Дайджест 2–6/04/2018

Золотовалютные резервы Украины сократились

Международные резервы НБУ в марте сократились на 1,2%, до $ 18,191 млрд. Потерю части валютных запасов страны чиновники объяснили выплатами по госдолгу, на эти цели в марте пустили почти $ 1,3 млрд. В то же время Нацбанку удалось сохранить положительное сальдо своих интервенций на межбанковском рынке. В марте регулятор приобрел таким образом $ 510 млн, $ 210 млн из которых чиновники купили в формате валютного аукциона. За тот же период НБУ продал банкам из резервов $ 134 млн. По состоянию на 01.04.2018 международные резервы (оперативные данные НБУ) составили $ 18,2 млрд (апрель 2013 г. – $ 25,2 млрд), что на $ 617 млн меньше, чем на конец 2017 года.

Основным катализатором уменьшения резервов стали платежи правительства и НБУ по внешнему долгу. Так, было оплачено $ 1,2 млрд для погашения и обслуживания государственного и гарантированного госдолга в иностранной валюте: $ 562,3 млн – обслуживание по еврооблигациям и $ 678,8 млн – обслуживание и погашение по ОВГЗ, в иностранной валюте (тех самых, в которые активно вкладывались иностранные инвесторы, заводя в страну дополнительные объёмы валюты и опуская курс доллара). Также в прошлом месяце в пользу МВФ выплачено $ 186 млн. Кроме этого, на объём резервов повлияла переоценка финансовых инструментов (изменение рыночной стоимости курса) на сумму $ 43,2 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала в государственные ценные бумаги в связи с высокой доходностью (учетная ставка – 17 %). Вследствие притока иностранной валюты НБУ скупает избыток доллара, укрепляя нацвалюту. Однако при обратном погашении бумаг инвесторы начнут обратно выкупать валюту, что может привести к девальвации.

Следует отметить, что, согласно «Стратегии валютных интервенций НБУ на 2016–2020 годы», валютная интервенция Нацбанка по единому курсу проводится в случаях, когда необходимо предоставить рынку чёткий курсовой ориентир. При такой интервенции регулятор пропорционально удовлетворяет заявленные субъектами рынка суммы по единому определённому обменному курсу гривны к иностранной валюте. По итогам марта НБУ купил на межбанковском рынке $ 510 млн (продал $ 134 млн по интервенциям). Таким образом, чистая покупка валюты Национальным банком составила $ 376 млн. Также в прошлом месяце в резервы поступило $ 669,5 млн и € 123,3 млн от размещения правительством ОВГЗ, деноминированных в иностранной валюте.

Кроме того, чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в феврале 2018 года составили всего $ 6,4 млрд (на конец 2013 года – $ 15,2 млрд). С учётом общего сокращения международных резервов чистые резервы по итогам марта также уменьшатся.  При этом, по прогнозу КМУ, дефицит торгового баланса в 2018 г. составит $ 7,7 млрд (7 % от прогнозного ВВП в 2018 году). Однако в случае дальнейшей негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами), учитывая последствия от блокады Донбасса, платёжный дефицит может увеличиться.

В 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам. Поэтому низкий уровень чистых международных резервов свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нацвалюты и подтверждает высокие девальвационные риски.


Минфин снова одолжил деньги на внутреннем рынке

Министерство финансов Украины на плановом еженедельном аукционе по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) привлекло в государственный бюджет 184,258 млн грн. Как сообщается на сайте министерства, средства привлечены в результате продажи одной серии облигаций сроком обращения 91 день со средневзвешенной доходностью 17,33 % годовых. Размещение валютных облигаций не проводилось.

По состоянию на 3 апреля объём ОВГЗ в обращении по сумме основного долга составил 744,911 млрд грн, при этом в собственности Национального банка находятся облигации на 350,325 млрд грн, или 47 % от их общего объёма.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно госбюджету на 2018 г., граничный объём дефицита госбюджета установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5 % от прогнозного ВВП). Кроме того, доходы госбюджета утверждены на уровне 917,9 млрд грн, что на 19 % больше доходов бюджета–2017 (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3 %, инфляция – 9 %), в связи с чем заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов, и это приведет к росту дефицита. В условиях низкого администрирования налогов (в первом квартале госбюджет недовыполнен по доходам на 6,3%), бюджетный дефицит может увеличиться до 4 %.

