Дайджест 11-12/11/2017

S&P подтвердило кредитные рейтинги Украины со стабильным прогнозом

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Украины в иностранной и национальной валютах на уровне «В-».  Также без изменений остался краткосрочный кредитный рейтинг – на уровне «В», прогноз по рейтингам стабильный. «Стабильный прогноз отражает наше ожидание, что украинское правительство будет прибегать к официальной поддержке кредиторов в течение следующих 12 месяцев путем проведения необходимых фискальных, финансовых и экономических реформ», – говорится в сообщении.

S&P предупреждает, что если украинские власти не выполнят предписаний МВФ и не получат очередной кредит, суверенный рейтинг страны будет пересмотрен в сторону снижения.

Как понимать?

В рейтингах международного агентства Standard & Poor’s (S&P) долговые обязательства с рейтингом «В-» считаются обязательствами очень низкого качества и соответствуют недостаточному уровню кредитоспособности. Низкий кредитный рейтинг связан с тем, что до 2020 г. Украине предстоит выплатить $ 22 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), в то время как общий госдолг Украины составляет $ 75,01 млрд (81% от ВВП). Прогноз кредитного рейтинга («стабильный») объясняется удачным размещением евробондов на $ 3 млрд под 7,375% (доходность 10 летних облигаций США 2,4%). Кроме того, другие два ведущих рейтинговых агентства мира (Moody’s и Fitch) пока сохраняют объявленную летом этого года рейтинговую оценку Украины на низком уровне «Саа3» и «B-» (крайне недостаточный уровень кредитоспособности).

Низкие рейтинги международных организаций свидетельствуют о высоких дефолтных рисках государственного эмитента. Поэтому на рынке заемного капитала наши ценные бумаги интересуют в основном спекулятивных инвесторов, которые хотят получить высокую доходность. Для Украины низкие кредитные рейтинги сужают количество инвесторов и ведут к удорожанию обслуживания долга.

Прогноз страны стабилен потому, что по мнению специалистов рейтингового агентства правительство Украины сохранит доступ к финансированию со стороны МВФ. Раз так, значит S&P уверенно в продолжении сотрудничества между Украиной и МВФ. Следовательно, обязательства, взятые украинским правительством и утвержденные Президентом, Премьер-министром и главой НБУ, будут воплощаться в жизнь.


Украина лидирует по росту цен на продукты в Европе

Украина стала лидером по повышению цен на продукты среди стран Европы. Об этом сообщает телеканал 2+2. Как отмечается, за год потребительская корзина украинцев подорожала более чем на 15%. Цены на отечественные продукты уже вплотную приблизились к ценам на европейские.

В этом году лидером подорожания стало сало. По данным государственной статистики, цена на национальный продукт выросла на 67%, свинины на 47%. Говядина прибавила в стоимости 34%, а курятина подорожала на 32%. Кроме того, молочные продукты подорожали в среднем на 30%. Хлеб вырос в цене на 20%. Эксперты констатируют, что цены на продукты в Украине растут быстрее, чем инфляция, пенсии и зарплаты. Единственное, что подешевело, – это гречка: она снизила цену почти на четверть.
Цены на сахар, яйца и растительное масло практически не изменились.

Как понимать?

Основной причиной того, что Украина лидирует в Европе по росту цен на продукты, является инфляция. Но, помимо инфляции, в этом есть и заслуга правительства, которое отменило госрегулирования цен на продукты. Теперь производители не обязаны декларировать цены на продукты питания и обосновывать Госпотребслужбе страны необходимость изменения цен. Речь идет о таких продуктах, как мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, свинина, говядина, мясо птицы, вареные колбасные изделия, детское питание, куриные яйца, подсолнечное и сливочное масло, сметана, творог, молоко. С одной стороны, это выгодно для предпринимателей, но такое решение провоцирует рост цен на продукты, из-за чего страдают малообеспеченные граждане.

