Трампом, Путин заверил, что Россия готова сохранить транзит и продлить контракт, если хозяйствующие субъекты двух стран (Россия и Украина) урегулируют споры. Спустя один день глава «Газпрома» Миллер, также заявил, что Россия может загрузить газотранспортные мощности Украины за счет роста поставок российского газа в Европу, который оценивается в 10-15 процентов в ближайшие пять-десять лет, но возобновить контракты на транзит с Киевом готова только после урегулирования судебных разбирательств. Речь идет о новом иске на $12 млрд который подал «Нефтегаз» 06.07.2018. Решение по этому спору в Стокгольмском арбитраже по оценкам руководства НАК можно ожидать не раньше конца 2020 года, при том, что строительство «Северного потока 2» запланировано на конец 2019 года.

Таким образом, для продолжения сотрудничества с «Газпромом» «Нефтегаз» либо должен отказаться от своих претензий на $12 млрд, либо ждать судебного урегулирования до конца 2020 года.

 

Дефицит внешней торговли в Украине вырос в 1,4 раз

Дефицит внешней торговли товарами в Украине в январе-мае 2018 года составил $ 2,05 млрд, что в 1,4 раза больше дефицита за аналогичный период предыдущего года на уровне $ 1,42 млрд. Как сообщается на сайте Государственной службы статистики Украины, экспорт товаров из Украины за указанный период, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, вырос на 12,9% – до 19,460 млрд долл., импорт – на 15,3%, до $ 21,515 млрд.

Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,90 (за январь-май 2017 года – 0,92), а внешнеторговые операции проводились с партнерами из 210 стран мира.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По оценкам Государственной службы статистики Украины, внешнеторговый баланс Украины по итогам 2017 года сведен с дефицитом в 2,625 млрд долл. против 541,6 млн долл. профицита за предыдущий год. Согласно данным НБУ, в январе-мае 2018 года дефицит торгового баланса составил $ 3,35 млрд, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2017 г. ($ 2,5 млрд).
Следует отметить, что разница в расчетах торгового баланса НБУ и Госстата составляет 63%. Так, НБУ оперирует данными по операциям ВЭД полученными от банков (осуществляют ВЭД расчеты), а Госстат получает информацию на основании анкетирования предприятий (юр. лица, численность рабочих которых провещает 10 человек). В случае экспорта товаров расчетными торговыми компаниями, в штате которых до 10 человек, Госстат не учитывает данные операции, что значительно искажает общую статистику. Поэтому подсчеты реального ВВП, которыми оперируют представители власти (по данным Госстата), вызывают сомнения из-за принципиального расхождения по значению чистого экспорта (составляющая ВВП).
Основным катализатором образования дефицита платежного баланса стали более высокие темпы роста импорта над экспортом, отток капитала вследствие выплат по внешним обязательствам.

Экспорт товаров за 5 месяцев 2018 года вырос на 11,7% и составил $ 17,7 млрд. Данный рост обеспечил экспорт черных и цветных металлов (+32% к соответствующему периоду 2017 года) благодаря увеличению физических объемов поставок черных металлов. Также существенное наращивание продемонстрировал экспорт руд (+25%).

Импорт товаров за 5 месяцев 2018 года увеличился на 14,3% в годовом измерении, прежде всего за счет продукции неэнергетического назначения, и составил $ 21,2 млрд. Кроме того, импорт химической продукции увеличился на 15% к соответствующему периоду 2017 года, а продовольственных товаров на 23,3%.

Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2018 году увеличится до 5,5% ВВП. Общепринято считать, что дефицит свыше 3% ВВП является повышенным, свыше 5% – опасным и говорит о наличии рисков для платежного баланса, в случае остановки притока капитала.

