Дайджест 10-16/09/2018

Киев рассчитывает получить $ 3,5 млрд до конца года

Национальный банк ожидает до конца года получить от международных доноров $ 3,48 млрд. Об этом говорится в годовом отчете о деятельности Совета по финансовой стабильности НБУ, опубликованном в понедельник, 10 сентября. «До конца текущего года ожидаемый объём финансовой помощи от основных международных доноров составляет 3,48 млрд долл. США. Из них 2 млрд долл. США – от МВФ и 0,58 млрд долл. США – от ЕС, Украина планирует получить в рамках новой (четвертой) программы макрофинансовой помощи», – указано в документе.

Согласно отчету, новая программа будет дополнять предыдущие три операции макрофинансовой поддержки ЕС, которые были реализованы с момента наступления кризиса в 2014 году и в рамках которых Украине было выделено 2,8 млрд евро. В Нацбанке отмечают, что задержка с выполнением программы сотрудничества МВФ может создать риски для макрофинансовой стабильности в среднесрочной перспективе. «Совет отметил необходимость возобновления сотрудничества с МВФ. Члены Совета подчеркнули необходимость своевременной реализации реформ, предусмотренных программой сотрудничества с МВФ, и отметили, что задержки с реализацией программы могут создать существенные риски для макрофинансовой стабильности в среднесрочной перспективе», – говорится в отчете.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минфина, до конца 2018 года Украине необходимо выплатить по внешнему госдолгу $ 1,15 млрд ($ 0,6 млрд – МВФ и $ 0,55 млрд по евробондам). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заёмных средствах (реструктуризация), чтобы не допустить технического дефолта.

Как только стоимость фондирования в долларах начала расти из-за увеличения ставок ФРС, развивающиеся страны стали испытывать проблемы с рефинансированием, поскольку западные банки начали закрывать кредитные лимиты. При таких обстоятельствах заимствование на внешних рынках у частных кредиторов может оказаться чрезвычайно дорогим.

Ранее Минфин был вынужден выходить на частное размещение евробондов по очень высоким ставкам (размещение коротких бумаг – на сумму $ 725 млн по ставке 9,1 %) для погашения основного долга и процентов перед МВФ в августе на сумму $ 605,6 млн. Реструктуризация внешней задолженности за счет краткосрочных бондов по высоким ставкам свидетельствует о неэффективном управлении госдолгом, так как пиковые нагрузки по выплатам переносятся на весну 2019-го.

Тем временем, НБУ рассчитывает получить очередной кредитный транш МВФ ($ 2 млрд) до конца осени текущего года. Кроме того, сотрудничество с Фондом открывает Украине путь к привлечению финансирования от других международных организаций, таких как Всемирный банк и Европейская комиссия, на общую сумму около $ 1,5 млрд. Данные длинные ресурсы предоставляется по ставке, близкой к 1,8–3%, поэтому нынешнее правительство планирует отложить сегодняшние дефолтные риски на период после выборов.

Украина уже выполнила многие требования своих кредиторов, тем не менее, наша страна находится в сложном переговорном процессе с Фондом по газовому вопросу ещё с июля 2017 года. Так, от руководства страны требуют повышения цены газа для населения на 60 % (до рыночного уровня) в связи с ростом цен энергоносители на международных рынках.  Правительство пока отказывается полностью удовлетворять эти условия, аргументируя тем, что сначала необходимо предусмотреть компенсаторы для бедных слоев населения. Фактически, оно боится столкнуться с электоральными потерями в преддверии выборов.

Без повышения тарифа на газ Украина рискует не получить очередные валютные транши от МВФ и ЕС, вследствие чего её ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации:
– оттоку капитала частных кредиторов, а также инвестиций нерезидентов. С июля 2018 портфель внутренних облигаций (ставка 16–17%) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн).
– Существенной девальвации национальной валюты, усилению инфляционных процессов. С начала июля национальная валюта просела на 8,2 %, до 28,26 грн за доллар (курс НБУ на 10.09.2019). Результатом стремительной девальвации будет увеличение инфляционных процессов в будущих периодах, на что НБУ отреагировал повышением учетной ставки до 18 % (а это в свою очередь влияет на сокращение экономических процессов).
– Отсутствию спроса на украинские евробонды даже по очень высоким ставкам, приостановлению внешнего финансирования. Cтавка купона по украинским евробондам за год повысилась с 7 % до 9,1 %.

МВФ понимает, что сейчас Украина втягивается в сложный предвыборный период, когда вряд ли можно ожидать проведения непопулярных реформ. При этом кредиторы все-таки могут выделить Украине незначительный транш для погашения текущих обязательств перед Фондом, для избежания дефолта, в ожидании проведения переговоров уже с новой властью.