Свобода для бизнеса – это, конечно, хорошо, но за последние 3 года покупательская способность населения упала минимум в 2,5–3 раза из-за обесценивания доходов. Большинство населения не в состоянии самостоятельно оплатить даже коммунальные услуги – в такой ситуации полная свобода в ценообразовании на социальные продукты питания делает их недоступными для большей части населения. При отсутствии в Украине эффективного Антимонопольного Комитета, отмена госрегулирования приведет к регулярным сговорам участников рынка.

Ни для кого не секрет, что все ключевые продукты питания в Украине представлены 3–4 местными производителями, а в небольших городах – 1–2. В таких условиях ни о какой здоровой конкуренции не может быть и речи. Если в городе 1 хлебзавод, цены которого никто не регулирует, то что мешает ему поднять цены в 2–3 раза, ведь другого хлеба просто нет и люди будут вынуждены покупать по той цене, которую «нарисовал» поставщик. Даже если их 2 или 3, они всегда имеют возможность договориться и синхронно поднять цену, которая не регулируется и может быть ограничена лишь «совестью продавца».

Мы, к сожалению, еще не в Европе, где бизнес работает с рентабельностью в 8–10%. Свобода в ценообразовании на хлеб, молоко, крупы и другие социальные товары дает возможность производителям и продавцам данных товаров устанавливать наценку хоть 100%, хоть 200%.


Правительственный комитет одобрил порядок направления средств Госдорожного фонда

Правительственный экономический комитет в четверг одобрил порядок направления средств Государственного дорожного фонда. Об этом  сообщил вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион. «Распорядителем 60% финансовых поступлений Дорожного фонда будет “Укравтодор”, который будет заниматься дорогами общегосударственного значения. 35% – это будут средства областных государственных администраций, которые с 1 января 2018 года будут заниматься дорогами местного значения. 5% средств Дорожного фонда пойдет на безопасность на дорогах», – написал он на своей странице в сети Facebook.

По словам В.Кистиона, все это отражено в проекте Государственного бюджета Украины на 2018 год, который депутаты должны рассматривать на следующей неделе.

Как понимать?

Создание Государственного фонда является положительным движением по реформе дорожной отрасли. На этом еще в 2015 году делал акцент «Публичный аудит». Согласно проекту государственного бюджета Украины на 2018 год, «Укравтодору» предполагается направить 26,13 млрд грн, из которых 20 млрд грн – расходы на развитие и 6,04 млрд грн – средства из специального фонда на выполнение долговых обязательств государства.

Также местным бюджетам предусмотрена субвенция в сумме 11,4 млрд грн на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населённых пунктах. Это будут средства областных государственных администраций, которые с 1 января 2018 года начнут самостоятельно заниматься дорогами местного значения. Только вопрос о том, как будет распределяться эта субвенция по регионам, до сих пор не раскрыт.

В проекте Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по усовершенствованию механизма финансового обеспечения дорожной отрасли» предлагается «целевые налоги» зачислять в специальный фонд государственного бюджета в 2018 году в размере 50 % от общих поступлений, а в 2019 году – в размере 75 %. За период 2014–2016 годов поступления вышеупомянутых целевых налоговых составил около 90 млрд грн, из которых «Укравтодор» получил всего 50 млрд грн.

На сегодня у правительства нет четких объяснений, почему целевые дорожные налоги не направляются 100% на дорожные работы.
Исходя из критического состояния отросли, необходимо уже с 2018 года целевые налоговые поступления в виде 100% направлять в Государственный дорожный фонд. Правительство же большую часть целевых налоговых поступлений направляет не на ремонт дорог, а на покрытие различных дыр в бюджете, о чём и говорится в законопроекте о дорожном фонде на 2018 год, который предусматривает распределение только 50 % от общих целевых дорожных поступлений на дорожный фонд, а в 2019 – 75%.

В целом деньги на ремонт дорог есть и вполне можно обеспечить финансированием дорожную отрасль как минимум на 50 млрд грн в 2018 году.