В целом дефицит платежного баланса Украины свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и активном вмешательстве импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов. С учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам мая $ 6,9 млрд, в условиях прогнозируемого дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 7,7 млрд (прогноз КМУ) и будущих выплатах по кредитам (государственным и корпоративным) на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


«Нафтогаз» отчитался о рекордной прибыли за прошлый

год Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» за 2017 год получила рекордную чистую прибыль благодаря победе в Стокгольмском арбитраже. Соответствующий отчет опубликован на сайте «Нафтогаза». Отметим, НАК опубликовал отчет за 2017 год, подготовленный в соответствии со стандартами GRI, вместе с консолидированной финансовой отчетностью, независимый аудит которой провела компания Deloitte.

Согласно отчету, второй год подряд «Нафтогаз» остается крупнейшим источником доходов госбюджета. Если в 2016 году выплаты составляли 74 млрд грн (около 10 % доходов бюджета), то в 2017 году – 110 млрд грн (около 15 % доходов госбюджета).
«Один из главных итогов нашей напряженной четырехлетней работы – исторические победы в Стокгольме, полученные в декабре 2017 года и феврале 2018 года. Мы избавились угрозы беспрецедентной долговой нагрузки на страну и получили право на компенсацию убытков на сумму почти $ 4,7 млрд», – заявил на презентации отчета глава правления НАК Андрей Коболев.

Кроме того, победа над «Газпромом» стала главным фактором прибыльности группы в 2017 году – «Нафтогаз» получил крупнейший за свою двадцатилетнюю историю чистую прибыль: 39,4 млрд грн (в 2016 году – 17,8 млрд грн). Без положительного эффекта Стокгольма по делу о транзите газа НАК понес бы чистый убыток в размере 7,4 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Общий доход компании «Нафтогаз Украины» за 2017 год составил 227,5 млрд грн. Наибольшая составляющая – доход, полученный от продажи газа населению и другим потребителям, – 89 млрд грн. Второе место в структуре общего дохода занимает транзит газа – 73,9 млрд грн. На третьем месте – транспортировка и продажа нефти и нефтепродуктов, на которую пришлось 34,8 млрд грн. Внутренняя транспортировка и хранение газа принесли компании 25 млрд грн. Прочие доходы – 4,9 млрд грн. В 2014 году финансовым результатом компания «Нафтогаз Украины» был убыток в 88,4 млрд грн. 2015-й НАК закончила с убытком в 36,3 млрд грн.

В 2016-м «Нафтогаз» вышел на прибыль в 17,8 млрд грн. В 2017-м его чистая прибыль составила 39,4 млрд грн, что на 121 % выше, чем в 2016 году. За этот же период, по расчетам Всемирного банка, уровень бедности в Украине вырос на 10 %: если в 2014 году за чертой бедности жило 15 % населения Украины, то в 2017-м таких людей стало уже 25 %. Если же считать бедными всех людей, неспособных самостоятельно оплатить счета за коммуналку, то есть простые бытовые потребности (что вполне логично, они не могут считаться ни богатыми, ни даже средним классом), то степень обеднения населения еще выше, чем рассчитал Всемирный банк.

В 2014 году, когда «Нафтогаз» был в убытке, 91 % населения Украины самостоятельно оплачивали счета за коммуналку без помощи государства, а всего 9 % нуждались в субсидиях. В 2015 году, когда убыток компании сократился более чем в 2 раза, число людей, для которых оказались неподъёмными их коммунальные счета за ЖКУ, возросло с 9 % до 35 %. В то время как «Нафтогаз» в 2016 году вышел на прибыль в 17,8 млрд грн, количество бедных (неспособных оплатить счета) возросло до 50 % от населения Украины. Наконец, в 2017 году НАК получила рекордную прибыль в 39,4 млрд грн, а количество бедных (неспособных оплатить счета) составило рекордные 58 %.

Безусловно, население Украины обеднело не только из-за «космических» тарифов и покрытия дефицита «Нафтогаза» – корень проблемы в целом в антисоциальной политике власти, но команда НАКа сыграла в этом процессе далеко не последнюю роль.


