Дайджест 04-10/06/2018

Украина за 5 мес. снизила импорт газа в 1,8 раза

Украина в январе-мае 2018 года сократила импорт природного газа в 1,8 раза (на 2 млрд 612,2 млн м³) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 3 млрд 340,7 млн м³, свидетельствуют данные ПАО «Укртрансгаз». По расчетам агентства «Интерфакс-Украина», в том числе со стороны Словакии за этот период поступило 2 млрд 383,9 млн м³ газа (-51,6% к январю-маю-2017), Венгрии – 645,6 млн м³ (+21,2%), Польши – 311,2 млн м³ (-36,6%).

В мае-2018 импорт составил 1 млрд 132,2 млн м³ газа, что на 4,9% меньше, чем в мае-2017 (1 млрд 190,3 млн м³).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Импортный газ, по паритету с которым сегодня рассчитывают тариф для населения, необходим в первую очередь промышленным потребителям. Все потребление газа населением и ТКЕ (15,8 млрд м³) полностью покрывается газом, добываемым в Украине (20,8 млрд м³). Объем потребления газа промышленностью, в связи с ее 4-х летним развалом, существенно сократился. В 2014 году промышленность потребляла 15,70 млрд м³. В 2015 году объем потребления сократился до 12,10 млрд м³. В 2016 году – до 11,20 млрд м³. В 2017 году объем промышленного потребления газа упал до рекордного минимума – 9,10 млрд м³. Суммарное сокращение потребления газа промышленностью за последние 4 года составило 42%. В связи с этим, пропорционально сокращался и объем импорта газа:
в 2014 году импортировано 19,47 млрд м³;
в 2015 году – 16,45 млрд м³;
в 2016 году – 11,08 млрд м³;
в 2017 году – 14,10 млрд м³.
Как видим, с 2014 по 2016 год объем импорта сократился на 43%.

В 2017 году объем импорта увеличился по сравнению с 2016 годом на 27%, в связи с рекордными объемами транзита российского газа в Европу и возросшими по этой причине объемами технологического потребления газа.  В 2018 году Украина за первые 5 месяцев сократила транзит газа на 8,8%, промышленное потребление не растет, соответственно, в больших объемах импорта нет потребности, в связи с чем объем импорта газа за первые 5 месяцев снизился в 1,8 раза.


Киев просит США отменить пошлины на сталь

Заместитель министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская 4 июня посетила США, где провела ряд встреч по исключению украинской металлургической продукции из-под действия ограничительных мер США. Об этом сообщает пресс-службы министерства.

Так, Микольская встретилась с представителями Министерства торговли, Государственного департамента и Офиса Торгового представителя США. Отмечается, что экспорт товаров в США в первом квартале 2018 года составил $ 218,9 млн и вырос на $ 25,6 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2015 году в США было экспортировано украинской металлопродукции на $ 119,6 млн, в 2016 году – на $ 89,7 млн, в 2017 году – на $ 175,6 млн. При этом министерство не сообщает о каких-либо достигнутых договоренностях Микольской.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На сегодня США реализуют свою экономическую политику, связанную с уменьшением критического уровня торгового дефицита и поддержкой внутреннего производителя. В 2017 году внешнеторговый дефицит Америки увеличился на 12,1 % и достиг максимальной отметки за последние десять лет – $ 566 млрд (3 % ВВП). Торговые пошлины – эффективный инструмент для достижения поставленных задач. Следует отметить, что американские рынки имеют высокую потребительскую активность и добавленную стоимость, в связи с чем любая диверсификация торговых потоков на альтернативные рынки приведет к уменьшению прибыли импортеров, что дает возможность давить на торговых партнеров.

В марте Трамп сообщил, что Вашингтон вводит ввозные пошлины на сталь в размере 25 % и на алюминий по ставке 10 %, которые будут действовать в течение длительного периода времени, пытаясь заключить выгодные двусторонние торговые договоры. За счет введения импортных пошлин американцы рассчитывают увеличить загрузку собственных мощностей с 74 % до 80 %. Поэтому дополнительное производство стали может составить 6,3 млн тонн. С учетом цены фьючерсов на рулонную сталь в США (919 долл/т), выгода металлургов может достичь $ 5,8 млрд. Напомним, что торговый оборот с Америкой является дефицитным для Украины – $ 476,9 млн по итогам I кв 2018 года (экспорт в США – $ 218,9 млн, импорт из США – $ 695,8 млн). Ранее Минторг США ввел импортные пошлины (34,98–44,03 %) на украинскую катанку. По его данным, в 2016 году экспорт катанки из Украины в Штаты составил 146,47 тыс. тонн, или $ 55,02 млн.

