Дайджест 11-17/06/2018

НБУ может вернуть валютные ограничения – Смолий

В случае срыва сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ) Национальный банк Украины (НБУ) может вернуть валютные ограничения. Об этом председатель НБУ Яков Смолий сообщил в интервью «Зеркалу недели. «Мы надеемся, что сотрудничество с Фондом будет продолжаться, и нам не придется их применять, но мы об этом открыто говорим: у нас есть критерии, в случае реализации которых нам придется перейти к более жесткой монетарной политике и даже, в крайнем случае, рассмотреть возможность введения валютных ограничений», – сказал Смолий.

Регулятор вводил жесткие ограничения на валютном рынке в 2014–2015 гг., а с 2016 года он постепенно снимает их. Ранее премьер-министр Владимир Гройсман сообщил, что вопрос повышения цены на газ для граждан остается одним из главных условий получения кредита от Международного валютного фонда.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Напомним, текущая программа Украины и МВФ объемом $ 17,5 млрд, из которых Украина получила $ 8,7 млрд, заканчивается весной 2019 года. В 2018 году правительство и НБУ рассчитывают в рамках этой программы получить $ 1,9 млрд. НБУ ожидает четвертого пересмотра программы и получения пятого транша МВФ к осени.

Следует отметить, что для МВФ сегодня финансово нецелесообразно выделять Украине транши. Во-первых, фактический долг нашей страны перед МВФ составляет $ 13,6 млрд, а экономика не генерирует дополнительные доходы, которые могут пойти на погашение имеющихся обязательств. Во-вторых, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на мировых рынках (рост доходности суверенных облигаций крупнейших стран, ставка купона 10-летних американских облигаций – 2,95 %), международным кредиторам невыгодно кредитовать высоко рискованную Украину (программа stand-by, 3%). Кроме того, в условиях будущих избирательных кампаний радикальное сокращение расходов бюджета (пенсии, зарплаты, образование, медицина, оборона) и поднятие цен на газ для населения – маловероятны. Поскольку существует высокая вероятность отсутствия очередного валютного транша от МВФ, Украина будет подвержена высоким девальвационным рискам и оттоку капитала.

Ранее НБУ своим Постановлением № 98 от 03.10.2017 упростил предоставление клиентами пакета документов о финансовых операциях, вследствие чего украинские банки смогли осуществлять покупку или перечисление валюты за рубеж по упрощенной процедуре. Кроме того, регулятор сделал ряд послаблений в валютном законодательстве, увеличив срок возврата валютной выручки до 180 дней, а также до $ 2 млн лимит для инвестирования бизнеса за рубеж и т. д. Однако предусматривалось, что данная либерализация будет осуществляться параллельно внедрению эффективной налоговой реформы (уменьшение налоговой нагрузки), дабы не стимулировать отток капитала. Поэтому в условиях высоких макроэкономических рисков НБУ пытается заранее усилить валютный контроль – в результате будет сложнее выводить капитал в другие юрисдикции, диверсифицируя девальвационные риски.

В случае остановки сотрудничества с МВФ и введения валютных ограничений украинские суверенные облигации будут существенно падать в цене (а возможная доходность – расти). Высокие риски для инвесторов могут лишить нашу страну важного инструмента привлечения валютных средств, а госбюджет столкнется с существенным дефицитом и отсутствием источников для его погашения. Поэтому с целью минимизации долговых рисков Украине сегодня необходимо менять монетарную политику (снижение учетной ставки), создавая условия для увеличение внутреннего производства и экспорта.


Украина входит в тройку стран с самыми большими расходами на еду

Украина входит в топ стран, граждане которых больше всего тратят на продукты. Об этом написал на своей странице в соцсети генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко со ссылкой на данные Министерства сельского хозяйства США. «Итак, согласно американской статистике, украинцы потратили на продукты 38 % своих доходов. Впрочем, для нас это не новость, ведь министр соцполитики уже давным-давно рассказал, что у нас нет никакой культуры питания и едим мы непомерно много. Но, к счастью, есть еще едоки в мире похлеще нас! Это Пакистан (здесь проедается 42% доходов) и Нигерия (59 %). Страной, где граждане имеют наименьшие затраты на продукты и вредные привычки, являются США (6,3 %), а в Европе – британцы (8,1 %). Если же сложить расходы на питание и вредные привычки, то мы и вовсе выйдем на второе место со своими 46 % расходов. Впереди нас только Нигерия (60 %), а вот Пакистан опустился на третью строчку этого «хит-парада» – 43 %», – указал Дорошенко.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Проблема высоких, в процентном отношении, расходов на еду в Украине – отнюдь не «обжорство», причина – высокие цены и низкие доходы. Расходы украинцев на еду (38 %) и жилищно-коммунальные услуги (40 %) забирают более ¾ дохода (78 %). На одежду, проезд, медикаменты, непродовольственные товары, учебу и досуг остается всего 22 %, в связи с чем население отказывает себе во всем.

