Дайджест 11-17/12/2017

Экономика Украины растет уже шесть кварталов подряд – Порошенко

Валовой внутренний продукт Украины растёт уже шесть кварталов подряд. Об этом заявил президент Украины Петр Порошенко в своем микроблоге Twitter. По словам главы государства, принятый в Верховной Раде государственный бюджет на 2018 год – это бюджет роста. «И за счет экономических достижений страны мы будем повышать социальные стандарты жизни, которые почувствует каждый украинец», – пообещал Порошенко.

Напомним, в четверг, 7 декабря, поздно вечером Верховная Рада приняла государственный бюджет Украины на 2018 год, который был доработан в соответствии с бюджетными выводами и утверждён Кабинетом Министров 1 декабря. За принятие законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» в целом с рядом поправок проголосовали 273 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Как понимать?

Сравнительные данные изменения реального ВВП (в ценах 2010 года) за последние шесть кварталов свидетельствуют о росте (І кв. 2016 – +0,1 %; ІІ кв. 2016 – +1,5%; ІІІ кв. 2016 – +2,3%; IV кв. 2016 – +4,8%; I кв. 2017 – +2,5%; II кв. 2017 – + 2,3%). Данные про квартальное изменение реального ВВП сравниваются с соответствующим периодом предыдущего года. Следует отметить, что по итогам 2015 года было зафиксировано существенное падение ВВП – 9,9 % к предыдущему году (2014 году падение – 6,6 %). Поэтому заявленные данные о росте реального ВВП могут свидетельствовать об уменьшении темпов падения. В то же время, если сравнивать квартальные изменения реального ВВП (в ценах 2015 года) к предыдущему кварталу, то в IV кв. 2016 года было зафиксировано падение реального ВВП на 6,6 %, а в I кв. 2017 года – на 12,5 % (данное сравнение не учитывает сезонного фактора).

За последние 4 года президентства Порошенко кумулятивный реальный ВВП страны упал на 14 %, а номинальный ВВП в долларовом эквиваленте – в 2 раза. При этом кумулятивная инфляция оставила + 126 %, девальвация гривны – умножить на 3,3 р. Кроме того, принятый главный финансовый документ страны невозможно назвать бюджетом развития, так как основная часть увеличения расходов выделяется на дотации, субсидии, финансирование силового блока, а не на развитие экономики.

Так, доходы государственного бюджета утверждены на уровне 913 млрд грн (первое чтение – 877 млрд грн), что на 18,4 % больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами роста экономики.  В долларовом эквиваленте, с учётом заложенного курса КМУ, доходы госбюджета должны быть равнозначны $ 31 млрд (2017 – $ 28,3 млрд, 2013 – $ 32,8 млрд).

Рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3 %, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы – 7 %, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 10 %.  В целом в условиях отсутствия фундаментальных факторов, реальных стратегий, математических моделей развития экономики он станет бюджетом выживания. Выполнение доходной части ставится под сомнение – в результате возможны неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита.


Производство авто в Украине выросло на 67%

В Украине за 11 месяцев 2017 года было произведено 7 654 автотранспортных средства, что на 67% больше прошлогоднего результата. Об этом в понедельник, 11 декабря, сообщает пресс-служба ассоциации «Укравтопром». Так, производство легковых автомобилей составило 6 544 шт. (+72,2 % к аналогичному периоду прошлого года), коммерческих автомобилей – 423 шт. (-22,7 %), автобусов – 687 шт. (+187,4 %).

Как понимать?

Громкие заголовки в СМИ о достижениях в отдельных отраслях отечественной экономики, рассчитанные на обывателя, не всегда отображают истинную картину происходящего. Действительно, по данным «Укравтопрома», производство автотранспорта за 11 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло на 67%. Однако, если взять статистику объёмов производства в этой отрасли в динамике, начиная с 2013 года, то можно увидеть следующее:
1) за 11 месяцев 2013 года было выпущено 44 062 автотранспорта;
2) за 11 месяцев 2014 года – 28 274 автотранспортного средства (в 1,6 раз меньше, чем за аналогичный период 2013 года);
3) за 11 месяцев 2015 года – 6 434 автотранспортного средства (в 6,8 раз меньше, чем в 2013 году).
Таким образом, в 2015 году произошёл резкий спад производства автомобильной техники в Украине, который по истечению 2-х лет не смог восстановиться до уровня 2013 года. Сегодняшний показатель в 7654 шт. – это в 5,8 раз меньше, нежели было произведено в 2013 году.


