Дайджест 7-13/05/2018

Импорт угля в Украину вырос на 54 %

Украина за четыре месяца текущего года увеличила импорт каменного угля и антрацита на 53,9 %, до 7,437 млн т. По данным Государственной фискальной службы, уголь импортирован на сумму $ 1,4 млрд, что на 30,3 % больше, чем в январе-апреле 2017 года.

По данным ведомства, из РФ поступил уголь на $ 643,58 млн (доля в импорте 64,08 %), из США – на $ 288,411 млн (28,72%), Канады – на $ 48,365 млн (4,82 %), других стран – на $ 24,003 млн (2,39 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, в 2017 году ТЭС и ТЭЦ сократили потребление угля на 20,8 %, до 24,8 млн тонн. Из них 4,5 млн тонн пришлось на антрацит. По данным министерства, на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей находятся 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57 % от их общего количества в Украине. Из них на 60 шахтах добывался энергетический уголь, в т. ч. 100 % всего антрацита – в Украине. В связи с объявленной официальным Киевом блокадой на закупку твердого топлива (антрацита), необходимого для обеспечения работы ТЭС, Украина вынуждена закупать данный вид угля за рубежом.

По данным исследования государственного предприятия «Госвнешинформ», специализирующегося в т. ч. на анализе внешнеэкономической деятельности Украины, почти 80 % всего антрацита (2,66 млн тонн из 3,38 млн тонн) Украина в 2017 году приобрела у РФ, но не по прямым контрактам, а через посредников. При этом напрямую из РФ завезли всего 12,1 тыс. тонн, или 0,45 % от всего объёма антрацита. Усредненная расчетная цена антрацита, который завозился в Украину из РФ по непрямым контрактам, в 2017 году была равна $ 99,3 за тонну, а напрямую из РФ завезли по среднерасчетной цене в $ 165,7 за тонну. Таким образом, можно предположить, что уголь, завезенный в Украину по непрямым контрактам, является все тем же украинским антрацитом, добытым на неподконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей. Благодаря запутанной логистике и различным схемам завоза «российского» угля для украинских теплогенерирующих предприятий, валютные расходы на его закупку в 2017 году увеличились до $ 2,74 млрд. В целом, согласно подсчетам «Публичного аудита», дополнительные расходы на закупку антрацита составили $ 1,3 млрд.

Увеличение уже в 2018 году объёмов импорта угля может свидетельствовать о том, что объявленный украинской властью перевод ТЭС на газовый уголь в ближайшем будущем маловероятен, поскольку это требует значительных капиталовложений. Кроме того, отсутствие потребности в газовой марке угля влечёт сокращение объёмов добычи украинских шахт. В I квартале текущего года Украина снизила добычу на 19,3 %, или на 2 млн тонн. Соответственно, это приводит к задержке по выплате заработной платы шахтерам. По данным «Независимого профсоюза горняков Украины», на сегодня общая задолженность по заработной плате на государственных шахтах составляет более 740 млн грн.

В этом замкнутом круге «благодаря» объявленной блокаде Донбасса в проигрыше остаются только украинская экономика и граждане Украины, которые вынуждены оплачивать завышенные коммунальные тарифы, рассчитанные, в том числе, по формуле «Роттердам+». А осевшие $ 1,3 млрд в цепочке посредников и организаторов схем по поставке угля в Украину позволяют обогащаться людям из близкого окружения сегодняшнего руководства страны.


Украина с начала 2017/18 маркетингового года снизила экспорт зерновых на 7,9 %

Украина с начала 2017/2018 маркетингового года (МГ, июль–июнь) экспортировала почти 35 млн тонн зерновых культур, что на 7,9 % ниже показателя за аналогичный период 2016/2017 МГ (38 млн тонн). Согласно данным департамента фитосанитарной безопасности, контроля в сфере семеноводства Держпродспоживслужбы, на экспорт поставлено, в частности, 15,4 млн тонн пшеницы (в том числе продовольственной – 9 млн тонн), почти 4 млн тонн ячменя и 15 млн тонн кукурузы. Ведомство напоминает, что за аналогичный период прошлого маркетингового года экспортировано 16 млн тонн пшеницы (в том числе продовольственной – 10,5 млн тонн), 5,1 млн тонн ячменя и 17 млн тонн кукурузы.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минагрополитики, украинские аграрии с начала 2016–2017 маркетингового года (МГ, 06.2016 – 07.2017) экспортировали рекордные 43,8 млн тонн зерновых (2015–2016 МГ – 39,4 млн тонн). При этом выручка от экспорта увеличилась на 6 %, до $ 6,4 млрд. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 16,54 млн тонн, ячменя – 5,15 млн тонн, кукурузы – 18,19 млн тонн, ржи – 5,4 тыс. тонн.

С начала 2017–2018 МГ по состоянию на 04.05.2018 Украина экспортировала более 35 млн тонн зерновых, что на 7,9 % ниже показателя за аналогичный период 2016–2017 МГ (38 млн тонн). Причиной этого стали худшие погодные условия. Кроме того, в стране существуют серьёзные проблемы с логистикой. Так, «Укрзализныця» не успевает обеспечивать транспортировку из-за дефицита локомотивов и вагонов, а также их эффективного распределения. Данная проблема также касается и промышленных товаров.

АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года составил 18 % (в 2013 году – 9 %). Рост его доли в структуре ВВП прямо пропорционально связан с падением промышленного производства: в частности, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 32,2 %, потянув падение кумулятивного ВВП. Исключительно удачное международное ценовое образование на агропродукцию и хорошая урожайность повлияли на рост АПК в структуре валового продукта. Наибольшая доля в украинском экспорта приходится на продукцию АПК и пищевой промышленности (41,3 %), металлургии (29,0 %), машиностроения (6,4%), минеральные продукты (9,2 %), продукцию химической промышленности (4,8%).