Зампред ЕК едет в Киев выдавать миллиард евро

Церемония подписания программы макрофинансовой помощи Украине на миллиард евро от Европейской комиссии состоится 13–14 сентября. На ней будет присутствовать заместитель председателя ЕК по вопросам евро- и финансовой стабильности Валдис Домбровскис, сообщает пресс-служба Еврокомиссии. «Валдис Домбровскис в Киеве, Украина (до 14 сентября): принимает участие в церемонии подписания программы макрофинансовой помощи (MFA)», – говорится в сообщении.

Отмечается, что во время своего визита в Украину Домбровскис встретится с Владимиром Гройсманом, и. о. министра финансов Украины Оксаной Маркаровой. Кроме того, Домбровскис примет участие в форуме Ялтинской европейской стратегии.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Первое, на что следует обратить внимание, – под «финансовой помощью» на деле подразумевается кредит на поддержку программы структурных реформ. «Помощь» и «кредит» по своему определению разные понятия: первое подразумевает безвозмездность и безвозвратность, второе – возврат с процентами и выполнение дополнительных условий, но правительство всегда старается эти понятия подменять.

Второе, что заслуживает внимания, – это сами реформы, на реализацию которых берутся кредиты. Большинство реформ, потребность в которых ощущают украинцы, не нуждаются в миллиардных кредитах и выполнении кабальных условий кредиторов – для их реализации достаточно политической воли и желания руководства страны, а их, к сожалению, нет. Например, отмена всех видов неприкасаемости, чтобы перед законом все были равны, независимо от статуса и должности. Такая реформа не требует кредитов, повышения пенсионного возраста или тарифов, но она не проводится из-за отсутствия политической воли президента, правительства и ВР.

Ужесточение ответственности за коррупцию, вплоть до безальтернативного пожизненного заключения, также не требует кредитов, но у власти нет желания подвергать себя большему риску, чем сейчас. Справедливое (в интересах народа) использование украинского газа при формировании ЖК-тарифов также не требует кредитов, но предполагает урезание финансовых «аппетитов» бизнес-партнеров власти (монополистов), поэтому и не поддерживается властью. Ответственность за невыполнение предвыборных обещаний, возможность отзыва депутатов, честная и доступная для всех судебная система, мораторий на ухудшение социальных стандартов и увеличение налоговой нагрузки, общественный контроль за использованием публичных ресурсов, усиление прав потребителей и ответственности за некачественные товары (услуги) – этот список необходимых людям реформ, которые можно спокойно реализовать без кредитов, можно продолжать бесконечно, но на все упомянутое у действующей власти нет ни воли, ни желания. Вместо этого она повышает ЖК-тарифы и пенсионный возраст, лишает украинцев права на бесплатную медпомощь, начисляет себе миллионные зарплаты и премии, отбирает у малоимущих субсидии, продает лес и стратегические предприятия, разрушает малый бизнес и частное сельское хозяйство, разрушает банковскую систему, лишая украинцев честно накопленных сбережений, узурпирует судебную и прочие ветви власти в руках Президента. И все это называется «реформами», на которые тратятся миллиарды долларов кредитов.

С 2014 по 2017 гг. внешний госдолг Украины увеличился на $ 11,4 млрд (с $ 37,5 до $ 48,9 млрд), что в 4 раза больше, чем при предшественниках (с 2010 по 2014 гг. внешний госдолг вырос на $2,8 млрд – с $34,7 до $37,5 млрд), но жизнь людей от взятых в 4 раза больше кредитов не улучшилась – она, наоборот, скатилась на самое дно. Проводимые за последние 4,5 года «реформы» и полученные на это $ 11,4 млрд принесли обычным гражданам больше вреда, чем пользы, а нанесенный населению материальный ущерб в десятки раз превышает сумму всех полученных действующей властью кредитов. Очередной 1 млрд евро от ЕС только продолжит эту печальную тенденцию.


Украина увеличила экспорт электроэнергии на 21 %

Украина в январе–августе 2018 увеличила экспорт электроэнергии по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 21,1 % – до $ 213,4 млн.

По данным ГФС, 59,7 % ($ 127,4 млн) выручки от экспорта приходилось на поставки электроэнергии в Венгрию. Около 23 % ($ 49,2 млн) от общего объёма экспорта электроэнергии пришлось на Польшу и около 14,7 % ($ 31,4 млн) – на Молдову. В августе Украина экспортировала электроэнергию в Венгрию на $ 14,9 млн, в Молдову – на $ 6,2 млн, в Польшу – на $ 5,5 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В абсолютных показателях растут в Украине только бедность, смертность, безработица, цены и коррупция – все остальное падает, в т. ч. и экспорт электроэнергии. Статистика, которой пользуется правительство Украины для демонстрации своих успехов, является краткосрочной, поскольку сравниваются текущее полугодие с прошлым, текущий месяц с предшествующим и т. д.

