Дайджест 12-18/11/2018

Доходы местных бюджетов в 2019 году вырастут до 290 миллиардов – Зубко

Доходы местных бюджетов в Украине по итогам 2019 года могут увеличиться до 290 миллиардов гривень. Об этом во время заседания Совета регионального развития заявил вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко.

«Мы думаем, что закончим 2018 год с 230 млрд грн, а в 2019 году будем ожидать 290. Таких средств действительно никогда не было, но для этого нужно проявить менеджерские качества, чтобы люди их почувствовали на местах», – сказал он.
Как сообщал УНИАН, поступления в сводный бюджет Украины в 2017 году составили 841,1 млрд гривень, что на 177 млрд грн, или на 26,7%, больше, чем 2016 году.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным Казначейства, доходы местных бюджетов за январь–октябрь 2018 года составили 189,4 млрд грн, что на 34,2 млрд грн (+22%) больше, чем в аналогичный период предыдущего года. При этом плановые показатели на конец года составляют 250,6 млрд грн.

Основным источником доходов (без учета дотаций и трансфертов) местных бюджетов являются отчисления ПДФО (58% от налоговых отчислений) – 110 млрд грн. Увеличение номинальных средних зарплат по итогам января–сентября на 25,7% (к соответствующему периоду 2017 года) повлияло на увеличение базы налогообложения ПДФО и увеличение доходов в местные бюджеты.

В свою очередь, административный рост номинальных зарплат привел к негативным последствиям, а именно ускоренному росту инфляции (индекс цен производителей в годовом выражении вырос на 19,1%), вследствие чего в отложенных периодах будут переоценены в сторону увеличения бюджетные расходы, что повлияет на рост дефицита местных бюджет.

Заявления вице-премьер-министра, что под конец года доходы в местный бюджет составят 230 млрд грн, свидетельствуют о возможном невыполнении доходной части бюджета на 20 млрд грн. Следовательно, для финансирования в полном объёме бюджетных программ местные бюджеты будут нуждаться в дотациях и трансфертах из госбюджета на аналогичную суму. Однако с начала года доходная часть госбюджта не выполнена на 17,5 млрд грн, вследствие чего госбюджету затруднительно перечислять деньги местным бюджетам.

Некорректные макроэкономические прогнозы доходной части местных и государственного бюджетов привели к образованию бюджетного дефицита. Ожидания представителей КМУ, что доходная часть местных бюджетов в 2019 году увеличится до 290 млрд грн (что 26% больше, чем их ожидания на конец 2018 года) свидетельствует о несоответствии макроэкономическим реалиям. Если данные параметры будут заложены в местные бюджеты, то под конец года можно ожидать очередное увеличение бюджетного дефицита и отсутствие источников его финансирования.

Кроме того, соотношение доходов местных бюджетов (без учета дотаций и трансфертов) к доходам сводного бюджета по итогам 2018 должно составить 21,8% (2019 – 20,6%). При этом данный показатель по итогам 2017 года составил 22,8%, а в 2013 году – 23,7%. Поэтому можно констатировать, что реальную финансовую децентрализацию власти не провели и проводить не собираются.


Арбитраж объединил иски «Нафтогаза» и «Газпрома»

Стокгольмский арбитраж объединил иски «Нафтогаза» и «Газпрома» в рамках нового процесса. Эту информацию в понедельник, 12 ноября, подтвердил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в Facebook.

В частности, «Нафтогаз» требует пересмотреть транзитный тариф на 2018 и 2019 годы, «поскольку такое право предусмотрено контрактом».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Нафтогаз Украины» еще в июле подал в Стокгольмский арбитраж требование о пересмотре тарифа на транзит газа, так как контракт позволяет сторонам требовать пересмотра тарифа, если на газовом рынке Европы произошли существенные изменения, а также когда тариф не соответствует европейскому уровню. Аналогичное требование уже заявлялось «Нафтогазом» в процессе по закупкам газа и транзиту (арбитраж присудил «Газпрому» выплатить «Нафтогазу» $ 2,56 млрд, сейчас дело находится в апелляционной инстанции), однако в своем решении от 28 февраля 2018 года Стокгольмский арбитраж по процедурным причинам отклонил требование украинской компании о пересмотре тарифа.

