Дайджест 10/10/2017

Инфляция в сентябре ускорилась до 2 %

Инфляция в сентябре составила до 2%, по сравнению с августом, с начала года потребительские цены выросли на 10,2%. Об этом сообщает Государственная служба статистики.

Цены на продукты питания и безалкогольные напитки в сентябре выросли на 2%. Больше всего (на 31%) подорожали яйца. На 11,2–1,5% повысились цены на сало, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рис, масло, хлеб. В то же время на 3,4–0,3% подешевели овощи, гречневая крупа, рыба и продукты из рыбы, сахар, фрукты. Цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 2,7%, в т. ч. алкогольные напитки – на 3%, табачные изделия – на 2,3%. Одежда и обувь подорожали на 8,9%, в частности, обувь – на 9,4%, одежда – на 8,7%.

Как понимать?

Ранее специалисты «ПА» прогнозировали рост инфляции в сентябре в связи с оживлением сезонного импорта после незначительной дефляции в августе. Следует отметить, что ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета.

Прогнозные расчёты инфляции НБУ по итогам 2017 года – 9,1% (при допустимом коридоре в 6–10%). «ПА» на основании фундаментальных данных ещё с апреля прогнозировал рост годовой инфляции до 14–16%, что значительно выше таргета НБУ.
Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность.

Так, за январь–сентябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 10,2 % (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 16,4 %). Кроме того, рост индекса цен производителей за январь– август 2017 года достиг +8,4 %. Относительный показатель динамики объёма промышленного производства (индекс промышленного производства) за январь–август 2017 года уменьшился на 12,5 %, что свидетельствует о количественном уменьшении производства основных отраслей и сокращении бюджетоформурующих секторов экономики.

При этом в связи с инфляционной политикой государства доходы украинцев во II квартале 2017 выросли на 17,6 %. Однако в связи с тем, что расходов у населения было больше, чем доходов, сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн (более $ 1 млрд). При этом в 1 квартале 2017-го сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн ($ 1,3 млрд). Данная статистика свидетельствует о том, что реальный уровень инфляции уже сегодня выше 17 %.

Кроме того, государственный бюджет предусматривает рост доходов в 2017 году на 25,1 %, но он вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок (прогнозируемый рост реального ВВП – 1,5 %, инфляция 14–16 %). Таким образом, существует большая вероятность запуска правительством «печатного станка» для дальнейшего финансирования дефицита и монетизации ОВГЗ.

Катализатором процесса роста инфляционных процессов стала реализация законодательных инициатив по увеличению минимальной зарплаты при отсутствии макроэкономических предпосылок, а также неэффективная государственная экономическая политики. Поэтому уровень годовой инфляции ожидается намного выше прогнозных значений НБУ; он будет недопустим для уменьшения учётной ставки, а это не позволяет запустить корпоративное кредитование экономики.


Суд обязал Кабмин компенсировать “Нафтогазу” убытки от поставок газа для населения

Представители «Нафтогаза» заявили о том, что бездеятельность правительства лишает госхолдинг законного права на получение компенсации.  Суд удовлетворил иск национального нефтегазового холдинга «Нафтогаз Украины» к Кабинету Министров Украины и обязал правительство определить порядок определения и источники компенсации, которую должен получать «Нафтогаз», выполняя наложенные на него правительством специальные обязательства по поставкам газа для нужд населения.
Об этом говорится в постановлении Окружного административного суда Киева от 19 июля 2017 года, текст которого опубликован в Едином государственном реестре судебных решений.

Как понимать?

Громкий заголовок растиражированной новости искажает суть события. Создаётся впечатление, что НАКу нанесён убыток, который должен компенсировать Кабмин. На самом деле речь идёт о том, что Кабмин должен утвердить порядок компенсаций «Нафтогазу» за поставки газа населению на тот случай, если такие поставки будут убыточными.

По итогам 2016 года «Нафтогаз» получил чистую прибыль в 22,53 млрд грн. Доход от реализации вырос на 48% (+ 62,50 млрд грн), до 192,76 млрд грн; валовая прибыль увеличилась в 8,4 раза до 70,96 млрд грн. НАК «Нафтогаз» получает доход из 2 основных источников: от реализации газа и за транзит газа. Компания утверждает, что реализация газа для него все ещё убыточна, а прибыль появилась исключительно за счёт транзита: «По результатам 2016 Нафтогаз получил чистую прибыль в размере 26,5 млрд грн., которая была обеспечена преимущественно прибылью от транзита. При этом компания получила убыток по направлению деятельности «Оптовая торговля газом» в размере 2,9 млрд грн. 40% ущерба обусловлено реализацией газа для потребителей».

Для того, чтобы скрыть факт получения огромной прибыли за счёт населения, «Нафтогаз» переместил все свои затраты в сегмент «торговля газом», демонстрируя тем самым убыточность данной деятельности. Валовая прибыль от «Оптовой торговли газом» составила 17,4 млрд грн. Из этой прибыли вычли следующие расходы на общую сумму 20,3 млрд грн:

1. Нереализованные курсовые разницы – 4,66 млрд.
2. Обесценивание торговой дебиторки и прямые списания – 4,49 млрд.
3. Чистые потери от операционной курсовой разницы – 1,15 млрд.
4. Уценка запасов газа – 1,3 млрд.
5. Административные расходы – 1,31 млрд.
6. Финансовые расходы (проценты) – 7,18 млрд.
7. Другое – 0,21 млрд.

