Дайджест 12-18/03/2018

В НБУ объяснили, почему инфляция выше прогноза

Фактическая инфляция в Украине в феврале в годовом измерении осталась несколько выше прогноза Национального банка Украины. Об этом сообщается на официальном сайте регулятора. Нацбанк отметил, что это обусловлено прежде всего более существенным, чем ожидалось, подорожанием сырых продуктов питания и топлива.

«В целом текущая динамика потребительской инфляции и ее составляющих свидетельствует о сохранении значительного инфляционного давления. В то же время, его усилению в феврале противодействовало укрепление гривни, которое продолжается и в первой половине марта», – сказано в сообщении. В НБУ подчеркивают, что пока монетарные условия являются достаточно жесткими, чтобы обеспечить постепенное снижение потребительской инфляции и её возврат в целевой диапазон в середине 2019 года.

Как понимать?

Специалисты «Публичного аудита» ранее спрогнозировали рост годовой инфляции до уровня 16–18 % вследствие повышения зарплат и пенсий, роста инфляционных ожиданий экономических агентов, падения промышленного производства, финансирования бюджетного дефицита за счёт ОВГЗ, а это значительно выше прогнозов НБУ (8,9 %).

Так, по итогам января–февраля 2018 года инфляция составила 2,4 %; при этом за соответствующий период 2017 года инфляция достигла 2,1 %. Её показатель ускорился на 0,3 % в соответствии с 2017 годом, а годовая инфляция пока остаётся на уровне 14 %. Кроме того, рост индекса цен производителей за январь–февраль 2018 года равен 5,7 %, а он является главным индикатором дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров, вследствие чего потребительская инфляция на протяжении следующих периодов будет расти. Так, индекс промышленного производства, который определяется в виде отношения текущего объёма производства к объёму промышленного производства в предыдущем месяце, по итогам января 2018-го, упал на 14 %.

В бюджете на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 7,3 %. При этом пересмотренный показатель (8,9 %) фундаментально не меняет ситуацию. Благодаря увеличению учётной ставки (до 17 %) удалось повысить доходность по депозитам и ОВГЗ. НБУ, таким образом, незначительно уменьшил ликвидность на рынке, что успокоило инфляцию в феврале. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, так как повысится стоимость заёмных ресурсов.

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала. Преимущественно нерезиденты инвестируют в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики в связи с последующим выводом денег с процентами. По итогам января–февраля 2018 года в госбюджет привлечено 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. Следует ожидать увеличения денежной массы при погашении бумаг в будущем.

Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн за долл. свидетельствует о девальвации нацвалюты на 10 %, что дополнительно повлечёт рост цен. Заложенный курс является ориентиром для наполнения доходной части бюджета, в связи с чем возможная ревальвация нацвалюты будет иметь временный характер (НБУ начнёт скупать дешевый доллар на аукционах).

Укрепление обменного курса гривны к доллару США в феврале 2018-го положительно повлияло на инфляционные ожидания. В то же время динамика курса гривны к корзине валют (основных торговых партнеров Украины) пока не является предпосылкой для более быстрого снижения инфляции.  Стоит отметить, что в бюджете заложено повышение зарплат на 16,3 %, а это в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет на изменение цен.

Однозначно, при данных макроэкономичных факторах, в условиях отсутствия стратегий восстановления экономики на фоне международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и будущих выплат по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в текущем году (целевой ориентир – 16–18 %).


Нацбанк купил на межбанке почти $ 75 млн

Всего к выкупу Нацбанком было заявлено $ 100 млн. Предложение 46 субъектов рынка составило почти $ 115 млн. В результате торгов было удовлетворено 25 заявок. Национальный банк Украины выкупил $ 74,9 млн на валютном аукционе во вторник, 13 марта. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.

Согласно результатам аукциона, изначальный объём заявки составлял $ 100 млн. В аукционе участвовали 46 субъектов рынка, которые готовы были продать $ 114,8 млн. Минимальный курс предложения составил 25,90 грн/доллар, максимальный – 25,95 грн/доллар. По результатам торгов было удовлетворено 25 заявок, при этом курс покупки варьировался от 25,90 грн/доллар до 25,93 грн/доллар. Средний курс аукциона составил 25,9233 грн/доллар.