Рекордная цифра: Гройсман рассказал, сколько миллиардов выделят на дороги

По словам премьер-министра, финансирование дорожного строительства в Украине в 2018 году составит рекордные 46,7 млрд грн.
Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман на встрече с региональными СМИ. «Финансирование дорог в следующем году составит 46,7 млрд грн – рекордная цифра», – сказал премьер.

По словам главы правительства, дорожное строительство в следующем году будет обеспечено как на региональном уровне по принципу софинансирования, так и на направлениях государственного значения.

Как понимать?

Финансирование дорожного строительства в Украине в текущем году составляет около 20 млрд грн. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, в следующем году в Украине может быть отремонтировано около 4–5 тыс. км дорог государственного значения.

Согласно расходной части государственного бюджета Украины на 2017 года на дорожное хозяйство было предусмотрено направить 17,4 млрд грн, что составляет 0,02 % от общих расходов бюджета странны, из них: 7,78 млрд – на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования государственного значения; 7,32 млрд – на выполнение долговых обязательств; 1,85 млрд – на улучшение состояния региональных дорог.

Бюджетом Украины на 2018 год на дорожное хозяйство предусмотрено более 39 млрд грн, или 0,03 %: 10,7 млрд грн – на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования государственного значения; 6,04 млрд грн – на выполнение долговых обязательств; 11,5 млрд – на улучшение состояния региональных дорог.  Также местным бюджетам должны предоставить субвенцию в сумме 11,5 млрд грн на строительство, реконструкцию, ремонт дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населённых пунктах.

Как ранее говорилось, это будут средства областных государственных администраций, которые с 1 января 2018 года смогут самостоятельно заниматься дорогами местного значения. Как будет распределяться эта субвенция по регионам, пока не известно. Также в 2018 году заработает Дорожный фонд Украины, который должен наполняться от общих дорожных целевых налоговых поступлений в размере 50 % от общих поступлений, а в 2019 году – в размере 75 %.

Стоит отметить, что за период 2014–2016 гг. объём вышеупомянутых налоговых поступлений составил около 90 млрд грн, из которых «Укравтодор» получил всего 50 млрд грн. На сегодня у правительства нет чётких объяснений, почему целевые дорожные налоги не направляются в 100% размере на дорожные работы. Однако, исходя из критического состояния дорожной отросли, уже со следующего года 100% налогов следует направлять в Государственный дорожный фонд.


Госбюджет-2017 перевыполнен по доходам

Доходы государственного бюджета по истечению 11 месяцев этого года составили 724,5 млрд грн, что на 2,1% выше показателей временного плана. Соответствующие данные обнародовала в понедельник, 11 декабря, Государственная казначейская служба Украины. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года доходы возросли на 181 млрд грн, или на 33,3%.

Госказначейство указывает, что в ноябре доходы составили 77,004 млрд грн по сравнению с 61,669 млрд грн за октябрь и 51,8 млрд грн в сентябре. Ведомство уточняет, что в ноябре этого года бюджет по доходам был недовыполнен на 17%, или на 15,8 млрд грн, а по отношению к ноябрю прошлого года – на 3,6% или 2,865 млрд грн.

Как указано в материалах, налоговые поступления за 11 месяцев 2017 года возросли к аналогичному периоду 2016 года на 18,4% – до 303,01 млрд грн, тогда как таможенные – на 29,7%, до 273,677 млрд грн. Временный план по налогам был недовыполнен на 6,7%, тогда как по таможне перевыполнен на 12%. В ноябре поступления по налогам составили 35,335 млрд грн, что на 28,3% ниже плана и на 5% – выше прошлогоднего показателя. На таможне был зафиксирован прирост на 35,4% к ноябрю прошлого года и на 10,8% к плану – 30,077 млрд грн.

