Дайджест 9-15/07/2018

Международные резервы Украины вновь сократились

В июне 2018 года международные резервы Украины сократились на 1,1% и по состоянию на 1 июля составили $ 17,978 млрд.
«Объем международных резервов покрывает 3,2 месяца будущего импорта и является достаточным для выполнения обязательств и текущих операций правительства и Национального банка», – заверяет регулятор. НБУ также отметил, что покупка валюты на межбанковском рынке перестала быть главным источником пополнения резервов. В сообщении также указанно, что Национальный банк в июне даже возобновил продажу валюты на межбанке, впервые с января, для сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса.

Как сообщалось, месяцем ранее международные резервы Украины сократились на 1,6% и по состоянию на 1 июня составили $ 18,1 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.07.2018 международные резервы (оперативные данные НБУ) составили $ 17,98 млрд (май 2018 – $ 18,17 млрд), что на $ 830 млн меньше чем на конец 2017. Основным катализатором уменьшения резервов стали платежи правительства и НБУ по внешнему долгу. Так, было оплачено $ 724,4 млрд для погашения и обслуживания государственного и гарантированного госдолга в иностранной валюте ($ 552,5 млн – обслуживание и погашение по ОВГЗ, в иностранной валюте; $ 186 млн – выплаты МВФ; $ 9,9 млн – обслуживание по еврооблигациям).

Основным источником пополнения резервов в июне стали поступления в пользу правительства от размещения ОВГЗ, номинированные в иностранной валюте, в сумме $ 539,4 млн. Покупка иностранной валюты НБУ составила $ 24 млн в июне ($ 90 млн составляла покупка иностранной валюты, $ 66 млн – продажа).

Кроме того, на объем резервов повлияли переоценка финансовых инструментов (изменение рыночной стоимости курса доллара США к другим валютам) на сумму $ 38,2 млн. В свою очередь, чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в мае 2018 года составили всего $ 6,9 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). С учетом общего сокращения международных резервов, чистые резервы по итогам июня также уменьшатся.

При этом по прогнозу КМУ дефицит торгового баланса в 2018 г. составит $ 7,7 млрд (7% от прогнозного ВВП в 2018 году). Однако в случае формирования негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами), в связи с торговыми войнами развитых стран платёжный дефицит может увеличится.
Во второй половине этого года украинское правительство должно заплатить более $ 3 млрд кредиторам, в следующем году – $ 7 млрд. Этих средств у государства нет, а источники их получения пока отсутствуют (МВФ приостановил выделение новых траншей, на международных рынках формируется тренд к оттоку капитала с развивающихся стран).

Сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, однако в долгосрочной перспективе увеличит дефолтные риски страны, в связи увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


«Укргаздобыча» увеличила добычу газа в первом полугодии всего на 1%

По оперативным данным, государственная «Укргаздобыча» за январь-июнь 2018 года добыла 7,55 млрд 546 млн куб. м природного газа, что на 67 млн или на 0,9% больше показателя за аналогичный период прошлого года. С целью увеличению показателя в первом полугодии проведено 440 операций по интенсификации добычи, в частности, 278 колтюбинговых операций и 115 операций по капитальному ремонту скважин, введено в эксплуатацию 19 новых скважин.

«Также введено в эксплуатацию более 23 км межпромыслового газопровода Валюхивского НГКМ, что дает возможность снизить входное давление на 3-4 атмосферы и обеспечить оптимальную работу скважин и разгрузить ДКС Диканька в летний период», – отмечается в сообщении. Кроме этого, в мае-июне «Укргаздобыча» ввела в эксплуатацию два новых месторождения в Харьковской области.

«В третьем и четвертом кварталах “Укргаздобыча” планирует запуск новых технологических мощностей: 4 газопоршневые двигателя с поршневыми компрессорами, 2 газотурбинные двигателя с центробежных компрессорами и 14 малодожимних компрессорных станций, увеличение до более 70 единиц станков по капитальному ремонту скважин, доведение количества комплексов по колтюбингу до 17, азотных установок, а также введение в эксплуатацию новых скважин внешних буровых подрядчиков», – сказано в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно отчетности ПАТ «Укргаздобыча» за 2017 год, расходы компании на добычу 1 тыс. м³ газа составляли – 2926 грн, в т. ч.:
• 437 грн (амортизация);
• 147 грн (расходы на персонал и социальные отчисления);
• 51 грн (административные расходы);
• 28 грн (финансовые затраты, проценты по кредитам);
• 103 грн (операционные затраты);
• 121 грн (прочие расходы);
• 146 грн (прочие расходы обесценивание основных средств);
1033 грн
а также налоги:
• 1461,6 грн (плата за пользование недрами и другие налоги);
• 431,4 грн (налог на прибыль).