Напомним, 12 марта НБУ выкупил $ 59,3 млн на межбанке. Тогда средний курс составил 25,9465 грн/доллар.

Как понимать?

Основным катализатором падения курса с февраля 2018 года являются ужесточение монетарной политики НБУ и сезонные факторы. Благодаря повышению НБУ учётной ставки до 17 % увеличилась доходность по ОВГЗ. Так, резиденты и нерезиденты стали интенсивно инвестировать в краткосрочные инструменты с высокой доходностью, продавая на межбанке иностранную валюту.

По итогам января–февраля 2018 года привлечено в госбюджет 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ (средневзвешенная доходность – 16,27 %). Ожидается увеличение денежной массы при погашении бумаг в будущем, а также имеются существенные риски для внешней устойчивости экономики в связи с последующим выводом денег с процентами.

Таким образом, НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет, уменьшить ликвидность на рынке и, таким образом, незначительно успокоить инфляцию. Однако такая политика может негативно повлиять на деловую активность в связи с дальнейшим удорожанием кредитных ресурсов.  Кроме того, восстанавливается предложение валюты со стороны аграрных предприятий после её сезонного снижения в январе. Также высокому предложению валюты способствовало сохранение благоприятной внешней конъюнктуры для металлургической отрасли.

Не стоит также забывать, что в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд (международные резервы – $ 18 млрд) внешним кредиторам. В условиях приостановки сотрудничества с кредиторами НБУ осуществляет монетарную политику, целью которой является пополнение валютных резервов для будущих выплат. Так, по итогам валютных аукционов с февраля 2018 года НБУ приобрел $ 0,5 млрд по низкому курсу (аукцион 13.03.2018 – 25,93 грн/долл.).

Однако в бюджете на 2018 год среднегодовой курс доллара заложен на уровне 29,3 грн за долл., что является ориентиром для наполнения доходной части бюджета. В связи с продолжительным укреплением гривны государственный бюджет может столкнуться с невыполнением доходных показателей бюджета, а это приведёт к увеличению бюджетного дефицита. Так, по данным Казначейства, доходная часть госбюджета за январь–февраль 2018 года не выполнена на 6,6 млрд грн, или -6,4 % от плана Минфина.

Поэтому после пополнения резервов НБУ будет стабилизировать ситуацию, понижая учётную ставку и девальвируя национальную валюту. Это вызовет усиление инфляционных процессов.


Порошенко отложил налог на выведенный капитал

Президент Петр Порошенко отложил подачу законопроекта о налоге на выведенный капитал в парламент из-за позиции международных партнеров. Об этом на своей странице в Facebook сообщил заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив. «К сожалению, из-за позиции международных партнеров и компаний должны провести дополнительное обсуждение и поиск аргументов именно для них», — написал он.

Ранее Порошенко неоднократно называл введение налога на выведенный капитал одним из главных приоритетов на 2018 год. Однако во время встречи с представителями бизнеса в понедельник президент заявил, что внедрять НВК еще рано. «Я не буду его сейчас подписывать, вносить в парламент. Я считаю, что по этому поводу необходима честная дискуссия с нашими иностранными партнерами и с ассоциациями бизнеса», — сказал он.

Как понимать?

Напомним, Кабинет Министров одобрил законопроект о замене налога на прибыль аналогом налога на выведенный капитал. Следует отметить, что сейчас ставка налога на прибыль составляет 18%. При этом после уплаты налога на прибыль, в случае выплаты дивидендов или репатриации, удерживаются дополнительные налоги, предусмотренные налоговым кодексом.