Как понимать?

По состоянию на 01.12.2017 всеми подразделениями ДФС (данные Казначейства) с начала 2017 года собрано 685,4 млрд грн (налоговая – 411,8 млрд грн, таможня – 273,6 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 108,7 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС достигло 576,6 млрд грн, что на 23,5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (103% от плана).

Следует отметить, что на администрирование налогов значительно повлиял высокий уровень инфляции: с начала 2017 года он составил 12,2% (кумулятивная инфляция с сентября 2016 – 13,6 %), девальвация гривны – 4,8 %, а объём импортных товаров увеличился на 27,4 %, что свидетельствует о росте налогооблагаемой базы и является неблагоприятным макроэкономическим фактором. Кроме того, профицит бюджета был сформирован также за счёт поступлений прибыли от НБУ в сумме 35  млрд (5 млрд в октябре). Однако с учётом проведённого репрофайлинга госбюджет будет лишён такого дополнительного источника доходов в связи с реструктуризацией долгов.

Без учёта эмиссионной поддержки от НБУ, госбюджет выполнен на 99%. Если учесть перевыполнения доходной части бюджета, средства на едином казначейском счёте продолжают накапливаться (ЕКС на 01.12.17 – 54,04 млрд грн; 01.12.16 – 15,8 млрд грн), что свидетельствует о задержках финансирования государственных бюджетных программ, так как чиновники понимают, что к концу года может иметь место существенный дефицит денежных средств.

Следует отметить, что в периоды высокой инфляции доходы бюджета начинают существенно превышать расходы. Это объясняется тем, что доходы растут автоматически, вслед за номинальным ВВП, а расходы устанавливаются бюджетом в начале года.

Поскольку бюджет в Украине принимается ежегодно и паспорта бюджетных программ действуют также один год, госучреждения оказываются перед выбором: потратить избыток средств, накопившийся за год, в ноябре–декабре или передать с 1 января данный ресурс госбюджету. Очевидно, что распорядители бюджетных средств преимущественно выбирают первый вариант, после чего часть ликвидности, что «вылилась» в оборот, направляется на валютный рынок и традиционно ослабляет гривну в предновогодний период.

Поэтому в конце года ожидается усиление инфляционных и девальвационных процессов.


Инфляция оказалась выше прогнозов Нацбанка

Инфляция в 2017 году существенно превысит октябрьский прогноз Национального банка в размере 12,2%. Об этом сообщается на официальном сайте НБУ. Как отмечается, потребительская инфляция в ноябре ожидаемо замедлилась до 13,6% в годовом измерении с 14,6% в октябре. В месячном исчислении рост потребительских цен также замедлился до 0,9% с 1,2% в октябре.

«Фактическая инфляция превысила прогноз, опубликованный в инфляционном отчете за октябрь 2017 года, в связи с высокими темпами роста цен на продукты питания. Текущая динамика индекса потребительских цен и его составляющих превышает прогнозируемую в “инфляционном отчете” за октябрь 2017 года и свидетельствует, что к концу 2017 инфляция более существенно отклонится от целевого уровня, чем предполагалось ранее», – сообщает НБУ.

Как понимать?

Специалисты «Публичного аудита» ещё с первой половины 2017 года прогнозировали годовую инфляцию на уровне 14–16%, но вследствие повышения соцстандартов, падения промышленного производства, высокой учётной ставки и финансирования бюджетного дефицита за счёт ОВГЗ.

Следует отметить, что ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета.
Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственный инструмент НБУ для борьбы с инфляцией – учётная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны. Так, за январь–ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5 % (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 13,6 %). Кроме того, рост индекса цен производителей промышленности за соответствующий период составил 27,5 %, что является одним из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. Индекс цен производителей за январь–сентябрь 2017 – 14,6%, и эти цифры более объективно отображает инфляционные процессы в стране.