На сегодня Украина не обладает эффективными рычагами, которые могут повлиять на ситуацию с импортными пошлинами. Что касается украинских производителей металлопродукции, то заградительные меры приведут к их убыткам, которые, впрочем, не станут критическими, поскольку для Украины рынок США не является значимым в вопросе поставок катанки.

Среди экспортных рынков украинской металлопродукции основными являются страны Европейского Союза (32,7 % экспорта), Ближнего Востока (14 %) и прочие страны Европы, включая Турцию (14,4 %). Так, под ударом может оказаться глобальная торговля, а значит, мировая экономика. Возможен рост инфляции из-за дефицита товаров или ресурсов – в результате монетарное ужесточение ведущих Центробанков может усилиться. На микроуровне речь может пойти о сокращении доходов транснациональных корпораций и просто экспортеров, которые подвергнутся негативному влиянию возросших тарифов, введению квот на экспорт или импорт и прочих торговых барьеров. Подобный сценарий способен негативно повлиять на мировой рынок акций, при этом возрастет волатильность.


Минфин рассматривает возможность введения автоматической отмены начисления субсидий при неуплате за ЖКУ

В Министерстве финансов полагают, что основным принципом стимулирования граждан, получающих субсидию, не создавать задолженности по оплате за коммунальные услуги является автоматическая утрата права на возмещение в случае неуплаты. Об этом а интервью «Укринформу» заявил замминистра финансов Сергей Марченко.

«Обсуждается несколько вариантов, как организовать выплаты, чтобы не попасть в ситуацию, когда десятки миллиардов гривен государство отдает гражданам и не знает, сколько этих средств возвращается по целевым назначением. Жилищно-коммунальная сфера устроена таким образом, что должников, особенно домохозяйства, не так просто отключить от услуг. Поэтому основной принцип, который поможет в этой ситуации, – автоматическая утрата права на субсидию в случае неуплаты», – отметил он.

По словам Марченко, в действии такой механизм очень прост. «Если субсидианта хоть один раз поймают на том, что он получил субсидированные средства и не оплатил их за коммунальные услуги, то на следующий день тот теряет право на получение помощи. Государство должно обеспечивать ликвидность казначейского счета, и потому средствами налогоплательщиков злоупотреблять никто не даст», – пояснил он.

При этом Марченко подчеркнул, что на сегодня движение средств в процессе монетизации субсидий полностью контролируется Министерством финансов, и одним из основных рисков введения этого процесса, по мнению ведомства, является сложность в прогнозировании вероятности возврата выплаченных гражданам денег.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Все новшества и идеи правительства по субсидиям как одному из основных сегментов социальной защиты граждан являются результатом безграмотной, безответственной тарифной политики и следствием нехватки денег в бюджете. В который раз «Публичный аудит» акцентирует внимание, что до 2014 года проблем с тарифами, субсидиями, долгами, их оплатой и финансированием не было ни у государства, ни у населения. 91% людей самостоятельно оплачивали свои счета и не нуждались ни в чьей помощи, а те 9%, которые претендовали на помощь государства, получали ее вовремя и в необходимом размере.

Сегодня «благодаря» безграмотной 4-летней социальной и тарифной политике уже не 9 %, а 59 % населения обращаются к государству за подачкой. Долги населения за ЖК-услуги выросли в 3,7 раза, с 11,5 до 42,7 млрд грн, а долги государства по субсидиям – более чем в 60 раз – с 0,49 до 30 млрд грн. Несмотря на рекордный размер бюджета 2018 года на субсидии (71 млрд грн), за январь–апрель он исчерпан на 86,5 %, а оставшихся 9,5 млрд грн, или 13,5%, хватит в лучшем случае на летний период текущего года. Отсюда такое рвение, масса новшеств и идей по наведению порядка в субсидиях.

Правительство не может открыто заявить о правильных просчетах, безграмотности и об ошибках в тарифообразовании и социальной политике, которые привели к текущему критическому положению. Поэтому, якобы в целях подготовки к монетизации (а не по причине отсутствия денег в бюджете), Кабмин ужесточает правила получения субсидий, начинает массовые проверки и сокращает число получателей на 20 %.

Монетизация, которой КМУ «дразнит» людей уже не первый год, возможна только в случае отсутствия долгов, наличия денег в бюджете и своевременного произведения всех расчетов, – как из бюджета, так и далее – от населения к поставщикам услуг. С текущим уровнем долгов на всех уровнях монетизация в принципе невозможна.