Вся картина за период 4,5-летней каденции не озвучивается умышленно, ведь она испортит все показатели краткосрочного роста и мнимых успехов. По отношению к 2017 году экспорт электроэнергии действительно вырос на 21 %, но в контексте общей долгосрочной тенденции речь идет не о росте, а о небольшом подъёме после катастрофического падения, допущенного действующей властью на протяжении 2015–2016 гг.

Украина всегда была экспортером электроэнергии, при этом экспорт, начиная с 2015 года, значительно упал как в денежном выражении, так и в объёме:
2011 год – $ 399,9 млн,
2012 год – $ 574,8 млн,
2013 год – $ 580,2 млн,
2014 год – $ 487,2 млн,
2015 год – $ 150,1 млн,
2016 год – $ 152,1 млн,
2017 года – $ 235,5 млн.

В 2010 году масштабы экспорта электроэнергии из Украины достигали 4,2 млрд кВт-ч. Для сравнения:
в 2011 году – 6,4 млрд кВт-ч,
в 2012 году– 9,7 млрд кВт-ч.

За 4 года (с 2010 по 2013 гг.) Украина увеличила объём экспорта электроэнергии более чем в 2 раза, выйдя на показатель в 9,9 млрд кВт-ч, который был в 2013 году. Однако после прихода к власти в Украине новой команды, за первые 2 года правления, экспорт электроэнергии сократился почти втрое, упав до 3,6 млрд кВт-ч в 2015 году.

В 2016 году экспорт электроэнергии был равен 4 млрд кВт-ч, а в 2017 году – 5,2 млрд кВт-ч. Сегодняшний экспорт электроэнергии – это лишь 50 % от прежних объёмов (2013 года), а говорить о полноценном росте можно лишь после того, как удастся восстановить прежние показатели, побив рекорд предшественников, но на это действующая власть неспособна, поэтому и манипулирует цифрами, называя «падение» «ростом», а «бедность» – «покращенням».

 

Киевсовет согласился принять долги «Киевэнерго»

Киевсовет на заседании во вторник, 11 сентября, принял решение о принятии «Киевтеплоэнерго» 2,6 млрд грн долгов компании «Киевэнерго» за газ перед «Нафтогазом» при условии передачи источников «Киевэнерго» для компенсации долга. За соответствующее решение проголосовало 76 депутатов, сообщает сайт «Энергореформа».

По словам замглавы КГГА Петра Пантелеева, Киевтеплоэнерго сможет погасить долг частично за счет субвенции от государства, а основную сумму – за счет передачи коммунальному предприятию задолженности потребителей перед «Киевэнерго».
«Мы можем выйти на финальный этап урегулирования вопроса с НАК “Нафтогаз”, получив компенсатор в виде дебиторской задолженности, сокращения суммы практически вдвое и отсутствия штрафных санкций. Это наиболее оптимальный со всех возможных вариантов», – отметил Пантелеев. Однако данное решение Киевсовета будет отменено, если «Киевэнерго» не передаст источники погашения задолженностей.

Кроме того, «Киевтеплоэнерго» не является правопреемником штрафов, начисленных на долги «Киевэнерго». Депутаты Киевсовета также решили попросить Верховную Раду обратиться в Конституционный суд, чтобы тот предоставил официальное разъяснение Ст. 22 ЗУ «О теплоснабжении (условия изменения права собственности и особенности правопреемства обязательств в сфере теплоснабжения)».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В конце мая 2018 года, после возврата арендованных предприятий от «Киевэнерго» городу Киеву, «Нафтогаз» отказывался заключать договора на поставку газа с коммунальным предприятием города «Киевтеплоэнерго», требуя погашения долгов «Киевэнерго». Компания «Киевэнерго» накопила перед «Нафтогазом» долг в размере в 4,7 млрд грн, который в НАКе решили переложить на Киев и киевлян.

«Нафтогаз» заявлял, что компания готова заключить договор о поставках газа с «Киевтеплоэнерго» сразу после решения вопроса правопреемственности по долговым обязательствам путем заключения договоров перевода долга между «Киевтеплоэнерго», «Киевэнерго» и «Нафтогазом». Свои требования последний аргументировал Ст. 22 Закона Украины «О теплоснабжении», которая предусматривает, что договора на поставку и транспортировку энергоносителей заключаются с правопреемниками реорганизованной теплоснабжающей и/или теплогенерирующей организации исключительно при условии согласования порядка погашения задолженности по оплате потребленных энергоносителей и услуг по их транспортировке и поставке за предыдущий период.

