Дайджест 12-18/02/2018

«Укрпочта» продала облигации на 150 млн грн

«Выпуск облигаций ПАО «Укрпочта» – это, прежде всего, возможность получить дополнительные инвестиции для развития главной почты страны. Средства от продажи облигаций будут направлены на развитие компании и обновление ее инфраструктуры. В первую очередь – это закупка нового транспорта, приобретение новых компьютеров, обновление оборудования и повышение энергоэффективности на предприятии», – отметил Александр Чернявский.

Облигации «Укрпочты» выпущенные в сериях «А», «В» и «С» общей стоимостью 600 млн грн в количестве 6 тыс. штук и номинальной стоимостью одной облигации в 100 тыс. грн. В частности, серии «А» – 150 млн грн, серии «В» – 200 млн грн, серии «С» – 250 млн грн. Облигации серии «А» находятся в обращении по 16 ноября 2020 года включительно, серии «В» – по 16 мая 2022 года включительно, серии «С» – по 13 ноября 2023 года включительно. Соорганизатором продажи облигаций серии «А» является группа ICU, которая также приняла участие в размещении ценных бумаг как инвестор. Соорганизатором продажи облигаций серии «А» является группа ICU (приближенная к Порошенко), которая также приняла участие в размещении ценных бумаг как инвестор.

Как понимать?

Следует отметить, что «Укрпочта» –убыточная компания с ненастроенными бизнес-процессами, что отталкивает инвесторов, так как их риски увеличиваются. Кроме того, для того, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, «Укрпочта» должна была предоставить четкий план трансформации государственного оператора почтовой связи (стратегия развития предприятия отсутствует) в конкурентного участника рынка («Новая почта», DHL). Однако, кроме ребрендинга, существенных структурных изменений в компании не наблюдается. Так, в январе–сентябре 2017 года она получила 415,5 млн грн чистого убытка против 188 млн грн за 2016 год.

В условиях, когда государственные ОВГЗ размещаются на внутреннем рынке под 17 %, условия, предложенные «Укрпочтой» (19 % годовых), с учетом возможных рисков являются не привлекательными для инвесторов. Кроме того, средневзвешенная ставка по кредитам, по данным НБУ, для юрлиц составляет 16,1%, что свидетельствует о лишней долговой нагрузке в случае размещения облигаций.

Одним из катализаторов, который повлиял на решение о необходимости дополнительных средств, может быть недавнее заявления менеджмента предприятия о повышении з/п согласно увеличению минимальной з/п, установленной государством. Так, затраты на оплату труда в 2016 году составляли 2,48 млрд грн, или 52 % от операционных затрат (выручка за 2016 – 4,4 млрд грн). По итогам 3 кв. 2017 г., данный показатель вырос до 55 %. Однако для эффективного развития компании увеличение з/п должно сопровождаться оптимизацией ее численной структуры с последующей автоматизацией операционных процессов.

На сегодня существует риск наращивания задолженности перед держателями облигаций в случае их непогашения. При этом средства от размещения будут выведены менеджментом через фиктивные контракты обратно, вследствие чего государство в будущем может потерять активы акционерного общества.


Рынки акций Европы вернулись в «красную зону»

Европейские рынки акций возобновили падение во вторник вслед за фьючерсами на американские фондовые индексы. Ралли в горнодобывающем и туристическом секторах Европы оказалось недостаточно, чтобы удержать рост по всему рынку. Сводный индекс крупнейших предприятий региона Stoxx Europe 600 опустился в ходе торгов на 0,1% – до 372,5 пункта. Британский FTSE 100 снизился менее чем на 0,1%. Германский DAX потерял 0,14%, французский CAC 40 – 0,22%.

Вместе с тем итальянский FTSE MIB упал на 0,7% из-за предвыборных опасений. Европейские фондовые индексы снизились в связи с осторожностью после волны распродаж на мировых рынках на прошлой неделе. Кроме того, существуют предпосылки к формированию дальнейшего негативного тренда на фоне безрадостных корпоративных результатов и прогнозов по дальнейшему снижению доходности гособлигаций.

Как понимать?

В условиях нынешней монетарной политики ЕЦБ (учетная ставка 0%) в реальной экономике отсутствует рост. Так, базовый темп инфляции в ЕС по итогам 2017 года – 1%, что сигнализирует о сжатии экономики (перепроизводство) в условиях существенных денежных интервенций со стороны центробанков.