В конце апреля 2018 года правительство только рассчиталось с долгами по субсидиям за прошлый 2017 год, а к концу 2018 года этих долгов набежит вдвое больше.
Население не может ждать 3–4 месяца, пока правительство соизволит перечислить «живые» деньги для оплаты ЖК-услуг, расчеты должны производиться месяц в месяц, без долгов и задержек: не поступят деньги от правительства – людям будет нечем платить поставщикам услуг, а те отключат услугу и насчитают пеню.
Копить десятки миллиардов долгов, переносить их из года в год, как это делает сейчас правительство, уже не выйдет. Поскольку долги уже есть, а деньги в бюджете почти закончились, до конца года долги государства по субсидиям будут только расти – к декабрю 2018-го они составят ориентировочно 50 млрд грн, поэтому пока правительство не выйдет на ноль, никакой монетизации не будет. Зато наступит псевдо-подготовка к монетизации – урезание и отбирание субсидий у малоимущих и обездоленных.


Нацбанк назвал краткосрочные риски для гривны

Замглавы Национального банка Дмитрий Сологуб в интервью РБК-Украина заявил, что в этом году гривна была одной из самых сильных валют мира и назвал краткосрочные риски для курса национальной валюты. «Украине сегодня нужна “подушка безопасности” в виде программы МВФ, которая увеличивает резервы, снижает стоимость долговых заимствований для правительства и помогает застраховаться от ухудшения условий торговли. Если говорить о рисках, а не оценивать их вероятность, то наиболее значительные – это изменение условий внешней торговли и внешние выплаты по госдолгу», – подчеркнул Сологуб.

Он также добавил, что на сегодня даже без денег МВФ страна постепенно справляется с погашением долгов. «В принципе, для этих целей хватит резервов. Но надо понимать, что отсутствие программы МВФ и другой помощи негативно влияет на экономические ожидания, в том числе привлекательность Украины в глазах иностранных инвесторов. И не то, чтобы это влияло на экономические показатели уже завтра, это, скорее, последствия на среднесрочную перспективу», – заявил он.

Отметим, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s прогнозирует курс гривны на конец 2018 года на уровне 29,50 грн/$, а на конец 2019 года – 30,5 грн/$.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Государственная монетарная политика стала сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений. Основными рисками для девальвации национальной валюты являются существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса (–7,7 млрд долл., или 6,7% ВВП) и высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга (– 82% ВВП).

Украине в течение 2018–2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Однако МВФ и кредиторы ЕС, которые предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, в связи с невыполнением Украины взятых на себя обязательств. Кроме того, из-за изменения финансовой конъюнктуры на рынке (рост доходности 10-тилетних американских облигаций до 2,95%), международным кредиторам стало невыгодно кредитовать Украину. Прекращение выдачи Украине новых кредитов от международных организаций повышает суверенные дефолтные риски, а стоимость привлечения внешнего финансирования со стороны частных инвесторов вырастет с 7% до 8-12%, что существенно увеличит долговую нагрузку.

Следует отметить, что с средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 3,5 млрд грн: 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а по состоянию на 6 мая – уже 10,8 млрд грн. Поэтому в краткосрочной перспективе ожидается девальвация национальной валюты в связи с выводом нерезидентами ранее заведенной валюты.

Низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 6,3 млрд, свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.
Дополнительные риски заключаются в том, что остатки на коррсчетах финучреждений превышают 57,1 млрд грн (в т.ч. из-за неэффективной политики НБУ по рефинансированию банков), что дает спекулянтам гривневый ресурс для попыток раскачать курс. Однако с учетом сохранения учетной ставки на уровне 17% данная ликвидность будет направлена в другие доходные инструменты.

Между тем заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на 2018 год на уровне 29,3 грн/$ свидетельствует о девальвации нац. валюты на 12% и является ориентиром для наполнения доходной части бюджета. В противном случае можно ожидать неконтролируемый рост бюджетного дефицита. Поэтому в среднесрочной перспективе курсовой ориентир для национальной валюты – 30 грн/$. Однако в условиях наращивания долгов, отсутствия реального, а не декларативного, роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей) и существенного дефицита торгового баланса – девальвация национальной валюты может существенно ускорится после 2020 года.


Тариф на воду в Киеве могут поднять еще на 50%

Расчетный тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению в Киеве в 2019 году вырастет в среднем на 49,6% – до 23,17 грн за м³. Об этом говорилось во время открытого обсуждения предложений «Киевводоканала» по установлению тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения на 2019 год, сообщает пресс-служба предприятия.

