Дайджест 11/10/2017

Поступления от единого социального взноса выросли на 37%

Налогоплательщики в январе–сентябре перечислили 129,2 млрд грн единого социального взноса (ЕСВ), что на 36,7 %, или на 34,7 млрд грн, больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщила пресс-служба Государственной фискальной службы. По информации ГФС, в сентябре поступило 15,2 млрд грн ЕСВ, что на 39,5%, или на 4,3 млрд грн, превышает соответствующий показатель сентября прошлого года.

Как понимать?

Напомним, в конце декабря 2015 года Верховная Рада Украины приняла изменения в Налоговый кодекс, которыми установила унифицированную ставку единого социального взноса (ЕСВ) на уровне 22 %, тогда как ранее ставка указанного налога могла достигать 41 %, что привело к сокращению сборов ЕСВ в 2016 году. Но после повышения минимальной заработной платы с 1 января 2017 года до 3,2 тыс. грн сборы ЕСВ начали расти. По данным Казначейства, по состоянию на 01.10.2017 органами ДФС собрано 129,175 млрд грн, что на 34,5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Катализатором увеличения сборов ЕСВ стало повышение минимальной з/п. Так, по данным Госстата, средняя зарплата в июне 2016 года составляла 5202 грн, за июнь 2017 года – 7114 грн (увеличение на 36,7 % при сравнении месяца к месяцу). Однако увеличение з/п в условиях сворачивания экономики привело к росту инфляции на +16,4% (август 2016 – август 2017) и девальвации – +4,9 %. Кроме того, задолженность по выплате з/п в августе 2017 года выросла до 2,33 млрд грн, что на 22,7 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Кроме того, для оптимизации дефицита ПФ правительство утвердило пенсионную реформу, которая предусматривает изменение формулы расчета пенсий и повышение необходимого стажа для выхода на пенсию. Внедрённая пенсионная реформа не решает проблемы баланса расходов и доходов ПФ, а экономические выгоды от повышения не сопоставимы с рецессивными процессами.


Банки с начала года закрыли 600 отделений

Украинские банки в январе-сентябре 2017 года сократили количество действующих структурных подразделений на 601 – до 9715.
Об этом свидетельствуют данные Национального банка Украины. Среди работающих банков наибольшее количество отделений за 9 месяцев закрыли государственный Ощадбанк – 341, а также два банка с иностранным капиталом – Правекс-Банк (45) и УкрСиббанк (40). Количество отделений сократилось также за счёт выведения с рынка таких финучреждений, как Диамантбанк (88), Платинум (69) и Народный капитал (47).

Как понимать?

По результатам, обнародованным в отчёте конкурентоспособности стран мира Global Competitiveness Report (Глобальный рейтинг конкурентоспособности), Украина заняла 79-е место из 140. Одним из критериев такой оценки является надёжность банковской системы страны. Украинскую банковскую систему оценили самым низким показателем – 140 из 140. Последнее место в мире по надёжности банков, безусловно, отразилось и на состояние такой системы внутри страны. За период 2014–2017 гг., благодаря так называемой «очистке банковской системы», было признано неплатежеспособными более 90 коммерческих банков. Совет НБУ оценил потери экономики страны в результате кризиса банковского сектора в 2014–2016 гг. в 38 % ВВП. Среди пострадавших – десятки тысяч граждан, вклады которых превышали 200 тыс. грн, предприниматели, крупный бизнес, государственные компании.

По данным НБУ, в неплатежеспособных банках насчитывалось почти 119 тыс. клиентов – физических лиц, имеющих вклады, которые превышают гарантированную государством сумму. Общий размер таких вкладов составил более 59 млрд грн.
В этих банках также находились деньги субъектов хозяйствования, чьи средства оценивались в 56,6 млрд грн. В целом, общие потери населения и бизнеса составляют почти 117 млрд грн.

Кроме того, НБУ опубликовал сентябрьские данные денежно-кредитной статистики. Но Нацбанк ни слова не сказал, что в сентябре доля просроченных кредитов выросла на 121 млрд грн, или на 47 %, – с 255 млрд до 376 млрд. Теперь, по данным регулятора, доля проблемных кредитов в банковской системе составляет 38 %. Скорее всего, это Приватовские кредиты, которые не обслуживаются и находятся в статусе «просроченной задолженности».

Данная ситуация свидетельствует об общей токсичной ситуации и является сигналом, что в банковском секторе снова может начаться кризис, а это явно не будет способствовать восстановлению экономики.


Правительство утвердило план по внедрению накопительной системы пенсионного страхования в Украине

Представляя документ, министр социальной политики Украины Андрей Рева заявил, что внедрение накопительной системы пенсионного страхования предусмотрено законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», который вступил в силу 11 октября.

Как понимать?