Следует отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней, в принципе, нельзя много заработать. В условиях, сложившихся в Украине, она ещё и импортозависимая: семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. Как следствие, практически весь заработок сразу же тратится на закупку всего, что нужно для выращивания нового урожая. При этом за последние три года ускоренными темпами проводится деиндустриализация, потерян научный потенциал, состоялся отток профессиональных кадров, произошел банковский обвал, а реальные доходы украинцев упали.

Любой продукт, который продаётся на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется. Так, в Украине дестимулируется развитие переработки в агросекторе. Поэтому выгоднее заниматься экспортом неготовой агропродукции. Итог – сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


Импортируемый Украиной газ подорожал

Средняя таможенная стоимость импортируемого Украиной природного газа в апреле, по сравнению с предыдущим месяцем, повысилась на 12,9 %, или на $ 35,34 /тыс. куб. м. Об этом свидетельствуют данные Минэкономики. Отмечается, что в апреле стоимость газа, сложившаяся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины, увеличилась до $ 309,91/тыс. куб. м. В марте его стоимость составила $ 274,57 /тыс. куб. м.

В гривневом эквиваленте средняя таможенная стоимость импортируемого Украиной газа в апреле повысилась на 13 %, или на 946,26 грн/тыс. куб. м, до 8 099,76 грн/тыс. куб. м, по сравнению с мартом (7 153,50 грн/тыс. куб. м). Показатели средней таможенной стоимости импортного природного газа рассчитаны по данным периодических таможенных деклараций (предварительное декларирование).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сейчас стоимость газа для населения привязана правительством Гройсмана к импортному паритету, то есть стоимости газа на немецкой бирже + доставки этого газа (Германия-Словакия-Украина), по формуле «Дюссельдорф +». Согласно ей, правительство должно пересматривать цену на газ для населения каждые полгода, в зависимости от изменения цен на бирже.

Если исходить из формулы Гройсмана и цены импортного газа в апреле 2018 года в 8099,8 грн ($ 309,9), то цену для населения необходимо увеличить до 10 792,5 грн (8099,8 грн +2 % торговая надбавка + 732 грн транспорт + 20 % НДС). Вместе с тем, сама формула «Дюссельдорф +» для Украины, которая является газодобывающим государством, абсурдна и несправедлива.

Так, по официальным данным ПАО «Укртрансгаз», в 2017 году из недр Украины добыто 20,8 млрд м3 газа. При этом населением вместе с ТКЭ (тепло и горячая вода для населения) в 2017 году потреблено 15,8 млрд м3 газа, в т. ч.:
 11,23 млрд м3 – непосредственно населением;
 4,6 млрд м3 – предприятиями ТКЭ (для населения).
Поскольку население может полностью обеспечиваться украинским газом, привязывать его стоимость к цене импорта, который фактически не нужен, как минимум несправедливо, а по большому счету, – это преступление и завуалированный грабеж людей. Нет никаких экономических оснований для повышения стоимости газа, который идет на нужды людей – есть только политические обязательства правительства перед МВФ и желание власти отобрать у граждан деньги.

Из официальной финансовой отчетности ОАО «Укргаздобыча» за 2017 четко видно, что себестоимость газа собственной добычи в 2017 году составляла 2 926,0 грн на 1 тыс. м3. При этом из себестоимости в 2 926 грн налогов на 1893 грн. Без них расходы «Укргаздобычи» были равны 1 033 грн на 1 тыс. м3. Таким образом, в структуре расходов компании налоги «съедают» 64,7 %, но даже с таким уровнем нагрузки отечественный газодобытчик выходит на цену газа в 2926 грн за тыс. м3, украинским потребителям же его продают по формуле «Дюссельдорф +», введенной Гройсманом, по цене 6957 грн за тыс. м3.

Если следовать формуле премьера и дальше, то цена на газ для населения в текущем году должна вырасти примерно на 50 %, что станет неподъёмным грузом для всех граждан Украины, спровоцирует массовые протесты и окончательно добьёт всю жилищно-коммунальную систему Украины.


Минфин традиционно предлагает ОВГЗ

Министерство финансов 8 мая размещает краткосрочные и среднесрочные гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Об этом говорится в сообщении Минфина. К размещению предлагаются гривневые ОВГЗ со сроком обращения 90, 181, 272, 335 и 986 дней. Дата погашения бумаг – 8 августа текущего года, 7 ноября 2018, 6 февраля 2019, 10 апреля 2019 и 20 января 2021 года.

Минфин в 2017 году привлек в государственный бюджет 32,755 млрд гривен и 1,81 млрд долларов за счет размещения облигаций внутреннего государственного займа.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно гос. бюджету на 2018 г., граничный объём дефицита установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5% прогнозного ВВП). Однако общий фонд госбюджета за январь-апрель не выполнен по доходам к плану на 26% (88 млрд грн) и составил 251 млрд грн, вследствие чего бюджетный дефицит может увеличиться до 5%.

Валютные резервы НБУ стабильны более 8 месяцев ($ 18-18,5 млрд). Приток валюты от украинских заробитчан и нерезидентов уходит на выплату валютных долгов, вследствие чего без кредитов МВФ Украине не удается наращивать валютные резервы. С учетом того, что Украине в течение 2019-2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания обязательств $ 27 млрд, дефолтные риски для Украины выглядят катастрофично.

Следует отметить, что цены размещенных в прошлом году еврооблигаций Украины с погашением в 2032 году упали ниже номинала на 10%, а доходность долларовых бумаг взлетела до 9% годовых, что свидетельствует о распродажах бумаг, в связи с недоверием со стороны иностранных инвесторов. Поэтому в данных условиях у Минфина остается единственный инструмент привлечения средств – первичное размещение ОВГЗ.

Гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17% годовых побуждает идти на риск. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

По итогам января-марта 2018 г. привлечено в госбюджет 50 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 40,6 млрд –меньше года, средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,49%, а по долларовым – 5,21%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.  По состоянию на 08.05.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 742 млрд грн (держатели ОВГЗ: НБУ – 47%, банки – 47%, юр. лица – 4%, нерезиденты –2%). По итогам апреля 2018 г. портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 2,5 млрд грн и составил 11,8 млрд грн. Поэтому новое размещение Минфином ОВГЗ связано с выходом нерезидентов с государственных ценных бумаг, вследствие чего в краткосрочном периоде ожидается девальвационное давление на гривну.

Согласно госбюджету на 2018 г., совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82% от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных внутренних ценных бумаг. Деньги, полученные от размещения ОВГЗ, направляются Минфином в общий фонд госбюджет на финансирование расходной части бюджета, а также обеспечат социальное финансирование в преддверии избирательной кампании.

В целом, финансирование высокого дефицита через короткие долговые инструменты несет высокую степень риска для национальной экономики (существенное увеличение инфляционных и девальвационных процессов).


Украинцы оценили, на что больше всего не хватает денег

Раз в два года Госстат проводит исследование домохозяйств, направленное на изучение их восприятия собственной бедности. Социологи в этом случае говорят о депривации, под которой понимается сокращение или полное лишение возможности удовлетворять потребности человека – психофизиологические или социальные.

Не менее 95% опрошенных осенью 2017 г. считали признаками бедности отсутствие таких возможностей:
• не отказывать себе в самых необходимых недорогих продуктах питания;
• хотя бы через день потреблять блюда с мясом, курятиной, рыбой (или их вегетарианским эквивалентом);
• обновить верхнюю одежду и обувь для холодного времени года для взрослых один раз в 5 лет, приобрести при необходимости новую одежду и обувь для детей;
• купить телевизор, холодильник, стиральную машину или телефон (в том числе мобильный);
• иметь жилье в нормальном состоянии, водопровод, ванну или душ, увеличить имеющуюся жилплощадь, которая не превышает 5 кв. м на человека, своевременно оплачивать счета за жилье и услуги, поддерживать достаточно теплую температуру в своих домах (приобрести топливо, обогреватель и т.п.) в течение отопительного сезона;
• оплачивать услуги врача (кроме стоматолога) и назначенные им обследования и процедуры, жизненно необходимую хирургическую операцию или лечение в стационаре, покупать лекарства, назначенные врачом;
• обеспечить лицам, входящим в состав домохозяйства, получения профессионального образования;
• позволить себе неожиданные необходимые расходы за счет собственных ресурсов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Госстат отмечает, что улучшение потребительских возможностей населения по сравнению с 2015 годом произошло по большинству признаков и практически во всех группах населения. Однако показатели 2013 остаются абсолютно лучшими В начале 2017 года Гройсман обещал украинцам полноценный экономический рост страны: «Год, в который мы вошли, простым не будет – мы все это понимаем. Но он однозначно будет годом начала нашего полноценного экономического роста. Об этом сегодня можно уверенно говорить по данным, которые сигнализируют, что началась активизация внутренних процессов в экономической жизни, а это, без сомнения, отразится на конечных показателях».

Однако социологические исследования, проведенные по итогам 2017 года, показали, что жизнь украинцев ухудшилась по всем направлениям.
Отказ себе в самых необходимых не дорогих продуктах увеличился в 2 раза:
2013 год – 4,8% населения;
2017 год – 9,1% населения.

Нехватка денег на мясо и рыбу (даже через день) возросла: в 2013 это ощущали 16,9% населения, а в 2017 году — уже 24,5%.
Нехватка денег на обновление раз в 5 лет гардероба увеличилась с 17,8% населения в 2013 году до 25,8% в 2017 году.
Недостаток денег на детскую одежду и обувь возрос в 2 раза: с 6,6% в 2013 году до 12,4% в 2017 году.

Отсутствие средств на оплату ЖК-услуг в 2013 году ощущало 8,4% украинцев, тогда как в 2017 году их число возросло в 3 раза – до 25,3%, несмотря на то, что 60% населения оформило субсидию. Нехватку средств на обогрев жилья в 2013 году ощущало 11,1% населения, а в 2017 году их количество выросло до 25,6%.

В 2013 году 3,6% населения имели жилплощадь менее 5 м2 на человека, в 2017 году число таких граждан выросло до 4,9%. Если об отсутствии средств на медуслуги в 2013 говорили 21,2% населения, то в 2017 этот показатель вырос до 27%. Нехватка денег на медикаменты: 21,6% населения в 2013 году, 29,6% в 2017 году.

Отсутствие денег на профобразование в 2013 году ощущало 6,2% населения, в 2017 году – 8,3%.

Нехватка средств на семейный отдых (1 неделя 1 раз в год) возросла с 39,6% населения в 2013 году до 51,7% в 2017 году.

Кроме того, в 2017 году часть населения Украины не имеет:
водопровода – 15,1%;
ванной или душа – 17,4%;
туалета со сливом – 20,6%;
телевизора – 1,7%;
холодильника – 2,2%;
телефона (в т. ч. моб.) – 2%;
компьютера – 14%;
стиральной машины – 8,5%;
автомобиля – 28,5%.

Как видим, жизнь украинцев за последние 4 года не стала лучше и даже не осталась на прежнем уровне, она сползла вниз по всем направлениям и отраслям, а лозунги по «Жити по-новому» остались лишь предвыборными пустыми обещаниями. В преддверии очередных выборов следует все чаще вспоминать об этом и напоминать своим близким и друзьям, дабы не повторить прошлых ошибок.


Кому выплатят часть сэкономленной субсидии в 2018 году

В нынешнем году субсидиантам выплатят часть начисленной государственной помощи на оплату ЖКУ, которая не была использована в отопительном сезоне 2017–2018 гг. Правительство Украины намерено провести премирование домохозяйств за экономию энергоресурсов. Об этом рассказали в пресс-службе Кабинета Министров Украины.