В условиях низких поступлений в бюджет и временного прекращения сотрудничества с международными кредитными организациями, которые предоставляют кредиты по низким процентам, Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет через первичное размещение ОВГЗ. Следует отметить, что гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учётной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17 % годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает иностранцев идти на риск.

Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заёмных ресурсов.

По итогам января–марта 2018 г. привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 22,5 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56 %, что существенно увеличит в краткосрочном периоде долговую нагрузку на бюджет (обслуживание коротких облигаций может увеличить госдолг в текущем периоде до 3,7 млрд грн).

Согласно госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82 % от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг.
По состоянию на 05.04.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 745 млрд грн (держатели ОВГЗ: НБУ – 47%, банки – 47 %, юрлица – 4 %, нерезиденты –2 %).

Деньги, полученные от размещения ОВГЗ, направляются Минфином в общий фонд госбюджета на финансирование расходной части бюджета, а также обеспечат социальное финансирование в преддверии избирательной кампании. Следует отметить, что финансирование высокого дефицита через короткие долговые инструменты несёт высокую степень риска для национальной экономики (существенное увеличение инфляционных и девальвационных процессов).


«Укргаздобыча» в 2017 году увеличила чистую прибыль в 2,6 раза

ПАТ «Укргаздобыча» в 2017 году увеличило чистую прибыль в 2,6 раза (на 18 млрд 552,909 млн грн) по сравнению с 2016 годом – до 30 млрд 472,509 млн грн (около $ 1,16 млрд). Согласно аудированному Deloitte отчёту на сайте компании, ее чистый доход за 2017 год возрос на 36,4% (на 20 млрд 51,075 млн грн), до 75 млрд 92,221 млн грн; валовая прибыль – в 2,2 раза (на 23 млрд 56,524 млн грн), до 42 млрд 62,432 млн грн.

Добыча газа УГВ в 2017 году увеличилась на 4,4 % по сравнению с 2016 годом, до 15 млрд 250,842 млн куб. м. Объем эксплуатационного и поисково-разведочного бурения в 2017 году возрос на 21,2 % (на 41,991 тыс. м) по сравнению с 2016 годом, до 240,415 тыс. м.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В 2017 году ПАТ «Укргаздобыча», акции которой на 100 % принадлежат государству, добыла 15,25 млрд м3 газа. Суммарные затраты компании, согласно отчётности, за 2017 год составили 44,62 млрд грн, в т. ч.:
1) плата за пользование недрами и другие налоги – 22,28 млрд грн;
2) амортизация – 6,66 млрд грн;
3) расходы на персонал и соответствующие социальные отчисления – 2,24 млрд грн;
4) прочие расходы – 1,84 млрд грн;
5) административные расходы – 0,78 млрд грн;
6) прочие операционные расходы – 1,57 млрд грн;
7) финансовые расходы (проценты по займам) – 0,43 млрд грн;
8) другие расходы (обесценения основных средств) – 2,23 млрд грн;
9) налог на прибыль – 6,58 млрд грн.

Из приведенной официальной финансовой отчётности «Укргаздобычи» четко видно, что себестоимость газа собственной добычи в 2017 году составляла 2 926,0 грн на 1 тыс. м3. При этом из себестоимости в 2 926,0 грн налогов – на 1893,0 грн. Без налогов расходы «Укргаздобычи» составляли 1033 грн на 1 тыс. м3. Таким образом, в структуре затрат «Укргаздобычи» налоги составляют 64,7 %.

Но даже с таким уровнем налогообложения компания выходит на цену газа в 2926 грн за тыс. м3, а населению продают этот газ по формуле «Дюссельдорф+», введенной Гройсманом, по цене 6 957 грн за тыс. м3 и ещё ведут дискуссию о повышении минимум на 18 %. Кроме того, следует обратить внимание, что при себестоимости в 2926 грн за тыс. м3 добыча выросла на 4,4 %, а объём разведки и бурения – на 21,2%, что указывает на достаточность этих средств для наращивания добычи.


Порошенко заявил о росте местных бюджетов

Местные бюджеты за два месяца 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 21,3%. Об этом во время расширенного правительственного совещания по вопросам децентрализации и регионального развития в Виннице сообщил президент Петр Порошенко, пишут Буквы в четверг, 5 апреля. По его словам, такая тенденция продолжается уже несколько лет подряд.