Благодаря повышению учётной ставки (13,5 %) удалось повысить доходность по депозитам и ОВГЗ и НБУ незначительно уменьшил ликвидность на рынке, что способствовало небольшому уменьшению инфляции в октябре. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заёмных ресурсов.

Отметим, что относительный показатель динамики объёма промышленного производства (индекс промышленного производства) за январь–октябрь 2017 года уменьшился на 10,3 %, что свидетельствует о количественном уменьшении производства основных отраслей и сокращении бюджетоформирующих секторов экономики. При этом наблюдается рост денежной массы в стране.

В связи с инфляционной политикой государства, только по итогам II квартала 2017 года Госстатом зафиксировано, что расходов у населения было больше, чем доходов, вследствие чего сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн (более $ 1 млрд). При этом в І квартале 2017 сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн ($ 1,3 млрд). Данная статистика свидетельствует, что реальный уровень инфляции, а не декларативный, уже сегодня выше 17 %. Напомним, уровень инфляции за последний месяц 2016 года составил 1 %. Возможный ориентир годовой инфляции при базовых параметрах 2016-го, с учётом незначительной девальвации, составляет 14,2 %.

Однако одним из основных рисков, который может стимулировать дополнительный рост инфляции, – несоответствие прогнозированного уровня доходной части (рост доходов в 2017 году на 25,1 % больше предыдущего года), который вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок (прогнозируемый рост реального ВВП – 1,5 %, инфляция – 14–16 %), что будет ощутимо в последний месяц года. Как результат, существует большая вероятность запуска правительством «печатного станка» для дальнейшего финансирования дефицита и монетизации ОВГЗ.

Поэтому уровень годовой инфляции ожидается намного выше прогнозных значений НБУ; он недопустим для уменьшения учётной ставки, а это не позволяет запустить корпоративное кредитование экономики.


В Украине сократилась добыча угля

За десять месяцев этого года добыча угля в Украине сократилась на 13%, или на 4,32 млн тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответствующие данные обнародовало Минэнергоугля.

Так, в январе–октябре 2017 украинские угледобывающие предприятия добыли 28,8 млн тонн угля, что на 4,32 млн тонн меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Сократилась добыча как коксующегося, так и энергетического угля – на 1,18 млн тонн (17,5%) и 3,14 млн тонн (11,9%) соответственно.

Ранее вице-премьер-министр Владимир Кистион заявлял, что Украина в текущем году сократила антрацита до 5 млн тонн, что почти наполовину меньше прошлогоднего показателя.

Как понимать?

В год Украина потребляет около 30 млн тонн угля: около 9 млн тонн составляет антрацит, всё остальное – газовые марки угля. Несмотря на то, что Украина богата запасами угля всех марок, а правительство говорит о «реинтеграции» Донбасса, уголь мы покупаем в ЮАР, США, РФ и других странах.
Перестав покупать уголь на Донбассе, Украина тратит валюту на уголь из США и ЮАР, за который могла бы платить гривнами, по более низкой цене, экономя на доставке.

На сегодня сложно оценить закупки антрацита в целом по стране. Например, ДТЭК закупает уголь в США и ЮАР для своих станций, американский уголь также пойдёт на нужды «Центрэнерго», а частные ТЭЦ закупают уголь в России. Поэтому привязываться только к цифрам поставки из одного источника очень сложно.

Кроме того, в первом полугодии 2017 года основным поставщиком угля в Украину была РФ. Структура импорта выглядела следующим образом: из РФ – на $ 433,9 млн (56,3%), из США –$159,5 млн (20,7%), из Австралии – $54,7 млн (7%), из других стран – $ 122,8 млн (15,9%). Антрацитовый уголь из России стоит $ 70–80/т. Из США – $ 113/т, разница на тонне – минимум $30.