Ранее КМУ и Нацсовет реформ уже утвердили законопроект про налог на выведенный капитал, который должен внести в ВР Порошенко. Согласно предложенной модели, налогообложению подлежат средства, которые выводятся из бизнеса, – если путем выплаты дивидендов, то применяется ставка 15%, если другим способом (проценты роялти, финпомощь и т.д.) – 20%, или ставкой, предусмотренной двухсторонними конвенциями. Средства реинвестируются в бизнес, а прибыль, которая остается в обороте предприятий, не облагается налогом.

Также предусматривается, что с 2019 года предпринимателей освободят от уплаты налога с доходов физлиц (НДФЛ) при выплате дивидендов физлицам.
Стоит отметить, что по данным Госказначейства, за 2017 год доходы от администрирования налога на прибыль предприятий составили 66,9 млрд грн. Налог на прибыль в общей структуре налоговых поступлений (627,1 млрд грн за соответствующий период) составляет 11%. Поэтому резкая отмена данного налога может привести к существенному бюджетному дисбалансу.

По расчетам государственной фискальной службы, бюджетные потери от введения нового налога могут составить около 40 млрд грн, что составит до 50% поступлений от налога на прибыль, предусмотренного в бюджете на 2018 год. Поступления налога на прибыль в 2018 году заложены на уровне 82,2 млрд грн (2,5% от прогнозного ВВП). Доходы государственного бюджета на 2018 год утверждены на уровне 917,8 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год. Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозам роста экономики. Так, оптимистичный рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы – 7%, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 10%. Кроме того, органами законодательной инициативы не определенны компенсаторы уменьшения поступлений, вследствие чего можно ожидать увеличения бюджетного дефицита.

МВФ также не одобрил законопроект о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал, в связи с возможными большими потерями бюджета (около 2%) в условиях предстоящих возвратов кредитов международным кредиторам. Такой вывод в МВФ сделали на примере Эстонии, где после принятия аналогичного законодательства доходы от корпоративных налогов упали до 0,7% ВВП с 2% ВВП.

Следует отметить, что перед тем как внедрить новый налог, необходимо проанализировать систему налогов (структуру убытков, динамику переплат) и определить, существуют ли объективные предпосылки для замены налога на прибыль при нынешнем состоянии экономики. Также в условиях внедрения нового налога необходимо реформировать судебную вертикаль и фискальные органы, поскольку в существующих условиях замена налога ничего не даст. Ведь одним из поводов волнения для бизнеса остаются неправомерные действия фискальных органов, которые смогут доначислять дополнительные 20% от расходных платежей приравнивая их к выводу капитала (фиктивные сделки). С другой стороны, плательщики налогов будут продолжать оптимизировать налогообложение пользуясь услугами конвертационных центров и упрощенцев.

В целом, данная законодательная инициатива сегодня не решает реальные фискальные, бюджетные и экономические проблемы, связанные с администрирование налога на прибыль. Выгодополучателями от данных изменений могли бы стать большие прибыльные предприятия, которые оптимизируют свое налогообложение при выплате дивидендов и репатриации капитала. Однако, в условиях невыполнения доходной части бюджета в преддверии выборов, принятие данного законопроекта для руководства страны является невыгодным.


Украина запретила минудобрения из России

Кабинет Министров на своем заседании, 14 марта, принял решение о запрете ввоза российских минеральных удобрений. Как отмечается, премьер-министр Владимир Гройсман дал поручения Минэкономразвития и первому вице-премьеру подготовить необходимые решения о временных ограничениях к следующему заседанию правительства. «Принять сейчас решение о введении временных ограничений и, соответственно, поручить Минэкономразвития совместно с Минюстом и другими министерствами оформить это решение», – сказал глава правительства.

Напомним, Украина собиралась провести расследование в отношении импорта удобрений из России.

Как понимать?

По данным Госстата, импорт минеральных удобрений по итогам 2017 года составил $ 1,74 млрд, или 3,5 % от общего импорта. Так, импорт минудобрений с РФ за соответствующий период составил $ 1,1 млрд. Антидемпинговые пошлины на импорт российских удобрений уже действуют с 2014 года сроком на пять лет. Однако они касаются только аммиачной селитры. В декабре 2017 года под запрет попал также сульфат аммония, используемый в качестве азотисто-серного удобрения.