Поэтому НАК и продемонстрировала убыток от торговли газом в 2,9 млрд грн.


В Украине количество субсидиантов может возрасти до 90 %

Количество украинцев, которые получают субсидии, может достичь отметки в 90% из-за возможного роста цены на газ.
Об этом сообщили в Министерстве энергетики и угольной промышленности. По состоянию на сегодня в стране 60% украинцев получают субсидии. В ведомстве опасаются, что из-за возможного роста цены на газ их количество может достичь отметки в 90%.
Например, в результате возможного повышения цены на газ в Тернопольской области количество домохозяйств, получающих субсидии, ожидаемо повысится с 89% до 96%, — предупреждают в министерстве.

В связи с этим правительство подготовило изменения в постановление, которые призваны оставить цену на текущем уровне.
«Однако поскольку цена на газ должна быть максимально близкой к рыночной, и этот пункт есть в меморандуме с МВФ, мы обязаны эти вопросы согласовывать с фондом», — заявил заместитель министра энергетики Игорь Прокопив.

Как понимать?

При определении стоимости газа для населения и, как следствие, при формировании тарифов на тепло и горячую воду, применяется формула «NCG+», аналогичная «Роттердам+». Согласно Постановлению Кабмина от 21.02.2017 № 90, розничная цена на природный газ для бытовых потребителей высчитывается на основе показателей среднемесячных значений цен на газ на немецком газовом хабе (NCG) с учётом транспортных расходов до западной границы Украины и тарифа на вход в газотранспортную систему Украины в долларах США по среднемесячному курсу доллар США/евро «спот». То есть, при поставке бытовым потребителям газа, добытого из украинских недр компанией «Укргаздобыча» (100% акций принадлежит государству), с населения взимается плата за транспортировку этого газа от немецкого газового хаба (NCG) до западной границы Украины и плата за вход в газотранспортную систему Украины.  Причём, никаких затрат на транспортировку поставщик не несёт, ведь этот газ всегда находится на территории Украины.

Гройсман якобы выступает против повышения цены на газ, но при этом он сделал все для того, чтобы цена газ в Украине росла и дальше. Созданная Гройсманом нормативная база обязует Кабмин пересматривать стоимость газа для населения дважды в год – 1 октября и 1 апреля – в случае изменения биржевых цен более, чем на 10%. Обязательства по такому пересмотру цен указаны и в последнем меморандуме с МФВ.

Данная формула может привести к увеличению конечной цены газа для населения с учётом транспортировки, надбавки 2,5 % и НДС до 8103,0 грн за тыс. куб. и росту тарифов на отопление и горячую воду на 20 %. Это приведёт к существенному росту получателей субсидий и необходимости увеличения расходов на субсидии; также спровоцирует дальнейший рост долгов за ЖК-услуги.


Стала известна стоимость дорог в Украине

Министр инфраструктуры Владимир Емельян привёл новые данные о стоимости ремонта автодорог в Украине. «Сейчас у нас стоимость текущего ремонта 1 километра дорог около 4 млн гривен, капитального – 8 млн гривен. Стоимость 1 километра хорошего европейского автобана – это минимум 1 млн евро», – сообщил министр.

Стоимость реконструкции одинаковых по характеристикам отрезков дорог в Украине составляет 78,6 млн грн, а в Беларуси – 37,7 млн грн за 1 км.

Как понимать?

По информации «Укравтодора», в 2016 году капитальный ремонт (в среднем) I категории дорожного полотна составляет 34,7 млн грн; ІІ категории – 20,2 млн грн; III – 13,8 грн; IV – 8,65 млн грн; V – 3,4 млн грн. За период 2014–2016 гг. на дорожную отрасль, без учёта долговых обязательств, было направлено около 17,5 млрд грн (данные Укравтодора).

Если взять за основу 7 % отката в дорожной отрасли, о чём заявляет публично правительство в лице Премьер-министра, то можно предположить, что сумма откатов в этой сфере за период 2014–2016 гг. составляла около 1,22 млрд грн, или 400 млн грн ежегодно.
По оценкам экспертов, схема «откатов» на дорожном строительстве достигает 50%.

Говоря о прошлогодних ремонтных работах, Гройсман заявлял, что было выявлено более 30 % брака дорожных работ, а это около 2,39 млрд грн убытков. На сегодня самая важная задача в сфере реформы дорожной отрасли –уничтожение коррупционных составляющих на всех этапах по планированию дорожных работ. Речь идёт о прозрачности в планировании, разработке проектно-сметной документации, во время тендерных процедур, выполнения работ подрядчиком, технического надзора, а также верификации данных – проверке информации на предмет достоверности и полноты проделанных работ при выполнении дорожных работ.

В 2018 году «Укравтодор» получит дорожный фонд, который даст возможность на 25% больше наполнять дорожную казну (это 30–40 млрд грн). Если взять за основу слова Гройсмана о неправомерной выгоде, получаемой в дорожной отрасли, и 30 % брака работ, то в 2018 году сумма убытков и неправомерной выгоды может достигнуть порядка 15 млрд грн.