«Расчет тарифов на 2019 год выполнен в соответствии с требованиями постановлений Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от 10.03.2016 №№ 302 и 303», – сказано в сообщении.

Во время презентации директор Департамента экономики и финансов «Киевводоканала» Ирина Кирилюк подробно рассказала о самых значительных статьях расходов в структуре тарифов. «Пересмотр обусловлен ростом стоимости электроэнергии, горюче-смазочных материалов, размера ренты, реагентов, а также изменением уровня амортизационных отчислений, ремонтов основных средств. Расчетный тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению, по подсчетам АК «Киевводоканал», изменится в среднем на 49,6% и составит 23 грн 17 коп.», – цитирует ее слова пресс-служба компании.

Председатель правления – генеральный директор “Киевводоканала” Дмитрий Новицкий в свою очередь отметил, что если тарифы будут ниже, то возможны последствия как технического, так и финансового характера. «Предприятие потеряет возможность реагировать на аварийно-восстановительные работы и в полном объеме выполнять их. Также большой проблемой является отток квалифицированных кадров, и без увеличения тарифа мы и в дальнейшем будем их терять», – сказал он. Новицкий также добавил, что расчет тарифов вынесут на рассмотрение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, только после того, как будут рассмотрены все замечания. Сообщается, что протокол нынешнего заседания направили на рассмотрение в Нацкомиссию.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Тарифы на питьевую воду в Киеве за 2014-2017 годы увеличивались уже трижды:
В 2014 году 1 куб «питьевой» воды стоил 7,46 грн (3,24 грн поставка воды + 2,98 водоотведение + 20% НДС).
В 2015 году 1 куб «питьевой» воды стоил 8,69 грн (3,83 грн поставка воды + 3,41 водоотведение + 20% НДС).
В 2016 году 1 куб «питьевой» воды стоил 12,35 грн (5,11 грн поставка воды + 5,18 водоотведение + 20% НДС).
В 2017 году 1 куб «питьевой» воды стоил 14,18 грн (6,32 грн поставка воды + 5,50 водоотведение + 20% НДС).

Плановый тариф на 2019 год:
21,48 грн/куб;
23,17 грн/куб с использованием внутридомовых сетей.
Таким образом, за последние 3 года тариф на воду в Киеве вырос на 90% и в следующем году увеличится еще на 50%. При этом важно отметить, что регулярное повышение тарифов абсолютно не отразилось на качестве самой воды, оно остается крайне низким. Многочисленные исследования качества воды в Киеве говорят о том, что употреблять ее без дополнительной очистки и кипячения, опасно для здоровья, а это дополнительные затраты потребителя на систему фильтрации, расходные материалы, электроэнергию.

Также не повлияло повышение тарифов и на уровень потерь воды в сетях, которые у большинства предприятий остаются заоблачными:
КП «Черновцыводоканал» – 52,8%;
МКП «Львовводоканал» – 48,2%;
КП «Бахмут Вода» – 46,4%;
КП «Харьковводоканал» – 46,2%;
КСП «Лисичанскводоканал» – 45,5%;
КП «Житоривводоканал» – 44,7%;
КП «Мариупольское ВУВКГ» – 42,8%;
КВП «Камянской МР Горводоканал» – 41,6%;
КП «Бердянскводоканал» – 41,4%;
КВП «Краматорский водоканал» – 38,4%;
КП «Водоканал Запорожье» – 34,7%;
МКП «Николаевводоканал» – 33,5%;
КП «Павлоградское ВУВКГ» – 33,4%;
МКП «Хмельницкводоканал» 32,6%;
КП «Уманьводоканал» – 32,3%;
КП «Тернопольводоканал» – 30,4%;
КП «Винницаоблводоканал» – 27,1%;
КП «Луцкводоканал» – 26,9%;
КП «Полтававодоканал» – 25,2%;
АК «Киевводоканал» – 19,9%;
КП «Черниговводоканал» – 14,9%.

Реформа жилищно-коммунальной сферы, проводимая действующей властью, начинается и заканчивается исключительно поднятием тарифов, без улучшения качества самих услуг, уровня обслуживания, состояния сетей, коммуникаций, оборудования и степени ответственности монополий. В результате, население получает те же некачественные услуги, что и 4 года назад, но в разы дороже.


Антикоррупционного суда недостаточно для получения транша МВФ

Остаются ещё два ключевых требования МВФ: повышение цены на газ в зависимости от цены импорта и сбалансирование государственного бюджета. Об этом говорится в статье ЭП «Попрощались, но забыли сказать: Украина заставляет МВФ паковать чемоданы». По информации издания, МВФ считает государственный бюджет на текущий год несбалансированным и настаивает на его пересмотре в части сокращения расходов.