«Так как и в прошлом году, под монетизацию подпадают сэкономленные домохозяйствами 150 киловатт электроэнергии, если этот ресурс используется для отопления, или 100 кубов газа. В денежном эквиваленте это почти 700 гривен», – говорится в сообщении.

Чтобы получить часть сэкономленной государственной помощи по оплате ЖКУ, потребителям необходимо до 1 сентября 2018 года подать заявление в местное управление социальной защиты. На основании этого документа выплатят денежное вознаграждение за энергоэффективность. В правительстве сообщили, что наличие экономии указывается в квитанциях по оплате электроэнергии и газа, если эти энергоресурсы используются для отопления жилья. Также потребители вправе обратиться в компанию, которая поставляет газ или электричество, и узнать, какой объём энергоресурсов был сэкономлен в отопительном сезоне 2017–2018 гг. Выплаты будут осуществляться через отделения «Укрпочты» или перечисляться на счет в банковском учреждении – выбрать способ получения средств должны субсидианты.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Изначально, когда вводились массовые субсидии, правительство призывало людей к экономии, убеждая, что она останется в распоряжении людей и этими средствами можно будет пользоваться в следующем сезоне, о списании сэкономленного газа или прочих энергоресурсов речи не было.

Однако затем, в 2017 году, были внесены изменения в порядок начисления субсидий, согласно которым переплату за центральное отопление начали списывать полностью, а для тех, кто отапливает дома и квартиры газом, начали списывать экономию за исключением суммы, эквивалентной 100 кубам газа (на данный момент – 690 грн).

По словам вице-премьера Павла Розенко, на такой шаг государство пошло из-за сложной экономической ситуации. При этом чиновник соглашается: такая система лишает украинцев мотивации экономить. Созданная сегодня правительством система псевдомонетизации не стимулирует к экономии, людям с централизованным отоплением экономить нет вообще никакого смысла, поскольку по окончании отопительного сезона вся экономия у них отбирается, а для людей с газовым отоплением экономия свыше 100 кубов газа за сезон также теряет смысл.

Кроме того, постоянное снижение социальных нормативов для начисления субсидий исключает любую бережливость. До 2017 года субсидия покрывала 5,5 кубов газа на м2 для отопления, т. е., если семья отапливает дом площадью 70 квадратов газом, субсидия покрывала 385 кубов в месяц. Если семья вместо 385 кубов использовала 300, за отопительный сезон накапливалась переплата в 3500 грн, из которых правительство забирало 2812 грн, а семье выдавали 688 грн (за 100 кубов).

С 1 мая 2017 года Кабмин снизил объём газа, на который начисляется субсидия, с 5,5 куб./м до 5 куб./м, в результате чего семья, проживающая в доме площадью 70 м2, в отопительный сезон 2017–2018 получала субсидию уже не на 385 кубов в месяц, а на 350. Таким образом, экономить стало куда сложнее.  С 1 мая 2018 года правительство снова снизило объём газа, на который начисляется субсидия, с 5 куб./м до 4,5 куб./м, поэтому в следующем сезоне монетизировать уже будет нечего.

 

Кабмин утвердил объекты большой приватизации

Кабинет министров Украины утвердил перечень объектов большой приватизации государственной собственности на 2018 год и поручил уполномоченным органам управления объектами госсобственности в месячный срок с момента принятия решения о приватизации обеспечить передачу органам приватизации функций по управлению ними. Соответствующее решение было принято на заседании правительства в четверг, 10 мая.

В перечень большой приватизации на 2018 год вошли: «Центрэнерго», ряд облэнерго и теплоэлектроцентралей, «Объединенная горно-химическая компания», угольная компания «Краснолиманская,» «Азовмаш», «Турбоатом», «Электротяжмаш», «Сумыхимпром», «Одесский припортовый завод», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Украгролизинг», Агарный фонд и Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует указать, что месяцем ранее ФГИ приостановил приватизацию в связи со вступлением в силу нового ЗУ «О приватизации государственного и коммунального имущества», согласно нормам которого список объектов должен быть утвержден Кабмином. За прошедшее время ФГИ подготовлено нормативную базу по всем объектам, в соответствии с новым законом. Отсрочка приватизации, в частности пакетов акций облэнерго, как и указывал «Публичный аудит» была временной мерой, пакеты акций снова выставлены на продажу.

В данной ситуации важно отметить, что вступление в силу нового закона сыграло в пользу бюджету Украины, хоть и временно. Так, ФГИ выставлял на торги в конце марта 25% акций ПАО «Одессаоблэнерго» по стартовой цене 149 млн грн. Однако в 2017 года такой пакет акций не удалось продать из-за отсутствия предложений за 631,3 млн грн. То есть, видна невыгодность процесса приватизации по таким объектам для государства.

В минувшем году именно акции облэнерго стали основным наполнителем бюджета в графе приватизации. Так, согласно закону о госбюджете на 2017 год, поступления от приватизации были запланированы в сумме 17,1 млрд грн. Однако, по данным ФГИ, за 12 месяцев 2017 года в бюджет мобилизовано 3,37 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов).

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита (согласно закону о госбюджете – 80,6 млрд грн). По данным ФГИ, за 3 месяца текущего года от приватизации получено
34,6 млн грн. В целом основная проблема, по версии ФГИ, для них осталась та же – к приватизации хотят пустить более 300 госпредприятий, однако на сегодня фактически процесс приватизации можно начать касательно лишь порядка 150 госкомпаний, находящихся в управлении ФГИ (64 – неликвидные, у государства неконтрольный пакет; 89 – ликвидные, но одна половина – убыточные, у второй – существенные долги). Государственная доля в уставном капитале топ-объектов («Турбоатом», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Азовмаша», «Свит ласощив», «Центренерго», ТЭЦы – Криворожская, Николаевская, Днепровская, Херсонская) составляет порядка 8 млрд грн (основные средства – 15 млрд грн). При этом половина предприятий является убыточной, еще у части в миноритарных акционерах находятся представители крупных финансово-промышленных групп, которые фактически управляют менеджментом выставленных на приватизацию компаний и заинтересованы в их выкупе по заниженным ценам.