Как видим из приведенных данных, при расходах ПАТ «Укргаздобыча» в 2926 грн с налогами (или 1033 грн без налогов), правительство продает украинский газ населению (по формуле «Дюссельдорф +») по цене 6 957 грн за тыс. м³.

В 2017 году ПАТ «Укргаздобыча» увеличила объем добычи на 4,2% (+0,64 млрд м³), а объем разведки и бурения на 21,2%, по сравнению с 2016 годом. За I квартал 2018 года объем добычи увеличен еще на 1%, а также введено в эксплуатацию 19 новых скважин и 2 новых месторождения.

Планомерное наращивание объема добычи, введение в эксплуатацию новых скважин и месторождений, проведение ремонтных и разведывательных работ говорит о том, что расходы в 1033 грн (без налогов) или 2926 грн (с налогами) являются достаточными для газодобытчика и позволяют наращивать объем добычи. Кроме того, налоговая составляющая в 64,7% дает основания утверждать, что расходы ПАТ «Укргаздобыча» на добычу газа могут быть значительно сокращены, без ущерба для финансового состояния компании и без риска сорвать план по наращиванию добычи, а именно за счет снижения налоговой составляющей.

Также приведенные данные свидетельствуют об абсурдности и несправедливости введенной Гройсманом формулы «Дюссельдорф +», установленной им цены на газ для населения, а также планов правительства увеличить эту цену еще на 60-70%. Украина способна полностью обеспечить население газом, добытым из наших недр, по цене минимум в 2 раза ниже действующей. Но для этого к власти должно прийти правительство государственников, на смену правительства мародеров.


Счетная палата планирует провести аудит «Нафтогаза» из-за заоблачных премий

Счетная палата планирует провести аудит НАК «Нафтогаз Украины». Об этом на своей странице в соцсети Фейсбук сообщил глава ведомства Валерий Пацкан. Ведомство заинтересовали заоблачные премии руководства госкомпании после победы в Стокгольмском арбитраже над «Газпромом». Участники судебного разбирательства с российским газовым монополистом получат премию в размере 1% от общей суммы выигрыша.

Напомним, в мае стало известно, что выигрыш в Стокгольмском арбитраже принес топ-менеджерам «Нафтогаза» миллионные премии. Участники судебного разбирательства с российским газовым монополистом «Газпромом» получат премию в размере 1% от общей суммы выигрыша. Большинство этих средств разделят между главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым и главным коммерческим директором компании Юрием Витренко.

В июне «Нафтогаз» выплатил своим сотрудникам премии на сумму около $ 21 млн. Остальные планируют выплатить после получения всех отсуженных у «Газпрома» средств.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Если аудит «заоблачных премий» все же состоится, и Счетная палата настроена провести его качественно, а не для галочки, то у руководства НАК есть очень высокие шансы вернуть полученные премии в бюджет.

Аудиторам стоит обратить внимание на 2 ключевых вопроса:
1) основания для получения (реальный вклад руководства и сотрудников НАК в победу);
2) законность размера премий.

1. Украинская сторона в стокгольмском арбитраже, была представлена не Коболевым, Витренко и штатными юристами НАК, которые присвоили себе премии, а норвежской юридической компанией Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA. Коболев, Витренко и НАК «Нефтегаз» в целом были в данном случае клиентами, интересы которых представляли профессиональные, дорогие юристы.

Компания Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA представляла интересы покупателей в сфере энергетики и природного газа в более чем 20 арбитражных разбирательствах по цене на газ, а также на около 40 официальных переговорах по пересмотру цены на газ с 2001 года. Компания также имеет успешный опыт ведения дел против «Газпрома». В частности, Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA сопровождала арбитражное производство по делу RWE CZ против Gazprom Export. Производство завершилось в 2013 году вынесением решения в пользу RWE.