Президент добавил, в этом году Фонд регионального развития увеличен с 3,5 млрд гривен до 6 млрд гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Напомним, в январе доходы местных бюджетов выросли по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году на 26,3 %, или на 3,2 млрд грн, и составили 15,356 млрд грн. Согласно данным Казначейства, по состоянию на 01.03.2017 доходы местных бюджетов за январь–февраль составили 34,2 млрд грн, что на 5,3 млрд грн (+18,3 %) больше аналогичного периода предыдущего года. При этом выполнение плана составило 101,8 %. Соотношение доходов местных бюджетов (без учёта дотаций и трансфертов) к доходам сводного бюджета по итогам должно составить 21,8 %. При этом данный показатель по итогам 2017 года составил 22,8 %, а в 2013 году – 23,7 %.

Согласно вышеописанным данным никакой децентрализации не происходит, а важным фактом номинального роста доходов местных бюджетов стало принятие изменений в Бюджетный кодекс (декабрь 2017 года), вследствие чего уменьшено изъятие средств из местных бюджетов в государственный.
Кроме того, основным источником доходов (без учёта дотаций и трансфертов) местных бюджетов являются отчисления ПДФО (59,9 % от налоговых отчислений). Поэтому увеличение средних зарплат по итогам января–февраля 2018 года составило 27 % (к соответствующему периоду 2017 года), что повлияло на увеличение базы налогообложения ПДФО.

Однако данные законодательные действия привели к негативным последствиям, а именно: ускоренному росту инфляции (как результат, в отложенных периодах будут переоценены бюджетные расходы в сторону их увеличения, что повлияет на рост дефицита местных бюджетов). Так, дефлятор ВВП, отображающий ценовой индекс изменения общего уровня цен на товары и услуги в экономике по итогам 2017 года составил 22 %.

Следует отметить, что государственный бюджет за І квартал не выполнен по доходам. По данным Казначейства, все подразделения ДФС в январе–марте 2018 года собрали 196,6 млрд грн (налоговая – 123,2 млрд грн, таможня – 73,4 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 33,7 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС достигло всего 162,9 млрд грн, а это на 6,1 %, или на 10,5 млрд грн, меньше установленных Минфином плановых показателей. Общий фонд госбюджета за январь–март недовыполнен по доходам к плану на 7,2 % и получил 170,913 млрд грн.

Так, в условиях низких поступлений в бюджет Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет через первичное размещение ОВГЗ. По итогам января–февраля 2018 года привлечено в госбюджет 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 15,8 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах. Кроме того, Министерство финансов на аукционе 20 марта продало облигаций внутреннего госзайма на 6,366 млрд грн.

Поэтому, выполнение доходной части ставится под сомнение – в результате возможны неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита (повышенная инфляция и девальвация).


РФ остаётся крупнейшим поставщиком угля в Украину

В первые три месяца 2018 года Россия оставалась крупнейшим экспортером угля в Украину. Об этом в четверг, 5 апреля, сообщает РИА Новости-Украина со ссылкой на данные Государственной фискальной службы. В целом в 2018 году импорт каменного угля и антрацита увеличился на 57,6% до 5,745 миллиона тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении импорт в Украину угля за этот период вырос на 33,5% до 760,5 миллионов долларов. Из этого объема Россия поставила уголь на $ 472,397 млн, США – на $ 219,929 млн, Канады – на $ 48,365 млн, другие страны – на $ 19,777 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До 2014 года Украина добывала в 2,4 раза больше угля, чем сегодня. Основной объём добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн: его запасы достигали 240 миллиардов тонн, там находились практически все марки угля: антрацит, коксующийся и газовый. На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причём, ни одна из них не добывает антрацитовый уголь. Сегодня антрацит импортируется Украиной на 100 %, своего не осталось.

Общий объём добычи угля всех марок в Украине катастрофически упал:
 2013 год – 83,69 млн тонн;
 2014 год – 64,99 млн тонн;
 2015 год – 39,74 млн тонн;
 2016 год – 40,86 млн тонн;
 2017 год – 34,92 млн тонн.

На начало 2018 года, по информации Министерства экологии и природных ресурсов Украины, 36 шахт на временно неподконтрольных Украине территориях полностью затоплены и не подлежат восстановлению. Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта.
По результатам 2017 года валютные расходы Украины на покупку угля выросли на 87 % – с $ 1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году.