Доллар на валютном рынке дорожает

Курсовой разворот на валютном межбанке обернулся 18 июля резким подорожанием доллара – на 14 копеек, до 26,38-26,40 грн/$. Котировки «американца» стали расти еще вчера (на 6 копеек за день), и это, похоже, сильно впечатлило импортеров. Они ринулись с самого утра скупать валюту, чем с радостью воспользовались крупные продавцы – крупные корпорации-экспортеры.
Казначеи рассказывают, что достаточно активно распродавал доллар на росте курса государственный «Укрэксимбанк», и коллеги не уступали ему – ПУМБ, ING Bank, «УкрСиббанк».

Главным валютным скупщиком сегодняшнего дня назвали «Креди Агриколь Банк», уже меньше валюты брали его коллеги – «Райффайзен Банк Аваль» и ProCredit Bank. Следует отметить, что на внешних финансовых рынках индекс доллара (курс доллара к корзине из шести основных валют), вырос на 0,5% (до годового максимума), вследствие монетарной политики ФРС по увеличению учетной ставки.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Несмотря на международные тенденции, государственная монетарная политика стала сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений в Украине. Основными рисками для девальвации национальной валюты являются несбалансированный государственный бюджет, существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд (6,7% ВВП) и высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга – 82% ВВП, что вызывает существенный спрос на валюту.

Сегодняшний рост котировок обусловлен ситуативным ростом спроса на валюту на фоне девальвации гривны и достаточного ресурса для активной спекулятивной игры «на повышение». Поначалу на межбанке зарабатывали преимущественно компании-экспортеры, а затем и банки, которые устраивали распродажи со своих валютных позиций.

НБУ устраивает данная ситуация. Среднегодовой курс доллара в бюджете на 2018 год заложенный на уровне 29,3 грн и является ориентиром для наполнения доходной части бюджета. Доходы госбюджет с начала года не выполнены на 2,17 млрд грн.
Кроме того, Минфин уже заявляет, что бюджет не получит запланированные 21 млрд грн от приватизации крупных государственных объектов, что вызовет рост бюджетного дефицита.

В условиях будущих избирательных кампаний, радикальное сокращение расходов бюджета (пенсии, зарплаты, образование, медицина, оборона) и поднятие цен на газ для населения – маловероятно, вследствие чего целенаправленная девальвация национальной валюты является эффективным и краткосрочным механизмом наполнения бюджета (увеличение базы налогообложения импортных товаров).

Между тем, Украине в течение 2018-2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Однако МВФ и кредиторы ЕС, которые предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств. Кроме того, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на рынке (рост доходности 10-тилетних американских облигаций до 2,95%), международным кредиторам стало невыгодно кредитовать Украину. Прекращение выдачи новых кредитов от международных организаций Украине повышает суверенные дефолтные риски, а стоимость привлечения внешнего финансирования со стороны частных инвесторов вырастет с 7% до 8-12%, что существенно увеличит долговую нагрузку.
Следует отметить, что с средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 4,4 млрд грн: 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн , а на 19 июня – уже 9,9 млрд грн.

Поэтому в краткосрочной перспективе ожидается девальвация национальной валюты в связи с выводом нерезидентами ранее заведенной валюты. Низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 6,9 млрд, свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.

Дополнительные риски заключаются в том, что остатки на коррсчетах финучреждений превышают 57,1 млрд грн (в т.ч. неэффективная политика НБУ по рефинансированию банков), что дает спекулянтам гривневый ресурс для попыток раскачать курс. Однако с учетом сохранения учетной ставки на уровне 17,5% данная ликвидность будет направлена в другие доходные инструменты. Поэтому в среднесрочной перспективе курсовым ориентиром для национальной валюты будет 30 грн за доллар. Однако в условиях наращивания долгов, отсутствия реального, а не декларативного роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей) и существенного дефицита торгового баланса – девальвация национальной валюты может существенно ускорится после 2020 года.


С мая следующего года собственники квартир будут платить абонплату коммунальщикам

С 1 мая 2019 года должен быть установлен предельный размер платы за абонентское обслуживание (в расчете на одного абонента) для коммунальных услуг потребителям многоквартирных домов по индивидуальным договорам. Соответствующий проект постановления Кабмина обнародован для общественного обсуждения.