За юридическое сопровождение в Стокгольмском арбитраже компанией Wikborg, Rein & Co. Advokatfirma DA НАК «Нефтегаз» ежегодно платил около € 5 млн. Выигрыш в суде в первую очередь обеспечен нанятой международной юридической компанией, ее опытом и многолетней практикой в решении подобных споров. К заслугам Коболева и Витренко можно отнести лишь выбор юридической компании, хотя и эта заслуга спорна, поскольку на закупку юридических услуг проводился тендер, победителем которого и стала указанная компания.

Таким образом, нанятая профессиональная юридическая компания выиграла Стокгольмский арбитраж для своего клиента НАК «Нефтегаз» и получила за свои услуги хорошее вознаграждение. Руководство же НАК (клиенты) присвоило себе заслуги этой компании и решило получить за это вознаграждение, в разы превышающее стоимость услуг самих норвежских юристов, выигравших арбитраж.

2. Ограничения по размеру премий.
Согласно контракту, заключенному Коболевым с Правительством Украины, должностной оклад председателя НАК «Нафтогаз Украины» Коболева составляет 1 041 000 грн в месяц, кроме того ежемесячная премия до 100% должностного оклада и до 100% премия за вклад в общий результат работы компании. Выигранный суд вполне можно отнести к вкладу в общий результат работы компании, за что, согласно контракту, предусмотрена премия до 100% должностного оклада или 1 млн грн.

1 млн грн – это, безусловно, не $ 45млн, на которые нацелились в «Нефтегазе», но это более справедливый размер премии за те сомнительные заслуги, которые, по большому счету, являются прямимы должностными и функциональными обязанностями руководства и сотрудников «Нефтегаза», за которые им выплачивается очень достойная заработная плата.

Мы не в коем случае не пытаемся нивелировать успех Украины в решении газового спора с «Газпромом», это действительно грандиозная и масштабная победа. Мы обращаем внимание лишь на присвоение чужих заслуг руководством НАК, преувеличении собственного вклада и необоснованном размере премий за чужие заслуги.


В Украине возросла денежная база

Денежная база увеличилась за прошлый месяц сразу на 3,1% – до 419,95 млрд грн. Такие предварительные данные денежно-кредитной статистики обнародовал во вторник, 10 июля, Национальный банк Украины на своем сайте. В целом, по данным регулятора, с начала 2018 года объем денежной базы вырос на 5,2%, тогда как денежной массы – всего на 0,1%.

НБУ уточняет, что остатки гривневых депозитов населения в платежеспособных банках в июне выросли на 5,9% – до 262,9 млрд грн, в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) – на 1,1%, до $ 8,5 млрд. В то же время остатки депозитов юридических лиц в платежеспособных банках за прошлый месяц сократились: по гривневым вкладам – на 5,6% (до 243,8 млрд грн), по валютным – на 1,3% (до $ 5,1 млрд). Таким образом, общий портфель гривневых депозитов в июне практически не изменился и остался на уровне 506,7 млрд грн, констатирует регулятор.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Катализатор увеличения денежной базы – эмиссия денежных средств, направленная на финансирование бюджетного дефицита и прочих бюджетных расходов. Согласно госбюджету на 2018 г., граничный объём дефицита установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5% прогнозного ВВП). Между тем, сальдо государственного бюджета за первое полугодие не выполнено на 3% или 14,1 млрд грн (общий фонд – 14,8 млрд грн), что приводит к необходимости финансирования бюджетного дефицита, а также финансирования повышенных зарплат и пенсий за счёт размещенных ОВГЗ (эмиссия).

Денежная база в июне возросла на 3,1% – до 419,240 млрд грн. Рост за первые четыре месяца года составил 3,3%. Такая динамика денежных агрегатов обусловлена, прежде всего, ростом объема наличных средств в обращении вне банков – на 3,7%, до 345 млрд грн. Кроме того, денежный агрегат М1 (депозиты, которые могут быть конвертированы в наличные средства по требованию собственника) в мае 2018 года составил 286,6 млрд грн (+11% с начала года).