«Нафтогаз» в марте текущего года направил требование о пересмотре тарифа «Газпрому», однако положительной реакции не последовало. Исходя их этого украинская компания в своем иске требует пересмотра тарифа с марта 2018 года и предварительно оценивает свои денежные требования в $ 11,58 млрд, без учета процентов.

«Нафтогаз» своими требованиями фактически ответил «Газпрому», поскольку в конце июня российская компания подала в арбитраж собственный иск. Если говорить о позиции «Газпрома», их иск продиктован бизнес-факторами, так как в итоговом счете, при проигрыше апелляции (вышеуказанный предыдущий спор компаний с долгом «Газпрома» в
сумме $ 2,56 млрд) это будет иметь негативный эффект на баланс компании. Иск направлен на расторжение действующих контрактов на поставку газа и на транзит, чтобы не ухудшать финансовое положение «Газпрома» потенциальными штрафами за 2018–2019 годы, которые может выставить «Нафтогаз» (что, по сути, и случилось, украинская компания потребовала компенсации в арбитраже).

В принципе, позиция «Нафтогаза» сильна, поскольку Стокгольмский арбитраж в предыдущем судебном процессе обязал «Газпром» прокачивать до истечения срока транзитных договоренностей необходимое количество газа через Украину – не менее 110 млрд м3 в год в 2018–2019 годах. При этом «Нафтогаз» еще и настаивает на повышении транзитных тарифов на треть, что позволит ему получить за прокачку не $ 2,5 млрд, а $ 3,7 млрд за год. «Газпром» же анонсировал сокращение транзита через Украину (говорится всего лишь о 10–15 млрд м3 газа в год), исходя из чего требования нашей компании можно считать вполне логичными.

Учитывая указанное, объединение взаимных требований компаний выглядит вполне логично. Однако в скором времени ждать решения по новому арбитражному процессу, конечно, не стоит. Согласно регламенту Стокгольмского арбитража, срок рассмотрения дел составляет шесть месяцев, однако суд оставляет за собой право продления сроков рассмотрения спора. С учетом того, что между «Нафтогазом» и «Газпромом» на сегодня существуют неразрешенные противоречия (апелляция «Газпрома»), дело может существенно затянуться. Возможен даже и вариант, что решение будет вынесено уже после завершения сроков действия текущих контрактов в 2019 году, которые и являются предметом спора.


«Укргаздобыча» хочет отсудить у Кабмина почти 57 млрд грн за лишение возможности продавать газ по рыночным ценам

Государственная газодобывающая компания «Укргаздобыча» просит Хозяйственный суд Киева взыскать с Кабинета Министров компенсацию в размере 56,797 млрд грн за лишение возможности продавать природный газ по рыночным ценам в рамках возложенных правительством специальных обязательств. Об этом говорится в определении суда в реестре судебных решений передают «Українські новини».

«Исковые требования обоснованы тем, что в связи принятием ответчиком постановления “Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа” истец был лишен возможности свободно продавать природный газ по рыночным ценам и при этом не получил компенсацию, предусмотренную законом “О рынке природного газа”», – говорится в тексте постановления.

Также отмечается, что, рассмотрев материалы искового заявления, суд признал их достаточными для принятия искового заявления к рассмотрению и открытия производства по делу.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно Уставу акционерного общества «Укргаздобыча», оно является 100 % дочерним предприятием НАК «Нафтогаз Украины». Как указывается в Уставе Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», она создана Указом Президента Украины от 25.02.1998 № 151 «О реформировании нефтегазового комплекса Украины». Основателем и единственным акционером НАКа является государство. Функции по управлению корпоративными правами государства в уставном капитале указанной национальной компании осуществляет Кабинет Министров Украины.

