Дайджест 1-7/10/2018

В сентябре казна Украины сократилась на 21%

Количество денег на едином казначейском счете в сентябре сократилось с 27,085 млрд грн (на 1 сентября) до 21,388 млрд грн (на 1 октября). Об этом в понедельник, 1 октября, говорится в сообщении Государственной казначейской службы. Таким образом, за месяц количество средств на едином казначейском счете сократилось на 21%.

Минимальный остаток средств на едином казначейском счете в 2018 году составлял по состоянию на 1 августа 1,995 млрд гривен, а максимальный – 27,085 млрд гривен – на 1 сентября. За 2017 год остаток средств на едином казначейском счете сократился с 14,258 млрд до 5,1 млрд гривен.

Несколькими неделями ранее в Минфине заявляли, что средства единого казначейского счета страны резко сократились из-за того, что Минфин не смог взять займы.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.10.2024 остатки на едином казначейском счете составляли 21,3 млрд грн ($ 760 млн), а сокращение остатков по итогам сентября – 5,4 млрд грн (-21%). За аналогичный период предыдущего года остатки составляли 61,5 млрд грн ($ 2,4 млрд). Уменьшение средств на ЕКС свидетельствует о низком администрировании бюджетных доходов, что может повлиять на нехватку финансирования бюджетных программ.

По данным Казначейства, всеми подразделениями ДФС с начала года по состоянию на 27.09.18 собрано 656,6 млрд грн (налоговая – 377 млрд грн, таможня – 279,6 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период – 97,6 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 517,7 млрд грн. С начала года доходная часть госбюджта не выполнена на 28,7 млрд грн, вследствие чего государству необходимо искать дополнительные источники финансирования бюджетных программ.

С учетом того, что НБУ уже перечислил всю прибыль (44,6 млрд грн), которая должна перечислятся равномерно до конца года, а НАК «Нефтегаз Украины» в период с января по август 2018 перечислила 82,8 млрд грн (90% от совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017), реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.

Согласно плану финансирования текущего бюджетного дефицита, государству необходимо до конца 2018 года привлечь 123 млрд грн (на конец августа выполнено на 93%) на внутреннем рынке, 91 млрд грн или $ 3,2 млрд (выполнено 0%) на внешних рынках. Международные кредиторы и инвесторы не готовы сегодня предоставлять Украине займы, вследствие чего у правительства остается единственный инструмент привлечения средств – внутренние заимствования (выкуп ОВГЗ НБУ).
Будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов, что в условиях низкого администрирования налогов может привести к запуску «печатного станка».


В Украине стремительно дорожают продукты питания

Только с начала этого года цены на продовольствие выросли почти на 80%. Больше всего в стоимости поднялся хлеб. Мясо и овощи также ударили по кошелькам украинский.

На рынке за килограмм сала просят 130 гривен. Мясо – 150 грн и больше, и это еще не предел. Зерно, как основной корм для скота, действительно причина подорожание мяса, говорят эксперты. Также дожди повлияли на валовой сбор ранних зерновых. Впрочем, ситуацию может стабилизировать кукуруза. Урожай этого года будет рекордным.

Дожди стали причиной и подорожание овощей. Лук устанавливает новые рекорды: от 7 до 10 гривен за килограмм. Морковь отдают за 15 грн. Еще больше просят за то, что с собственного огорода. Дешеветь «борщевой набор» не будет, говорят аграрии. И заранее предупреждают: надо готовиться к очередному скачку цен.