Следует отметить, что НБУ старается снизить показатель наличных вне банков, который влияет на реализацию монетарной политики НБУ. Национальный регулятор видит в таком обороте наличных риски для экономики, однако украинцы не могут отказаться от наличных денег в связи с тем, что доля теневой экономики по данным международной Ассоциацией дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) составляет 46%, что свидетельствует о необходимости наличного рынка.

Решение НБУ об увеличении учётной ставки (до 17%) было обусловлено необходимостью увеличения доходности по депозитам и ОВГЗ, в результате чего свободная наличность была направлена через увеличение депозитного портфеля банков на финансирование бюджетного дефицита и расходной части бюджета.

По итогам первого полугодия 2018 г. в госбюджет привлечено 84 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 62,16 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,65%; долларовым – 5,36%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах. По состоянию на 11.07.2018, основная сумма долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 742,5 млрд грн (держатели: НБУ – 47%, банки – 47%, юр. лица – 4%, нерезиденты –2%).

Деньги, полученные от размещения ОВГЗ, направляются Минфином в общий фонд госбюджета на финансирование расходной части, а также обеспечивают социальное финансирование в преддверии избирательной кампании. В случае дальнейшего финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии, произойдет дальнейшее увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства), вследствие чего ожидаются дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно повлияют на экономику.


В Кабмине спрогнозировали рост цен на газ и свет

Министерство экономического развития и торговли прогнозирует рост цен на газ для населения в 2018 году на 18%. Об свидетельствует проект постановления Кабмина о прогнозе социального и экономического развития на 2019-2021 годы.
Согласно документу, цена на газ для населения в 2019 году может увеличиться на 5-8% (зависимо от сценария), в 2020 году – на 14%, а в 2021 году – останутся неизменными.

Тарифы на электроэнергию для бытовых потребителей, по прогнозу МЭРТ, в 2018 году меняться не будут, а в 2019-2021 годах их ожидает ежегодный 25%-й рост. По расчетам министерства, розничные тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий в 2018 году увеличатся на 16%, а в 2019-2021 ежегодный рост составит 10%.

Согласно прогнозу, среднегодовая цена на импортируемый природный газ в 2018 году должна составить $ 283,9 за тыс. куб. м, а в 2019 году она может упасть до $ 264-275,7 за тыс. куб. м.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) не является органом, от которого зависит цена на газ или электроэнергию. МЭРТ не рассчитывает тарифы для населения и не утверждает их, а лишь строит макро- и микроэкономические прогнозы, которые не факт, что осуществятся, на то они и прогнозы. Размер платежки рядового украинца на 80% зависит от стоимости газа и угля, которые являются главными составляющими тарифов на отопление, электроэнергию и горячую воду. Стоимость этих ресурсов сегодня определяется Кабмином и НКРЕКУ не расходным методом (себестоимость + рентабельность), а по импортным паритету, поэтому мы наблюдаем бесконечный рост тарифов.

Есть две идентичные формулы: «Роттердам +» (по углю, авторства НКРЕКУ, Д. Вовка) и «Дюссельдорф +» (по газу, авторства Кабмина, Гройсмана). О формуле «Роттердам +», по которой определяется стоимость угля, все уже наслышаны, по этому поводу даже проводились расследования НАБУ и ГПУ, но аналогичная формула действует и по газу.

Стоимость украинского газа для украинского населения определяется в зависимости от стоимости газа на немецкой бирже и стоимости доставки этого газа (Германия-Словакия-Украина). Формула «Дюссельдорф +», утверждена Постановлением КМУ от 22.03.2017 № 187, обязывает правительство пересматривать стоимость газа для населения каждые полгода, в зависимости от изменения цен на бирже. Это же вписано в меморандум с МВФ 2017 года (пункт 24). Вследствие такого ценообразования, украинцы платят за газ, добытый в Украине, так, будто его закупают и доставляют из Германии.

Никто не знает и не может знать, какая цена газа будет на бирже в Дюссельдорфе или угля в Роттердаме в 2018-2021 годах, это же касается и курса гривны к евро и доллару. Поэтому прогнозы МЕРТ относительно тарифов очень сомнительные и туманные. В сегодняшнее нестабильное для Украины время их погрешность может составлять практически любую величину, что сводит ценность прогноза к нулю.