Таким образом, и «Укргаздобыча», и «Нафтогаз Украины», на 100 % принадлежат государству, а корпоративное управление ими осуществляет Кабмин. КМУ, в свою очередь, принимая те или иные решения, в том числе и по цене на газ для населения, реализует государственную политику, которую должны выполнять принадлежащие государству компании.

Если нанятый для управления госкомпаниями менеджмент не согласен с теми или иными принципами политики, проводимой Кабмином, он может уйти с занимаемых должностей и освободить их для тех, кто будет реализовывать политику собственника.
Однако, когда наемный менеджмент, не согласный с политикой собственника, не увольняется, а подает на него в суд – это нонсенс, ведь он на то и собственник, чтобы определять вектор движения и общую политику принадлежащих ему компаний.
Причем, в случае с «Укргаздобычей» и «Нафтогазом» речь идет не о работе в убыток и покрытии этих убытков (обе компании прибыльны), а о «виртуальной» упущенной выгоде, которая якобы не получена по вине Кабмина.

«Укргаздобыча», а до этого – «Нафтогаз», требуют от правительства компенсацию разницы в цене между установленным тарифом для населения и ценой, по которой они теоретически могли бы продать газ кому-то другому, например, промышленности.

Если бы НАК «Нафтогаз» и входящая в его состав «Укргаздобыча» были частными предприятиями, а добываемый газ – их частной собственностью, можно было бы говорить об упущенной выгоде, но все это – собственность украинского народа, что подразумевает ведение деятельности в интересах граждан. Однако выкачка газа из недр страны с дальнейшей его продажей народу втридорога идет вразрез с этим.

Такой вариант можно было бы рассматривать исключительно в сочетании с распределением дивидендов от продажи добытого газа и других ресурсов между гражданами Украины. Тогда украинцев удалось бы заинтересовать в высокой стоимости газа, нефти, угля и других ресурсов, поскольку вырученные от продажи средства делились бы на всех, и от цены зависел бы размер ежегодных дивидендов, получаемых населением.

Однако поскольку люди «находятся за бортом» и не участвуют в распределении доходов от продажи газа, нефти, угля и прочих ресурсов, высокая цена не входит в орбиту их интересов.

В том бедственном материальном положении, в котором сейчас находятся 90% населения Украины, людям интересно получать свой собственный украинский газ, добываемый их собственными компаниями, с минимальной наценкой, а не с прибылью в 300%, которая расходится по карманам чиновников и руководителей НАК, но не доходит до собственника (народа).
Поэтому говорить об упущенной выгоде здесь неуместно, ведь эта упущенная выгода противоречит интересам собственника (народа), а значит не может считаться таковой.

Общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
Год—— потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,80 ———— 20,80

При себестоимости добычи украинского газа в 2017 году в 2 926 грн за 1 тыс. м3 (с налогами) или 1 033 грн за 1 тыс. м3 (без налогов), его продают населению по 8 550 грн, и дальше планируют повышать цену до 14 000 грн. При сбалансированной налоговой и социальной политике, проводимой в интересах народа, а не группы дорвавшихся до власти казнокрадов и их бизнес-партнеров, цена газа для населения и ТКЕ с 2015 года и по сей день могла бы быть в пределах 3 000 грн. В таком случае, не «Нефтегаз» и «Укргаздобыча» должны требовать компенсацию у Кабмина, а наоборот – население должно требовать у этих компаний и Кабмина возврата переплат за свой украинский газ в сумме более 200 млрд грн.

В правительстве обнародовали график монетизации субсидий С 1 января 2019 года в Украине стартует не полноценная монетизация субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а подготовка и принятие нормативных актов, открытие лицевых счетов в банках для получателей помощи.

Поскольку получателей в Украине насчитывается больше 5 млн человек, то до 1 мая 2019-го обещают открыть счета только тем, кто обратился за субсидией впервые. Об этом сообщили в правительстве, говорится в сюжете программы «Сніданок з “1+1″».
Во вторую очередь – с 1 мая и до конца лета – «монетизируют» тех, кто получает помощь от государства, когда нет платежей за отопление.