Предусмотрено, что максимальная плата за абонентское обслуживание определяется отдельно для услуг поставки тепла и горячей воды; централизованного водоснабжения и водоотвода; обращения с бытовыми отходами. Абонплата рассчитывается по формуле и зависит от минимальной заработной платы, среднего количественного состава домохозяйства (2,58 человек), коэффициента возмещения домохозяйством расходов, понесенных исполнителем при предоставлении этих услуг (в зависимости от услуги: 0,004; 0,0035; 0,0015). Размер абонплаты является результатом умножения указанных показателей.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

О планах правительства ввести абонплату на все жилищно-коммунальные услуги «Публичный аудит» предупреждал украинцев еще год назад. Такие обязательства взяли на себя Премьер-министр Украины (Гройсман), Президент (Порошенко), глава НБУ (Гонтарева) и Министр финансов (Данилюк), подписывая меморандум о сотрудничестве с МВФ. Этим же документом взяты обязательства пересматривать цену на газ каждые полгода, в связи с чем ожидается их повышение на 60-70% в текущем году.
Абонплата за все ЖК-услуги была внесена «народными избранниками» в новый закон «О жилищно-коммунальных услугах», принятый в прошлом году. Документ предусматривает, что плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии, которые регулируются отдельными законами) по индивидуальному договору состоит из:
1) платы за услугу, которая рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных коммунальных услуг;
2) платы за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабинетом Министров Украины;
3) платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление такой услуги, что определяется договором между исполнителем и совладельцами.

Кабмин рассчитал предельный размер абонплаты, как того требует принятый закон «Про жилищно-коммунальные услуги». Согласно формуле, предельный размер абонплаты будет составлять:
отопление – 38,42 грн;
горячая вода – 38,42 грн;
водоотведение – 33,62 грн;
холодная вода – 33,62 грн;
вывоз мусора – 14,41 грн.
Всего: 158,49 грн/мес.
Таким образом, с 2019 года всем украинцам придется платить ежемесячно около 160 грн абонплаты, независимо от того потреблялись услуги или нет.

Кроме того, добавится еще один вид платежей – плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома. Размер оплаты по данной услуге не будет регулироваться государством, а будет устанавливаться на договорных условиях. Это фактически означает, что монополисты самостоятельно определят кому из потребителей сколько платить и внесут эту цифру в договор, который должен подписать потребитель. Таким образом, в ближайшее время помимо повышения тарифов на газ, отопление, горячую воду и сокращения числа субсидиантов на 20%, украинцев ждет еще масса неприятных сюрпризов в виде абонплаты за ЖКУ и других новых платежей.


Украина за год экспортировала зерна на $ 6,4 млрд

Экспорт зерновых культур в 2017/2018 маркетинговом году (МГ, июль–июнь) составил 39,4 млн тонн на $ 6,4 млрд. Об этом в пятницу, 20 июля, сообщает пресс-служба Государственной фискальной службы. Согласно сообщению, крупнейшими покупателями украинского зерна в этот период стали Египет – на $ 724 млн (11,4 %), Китай – $ 594 млн (9,3 %), Испания – $ 459 млн (7,2 %), Индонезия – $ 375 млн (5,9 %) и Нидерланды – $ 348 млн (5,5 %).

При этом в разрезе культур было экспортировано: кукурузы – 17,8 млн тонн на $ 2,86 млрд (Китай – 16,4 %, Египет – 13,6 %, Нидерланды – 12,2 %); пшеницы – 17,2 млн тонн на $ 2,83 млрд (Индонезия – 13,3 %, Египет – 11,8 %, Бангладеш – 8,7 %); ячменя – 4,3 млн тонн на $ 0,64 млрд (Саудовская Аравия – 41,2 %, Китай – 19,3 %, Ливия – 6,6 %).