Следует отметить, что 5-летние облигации Германии котируются с «отрицательной доходностью» – -0,26% (5-летние облигации Франции – -0,13%). Отрицательная доходность является показателем предпочтений более высокой ликвидности, которая соответствует переживающей проблемы экономике, не способной создать импульс (и, следовательно, имеющей заметную инфляцию).

Кроме того, кризис платежного баланса экономически слабых членов ЕС связанный с раздуванием дефицита по текущим счетам и расходной части бюджета. Он будет и дальше усиливаться в связи с сокращением финансирования основных экономик еврозоны.

Если кризисный сценарий на международных финансовых рынках реализуется до конца, инвесторы будут выходить из рисковых активов и перекладываться в казначейские облигации США (ставка купона по 10-летним гособлигациям сегодня на уровне 2,84%) с учетом дальнейшего ужесточения политики ФРС.


Реальная зарплата выросла на 19 % – Гройсман

По итогам прошлого года реальный рост заработных плат в Украине составил 19 %. Об этом в среду, 14 февраля, сообщил премьер Владимир Гройсман в ходе заседания правительства. «Нам удалось в прошлом году достигнуть реального роста зарплат на 19%, номинальный рост был больше, но мы понимаем, что инфляция повлияла, и поэтому реальный рост заработной платы только на 19%», – сказал он.

Гройсман рассказал, что задача правительства сделать так, чтобы доходы украинцев росли быстрее инфляции.

Как понимать?

По данным Госстата, средняя зарплата за январь–декабрь 2016 года составляла 5183 грн, за соответствующий период 2017-го – 7104 грн (увеличение на 37 %). Так, в январе–декабре 2014 средняя зарплата соответствовала 3480 грн, что на 50 % меньше, чем показатели 2017 года. Однако кумулятивная инфляция с января 2014 по декабрь 2017 года достигла 123 %, девальвация национальной валюты за соответствующий период – 350 % (это свидетельствует о значительном падении реальной зарплаты за последние 3 года). Поэтому представители правительства прибегают к манипуляциям, выбирая удобные временные отрезки для сравнения, искажая при этом ситуацию в целом.

С учетом падения деловой активности предприятий и отсутствия достаточного объёма оборотных средств (высокие кредитные ставки) законодательное повышение з/п в нынешних условиях привело к фактическому росту безработицы (2013 – 7,7 %, 2017 – 10,1%) и росту задолженности по выплатам (2013 – 953 млн грн, 2017 – 2,4 млрд грн), а номинальный рост зарплат подвергся инфляционному и девальвационному давлению.

Также следует отметить, что средняя зарплата в декабре 2017 года была равна всего лишь $ 267 (по состоянию на 12.2013 ср. з/п – $ 453). Искусственное повышение статистики при помощи установления более высокого уровня минимальной заработной платы не имеет ничего общего с реальным ростом доходов граждан. Подобные действия наоборот увеличивают налоговое давление на бизнес – в итоге это приводит к закрытию предпринимателей и тенизации их деятельность. Очередное повышение минимальной заработной платы с 3200 грн до 3723 грн спровоцировало очередное сокращение трудовых коллективов и количество ФЛП. В течение декабря прошлого года количество безработных увеличилось на 45 тыс. человек, тогда как до этого момента наблюдалась тенденция сокращения их числа.

Попытки правительства увеличить зарплаты путем законодательного решения об увеличении минимальной з/п усугубляет ситуацию на рынке труда и провоцирует сокращение численности штатных работников. Если в 2014 году штатных работников всего насчитывалось 8,9 млн человек, то уже в 2017 – 7,6 млн человек (без учета АР Крыма и оккупированных территорий Донбасса). Сокращение штатных работников подразумевает уменьшение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и влечет дополнительную нагрузку на госбюджет в виде денежных выплат по безработице (порядка 9,5 млрд грн).


За год вывели 70 млрд таможенных средств из тени – Гройсман

В Украине в результате борьбы с коррупцией в таможне удалось вывести из тени за прошлый год около 70 млрд гривен. Об этом в среду, 14 февраля, заявил премьер Владимир Гройсман в ходе заседания Кабмина. По его словам, детенизация таможни уже привлекла в экономику 70 млрд гривен за прошлый год. Премьер надеется, что и в этом году удастся вывести из тени такую же сумму.