А на третьем этапе, который обещают закончить до 1 октября, монетизация коммунальных услуг дойдет до всех, кто в ней нуждается. Правительство позиционирует монетизацию субсидий как «манну небесную»: якобы от изменения механизма финансирования что-то существенно изменится. Однако размер платежек не станет меньше, а субсидии – больше. Все останется по-прежнему: платежки как были, так останутся грабительски огромными, ещё и увеличатся из-за роста цен на газ и прочие жилищно-коммунальные услуги, а субсидии будут такими же мизерными и недоступными для большинства нуждающихся.
Субсидия как предоставлялась в пределах социальных нормативов, так и будет предоставляться; социальные нормативы как снижались, так и будут снижаться; причины для отмены и отказа как существовали, так и останутся. Изменится лишь порядок расчетов. Так, если до монетизации субсидиант оплачивал только обязательный платеж, а субсидия за него перечислялась поставщикам услуг автоматически, то теперь ему придется оплачивать полную платежку (частично – своими деньгами, а частично – за счет субсидий).

Кроме всего прочего, если раньше субсидианта мало интересовали расчеты государства с поставщиками услуг, то теперь любая задержка или долг со стороны государственного бюджета ложатся на плечи субсидианта. Оплатить платежку потребитель должен полностью, поэтому задержки или долг со стороны государства уже будут не перед поставщиками услуг, а непосредственно перед каждым из тех, кто получает субсидии.

Если государство задержит выплату субсидии, то пенсионеру или другому социально незащищенному гражданину придется самостоятельно искать средства для оплаты всех квитанций, а потом ожидать, когда государство с ним рассчитается.
Кроме того, в новости идет речь о том, что субсидии получают 5 млн людей, но на сегодня их вдвое меньше, всего 2,6 млн, а проект бюджета на 2019 год предусматривает сокращение расходов на субсидии на 22,5 % – с 71 млрд грн в 2018 году до 55 млрд в 2019 году, в связи с чем их количество еще более уменьшится.
Зная наше правительство и все проводимые им «реформы», от любых его новшеств и инноваций людям становится лишь хуже и тяжелее выживать – данный случай не станет исключением.


Глава Совета НБУ предлагает вернуть госрегулирование цен

Глава Совета Национального банка Богдан Данилишин предлагает вернуться к государственному регулированию цен и снизить налог на добавленную стоимость для продуктов. Об этом он написал на своей странице в Facebook.

«Считаю целесообразным следующие действия: внедрение сниженной ставки НДС на продукты питания; введение по аналогии с европейскими странами максимальных торговых наценок: максимальная наценка на продукты не должна превышать 15 % от цены производителя, на обычные товары – не должна быть выше 30 % от цены производителя. На импортные товары – не более 30 % от таможенной цены», – написал он.

Также Данилишин считает необходимым «обеспечение государственного контроля за ценообразованием на потребительском рынке (восстановление работы Государственной ценовой администрации)».
В Украине госрегулирование цен действовало на детское питание, хлеб, муку, сахар, крупы, мясомолочные продукты, яйца, подсолнечное масло и другие продукты.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С октября 2016 года правительство ввело «пилотный» проект по отмене государственного регулирования цен на продукты питания, а 1 июля 2017 года КМУ такое регулирование отменил.
Данное решение Гройсман мотивировал снижением административного давления на бизнес, устранением избыточного вмешательства государства в экономические процессы, развитием конкуренции и прогнозировал, что это приведет к снижению цен.

«Публичный аудит» делал акцент на то, что отмена госрегулирования повлечёт рост цен на социальные продукты: прогнозировалось, что это приведет к регулярным сговорам участников рынка, а затем – и к значительному увеличению цен на эти продукты питания. В итоге так и произошло.

Ни для кого не секрет, что все ключевые продукты питания в Украине представлены тремя-четырьмя местными производителями, а в небольших городах – вообще одним или двумя. В таких условиях никакой здравой конкуренции не может быть. Если в городе один хлебозавод, цены которого никто не регулирует, что мешает ему увеличить цены в два-три раза? Люди будут вынуждены покупать по той цене, которую «нарисовал» поставщик, поскольку альтернативы нет. Даже если заводов два или три, они всегда могут договориться синхронно повысить цену.