Однако Хозяйственный суд Киева, несмотря на то, что требования «Нафтогаза» основывались на Ст. 22 Закона Украины «О теплоснабжении», вынес решение в пользу города. Суд это аргументировал тем, что Ст. 22, на которую ссылались в НАКе противоречит положениям ч. 4 Ст. 13, ч. 1, 4 Ст. 41, ч. 2 Ст. 61 Конституции Украины, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о наличии задолженности КП «Киевтеплоэнерго» за потребленный природный газ. Хозяйственный суд Киева инициировал обращение в Верховный Суд с просьбой внести в КСУ представление относительно конституционности Ст. 22 ЗУ «О теплоснабжении».

В сентябре текущего года Апелляционный суд отклонил жалобу на решение суда относительно признания КП «Киевтеплоэнерго» правопреемником газового долга ПАО «Киевэнерго» перед НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и подтвердил, что коммунальное предприятие вместе с общиной Киева не должно платить долг частной акционерной компании «Киевэнерго» в несколько миллиардов гривен.

Позиция городских властей принять долги после выигранных судов выглядит абсурдной, а от принятого ими решения «за километр» веет коррупцией и договорняком. Хотя Хозяйственный суд Киева и Апелляционный суд приняли решение в пользу городских властей, сами власти решили пойти на уступки «Киевэнерго» и «Нафтогазу», решив принять долги.

Можно предположить, что такое решение Киевсовета вызвано желанием поскорее обеспечить киевлян горячей водой и разблокировать поставки газа городскому предприятию, но, скорее всего, дело вовсе не в киевлянах, а в желании мера и его команды сохранить хорошие отношения с владельцем «Киевэнерго», что может обеспечить поддержку на будущих выборах.


Экспорт зерна из Украины упал впервые за пять лет

В 2017–2018 маркетинговом году впервые за последние пять лет произошло падение экспорта зерна – на 9,6 %. Об этом в понедельник, 10 сентября, сообщает пресс-служба «УкрАгроКонсалта». В частности, экспорт пшеницы, который показывал неуклонно растущий тренд на протяжении прошедших 6 лет, снизился на 2 % с рекордного показателя в 2016–2017 маркетинговом году. Что касается кукурузы, то в 2017–2018 маркетинговом году Украина не смогла в полной мере реализовать свой экспортный потенциал из-за конкуренции с южноамериканским предложением. Ранее сообщалось, что с начала текущего маркетингового года Украина экспортировала почти 6 млн тонн зерновых культур.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Главная причина – снижение урожайности основных сельскохозяйственных культур. Особенно на фоне рекордного урожая 2016 года (66 млн тонн). В 2017-м этот же показатель составлял лишь 61,3 млн тонн. В частности, существенно снизилась урожайность кукурузы (с 66 до 54,4 ц/га) и гороха (с 31,3 до 26,5 ц/га). Хуже зафиксирована урожайность пшеницы (41,1 против 42,1 ц/га в 2016-м). Зато урожайность ржи повысилась (с 27,3 до 29,7 ц/га). При этом объёмы выращивания, а соответственно, и экспорта этой культуры сравнительно невелики.

Так, по итогам 2017–2018 маркетингового года Украина экспортировала 39,4 млн тонн зерновых, что на 10 % ниже показателя за аналогичный период 2016–2017 маркетингового года, что обусловлено ухудшившимися погодными условиями. При этом выручка от экспорта зерновых осталась на уровне предыдущего года – $ 6,4 млрд – за счет более удачной ценовой конъюнктуры и незначительной девальвации. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 17,2 млн тонн, ячменя – 4,3 млн тонн, кукурузы – 17,8 млн тонн.

Транспортировка 99 % всех зерновых происходила морским транспортом (39 млн тонн). Однако в стране существуют серьёзные проблемы с логистикой до портов. «Укрзализныця» не успевает обеспечивать транспортировку из-за дефицита локомотивов и вагонов, их неэффективного распределения. Данная проблема касается и промышленных товаров.

Следует отметить, что в условиях, когда агрохолдинги из года в год увеличивают земельные банки для производства агросырья в ущерб среднему и малому агробизнесу, даже в благополучные годы происходило опасное балансирование на грани несоответствия между количеством выращенного и экспортируемого.

Главным показателем продовольственного благополучия населения является не экспорт, а использование зерна (переработка) внутри государства. США в новом маркетинговом году намерены экспортировать 26 млн тонн, страны ЕС – 29 млн тонн, а из Украины заявок меньше, чем на 35 млн тонн, не бывает.

Напомним, сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней в принципе нельзя много заработать, а в условиях, сложившихся в Украине, она ещё и очень импортозависима. Семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. При этом за последние три года ускоренными темпами в Украине осуществляется деиндустриализация, потерян научный потенциал, состоялся отток профессиональных кадров, произошел банковский обвал, а реальные доходы украинцев упали.