При этом правительству хватает наглости говорить о грядущем повышении цен на коммуналку и транспорт, приводя в пример страны Европы, где за ЖК-услуги или проезд платят дороже, чем в Украине, забыв при этом привести в сравнение и доходы, а не только цены.

Как видим, если сравнить не только тарифы, но и доходы, а также соотношение дохода и затрат на коммуналку, то гордится власти нечем.
Доходы у нас самые низкие, в процентном соотношении мы тратим на ЖКУ больше всех, расходы на коммуналку не сильно отличаются от европейских, а по сравнению с отдельными странами они в Украине вообще выше.

Соответственно, потратив практически все доходы на коммуналку и еду, население Украины просто выживает, но, к сожалению, не развивается, поскольку на образование, досуг, спорт, путешествия и т. д. просто не остается денег.


НКРЭКУ намерена с 1 августа на 29% снизить для «Киевтеплоэнерго» тариф на тепловую энергию для населения

Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) намерена с 1 августа снизить тариф для «Киевтеплоэнерго» на производство тепловой энергии, которая используется для производства и предоставления населению услуг по централизованному отоплению и централизованному снабжению горячей воды на 29%. Об этом свидетельствует проект решения заседания, запланированного на 14 июня, обнародованный на сайте регулятора.

По сравнению с действующими тарифами энергокомпании «Киевэнерго», тариф на тепловую энергию для населения уменьшится на 320,38 гривен/Гкал и будет составлять до 784,58 гривен/Гкал (без НДС). После принятия комиссией проект решения будет вынесен на общественные слушания.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно обоснованиям к выдаче лицензий, «Киевтеплоэнерго» планирует осуществлять производство электрической и тепловой энергии на телплоэлектроцентралях (ТЭЦ): ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 (обе – Киев). В проекте решения также указано, что тариф на отпуск электрической энергии будет на уровне 182,93 коп/кВт-час; на производство тепловой энергии для предоставления религиозным организациям услуг по централизованному отоплению и централизованному снабжению горячей воды – 479,06 грн/Гкал; учреждениям, которые финансируются за счет государственного и местных бюджетов – 1 171,89 грн/Гкал, а для нужд других потребителей – 1 181,05 грн/Гкал.

Новость о снижении тарифов для киевлян в связи с возвратом арендованных «Киевэнерго» мощностей городу безусловно радостная, но при этом все же преждевременная и не совсем корректная в расчетах. С 1 августа 2018 года должна изменится цена на газ, а следом за ней и тарифы на тепло и горячую воду. Если тариф на газ возрастет на 60-70%, как это прогнозировала НКРЕКУ, с 6 960 грн до 11 000–11 500 грн за тыс. м³, соответственно, тарифы на тепло тоже вырастут, примерно на 50%

Также следует обратить внимание, что тариф на услугу по централизованному отоплению и тариф на производство тепловой энергии – это разные понятия и, соответственно, разные цифры. Тариф «Киевэнерго» в 1355,83 грн/Гкал состоит из:
– тарифа на производства тепловой энергии;
– тарифа на транспортировку тепловой энергии;
– тарифа на поставку тепловой энергии;
– содержания абонентской службы;
– НДС.
При этом тариф на производство тепловой энергии составляет 1005,13 грн/Гкал (без НДС).

Таким образом, тариф на производство тепловой энергии предлагается уменьшить не на 320,38 грн, как указано в статье, а на 220,55 грн, что составляет 22%, а не 29%.
Даже если НКРЕКУ с 1 августа примет предложенный тариф для «Киевтеплоэнерго», этот тариф будет еще раз пересмотрен до начала отопительного сезона, после повышения цены газа. Поэтому вполне вероятно, что вместо небольшого понижения, киевляне (равно как и все украинцы) увидят повышение тарифов на тепло и горячую воду в пределах 50%.