Только за последние почти два года стоимость социальных продуктов питания повысились следующим образом:
 хлеб – на 34,6% ;
 мясо – на 40–51 %;
 колбасы – на 32,4 %;
 яйца – на 10,2 %;
 сало – на 60 %;
 молоко – на 24,7 %;
 сыр – на 19,1 %;
 масло – на 23,5 %;
 свекла – на 71,8 %;
 морковь – на 54,8 %;
 капуста – на 77,6 %.
Как видим, результат от отмены госрегулирования цен на социальные продукты питания оказался прямо противоположным тому, который ожидало правительство.

Когда чиновник уровня премьер-министра инициирует изменения в регуляторную политику страны, а его инициатива дает обратный результат, он должен нести ответственность за свои действия. Если премьер убежден, что его решение приведет к снижению цен, а последние, наоборот, вырастают, значит, его прогнозы были ошибочными, он должен это признать и ответить за непрофессиональные действия, так как они нанесли ущерб всем гражданам Украины.


«Нафтогаз» передумал размещать евробонды на $ 1 млрд НАК

«Нафтогаз Украины» решил пока не размещать еврооблигации на внешних рынках. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на источники, которые знакомы с ситуацией на рынке. «Размещение отложено из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры», – сказал один из собеседников агентства, добавив, что, если конъюнктура улучшится, то «Нафтогаз» вернется к идее размещения евробондов.

Ещё один источник подтвердил, что конъюнктура для размещения облигаций сейчас неблагоприятна. В госхолдинге пока не комментировали эту информацию.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ранее КМУ согласовал привлечение «Нафтогазом» внешнего кредита на сумму до $ 1 млрд за счет выпуска и размещения облигаций. Согласно заявлениям менеджмента компании, «Нафтогаз» до конца года должен погасить большой кредит одному крупному банку. Его можно было и рефинансировать, но менеджмент компании настоял на необходимости размещения именно облигаций (как вариант, таким образом КМУ и НАК пытаются краткосрочно решить острую ситуацию с дефицитом платежного баланса, пытаясь завести валюту в страну»).

При этом «Нафтогаз» является прибыльной организацией (чистая прибыль за 2017 год – 39,3 млрд грн). Основная часть данных средств, согласно бюджету, перечисляется государству в виде доходов. Ожидаемые поступления в госбюджет на 2019 год – 129 млрд грн, из которых дивиденды – 25,1 млрд грн. Поэтому стремление руководителей госкомпании срочно одолжить дополнительные средства на рынке с неблагоприятной конъюнктурой должно вызвать опасения у инвесторов.

Общая сумма долговых обязательств «Нафтогаза» по состоянию на 30 июня 2018 года – $ 1,4 млрд, 78 % из которых являются краткосрочными ($ 1,1 млрд). Средняя стоимость уже взятых долговых обязательств в долларах – 8,7 % годовых ($ 0,6 млрд), в евро – 2,6 % (0,3 млрд евро).

Специалисты «Публичного аудита» ранее прогнозировали, что данные средства «Нафтогазу» придётся одалживать минимум под 10–11 % в валюте, что является крайне высоким значением и значительно удорожает стоимость нынешнего обслуживания долга, причём, это в условиях строжайшего режима экономии для сокращения долгов.

После раскрытия информации, содержащейся в проспекте эмиссии по 5-летним еврооблигациям «Нафтогаза», на рынке был установлен таргет доходности в 10,9 % годовых, что на 2 % выше доходности еврооблигаций Украины с похожим сроком обращения.

Информация о размещении НАКом облигаций с очень высокой доходностью ожидаемо вызвала недоверие у внешних инвесторов, которые обвалили цены бумаг до 92 % от номинала. Таким образом, 10-летние гособлигации под 9,75 % могут принести новым держателям 10,6 %.