Кроме того, второй месяц подряд в Украине на ТЭС наблюдается уменьшение потребления угля антрацитовой группы на 300 тыс. тонн. Вице-премьер Владимир Кистеон считает, что такие темпы позволяют выйти на годовые объёмы использования антрацита Украины в 5 млн тонн, что почти наполовину меньше прошлогодних. Прогнозный баланс на 2017 год предполагает, что потребление угля антрацитовой группы должно снизиться на 44,8 % (на 5 млн 748,2 тыс. тонн), до 7 млн 75,9 тыс. тонн, тогда как газовой группы – возрасти на 3,6 % (на 668,1 тыс. тонн), до 19 млн 182,7 тыс. тонн.

На сегодня генерирующие предприятия не имеют финансовых ресурсов для создания необходимых запасов угля, что ставит под угрозу стабильное прохождение отопительного сезона. Также в условиях, когда уже накопились огромные долги населения и бюджета за ЖК-услуги, генерирующие предприятия не имеют финансовых ресурсов для создания необходимых запасов угля, что ставит под угрозу стабильное прохождение отопительного сезона. Это грозит временными отключениями электроэнергии для населения.


Минфин занял у украинцев 4 млрд гривен

Министерство финансов 12 декабря реализовало облигации внутреннего государственного займа на сумму 3,858 млрд грн и 3,5 млн евро. Облигации были размещены на плановом еженедельном аукционе, сообщает пресс-служба Минфина. Отмечается, что средства в гривнах были привлечены в результате продажи облигаций сроками обращения 77, 161 и 1764 дня с доходностью 16,3 %, 15,9 % и 15,74 % годовых, соответственно. А средства в евро поступили от размещения облигаций на 539 дней с доходностью 3,95 % годовых.

Сообщается, что гривневый эквивалент привлечённых средств по курсу Национального банка составил 3,970 млрд грн. Ранее почти полтора миллиарда долларов были зачислены на счёт Госказаначейства после размещения еврооблигаций.

Как понимать?

Минфином в ходе аукционов по размещению облигаций внутреннего госзайма в январе–ноябре 2017 года привлечено в госбюджет 27,697 млрд грн и $ 1,382 млрд, что составляет 85 % бюджетного дефицита на 2017 год.

По состоянию на 12 декабря, объём ОВГЗ в обращении по сумме основного долга составил 717,821 млрд грн, при этом в собственности НБУ находятся облигации на сумму 360,573 млрд грн, или 50% их общего объёма.

В стране до сих пор не работает кредитование как основной источник заработка банков в связи с деструктивной денежной политикой НБУ. На рынке существуют карманные банки крупного бизнеса, которые привлечённые депозиты физлиц отдают под дешёвые кредиты связанным компаниям.  Остальные банки используют для заработка государственный инструмент – ОВГЗ. С учётом того, что средняя доходность ОВГЗ по состоянию январь–ноябрь 2017 г. в гривне составила 15,2%, в долларе – 5,4%, банкам выгодно зарабатывать за счёт государственных ценных бумаг, а кредитование становится слишком рискованным инструментом.

Следует отметить, что уровень токсичности необслуженных кредитов остаётся очень большим. Так, по данным НБУ, по состоянию на 01.10.2017 кредитный портфель составляет 956 млрд грн (экв. долл – $ 36,7 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом, по тем же данным НБУ, в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов составляет 588,215 млрд грн, или 56 %.

Доля неработающих кредитов в госбанках (цифры НБУ) составляет 71,4 % (значительная часть – Приватбанк, в банках с иностранным капиталом – 46%, с частным капиталом – 25,1%), при этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 октября составляет 50,6 %, в иностранной валюте – 63 %.
Уровень депозитных ставок уже приблизился ко дну. Так, учётная ставка НБУ (ориентир стоимости денег) составляет в гривне 13,5 %. Этот показатель также занижен, ведь в сентябре годовая инфляция достигла 16,4 %. Кроме того, будущее погашение облигаций будет происходить за счёт эмиссии денежных средств – как результат, следует готовиться к отложенным инфляционным и девальвационным рискам.


Нацбанк повысил учетную ставку

Национальный банк Украины повысил учетную ставку с 13,5% до 14,5% годовых. Об этом сообщается на официальном сайте регулятора. Как отмечается, такое решение правление НБУ приняло в четверг и оно вступит в силу 15 декабря 2017 года.