В Турции запустили газопровод TANAP

В турецком городе Эскишехер во вторник, 12 июня, официально был открыт первый участок Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому азербайджанский газ будет через Турцию поставляться в Европу. Проект TANAP был осуществлен за три года с бюджетом менее $ 8 млрд. Общая протяженность газопровода составила 1850 километров.

Первоначальная пропускная способность трубопровода TANAP, как ожидается, составит 16 млрд кубометров газа в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальное – в Европу. Со временем мощность газопровода удвоится. В проекте TANAP 51 % принадлежит азербайджанскому ЗАО «Южный газовый коридор», 7 % – SOCAR Turkey Energy A.Ş, дочерней компании SOCAR, 30 % – турецкой BOTAŞ и 12 % – BP.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Заявление президента Порошенко о желании Украины получать каспийский газ по TANAP через Болгарию и Румынию – не более чем очередная популистическая риторика, целью которой является демонстрация своей позиции «получать ресурс откуда угодно, но только не из РФ». Во-первых, сейчас данным газопроводом не предусмотрены поставки в Украину: весь газ уже расписан на Турцию и европейских потребителей. Во-вторых, себестоимость добычи газа в азербайджанском месторождении Шах-Денизе составляет $ 35 за 1 тыс. куб. м против $ 15 у «Газпрома», что делает его газ более конкурентным. Плюс сложная логистика транспортировки газа увеличивает его конечную стоимость, в результате чего азербайджанский газ будет на 20 % дороже, чем Украина получает по реверсу из России. В-третьих, Порошенко, сам того не осознавая, пропагандирует ненужность украинской ГТС, поскольку каждый куб газа, прокачанный по TANAP, – это минус один куб, прокачанный по территории Украины в Европу. И украинский президент должен был не поощрять строительство этого газопровода, а наоборот, всячески ему противодействовать для обеспечения функционирования отечественной ГТС.


ЕП одобрил предоставление Украине € 1 млрд помощи

Европарламент в среду, 13 июня, проголосовал за выделение макрофинансовой помощи Украине в размере 1 млрд евро. Об этом сообщил журналист Радио Свобода Рикард Йозвяк. Отмечается, что «за» проголосовали 527 членов ЕП, против – 124.

«Если все пройдет хорошо, первый транш может быть выплачен уже в сентябре», – сообщил Йозвяк.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как ранее отмечал «Публичный аудит», макрофинансовая помощь – это вовсе не безвозвратные средства, переданные украинской стороне для расходования на собственные нужды, а долгосрочный кредит с процентами, который ЕС предоставляет государствам-партнерам. Кредиты в рамках макрофинансовой помощи финансируются за счет заимствований ЕС на рынках капиталов. Ранее процентная ставка данного кредита, выданного сроком на 15 лет, устанавливалась на уровне до 2 % годовых. Однако, с учетом удорожания заемных ресурсов на мировых рынках, реальная процентная ставка для Украины может оказаться намного выше.

Помощь предназначена на сокращение краткосрочного дефицита платежного баланса и финансовой уязвимости. Использование помощи должно контролироваться Еврокомиссией. Кроме того, ЕК были сформированы предварительные условия, необходимые для получения кредита: запуск системы проверки электронных деклараций, проверки данных о бенефициарах компаний, создание хорошо функционирующего специализированного антикоррупционного суда в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. Если условия не будут выполняются, ЕК временно приостановит или отменит выделение макрофинансовой помощи.

8 января 2015 года Европейская комиссия по поручению ЕС предложила дальнейшую макроэкономическую помощь Украине в сумме 1,8 млрд евро в форме среднесрочного кредита. Это была третья с 2010 года программа финансовой помощи Украине, в рамках которой Украина получила 1,2 млрд евро. Однако выделение следующих кредитных траншей было приостановлено в связи с непринятием Верховной Радой необходимых для ЕС законопроектов, касающихся отмены запрета на экспорт леса-кругляка, земельной реформы.

В условиях невозможности генерирования дополнительных доходов экономикой, наличия значительных будущих выплат по обязательствам, следует ожидать повышенного спроса на валюту на внутреннем рынке со стороны государства.