Своим решением о срочном размещении корпоративных облигаций КМУ и «Нафтогаз» обвалили цены на все евробонды Украины, существенно подняв доходность по ним, что может значительно ухудшить кредитный рейтинг страны. Для того, чтобы успокоить инвесторов, было принято решение о приостановке данного размещения, так как доходность уже близка к дефолтной. Однако это не сможет помочь выровнять инвестиционные настроения.

Вывод – безграмотная политика по управлению долгом привела к фактическому закрытию внешнего заёмного ринка для Украины.


Кабмин запретил отключать города от газа зимой

Кабинет министров на заседании в среду, 14 ноября, решил ввести запрет на отключение газоснабжения теплоснабжающим предприятиям во время отопительного сезона. Об этом сообщил вице-премьер министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко в Facebook.

«Установили прямой запрет на отключение и ограничение энергоснабжения теплоснабжающих предприятий от газа во время отопительного сезона», – написал он.

Зубко отметил, что правительство снизило обязательный уровень расчетов за потребленный газ для предприятий теплокомунэнерго с 90 % до 78 %, для теплоэлектроцентралей – с 90 % до 60 %. Данное снижение будет действовать с 1 декабря текущего года до 1 апреля 2019 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как сообщалось, в ходе заседания премьер-министр Владимир Гройсман пригрозил мэрам проблемных городов отстранением от должности из-за срыва отопительного сезона. Также премьер заявил, что проблемы с отоплением в Кривом Роге и Херсоне решились после его вмешательства, но в Смеле ситуация остается не решенной. Работа сегодняшней власти во всех без исключения отраслях напоминает погоню собаки за собственным хвостом – то в одну, то в другую стороны. Нет ни стратегии, ни планирования, полностью отсутствует слаженность и согласованность действий между разными ветвями власти, нет понимания происходящего и прогнозирования последствий от принятия тех или иных решений.

Есть только ситуативная, рефлекторная, механическая деятельность, спровоцированная тем или иным кризисом, проблемой или катастрофой. Как результат, сегодняшние действия и решения противоречат вчерашним, а вчерашние – позавчерашним.
Сначала мы отменяем регулирование цен, ожидая их снижения, а затем, получив неконтролируемый рост, думаем, как это отменить и отмотать назад. Устанавливаем невообразимо высокие пошлины на ввоз автомобилей, дабы защитить своих неконкурентоспособных производителей, которые, несмотря на это, все равно «умирают», но пошлины не снижаем. Запускаем в страну полмиллиона автомобилей на иностранной регистрации, якобы на временный ввоз, а затем думаем, как с ними бороться.
Бесконечно повышаем тарифы на ЖК-услуги, не думая о том, кто и как их сможет оплатить, а потом не знаем, что делать с долгами и должниками. Даем разрешение на отключение городов от тепла и газа за долги, а когда их отключают, ругаем предприятия, местную власть и думаем, как снова подключить дома и города.

За весь этот бред, маразм и непрофессионализм мы платим ответственным чиновникам огромные зарплаты и премии, – кому по 100 тыс. грн в месяц, кому – по 500 тыс. грн, а особо одаренным – и по несколько миллионов гривен. Ещё 2–3 месяца назад и Гройсман, и профильные министры, и мэры, убеждали в 100 % готовности к отопительному сезону, а теперь вся эта команда дружно тыкает друг на друга пальцами, пытаясь переложить ответственность за его 100 % срыв.

По всей видимости, эта зима станет показательной во всех отношениях: граждане увидят плачевные результаты всего, что наработала команда конюхов и кухарок за свою каденцию. Все люди, у кого отсутствует (или отсутствовало) отопление, в связи с чем нанесен ущерб здоровью – материальный или моральный, – имеют право на компенсацию через суд. Ведь из-за отсутствия отопления возрастает уровень заболеваемости, а это несет угрозу здоровью, вынужденные расходы на медикаменты. Отсутствие тепла в учебных заведениях – неоплачиваемые отпуска работающих родителей, а значит, нанесенный материальный ущерб в виде недополученной заработной платы. Также это испорченная сыростью мебель, паркет, другое имущество и, безусловно, моральный ущерб.

