Дайджест 10-16/12/2018

Украина и Китай возобновили валютный своп на 62 млрд грн

Национальный банк Украины и Народный банк Китая возобновили Двусторонний договор о валютном свопе ещё на три года на уровне 15 млрд юаней, или 62 млрд грн. Об этом сообщается на сайте НБУ.

Соответствующий договор 10 декабря в Пекине подписали председатель НБУ Яков Смолий и его китайский коллега Йи Ган. Это уже третий подобный договор. Срок действия предыдущего трехлетнего договора о валютном свопе на сумму до 54 млрд грн и 15 млрд юаней истек в июне 2018 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Валютный своп – это одномоментный обмен валюты одной страны на другую по определенному курсу на оговоренный период времени. По договоренности между КНР и Украиной, 15 млрд юаней будут обменяны на эквивалентную сумму в гривне (62 млрд грн) и отправлены на корсчет в НБУ, а гривны уйдут в ЦБ Китая.

Китай – второй крупнейший торговый партнер Украины по товарообороту, а роль юаня в международной торговле растет. По данним Госстата, товарооборот между странами за 9 месяцев 2018 года составил $ 6,6 млрд (отрицательное торговое сольдо – $ 3,7 млрд). Таким образом, использование своп-линий с Поднебесной будет использоваться для финансирования торговых контрактов, что может усилить экспансию китайских товаров на украинском рынке. Нашим банкам не нужно будет покупать за гривну валюту, создавая дополнительный спрос на доллар, а значит, провоцируя его дальнейший рост и девальвацию гривны.

Китай активно использует двусторонние валютные свопы, чтобы усилить роль юаня в конкуренции с долларом. ЦБ КНР уже заключил валютные свопы более чем с 20 центробанками других стран. Со стороны властей Китая прослеживается довольно четкий курс по созданию валютных своп-линий с развивающимися странами, а также с торговыми партнерами, в основном из Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди партнеров в сделках с Китаем – Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Аргентина, Малайзия и ряд других государств.

При этом объёмы своп-линий с другими странами намного больше, чем с Украиной. Так, КНР и Индонезия подписали аналогичный договор на сумму 200 млрд юаней (около $ 28,8 млрд), с РФ – на 150 млрд юаней (около $ 24,5 млрд).
Таким образом, власти Пекина стимулируют торговлю свопами между юанем и остальными валютами в попытке уменьшить валютные риски на фоне повышенной волатильности на рынках развивающихся стран, а также минимизировать влияние доллара на внутреннюю экономику. В будущем такой тренд может привести к тому, что юань станет резервной валютой.


Порошенко подписал закон об изменении правил ввоза международных посылок в Украину

Закон предусматривает увеличение ставки акцизного налога на табачные изделия, экологического налога за выбросы парниковых газов, рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и железной руды, а также рентной платы за пользование лесными ресурсами.

Среди прочего, законом предусмотрено изменение правил ввоза международных посылок в Украину. Предприятия почтовой связи и доставки признают налоговыми агентами и обяжут уплачивать налог на добавленную стоимость от имени получателя посылки, стоимость которой превышает 150 евро от 1 января 2019 года.

При этом с 1 июля следующего года минимальная стоимость посылок, которая будет облагаться НДС, уменьшится до 100 евро.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Действующая власть днем и ночью, не покладая рук, работает над тем, как напоследок содрать с обедневшего населения ещё хоть что-нибудь, например, введя или повысив какие-то налоги, пошлины.

Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» зарегистрирован 05.11.2018 под № 9260. Его инициаторами являются Гройсман В. Б. и Южанина Н. П.

Цель закона – обеспечение сбалансированности бюджетных поступлений в 2019 году. По расчетам авторов, его принятие позволит увеличить поступления в бюджет на 6,3 млрд грн (но эта сумма не только от налогообложения международных почтовых отправлений, закон также предусматривает увеличение акцизного налога на табачные изделия, экологического налога, ренты на добычу нефти, использование лесных ресурсов и т. д.).