По данным ведомства, транспортировка 99 % зерновых осуществлялась морским транспортом (39 млн тонн). Больше всего отгрузили порты Черноморска (22 %), Одессы (19 %), Южного (19 %) и Николаева (18 %). При этом 306 тыс. тонн (0,8 %) было экспортировано железнодорожным транспортом и почти 80 тыс. тонн (0,2 %) – автомобильным.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минагрополитики, украинские аграрии с начала 2016–2017 маркетингового года (06.2016–07.2017) экспортировали рекордные 43,8 млн тонн зерновых (2015–2016 маркетинговый год – 39,5 млн тон зерновых).

По итогам 2017–2018 маркетингового года Украина экспортировала более 39,4 млн тонн зерновых, что на 10 % ниже показателя за аналогичный период 2016–2017 маркетингового года вследствие более худших погодных условий. При этом выручка от экспорта зерновых осталась на уровне предыдущего года – $ 6,4 млрд за счет более удачной ценовой конъюнктуры. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 17,2 млн тонн, ячменя – 4,3 млн тонн, кукурузы – 17,8 млн тонн.

Транспортировка 99 % всех зерновых происходила морским транспортом (39 млн тонн). Однако в стране существуют серьёзные проблемы с логистикой до портов. «Укрзализныця» не успевает обеспечивать транспортировку вследствие дефицита локомотивов и вагонов, а также их эффективного распределения. Данная проблема также касается и промышленных товаров.
Следует отметить, что в условиях, когда агрохолдинги из года в год увеличивают земельные банки для производства агросырья в ущерб среднему и малому агробизнесу, даже в благополучные годы происходит опасное балансирование на грани несоответствия между количеством выращенного и экспортируемого.

Нет в мире страны, которая бы так жестко обделяла свой внутренний рынок главным продовольственным ресурсом. Так, США в новом маркетинговом году намерены экспортировать 26 млн тонн, страны ЕС – 29 млн тонн. А из Украины заявок меньше, чем 35 млн тонн, не бывает. При том, что не производство и экспорт, а использование зерна внутри государства – главный показатель продовольственного благополучия населения.

Следует отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней в принципе нельзя много заработать, а в условиях, сложившихся в Украине, она ещё и импортозависима. Семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате практически все, что мы зарабатываем, сразу же тратится на закупку того, что нужно для выращивания нового урожая.

При этом за последние три года ускоренными темпами проводится деиндустриализация и потерян научный потенциал, состоялся отток профессиональных кадров, произошел банковский обвал, а реальные доходы украинцев упали.
АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года составил 18 % (в 2013 году – 9 %). Рост доли АПК в структуре ВВП прямо пропорционально связан с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 32,2 %, потянув за собой падение кумулятивного ВВП.

Любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые ориентируются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь они вообще не регулируют маржу. Поэтому сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


Размеры субсидий в Украине уменьшились на 40 %

С начала июня 2018 года правительство сократило размеры субсидий почти в половину – на 40 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом уведомила Государственная служба статистики в профильном отчете. «В июне 2018 года субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг получали 1 млн 609,2 тысяч домохозяйств. Средний размер назначенной субсидии уменьшился на 38,9 % и составил 100,7 гривен по сравнению с июнем 2017 года», – говорится в сообщении.

Отмечается, что за полгода правительство возместило населению 667,3 млн грн на оплату коммуналки, в то время как в прошлом году за шесть месяцев – 2,74 млрд гривен. Также отмечается, что 563 300 семьям была назначена субсидия на покупку сжиженного газа и топлива для обогрева. Общий годовой бюджет на субсидии составляет 71 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно последним данным Государственной службы статистики Украины, за І полугодие 2018 года государство перечислило поставщикам ЖК-услуг в виде субсидий 50,14 млрд грн и ещё осталось должно за потребленные услуги 7,5 млрд грн, суммарно израсходовано 57,64 млрд грн. На ІІ полугодие в бюджете осталось 13,36 млрд грн, или 18,8 % от всего бюджета, чего, безусловно, не хватает даже при нынешних тарифах, не говоря уже о повышении цены на газ, тарифов на тепло и горячую воду, что запланировано в текущем году.