Другая ситуация с картофелем. Урожай в этом году хороший, цена не кусается, от 5 грн, в зависимости от сорта. Богатый год и на яблоки. Следовательно, цена умеренная. Чего не скажешь о помидорах и зелень – сезон подходит к концу. А вот что удивит украинцев, так это стоимость хлеба. До конца года цены на социальные сорта повысятся еще на 10%, и это при том, что зерна на внутреннем рынке достаточно. Причина – рост мировых цен и курс гривны.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На днях правительство Украины с гордостью заявило о росте в текущем году средней зарплаты на 16,5%, при этом скромно умолчало о росте цен на продукты питания до 80%. Эксперты связывают рост цен на продукты с плохим урожаем и курсом гривны, но за последние 10-15 лет, независимо от урожайности того или иного года, Украина не видела таких существенных и регулярных скачков цен на все, как за последние 4,5 года. Курс гривны также не мог оказать существенное влияние на цены в текущем году, поскольку с начала года по 1 октября 2018 года он вырос всего на 0,20 грн или на 0,7% (с 28,06 грн/$ на 01.01.18 до 28,26 грн/$ на 01.10.18).

Правительству, безусловно, хочется списать все свои провалы на плохую погоду, дожди, снег и прочие независящие от них факторы, но проблема с низкими доходами и высокими ценами кроется немного в другой плоскости. Десятилетиями Украина жила как социальное государство, что закреплено Конституцией и предусматривает государственное регулирование и контроль наиболее важных отраслей жизнедеятельности страны, непосредственно влияющих на жизнь людей и социально-экономический уровень их жизни.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, проезд и цены на социальный набор товаров и услуг всегда регулировались государством в соответствии с уровнем доходов населения. Никто и никогда не вынуждал людей в Украине платить в 3-5 раз больше за товары и услуги первой необходимости при отсутствии пропорционального роста доходов. Цены и тарифы, безусловно, не стояли на месте, но все повышения были планомерными и сопровождались пропорциональным ростом зарплат, пенсий и социальных стандартов.

Но действующая власть решила, что Конституция Украины им не указ, а социально направленный тип государства, в котором жизнь человека, его права и свободы имеют наивысший приоритет, – являются пережитком «совкового» прошлого.
Сегодня в Украине приоритетом правительства №1 стали деньги, а не жизнь украинцев. Вся политика действующей власти передается одной емкой фразой, опрометчиво сказанной когда-то экс-главой НКРЕКУ Д. Вовком: «А зачем продавать газ людям дешевле, если его можно продать дороже».

В социальной сфере правительство самоустранилось, перестав регулировать и контролировать социальные вопросы, фактически превратив Украину из социального государства в антисоциальное. Для правительства жизнь человека в Украине сегодня не стоит ровным счетом ничего, его проблемы и возможности выживать никого не интересуют, установленные социальные стандарты (минимальная з/п, пенсия, прожиточный минимум) умышленно и осознанно занижены в разы, а цены и тарифы наоборот завышены и продолжают бесконтрольный рост, и всю эту «вакханалию» правительство называет громким словосочетанием «рыночные отношения».


Украина в следующем году должна отдать 427 млрд грн долгов

Об в эфире «Свободы слова» на телеканале ICTV сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман, сообщает корреспондент «Укринформа». «У нас Бюджет следующего года будет составлять один триллион двести миллиардов гривен и от этой суммы нам нужно отдать 427 миллиардов гривен, то есть третью часть бюджета», – сказал Гройсман.

В свою очередь и. о. Министра финансов Оксана Маркарова отметила, что перед представлением проекта Бюджета в Верховную Раду в правительстве была принята стратегия управления внешним долгом, а в конце 2018 года в Украине будет полностью выполнен бюджет, что позволит «уверенно и спокойно войти в 2019 год, который будет непростым».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно проекту бюджета на 2019 год, погашение внутренних и внешних обязательств предусмотрено на уровне 272 млрд грн (внешние выплаты – 121,7 млрд грн, внутренние – 150 млрд грн). По плану-графику погашения государственных обязательств, разработанному Минфином, выплаты в 2019 году составят $ 10,8 млрд ($ 5,1 млрд – внешние долги, $ 4,9 млрд – внутренние).