С 1 января 2019 по 30 июня 2019 гг. международные почтовые отправления облагаются налогом на добавленную стоимость в случае, если их суммарная фактурная стоимость будет превышать 150 евро, а с 1 июля 2019 – 100 евро.
Стоимость должна считаться для одного получателя – физического лица, в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях или в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя в международных экспресс-отправлениях.

Следует отметить, что изменение или введение новых налоговых ставок в ноябре или декабре нарушает требования Ст. 4 Налогового кодекса, которой определено принцип стабильности налогового законодательства Украины. Изменения любых элементов налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Поскольку новый бюджетный период начинается с 1 января 2019 года, изменения в любые элементы налогов и сборов могут вноситься до 1 июня 2018 (а не в ноябре или декабре), но для народных избранников и правительства нарушения действующего законодательства при принятии необходимых им законов не являются проблемой.

Обойти эти ограничения рядовые украинцы смогут только в том случае, если отправление физически можно разбить на несколько более мелких или отправление осуществляет не интернет-магазин, а знакомый, который согласится указать фактурную стоимость ниже 100 или 150 евро.


Экономика Украины растет 11 кварталов подряд

Экономика Украины демонстрирует рост 11 кварталов подряд, что является позитивным сигналом. Об этом заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время выступления на форуме «Новая индустриализация: совместные действия правительства и бизнеса», информирует пресс-служба Кабмина во вторник, 11 декабря.

Обеспечить такой рост, по его словам, можно путем реализации экономической политики правительства. «Наши приоритеты: улучшение бизнес-климата, новая система управления госсектором, честная и прозрачная приватизация, а, следовательно, вхождение инвестиций в реальный сектор, энергетика – должны уменьшать зависимость от импорта и развивать свою базу», – рассказал премьер-министр.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За последние 4 года президентства Порошенко кумулятивный реальный ВВП страны упал на 12,7%, а номинальный ВВП (в долларовом эквиваленте) – в 1,7 раза. При этом кумулятивная инфляция оставила +128%, девальвация гривны – в 3,3 раза. Промпроизводство в Украине в количественном измерении упало с конца 2013 на 26,6%, что соответствует общей динамике падения реального ВВП за соответствующий период. Экспорт ранее основных бюджетоформирующих отраслей сократился до критического уровня (химическая промышленность – минус 61,6 %; металлургия – минус 42,3%; машиностроение – минус 38,6%), что в целом свидетельствует о реальном состоянии экономики.

Следует отметить, что ранее НБУ изменил методику подсчета объема частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал в удобную сторону годовые объемы частных переводов, что обеспечило дополнительный «рост» реального ВВП. Благодаря новой методике, удалось увеличить ВВП по итогам 2017 года на $ 5 млрд (4,7% от ВВП), что и обеспечило итоговое позитивное значение реального ВВП.

Рост номинального ВВП на примере 2017 года был связан исключительно с монетарным финансированием бюджетных расходов (через ОВГЗ) в условиях количественного падения производства (промышленность -3%, сельское хозяйство -2,7%) и осуществлением существенных внутренних и внешних заимствований.

Кроме того, в период правительства Яценюка–Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга, взамен на ВВП варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать существенные выплаты, которые будут зависеть от темпов роста ВВП, фиксируемых Госстатом. Благодаря манипуляциям с подсчетом номинального и реального ВВП, сегодня создаются условия также для выплат по ВВП варрантам внешним кредиторам.

Между тем, по состоянию на 30.11.2018 совокупный госдолг Украины составил $ 74,32 млрд (2,09 трлн грн), или 62% от прогнозируемого номинального ВВП. Так, соотношение госдолга к ВВП с 2010 г. по 2014 г. колебалось в диапазоне 36–40%, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику. Но в течение 2019-2022 годов Украине предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 22 млрд, что существенно увеличивает дефолтные риски государства в будущих периодах.

Сегодняшние политические заявления о росте экономки не соответствуют нынешним реалиям, которые близки к экономической катастрофе. В целом, в условиях отсутствия фундаментальных факторов, реальных стратегий и математических моделей развития достичь основной цели – реального роста экономики – невозможно.