Экономически обоснованный уровень тарифов, о котором так любят рассказывать в правительстве – это покрытие обоснованных затрат производителя и поставщика услуг + необходимый для развития уровень прибыли, который регулируются государством. Иными словами, себестоимость + регулируемая рентабельность. Регулируемая, поскольку большинство поставщиков и производителей ЖК-услуг являются монополистами в пределах территории которую обслуживают, а позволять монополиям свободное ценообразование опасно и антисоциально.

Если бы тарифы в Украине формировались по простой, понятной и справедливой формуле, классическим затратным методом, они были бы в 2 раза ниже и при этом четко прогнозируемыми. Но благодаря «реформам» действующей власти, украинцы сегодня имеют неподъемные, завышенные тарифы на все ЖК-услуги, пределы роста которых невозможно спрогнозировать.


НБУ повысил учетную ставку до 17,5% годовых

Национальный банк Украины повысил учетную ставку до 17,5% годовых. Об этом на пресс-конференции объявил глава Нацбанка Яков Смолий, передает корреспондент РБК-Украина. В частности, Смолий объявил о решении повысить учетную ставку до 17,5%, несмотря на снижение инфляции за последние 12 месяцев. «Правление Национального банка Украины приняло решение повысить учетную ставку до 17,5% годовых с 13 июля 2018 года, чтобы вернуть инфляцию в рамки целевого диапазона в 2019 году», – заявил Смолий.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Учетная ставка – один из ключевых монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Снижение учетной ставки – это основной инструмент оживления кредитного банковского рынка. Повышение учетной ставки говорит о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране.

Благодаря повышению учетной ставки НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет (в условиях высокого бюджетного дефицита) и уменьшить ликвидность на рынке, чем в краткосрочном периоде пытается уменьшить инфляцию и обеспечить финансирование бюджетного дефицита.

По итогам первого полугодия 2018 г. в госбюджет привлечено 84 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 62,16 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,65%; долларовым – 5,36%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах. По состоянию на 11.07.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 742,5 млрд грн (держатели: НБУ – 47%, банки – 47%, юр. лица – 4%, нерезиденты –2%).

Для поддержания текущего уровня вложений банков в депсертификаты и ОВГЗ (ставки доходности по которым либо прямо пропорционально привязаны к учетной ставке, либо имеют очень высокую корреляцию) – учетная ставка НБУ должна сохраняться на высоком уровне. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ, вместо кредитования реального сектора. Для того чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 17,5% годовых. Параллельно ставки по депозитам в национальной валюте находятся на среднем уровне в 12,5%. Фактически, НБУ, пытаясь удержать инфляцию, все больше расширяет спрэд между стоимостью кредитных ресурсов и стоимостью их привлечения, что приводит к росту реальной процентной ставки по кредитам. Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги – все больший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей, то есть сырьевые.

Следует отметить, что для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь 123 млрд грн (на конец мая выполнено на 52%) на внутреннем рынке и 108 млрд грн или $ 4,1 млрд (выполнено 1%) на внешнем. Однако на международных финансовых рынках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся рынков (для дальнейшей диверсификации), вследствие чего мобилизовать средства на внешних рынках будет крайне сложно.

В случае дальнейшего финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии произойдет дальнейшее увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства), вследствие чего ожидаются дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно повлияют на экономику.


Мясо в Украине подорожало на четверть

За первые шесть месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены на мясо и мясные продукты увеличились на 24,5%. Об этом сообщает Государственная служба статистики. При этом в июне 2018 года потребительские цены на мясо и мясные продукты выросли на 17,5% по сравнению с июнем прошлого года. Также отмечается, что в июне этого года цены на мясо и мясные продукты остались на уровне минувшего мая.

В Госстате уточнили, что приведенные данные по ценам не учитывают информацию из Крыма и неподконтрольных территорий Донбасса.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Непрерывный рост цен украинцы наблюдают уже 4,5 года. Независимо от того растет курс доллара или снижается, цены на все товары и услуги в Украине только растут. Правительство сегодня находится в стороне от этой проблемы, лишь наблюдает и констатирует рост цен на социальные товары, не оказывая на сам процесс ценообразования никакого влияния. Правительственная инициатива по отмене госрегулирования цен на социальные товары не принесла желаемого результата: цены не снизились, как прогнозировал Гройсман, а наоборот продолжили расти.