В своем заявлении Гройсман утверждает, что Украина в следующем году должна отдать 427 млрд грн ($ 14 млрд), что значительно больше предполагаемых выплат, заложенных в бюджете. По сути, Гройсман владеет реальными цифрами необходимых выплат по госдолгу, которые свидетельствуют о высоких дефолтных рисках страны. Так, в бюджете преднамеренно указываются заниженные значения реальных выплат, чтобы сберечь сбалансированность между доходами и расходами, а также сохранить низкий бюджетный дефицит. Сбалансированный бюджет – одно из требований МВФ, без которого Украина не получит необходимый транш.

С учетом того, что внутренних ресурсов (в связи с отсутствием реального роста экономики) для выплат по госдолгу нет, у нашей страны остаётся единственный инструмент выполнения взятых обязательств – привлечение дополнительных заёмных средств (реструктуризация). Поэтому для погашения $ 10,8 млрд Украина будет вынуждена привлекать короткие ресурсы под высокие проценты, что значительно увеличит сумму выплат по госдолгу.

Например, с начала года благодаря размещению ОВГЗ в государственный бюджет мобилизовано 118,1 млрд грн (средняя ставка в гривне – 17 %, в долларе – 5,5 %), из которых бумаги на сумму 87,6 млрд грн (75 %) имеют срок обращения меньше года. Аналогичным способом Минфин был вынужден в конце августа выходить на частное размещение коротких бумаг (меньше года) на сумму $ 725 млн по ставке 9,1 %.

Реструктуризация задолженности за счет краткосрочных бумаг по высоким ставкам свидетельствует о неэффективном управлении госдолгом и о высокой вероятности дефолта в случае отказа инвесторов от покупки государственных ценных бумаг.
Даже МВФ в нынешних макроэкономических условиях заменил долгосрочную программу финансирования EFF (ставка 3 %, 10 лет), на краткосрочную программу предоставления стабилизационного кредита Stand-by (ставка 3,5 %, 1–2 года). Между тем, кредитные транши не идут в бюджет, а направляются в резервы Нацбанка и обеспечивают стабильность национальной валюты в условиях дефицита платежного баланса.

По данным Минфина (по состоянию на 30.07.2024), совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг составляет $ 75 млрд, или 63 % от прогнозируемого ВВП. Погашение нынешних обязательств за счет краткосрочных займов приведет исключительно к будущему наращиванию долгов, а не к сокращению долговой нагрузки.

Стратегия управления государственным долгом с помощью краткосрочной реструктуризации является сигналом ближайшего технического дефолта, последствия которого вызовут финансовую дестабилизацию: невозможность финансирования бюджетного дефицита; отток капитала частных кредиторов, а также инвестиций нерезидентов; существенную девальвацию национальной валюты, усиление инфляционных процессов.


Украинцы должны за коммуналку 38 млрд грн

В Украине задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг в августе составила 38,4 млрд грн. Об этом сообщает пресс-центр Государственной службы статистики. При этом отмечено, что общая задолженность за коммунальные услуги снизилась на 0,8 % по сравнению с показателем июля.

«По состоянию на конец августа задолженность по оплате за природный газ составила 16,7 млрд грн, за централизованное отопление и горячую воду – 10,4 млрд грн, содержание домов, сооружений и придомовых территорий – 4 млрд грн, централизованное снабжение холодной воды и водоотвод – 2,9 млрд грн, вывоз твердых бытовых отходов – 0,5 млрд грн, поставку электроэнергии – 3,9 млрд грн», – говорится в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Летний период небольших платежек за ЖК-услуги окончился, но долги населения так и остались не погашенными, что свидетельствует о том, что действующие сегодня тарифы являются непосильными для большинства украинцев.
Миллионы наших сограждан из-за безответственной и неграмотной тарифной политики власти не смогли рассчитаться за коммуналку прошлой зимой, им оказалось не под силу погасить накопленные на протяжении неотопительного сезона долги.