Рост доли АПК (2013 – 9 %ВВП, 2017 – 18 %) в структуре ВВП прямо пропорционально связан с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 32,2 %, вызвав падение кумулятивного ВВП.

Следует отметить, что любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые ориентируются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, поскольку они вообще не регулируют маржу. Поэтому сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения.


Пенсионная реформа в Украине дает результаты – МВФ

В миссии Международного валютного фонда считают, что пенсионная реформа в Украине дает ожидаемые результаты. Об этом в среду, 12 сентября, сообщили в Министерстве социальной политики. «Когда только был принят закон о пенсионном обеспечении, у нас были некоторые опасения относительно достаточности стимулов для людей, которые бы побуждали их дольше работать. Но сейчас мы видим, что вы вышли на правильный путь», – отметил глава миссии МВФ Рон ван Роден на встрече с министром соцполитики Андреем Ревой.

Как отмечается, в целом оценка миссии такова: реформа дает ожидаемые и ранее обсуждаемые результаты.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

МВФ назвал все своими именами, озвучив цель проведенной в Украине «пенсионной реформы»: побудить людей дольше работать, не повышать размер пенсии, не делать её более справедливой и прозрачной, а заставить работать тех, кто уже собирался на заслуженный отдых. Надо сказать, в этом правительство Украины преуспело.

Средняя продолжительность жизни в нашей стране в 2017 году составляла 71,9 лет (67 лет – мужчины и 76,8 лет – женщины).
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по продолжительности жизни населения Украина занимает 104 место (из 183). Рядом с нашим государством в этом рейтинге находятся: Гватемала со средней продолжительностью жизни в 71,9 лет, Бангладеш – 71,8 лет и Тринидад и Тобаго – 71,2 года.

По сравнению со средней продолжительностью жизни в Европе (77,8 лет) Украина не дотягивают даже до европейских показателей 2000 года. При этом за счет «пенсионной реформы», результатами которой доволен МВФ, были увеличены требования к страховому стажу, необходимому для назначения пенсий, с 15 до 25 лет, а с каждым следующим годом он будет увеличиваться ещё на один год – до тех пор, пока не достигнет отметки в 35 лет.

В результате «реформы» большинство людей пенсионного возраста не может выйти на пенсию в возрасте 60 лет – граждане вынуждены работать практически до конца своей жизни, и это МВФ называет позитивным стимулом дольше работать.
Также к «положительным» результатам реформ, реализованных в Украине при поддержке МВФ за последние 4,5 года, можно отнести существенное сокращение числа пенсионеров (-1,92 млн пенсионеров, или -14 %), что позволило снизить нагрузку на государственный бюджет:
2013 – 13,64 млн пенсионеров;
2014 – 13,53 млн пенсионеров;
2015 – 12,15 млн пенсионеров;
2016 – 12,30 млн пенсионеров;
2017 – 11,96 млн пенсионеров;
2018 – 11,72 млн пенсионеров.

Кроме сокращения их числа, правительству Украины под чутким руководством МВФ удалось также добиться существенного снижения реального размера пенсии – это также позволило сэкономить десятки миллиардов долларов, недоплатив их пенсионерам. По состоянию на 01.01.2014 года средняя пенсия в Украине была равна 1526,1 грн, что при курсе 7,99 грн за 1 $ – $ 191. Весь 2014 год средняя пенсия оставалась на уровне 1526,1 грн, или $ 128,5 при среднегодовом курсе НБУ 11,8 грн/$.
С 01.01.2015 года – 1581,5 грн, или $ 72,4 при среднегодовом курсе НБУ 21,84 грн/$.
С 01.01.2016 года – 1699,5 грн, или $ 66,5 при среднегодовом курсе НБУ 25,55 грн/$.
С 01.01.2017 года – 1828,3 грн, или $ 68,8 при среднегодовом курсе НБУ 26,59 грн/$.
С 01.01.2018 года – 2479,2 грн, или $ 86,9 при курсе НБУ на начало года 28,5 грн/$.
МВФ наверняка остался доволен тем, что за счет снижения размера реальной пенсии (в твердой валюте) за 4 года правительству удалось недоплатить украинским пенсионерам около $ 63 млрд, или по $ 5 000 на каждого.


В Украине вырос уровень бедности

Уровень бедности в Украине по итогам 2017 года увеличился до 27 %. Об этом сообщает Счетная палата в среду, 12 сентября.
Анализ Счетной палаты показал, что в 2017 году 9 % населения страдало от всех трех форм бедности – по относительному критерию по расходам, по доходам ниже фактического прожиточного минимума и по признакам депривации.