«Мы можем нарастить ресурсы, получаемые от работы таможни в Украине. В прошлом году мы добавили 70 млрд грн. Это 70 млрд грн, которые выведены из тени. Эти средства ранее ходили по карманам тех, кто был причастен к схемам. Мы можем сказать, что это не конец, я думаю, что мы можем еще столько же привлечь денег», – рассказал Гройсман.

Как понимать?

По данным Казначейства, по итогам 2017 г. всеми подразделениями ГФС собрано 753 млрд грн (налоговая – 449,1 млрд грн, таможня – 303,9 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 120 млрд грн. Таможенными органами с начала года собрано 303,9 млрд грн таможенный сборов, или +29,1% аналогичного периода предыдущего года. При этом исполнение планового показателя на уровне 111,7%.

Основным катализатором увеличения таможенных сборов является не борьба с коррупцией и вывод из тени, а увеличения объёмов импорта, с которого администрируют НДС, и девальвация национальной валюты. Так, по данным ГФС по итогам 2017 года объём импорта увеличился до 49,6 млрд долл (+27,5% к предыдущему году). В то же время национальная валюта девальвировала на 4,7%.

Подписание ассоциации с ЕС открыло внутренний рынок для товаров ЕС, при этом украинский экспорт не увеличивается за счет ввода квот и стандартов ЕС. Одним из основных факторов роста ВВП является чистый экспорт, который по итогам 2017 года является отрицательным (-6,2 млрд долл.), что будет усиливать девальвационные риски в будущих периодах.

С учетом монетарной и внешнеэкономической ситуации увеличилась база для начисления таможенных начислений. Однако рост базы (27,5%+4,7%) для начислений выше, чем рост фактических таможенных сборов (+29,1%), что свидетельствует о неэффективной работе таможенных органов.


Украинский экспорт в ЕС превысил довоенный уровень

Экспорт украинских товаров в ЕС в 2017 году вырос на 29,9% и составил $ 17,5 млрд. Это 40,5% от всего объема продаж украинских товаров за границу. Отмечается, что наибольшими темпами выросли объемы украинского экспорта в Бельгию (на 81,4%), Нидерланды (на 68,5%) и Латвию (на 54,7%). Среди стран ЕС наибольший объем украинских товаров экспортируется в Польшу – на сумму $ 2,7 млрд. В то же время отмечается, что темпы роста экспорта в Польшу ниже средних – только 23,8%.

По данным Госстата, на 28% вырос украинский экспорт в Италию ($ 2,5 млрд), на 23,2% – в Германию ($ 1,7 млрд) и на 26% – в Венгрию ($ 1,3 млрд).
Одновременно импорт товаров из Европейского Союза вырос на 21,3% – до $ 20,7 млрд. В целом украинский экспорт в 2017 году вырос на 19%, достигнув $ 43,2 млрд. Импорт вырос на 26,4%, до $ 49,6 млрд. Наибольший объем украинских товаров традиционно экспортируется в Россию – ее составляющая в структуре украинского экспорта – 9,1%. Туда продано товаров на сумму $ 3,9 млрд, рост в 2017 году составил 9,6%.

Как понимать?

По данным Госстата, благодаря высоким темпам роста в прошлом году объем экспорта в ЕС впервые превысил уровень 2013 ($ 16,7 млрд) и 2014 ($ 17 млрд) годов. Следует отметить, что общий объем украинского экспорта пока достиг всего лишь 68% от уровня 2013 года.

Рост торгового оборота со странами ЕС связан с реализацией агропродукции и металлургической продукции при удачной ценовой конъюнктуре. В частности, экспорт продовольственных товаров в страны Европы позволил Украине войти в топ-3 поставщиков агропродукции в ЕС. Наибольший объем товаров экспортируется в Италию (металлургическая продукция, подсолнечное масло, пшеница) и Польшу (в основном руды и подсолнечное масло). Если говорить об импорте из стран Европы, то тут, прежде всего, можно отметить рост доли энергоносителей.