С начала года совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг в долларовом выражении увеличился на 0,97 %, или на $ 0,74 млрд, до $ 77,05 млрд. По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составлял $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. В бюджете на 2018 год предусмотрено погашение обязательств на 175,7 млрд грн (внутренние – 114 млрд грн; внешние – 61,7 млрд грн). Однако, по данным Минфина, объем обязательных выплат Украины по государственному и гарантированному государством долгу до конца этого года составит 325,5 млрд грн, что на 150 млрд грн больше, чем заложено в бюджете; как результат, государству необходимо искать дополнительные средства.

Украине в течение 2019–2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд. Поэтому правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств. Так, в условиях макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы готовы присутствовать на украинском рынке заемного капитала только в условиях высоких процентных ставок по ценным бумагам, что существенно увеличивает обслуживание госдолга и негативно влияет на дефолтные риски в будущем. В результате единственными кредиторами для Украины остаются МВФ и ЕС. Между тем, судьба сотрудничества с Фондом сегодня остается неопределённой.

Следует отметить, что финпомощь может направляться на финансирование бюджета, что, несомненно, важно в преддверии выборов. Однако условия, под которые выдается макропомощь, не озвучены и могут не соответствовать национальным интересам.


Коболев пригрозил Гройсману отключить от газоснабжения 129 населенных пунктов в 16 областях

В случае, если государственные регуляторы не предусмотрят в тарифе на газ для конечных потребителей плату за использование сетей НАК «Нефтегаз Украины» и его предприятий, от газоснабжения могут быть отключены 129 населенных пунктов в 16 областях Украины. Об этом говорится в письме руководителя компании НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева на имя премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, копией которого распологают «Українські Новини».

В своем письме Коболев указывает, что «Нафтегаз» является владельцем объектов газораспределительных систем совокупной стоимостью 588 млн грн и хочет получать плату за эксплуатацию этих сетей наравне с государством. «Подход, при котором только государство как собственник имеет возможность получать прибыль, а другие владельцы нет, является нарушением конституционного принципа равенства всех форм собственности», – отмечается в письме.

По данным НАК «Нафтогаз Украины», Национальная комиссия по регулированию рынков энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) не повысила тариф на газ, отказавшись включить в него новую составляющую – плату за эксплуатацию сетей. Итак, «Нафтогаз» пока не может получить от потребителей плату за свои трубопроводы.

Также НКРЭКУ отказалась регистрировать соглашение и устанавливать новый тариф для пока единственного оператора, который согласился платить за эксплуатацию сетей НАКа – ОАО «Донецкоблгаз», заявив, что соглашение между ОАО и НАК не соответствует украинскому законодательству. «Сложившаяся ситуация подталкивает компанию к принятию мер, направленных на пресечение незаконного использования его имущества путем проведения консервации собственных объектов газораспределительных систем. Это может привести к отключению от газоснабжения 129 населенных пунктов в 16 областях», – отмечается в письме Коболева на имя премьер-министра.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Месяц назад «Нафтогаз Украины» предложил правительству свой вариант изменения цен на газ: повысить стоимость «голубого топлива» для населения до 10 990 грн/тыс. м3, а с октября – до 11 470 грн/тыс. кубометров; при этом сократить нормы потребления газа на 15 %, в т. ч. и для расчета субсидий.  Также НАК предложила полностью исключить из цепочки поставок газа газсбыты и взять продажу газа населению на себя, для чего ей и нужно заложить затраты на содержание газовых сетей в тариф.

Однако сам «Нафтогаз» является посредником и частью цепочки, которую можно и нужно исключить. Тем более, что Стокгольмский арбитраж, который был основным аргументом несвоевременности ликвидации «Нафтогаза», окончен. Итог – компанию уже давно следовало реорганизовать и ликвидировать. Никакой ценности для украинцев она не представляет, являясь посредником и искусственной надстройкой между потребителями и добытчиками газа. Ее административный аппарат ежегодно съедает миллиарды гривен, которые оплачивает и без того нищее население.