Напомним, 26 октября Национальный банк Украины повысил учетную ставку Украины до 13,5%. До этого, в НБУ заявляли, что в ближайшее время не планируют повышать учетную ставку.

Как понимать?

Учетная ставка – эквивалент стоимости денег в экономике. По этой ставке НБУ предоставляет средства коммерческим банкам, а те, в свою очередь, кредитуют физлиц и юрлиц. Таким образом, учетная ставка влияет на стоимость кредитных ресурсов. Повышение учетной ставки свидетельствует о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране.

НБУ фактически признает, что повышение цен раскрутила сама власть (в том числе непродуманным повышением минимальной зарплаты и блокадой Донбасса), вследствие чего НБУ пытается принять меры, чтобы остудить инфляцию.  Учетная ставка – один из монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Снижение учетной ставки – это основной инструмент оживления кредитного банковского рынка.

С 2015 года НБУ своими решениями по увеличению учетной ставки (до 30%), обеспечил финансирование дефицита гос. бюджета, при этом уничтожив банковский кредитный рынок и создав отложенные инфляционные риски. Следует отметить, что политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией является учетная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны.

Так, за январь-ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 13,6%). Кроме того, рост индекса цен производителей промышленности, как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров, за соответствующий период составил 27,5%. Индекс цен производителей январь-сентябрь 2017 – 14,6%, что еще более показательно отображает инфляционные процессы в стране.

Благодаря повышению учетной ставки, которая повысит доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ пытается мобилизировать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоит инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов. По данным НБУ, объём средств, привлеченных за счет размещения ОВГЗ в госбюджет за январь-октябрь 2017, составил 27,6 млрд грн и $ 1,382 млрд, что составляет 85% бюджетного дефицита на 2017 год.

Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, создания рабочих мест и отчисление налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.


Гройсман: Экономика вырастет более чем на 3%

ВВП Украины в следующем году вырастет более чем на 3%. Об этом в среду, 13 декабря, написал премьер-министр Владимир Гройсман в Facebook
Премьер напомнил, что Moody’s прогнозирует рост ВВП Украины в следующем году на 3,5%.

«В государственном бюджете на 2018 год мы заложили рост на уровне 3%, однако я не раз говорил, что это – необходимый минимум. Нам вполне по силам достичь более высокого показателя в следующем году», – подытожил он.

Как понимать?

Рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, что заложено при расчетах госбюджета на 2018 год. Ранее, в конце 2016 года, КМУ прогнозировал рост реального ВВП также на уровне 3%, инфляцию 8%, а безработицу 8,7%. Однако по факту ни один макроэкономический показатель не соответствует прогнозу (реальный ВВП – 1,4-1,8%; инфляция – 14-16%; безработица – 10%).

Кроме того, промышленное падение производства (январь-сентябрь 2017 года – падение 10,2%), блокада Донбасса, неблагоприятный инвестиционный климат, снижение мировых цен на сырьевые товары, уменьшение внутреннего рынка и сокращение кредитования экономики создают дополнительные риски продолжения падения реального ВВП в 2018 году. Также отсутствуют фундаментальные признаки возможного сокращения в 2018 году инфляции до 7%. Ранее Минфин прогнозировал по итогам 2017 года инфляцию на уровне 8,1%. Однако уже сегодня видно, что уровень годовой инфляции будет гораздо больше. Так, за январь-ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция 2016 г. – 13,6%).

Рост учетной ставки НБУ (14,5%) только усугубит ситуацию на кредитном рынке: ставки по банковским кредитам пропорционально вырастут, что негативно повлияет на деловую активность бизнеса. Поэтому, в условиях отсутствия фундаментальных макроэкономических факторов роста экономики, заявления Гройсмана являются популистскими, направленными на оправдание завышенной доходной часть госбюджета на 2018 год.