Решения об ограничениях сильно повредят сельскому хозяйству Украины в связи с ростом производственных затрат. Кроме того, возникает риск для успешного проведения посевной украинскими сельхозпроизводителями. Несмотря на ухудшение отношений между Украиной и РФ, а также общее сокращение товарооборота, доля Украины в российском экспорте минудобрений возросла до 9 % (2012–2013 гг. – 6 %).

Основным катализатором данного процесса стало сокращение внутреннего производства в Украине из-за удорожания газа (80–90 % в структуре себестоимости), а также в связи с остановкой Северодонецкого «Азота» и потерей контроля над концерном «Стирол» (Горловка), которые принадлежат группе Ostchem.

Следует отметить, что цена на газ для производителей удобрений из РФ на рынке – $ 60–70 за тыс. куб, в то время как украинским предприятиям приходится платить цену в $ 300–400. Потеря украинского рынка сбыта не станет серьёзной проблемой для российских производителей минеральных удобрений. Так, на мировом рынке выиграют те игроки, у которых есть доступ к недорогому сырью. Ввод новых мощностей привёл к переизбытку предложения, что давит на цены и на рентабельность производства.

Основным выгодополучателем запрета на российские минудобрения станет группа компаний Ostchem, которая сможет удовлетворить внутреннее предложение, а пострадают украинские фермеры в связи с ростом себестоимости. Это может повлиять на сокращение экспорта.


Безработица в Украине растет

В феврале текущего года официальный уровень безработицы вырос на 0,1 % до 1,5 %. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики. Как отмечается, по состоянию на 1 марта 2018 года в Государственной службе занятости были зарегистрированы 383 700 безработных.

Количество вакансий в феврале составило 71 800 (5 человек претендуют на 1 вакансию). Средний размер пособия на одного безработного – 2 357 гривен.

Как понимать?

Руководство страны пытается убедить население, что Украина идёт в правильном направлении, экономика растёт, а вместе с ней и доходы населения: открываются новые предприятия, появляются рабочие места и снижается безработица. Однако сухая, официальная статистика, которой чужд политический пиар, констатирует противоположные процессы в нашей стране.

На 1 декабря 2017 года в Госслужбе занятости были зарегистрированы 309 тыс. безработных, на 1 февраля 2018 года их было уже 378,8 тыс., а на 1 марта 2018 года – 383 тыс. За последние три месяца количество официальных безработных увеличилось на 74,7 тыс. человек:
+45 400 безработных за декабрь 2017 года;
+24 400 безработных за январь 2018 года;
+ 4 900 безработных за февраль 2018 года.
Прирост количества безработных равен +24,2 % за 3 месяца!

Такой всплеск безработицы является защитной реакцией бизнеса на так называемую «детенизацию доходов населения»: введение нового размера минимальной заработной платы, которая с 01.01.2018 была увеличена на 523 грн (с 3200 грн до 3723 грн). Официально быть безработным на сегодня куда выгодней, чем работающим, ведь можно получать пособие по безработице в размере 2 357 грн в месяц, оформить субсидию на коммунальные услуги (в среднем 1300 грн), и при этом неофициально работать, не платя ни копейки налогов.

При официальном трудоустройстве минимальный налог с зарплаты (ЕСВ) составит 819 грн в месяц. Если официально получать зарплату в 10 тыс. грн, то ежемесячно придётся отдать 2,2 тыс. грн государству, которое тебя не защищает, не лечит, не гарантирует достойную пенсию, не обеспечивает правосудие и верховенство права, а также самостоятельно оплатить платежку за ЖК-услуги со средним размером в 2 тыс. грн (в отопительный сезон).
В случае, если получать эти же 10 тыс. грн неофициально, то отдавать ничего не нужно; кроме того, можно дополнительно получать в месяц около 3,5 тыс. грн (пособие + субсидия).

«Детенизация» от Гройсмана в абсолютных цифрах выглядит примерно так: с доходом в 10 тыс. грн ты либо живешь на:
 5 800 грн в месяц, уплатив налоги и коммуналку;
 12 300 грн в месяц, не платя налоги, получая пособие по безработице и субсидию.