Конечно, указанное не решит проблем с долгами и высокими тарифами, но хоть немного компенсирует нанесенный властью вред людям и немного накажет безответственных монополистов.


США продлили антидемпинговые пошлины по Украине

Комиссия по международной торговле США (USITC) продлила антидемпинговые пошлины в отношении импорта силикомарганца происхождением из Украины и Китая. Об этом во вторник, 13 ноября, сообщает пресс-служба USITC на официальном сайте.

«Комиссия по международной торговле США (USITC) пришла к выводу, что отзыв существующих антидемпинговых таможенных ограничений на импорт силикомарганца из Китая и Украины, вероятно, приведет к продолжению или повторению материального ущерба. В результате, комиссия приняла решение оставить существующие антидемпинговые пошлины на заказ импорта этого продукта из Китая и Украины», – говорится в сообщении.

Отмечено, что указанное решение было пересмотрено после завершения пятилетнего срока существования пошлин.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Власти США оставили без изменений антидемпинговые ограничения на импорт силикомарганца из Украины, действующий с 1994 года. По результатам проверки Минторгом США антидемпингового режима импорта силикомарганца установлено, что цены на украинский силикомарганец занижены. По мнению Минторга, значительные объемы украинского ферросплава, поставляемого по демпинговым ценам на рынок США, могут оказать негативное влияние на внутренних производителей, которые были бы вынуждены снижать цены, несмотря на достаточно низкий уровень рентабельности, в результате чего понесли бы материальный ущерб. Таким образом, антидемпинговая маржа для ферросплавов из Украины осталась на уровне 163%, что делает нашу продукцию неконкурентоспособной на американском рынке.

Введение пошлин на импорт товаров – одно из основных обещаний, данных президентом США Дональдом Трампом во время предвыборной кампании 2016 года. С момента его инаугурации Минторг ввел порядка 77 антидемпинговых и компенсационных пошлин на разные группы товаров, демонстрируя жесткую политику протекционизма.

В Украине силикомарганец сегодня производят Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы (контролирует группа «Приват»). Стахановский завод ферросплавов находится под внешним управлением Югоосетинской компании ЗАО «ВНЕШТОРГСЕРВИС» на неподконтрольной территории Луганской области.

Согласно данным Украинской Ассоциации производителей ферросплавов, по итогам 1 полугодия 2018 года в Украине было произведено 447,92 тыс. тонн силикомарганца, что на 14,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом за соответствующий период было экспортировано 356,1 тыс. тонн силикомарганца (80% всего производства), на общую сумму $ 364 млн (в среднем 970 $/т). Основными покупателями являются Турция, Италия и Египет, но следует отметить, что американский рынок является самым выгодным для реализации данной продукции. В конце октября силикомарганец (65% Mn, 17% Si) на рынке США стоил в среднем 1 418 $/т, в ЕС – 1120 $/т.

Украинская металлопродукция постоянно попадает под действие антидемпинговой пошлин со стороны торговых партнеров с ЕС и США, которые защищают внутренний рынок. Согласно решению Еврокомиссии, 11 видов украинской металлопродукции уже попали под действие защитных мер (пошлина – 25%), а именно: горячекатаные листы и полосы, холоднокатанные листы, нержавеющая арматура и легкие секции, трубы для газопроводов и другое. Кроме того, относительно еще 17 видов продукции продолжается расследование.

Для стабильного роста экономики очень важно поводить эффективную политику финансового стимулирования, основной целью которой должен стать вывод украинской готовой продукции на развитые рынки с высокой добавленной стоимостью. Но политика нынешней власти направлена исключительно на сырьевой экспорт АПК, вследствие чего страна теряет свой промышленный потенциал.


В Украине стало меньше безработных

В Украине в октябре 2018 года было официально зарегистрировано 271,4 тысяч безработных – на 15,7 тысяч меньше, чем в сентябре. Об этом в четверг, 15 ноября, сообщает Государственная служба статистики. По данным ведомства, официальная безработица составляет 1,1% от населения трудоспособного возраста.