Доля депривированных лиц по четырем из 18-ти признаков лишений в 2017 году была крупнейшей за последние 10 лет почти во всех группах домохозяйств. Подавляющее большинство украинцев не могли позволить себе осуществлять непредвиденные расходы, больше половины не имели возможности отдыхать со своей семьей по крайней мере в течение одной недели в год.
Третьей по распространенности проблемой украинцев является недоступность качественных услуг здравоохранения. Так, 31,7 % населения не имели средств для покупки назначенных лекарств и медицинских принадлежностей, а 30 % – для оплаты услуг врача и лечения в стационаре без проведения хирургической операции.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ранее во Всемирном банке заявляли, что уровень бедности в Украине сейчас выше, чем пять лет назад. Тем временем, правительство регулярно «фиксирует» в Украине экономический рост, увеличение доходов населения, дефляцию и прочие улучшения жизни, но только люди в своей повседневной жизни не замечают этих «успехов».

Согласно официальным данным Госстата, цены на социальные товары и услуги за время правления действующей власти выросли на 100–300 %; а на такие услуги, как газ и электроэнергия, – на 300–800 %. При этом размер прожиточного минимума, от которого зависит объёмы минимальной пенсии, социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат, с конца 2013 – начала 2018 гг. вырос всего на 51 % (с 1176 грн до 1777 грн).

Правительство считает, что социально незащищенные слои населения при росте цен в 100–800 %, способны выжить с доходом, возросшим в следствии его регулирования Кабмином лишь на 51 %. Причём, в планы КМУ на ближайшее время не входит кардинальное увеличение этого социально важного показателя. Так, в конце 2018 года его планируют увеличить только на 4,3 %. Кроме того, доходы не только социально незащищенных украинцев крайне низкие. Большинство работающих людей также имеет доход практически «не совместимый с жизнью»: 52 % украинцев зарабатывают в месяц менее $ 185 (до 4830 грн), при этом 7,9 % – менее $ 115.

Согласно официальным исследованиям Госстата за 2017 год, четверть населения Украины (24,5 %) не в состоянии позволить себе мясо и рыбу (даже через день), в 2013 году количество таких людей было в пределах 16,9 %. Почти 60 % населения не могут самостоятельно оплатить жилищно-коммунальные услуги, тогда как в 2013 году таких людей было всего 9 %.

За последние 4,5 года население страны существенно обнищало: если в конце 2013 года среднестатистический украинец зарабатывал $ 453 в месяц, то сегодня почти половина работающих людей (47 %) получают в месяц менее $ 174 (до 4830 грн «чистыми»); 7,4 % зарабатывают менее $ 108 «чистыми» в месяц. Доход от $ 174 до $ 290 имеет 26,2 % работающих людей, а от $ 290 до $ 436 – 14,9 %.

Безусловно, для чиновников, депутатов и топ-менеджеров рост цен на хлеб или коммунальные услуги не имеет значения, поскольку такие затраты не превышают 1 % от их месячного дохода, но для большинства украинцев цены на социальные товары и услуги имеют огромное значение, поскольку именно на них уходит весь семейный бюджет. За 2014–2017 гг. цена на хлеб пшеничный из муки первого сорта уже повысилась на 200 % (с 4,79 грн до 14,41 грн). Хлеб ржаной и ржано-пшеничный также подорожал на 214 % (с 4,89 грн до 15,40 грн). Только за 2018 год стоимость хлеба пшеничного из муки первого сорта увеличилась на 7 % (до 15,49 грн), а на хлеб ржаной, ржано-пшеничный – на 6,3 % (до 16,44 грн). Дальнейшее подорожание хлеба и прочих социальных товаров, услуг сделает их недоступными для социально незащищенных слоев населения, ещё больше усугубит ситуацию с усилением бедности в Украине.


В ЕС упрекнули Киев в отсутствии рынка газа

Украина не выполняет своих обязанностей по внедрению рынка газа для населения. Об этом идет речь в документах, которые Европейская комиссия направила в адрес Министерства энергетики и угольной промышленности. Об этом в четверг, 13 сентября, заявил глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.

«Европейская комиссия считает, что Украина не выполняет свои обязательства. Министерству энергетики уже было направлено одно письмо от Европейской комиссии. И, насколько я знаю, вчера было направлено второе письмо, где было прямо сказано, что Украина не выполняет свои обязательства», – подчеркнул Коболев.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сейчас в Украине добывают около 20 млрд м³ газа в год. 75% обеспечивает «Укргаздобыча», остальные – «Укрнафта» и частные газодобывающие компании. Их около двух десятков. Среди мощнейших те компании, которые входят в орбиту ДТЭК. Рынок природного газа в сегодняшних условиях (когда 73,2% населения Украины зарабатывают менее $ 287, 47% – менее $ 174, а 7,4% – менее $ 108 в месяц) не сулит населению ничего позитивного.