В связи с нехваткой средств в бюджете нормальные правители, заботящиеся о гражданах своей страны, сократили бы свои расходы, отказались от премий и бонусов, временно урезали бы зарплаты, пересмотрели расходы на загранпоездки, транспорт, покупки, нашли б возможность увеличить бюджет для помощи нуждающимся. Однако действующую власть в Украине, к сожалению, нельзя назвать «нормальными правителями» – её заботит только собственный комфорт и благополучие.

В то время когда у миллионов малоимущих под разными предлогами отбирают субсидии, чем фактически обрекают на голодную смерть, в «Нафтогазе» выплачивают премии на $ 40 млн, в МВС закупают вертолеты на 1 млрд грн, а в Кабмине тратят десятки миллионов на политическую рекламу, в которой этим же пенсионерам, оставшимся один на один с огромными счетами и долгами, рассказывают о «покращенни» и заботе власти.

Для того чтобы отобрать у людей субсидии, в апреле текущего года Кабмин принял постановление № 329. Его подали как обновление программы предоставления субсидий, которое делает её более справедливой и адресной. На самом деле этими изменениями лишь расширен список причин, по которым субсидию отнимают. Самые распространенные из них – долги и родственники, не проживающие вместе.

По правилам предоставления субсидий, её могут лишить за долг, превышающий 340 грн (20 необлагаемых налогом минимумов), если такой не оспаривается в суде. Накопить подобный долг можно за неделю, не оплатив 1 или 2 квитанции. Большинство субсидиантов живет сегодняшним днем, не имея сбережений, которые если и были, то иссякли за последние 4,5 года антисоциального правления. Стоит человеку заболеть или попасть в какую-то неприятную ситуацию, у него сразу же образуется долг за коммуналку, еще месяц – он уже без субсидии. Что дальше? Доход не позволяет оплатить счет без субсидии и долги растут в геометрической прогрессии, затем потребителю отключают свет, газ и прочие услуги.

Ещё одна недавно появившаяся распространенная причина лишения субсидии – это члены семьи, не живущие вместе. До недавнего времени, подавая декларацию, претендент на субсидию указывал там членов семьи, проживающих вместе – теперь же нужно указывать тех, кто живет отдельно. Проблема заключается в том, что взрослые дети и родители или супруги иногда не общаются между собой, по разным личным причинам не поддерживают отношения, т. е. являются родственниками, но живут каждый своей жизнью.

Социальную службу, естественно, не интересуют подробности личной жизни субсидиантов – им нужно, чтобы документы были заполнены как положено, а отсутствие такой возможности у человека их интересует мало. В итоге получаем ситуацию, когда одинокий пенсионер с пенсией в 1500 грн не получает субсидию, поскольку его дочь или сын уехали 10 лет назад куда-то в другой город или страну и не поддерживают отношений с родителями.

Аналогичнаа проблема и у пенсионеров, с которыми проживают «взрослые проблемные дети» (алкоголики, наркоманы и т. д.). Пенсионер в таком случае на свою несчастную пенсию кормит себя, своего «проблемного ребенка» 40 лет, а еще и, возможно, 1–2 внуков. При этом ему отказывают в субсидии, поскольку на его безработного иждивенца насчитывают виртуальные три «минималки». Таких ситуаций и примеров – миллионы, за каждой из них стоят наши сограждане, которые нуждаются в помощи. Правительство, которое хочет бороться со злоупотреблениями в социальных выплатах, а не просто как можно больше их урезать без разбора, действует совершенно иными методами – адресно и индивидуально.

Социальный работник должен знать «в лицо» всех своих подопечных на участке, иметь представление об истории их жизни, условиях проживания, о составе семьи, доходах, понимать, в какой помощи нуждается претендент на субсидию – соответственно, оказывать такую помощь. А постоянные изменения правил, новые причины для отмены или отказа, урезание норм, бумажная волокита – это для обезличенного сокращения субсидиантов, а не для справедливости и адресности.