Статистика за последние три месяца показывает, какой из двух вариантов выбирают ещё вчера официально работающие и платящие налоги украинцы.
В современном обществе, с технологиями, юристами, финансистами и всевозможными законными схемами оптимизации доходов и налогов, уплата налогов – это не «святая обязанность», а, скорее, «добрая воля» населения, которая пропадает вместе с верой и доверием к руководству страны.


Fitch повысило прогноз цен на нефть

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило прогноз средней цены нефти марок Brent и WTI на ближайшие два года. В рамках базового сценария аналитики ожидают, что Brent в 2018-2019 годах в среднем будет стоить $ 57,5 за баррель и WTI – $ 55 за баррель. Таким образом, прогноз на текущий год был повышен на $ 5 за баррель и на следующий год – на $ 2,5 за баррель. Как полагает Fitch, нефтяные котировки сохранятся на этих уровнях и в долгосрочной перспективе.

«Мы считаем, что это, скорее всего, приведет к новому падению цен ниже $ 60 за баррель, а способность сланцев удовлетворить значительную часть роста мирового спроса будет поддерживать цены в диапазоне $ 50-60 за баррель в долгосрочной перспективе», – заявляет агентство. По состоянию на 16.03.2018 цена нефти Brent находилась на уровне $ 65,05 за баррель.

Как понимать?

Следует отметить, что глобальный переизбыток на мировом рынке нефти сокращается благодаря ограничению добычи сырья ОПЕК, однако мировые запасы находятся еще на высоких показателях. Так, страны, входящие в ОПЕК, и Россия договорились о продлении сделки о сокращении добычи нефти до конца 2018 года. Кроме того, Саудовская Аравия лоббирует продление сделки ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи (глобального нефтяного пакта) еще на 9 месяцев после 2018 года.

Соглашение о сокращении производства странами ОПЕК+ улучшило краткосрочный прогноз для цен на нефть, но рост сланцевой добычи в США должен привести к переизбытку топлива в этом году, вследствие чего возможно падение цен. Сегодня на руках у спекулянтов (хэдж-фонды) оказались контракты на 1,115 млрд баррелей. Это почти 12 дней мирового потребления и 37% всех физических запасов нефти, которые на данный момент имеются в коммерческих хранилищах мира (2,985 млрд баррелей, по данным ОПЕК).

С начала сентября хедж-фонды приобрели фьючерсы и опционы на 146,4 млн баррелей WTI и 173,9 млн баррелей Brent, следует из данных Комиссии по торговле товарными фьючерсами США и статистики биржи ICE. Еще 125,7 млн баррелей спекулянты выкупили с рынка, закрывая короткие позиции – ставки на падение цен. Поэтому существует высокая вероятность ликвидации открытых позиций, что приведет к существенному падению цен на нефть.  Катализатором данного процесса, скорее всего, станут данные по буровой активности американских сланцевых компаний.

По предварительным прогнозам, добыча нефти в США, включая газовый конденсат, увеличится не менее чем на 1,5-1,7 млн баррелей в сутки в 2018 году. При этом не исключено, что возможна трансформация сделки после марта 2018 г. В частности, одним из вариантов может стать последующее за достижением таргета поэтапное сужение «самоограничений» по добыче. Кроме того, в долгосрочной перспективе способность ОПЕК контролировать производство и цены находится под вопросом, учитывая также нежелание участвующих в соглашении стран уступать долю рынка американским сланцевым производителям.

При реализации подобного сценария Brent скорее всего отступит к уровню $ 55-65 за баррель.


Киев хочет расторгнуть экономический договор с РФ

Кабинет министров Украины намерен разорвать программу экономического сотрудничества с Россией, которая была заложена в 2011 году. Об этом сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман. «Мы работаем над тем, чтобы переориентировать нашу экономику от той привязки, которую постоянно нам навязывала Россия. Привязывала нас, фактически, как сырьевое дополнение к своей экономике. И уже после их агрессии наша промышленность начала переориентироваться», – заявил Гройсман.