Доля российского угля в общем объёме импорта в 2017 году составила 56,6 %, в денежном эквиваленте он составил $ 1,55 млрд, в 2016 году этот показатель был равен $ 0,9 млрд. Начиная с февраля 2017 года, после организованной «активистами» блокады Донбасса, возникла потребность в больших поставках импортного угля. При этом со стороны ОРДЛО никаких препятствий поставлять уголь на территорию Украины не было, что подтверждали представители ДНР на встрече в Донецке с руководителем Минтопэнерго Насаликом. Перестав покупать уголь на Донбассе, Украина начала тратить валюту на уголь из США, ЮАР и РФ, за который могла бы платить гривнами по более низкой цене и экономить на доставке.

Представители правящих партий в Украине «на публику» называют Россию «агрессором» и «оккупантом», голосуют за соответствующие законы, не упускают возможности показательно ругаться на камеру в сторону России и всего, что с ней связано. Но за кулисами этого «театра абсурда» идёт активный бизнес на самом высоком уровне, которому чужды эмоции и псевдопатриотизм.
Украины могла бы продолжать закупать уголь напрямую из Донбасса, как это делалось в 2014–2016 гг.
Всего за один 2017 год Украина понесла дополнительные расходы на закупку угля в сумме $ 1,3 млрд. Кроме этого, блокада привела к росту тарифов на электроэнергию и дополнительным расходам украинцев на 10 млрд грн.


ФГИ сократил список крупных объектов приватизации

В обновленном перечне Фонда госимущества в группе крупнейших объектов, подлежащих приватизации в текущем году, осталось только четыре предприятия. Фонд госимущества Украины (ФГИ) в связи со вступлением в силу нового закона «О приватизации государственного и коммунального имущества» пересмотрел перечни объектов на приватизацию в 2018 году. В частности, из списка исключены контрольные пакеты акций пяти облэнерго, блокирующие пакеты акций трех облэнерго и «Донбассэнерго».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В новых списках, по сравнению с утвержденными в конце прошлого года, отсутствуют также 75,22% акций «Турбоатома», 51% акций «Запорожского титано-магниевого комбината», 50% – «Азовмаша», 40% – «Світ ласощів». Из четырех планировавшихся к продаже ТЭЦ – Криворожской, Николаевской, Днепровской и Херсонской – оставлена только Николаевская.

В то же время в список включены блокпакеты по 25% акций «Нафтохимика» Прикарпаття и нефтеперерабатывающего комплекса «Галичина», а также 100% Украины туристической, 76,7588% акций Херсонского хлопкового комбината. В обновленном перечне в группе крупнейших объектов, подлежащих приватизации в текущем году, осталось только четыре позиции: 99,567% акций Одесского припортового завода (ОПЗ), 99,995% – «Сумыхимпром», 68,009% – «Запорожского производственного алюминиевого комбината» и 78,29% – «Центрэнерго». При условии одобрения правительством условий продажи, выставление первых трех на конкурс запланировано на май, «Центрэнерго» – на июнь.

Следует указать, что новость СМИ назвали некорректно, поскольку количественные планы приватизации по итогам года у ФГИ остаются те же. На сайте ФГИ указано, что в Фонде готовят нормативную базу по всем объектам в соответствии с новым законом, а отсрочка приватизации, в частности пакетов акций облэнерго, – временная мера. Согласно переходным положениям нового закона о приватизации, список должен быть заново утвержден Кабмином.

В данной ситуации следует отметить, что вступление в силу нового закона сыграло в пользу бюджета Украины, хоть и временно. Так, ФГИ выставил на торги 20 марта 25% акций ПАО «Одессаоблэнерго» по стартовой цене 149 млн грн. Однако в 2017 году такой пакет акций не удалось продать, из-за отсутствия предложений за 631,3 млн грн. Сейчас Кабмин пересматривает критерии к предприятиям, которые готовятся к приватизации (в первую очередь указанные пакеты акций нескольких облэнерго). Скорей всего, в течение года акции облэнерго будут снова выставлены на продажу.