В приближающийся отопительный сезон Украина входит с колоссальными долгами, основную массу которых составляют неплатежи за газ (16,7 млрд грн), отопление (10,4 млрд грн) и электроэнергию (3,9 млрд грн) – именно те услуги, тарифы на которые власть намерена снова повышать в текущем и следующем году.

На конец прошлого лета (31.08.2024) общий долг населения за ЖК-услуги составлял 27,2 млрд грн. Всего за 1 год долги населения возросли на 41,2%, а с 2015 года на 234% (с 11,5 млрд грн до 38,4 млрд грн). Такие катастрофические темпы роста долгов за коммуналку являются четким сигналом ошибочности проводимой социальной и тарифной политики.

Если 3-й год подряд ЖК-долги растут в геометрической прогрессии – значит установленные властью тарифы не соответствуют уровню жизни в стране и доходам населения, а действующая система социальной защиты является неэффективной и недостаточной. Все могут ошибаться, но отличие умного человека от глупого заключается в способности признавать и вовремя исправлять допущенные ошибки, а не игнорировать и усугублять их. К сожалению, сегодняшняя власть на последнее не способна.

Несмотря на все негативные последствия от решений, принятых в тарифной и социальной политике, власть упорно продолжает двигаться по пути разорения украинских домохозяйств, повышая ЖК-тарифы, которые и без того являются непосильными для большинства населения. Еще больше усугубляет ситуацию сужение и сокращение социальной защиты населения (субсидий). Подобные действия правительства Украины не могут пройти бесследно, в ближайшее время украинцы столкнуться с разрушительными последствиями такой политики.

С наступлением отопительного сезона, до начала которого осталось 2 недели, долги населения начнут расти еще большими темпами и к концу года могут составить 55–60 млрд грн, что соответствует полугодовому объёму начислений за ЖК-услуги.
Далее начнутся вынужденные массовые отключения и остановка генерирующих предприятий, что нанесет колоссальный ущерб экономике и инфраструктуре страны. Все это будет сопровождаться естественным повышением градуса недовольства и агрессии населения, что в условиях военного конфликта может привести к необратимым последствиям для Украины в целом. Действующая власть либо не отдает отчета своим действиям и их последствиям, либо умышленно толкает страну в пропасть.


Украинский экспорт вырос на 13 %

Экспорт украинских товаров за первые семь месяцев 2018 года вырос на 12,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил $ 26,9 млрд. Об этом во вторник, 2 октября, сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли. По данным ведомства, рост украинского экспорта продолжается 19 месяцев подряд.

В процентном соотношении лидер – продукция АПК, экспорт составляет 36,4 % всего украинского экспорта. На втором месте – металлургический комплекс (26,8 % экспорта), на третьем – продукция машиностроения (11,8 %). В ведомстве сообщили, что ЕС остается крупнейшим торговым партнером Украины. Экспорт товаров в страны Европейского Союза вырос на 18,7 % по сравнению с 7 месяцами 2017 года и составил около $ 11,3 млрд. При этом его удельный вес в общем экспорте товаров из Украины по итогам 7 месяцев 2018 составляет 42,1 %.

«Кроме ЕС, Украина продавала больше всего своих товаров за первые 7 месяцев 2018 году в Россию (8 % от общего объёма экспорта), Турцию (5,8 %), Индию (5,2 %), Китай (4,2 %), Египет (4,1 %)», – отметили в министерстве. По данным НБУ, за 8 месяцев текущего года экспорт украинских товаров вырос на 11,6 %, достигнув $ 28,2 млрд. Импорт товаров в Украину вырос на 15,3 %, составив $ 35,5 млрд, вследствие чего отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $ 7,3 млрд (на 32 % больше, чем за аналогичный период 2017 года).

Следует отметить, что украинский экспорт в ЕС (28 стран) составил $ 10,3 млрд (+17,7 % к соответствующему периоду предыдущего года). Напротив, экспорт в РФ с каждым годом падает – по итогам 8 месяцев 2018 года он равен $ 2,1 млрд (-9 %), что лишает Украину дополнительной валютной выручки.