Как уже не раз указывал «Публичный аудит» в своих анализах, приватизация активов во время экономического падения – неэффективное решение, так как активы обесцениваются (приватизация «Укртелекома» в 2011 составила $ 1,3 млрд, 6 облэнерго в 2012 – $ 0,8 млрд). Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет в разрез национальным интересам нашей страны («Одесский припортовый завод»).


Правительство поддержало выпуск облигаций «Укрзализныци»

Кабинет Министров утвердил финансовый план «Укрзализныци» и одобрил планируемый выпуск облигаций на 2 млрд грн. Об этом сообщил журналистам и. о. главы председателя правления компании Евгений Кравцов, передает Интерфакс-Украина.

«Мы сохранили в финплане выпуск облигаций на 2 млрд грн, считаем это правильным подходом. У нас было желание провести выпуск осенью прошлого года, но поскольку на тот момент у нас было достаточно собственных средств и ситуация на внутреннем рынке была не такой благоприятной, мы решили отложить выпуск до 2018 года», – заявил он.

По словам Кравцова, компания планирует разместить облигации в конце второго или в третьем квартале. «У нас нет цели разместиться только для того, чтобы разместиться. Мы будем рассчитывать на хорошее освоение средств. Кроме того, Национальный банк повысил ставку, это серьезно увеличило стоимость ресурсов», – отметил глава «Укрзализныци». По его словам, компания намерена выпуском облигаций привлечь более широкий круг инвесторов, иностранные банки, чтобы снизить стоимость ресурсов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По предварительной информации, «Укрзализныця» окончила 2017 год с прибылью почти в 114 млн грн (2016 – убыток 7,3 млрд грн). При этом объём капитальных инвестиций в 2017-м составил 10,9 млрд грн (план – 16 млрд грн). Основной причиной получения прибыли стало увеличение тарифов на грузовые перевозки и невыполнение плана по капитальным инвестициям (что привело к уменьшению валовых затрат).

Кроме того, по данным Госстата, в 2017 году объём перевезенных грузов сократился на 1,1 % в сравнении с 2016 годом (на 17 % к 2013 году). Основным грузом УЗ является уголь, руда, черный метал и зерно. Поэтому в условиях торговой блокады Донбасса, общего падения промышленного производства, уменьшения урожайности зерновых показатели УЗ могут ухудшаться.

В 2018 году «Укрзализныця» намерена получить чистую прибыль в размере 709,88 млн грн и освоить капитальные инвестиций на сумму 26,948 млрд грн, что составляет лишь 46,5 % от потребности в капитальных инвестициях. УЗ на 2018 год предусмотрела привлечение заимствований в сумме 18,7 млрд грн, в том числе выпуск внутренних облигаций на 2 млрд грн и возврат займов в 14,4 млрд грн, исходя из расчета по курсу 29,2 грн/доллар. Также планируется погашение долгосрочных кредитов в сумме 12,5 млрд грн, из которых 2,5 млрд грн – согласно графикам погашения, 10 млрд грн – в рамках рефинансирования действующих обязательств.

Кроме того, в 2015 году, после реструктуризации облигаций «Укрзализныци» (погашение в 2018 году) на сумму $ 500 млн со ставкой доходности 9,5 %, выпущенных Шортлайн Пи-Эл-Си, доходность купона была увеличена до 9,875 %, а погашение перенесено на март 2019 года (60 % займа).

Следует отметить, что кредитные рейтинги УЗ, по оценкам международных рейтинговых агентств, являются крайне спекулятивными, они близки к дефолту (S&P – CCC+; Fitch – CCC), вследствие чего дальнейшая реструктуризация на внешних рынках весьма ограничена. В условиях, когда государственные ОВГЗ размещаются на внутреннем рынке под 17,5 %, предложение по облигациям УЗ (18,5–19 % годовых), с учетом возможных рисков, может оказаться недостаточно привлекательным для инвесторов – как результат, следует ожидать дальнейшего уменьшения необходимых капитальных инвестиций на УЗ.


В Госстате сообщили, какое мясо подешевело

Госстат сравнил цены на украинское мясо в период с января по март этого года. Согласно расчетам, в марте подешевели свинина и курятина, передает УНН со ссылкой на сайт ведомства. В частности, 1 кг тушки куриной подешевел до 53,08 грн, а 1 кг куриного филе – до 90,07 грн. Стоимость свинины также уменьшилась.

В январе украинцы платили за 1 кг продукта 110,2 грн, в марте – 109,8 грн. Таким образом, с начала года свинина незначительно, но подешевела.
Наряду с этим в Украине достаточно ощутимо подорожала говядина. В январе 2018 украинцы могли приобрести 1 кг продукта по 112,1 грн, а в марте – по 117,1 грн. То есть, с начала года стоимость говядины выросла на 5 грн на килограмме продукта.

Также сообщается, что, по итогам марта, самая высокая стоимость тушки куриной зафиксирована в Одесской области – 56,6 грн/кг продукта, самая низкая в Запорожской – 51,05 грн. По сравнению с курятиной, ценообразование на рынке свинины и говядины является менее организованным. К примеру, самая высокая стоимость свинины в Закарпатской области – 122,1 грн/кг продукта, самая низкая в Донецкой области – 95,7 грн/кг. Разница в цене составляет 26,4 грн. На рынке говядины этот показатель составляет 40,2 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Правительство продолжает серию «фейковых» публикаций про снижение цен на продукты питания в Украине. К сожалению, цены не реагируют на эти публикации и остаются по-прежнему высокими. На этот раз речь идет о мясе и мясной продукции. Проанализируем изменение цен на мясо, мясную продукцию с 2017 года и отдельно за 2018 год, используя официальные данные Госстата.