НАК «Нафтогаз» получает доход из 2-х основных источников: реализации газа и его транзита. Прибыль компании – это деньги, отобранные у населения Украины путем 6-кратного увеличения тарифов на газ. Основной газодобытчик Украины – «Укргаздобыча» ещё в 2015 году предлагал убрать «Нафтогаз» как посредника, чтобы поставлять газ населению напрямую: «Нефтегазодобывающая госкомпания “Укргаздобыча” для улучшения финансового состояния компании просит получить возможность самостоятельно продавать населению весь добытый газ, который сейчас продается исключительно через “Нафтогаз Украины”», – заявлял начальник планово-экономического управления «Укргаздобыча» Алексей Беличенко. – «Единственная компания, которая поставляет газ для населения, – это “Укргаздобыча”. Здесь было бы не все так плохо, если бы между нами и населением не стоял “Нафтогаз”».

Несмотря на реальную возможность осуществлять поставки газа населению напрямую, руководство страны не спешит избавляться от посредника, фактически монополизирующего данное направление, что свидетельствует о личной заинтересованности в этом первых лиц государства.


Аграрный и пищевой экспорт принес Украине $ 6 млрд

За четыре месяца 2018 года украинский аграрный и пищевой экспорт во все страны мира составил почти $ 6 млрд. Об этом сообщила заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева, сообщает пресс-служба ведомства. Внешнеторговый оборот аграрными и пищевыми товарами между Украиной и странами Евросоюза увеличился почти на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $ 2,8 млрд.
При этом аграрный экспорт в страны ЕС за это время вырос на $ 145 млн по сравнению с 2017 г. и составил $ 1,9 млрд.

«На сегодня уже полностью исчерпаны основные импортные тарифные квоты ЕС на украинский мед, солод и пшеничную клейковину, обработанные томаты, виноградный и яблочный соки, кукурузу, пшеницу и муку», – рассказала Трофимцева. В целом в первом квартале текущего года экспорт украинских товаров вырос на 10,3%, достигнув отметки $ 11,4 млрд. Импорт товаров в Украину вырос на 13,2%, составив $ 12,6 млрд. Вследствие этого отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $ 1,2 млрд, что на 50% больше чем за аналогичный период 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года составил 18% (в 2013 году составлял 9%). Тенденция роста АПК в структуре ВВП прямо пропорционально связана с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 32,2%, потянув за собой падение кумулятивного ВВП за соответствующий период.

Катализатором сегодняшнего роста аграрной продукции является удачное международное ценовое образование и хорошая урожайность.
Структура украинского экспорта сегодня выглядит так: АПК и пищевая промышленность – 41,3%, продукция металлургии – 29%, машиностроение – 6,4%, минеральные продукты – 9,2%, продукция химической промышленности – 4,8%.  Весомую долю в товарной структуре агроэкспорта занимает неготовая продукция: зерновые культуры – 37%, растительные масла – 26,1% и семена масличных культур – 9%.

По данным Минагрополитики, украинские аграрии в 2016-2017 маркетинговом году (06.2016 – 05.2017) экспортировали рекордные 40,11 млн тонн зерновых. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 16,54 млн тонн, ячменя – 5,15 млн тонн, кукурузы – 18,19 млн тонн, ржи – 5,4 тыс. тонн. Вместе с тем, за первые три месяца 2018 года экспортеры аграрной продукции в ЕС исчерпали беспошлинные квоты на поставки восьми групп агропродукции (пшеница, кукуруза, соки), вследствие чего дальнейший рост экспорта данных групп будет ограничен.

Следует отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленную стоимость, поэтому на ней, в принципе, нельзя много заработать. В условиях, сложившихся в Украине, она еще и импортозависимая: семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате, практически все, что мы зарабатываем, сразу же тратится на закупку всего того, что нужно для выращивания нового урожая. Кроме того, любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется. Украина, как государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики, рискует оказаться беззащитной перед глобальными и локальными вызовами.


Минфин на аукционе по ОВГЗ привлек 1,25 млрд грн

Министерство финансов привлекло 1,25 млрд грн за 22 заявками и еще 234,3 миллиона долларов на аукционе валютных ОВГЗ. Об этом говорится в сообщении министерства. Как отмечается, покупатели просили по 2-месячных бумаг от 17,4% до 17,5% годовых, по 6-12 месячных — от 17,2% до 17,5% годовых, по 3-летних — от 16,1% до 16,5%. Минфин же согласился только на повышение ставки отсечения по 9-месячным бумагам с 17,25% до 17,30% годовых и удержал ставку по 2-месячных бумаг на уровне 17,44% годовых, 6 и 12 мес. — 17,25% годовых, 3-летних — 16,15% годовых.