В структуре экспорта на первом месте – продукция АПК и пищевой промышленности (около $ 11,3 млрд). При этом её доля выросла на 0,3 % по сравнению с первыми 8 месяцами 2017 года. На втором месте – продукция металлургического комплекса ($ 7,98 млрд, что на 28,3 % больше, чем в 2017 году, благодаря удачной ценовой конъюнктуре на международных рынках).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным НБУ, структура украинского экспорта сегодня выглядит так: АПК и пищевая промышленность – 40,3 %; продукция металлургии – 28,3 %; машиностроения – 6,8 %; минеральные продукты – 9,1 %; продукция химической промышленности – 4,8 %.

Следует отметить, что весомую долю в товарной структуре агроэкспорта занимает неготовая продукция: зерновые культуры – 37 %, растительные масла – 26,1 % и семена масличных культур – 9 %. АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года достиг 18 % (в 2013 году – 9 %). Тенденция его роста в структуре ВВП прямо пропорционально связана с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства снизился на 32,2 %, вызвав падение кумулятивного ВВП за соответствующий период.

Катализатором сегодняшнего роста аграрной продукции является удачное международное ценовое образование и хорошая урожайность. По итогам 2017–2018 маркетингового года Украина экспортировала более 39,4 млн тонн зерновых, что на 10 % ниже показателя за аналогичный период 2016–2017 маркетингового года вследствие худших погодных условий. При этом выручка от экспорта зерновых осталась на уровне предыдущего года ($ 6,4 млрд) за счет более удачной ценовой конъюнктуры: в частности, пшеницы отправлено на экспорт 17,2 млн тонн, ячменя – 4,3 млн тонн, кукурузы – 17,8 млн тонн.

Но сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленную стоимость, поэтому на ней в принципе нельзя много заработать, а в сложившихся в Украине условиях, она ещё и импортозависимая. Государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


Рева: Украинцам насчитали 5 млрд «лишних» субсидий

За первое полугодие 2018 года украинцам насчитали избыточных субсидий на пять миллиардов гривен. Об этом в пятницу, 5 октября, во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде сказал министр социальной политики Андрей Рева. «Когда мы принимаем правительственные решения относительно нормативов потребления газа, мы исходим из фактов: в 2016 году было списано 15 млрд грн за счет завышенных нормативов, в 2017 году – 7 млрд грн, в 2018 году по состоянию на 1 июля было излишне начисленных субсидий 5 млрд грн», – сказал он.

По словам Ревы, уменьшение норм потребления газа значительно сэкономит ресурсы. «Это реальные нормы потребления, которые у нас должны быть», – добавил министр.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Министр социальной политики Украины не устает удивлять украинцев своей некомпетентностью и откровенной глупостью.
По его мнению, украинцам ежегодно начисляют лишние субсидии, в связи с чем правительство снижает социальные нормы потребления ЖК-услуг и списывает со счетов домохозяйств всю экономию.

Социальные нормы ЖК-услуг, на которые предоставляется субсидия, должны рассчитывается на основе анализа реальных объёмов потребления домохозяйств за последние 10–15 лет или другой длительный период и оставаться неизменными на протяжении такого же срока, а не ежегодно сокращаться. Это позволит потребителям коммунальных услуг планировать свое энергопотребление и работать над его сокращением, занимаясь энергоэффективностью. Ежегодное сокращение социальных нормативов и списание всей экономии является большой глупостью со стороны правительства, от которой в дальнейшем пострадают миллионы украинцев.

Рева говорит о завышенных социальных нормативах 2016 и 2017 гг., из-за которых якобы возникла переплата, но это далеко не так. Зимы 2016-го и 2017-го были теплыми: в 2016-м было побито 33 температурных рекорда, а 2017-й оказался самым теплым за последние 136 лет; плюс люди последние несколько лет в связи с аномальным повышением тарифов активно занялись утеплением и заменой котлов, отсюда и возникла экономия, а не по причине завышенных нормативов, как утверждает Рева.