В Украине пересчитали тарифы на тепло

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в понедельник, 10 декабря, приняла решение о повышении тарифов на тепло в связи с ростом цен на газ на 23,5%. Об этом сообщила в Facebook глава НКРЭКУ Оксана Кривенко. На сегодняшнем заседании были рассмотрены тарифы для 18 из 26 поставщиков, а 11 декабря рассмотрят тарифы для оставшихся 8 лицензиатов.

Тарифы по всем населенным пунктам еще не пересчитаны, но первые расчеты появились, в частности, на официальных сайтах Житомирского, Ивано-Франковского и Одесского теплоэнерго. В Житомире намерены повысить тариф на тепло для населения на 17,1%, в Ивано-Франковске – на 22,6% в домах со счетчиками и на 28% – без них. В Одессе намерены повысить тарифы на теплоснабжение для населения на 72%, с 30,76 грн за м2 до 52,92 грн. Тариф на услугу по централизованному отоплению для абонентов жилых домов с домовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии – на 54%, с 1 229 грн за 1 Гкал до 1 889 грн.

В городе Смела Черкасской области жители возмущены тарифом на тепло в 86 грн за м2, в то время как в соседних городах потребители платят в два раза меньше. Кроме того, в 80-тысячном городе до сих пор нет отопления не только в жилых домах, но и в больницах, детских садах и школах.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Гройсман собственноручно дал толчок к повышению тарифов на тепло, а теперь пытается снять с себя ответственность за то, что где-то тариф увеличился на 30%, а в некоторых населенных пунктах на все 70%.

Как и предупреждал «Публичный аудит», после повышения цены газа для населения до 8550 грн многие предприятия ТКЭ постараются максимально увеличить тариф. Поскольку у предприятий ТКЭ появилась объективная причина (повышение цены газа) пересмотреть тариф на тепло и горячую воду, большинство из них воспользуются этим шансом для максимального повышения и других статей расходов. В результате, тарифы в некоторых областях и городах могут вырасти куда выше, чем стоимость газа.

Поскольку так называемая «реформа в жилищно-коммунальной сфере» ограничилась лишь повышением тарифов, без принципиальных изменений методики их расчета, предприятия ТКЭ, как и прежде, имеют возможность закладывать в тарифы для населения всю свою бесхозяйственность, жадность и коррупцию.

Тарифы на тепло и горячую воду сегодня, как и много лет назад, формируются по формуле: расходы/объем предоставляемых услуг. Причем расходы считаются не по минимуму, а по факту, т.е. для расчета тарифов берется не минимально возможный объем затрат на производство 1 единицы продукции, а фактический, индивидуальный для каждого предприятия и зависящий от его состояния. А поскольку состояние предприятий с каждым годом становится все хуже, а потери все больше, соответственно затраты, а за ними и тарифы, регулярно повышаются.


Минфин одолжил в госбюджет 1,6 млрд грн

Министерство финансов Украины на плановом аукционе по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) привлекло в государственный бюджет 21,013 млн грн, $ 8,411 млн и 42,961 млн евро.

Как сообщается на сайте министерства, гривневые средства привлечены в результате продажи облигаций сроками обращения 105, 182 и 329 дней со средневзвешенной доходностью 19 %, 18,5 % и 18,5 % годовых. Средства в долларах привлечены на 189, 315 и 673 дня с доходностями 6,7 %, 7,25 % и 7,5 % годовых соответственно; средства в евро – на 120 дней с доходностью 4,5 % годовых.

Также сообщается, что гривневый эквивалент привлеченных средств по курсу Национального банка составил 1,618 млрд грн. По состоянию на 11 декабря, объём ОВГЗ в обращении по сумме основного долга составил 733,880 млрд грн, при этом в собственности Национального банка находятся облигации на 348,1 млрд грн, или 47 % их общего объёма.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По итогам 11 месяцев 2018 года доходная часть госбюджета не выполнена на 16,2 млрд грн. Кроме того, за 10 месяцев текущего года правительство смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита, граничный уровень которого установлен на уровне 86,6 млрд грн, лишь на 6,1 млрд грн (7 %). Это свидетельствует об острой нехватке денежных средств для финансирования всех бюджетных расходов. Поэтому правительству срочно необходимо искать дополнительные компенсаторы финансирования бюджетного дефицита.