По данным Госстата, товарный экспорт в РФ по итогам 2017 года составил $ 3,9 млрд (+9,6% к аналогичному периоду предыдущего года), а импорт – $ 7,2 млрд (39,9%), при этом дефицит торгового баланса в связи с существенным сокращением экспорта составил $ 3,2 млрд. Следует отметить, что РФ является основным торговым партнером Украины. В сравнении с суверенными странами, доля во внешней торговле товарами составила 9,5% (Китай – 4,7%, Италия – 5,7%, Польша – 6,3%). В 2013 году общая доля товарооборота с РФ составляла 27,2%.

В ЕС Украина в основном экспортирует неготовую пищевую продукцию, которая несет в себе низкую добавленную стоимость и минимальный вклад в рост ВВП. При этом импортируем мы готовую потребительскую продукцию из ЕС, которая вымывает денежные средства украинских потребителей.
Негативным фактором, является наличие торгового дефицита по итогам года в размере $ 6,3 млрд.

Дефицит торгового баланса приведет к отложенной девальвации. На микроуровне девальвация национальной валюты выгодна экспортным предприятиям (которые аккумулируют валютную выручку заграницей), обеспечивая более удачную ценовую конкурентоспособность. Однако на макроуровне в условиях количественного падения экономики и отсутствия кредитования, она приведет к росту инфляции, вследствие чего сократятся количественные потребительские расходы, что приведет к новой волне стагнации экономики.


В Украине выросла безработица

В январе текущего года количество безработных в Украине увеличилось на 24 400 человек. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики. Как отмечается, по состоянию на 1 февраля 2018 года в Государственной службе занятости были зарегистрированы 378 800 безработных. На 1 января 2018 года в Госслужбе занятости были зарегистрированы 354 400 безработных.

Как понимать?

Правительство говорит, что Украина идет в правильном направлении: растет экономика, а вместе с ней и доходы населения, открываются новые предприятия, появляются рабочие места и снижается безработица. Но вот сухая официальная статистика, которой чужд политический пиар, констатирует противоположные процессы в Украине.

За последние 2 месяца количество официальных безработных увеличилось на 69 800 человек: на 45 400 в декабре 2017 года и еще на 24 400 в январе 2018 года. На 1 декабря 2017 года в Госслужбе занятости были зарегистрированы 309 000 безработных, а на 1 февраля 2018 года их уже 378 800 человек. Прирост +22,6% за 2 месяца! Такой всплеск безработицы, является ответом бизнеса на введение Премьер-министром нового размера минимальной заработной платы, которая с 01.01.2018 была увеличена на 523 грн (с 3200 грн до 3723 грн).

В стране, где государственный бюджет является фактичекски «бермудским треугольником», а все, что туда попадает, исчезает бесследно и безвозвратно – платить налоги глупо и бессмысленно. Дорог нет, медицины нет, полиции нет, правосудия нет, достойных пенсий и социальной защиты нет, есть только «Бентли», «Майбахи», Мальдивы, офшоры и кумовья.

В современном обществе, с технологиями, юристами, финансистами и всевозможными законными схемами оптимизации доходов и налогов, уплата налогов – это не «святая обязанность», а скорее «добрая воля». Если человек (бизнесмен) видит, что государство помогает ему развиваться, всячески поддерживает и стимулирует (а не убивает его бизнес), уплаченные им налоги идут во благо страны и ее населения (а не отдельной группы чиновников) – он будет платить налоги и вести бизнес «в белую». В противном случае – нет.

Борясь с «теневыми доходами граждан» за последние 4 года, мы потеряли 1 млн 275 тыс. официально работающих человек (сокращение штатных единиц на предприятиях Украины за 2014-2017 года).

Руководство страны не может осознать простой факт, что население в степени своей гражданской ответственности и сознательности ровняется на них.
Подобные административные меры по «выведению доходов бизнеса и населения из тени» не будут иметь успеха, а дальнейшее повышение «минималки» с целью увеличить налоговую нагрузку приведет к еще большим сокращениям штатов, увольнениям и полному переходу к подпольным трудовым отношениям и зарплатам в конвертах. Только полная перезагрузка власти, переход от принудительно-карательных отношений с бизнесом и населением к стимулирующим, взаимное развитие и рост, могут возродить доверие людей и бизнеса к власти и государству.