В минувшем году именно акции облэнерго стали основным наполнителем бюджета в графе приватизации. Так, согласно закону о госбюджете на 2017 год, поступления от приватизации были запланированы в сумме 17,1 млрд грн. Однако, по данным ФГИ, за 12 месяцев 2017 года в бюджет мобилизовано 3,37 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов).

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита (согласно закону о госбюджете – 80,6 млрд грн). По данным ФГИ, за 2 месяца текущего года от приватизации получено 26,2 млн грн. В целом, основная проблема по версии ФГИ для них осталась та же: к приватизации хотят пустить 380 госпредприятий, однако на сегодня фактически процесс приватизации можно начать касательно порядка 150 госкомпаний, находящихся в управлении ФГИ (64 – неликвидные, у государства неконтрольный пакет; 89 – ликвидные, но одна половина – убыточные, у второй – существенные долги).

Государственная доля в уставном капитале топ-объектов («Турбоатом», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Азовмаша», «Свит ласощив», «Центренерго», ТЭЦы – Криворожская, Николаевская, Днепровская, Херсонская,) составляет порядка 8 млрд грн (основные средства – 15 млрд грн). При этом половина предприятий является убыточной, еще у части – в миноритарных акционерах находятся представители крупных финансово-промышленных групп, которые фактически управляют менеджментом выставленных на приватизацию компаний и заинтересованы в их выкупе по заниженным ценам.

Как уже не раз указывал «Публичный аудит» в своих анализах, приватизация активов во время экономического падения – неэффективное решение, так как активы обесцениваются (приватизация «Укртелекома» в 2011 составила $ 1,3 млрд, 6-ти облэнерго в 2012 – $ 0,8 млрд). Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет в разрез национальным интересам нашей страны (Одесский припортовый завод).


В Украине из 20 тыс. км теплосетей за год отремонтировано только 286 км

Вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко констатирует низкий уровень обновления теплосетей: «Из 20 тыс. км теплосетей за год отремонтировано только 286 км, что составляет 1,5% от общей протяженности». При этом, по его словам, в денежном эквиваленте расходы на жилищно-коммунальное хозяйство растут вместе с ростом местных бюджетов.

«Но если сравним в процентах, насколько выросли бюджеты и эти расходы — то они уменьшились… Всегда местное самоуправление тратило около 20% средств на поддержку ЖКХ. Сейчас – 10%, 12%, и время от времени 7%», – сказал Зубко. Министр также отметил, что обновление ЖКХ – это полномочия местных органов власти. «Бездействие или ненадлежащее исполнение своих обязанностей — одна из главных угроз эффективной деятельности местных властей», — прокомментировал он. По словам Зубко, сейчас идет дискуссия о законопроекте, определяющем право обращения в суд в случае бездействия или превышения полномочий местной властью. В Украине 5-й год идет «реформа ЖКХ», которая увы, началась и закончилась исключительно повышением тарифов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Напомним, одним из аргументов повышения тарифов была высокая степень изношенности ЖК-инфраструктуры, которую власть обещала модернизировать и привести в порядок за счет дополнительно собранных с населения денег. И вот уже четвертый год население платит по завышенным тарифам, а жилищно-коммунальная инфраструктура не то чтобы не обновилась, а наоборот еще больше пришла в упадок.

Генадий Зубко пытается переложить всю ответственность за провал в данном направлении на местную власть, однако вина здесь солидарная, в том числе и самого министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также НКРЕКУ, в полномочия которой входит утверждение тарифов, инвестпрограмм и контроль за их выполнением.

Ежегодно предприятия ТКЭ утверждают инвестиционные программы по модернизации и ремонту оборудования и сетей. Финансовые ресурсы на выполнение данных программ закладываются в тарифы на тепло и горячую воду. Население оплачивает эти тарифы, а ремонтов фактически нет, что говорит о ненадлежащем контроле со стороны регулятора за их выполнением. В итоге, не смотря на увеличение тарифов на тепло и горячую воду в 3 раза, потери в сетях с 2015 по 2017 год не уменьшились, а наоборот возросли:
– в Киевской области с 12% до 19,5%;
– в Николаевской обл. с 13,9% до 18,3%;
– в Ивано-Франковской обл. с 11,9% до 16,9%;
– в Хмельницкой обл. с 13,4% до 16,6%;
– в Донецкой обл. с 14,8% до 17,7%;
– в Запорожской обл. с 14% до 19,4%;
– в Черкасской обл. с 14,5% до 19,6%;
– в Киеве с 19,7% до 20%;
– во Львовской обл. с 14,8% до 22,4%;
– в Сумской обл. с 21,2% до 25,6%;
– в Винницкой обл. с 21,6% до 24,1%;
– в Херсонской обл. с 20,4% до 39,9%.