Согласно официальным данным Госстата, цены на мясо и мясную продукцию за время правления действующей власти выросли от 131% до 191% (т.е. почти в 3 раза):
• говядина подорожала на 131%: с 53,91 до 124,48 грн/кг;
• свинина подорожала на 144%: с 47,21 до 115,14 грн/кг;.
• курица (тушки) подорожала на 153%: с 21,62 до 54,81 грн/кг;
• колбаса вареная подорожала на 167%: с 32,69 до 87,32 грн/кг;
• сало подорожало на 191%: с 23,61 до 68,77 грн/кг.

Помимо мяса также подорожали:
• крупы и хлебобулочные изделия на 200-250%;
• молоко и молочная продукция на 200%;
• топливо на 170%;
• фрукты и овощи на 100–150%;
• газ на 772%;
• электроэнергия на 220%–367%;
• отопление на 225%;
• горячая вода на 200%;
• холодна вода на 100–150%;
• содержание дома и придомовой территории на 150–200%.
При этом размер прожиточного минимума, от которого зависит размер минимальной пенсии по возрасту, размеры социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат, с начала 2014 года вырос всего на 44%: с 1176 грн до 1700 грн.

Согласно официальным исследованиям Госстата, проведенным в 2017 году, четверть населения Украины (24,5%) не в состоянии позволить себе мясо и рыбу (даже через день), в 2013 году количество таких людей было в пределах 16,9%.  Зачастую сторонники действующей власти говорят: «зачем вспоминать, сколько стоили колбаса или мясо при прошлой власти, вспомните еще цены СССР»? Но ведь именно критерий цен и доходов является ключевым для большинства рядовых граждан. Людям мало интересен антикоррупционный суд, безвиз или НАБУ. Именно с вопросами цен, тарифов, зарплат и пенсий они сталкиваются ежедневно, именно по этим критериям оценивают власть и сравнивают ее с предыдущей.

В связи с этим, в преддверии выборов людям нужно все чаще напоминать какой уровень доходов и цен был 4,5 года назад и чего добилась действующая власть за период своего правления.


Украинский аграрный экспорт в ЕС вырос до $ 2,3 млрд

Украина в январе-мае этого года экспортировала аграрной продукции в страны Европейского Союза на сумму почти $ 2,3 млрд. Об этом сообщила пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия со ссылкой на заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольгу Трофимцеву.

«За январь-май 2018 года внешнеторговый оборот между Украиной и странами ЕС увеличился на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти $ 3,4 млрд, из которых $ 2,3 млрд – это экспорт украинских аграрных и пищевых продуктов на рынки ЕС», – говорится в сообщении.

Наибольший удельный вес в структуре агроэкспорта в ЕС занимали: зерновые злаки, которых было экспортировано на сумму почти $ 862 млн; масло – $ 465,8 млн; остатки и отходы пищевой промышленности – $ 220 млн, семена масличных культур – $ 211,5 млн, мясо птицы и субпродукты – $ 100,5 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В целом за 5 месяцев текущего года экспорт украинских товаров вырос на 11,7%, достигнув отметки $ 17,7 млрд. Импорт товаров в Украину вырос на 14,3%, составив $ 21,1 млрд. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $ 3,4 млрд, что на 30% больше чем за аналогичный период 2017 года.

Следует отметить, что АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года составил 18% (в 2013 году составлял 9%). Тенденция роста АПК в структуре ВВП прямо пропорционально связана с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 32,2%, потянув за собой падение кумулятивного ВВП за соответствующий период.

Катализатором сегодняшнего роста аграрной продукции является удачное международное ценовое образование и хорошая урожайность. Кроме того, структура украинского экспорта сегодня выглядит так: АПК и пищевая промышленность – 41%, продукция металлургии – 29%, машиностроение – 6,4%, минеральные продукты – 9,2%, продукция химической промышленности – 4,8%. Весомую долю в товарной структуре агроэкспорта занимает неготовая продукция: зерновые культуры – 37%, растительные масла – 26,1% и семена масличных культур – 9%.