Как остановить рост цен в Украине: Данилишин озвучил «рецепт»

Данилишин напомнил, что нынешний рост цен происходит из-за факторов, на которые НБУ никак не может повлиять, а потому решения Нацбанка не смогут исправить ситуацию. «Нужно пересмотреть политику ценообразования на продукты питания. Целесообразно внедрение сниженной ставки НДС на пищевые изделия; можно ввести по аналогии с европейскими странами максимальные торговые наценки: максимальная наценка на продукты не должна превышать 15% от цены производителя, а на обычные товары – не более 30%. На импортные товары – не более 30% от цены, указываемой на таможне», – написал Данилишин.

Кроме того, Данилишин советует проводить политику, направленную на рост конкуренции, а также заняться структурной перестройкой экономики, чтобы снизить зависимость Украины от внешних рынков. Также Данилишин назвал решение правительства об отмене госрегулирования цен на продукты питания преждевременным. «Считаю целесообразным возобновление работы Государственной ценовой администрации, которая на этапе перехода экономики Украины от рецессии к росту осуществляла бы контроль за ценообразованием», – подчеркнул он.

Как понимать?

Как уже неоднократно говорилось, ситуация в Украине указывает на то, что ее правительство не владеет стратегическим мышлением и, соответственно, стратегия развития страны как таковой тоже отсутствует. Все решения ситуативные и не обдуманные: сегодня что-то вводим, завтра это же отменяем, поскольку результат не соответствует ожиданиям.

Летом 2017 года Кабмин окончательно отменил госрегулирование цен на социальные продукты. Такое решение Кабмин мотивировал снижением административного давления на бизнес, устранением избыточного вмешательства государства в экономические процессы, развитием конкуренции. Кабмин прогнозировал, что это приведет к снижению цен, но они наоборот выросли.

Отмена госрегулирования цен на социальные продукты, без усиления Антимонопольного контроля – это огромное зло со стороны правительства по отношению к малообеспеченным гражданам Украины. Плоды этого решения мы уже пожинаем. При «реальном росте» заработной платы в 2017 году на 19%, как это называет Гройсман (а фактически при увеличении объема бумаги в кармане) рост цен на потребительские товары первой необходимости за тот же 2017 год составил от 17% до 70,5%.

В 2017 году после увеличения «минималки» с 1600 грн до 3200 грн и отмены госрегулирования цен, которыми так гордился Гройсман, подорожало практически все:
– рис на 42%: с 16,25 грн/кг в декабре 2016 года до 23,09 грн в декабре 2017 года;
– хлеб пшеничный на 69%: с 10,70 грн в декабре 2016 года до 18,09 грн в декабре 2017 года;
– хлеб ржаной на 44%: с 10,48 грн в декабре 2016 года до 15,08 грн в декабре 2017 года;
– макароны на 53%: с 9,43 грн/кг в декабре 2016 года до 14,43 грн в декабре 2017 года;
– говядина на 35%: с 84,42 грн/кг в декабре 2016 года до 114,30 грн в декабре 2017 года;
– свинина на 58%: с 69,18 грн/кг в декабре 2016 года до 109,47 грн в декабре 2017 года;
– курица (тушки) на 31%: с 41,01 грн/кг в декабре 2016 года до 53,90 грн в декабре 2017 года;
– колбаса вареная на 37%: с 60,30 грн/кг в декабре 2016 года до 82,53 грн в декабре 2017 года;
– молоко (2,5% жирности) на 45%: с 14,99 грн/л в декабре 2016 года до 21,77 грн в декабре 2017 года;
– сметана (15% жирности) на 35%: с 37,73 грн/кг в декабре 2016 года до 50,98 грн в декабре 2017 года;
– сало на 70%: с 40,55 грн/кг в декабре 2016 года до 68,76 грн в декабре 2017 года, а в январе 2018 года до 72,20 грн;
– свекла на 74%: с 3,62 грн/кг в декабре 2016 года до 6,29 грн в декабре 2017 года, а в январе 2018 года до 7,08 грн;
– морковка на 71%: с 3,94 грн/кг в декабре 2016 года до 6,72 грн в декабре 2017 года, а в январе 2018 года до 7,18 грн;
– картошка на 17%: с 5,13 грн/кг в декабре 2016 года до 6,00 грн в декабре 2017 года, а в январе 2018 года до 6,43 грн;
– бензин (А-95) на 21%: с 23,22 грн/л в декабре 2016 года до 28,14 грн в декабре 2017 года, а в январе 2018 года до 29,43 грн;
– дизельное топливо на 26%: с 20,51 грн/л в декабре 2016 года до 25,80 грн в декабре 2017 года, а в январе 2018 года до 27,03 грн.