Приведенная динамика роста потерь тепловой энергии в сетях свидетельствует о том, что повышение тарифов проводилось не для энергоэффективности, модернизации или ремонтов ЖК-инфраструктуры, а для банального заработка. Как видим, вкладывать средства в ремонт никто и не собирался.


Прибыль НБУ может сократиться до 35 млрд грн

Совет Национального банка согласовал расчет части прогнозируемой прибыли регулятора к распределению за 2018 год, который планируется перечислить в госбюджет-2019. Об этом сообщил глава Совета НБУ Богдан Данилишин. Совет НБУ, в соответствии со ст. 9 закона «О Национальном банке Украины», подал в Верховную Раду и Кабинет министров сведения о части прогнозируемой прибыли к распределению за 2018 год, что планируется перечислить в государственный бюджет в 2019 году 34,9 млрд грн.

График перечисления прибыли в государственный бюджет, согласованный с Министерством финансов Украины, предусматривает ежемесячные транши на сопоставимую сумму до конца года. Подобные транши призваны сгладить влияние изменений объема средств правительства на колебания ликвидности банковской системы и способствовать достижению инфляционных целей НБУ.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно обнародованному НБУ балансу, его обязательства на 1 января 2018 г. составляют 817 млрд грн, из которых наличные деньги в обращении и средства банков – 401 млрд грн, общие и другие резервы – 54,7 млрд грн, резервы переоценки активов и обязательств – 153,7 млрд грн.
В то же время в балансе на начало этого года пока отсутствуют обязательства по перечислению прибыли НБУ по итогам 2017 года в бюджет.

В законе о госбюджете-2018 предусматривается, что НБУ в этом году должен перечислить в госбюджет 50,55 млрд грн (5,5% от доходной части бюджета). В 2017 году НБУ направил в госбюджет 44,4 млрд грн прибыли за 2016 год. Следует отметить, что с начала года Минфином было погашено ОВГЗ на 10 млрд грн, держателем которых был НБУ. Поэтому данные средства в следующих периодах будут перечислены в бюджет как часть прибыли за предыдущий год.

Согласно принятому госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82% от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг. Гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17% годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает иностранцев идти на риск. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала. Нерезиденты инвестируют преимущественно в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики, в связи с последующим выводом денег с процентами. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов, либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и, по сути, скрыто разворовывают бюджетные средства.

По итогам января-марта 2018 г. привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом, срок обращения облигаций на 22,5 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56%, что увеличит денежную массу при погашении бумаг в будущих периодах. В целом, госбюджет за январь-март не выполнен по доходам к плану на 7,2% и получил 170,913 млрд грн, что может повлечь к увеличения бюджетного дефицита. Так, доходы госбюджета утверждены на уровне 917,9 млрд грн, что на 19% больше доходов, утвержденных в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3%, инфляция – 9%), в связи с чем заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов.

Поэтому, выполнение доходной части ставится под сомнение – в результате возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита (повышенная инфляция и девальвация).


Владимир Гройсман: Рост экономики, изменение модели производства и дальнейшая демонополизация рынка – ключевые задачи Правительства

Рост экономики, изменение модели производства с сырьевого на формирование добавленной стоимости, демонополизация рынков и прозрачные регуляции – ключевые задачи, которые поставлены перед Правительством. Об этом сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время встречи с народными депутатами. Они инициировали встречу с целью обсуждения насущных вопросов жизни страны. «Убежден, что вопросы экономики – это приоритет… Задача политиков, общественности, правительства – сделать так, чтобы ситуация была лучше, стабильности было больше, а безопасность – в постоянном приоритете», – сказал Владимир Гройсман.