Рынок природного газа подразумевает поставку газа по ценам, свободно устанавливаемым между поставщиком и потребителем, свободную торговлю газом, равенство субъектов рынка и их независимость от государства. Подобные условия поставки газа сегодня действуют для промышленности, при этом «рыночная цена» газа для этой категории потребителей в сентябре 2018 года составила 12 249–13 338 грн за тыс. м³, что на 76–92% выше, чем установлено Кабмином для населения.

Открытие полноценного рынка газа для населения, с одной стороны, даст возможность свободно выбирать поставщика и условия поставки, но с другой – приведет к его существенному удорожанию для населения и лишит Кабмин возможности регулировать цену для бытовых потребителей.

Эксперименты с ценой газа для населения, проведенные действующей властью под диктовку МВФ, уже привели к крайне негативным последствиям для населения Украины. В 2013 году на среднюю зарплату можно было купить 4 535 кубов газа, а на среднюю пенсию – 1 912 кубов. В 2018 году на среднюю зарплату можно купить 1 318 кубов газа, а на среднюю пенсию – 356 кубов. За последние 4,5 года экспериментов с ценой газа, его доступность для работающих людей упала на 71%, а для пенсионеров и вовсе на 81%. Дальнейшее повышение цены на газ для населения и/или запуск рынка газа с отменой госрегулирования цен на него сделает данный вид топлива недоступным для большинства украинцев.

Поскольку Украина и ее население находятся в состоянии глубоко кризиса, вызванного военными действиями, аннексией территорий и бездарной политикой действующей власти, для запуска полноценного рынка газа необходим переходной период, в течении которого цена газа должна регулироваться государством, а доходы населения не только восстановиться до прежнего «дореволюционного» уровня, но и вырасти до среднеевропейского, поскольку цены на газ после введения рынка газа станут полностью европейскими.


МВФ заменил программу помощи Украине с EFF на stand-by

Международный валютный фонд (МВФ) заменил программу помощи Украине с EFF на stand-by. Об этом сообщила представитель президента в парламенте, нардеп фракции «Блок Петра Порошенко» Ирина Луценко. «МВФ поменял программу помощи, с которой работали, на программу stand-by. А программа международной помощи stand-by дается тем странам, которые вышли из преддефолтного состояния. Уже даже то, что МВФ изменил программу для страны, которая начинает развиваться, но которая имеет еще проблемы, но которая уже не в преддефолтном состоянии, свидетельствует о признании международными финансовыми институциями того, что Украина показывает очень хороший рост», – сказала Луценко в эфире телеканала «112. Украина».

Как сообщалось, миссия МВФ во главе с Роном ван Роденом 6 сентября начала работу в Киеве. Представители Фонда намерены обсудить с властями Украины последние экономические события и экономическую политику. В повестке подлежащих обсуждению вопросов также финансовая помощь от МВФ на поддержку политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и дальнейшего движения экономики страны в направлении устойчивого и инклюзивного роста.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Соглашение Stand-by МВФ заключается со странами, которые находятся в экономическом кризисе. Stand-by – это краткосрочный и быстрый инструмент, которым получатели кредита надеются уравновесить платежный баланс страны (когда из страны выходит больше валюты, чем заходит). Ведя переговоры о соглашении Stand-by, правительство фактически признает, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи.

Следует отметить, что Украина имеет действующую программу сотрудничества с МВФ – соглашение EFF, которое является среднесрочной программой, рассчитанной на усиление страны путем осуществления структурных реформ в экономике. Сейчас власть пытается получить средства от МВФ в рамках краткосрочного стабилизационного кредита Stand-by (ставка 3,5%, 1-2 года) без согласования необходимых реформ по программе EFF (ставка 3%, 10 лет). Такими действиями она создаст существенную долговую нагрузку на бюджет 2020-2022 гг.

По данным Минфина, до конца 2018 года Украине необходимо выплатить по внешнему госдолгу $ 1,15 млрд ($ 0,6 млрд МВФ и еще $ 0,55 млрд по евробондам). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заемных средствах (реструктуризация) чтобы не допустить технический дефолт.

Ранее Минфин был вынужден выходить на частное размещение евробондов по очень высоким ставкам (размещение коротких бумаг на сумму $ 725 млн по ставке 9,1%), чтобы погасить основной долг и проценты перед МВФ в августе на сумму $ 605,6 млн. Реструктуризация внешней задолженности за счет краткосрочных бондов по высоким ставкам свидетельствует о неэффективном управлении госдолгом, переносе пиковых нагрузок по выплатам на весну 2019.

Тем временем НБУ рассчитывает получить очередной кредитный транш МВФ ($ 2 млрд) до конца осени. Кроме того, сотрудничество с МВФ открывает Украине путь к привлечению финансирования от других международных организаций, таких как Всемирный банк и Европейская комиссия, на общую сумму около $ 1,5 млрд. С учетом того, что данные ресурсы предоставляются по низким ставкам, нынешнее правительство планирует отложить сегодняшние дефолтные риски на период после выборов.