К концу 2018 правительство должно разработать ряд законопроектов о создании накопительной системы пенсионного страхования в стране и подать их в Верховную Раду. Накопительная система будет касаться людей в возрастной категории до 35 лет. Они в обязательном порядке должны участвовать в накопительной системе пенсионного обеспечения. Что касается граждан возрастом от 35 до 55 лет, они могут совершать отчисления в накопительный фонд добровольно, но последнее остаётся под вопросом.

Современные реалии украинской экономики заставляют относиться к пенсионным нововведениям с определённой долей рисков. Только за последние пятнадцать лет курс гривны к доллару опустился с 5–6 до 23–27 грн за единицу.  Если посмотреть анализ последних лет пенсионного обеспечения, то с начала 2014 года средняя пенсия в Украине увеличилась на 19,8 % (+302 грн). Вместе с тем, в реальном долларовом исчислении средняя пенсия уменьшилась почти в 3 раза – с $ 185 до $ 68 (- $ 117). Фактически, в результате действий или бездействия руководства государства в период с 2015–2017 гг. каждый из украинских пенсионеров потерял в среднем $ 3,5 тыс. Общие потери всех пенсионеров Украины за период 20155–2017 гг. составили более $ 47,3 млн (1 трлн 229 млрд грн).

На сегодня в Украине нет фондового рынка. Для того, чтобы накопленные деньги не «съела» инфляция, их нужно инвестировать, а не создавать частные конторы по накоплению средств это большие риски. При таких тенденциях защитить средства фонда от инфляционных проявлений не помогут даже инвестиции в строительство или высокодоходные акции. Единственным выходом для сохранения активов станет перевод денег в валютные облигации.

Практика стран СНГ по переходу к накопительной пенсионной системе не продемонстрировала особых успехов. В качестве примера можно привести опыт Казахской Республики, в которой Пенсионный фонд не смог компенсировать инфляционные проявления.  Единственной надеждой остаётся таргетирование инфляционных показателей и, как следствие, замедление роста цен, уменьшение номинальных процентных ставок. Только тогда возникнут предпосылки для нормальной работы накопительного фонда.


Минсоцполитики закончит проверку получателей субсидий до конца месяца

«Уже в октябре проходит процесс расчета субсидий на отопительный сезон, исходя из обновленной базы по поводу полученных доходов населения. Мы поставили задачу, чтобы до конца октября были пересчитаны все субсидии, которые начислялись ранее, и тогда в конце октября – в начале ноября мы реально увидим, сколько у нас получателей субсидий», – сообщил директор департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины Виталий Музыченко.

Он объяснил, что часть получателей субсидий в неотопительный период получали субсидию в размере 5, 7, 10 гривен или же вовсе 0 гривен. «То есть человеку приходит платежка на 300 гривен, а его обязательная часть по субсидии 400 гривен. Поэтому субсидия идет в нулевом размере. И если на отопительный период у этого человека опять же таки не получится субсидия, такие субсидианты будут исключены из системы», – отметил директор департамента соцпомощи.

Он также добавил, что ранее для начисления субсидий учитывались доходы населения за предыдущий год, то есть, на сегодняшний день Минсоцполитики должно было бы использовать информацию о доходах за январь-декабрь 2016 года и разрыв между полученными доходами и насчитанными субсидиями составлял бы фактически более чем полтора года.

Как понимать?

Минсоцполитики говорит об окончании пересчёта субсидий до конца октября текущего года, и тогда в конце октября – в начале ноября мы реально увидим, сколько у нас получателей субсидий. В министерстве наверняка забыли, что период предоставления «зимних» субсидий начинается с 15 октября, а не с конца октября – начала ноября. На пересчёт и верификацию было как минимум полгода, поэтому все расчёты должны быть уже закончены к началу отопительного сезона. Мало того, что в текущем году Кабмин на 1 месяц сократил период предоставления «зимних» субсидий (было с 01.10 по 30.04 => стало с 15.10 по 15.04), так ещё и Минсоцполитики на 15 дней затянуло процесс расчёта, а все это время жители Украины будут нервно звонить на горячие линии, писать письма и ждать уведомления о назначении или не назначении субсидии.

Также министерство говорит о том, что изменения периода, за который считаются доходы населения с 1 года до 2-х кварталов, позволит более точно рассчитать доход. Но не говорит о том, что это сделано с целью уменьшить размер субсидий. Последние два квартала действовала уже новая «минималка» – 3200 грн, а в предшествующие 2 квартала доход был значительно меньше, и отсекание 2 кварталов с меньшим доходом позволяет соцслужбам существенно сократить размер субсидии.

Кроме того, на 10% были сокращены социальные нормативы потребления коммунальных услуг, на которые начисляется субсидия.
И, наконец, новшество о лишении субсидии за долг свыше 340 грн, если такой не оспаривается в суде, в комплексе со всем вышеперечисленным позволит лишить значительное количество граждан необходимых им субсидий или существенно урезать их размер.