Гройсман подчеркнул, что Украина будет делать все возможное, чтобы страна-агрессор «платила высокую цену за агрессию в Украине». По его мнению, Украина от таких решений будет выигрывать, в отличие от России. Очередной PR-шаг украинского правительства с целью демонстрации населению своей явно антироссийской направленности и риторики, а главное – отвлечение внимания украинцев от текущей ситуации в стране.

Как понимать?

Программа экономического сотрудничества между Украиной и РФ была подписана в 2011 году и действует до 2020 года. Она предусматривает, в частности, углубление режима свободной торговли и взаимной защиты инвестиций, создание интегрированной системы платежно-расчетных операций, обеспечение свободного передвижения граждан обеих стран.

По мнению Премьера Гройсмана, целью расторжения данного соглашения будет переориентация украинских предприятий и отечественной экономики в целом с направления РФ в сторону Европы и других рынков. При этом высокопоставленный украинский чиновник подчеркивает, что данное действие приведет к одностороннему негативу только для российской экономики и деликатно умалчивает о последствиях для украинских товаропроизводителей.

Сегодняшняя украинская власть при помощи различных манипуляций старательно рассказывает украинцам об увеличении внешнеторговых связей с Евросоюзом, о переходе ЕС на первое место в торговле с Украиной. При этом сравнению поддаются все страны-члены европейского союза сообща, сотрудничающие с Украиной, и отдельно Россия. Однако если рассматривать каждого члена ЕС и сравнивать с цифрами внешней торговли Украины и РФ, то все становится ясно.

К примеру, за 2017 год внешнеторговый оборот между Москвой и Киевом составил $ 11,1 млрд (экспорт – $ 3,9 млрд, импорт – $ 7,2 млрд). Ближайшими конкурентами выступают Германия – $ 7,2 млрд (экспорт – $ 1,75 млрд, импорт – $ 5,44 млрд), Польша – $ 6,2 млрд (экспорт – $ 2,72 млрд, импорт – $ 3,45 млрд). При этом из трех перечисленных стран именно Россия, что немаловажно, приобрела украинских товаров практически столько же, сколько Германия и Польша купили у Украины вместе.

Следует отметить также, что украинский экспорт в РФ в течение 2-х последних лет, как и в ЕС, имеет позитивную тенденцию. В 2016 году Россия приобрела у предприятий Украины продукции на $ 3,6 млрд, т.е. за 2 года рост составил 8,3%. Это впервые с 2015 года, когда украинский экспорт в Россию обвалился почти в 2 раза – до 4,8 млрд с 9,8 млрд долларов в 2014 году.

Экономическая блокада Донбасса привела к потере $ 2,3 млрд (2% ВВП) за 2017 год. Расторжение экономического договора с РФ однозначно негативно повлияет на украинские предприятия, которые лишатся рынков сбыта и дешевой импортной продукции.

В целом, заявление о расторжении экономического договора с РФ – политическое решение в преддверии предстоящих выборов, которое является экономически не выгодным для страны и ее экономики.


ФГИУ обнародовал топ объектов приватизации

Фонд государственного имущества Украины подготовил презентацию топовых объектов приватизации на 2018 год. Об этом сообщил руководитель ФГИУ Виталий Трубаров на своей странице в Facebook. «21 предприятие энергетической, химической, машиностроительной, аграрной отраслей. В частности, «Центрэнерго», ряд облэнерго, Одесский припортовый завод, Аграрный фонд, Президент-отель, Турбоатом», – перечислил Трубаров.

Для начала следует указать, что всего, по данным Фонда госимущества Украины, за 1992-2017 годы от приватизации государственного имущества Украины поступило более 67 млрд грн. Выполнение плана поступлений от приватизации было постоянно на низком уровне: плановые поступления с 1996 года были обеспечены лишь в 2003-2005 годах, что связано с приватизацией и реприватизацией «Криворожстали».