Участники встречи обратили внимание на необходимость усиления процессов демонополизации рынков и усиления роли Антимонопольного комитета в качестве ключевого органа защиты конкуренции. Как отметил Глава Правительства, владельцем земли в Украине может быть только фермер, работающий на земле, а не большие латифундистской холдинги или иностранные предприятия. Он уверен, что при таких условиях земля станет эффективным ресурсом для фермера и его эффективным инструментом развития. Премьер-министр также напомнил присутствующим основные пункты программы поддержки фермерства – в сегменте животноводства, кредитования, стимулирование создания кооперативов и обеспечения техникой.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Гройсман озвучил стандартный набор предвыборных лозунгов, которые хоть и звучат регулярно, но на практике действия власти направлены абсолютно в противоположном направлении. Вместо демонополизации рынков, бизнес по всем направлениям все больше монополизируется. Мелкие участники рынка уничтожаются, а крупный монопольный бизнес поддерживается и стимулируется государством. Под видом контроля за благоустройством территории, активно сносятся мелкие магазины и рынки, на месте которых вырастают супермаркеты, торговые центры и сетевые магазины.

Якобы заботясь о безопасности пищевых продуктов, вводятся запреты на частную продажу сельхоз продукции. Под предлогом борьбы с бедностью и желанием увеличить доходы населения, малый и средний бизнес подвергается усиленному налоговому давлению, результатом чего является банкротство и закрытие сотен тысяч частных предприятий и предпринимателей.

Антимонопольный комитет практически уничтожен: вместо выполнения своих ключевых функций он превратился в инструмент платного блокирования нежелательных результатов тендеров. Вместо прозрачной регуляции, правительство и другие регуляторы, вводят коррупционные, не прозрачных формулы («Роттердам+», «Дюссельдорф+», «RAB-тарифы») вымывающие десятки миллиардов из карманов украинцев.

Правительство декларирует поддержку фермеров и защиту их прав на землю, а на деле делает все для того, чтобы разорить их и выжить с этой земли, а на их место поставить свои латифундистские холдинги. Сегодня в руках частных хозяйств сконцентрировано:
68% поголовья крупного рогатого скота;
77% поголовья коров;
45% поголовья свиней;
85% поголовья овец и коз;
41,5% птиц.

Население производит 40% мяса, 63% молока и 35% яиц на общую суму около 150 млрд грн в год. Под видом заботы о «безопасности пищевых продуктов», крупные сельхоз холдинги, через своих лоббистов из правящих партий, хотят уничтожить конкурентов в лице частных хозяйств и полностью монополизировать рынок мясо-молочной продукции.

Гройсман заявляет о поддержке животноводов, обеспечении их техникой и кредитами, а на деле государственная поддержка сельхозпроизводителей начинается и заканчивается финансированием своих холдингов. В 2017 году средства из программы поддержки животноводства получили, например, Юрий Косюк (бывший первый заместитель главы администрации Президента Порошенко) – 1,4 млрд грн и Олег Бахматюк – 517 млн грн.


В феврале доля проблемных кредитов составила 56,2%

В феврале доля неработающих кредитов (NPL) в банковской системе составила 56,20 % по сравнению с январем. По состоянию на 1 марта общий объём выданных кредитов сократился с 1,129 трлн грн (на 1 февраля) до 1,113 трлн грн. Из них неработающие кредиты – 625,503 млрд грн.

Рост доли проблемных кредитов произошел за счет роста этого показателя по неплатежеспособным банкам (увеличился с 42,77 % до 44,38 %).
При этом в госбанках плохие кредиты сократились на 0,08 п. п., до 72,14 %, в Приватбанке – на 0,34 п. п., до 86,67 %, иностранных группах – на 0,77 п. п., до 43,92 %, в банках с частным капиталом – на 1,04 п. п., до 24,83 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

НБУ начал публикацию статистики по неработающим кредитам согласно международным стандартам отчетности. Доля проблемных кредитов в 2016 году увеличилась с 22,1%, или на 8,4 п. п., до 30,5 %. Высокий уровень токсичных кредитов сегодня – одна из основных угроз устойчивости финансового сектора. Следует отметить, что Украина является страной с наибольшим историческим мировым максимумом доли NPL (неработающих кредитов) – 56,2 % (агентство Moody`s признало уровень NPL в Украине самым высоким среди стран СНГ и Восточной Европы). По итогам 2013 года доля проблемных кредитов в банках составляла 7,7%.

Активы работающих банков Украины, без учёта неплатежеспособных финансовых учреждений, за 3 квартала 2017 года составили 1,283 трлн грн. По состоянию на 1 декабря количество работающих в Украине банков, имеющих лицензию на осуществление банковской деятельности, достигло 84, в том числе 40 банков – с иностранным капиталом.