По данным Минагрополитики, украинские аграрии в 2016-2017 маркетинговом году (06.2016 – 05.2017) экспортировали рекордные 40,11 млн тонн зерновых. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 16,54 млн тонн, ячменя – 5,15 млн тонн, кукурузы – 18,19 млн тонн, ржи – 5,4 тыс. тонн. Вместе с тем, за первые три месяца 2018 г. экспортеры аграрной продукции в ЕС исчерпали беспошлинные квоты на поставки восьми групп агропродукции (пшеница, кукуруза, соки), вследствие чего дальнейший рост экспорта данных групп будет ограничен.

Следует также отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней, в принципе, нельзя много заработать. В условиях, сложившихся в Украине, она еще и импортозависимая. Семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате практически все, что мы зарабатываем, сразу же тратится на закупку всего того, что нужно для выращивания нового урожая.

Между тем, любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется. Поэтому, государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


Кабмин не планирует повышать цену на газ для населения до октября

Кабинет Министров Украины планирует продлить до октября 2018 года действие постановления №187 о возложении специальных обязательств на Национальную акционерную компанию «Нефтегаз Украины» и областные газопоставляющие компании поставлять населению и предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) природный газ без изменения текущих цен. Об этом «Украинским Новинам» сообщил источник в правительстве.

«Постановление №187 мы планируем продлить до октября», – сказал источник. По его словам, в ближайшее время правительство намерено активизировать переговоры и добиваться изменения условий определения цены газа для населения с тем, чтобы сократить размер повышения этой цены. Собеседник также отметил, что до сих пор МВФ настаивал на повышении цены газа почти на 60%, однако есть основание предполагать, что удастся договориться о снижении процента повышения до 30%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По всей видимости правительство решило не портить себе отпускной сезон и оставить больной вопрос повышения тарифов на осень, которая и без того будет жаркой. О том, что тарифы не повысятся, в правительстве уже давно не говорят, хотя еще год назад обещания не повышать тарифы регулярно звучали из уст Гройсмана, не говоря уже о том, что, повысив цену газа в 2016 году, Гройсман утверждал, что это повышение – последнее в истории Украины.

Цена на газ будет увеличена правительством однозначно, вопрос заключается лишь в том на сколько. Прогнозов по повышению цены на газ несколько:
• НКРЕКУ прогнозирует рост в диапазоне 60-70%;
• НАК «Нефтегаз» предлагала повысить на 60-65%;
• МЕРТ рассчитало прогноз повышения до 40%;
• НБУ в своем отчете говорит о 25%.

Любой из приведенных прогнозов является неприемлемым, поскольку даже сегодняшние тарифы являются недопустимо высокими и неподъемными для 60% населения. Даже небольшое повышение цены на газ в 10% является для большинства граждан критическим, не говоря уже о 50% или 70%.

Отсрочка повышения тарифов до октября не спасет правительство, скорее наоборот, это позволит самоорганизовать на протесты значительно большее число людей, чем летом в разгар отпускного и огородного сезона. Кроме того, отсрочка до осени решения вопроса с ценой газа ставит под угрозу получение транша от МВФ, что грозит дефолтом. Генеральный директор «Драгон Капитал» Томаш Фиала заявил, что прекращение сотрудничества с МВФ грозит дефолтом Украины в среднесрочной перспективе, поскольку у Министерства финансов отсутствует возможность привлечь недостающие $ 5 млрд без поддержки МВФ и получения очередного транша.

МВФ со своей стороны, как очень бюрократическая и пунктуальная организация, требует от правительства четкого выполнения взятых обязательств по регулярному пересмотру цен на газ в зависимости от биржевых котировок, никто не заставлял руководство Украины брать на себя такие обязательства.

Единственным временным спасением правительства может быть выделение транша МВФ без выполнения требований по повышению цены на газ, но это невозможно, во всяком случае действующая власть не может убедить МВФ в отсутствии необходимости повышать тарифы. Затягивание процесса повышения тарифов Кабмином может стать для правительства двойным проигрышем: Украина может остаться без транша, даже после повышения тарифов. Как только Украина войдет в предвыборную кампанию, кредитование со стороны МВФ станет невозможным, до ее завершения, а процесс выделения денег со стороны МВФ совсем не быстрый.