Согласно закону о госбюджете на 2017 год, поступления от приватизации были запланированы в сумме 17,1 млрд грн. Эти деньги планировалось направить на финансирование бюджетного дефицита. Однако, по данным ФГИ, за 12 месяцев 2017 года в бюджет мобилизовано 3,37 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов). В связи с невыполнением прогнозных поступлений по приватизации, государству пришлось использовать другие инструменты финансирования бюджетного дефицита (эмиссия ОВГЗ), вследствие чего ухудшилась макроэкономическая ситуация в стране.

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита (согласно закону о госбюджете – 80,6 млрд грн).

В целом, исходя из документов, принятых Кабмином, к приватизации утверждено более 380 госпредприятий. Старт такой масштабной компании был дан еще при Премьер-министре Яценюке. Однако на сегодня фактически процесс приватизации можно начать касательно порядка 150 госкомпаний, находящихся в управлении ФГИ (64 – неликвидные, у государства неконтрольный пакет; 89 – ликвидные, но одна половина – убыточные, у второй – существенные долги).

Что касается указанных в сообщении главы фонда объектов, подготовка к открытым торгам по ним готовится давно. Доля в уставном капитале, которая выставлена на продажу, составляет 8 млрд грн (основные средства – 15 млрд грн). При этом половина предприятий является убыточной, еще у части – в миноритарных акционерах находятся представители крупных финансово-промышленных групп, которые фактически управляют менеджментом выставленных на приватизацию компаний и заинтересованы в их выкупе по заниженным ценам.

Как уже не раз указывал «Публичный аудит» в своих анализах, приватизация активов во время экономического падения – неэффективное решение, так как активы обесцениваются (приватизация «Укртелекома» в 2011 составила $ 1,3 млрд, 6 облэнерго в 2012 – $ 0,8 млрд). Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет в разрез национальным интересам нашей страны (например, Одесский припортовый завод).

Учитывая такую статистику и нынешние тенденции, со 100 % уверенностью о выполнении плана приватизации в 2018 году говорить не стоит, а продать указанные 21 объект скорей всего удастся, но по факту вырученные средства утонут в бюджетном дефиците.

[/toggle] [/accordion]
В Украине вырос объем розничной торговли

В прошлом году объем розничной торговли по сравнению с 2016 годом вырос на 8,8%. Об этом во время презентации отчета о выполнении госбюджета-2017 сообщил заместитель министра финансов Сергей Марченко. «Объем розничной торговли в 2017 году вырос на 8,8% по сравнению с прошлым годом», – отметил Марченко.

Также, по его словам, в 2017 году продолжалось расширение внутреннего потребительского спроса, благодаря увеличению заработных плат в экономике, в том числе повышения минимальной заработной платы с 1 января 2017 года до 3200 гривен против 1600 гривен на конец 2016 года.

Как понимать?

Напомним, в январе 2018 года оборот розничной торговли по сравнению с прошлогодними показателями вырос на 9,6%. Объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 175,3 млрд грн ($ 46 млрд), что свидетельствует о падении розничной торговли на 44 % только за соответствующий период, а не росте на 8,8% (в количественном виде). Кроме того, кумулятивная инфляция за этот период составила 13,7 % (индекс цен производителей – 16,6%), а девальвация – 5%. Это указывает на более глубокое реальное уменьшение розничной торговли и отсутствие роста потребительского спроса.

Следует отметить, что объём розничной торговли за 2013 составил 884,2 млрд грн ($ 110,6 млрд) при курсе доллара 7,99 грн и годовой инфляции +0,5%. Даная ситуация является результатом неэффективной экономической политики в условиях потери части промышленных регионов и блокады Донбасса, вследствие чего кумулятивный реальный ВВП за 3 года упал на 14%.

В условиях промышленного падения производства, высокой инфляции, последствий блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, уменьшения внутреннего рынка, сокращения кредитования экономики возникают дополнительные риски дальнейшего продолжения падения реального ВВП.