После череды теплых зим и снижения правительством нормативов, рано или поздно, насупит холодная зима, во время которой будут действовать заниженные нормативы и украинцы просто начнут мерзнуть, поскольку объёма энергоресурсов, рассчитанного Ревой, на теплую зиму не хватит.

Кроме того, ежегодные списания средств с лицевых счетов экономных граждан окончательно отобьют у населения желание экономить и заниматься энергоэффективными мерами. Как результат вышеперечисленного, в первую же холодную зиму мы столкнемся с массой социальных проблем, вызванных опрометчивыми и непрофессиональными действиями Кабмина.


Международные резервы Украины с начала года сократились на $ 2 млрд

Международные резервы Украины за сентябрь сократились на $ 594 млн, или на 3,4 %, до $ 16,638 млрд по состоянию на 1 октября. По информации НБУ, объём международных резервов в сентябре сократился в результате платежей правительства по обслуживанию и погашению валютного госдолга на $ 711,2 млн. При этом поступления от размещения долговых бумаг в сентябре составили $ 48,6 млн.

Кроме того, в сентябре Нацбанк купил на межбанковском валютном рынке на $ 52,9 млн больше, чем продал. Также на резервы повлияло увеличение стоимости финансовых инструментов в сумме $ 13,5 млн. По оценкам НБУ, объём резервов на 1 октября покрывает 2,8 месяца будущего импорта. В 2017 году международные резервы Украины выросли на 21 %, до $ 18,808 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.10.2024 международные резервы (оперативные данные НБУ) составили $ 16,64 млрд, что на $ 592 млн меньше, чем на конец августа. С начала года резервы сократились на $ 2,170 млрд, или на 11,5 %.
Главный катализатор уменьшения резервов – платежи правительства и НБУ по внешнему и внутреннему долгу. Так, было выплачено $ 711 млн для погашения и обслуживания государственного и гарантированного госдолга; из них $ 562,3 млн – направлено на выплату купона по облигациям внешнего государственного займа, ещё $ 103,2 млн – на обслуживание и погашение по ОВГЗ.

Для сглаживания чрезмерных колебаний продажа иностранной валюты НБУ в сентябре составила $ 74,2 млн, из которых $ 34,1 млн было продано через интервенции по выбору лучшей цены и $ 40,1 млн – через аукцион. Ключевой источник пополнения резервов в сентябре – поступления в пользу правительства от размещения ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте, на $ 48,6 млн, а также покупка валюты на межбанковском валютном рынке через интервенции по выбору лучшей цены на сумму $ 127,1 млн.

Кроме того, на объём резервов повлияла переоценка финансовых инструментов (изменение рыночной стоимости, курса доллара к другим валютам) на сумму $ 13,5 млн. Между тем, чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец сентября 2018 года составили всего $ 6,3 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд).

При этом, по прогнозам КМУ, дефицит торгового баланса в 2018 году составит $ 7,7 млрд (7 % от прогнозного ВВП в 2018 году). В годовом выражении (сентябрь 2017 – август 2018) дефицит торгового баланса достигнет $ 10,5 млрд, а отток по финансовому счету – $ 5,1 млрд. Даже приток валютных переводов заробитчан ($ 9,5 млрд) не сможет перекрыть данное падение, вследствие чего под конец года можно будет ожидать усиления девальвационных процессов.

Вместе с тем, до конца 2018 года Украина должна перечислить три транша МВФ общей суммой $ 590,8 млн (2019 – $ 1,82 млрд). Погашать валютные долги за счет только внутренних заимствований будет невозможно, так как на рынке недостаточно свободной валютной ликвидности. Международные инвесторы также приостановили выделение новых траншей, поскольку на международных рынках формируется тренд к оттоку капитала с развивающихся стран. Поэтому сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной – увеличит дефолтные и девальвационные риски страны, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


В «Укргаздобыче» назвали себестоимость добытого газа

Чистая прибыль «Укргаздобычи» за 2017 год составила 30,5 млрд грн, а маржинальность – 40 %, заявил глава компании.
Стоимость полного цикла добычи газа государственной компанией «Укргаздобыча» – крупнейшего добытчика природного газа и газового конденсата в стране – варьируется от $ 180 до $ 250 за тысячу кубометров. Об этом в четверг, 4 октября, сказал в интервью «Экономической правде» глава «Укргаздобычи» Олег Прохоренко.