Как рассказали изданию источники, знакомые с позицией кредитора, обсуждается целесообразность пересмотра дефицита бюджета с текущих 2,5 % ВВП до 3,5–4 % ВВП. Сбалансированная госказна – ключевое требование, после выполнения которого Фонд традиционно выделяет финансирование любой стране. Это означает, что даже принятие закона об Антикоррупционном суде и повышение тарифов на газ не гарантируют получение транша.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сразу после одобрения бюджета на 2018 год МВФ заявил, что в нем есть значительные фискальные риски: быстрый рост расходов и нереалистичные доходы. МВФ является крупнейшим кредитором Украины, который предоставляет займы по низким ставкам (программа stand-by 3%) и на длительный срок. Сотрудничество с МВФ позволяет уменьшить долговую нагрузку на бюджет в условиях, когда совокупный госдолг страны составляет 77,05 млрд грн (прогнозное соотношение госдолга к ВВП – 85%), и привлекать внешнее финансирование.

Во второй половине этого года украинское правительство должно заплатить более $ 3 млрд кредиторам, в следующем году – $ 7 млрд. Этих средств у государства нет, а источники их получения пока отсутствуют. Невыплата долга (дефолт) означает катастрофическую девальвацию гривны с неизбежным стремительным обнищанием большинства украинских граждан. Дополнительными рисками являются существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд долл (6,7 % ВВП) и отсутствие достаточного притока прямых иностранных инвестиций. В случае остановки сотрудничества с МВ Украина может использовать другой инструмент привлечения средств – эмиссию облигаций внешнего займа (евробонды). Однако это будет подразумевать лишь откладывание проблемы на год с последующим еще большим затягиванием долговой петли, поскольку деньги можно будет одолжить под не менее чем 8% (или все 10–12 %) и, как правило, на короткий срок.

В условиях будущих избирательных кампаний радикальное сокращение расходов бюджета – на пенсии, зарплаты, образование, медицину, оборону – маловероятно. Таким образом, Украина может столкнуться с существенным бюджетным дефицитом и отсутствием источников для его погашения. Поэтому сегодняшняя политическая элита, понимая среднесрочные последствия прекращения внешнего финансирования, которое является фактической реструктуризацией ранее взятых обязательств (выплаты по долгам превышают размер новых займов), принимает решения, продиктованные западными кредиторами.

Следует отметить, что для МВФ сегодня финансово нецелесообразно выделять Украине транши. Во-первых, фактический долг нашей страны перед МВФ составляет $ 13,6 млрд, а экономика не генерирует дополнительные доходы, которые могут пойти на погашение имеющихся обязательств. Во-вторых, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на мировых рынках (рост доходности суверенных облигаций крупнейших стран, ставка купона 10-летних американских облигаций – 2,95 %), международным кредиторам не выгодно кредитовать высоко рискованную Украину.

Поэтому Фонд, навязывая нашей стране свои условия (поднятие цен на газ в условиях обеднения населения, уменьшение бюджетных расходов и другие законодательные реформы), пытается формально отказать в дальнейшем полноценном сотрудничестве. При этом кредиторы могут выделить Украине незначительный транш для погашения текущих обязательств перед Фондом, для избежания дефолта. Деньги МВФ не являются сегодня инструментом для развития экономики – это всего лишь таблетка от симптомов долговой нагрузки.


Украинцы съездили в ЕС по безвизу 500 тысяч раз

С момента вступления в силу безвизового режима Украины со странами Евросоюза украинцы воспользовались упрощенной процедурой въезда в Шенгенскую зону 517 тысяч раз. Об этом пишет ВВС News Украина в четверг, 7 июня. Речь идет о поездках в ЕС с биометрическим паспортом без действующей визы. Однако это число въездов, а не людей. Пограничники говорят, что не могут точно посчитать, сколько именно людей путешествовало.

Большинство украинцев за год безвиза ездило в ЕС по старым правилам. В общем с июня 2017 года по июнь 2018 года наши граждане ездили в ЕС 19,5 млн раз, из них около 4 млн – по биометрическим паспортам, но с действующей визой. Постепенно сроки действия этих виз заканчиваются и безвизовых путешественников становится все больше.