Размещение облигаций внутреннего государственного займа остаётся единственным инструментом, благодаря которому сегодня происходит финансирование запланированных бюджетных расходов. После очередного увеличения учетной ставки до 18 %, доходность по государственным бумагам, которая освобождена от налогообложения, увеличилась до 19 % в гривне и до 7, 5% в долларе. С учетом того, что реальная учетная ставка (дисконтированная на базовую инфляцию) равна 9%, что является одним из самых и высоких значений на сегодня в мире, инвесторы проявляю интерес к данным ценным бумагам.

Очевидно, что такая доходность госбумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательствах НБУ вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов). Для того чтобы конкурировать с Нацбанком, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 25 % годовых. В случае, если в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги, все больший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей (сырьевое направление), вследствие чего экономика становится подверженной ценовым конъюнктурам.

Следует отметить, что, согласно бюджету на 2018 год, финансирование текущего дефицита за счет размещения ОВГЗ предусмотрено на уровне 108 млрд грн. По данным НБУ, за период с января по ноябрь 2018 года в госбюджет привлечено 145,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 102,5 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 17,12 %; долларовым – 5,9 %. Финансирование бюджета за счет коротких заемных средств приведет к увеличению долговой нагрузки в будущих периодах, вследствие чего можно ожидать запуска «печатного станка» в случае уменьшения спроса со стороны инвесторов.

По состоянию на 12 декабря объём ОВГЗ в обращении по сумме основного долга составил 733,5 млрд грн, при этом в собственности НБУ находятся облигации на 348,1 млрд грн, или 47 % (скрытая эмиссия). При этом можно отметить тенденцию сокращения портфеля ОВГЗ нерезидентами и юридическими лицами и наращивание портфеля физическими лицами.

Если бюджетные расходы будут финансироваться за счет эмиссии, произойдет дальнейшее увеличение денежной массы (в условиях сокращения производства), вследствие чего ожидаются дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно повлияют на экономику.


Украина поднялась в индексе процветания

Украина поднялась на одну строчку в глобальном Индексе процветания, составленном международным аналитическим центром Legatum Institute. По сравнению с предыдущим результатом, Украина поднялась на одну позицию – со 112 на 111 из 149 стран. Тем не менее, в 2006 года наша страна снизилась в рейтинге на 17 ступенек.

«В рейтинге Porsperity Pillar Ukraine демонстрирует лучшие результаты в области образования и личной свободы и самые низкие показатели в сфере здравоохранения. Наиболее позитивное изменение по сравнению с прошлым годом – в увеличении личной свободы на 5 позиций, тогда как в естественной среде они снизились на 5 позиций», – говорится в отчете.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Индекс процветания от The Legatum Institute – ежегодный рейтинг стран мира, который составляется на основе 104 различных показателей. Они включают данные академических исследований, аналитических отчетов и соцопросов; результаты группируются в 9 категорий: развитие экономики, ведение бизнеса, власть, образование, здоровье, безопасность и защищенность, персональная свобода, экология и социальный капитал.

Действительно, по итогам 2018 года Украина оказалась на 111 месте в рейтинге индекса процветания, поднявшись на одну ступеньку; наши главные соседи – Малави и Джибути. Такое низкое место обеспечивают критерии эффективности госуправления – 129 место, здравоохранение – 137-е (мы приблизились к Эфиопии и обогнали Либерию по этому показателю), безопасность – 128-е (обогнали Конго).