1. Говядина с начала 2017 года подорожала на 36,6 %, с 89,46 до 122,16 грн/кг, при этом в 2018 году ее стоимость выросла со 117,17 до 122,16 грн/кг.

2. Свинина с начала 2017 года подорожала на 41,5 %, с 77,59 до 109,80 грн/кг, в 2018 году максимальная цена была в январе – 110,28 грн, затем в феврале свинина подешевела на 2,35 грн, до 107,93 грн/кг, а в марте снова подорожала до 109,80 грн/кг.

3. Курица (тушки) с начала 2017 года подорожала на 28,4 %, с 42,12 до 54,08 грн/кг, в 2018 году (с января по март) цена снизилась на 0,80 грн, с 54,86 до 54,08 грн/кг, или на 1,4 %.

4. Филе куриное с начала 2017 года подорожало на 24,8 %, с 72,19 до 90,07 грн/кг, в 2018 году цена снизилась на 1,38 грн, с 91,45 до 90,07 грн/кг (на 1,5 %).

5. Колбаса вареная с начала 2017 года подорожала на 26 %, с 67,82 до 85,44 грн/кг, в 2018 году цена выросла на 2,87 грн (на 3,5 %), с 82,57 до 85,44 грн/кг.

6. Сало с начала 2017 года подорожало на 63,4 %, с 43,77 до 71,51 грн/кг, в 2018 году цена снизилась на 0,70 грн (на 1 %), с 72,20 до 71,51 грн/кг.

Как видим из приведенных официальных данных Госстата цены на мясо и мясную продукцию за последний год выросли от 25% до 63%, при этом правительство умалчивает об этом факте, акцентируя внимание в своих публикациях лишь на небольшом сезонном снижении цен на некоторые виды мяса в пределах 1,5-2%, что является банальной манипуляцией и популизмом.


Прибыль украинских банков выросла в три раза

Чистая прибыль украинских банков по итогам первого квартала составила 8,7 млрд грн, что почти в три раза превышает показатель за январь-март прошлого года. Об этом свидетельствуют данные квартального «Обзора банковского сектора», опубликованного на сайте Национального банка.

В НБУ отмечают, что такой финансовый результат достигнут благодаря значительному сокращению отчислений в резервы, что стало результатом улучшения финансового состояния заемщиков и завершения реструктуризаций ряда проблемных кредитов. «Ожидается, что банковская система будет наращивать прибыльность и в дальнейшем благодаря улучшению операционного результата и дальнейшему сокращению отчислений в резервы», – говорится в отчете.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным НБУ, платежеспособные банки в I квартале получили чистую прибыль в размере 8,7 млрд грн, что в 2,7 раза выше показателя соответствующего периода предыдущего года. Основной катализатор роста прибыли – значительное сокращение отчислений в резервы, что составило 1,1 млрд грн (I квартал 2017 года – 8,1 млрд грн). Операционный доход сектора вырос на 6 %, тогда как операционные расходы увеличились на 25,2 %. В результате операционная прибыль до формирования резервов снизилась на 13,3 %, до 10,8 млрд грн.

В течение I квартала НБУ дважды повышал учетную ставку – с 14,5 % до 17 % годовых. Такими действиями регулятор пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке – незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако следует ожидать, что в будущем это негативно повлияет на деловую активность бизнеса, так как произойдет удорожание стоимости заемных ресурсов.

По итогам января–марта 2018 года по размещённым ОВГЗ в госбюджет было привлечено 50 млрд грн. На 11.05.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) банки держат в своем портфеле 47% (349,6 млрд грн). Наибольшую прибыль получил «Приватбанк» – 3,7 млрд грн. Чистые процентные доходы, часть которых сформирована большим портфелем гособлигаций, составили меньше 3,2 млрд грн.

Между тем, по итогам I квартала чистые активы банков сократились на 3,0 %, до 1296 млрд грн, в связи с переоценкой государственных ценных бумаг в соответствии с требованиями МСФО 9 и снижением объёма корпоративных кредитов. Чистые корпоративные кредиты в гривневом эквиваленте уменьшились на 4,0 %, до 438 млрд грн.

Так, по данным НБУ, по состоянию на 01.03.2018 кредитный портфель украинских банков составлял 1,113 трлн грн (экв. долл. – $ 42 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом в корпоративном портфеле банков объём неработающих кредитов достиг 627 млрд грн, или 56,4 % (данные НБУ). Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе свидетельствует о высоких рисках новой волны банковского кризиса.


В Украине средняя заработная плата может вырасти до 10 тыс. грн – Кабмин

В правительстве Украины рассказали, что минимальная зарплата украинцев может существенно вырасти. В Украине «минималка» может увеличиться до 5 тыс. грн. Об этом сообщил министр Кабмина Александр Саенко. Однако он отметил, что произойдет это только тогда, когда экономическая обстановка в стране улучшится и параметры бюджета позволят увеличить «минималку». Министр сказал, что власти заинтересованы в повышении зарплат, но необходимо учитывать, как это отразится на макроэкономической ситуации в Украине.

По его словам, увеличение минимальной зарплаты очень важно для детенизации экономики, так как в приоритете у власти – увеличение реальных доходов граждан Украины. При этом Саенко отметил, что увеличение минимальной зарплаты должно быть сопоставимо с ростом экономики, иначе бизнес, особенно малый, просто не сможет выплачивать повышенную зарплату.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В середине апреля в Минфине заявили, что возможности для пересмотра размера минималки до уровня 4,2 тыс. грн в Украине на сегодня нет. Саенко же указывает, что в планах правительства увеличение «минималки» уже в этом году.  Минимальная заработная плата в Украине сегодня составляет 3723 грн. Правительство планирует и дальше её повышать, что обусловит увеличение и без того значительной налоговой нагрузки на бизнес.