На аукционе по размещению облигаций в долларах с погашением через 581 день спрос составил $ 240 140 000.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно госбюджету на 2018 год, граничный объём дефицита установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5% прогнозного ВВП). Между тем, в условиях низких поступлений в бюджет и временного прекращения сотрудничества с международными кредитными организациями, которые предоставляют кредиты по низким процентам, выполнение бюджета ставится под сомнение.

Следует также отметить, что цены размещенных в прошлом году еврооблигаций Украины с погашением в 2032 году упали ниже номинала на 10%, а доходность долларовых бумаг взлетела до 9% годовых, что свидетельствует о распродажах бумаг, в связи с недоверием со стороны иностранных инвесторов. В таких условиях у Минфина остается единственный инструмент привлечения средств – первичное размещение ОВГЗ. Гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17% годовых побуждает инвесторов идти на риск.

С помощью ОВГЗ НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

По итогам января-мая 2018 г. в госбюджет привлечено 66 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 47 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,55%; долларовым – 5,3%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.  По состоянию на 08.05.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 730 млрд грн. Держатели ОВГЗ: НБУ – 47%, банки – 47%, юр. лица – 4%, нерезиденты –2%).

С средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 3,5 млрд грн: 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 6 мая – уже 10,8 млрд грн. Поэтому новое размещение Минфином ОВГЗ связано с выходом нерезидентов из государственных ценных бумаг, вследствие чего в краткосрочном периоде ожидается девальвационное давление на гривну. В целом, финансирование высокого дефицита через короткие долговые инструменты несет высокую степень риска для национальной экономики (существенное увеличение инфляционных и девальвационных процессов).


Снижение норм потребления газа незаконно – Окружной Админсуд Киева

Окружной административный суд Киева признал незаконным и недействительным постановление Кабинета министров Украины № 203, которым были снижены нормы потребления газа для граждан, у которых не установлены счетчики. Это значит, что норма потребления газа может вырасти: с 4,4 до 6 м³ для тех, кто пользуется газовой плитой и горячим водоснабжением; с 7,1 до 9 м³ для тех, кто пользуется газовой плитой без горячего водоснабжения; с 14 до 18 м³ для тех, у кого есть газовая плита и газовый водонагреватель.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Норма потребления природного газа – объем потребления газа, установленный в соответствии с законодательством для проведения потребителями расчетов за потребленный газ при отсутствии счетчиков газа. Весной 2015 года «Публичный аудит», депутаты и политики требовали от Правительства Яценюка проверки установленной цены на газ и ее снижения. В самый разгар событий Яценюк, вместо снижения тарифов, снижает нормы потребления газа без счетчиков в 2 раза:
• с 6 до 3 м³ для газовой плиты (с централизованной горячей водой);
• с 9 до 4,5 м³ для газовой плиты (без ЦГВ);
• с 18 до 9 м³ для тех, у кого есть газовая плита и газовый водонагреватель.

Спустя год суд признает постановление Яценюка незаконным, людям начинают доначислять еще столько же, сколько они уже заплатили за год, а нормы возвращаются на прежний уровень. Весной 2016 года уже Гройсман снижает нормы без счетчиков, но не в 2, а в 1,3 раза. Теперь, после постановления Админсуда, всем потребителям без счетчиков скорее всего насчитают доплату в 30% за каждый месяц действия незаконного постановления.

Безусловно, правительство и НКРЕКУ постараются убедить людей, что перерасчета не будет, как это было уже в прошлый раз. НКРЕКУ даже может издать свой нормативный документ, рекомендующий не делать перерасчет и не взымать дополнительно деньги. Но все это не мешало в прошлый раз газовщикам выколачивать деньги с населения на основании решения суда. В целом, за 2 года таких недоплат может набежать на суму около 30 млрд грн. Кроме того, ситуация явно показывает степень безответственности и невнимательности нынешних представителей власти при принятии решений и постановлений.


Импорт товаров из РФ вырос на треть – Госстат

Государственная служба статистики сообщила, что импорт российских товаров в январе–апреле 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 31 %. Согласно отчету, по объёмам внешней торговли в первом квартале текущего года общая сумма импорта товаров из РФ достигла $ 2,5 млрд, что составляет 131% к январю–апрелю 2017 года.