Однако такой успех, как улучшение рейтинга на 1 бал, является абсолютно провальным, поскольку ещё пять лет назад Украина занимала 64 позицию, в 2015 году – 70 место. Резкий спад произошел в 2016 году, когда страна скатилась сразу же на 107 строчку, оказавшись между Сенегалом и Замбией, в 2017 году спад продолжался – 112 ступень.

Среди главных причин такого спада – ухудшение показателя безопасности – 134 место среди 149 стран мира, та же низкая эффективность госуправления – 128 место и ухудшение показателя социального капитала – 135 место. В то же время ещё в 2016 году здравоохранение находилось на 111 месте (обвалившись с 69 позиции в 2013 году) в сравнении с 2018 годом (137 место). Катастрофическое падение этого показателя наглядно демонстрирует провал так называемой «медреформы», проводимой действующей властью. Результатом этой деятельности также является показатель природного сокращения населения Украины. По данным Госстата, за период января–сентября 2018 года смертность превысила рождаемость на 176 тыс. человек, что на 59 тыс. больше, чем за аналогичный период 2013 года, и при этом в текущем году госорган при подсчетах не учитывает ни население АР Крыма, ни части неподконтрольной территории Донбасса, как это было в 2013 году.

Такое состояние системы охраны здоровья населения обусловлено также низким уровнем показателя «развитие экономики». С 2014 года Украина опустилась по данному виду рейтинга с 70 места в 2014 году до 97 в 2018 году, оказавшись между Марокко и Того.


Средняя цена европейского газа для Украины побила рекорд и продолжает расти

Украина в ноябре закупала импортный природный газ за рекордные 9471,92 грн, или $ 339,21 за 1 тысячу кубометров. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли.

«В соответствии с требованиями подпункта 252.8 статьи 252 раздела IX “Рентная плата” Налогового кодекса Украины Государственной фискальной службой Украины вычислена средняя таможенная стоимость импортного природного газа, сложившаяся в процессе его таможенного оформления во время ввоза на территорию Украины в период с 01.11.2018 по 30.11.2018, которая составляет 9471,9252 грн, или 339,2114 долларов США за 1 тыс. м3», – сказано в сообщении.

В октябре средняя стоимость составила 9059,1260 грн, или $ 323,4418 за тысячу кубических метров, а в сентябре – 8490,3267 грн, или $ 304,3642.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Стоимость газа для населения привязана правительством Гройсмана к импортному паритету, то есть стоимости газа на немецкой бирже + стоимости доставки этого газа (Германия–Словакия–Украина), по формуле «Дюссельдорф +». Согласно ей, КМУ пересматривает стоимость газа для населения каждые полгода, в зависимости от изменения цен на бирже. Это прописано в меморандуме с МВФ (пункт 24). В связи с этим стоимость газа для населения была повышена в текущем году на 23,5 %.

Вместе с тем, сама формула «Дюссельдорф +» для Украины, газодобывающего государства, является абсурдной, абсолютно не справедливой. По официальным данным ПАО «Укртрансгаз», в 2017 году из недр Украины было добыто 20,8 млрд м3 газа. При этом населением вместе с ТКЭ (тепло и горячая вода для) в прошлом году потреблено 15,8 млрд м3 газа:
 11,23 млрд м3 газа непосредственно населением;
 4,6 млрд м3 газа предприятиями ТКЭ (для населения).
Эти данные можно увидеть в официальном отчете НКРЭКУ за 2017 год. То есть, украинского газа для населения вполне достаточно, он даже в избытке – 5 млрд м3.

Данные по добыче и потреблению в 2018 году будут опубликованы не раньше весны 2019 года, но принципиальных изменений в объёме добычи и потребления не происходило. Поскольку население может полностью обеспечиваться украинским газом, привязывать его стоимость к цене импорта, который фактически населению не нужен, является как минимум не справедливо, а по большому счету – преступлением и завуалированным грабежом людей.

Для повышения стоимости газа для населения нет никаких экономических оснований – есть только политические обязательства правительства перед МВФ. Если исходить сугубо из экономики, то стоимость газа для населения надо не увеличить, а наоборот, уменьшить минимум в 2 раза.