За последние годы в связи с искусственным ростом «минималки» разорились и закрылись сотни тысяч мелких предприятий и предпринимателей.
Приведенные ниже расчёты демонстрируют несовместимость налоговой системы Украины и бизнеса, а также подтверждают тот факт, что работать честно, «в белую», сегодня в Украине невозможно.
Пример № 1.
Самая простая и распространенная форма мелкого предпринимательства – торговля на рынке.
Относится к 1-й группе плательщиков единого налога.
Допустимая годовая выручка – до 300 тыс. грн.
Выручка в месяц – 25 тыс. грн.
Выручка в день – 1 тыс. грн в день.
Торговая наценка – 30 %.
Закупочная цена товара – 769 грн/день.
Цена реализации – 769*30% = 999,7 грн.
Грязная прибыль – 230,7 грн в день.
Грязная прибыль в месяц – 5767,5 грн.
Аренда торгового места – 2,5 тыс. грн/мес.
Минимальная з/п – 3723 грн.
ЕСВ 22% + единый налог – 995 грн/мес.
Убыток в месяц – 1450,5 грн.

Пример № 2.
Небольшой магазин без подакцизных товаров.
Относится ко 2-й группе плательщиков единого налога. Разрешается до 10 наемных работников.
Допустимая годовая выручка – до 1 млн 500 тыс. грн в год.
Выручка в месяц – 125 тыс. грн.
Выручка в день – 5 тыс. грн.
Торговая наценка – 30 %.
Закупочная цена товара – 3846 грн/день.
Цена реализации – 3846*30% = 4999,8 грн.
Грязная прибыль – 1153,8 грн в день.
Грязная прибыль в месяц – 28845 грн.
Минимальная з/п – 3723 грн*5 чел.=18615 грн/мес.
ЕСВ 22% – 819 грн*5 чел = 4095 грн/мес.
Единый налог – 744,6 грн/мес.
Аренда – 5 тыс. грн/мес.
ЖК-услуги, сигнализация – 4 тыс. грн.
Убыток в месяц – 3609 грн.

Как видим из указанных примеров, сегодня «в белую» в Украине можно получить только убытки, причём, в этих примерах не учитываются неформальные платежи всевозможным проверяющим, приведена минимальная стоимость аренды, которая в большинстве случаев является значительно выше. Кроме того, расчеты выполнено по максимально допустимой выручке, которая на практике может быть ниже и нестабильной.
Таким образом, дальнейшее искусственное повышение «минималки» приведет к еще большей тенизации бизнеса, его разорению и закрытию.


В Минэнергоугля выступили против повышения цен на газ для населения

Министерство энергетики и угольной промышленности выступает против повышения цены на газ для населения и предлагает оставить их на прежнем уровне. С таким заявлением выступил глава ведомства Игорь Насалик.

«Мы продлили действие 187-го постановления до 1 июня, цена не может измениться. Если с 1 июня не появится никакое постановление, то цена PSO (специальные обязательства) будет такая же, как и коммерческая. Независимо от НАК “Нафтогаз”», – сказал он.

Насалик рассказал, что намерен подать на рассмотрение правительства постановление, согласно которому цена на газ для населения останется на прежнем уровне.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В мае 2016 года Гройсман привязал цену на украинский газ для населения к импортному паритету, называя такое решение единственно правильным, социально справедливым и направленным на борьбу с коррупцией.

Также правительством, президентом и главой НБУ были взяты обязательства перед МВФ пересматривать цену на газ для населения 2 раза в год, в соответствии с изменениями биржевых цен на газ. Согласно установленной Гросманом формуле «Дюссельдорф+», украинцы сегодня оплачивают газ по цене немецкой биржи + «виртуальная доставка» Германия-Словакия-Украина + доставка по Украине + торговая наценка 2 % + 20 % НДС.

Газа украинской добычи более чем достаточно для полного покрытия потребностей населения, а значит привязывать его стоимость к цене немецкой биржи нет необходимости, равно как и включать в цену виртуальную доставку, которая фактически не осуществляется.

Общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
год——-потребление—- добыча
2015 ——— 17,16 ——— 19,92
2016 ——— 17,58 ——— 19,12
2017———- 15,8———- 20,8

Вместо цены на немецкой бирже, в формулу Гройсмана следовало бы заложить себестоимость добычи украинского газа (2926 грн с налогами или 1033 грн без налогов), а также вычесть «виртуальную доставку из Германии», оставив лишь транспортные расходы по Украинею. Торговую наценку можно оставить на прежнем уровне 2 %, а не повышать до 10 %, как это предлагало Кабмину ведомство Игоря Насалика.

Все это позволило бы примерно в 2 раза снизить тарифы на газ, отопление и горячую воду, что высвободило б существенную часть семейных бюджетов простых украинцев и оживило б другие отрасли, наполнив их финансовыми ресурсами. Но действующее правительство вряд ли решится на такие кардинальные изменения тарифной политики: НБУ рассчитывает получить в текущем году очередной кредит от МВФ в $ 3,5 млрд, а для этого правительство пойдет на повышение тарифов, на котором настаивает кредитор.

В таком случае, вместо украинского газа по честной справедливой цене в пределах 3,5 грн за куб, украинцев ждет очередное повышение тарифов на «виртульный немецкий газ» до 10,5-1,5 грн за м3, а значит и массовые протестные акции и неплатежи, которые, возможно, приведут к отставке правительства и досрочным выборам.


НБУ заявил о росте денежной массы в Украине

По данным НБУ, такая динамика обусловлена ростом как остатка по депозитам – на 1,7%, до 859,119 млрд грн, так и объёма наличных средств в обращении вне банков – на 2,5%, до 331,618 млрд грн. Сообщается, что в целом с начала 2018 года объём денежной массы сократился на 1,5 %.
Депозитный портфель банков в национальной валюте в апреле возрос на 3,2 % – до 500,652 млрд грн, тогда как в иностранной сократился на 0,4 % – до 358,468 млрд грн.