При этом объем экспорта в РФ составил $ 1,1 млрд (93,6 % соответственно). Структура закупок в РФ в отчете Госкомстата не указывается. Отрицательное сальдо торговли с РФ составило $ 1,377 млрд, что вдвое ниже аналогичного показателя 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Действительно, по данным Держстата, за период января–апреля 2018 года товарооборот между Украиной и Россией составил $ 3,75 млрд, что на 16 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако данный показатель не является положительным моментом для экономики Украины в целом, поскольку увеличение произошло благодаря росту объёмов импорта российских товаров на отечественный рынок на 31,2 % с одновременным падением украинского экспорта в Россию на 7 %.

Отрицательное сальдо внешней торговли между Украиной и РФ по итогам первых четырех месяцев текущего года составило $ 1,38 млрд, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся $ 0,67 млрд. Данная ситуация четко характеризует сегодняшние тенденции в торговых отношениях между двумя странами. Причинами тенденции к падению объёмов экспорта украинской продукции на российский рынок, кроме специально созданных барьеров властями обеих государств, является действующая в России программа импортозамещения со сроком действия до 2020 года. Целью данной программы является переоснащение и модернизация промышленности для замены импортных товаров или услуг на отечественные. Раннее «Публичный аудит» указывал, что в программу уже инвестировано более 600 млрд руб., из которых 120 млрд – со стороны государства, а в отдельных отраслях экономики доля импортозамещения достигла уровня 85–90 %.

До 2014 года РФ была основным внешнеторговым партнером Украины. По итогам 2013-го внешнеторговый оборот между странами достиг $ 38,3 млрд (экспорт в РФ – $ 15,06 млрд, импорт из РФ – $ 23,23 млрд). Справедливости ради необходимо отметить, что и тогда отрицательное сальдо в пользу России составляло $ 8,2 млрд, но на тот период главную позицию импорта в Украину занимали поставки природного газа, которого по итогам 2013 года Киев закупил у Москвы на сумму $ 11,02 млрд (практически половина всего импорта).

Желание действующей украинской власти отказаться от исторических рынков сбыта украинской продукции – там, где она пользовалась спросом, с надеждой получить равноценную замену в виде рынков стран Евросоюза, стало основной причиной падения объёмов внешней торговли Украины на 34 % – со $ 140,3 млрд в 2013 году до $ 92,8 млрд. И, несмотря на то, что в этом году за первые четыре месяца объём отечественной внешней торговли ($ 32,3 млрд) вырос на 14,4 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года ($ 28,3 млрд), он все равно не достиг уровня января–апреля 2013 года ($ 46,6 млрд).


В Украине снизился уровень безработицы

Уровень безработицы в мае составил 1,2 %. Количество безработных уменьшилось на 10,8 тыс. человек. В Украине в мае 2018 года уровень безработицы по сравнению с предыдущим месяцем снизился и составил 1,2 %. Об этом в пятницу, 15 июня, сообщает Государственная служба статистики Украины.

Так, в Государственной службе занятости в марте было зарегистрировано 316 тысяч безработных (в апреле число безработных составляло 326,8 тысяч человек). Таким образом, количество безработных уменьшилось на 10,8 тысяч человек.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Публичный аудит» неоднократно заявлял, что количество официально зарегистрированных безработных не является объективным показателем роста или снижения безработицы в стране и для объективной оценки нужна комплексная статистика за более длительный период, а не 2 месяца. Начиная с 2014 года, количество экономически активного населения в Украине ежегодно сокращается:
2013 год – 20,82 млн человек;
2014 год – 19,92 млн человек;
2015 год – 18,09 млн человек;
2016 год – 17,95 млн человек;
2017 год – 17,85 млн человек.

Экономически активное население – это люди в возрасте от 15 до 70 лет, способные работать, проще говоря – рабочая сила. Суммарно за 4 года количество экономически активного населения сократилось на 2,97 млн человек. Количество занятого населения – на 3,16 млн человек:
2013 год – 19,31 млн человек;
2014 год – 18,07 млн человек;
2015 год – 16,44 млн человек;
2016 год – 16,28 млн человек;
2017 год – 16,15 млн человек.