В первые месяцы безвиза им пользовались в среднем по 80 тыс. раз в месяц, осенью и зимой ажиотаж спал, а уже с весны 2018 количество безвизовых путешествий снова стремительно выросло, сообщают пограничники. Общественная организация «Европа без барьеров», опираясь на данные ЕС, посчитала, что в 2017 году, когда полгода действовал безвизовый режим, количество запросов от украинцев на визы сократилась вдвое – с 1,4 млн до 720 тысяч. По данным пограничников, 36 % безвизовых путешественников в ЕС воспользовались самолетами.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Безвиз», пожалуй, единственное реальное достижение власти за последние 4 года её правления, но оно меркнет на фоне всех антидостижений, поэтому любое упоминание о нем вызывает у людей раздражение вместо гордости и радости. Все чаще от украинцев можно услышать «заберите свой безвиз и верните доллар по 8, а также нормальные ЖК-тарифы». Безвизом воспользовались 500 тыс. раз.

Даже если предположить, что все 500 тыс. воспользовавшихся – это разные люди, а не одни и те же, пересекающие границу по несколько раз, то речь идет всего лишь об 1,2 % населения Украины. В денежном эквиваленте, если взять даже дорогую визу в $ 100 за единицу расчета, экономия от указанных 500 тыс. поездок – $ 50 млн.
При этом за возможность такой несущественной экономии украинцы уже заплатили в сотни раз больше:
– $ 7,5 млрд (200 млрд грн) пропавших вкладов в разрушенных властью банках;
– $ 62 млрд – потери пенсионеров от обесценивания пенсий (была $ 190 – cтала $ 87);
– $ 147 млрд – потери работающих людей от обесценивания зарплаты (была $ 430 – стала $242).
То есть, за суммарную экономию в $ 50 млн мы уже заплатили больше $ 216 млрд, и эта сумма продолжает нарастать, ведь страна еще не вернулась к «добезвизовому» уровню жизни и доходов.

За возможность сэкономить до $ 100 на зарубежной поездке каждый:
 украинский пенсионер за 4 года заплатил по $ 5200 (за счет обесценивания пенсии) и продолжает платить в среднем по $ 1300 в год;
 работающий украинец за 4 года заплатил по $ 9000 (за счет обесценивания зарплаты) и продолжает платить в среднем по $ 2250 в год.

Также к цене безвиза, помимо падения доходов, можно добавить рост расходов:
 на ЖК-услуги – в 3–7 раз, в зависимости от её вида;
 на продукты питания – в 2–5 раз, в зависимости от наименования;
 на бензин и дизель – в 3 раза;
 Проезд – в 2 раза.

Сам по себе безвиз – это хорошо, но плохо то, что взамен, власть забрала у людей возможность им воспользоваться, так как в большинстве случаев доходов населению едва хватает на питание. О каких зарубежных поездках может идти речь, если:
 9 % населения отказывают себе в самых необходимых недорогих продуктах;
 24,5 % населения не могут себе позволить мясо и рыбу (даже через день);
 25,8% населения отказывают себе в одежде (даже раз в 5 лет);
 27 % населения не имеют средств на медуслуги и 29,6 % – на медикаменты;
 51,7% населения не могут себе позволить семейный отдых (даже 1 неделю 1 раз в году).

История с безвизом, который есть, но которым невозможно воспользоваться из-за всеобщего обнищания, напоминает сюжет из детской сказки, когда девочке дали волшебную дудочку, от которой проявляются все ягоды в лесу, но взамен забрали кувшинчик, в который можно эти ягоды собирать.


Повышение цен на газ для населения: Гройсман снова рассказал о сложности вопроса

Премьер-министр Владимир Гройсман в очередной раз указал на сложность в решении вопроса возможного повышения цены на газ для населения, что является одним из условий получения кредита от международных институций. Об этом глава правительства сообщил во время «Часа правительства» в Верховной Раде.

«Вы знаете, что этот вопрос является очень сложным, вы знаете, что он очень негативно воспринимается обществом. Вы знаете, что такое требование международных партнеров стоит – о выравнивании цен внутри страны. Вопрос очень сложный. В прошлом году этот вопрос возник в июле, и я тогда сказал, что мы не можем себе это позволить, потому что это очень чувствительный вопрос для украинских граждан. Простого ответа на этот вопрос нет», – сказал он. По его словам, пока сложно найти компромисс между повышением цены и тем, чтобы для украинцев с невысокими доходами это не стало тяжелым ударом.