Из официальной финансовой отчетности ОАО «Укргаздобыча» за 2017 год четко видно, что себестоимость газа собственной добычи составляла 2 926,0 грн. на 1 тыс. м3. При этом из себестоимости в 2 926,0 грн на налоги приходится 1893,0 грн. Без налогов расходы «Укргаздобычи» составляли 1033,0 грн на 1 тыс. м3. Таким образом, в структуре расходов компании налоги составляют 64,7 %, но даже с таким уровнем нагрузки «Укргаздобыча» выходит на стоимость газа в 2926 грн за тыс. м3, тогда как населению этот газ продают по формуле «Дюссельдорф +» по цене 8550 грн за тыс. м3.

Следующий пересмотр (повышение) цены на газ для населения запланирован на 01.05.2019, а поскольку стоимость импорта растет, будет увеличиваться и тариф для населения. Каждый год правительство повышает тарифы на ЖК-услуги до «экономически обоснованного уровня», но спустя год этот уровень перестает быть «экономически обоснованным» и процедура повышения повторяется снова и снова. И что бы кто из политиков не обещал, так будет продолжаться до тех пор, пока тарифы на ЖК-услуги в Украине привязаны к биржевым ценам на газ, которые имеют свойство постоянно меняться – как правило, в сторону увеличения.


Объём мирового долга достиг 225 % глобального ВВП

Объём государственного и частного долга в мире достиг рекордных $ 184 трлн в 2017 году. Об этом сообщается в обзоре Международного валютного фонда, передает «Интерфакс». В среднем мировой долг в настоящее время превышает $ 86 тыс. в расчете на человека, что более чем в 2,5 раза превышает средний доход в расчете на душу населения.

В тройку крупнейших мировых заемщиков входят США, Китай и Япония. На эти страны приходится более половины объёма глобальных долгов, что превышает их долю в общемировом производстве, отмечается в сообщении Фонда.
МВФ учитывает в своих расчетах данные из 190 государств.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Международного валютного фонда (МВФ), в настоящее время в мире на 12 % ВВП больше долгов, чем в период пикового долгового цикла во время финансового кризиса в 2009 году, т достигли они уже колоссальных $ 184 трлн. Крупнейшими должниками являются США ($ 52 трлн), Китай ($ 26,2 трлн) и Япония ($ 20 трлн) – три крупнейшие экономики мира.

Кроме того, МВФ понизил прогноз по росту мировой экономики в 2018–2019 годах с 3,9 % до 3,7 %. Ожидается, что государственный долг в странах с формирующимся рынком, а также со средним уровнем дохода вырастет с 37,4 % ВВП в 2012 году до 52,9 % ВВП в 2019-м.

Причиной тревожного роста долгов является политика выхода из экономического коллапса во время мирового финансового кризиса и политическая реакция на этот кризис, а также быстрый рост расходов на развивающихся рынках и в развивающихся странах с низкими доходами, вследствие чего возникли бюджетные дисбалансы; сюда же – политика протекционизма и ухудшение мировой торговли.

Мировая финансовая система стоит на пороге нового кризиса, что является результатом долголетней монетарной политики ведущих центробанков, которые в течение последних 10 лет закачали в мировую финансовую систему $ 14 трлн, скупая активы и раздавая кредиты под ставки, близкие к нулю (это привело к переоценке активов).

Сегодня мировые центробанки синхронно ведут политику повышения учетных ставок, что неизбежно приведет к ужесточению финансовых условий на мировых рынках и повлияет на способность правительств, частного сектора обслуживать долги. Соответствующее увеличение премии за риск ещё больше усложнит ситуацию для заёмщиков, особенно в странах с формирующейся рыночной экономикой.

Основной индикатор состояния развивающихся рынков – индекс MSCI Emerging Markets – с начала 2018 года упал примерно на 9 %, тогда как в прошлом году он вырос более чем на 30 %.

Отток средств из торгующихся в США биржевых фондов, инвестирующих в группу как развивающихся стран, так и в отдельные рынки, достиг $ 3,38 млрд, максимума за год.