По его словам, говорить о себестоимости добычи газа на тот или иной момент невозможно, потому что это бизнес с длинной инвестицией. «Если мы говорим о стоимости полного цикла – от начала бурения и добычи до закрытия скважины, то в зависимости от сложности добычи стоимость может варьироваться от $ 180 за тысячу кубометров до $ 250 за тысячу кубометров», – сказал Прохоренко.

Глава компании отметил, что сказать, что себестоимость добычи равна $ 100, можно, но это неправильная и «манипулятивная цифра». На уточняющий вопрос о том, какова сейчас рентабельность «Укргаздобычи» при добыче газа, Прохоренко заявил: «Чистая прибыль компании за 2017 год – 30,5 млрд гривен. Эту цифру нужно разделить на доход от реализации продукции, который составляет 95–98 млрд гривен. Вы получаете маржинальность 40 %».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Топ-менеджеры государственных компаний, нанятые правительством, в частности НАК «Нафтогаз» и «Укргаздобыча», управляют ими как «частной лавочкой», абсолютно не считаясь с интересами народа как собственника указанных компаний.

Украинцы из последних сил стараются оплатить квитанции за ЖК-услуги, полстраны находится в долгах, около 3 млн семей потеряли субсидии, а Прохоренко хвалится прибылью в 30,5 млрд грн и философствует о себестоимости полного цикла добычи.
Безусловно, если начинать считать все с нуля, якобы компания только создана и делает первые шаги в добыче газа, то можно насчитать и $ 500. Однако «Укргаздобыча» – крупнейшая в стране добывающая компания, которая уже имела мощнейшую ресурсную базу, созданною задолго до прихода Прохоренко, который определяет текущую себестоимость добычи на примере поиска и запуска 1-й новой скважины. Зато бухгалтерскую себестоимость в $ 100 – ту, которая фигурирует во всех официальных отчетах, проходит проверку фискальных органов, и международный аудит, – Прохоренко называет неправильной или «манипулятивной», при этом он сам эти отчеты подписывал.

Согласно финансовой отчетности «Укргаздобычи» за 2017 год, расходы компании на добычу 1 тыс. м³ газа составляли 2926 грн, в т. ч.:
 437 грн (амортизация);
 147 грн (расходы на персонал и социальные отчисления);
 51 грн (административные расходы);
 28 грн (финансовые расходы, проценты по кредитам);
 103 грн (операционные расходы);
 121 грн (другие расходы);
 146 грн (другие расходы, обесценения основных средств);
 1461,6 грн (плата за пользование недрами и другие налоги);
 431,4 грн (налог на прибыль).

Тем не менее, при затратах ПАО «Укргаздобыча» в 2926 грн с налогами (или 1033 грн без налогов) правительство продает украинский газ населению (по формуле «Дюссельдорф+») за 6957 грн, что позволяет «Укргаздобыче» покрыть все расходы, в т. ч. на разведку и бурение новых скважин, выплатить миллионные зарплаты и премии, ещё и выйти на чистую прибыль в 30,5 млрд грн.

После повышения стоиомости газа для населения до 8500 грн, в следующем году, мы услышим очередную «перемогу» о том, как «Укргаздобыча» увеличила чистую прибыль до 45 млрд грн, а весь топ-менеджмент компании премирован миллионными премиями за такие невероятные успехи, но о том, что долги населения выросли ещё как минимум вдвое, никто из них вспоминать не будет.