Индекс потребительских настроений в декабре остался на отметке 60,3 (по шкале от 0 до 200), практически не изменившись в месячном измерении.
Итог такой: без осуществления структурных реформ экономики (прекращения финансового голода предприятий) реальный уровень ВВП может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


В Минфине отчитались о годовых тратах на госдолг

На погашение государственного долга в 2017 году было направлено 363,5 млрд грн. А на его обслуживание – 110,5 млрд гривен. Об этом сегодня, 16 марта, в ходе презентации отчета о выполнении госбюджета-2017 сообщил замминистра финансов Сергей Марченко. «В течение года погашение и обслуживание долга осуществлялось своевременно и в полном объеме, на погашение было направлено 363,5 млрд грн и на обслуживание – 110,5 млрд гривен, что на 14,7 млрд грн, или на 15,3% больше, чем в 2016 году», – сообщил Марченко.

По его словам, законом о госбюджете определён предельный объём государственного долга в сумме 1823,7 млрд гривен и предельный объём гарантированного государством долга в сумме 579,4 млрд гривен. Кроме того, по словам Марченко, на конец 2017 государственный долг составлял 1833,7 млрд грн, в том числе государственный внешний долг равнялся 1080,3 млрд грн, государственный внутренний долг – 753,4 млрд гривен. При этом, гарантированный государством долг Украины на конец 2017 достиг 308 млрд гривен, а сумма государственного и гарантированного государством долга Украины на конец 2017 – 2141,7 млрд гривен.

Как понимать?

С каждым годом Украина должна платить все больше за обслуживание госдолга. Так, экономика не может генерировать дополнительные доходы для выплат по долгам, в связи с чем у руководства страны остаётся возможность только реструктуризировать ранее взятые обязательства или брать новые долги (на более выгодных инвестору условиях), что увеличивает обслуживание долга в будущем.

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год).
Согласно принятому госбюджету на 2018 год совокупный госдолг на конец года утверждён на уровне $ 94,4 млрд (2,746 млрд грн при среднегодовом курсе доллара – 29,1 грн), или 82 % от прогнозного ВВП.

Планируемое увеличение совокупного госдолга связано с высокими выплатами по ранее взятым обязательствам, негативным внешнеторговым балансом и предстоящими избирательными кампаниями. Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счёт погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Поэтому правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств.

Негативным фактором является наличие торгового дефицита по итогам 2017 года в размере $ 6,3 млрд. Кроме того, согласно постановлению КМУ № 411, дефицит платёжного баланса в 2018 году прогнозируется на уровне $ 8,7 млрд (+38 % к предыдущему году), что свидетельствует о необходимости существенного валютного запаса для обеспечения внешнеэкономических операций при стабильности нацвалюты.

Так, МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств. Следует отметить, что международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3 %), на длительный срок.

Прекращение выдачи нашей стране новых кредитов от международных организаций повышает суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство Украины ищет любые механизмы для получения кредитов, при этом условия, по которым их предоставляют, приведёт к существенному увеличению долговой нагрузки в будущем.

Так, альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций. По данным Минфина, осенью 2017 года от размещения евробондов Украина привлекла $ 3 млрд с конечным сроком погашения в 2032 г. и ставкой 7,375 %. Часть средств ($ 1,6 млрд), полученных от размещения, была использована для выкупа ранее выпущенных еврооблигаций 2019 и 2020 гг.

Кроме того, авторитетные американские и европейские банки начали выпускать кредитные ноты под гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). С помощью кредитных нот банк получает возможность управлять кредитными рисками путём рефинансирования выданного кредита и передавать связанные с ним риски третьим лицам – инвесторам (спекулянтам, хедж-фондам).

Так, портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учётной ставки (с 12,5% до 17%), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17–17,5% годовых. Это объясняется тем, что интерес у инвесторов вызывает высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам.

Данная стратегия привлечения заёмных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной перспективе повысит дефолтные риски страны, так как увеличится долговая нагрузка по выплате процентов. Кроме того, сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, за счёт которых можно было бы погашать внешние обязательства. Поэтому политика реструктуризации долгов сегодня очень актуальна.