Рынок акций Китая, второй по величине в мире, сформировав понижающийся тренд, упал до 20 % от ранее установленных рекордных значений. Шесть фондовых площадок с суммарной капитализацией в $ 7 трлн также демонстрируют существенное падение сводных индексов (Бразилия – на 19,1%, Китай – 20,1 %, Филиппины – 22,1 %, Турция – 21,8 %, ОАЕ –23,6 %).

Данная ситуация на международных финансовых рынках крайне невыгодна для Украины. Ведь в случае невозможности привлечения внешнего заимствования нашу страну ожидает технический дефолт, что вызовет катастрофическую девальвацию гривны с неизбежным стремительным обнищанием большинства украинских граждан.


Правительство разработало новые нормы потребления газа для домохозяйств без счетчиков

Министерство энергетики и угольной промышленности Украины разработало и обнародовало для общественного обсуждения новые нормы потребления газа для домохозяйств без счетчиков. Документ создан в связи с отменой в судебном порядке постановления Кабинета министров о нормах потребления газа для бытовых потребителей без счетчиков (№ 203 от 23 марта 2016 года), а также с целью установления экономически обоснованных норм, сообщает «Интерфакс-Украина».

Согласно проекту постановления правительства, предлагается установить норму потребления газа на одного человека для домохозяйств с газовой плитой и централизованным горячим водоснабжением (ЦГВ) на уровне 5,8 куб. м на период с апреля по сентябрь и на уровне 8,8 куб. м на период с октября по март.

Норма потребления для домохозяйств с газовой плитой при отсутствии ЦГВ и газового водонагревателя, в случае утверждения проекта постановления, составит 8,3 куб. м на апрель–сентябрь и 13,7 куб. м на октябрь–март. В свою очередь, потребление газа на человека для домохозяйств с газовой плитой и водонагревателем предлагается закрепить на уровне 20 куб. м на период с апреля по сентябрь, 25 куб. м – на октябрь–март.

В случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения норму потребления на одного человека для первой категории домохозяйств предлагается закрепить на уровне 8,3 куб. м (апрель–сентябрь) и 13,7 куб. м (октябрь–март). В 2014 году нормы на газ без счетчика были следующие:
– 6 куб. м – для газовой плиты (с централизованной горячей водой);
– 9 куб. м – для газовой плиты (без ЦГВ);
– 18 куб. м – для тех, у кого есть газовая плита и газовый водонагреватель.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В 2015 году Кабмин снизил эти нормы в 2 раза, убеждая, что «потребленный» по старым нормам газ, но не использованный реально населением, банально разворовывается. Снижение норм позволит государству сэкономить до $ 400–500 млн ежегодно и ликвидировать схемы «серых» заработков газоснабжающих компаний.

После этого суд несколько раз отменял снижение норм на газ без счетчика, а правительство своими решениями снова их снижало. Последний суд, отменивший установленные нормы на газ, состоялся летом 2018 года по обращению ассоциации газовых компаний. Главной причиной отмены анализируемых норм были процессуальные нарушения при оформлении решений КМУ.

Нормы по годам
1. Плита (с централизованной горячей водой)
2014 – 6,0;
2015 – 3,0;
2017 – 4,4;
2017 – 3,3;
2018 – 5,8–8,8 (проект).

2. Газовая плита (без централизованной горячей воды)
2014 – 9,0;
2015 – 4,5;
2016 – 7,1;
2017 – 5,4;
2018 – 8,3–13,7 (проект).

3. Газовая плита и газовый водонагреватель
2014 – 18,0;
2015 – 9,0;
2016 – 14,0;
2017 – 10,5;
2018 – 20,0–25,0 (проект).

4. Газовая плита в период отсутствия горячей воды
2014 – 9,0;
2015 – 4,5;
2016 – 7,1;
2017 – 5,4;
2018 – 9,3–14,2 (проект).

Сегодня Кабмин решил установить новые нормы на газ без счетчиков, которые практически идентичны, а по отдельным категориям потребителям – даже выше, чем были в 2014 году.