Следует отметить, что уровень токсичности необслуженных кредитов продолжает оставаться критически высоким. Так, по данным НБУ, на 01.03.2018 кредитный портфель украинских банков равен 1,113 трлн грн (экв. долл. – $ 42 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом, по данным НБУ, в корпоративном портфеле банков объём необслуженных кредитов составляет 625 млрд грн, или 56,2 %.

Доля неработающих кредитов в госбанках – 72,14 % (значительная часть относится к «Приватбанку» – 86,7 %), в банках с иностранным капиталом – 44 %, с частным капиталом – 25 %. При этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 января – 50,6 %, в иностранной валюте – 63 %.
Существенная часть – 27 млрд грн – это необслуженные кредиты в АТО и Крыму. Кроме того, на 20 крупнейших бизнес-групп приходится около 50 % общего количества NPL, которые брали кредиты в банках, связанных с собственниками бизнеса.

Следует отметить, что кризис 2014–2017 привел к наибольшему сокращению уставного капитала именно в банках с украинским частным капиталом на фоне госбанков и финучреждений с иностранным капиталом. Таким образом, данные банки потеряли около 61 млрд грн уставного капитала, являющегося одним из основных показателей надлежащего уровня защищенности финучреждения от непредсказуемых рисков и сопровождающих их убытков.

Общим знаменателем для вышеописанных банков является то, что их позиции на рынке напрямую зависят от влиятельности владельцев. А точнее, от способности выбить у государства какие-либо льготы или очередное повышение тарифов для принадлежащих им естественных монополий, за которые в итоге платит не только госбюджет, но и все остальные участники рынка, а также рядовые граждане. Кроме того, повышение учетной ставки НБУ до 17 % привело к повышению доходности по ОВГЗ как основного инструмента для получения доходов банка вместо кредитования бизнеса. Кроме того, такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке – таким образом, незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заёмных ресурсов. Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе свидетельствует о высоких рисках новой волны банковского кризиса.


Обнародован список компаний-должников по зарплате

Министерство юстиции Украины создало антирейтинг наибольших предприятий-должников по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями. Соответствующий список обнародовала пресс-служба ведомства в понедельник, 2 апреля.

«Это иллюстрация того, что сегодня имеют место грубые нарушения предприятиями трудовых прав людей. Министерство юстиции будет принимать все меры для ликвидации их задолженности перед своими работниками», – подчеркнула заместитель министра юстиции Светлана Глущенко. Она также добавила, что подобные антирейтинги будут созданы и опубликованы во всех регионах Украины. Суммарно за последние 4 года долги по выплате зарплаты увеличились на 225 % (в 3,2 раза).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Рост долгов по зарплате – это небольшой пример, иллюстрирующий откровенное вранье власти, которая утверждает, что в наследство от «папередников» им досталась полная разруха и упадок. По состоянию на начало 2014 года новой власти досталась задолженность по выплате заработной платы, с учетом Крыма и Донбасса, в суме 0,753 млрд грн.

За первый год правления долг по выплате зарплаты вырос почти вдвое, до 1,32 млрд грн (на 01.01.2015), причём, это уже без Крыма и части Донбасса.
На 01.01.2016 он увеличился ещё на 42 %, до 1,88 млрд грн. Наконец, на 01.03.2017 он составил уже 2,45 млрд грн (без учета Крыма и части Донбасса).
Как видим, «разруха» возникла и усугубляется именно при этой власти, а не досталась в наследство от предыдущей.

Теперешние правители пришли к рулю, когда у людей был приемлемый уровень жизни, нормальные зарплаты (средняя – $ 450–500) и пенсии (средняя – $ 180–200), адекватные тарифы, которые 91 % потребителей оплачивал самостоятельно, и всего 9 % нуждались в помощи государства. Всё это «разрушилось» уже при «евроинтеграторах», с их непосредственным участием, под их чутким руководством.

Так, размеры зарплаты и пенсий упали в два и более раз, а платежки за ЖК-услуги в конце 2017 – в начале 2018 смогли самостоятельно оплатить уже не 91 % населения как раньше, а всего 41 %. Остальные 59 % украинцев (24,64 млн чел.) с протянутой рукой пошли в службу соцзащиты населения за субсидиями.