Украина с начала года импортировала угля на $ 2,4 млрд

Украина в январе-ноябре 2017 года импортировала 17,37 млн тонн угля каменного и антрацита на сумму $ 2,43 млрд, в том числе в ноябре – на $ 279 млн.
По данным Государственной фискальной службы, из РФ поступил уголь на $ 1,37 млрд (доля в импорте 56,36%), из США – на $ 603,7 млн (24,84%), из Канады – на $ 149,8 млн (6,16%), из других стран – на $ 307,3 млн (12,64%)

Таким образом, в денежном выражении импорт угля за указанный период возрос на 88,1% по сравнению с январем-ноябрем-2016 ($ 1,29 млрд).
В натуральном выражении импорт увеличился на 22% по сравнению с январем-ноябрем 2016 г. (14,24 млн тонн).

Как понимать?

Потребность в крупных объемах импортного угля стала очевидна в феврале 2017 года. Блокада оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей закончилась официальным запретом торговли с Донбассом. Это привело к острому дефициту угля-антрацита, который добывается по ту сторону линии разграничения.

Перестав покупать уголь на Донбассе, Украина тратит валюту на уголь из США, ЮАР и РФ, за который могла бы платить гривнами, по более низкой цене и экономить на доставке. Участники и сторонники блокады утверждали, что убытки от блокады – это миф, и Украина без финансовых и других последствий откажется от донбасского угля.

Но вот уже по итогам 11 месяцев 2017 года можно констатировать: ущерб, нанесенный Украине от прекращения поставок угля из Донбасса – $ 1,1 млрд, и это только разница между прошлогодними затратами на импорт угля и текущими. Также к ущербу, но нанесенному уже населению Украины, можно отнести рост цен на электроэнергию, вызванный закупкой более дорого угля, ориентировочно в 10 млрд грн.

Итого, общий счет, который можно выставить для погашения организаторам блокады и представителям власти, ее официально поддержавшим, составляет около 40 млрд грн. И это только за текущий год, дальше эта сумма будет нарастать.


Украинцы получат январские пенсии в декабре

Пенсии выплатят заранее из-за новогодних праздников. В Украине выплата пенсий за январь 2018 года будет осуществлена в декабре текущего года. Об этом говорится в постановлении Кабинета министров Украины от 13 декабря.

Как отмечается, это связано с наступающими праздничными и выходными днями. «Установить, что с целью обеспечения своевременной выплаты пенсий с учетом праздничных и выходных дней в январе 2018 года финансирование и выплата пенсий производится в декабре 2017 года… лицам, которым выплачивается пенсия по их текущим счетам в банках и через национального оператора почтовой связи по датам выплат, определенным Пенсионным фондом Украины по согласованию с Министерством социальной политики», — говорится в документе.

Как понимать?

Довольно необычная и спорная (по целесообразности) инициатива правительства. С одной стороны, получение в декабре 2-месячной пенсии может позволить пенсионерам больше потратить на новогодние праздники, и для кого-то это хорошо. Но с другой – для пенсионеров, которые живут исключительно на пенсию, все дополнительные траты в декабре-январе обернуться пропорциональной экономией и нехваткой средств в январе-феврале.

Пенсия выплачивается до 25 числа. Получив до 25 декабря 2017 года пенсию за 2 месяца, как постановило правительство, следующая выплата будет проведена в феврале 2018 года (до 25 февраля). И если к середине января 2018 года (окончанию праздников) потратить большую часть пенсии (или всю), то следующей выплаты придется ждать практически до конца февраля 2018 года.

Кроме того, данное решение практически не освещается правительством, разъяснительная работа, в том числе и по необходимости экономить (растягивать пенсию на 2 месяца, а не тратить сразу), не проводится, в результате чего якобы благие намерения правительства могут обернуться для многих пенсионеров плачевными последствиями.

Представьте ситуацию, что, получив в декабре 2017 года двойную пенсию, пожилой человек по своей наивности и неосведомленности принял это за обещанный перерасчет и прибавку, которую обещало правительство, и которую далеко не все получили. На радостях такой пенсионер побежит за покупками, рассчитывая получить аналогичную «повышенную» пенсию и в следующем месяце, и во все последующие. Кто-то решиться на необдуманные покупки и подарки, кто-то оформит дорогие товары в рассрочку, рассчитывая выплатить их из «повышенной» пенсии. Все это в результате приведет к огромным разочарованиям, драмам и плачевным последствиям для неосведомленных пенсионеров.