Если Украина не получит ожидаемый транш от МВФ, страну ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации:
– Отток капитала частных кредиторов, а также инвестиций нерезидентов. С июля 2018 г. портфель внутренних облигаций (ставка 16–17%) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн).
– Существенная девальвация национальной валюты, усиление инфляционных процессов. С начала июля национальная валюта просела на 8,2%, до 28,26 грн за доллар (курс НБУ на 10.09.2019). Последствиями стремительной девальвации будет увеличение инфляционных процессов в будущих периодах, на что НБУ отреагировал повышением учетной ставки до 18% (влияет на сокращение экономических процессов).
– Отсутствие спроса на украинские евробонды даже по очень высоким ставкам, приостановление внешнего финансирования. Ставка купона по украинским евробондам за год поднялась с 7% до 9,1%.
МВФ понимает, что сейчас Украина втягивается в сложный предвыборный период, когда вряд ли можно ожидать проведения каких-то непопулярных реформ. Кредиторы могут выделить Украине незначительный транш (на условиях программы Stand-by) для погашения текущих обязательств перед фондом и избежания дефолта, ожидая продолжить переговоры с новой властью, которая и будет возвращать долги.


В Кабмине пообещали увеличить субсидии

Рост цены на газ компенсируют увеличением количества получателей субсидий. Гройсман пообещал поддержку государства всем, кто в ней нуждается. Правительство планирует расширить круг лиц, которые могут получать субсидии, после изменения цены на газ. Об этом сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время внеочередного заседания правительства.
«Как бы ни менялась цена газа в Украине, мы все сделаем для того, чтобы всех, кто нуждается в поддержке, поддержать. Мы покроем всех, кому это будет нужно, субсидиями. То есть в вашей жизни, что касается уплаты, ничего не изменится. Мы об этом позаботимся, в том числе о назначении и расширении круга лиц, имеющих право претендовать на субсидию», – заверил глава правительства. Правительство в очередной раз пустыми обещаниями о субсидиях пытается успокоить людей и убедить, что «все хорошо».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Каждый украинец наверняка помнит слова Гройсмана о том, что никто не будет платить за ЖК-услуги более 15% семейного дохода. Эта норма не выдумка премьера, она законодательно установлена Постановлением ВРУ от 18.03.1999 № 512, которое никто не отменял. Средняя платежка в отопительный сезон (при действующих, еще не повышенных тарифах для квартиры в 50 м²) составляет 2 700 грн. Исходя из нормы о 15% дохода семьи, в субсидии нуждаются все, чей месячный доход ниже 18 000 грн (15% от 18 000 грн = 2700 грн).

Согласно данным Госстата, в І квартале 2018 года средний доход домохозяйства в Украине (2,58 чел.) составил 9 165 грн (4 344 грн на душу населения), что практически в 2 раза меньше, чем нужно для получения субсидии. Даже до повышения тарифов, при справедливом оказании социальной помощи населению в связи с ростом тарифов, субсидию должны получать 100% домохозяйств в Украине, поскольку все они имеют низкий доход. При среднем доходе домохозяйства в 9 165 грн, размер платежа за все ЖК-услуги не должен превышать 1 374 грн, а государство должно компенсировать разницу субсидиями со средним размером 1 326 грн (в отопительный сезон).

На 16,3 млн украинских домохозяйств при среднем размере субсидии в 1 326 грн (в отопительный сезон, 6 мес.) необходим бюджет в 130 млрд грн, и это при нынешних тарифах. Но правительство выделило в 2 раза меньше на эти цели, ограничив число получателей субсидий искусственными барьерами (долги, виртуальный доход, взрослые дети, наличие транспорта и т.д.). Общий годовой бюджет на субсидии в 2018 году составляет 71 млрд грн (в 2017 году – 68,8 млрд грн, в 2016 году – 40,3 млрд грн).

Согласно последним данным Государственной службы статистики Украины, за январь-июль 2018 года государство перечислило поставщикам ЖК-услуг в виде субсидий 51,28 млрд грн и еще осталось должно за потребленные услуги 6,61 млрд грн. То есть суммарно израсходовано 57,89 млрд грн, а значит на август–декабрь 2018 года осталось 13,11 млрд грн или 18,5% от всего бюджета, чего безусловно не хватит.

В том, что верить Гройсману на слово нельзя, украинцы наверняка уже смогли убедиться. Поэтому если премьер, в очередной раз повышая тарифы, пытается заговорить население субсидиями, он должен подкрепить свои слова как минимум 150 млрд грн на субсидии и упрощением процедуры её получения.