Уровень безработицы вырос на 2,1 %:
2013 год – 7,8%;
2014 год – 9,7%;
2015 год – 9,5%;
2016 год – 9,7%;
2017 год – 9,9%.

Средняя численность штатных работников сократилась на 2,04 млн:
2013 – 9,72 млн чел.;
2014 – 8,95 млн чел.;
2015 – 8,06 млн чел.;
2016 – 7,86 млн чел.;
2017 – 7,68 млн чел.

Как видим, во временном разрезе последних 5 лет никаких улучшений с занятостью и безработицей не наблюдается – наоборот отслеживается четкая негативная динамика на протяжении всего 4-летнего правления действующей власти. Власти намеренно играют со статистикой, демонстрируя свои мнимые успехи за несколько месяцев или недель, но оценивать результаты их работы нужно комплексно за весь период правления. Тогда оценка будет действительно объективной и справедливой.


После выходных в Украине подорожает доллар

Согласно информации официального сайта Национального банка Украины, Нацбанк на 18 июня установил следующий официальный курс гривни к мировым валютам:
 100 USD США – 2631,5543 (15 июня – 2621,9678);
 100 EUR – 3051,5504 (15 июня – 3075,5682);
 10 RUR – 4,1981 (15 июня – 4,2119).

В пятницу, 15 июня, котировки гривны к доллару США на межбанковском валютном рынке Украины к закрытию торгов установились на уровне 26,33/26,36 грн/долл.
Котировки гривны по отношению к евро находятся на уровне 30,55/30,58 грн/евро, по отношению к российскому рублю – на уровне 0,4170/0,4176 грн/рубль.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Государственная монетарная политика стала сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений. Основными рисками для девальвации национальной валюты являются несбалансированный государственный бюджет, существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса ($ 7,7 млрд, а это 6,7% ВВП) и высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга (82% ВВП), что вызывает существенный спрос на валюту.

Среднегодовой курс доллара в бюджете на 2018 год заложенный на уровне 29,3 грн, что является ориентиром для наполнения доходной части бюджета.
Всего за первые пять месяцев 2018 года доход госбюджета составил 369,7 млрд грн (в т.ч. 32 из 44,6 млрд грн – прибыль НБУ). Между тем, доходы госбюджет с начала года не выполнены на 2,17 млрд грн. Кроме того, Минфин заявляет, что бюджет не получит запланированных 21 млрд грн от приватизации крупных государственных объектов, что вызовет рост бюджетного дефицита.

В условиях будущих избирательных кампаний радикальное сокращение расходов бюджета (пенсии, зарплаты, образование, медицина, оборона) и поднятие цен на газ для населения – маловероятны, вследствие чего целенаправленная девальвация национальной валюты является эффективным и краткосрочным механизмом наполнения бюджета (увеличение базы налогообложения импортных товаров).

Между тем, Украине в течение 2018-2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Однако МВФ и кредиторы ЕС, которые предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств. Кроме того, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на рынке (рост доходности 10-тилетних американских облигаций до 2,95%), международным кредиторам стало невыгодно кредитовать Украину. Прекращение выдачи новых кредитов от международных организаций Украине повышает суверенные дефолтные риски, а стоимость привлечения внешнего финансирования со стороны частных инвесторов вырастет с 7% до 8-12%, что существенно увеличит долговую нагрузку.

Следует также отметить, что с средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 3,5 млрд грн: 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а по состоянию на 15 мая – уже 10,8 млрд грн. Поэтому в краткосрочной перспективе ожидается девальвация национальной валюты в связи с выводом нерезидентами ранее заведенной валюты. Низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 6,3 млрд, что свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.

Дополнительные риски заключаются в том, что остатки на коррсчетах финучреждений превышают 57,1 млрд грн (в т.ч. из-за неэффективной политики НБУ по рефинансированию банков), что дает спекулянтам гривневый ресурс для попыток раскачать курс. Однако, с учетом сохранения учетной ставки на уровне 17%, данная ликвидность будет направлена в другие доходные инструменты.

Поэтому в среднесрочной перспективе курсовым ориентиром для национальной валюты будет 30 грн за доллар. Более того, в условиях наращивания долгов, отсутствия реального, а не декларативного роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей) и существенного дефицита торгового баланса девальвация национальной валюты может существенно ускорится после 2020 года.