Катализатором увеличения денежной базы стала эмиссия денежных средств, направленная на финансирование бюджетного дефицита и прочих бюджетных расходов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно госбюджету на 2018, граничный объём дефицита установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5 % от прогнозного ВВП). Однако, общий фонд госбюджета за январь–апрель не выполнен по доходам к плану на 26 % (88 млрд грн) – он составил 251 млрд грн, вследствие чего бюджетный дефицит может увеличиться до 5%. Это сигнализирует о необходимости финансирования бюджетного дефицита, а также повышенных зарплат и пенсий за счёт размещенных ОВГЗ (эмиссия).

Денежная база в апреле возросла на 4,8% – до 412,240 млрд грн. Рост за первые четыре месяца года составил 3,3 %. Объём наличных средств в обращении вне банков – на 2,5 %, до 331,618 млрд грн . Кроме того, денежный агрегат М1 (депозиты, которые могут быть конвертированы в наличные средства по требованию собственника) в апреле 2018 года составил 265,8 млрд грн (+3,2 % с начала года).

Следует отметить, что НБУ старается снизить показатель наличных вне банков, который влияет на реализацию монетарной политики НБУ. Национальный регулятор видит в таком обороте наличных риски для экономики, но украинцы не могут отказаться от наличных денег в связи с тем, что доля теневой экономики по данным международной Ассоциацией дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) составляет 46 %, что свидетельствует о необходимости наличного рынка (спрос рождает предложение).

Решение НБУ об увеличении учётной ставки (до 17 %) было обусловлено необходимостью увеличения доходности по депозитам и ОВГЗ – в результате свободные наличные деньги направили через увеличение депозитного портфеля банков на финансирование бюджетного дефицита и расходной части бюджета.

НБУ уточняет, что депозитный портфель банков в национальной валюте в апреле возрос на 3,2% – до 500,652 млрд грн. По итогам января–марта 2018 года привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 40,6 млрд грн меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,5%; долларовым – 5,21%. Это увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущем. По состоянию на 10.05.2018 основная сумма долга в ОВГЗ (внутренний долг) составляет 742 млрд грн (держатели: НБУ – 47 %, банки – 47 %, юрлица – 4 %, нерезиденты –2 %).

Деньги, полученные от размещения ОВГЗ, направляются Минфином в общий фонд госбюджета на финансирование расходной части бюджета, а также обеспечивают социальное финансирование в преддверии избирательной кампании. В случае дальнейшего финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии произойдет дальнейшее увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства), поэтому следует ожидать дополнительных инфляционных и девальвационных рисков, которые деструктивно влияют на экономику.


В Украине падает добыча угля

Угледобывающие предприятия Украины в январе–апреле 2018 года сократили добычу рядового угля на 14 % (на 1 млн 832 тысяч тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 11 млн 236 тысяч тонн. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылой на данные Министерства энергетики и угольной промышленности.

Так, добыча коксующегося угля сократилась на 6,7 % (на 154,1 тыс. тонн) – до 2,16 млн тонн, энергетического – на 15,6 % (1 млн 678 тыс. тонн) – до 9 млн 77 тыс. тонн. Шахты Донецкой области за четыре месяца текущего года обеспечили добычу 3 млн 940 тысяч тонн угля (-12,1 % к январю–апрелю 2017 года), Луганской – 199,6 тыс. тонн (-86,1 %), Днепропетровской – 6 млн 507 тыс. тонн (-1,6 %), Львовской – 548 тыс. тонн (+11,1 %), Волынской – 40,3 тыс. тонн (+2,3 %). До 2014 года Украина самостоятельно обеспечивала себя углем всех марок, в т. ч. антрацитом.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С 2014 по 2017 гг. страна покупала недостающий антрацит напрямую с неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, что было быстрее и дешевле, чем покупать его из РФ, ЮАР или США. На неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей осталось 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57 % от их общего количества в Украине. Из них на 60 шахтах добывался энергетический уголь – 100% всего антрацита в Украине.

С февраля 2017 года власть решила, что покупать уголь напрямую с неподконтрольной территории «непатриотично», поэтому прямые поставки прекратились. Почти 80 % всего антрацита, 2,66 млн тонн (из 3,38 млн тонн), Украина купила у РФ, но не по прямым контрактам, а через посредников.
При этом непосредственно из РФ завезли всего 12,1 тыс. тонн, или 0,45 % от всего объёма антрацита.

С огромной долей вероятности можно предположить, что остальные 99,5 % антрацита, купленного у РФ, но завезенного не из этой страны: все тот же украинский уголь с неподконтрольной территории, но купленный Украиной по более сложным и запутанным схемам, – через «прокладки» в Швейцарии, Великобритании и других странах, но, естественно, уже дороже, чем раньше.

После прекращения прямых поставок угля с неподконтрольной территории Украины, валютные расходы на его покупку выросли на 87 % – с $1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году.

Всего за один 2017 год Украина понесла дополнительные расходы на закупку угля в $ 1,3 млрд. Относительно дальнейшей судьбы угольной отрасли Украины, летом 2017 года правительство утвердило план её реформирования – он отображен в Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Однако там не идет речь о развитии сферы – скорее, о закрытии со смягчающими мерами: «Будет создан рынок угольной продукции. Реструктуризация угольной промышленности будет сопровождаться комплексом мер по смягчению социальных и экологических последствий ликвидации / консервации угольных шахт и социальной реконверсии регионов закрытия шахт в соответствии с лучшими европейскими практиками».

Текущее сокращение добычи угля может быть прямым следствием реализации утвержденной в прошлом году правительственной стратегии по ликвидации и консервации убыточных угольных предприятий, а также частью плана по подготовке шахт к приватизации. Если сократить добычу и довести угольное предприятие государственной формы собственности до убыточного состояния, это даст возможность продать его заинтересованным структурам за бесценок, чего, по всей видимости, и добивается правительство. Также сокращение собственной добычи дает основания правительству наращивать закупки угля из США или РФ, в убыток для страны, но с выгодой для организаторов таких закупок.