«Важным является вопрос способности оплачивать счета за газ украинскими гражданами. Думаю, что для многих украинцев не важно, сколько будет стоить газ в стране, а важно, сколько фактически они будут платить. Я ищу выход, чтобы, с одной стороны, обслуживать внешние долги, а с другой стороны – чтобы украинцы, у которых невысокие доходы, не почувствовали никакого повышения», – сказал он.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Вопрос повышения цены на газ для населения действительно непростой. С одной стороны, правительству очень хочется получить транш МВФ, а для этого нужно поднять тарифы. С другой стороны, правительству очень не хочется быть свергнутым, что вполне вероятно, учитывая общее недовольство людей уровнем жизни.
Стоимость газа для населения сегодня привязана Правительством Гройсмана к импортному паритету, то есть к стоимости газа на немецкой бирже и стоимости доставки этого газа (Германия-Словакия-Украина), т. н. формула «Дюссельдорф +». Согласно этой формуле Правительство обязано пересматривать стоимость газа для населения каждые полгода, в зависимости от изменения цен на бирже. Это вписано в меморандум с МВФ 2017 года (пункт 24). Если сегодня правительство Украины пойдет на поводу у МВФ, то цена на газ для населения может вырасти с 6 960 грн до 11 000–11 500 грн за тыс. м3.

За последние 4 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги уже стали неподъемными для 60% населения Украины, в случае предлагаемого повышения цены газа, ЖК-услуги будут не по карману уже для 90% населения. Долги населения за ЖК-услуги выросли в 3,7 раза (с 11,5 до 42,7 млрд грн), а долги государства по субсидиям более чем в 60 раз (с 0,49 до 30 млрд грн.

Несмотря на рекордный размер бюджета 2018 года на субсидии (71 млрд грн), за январь-апрель он исчерпан на 86,5%, а оставшихся 9,5 млрд грн (13,5%) хватит в лучшем случае на летний период текущего года, но Гройсман об этом не говорит. Массовое сокращение субсидий он пытается представить как справедливость, как борьбу со злоупотреблениями, хотя реальная причина – это дыра в бюджете.

На фоне сокращения программы субсидий, рост тарифов спровоцирует массовые неплатежи и еще более интенсивный рост долгов, которые уже превышают 40 млрд грн. Средний долг за ЖК-услуги на каждого жителя Украины (включая детей) уже составляет около 1000 грн и ежемесячно продолжает расти. Уже сегодня долг населения не позволяет предприятиям ЖК-сферы нормально работать и предоставлять услуги, все чаще происходят вынужденные отключения. В случае предполагаемого повышения, вся система ЖКХ в Украине просто рухнет, что может иметь крайне негативные последствия.

В современном мире отсутствие электроэнергии, централизованной подачи воды, тепла, остановка работы канализации или вывоза мусора – могут спровоцировать настоящий хаос среди населения, остановится транспорт, закроются банки и магазины, исчезнет интернет, телевиденье и мобильная связь, начнутся массовые грабежи и мародерство, что в условиях военного конфликта может привести к непоправимым последствиям.

Кроме того, помимо краха системы ЖКХ, который фактически парализует жизнедеятельность всей страны, подобные действия власти однозначно спровоцируют массовые протестные движения, которые, учитывая настроения в обществе, вполне могут выйти за рамки мирных.


Гройсман заявил о старте малой приватизации

В июне стартует приватизация небольших активов, не представляющих стратегического значения для экономики Украины, сообщил в субботу, 9 июня, премьер-министр Владимир Гройсман, передает пресс-служба Кабмина. «Я считаю, что приватизация – это привлечение инвестиций в промышленность. В этом месяце стартует новая формула продажи небольших предприятий – через ProZorro – открыто, публично, без злоупотреблений», – отметил Гройсман. По его словам, крупные, стратегически важные активы будут сохранены в собственности государства, а те, где можно привлечь капитал для обновления технологий и приумножения рабочих мест, пройдут подготовку с привлечением известных мировых советников. «Эту практику прошли страны с высоким уровнем жизни. А мы, к сожалению, оставались с кучей проблем, которые сейчас нужно урегулировать», – отметил Гройсман.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ранее Фонд государственного имущества дополнил перечень малой приватизации – теперь в него входят 716 гособъектов вместо 576. Согласно закона про госбюджет на 2017 год, поступления от приватизации были предусмотрены в размере 17,1 млрд грн. Эти деньги планировалось направить на финансирование бюджетного дефицита. Однако, по данным Госказначейства, в прошлом году в бюджет удалось мобилизовать 3,4 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов). В связи с невыполнением прогнозных поступлений по приватизации государству пришлось использовать другие инструменты финансирования бюджетного дефицита (эмиссия ОВГЗ), вследствие чего ухудшилась макроэкономическая ситуация в стране.