Единственное, что подешевело в 2017 году – это гречка, на 19%: с 27,81 грн за кг в декабре 2016 до 22,54 грн в декабре 2017. Это произошло из-за того, что гречка стремительно дорожала в предшествующие 3 года, с 6 грн за кг до 28 грн (в 4,7 раза), следствием чего стало падение спроса и замена ее другими крупами, а ее цена, соответственно, временно исчерпала лимит роста.

Искусственное повышение статистики, путем регуляторного назначения более высокого уровня минимальной заработной платы, не имеет ничего общего с реальным ростом доходов. Подобные мероприятия наоборот ускоряют инфляцию, увеличивают налоговое давление на бизнес, способствуют его закрытию, тенизации и сокращению реальных доходов населения, что и наблюдалось в 2017 году. Правительство продолжает искусственно поднимать минимальную заработную плату в 2018 году и намеревается делать это и дальше. Значит населению нужно готовиться к дальнейшему росту цен в магазинах, на заправках, транспорте – везде.


Citigroup выпустила кредитные ноты под госбонды на 655 млн грн

Citigroup Global Markets Holdings Inc. (США) выпустила кредитные ноты под гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 655 млн грн. Согласно информации Ирландской фондовой биржи (ISE), ценные бумаги эмитированы 9 февраля под гривневые ОВГЗ на 200 млн грн, 85 млн грн и 370 млн грн со сроком обращения до 27 июля 2018 года, 11 января 2019 года и 17 октября 2022 года соответственно.

Как понимать?

Напомним, с начала года нерезиденты увеличил портфель гривневых ОВГЗ на 6,8 млрд грн до 12,1 млрд грн (по состоянию на 9 февраля). Citigroup Global Markets Holdings Inc. была одним из инвесторов в украинский госдолг осенью 2017 года, когда выпускала Ukraine Credit Linked Unsecured Notes под “залог” гривневых ОВГЗ. Общий выпуск тогда составил 3,3 млрд грн. Кредитная нота – производный финансовый инструмент, аналогичный облигации, вид облигации, привязанной к кредитному договору. С её помощью банк получает возможность управлять кредитными рисками путём рефинансирования выданного кредита и передавать связанные с ним риски третьим лицам – инвесторам, которые берут на себя все кредитные риски, то есть банк, формально являясь эмитентом нот, не несет никакой ответственности перед их держателями в случае дефолта компании/государства по кредиту. Он выступает неким промежуточным звеном.

Следует отметить, что Citigroup, один из крупнейших международных финансовых конгломератов, не относится к стратегическим кредиторам нашего бизнеса. Руководство банка не решиться брать на себя кредитный риск в стране, где оно не имеет возможности оценить этот риск (нет своих менеджеров в дочерних банках), и где доля кредитных невозвратов достигает половины банковского портфеля, а анархия в судах играет против кредиторов.

Так, портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учетной ставки (с 12,5 % до 16 %), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17–17,5 % годовых. Интерес у инвесторов вызывает высокая, по европейским нормам, ставка по гарантированным государством долгам.

Таких кредиторов волнует только доходность и минимальные риски – для того, чтобы их минимизировать, они выпускают валютные ноты в привязке к гривневым ОВГЗ, в пересчете на другой курс (на случай девальвации гривны), и таким образом стараются подстраховаться. При этом работают, преимущественно, с краткосрочными гособлигациями, чтобы иметь возможность в любой момент свернуться и выйти из страны.

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн, или 72 % от планируемого номинального ВВП на 2017 год).
Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Как результат, правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств.

На сегодня МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве с Украиной, поэтому страна находится на гране дефолта. Вот почему украинская власть ищет любые механизмы для получения кредитов, однако условия, по которым их предоставляют, приведет к существенному увеличению долговой нагрузки в будущем.