Учитывая, что только месяц назад пенсии были пересчитаны, в головах многих пенсионеров царит неразбериха, миллионы из них пишут письма, жалобы, добиваются перерасчета, пытаются разобраться в новых коэффициентах и правилах расчета пенсии, считают себя незаконно обделенными и т.д.
В таких условиях миллионы пенсионеров могут принять пенсию за 2 месяца как перерасчет или повышение со всеми вытекающими последствиями.


Негативное сальдо внешней торговли выросло вдвое

Негативное сальдо внешней торговли Украины товарами в январе-октябре 2017 года увеличилось почти в 2,2 раза по сравнению с прошлогодними показателями и составило $ 4,573 млрд (в январе-октябре 2017 года – $ 2,098 млрд). Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики.

Как отмечается, в октябре негативное сальдо внешней торговли товарами составило $ 700,8 млн, тогда как в сентябре – $ 593,1 млн, августе – $ 570,5 млн, июле – $ 826,7 млн. В январе-октябре 2017 года экспорт товаров по сравнению с январем-октябрем 2016 года увеличился на 20,9% (на $ 6,072 млрд), составив $ 35,183 млрд, импорт – на 27,4% (на $ 8,547 млрд), до $39,756 млрд.

Госстат уточнил, что внешнеторговые операции проводились с партнерами из 220 стран мира.

Как понимать?

Согласно прогнозу НБУ, по итогам 2017 года дефицит внешней торговли ожидался на уровне $ 4,5 млрд. Однако по итогам 10-ти месяцев дефицит уже составил $ 4,6 млрд. Дальнейшее увеличение дефицита ведет к усилению девальвационных рисков. Основная причина высокого негативного сальдо внешней торговли – большие закупки продукции машиностроения и энергоносителей (природного газа и угля). В частности, согласно с данными ПАО «Укртрансгаз», физические объемы импорта природного газа в январе-октябре 2017 года увеличились на 49,6% (на 3 млрд 905,9 млн м³) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 11 млрд 778,4 млн м³.

Энергетический импорт в целом вырос на 28,8% г/г, а стоимостные объемы импорта угля вдвое превышали прошлогодние. Высокий спрос со стороны аграриев и повышение мировых цен на нефть обусловили рост стоимостных объемов импорта нефтепродуктов в 32,5% г/г. Экспорт товаров в октябре составил $ 3,5 млрд. Всего за январь-октябрь 2017 экспорт товаров вырос на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Больше всего в номинальном выражении увеличился экспорт в страны ЕС (на $ 2,8 млрд, или 32,3%) и Азии (на $ 1,1 млрд, или 12.2%). Доля стран ЕС в общем экспорте выросла до прошлого года.

Импорт товаров в октябре составил $ 4,5 млрд. В годовом измерении рост его объемов ускорился до 22 за счет продукции машиностроения и химической промышленности. Больше всего в номинальном выражении увеличился импорт из стран ЕС (на $ 2,9 млрд, или 24,8%) и России (на $ 1,5 млрд, или 37%). Доля стран ЕС выросла с 36,9% в соответствующем периоде прошлого года до 37,8%, доля России – с 12,5% до 14%. Всего с начала года дефицит текущего счета (внешняя торговля + внешние кредитные поступления) расширился до $ 3,3 млрд (с $ 2,9 млрд в январе-октябре прошлого года), в основном за счет размещенных суверенных ОВГЗ.

Чистый приток по финансовому счету составил $ 563 млн (в октябре прошлого года – $ 257 млн) и был обеспечен операциями частного сектора.
Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2017 году увеличится до 4,1% ВВП и в среднем на 4% в 2018-2019 годах.

В целом дефицит платежного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, активном вмешательстве импортной продукции, несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов. С учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,1 млрд, в условиях дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 6,4 млрд (прогноз КМУ) и будущих выплатах по кредитам (государственным и корпоративным) на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.