Если исходить из заявлений Кабмина о разворовывании газа, которые звучали четыре года назад, логично предположить, что возвращение к этим нормам (а в некоторых случаях их увеличение) приведет к возобновлению схем «серых» заработков газоснабжающих компаний и позволит им снова разворовывать $ 400–500 млн ежегодно.


Экспорт украинских товаров вырос до $ 39 миллиардов

Объём экспорта украинских товаров в январе–октябре текущего года вырос на 10,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до $ 38,79 млрд. Как сообщает Государственная служба статистики, доля Европейского Союза в общем объёме экспорта достигла 42,4 %, а рост внешней торговли в этом сегменте составил 16,1 %.

«Заметен и рост экспорта в страны Азии, в частности Вьетнам и Индонезию (45,6 % и 39,5 % соответственно). Традиционно растет торговля на рынке стран Ближнего Востока. За 10 месяцев зафиксирован также рост экспорта в США – на 34,4 %», – сказано в сообщении. Как сообщал УНИАН, внешнеторговый баланс Украины за девять месяцев 2018 года сведен с дефицитом в $ 3,45 млрд, что в три раза больше дефицита за аналогичный период предыдущего года в размере $ 1,1 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным НБУ (орган валютного контроля), с января по октябрь текущего года экспорт украинских товаров вырос на 10 % (к аналогичному периоду предыдущего года), достигнув $ 35,5 млрд. Импорт товаров в Украину увеличился на 16 %, составив $ 46 млрд, вследствие чего отрицательное сальдо внешней торговли товарами за 10 месяцев 2018 года уже составило $ 10,5 млрд (9 % от прогнозного ВВП), что на 41 % больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Следует отметить, что украинский экспорт в ЕС (28 стран) составил $ 13,1 млрд (+16 % к соответствующему периоду предыдущего года), в страны Азии – $ 11,2 млрд (+7,2 %). Напротив, экспорт в РФ (остается наибольшим суверенным рынком сбыта украинской продукции) с каждым годом падает: по итогам 10 месяцев 2018 он равен $ 3 млрд (-8,8 %), что лишает Украину дополнительной валютной выручки.

В структуре экспорта на первом месте продукция АПК и пищевой промышленности – около $ 14,6 млрд, или 41,3 % в общей структуре. На второй позиции – продукция металлургического комплекса: экспорт достиг $ 9,7 млрд (27,4 % в общей структуре), что на $ 1,84 млрд больше, чем за аналогичный период 2017 года (удачная ценовая конъюнктура на международных рынках).

Более высокие темпы наращивания импорта вызвали увеличение торгового дефицита. Фундаментальная проблема заключается в том, что Украина экспортирует товары с низкой добавленной стоимостью (аграрная продукция) и не поддерживает те отрасли экономики, которые могли бы приносить стране значительные доходы.

Вместо развития внутренней экономики, накопленные средства вымываются из страны в связи с увеличенным потреблением импортных неконкурентоспособных товаров (энергоресурсы, технологические, товары роскоши), что приводит к усилению девальвационных процессов.

Катализатором данной ситуации является отсутствие должных условий для создания и масштабирования сложных бизнес-моделей (с длинным операционным циклом) внутри страны, где генерируется высокая добавленная стоимость.
Среди главных проблем развития экономики:
 военный конфликт на территории Донбасса,
 отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка),
 высокая налоговая нагрузка,
 административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы),
 социально-политическая нестабильность в стране,
 высокая степень износа центральных фондов в производстве.
Кроме того, данные факторы отталкивают внешних инвесторов вкладывать в Украину, из-за чего наша страна превращается в поставщика дешевого сырья.

При этом нынешняя власть, вместо оптимизации существующих экономических процессов, пытается выжать максимальный результат с нынешней экономической модели, чтобы удовлетворить свои раздутые потребности и сохранить свои кресла. Поэтому бедность населения обусловлена неэффективной экономической политикой нашего государства, которую необходимо фундаментально менять.