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита. Средства, вырученные от продажи государственных активов, будут направлены фактически на финансирование текущих расходов бюджета, а не на целевое развитие экономики. Следует отметить, что бюджетный дефицит на 2018 год установлен на уровне 80,6 млрд грн. Однако доходная часть бюджета по итогам января–мая 2018 года не выполнена на 2,1 млрд грн. Между тем, на доходы существенно повлияло зачисление поступлений от НБУ (эмиссионный рычаг, 32 млрд грн из 44,6 запланированных НБУ) – в итоге реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности.

Правительство уже ограничено в возможностях финансирования этого дефицита, что связано с затягиванием возобновления кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом и отсутствием интереса инвесторов к еврооблигациям.

В группу малой приватизации попадают небольшие предприятия, большинство из которых – убыточные и находятся на дотациях госбюджета, вследствие чего возможные доходы от приватизации будут существенно ниже запланированных. Кроме того, сегодня инвесторы не проявляют интерес даже к объектам большой приватизации (стратегические предприятия).

Важно отметить, что приватизация активов во время нестабильной экономической ситуации, низкого инвестиционного рейтинга Украины – неэффективное решение, так как активы обесцениваются. Сейчас цены объектов, которые выставлены на приватизацию, гораздо ниже, чем та потенциальная стоимость, которую можно было выставить ещё пару лет назад и даже год назад.


В Украине нашли новое месторождение газа

Крупнейшая государственная газодобывающая компания «Укргазвыдобування» открыла очередное месторождение в Харьковской области с изученными запасами 200 млн куб. м газа. Об этом сообщает пресс-служба компании. «На этапе геологического изучения запасы газа месторождения составляют по меньшей мере 200 млн куб. м, а перспективные ресурсы, оцененные УкрНИИгаз, – более 2 млрд куб. м», – сказано в сообщении.

Отмечается, что после получения специального разрешения в декабре 2016 года, месторождение открыто в рекордно короткие сроки – менее чем за 1,5 года, несмотря на то, что данное специальное разрешение позволяет проводить геологическое изучение в 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет, то есть в пределах 10 лет.
Как сообщал УНИАН, по итогам 2017 года «Укргазвыдобування» увеличила добычу газа на 4,8 % – до 15,25 млрд куб. м. В 2018 году компания планирует добыть 16–16,5 млрд куб. м.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В прошлом году «Укргаздобыча» подписала два контракта с хорватской компанией Crosco Integrated Drilling & Well Services Ltd на бурение 12 новых скважин в Полтавской области. В этом году открыла несколько месторождений в Харьковском регионе. Но, несмотря на то, что полтавчане, харьковчане или сумчане могут наблюдать добычу газа фактически из окна своего дома, платить за газ, добытый у них «во дворе», придётся, исходя из цены на «немецком хабе» и стоимости его доставки из Германии через Словакию, как это установлено сегодня Кабмином.

Украина – газодобывающая страна с хорошим потенциалом добычи. Всего в нашей стране открыто 402 месторождения газа, из них 387 находятся на суше, а 15 – на шельфах Азовского и Черного морей. Подтвержденные запасы газа в данных месторождениях составляют более 900 млрд м3. Кроме того, общие залежи газа, по которым нужно провести геологоразведку, по предварительным данным составляют 5,6 трлн м3.

Правительство «ломает голову» над тем, как выполнить требования МВФ по повышению тарифов на газ для населения и при этом усидеть в своих креслах, хотя имеет все возможности не повышать, а понижать цену для населения. За последний год Украина добыла 20,8 млрд м3 газа при объёмах потреблении населения и ТКЕ в 15,8 млрд м3. Как видим, страна добывает достаточно газа для населения и ТКЕ: только подтверждённых запасов хватит на 50 лет, а неподтвержденных (по которым нужно провести геологоразведку) – более чем на 350 лет. Однако, несмотря на это, стоимость украинского газа, которого более чем достаточно для населения, формируется, исходя не из себестоимости его добычи и стоимости транспортировки по Украине, а цены на «немецком хабе» и стоимости его доставки из Германии, хотя никакого отношения к Германии наш газ не имеет.

При действующем подходе к формированию тарифов на газ, сколько б скважин не пробурили в Полтаве, Сумах или Харькове, сколько б газа не добыли, дешевле для населения он не будет, так как его цена зависит не от объёма и стоимости собственной добычи, а исключительно от котировок на немецкой бирже и стоимости его доставки из Германии. Гройсман «кормит» народ обещаниями о снижении цены на газ «когда-нибудь», после 2020 года, но уже к осени 2018 года вместо того, чтобы снизить эту цену, ее снова поднимут с 6 960 грн до 11 000 – 11 500 грн за тыс. м3.