Также сообщается, что средний размер пособия в сентябре составил 2 637 грн, количество вакансий составило 97,3 тысяч, а нагрузка зарегистрированных безработных на одну вакансию – 3,0.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сокращение количества официально зарегистрированных безработных не всегда вызвано появлением новых рабочих мест и ростом занятости. Число зарегистрированных безработных может сократиться по разным причинам: они могут уехать из страны на заработки или ПМЖ, а могут быть сняты с учета.  Сегодня обязательным условием для получения субсидии является нахождение на учете в центре занятости, в противном случае человеку припишут виртуальный доход в 3 прожиточных минимума и не дадут субсидию. В связи с этим, по всей видимости государство сокращает число потенциальных субсидиантов, снимая безработных с учета и убивая тем самым двух зайцев: повышая статистику занятости и сокращая расходы на субсидии.
Если сокращение числа безработных вызвано позитивными тенденциями в экономике, а не оттоком населения из страны и механическими действиями в реестре безработных, мы должны наблюдать позитивную динамику и по прочим трудовым показателям, но их нет.

Начиная с 2014 года количество экономически активного населения в Украине ежегодно сокращается:
• 2013 год – 20,82 млн человек;
• 2014 год – 19,92 млн человек;
• 2015 год – 18,09 млн человек;
• 2016 год – 17,95 млн человек;
• 2017 год – 17,85 млн человек;
• 2018 год – 17,75 млн человек.
Экономически активное население – это люди в возрасте от 15 до 70 лет, способные работать, проще говоря – это рабочая сила. Суммарно за 4,5 года количество экономически активного населения сократилось на 3,07 млн человек.

Количество занятого населения в Украине сократилось на 3,28 млн человек:
• 2013 год – 19,31 млн человек;
• 2014 год – 18,07 млн человек;
• 2015 год – 16,44 млн человек;
• 2016 год – 16,28 млн человек;
• 2017 год – 16,15 млн человек;
• 2018 год – 16,03 млн человек.

Уровень безработицы вырос на 1,9%:
• 2013 год – 7,8%;
• 2014 год – 9,7%;
• 2015 год – 9,5%;
• 2016 год – 9,7%;
• 2017 год – 9,9%;
• 2018 год – 9,7%.

Средняя численность штатных работников сократилась на 2,11 млн:
• 2013 год – 9,72 млн человек;
• 2014 год – 8,95 млн человек;
• 2015 год – 8,06 млн человек;
• 2016 год – 7,86 млн человек;
• 2017 год – 7,68 млн человек;
• 2018 год – 7,61 млн человек.

Во временном разрезе последних 5 лет видно, что никаких улучшений с занятостью и безработицей не наблюдается. Более того, отслеживается четкая негативная динамика на протяжении всего периода правления действующей власти. Это значит, что сокращение числа зарегистрированных безработных связано не с воображаемым «экономическим бумом», а с другими менее позитивными причинами (снятием с регистрации, отъездом, переездом или уходом).


МВФ: Уровень международных резервов Украины является низким

Международный валютный фонд считает недостаточным текущий уровень международных резервов Украины для поддержания макростабильности. Об этом заявил постпред МВФ в Украине Йоста Люнгман во время ежегодной конференции Fitch Ratings в Киеве, пишет «Интерфакс» в четверг, 15 ноября.

По словам Люнгмана, сейчас резервы на уровне более $ 18 млрд, они покрывают три месяца будущего импорта. «Но наша оценка такова, что для Украины такой уровень резервов все еще является низким. Он должен составлять примерно $30 млрд, – это не точная цифра. Поэтому политика Национального банка Украины (НБУ) по покупке валюты в резервы является правильной», – сказал он. Низкий уровень международных резервов свидетельствует о провальной монетарной политике, которую проводит НБУ.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Представители МВФ признают, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи. Поэтому Фонд предложил новую краткосрочную программу Stand-by (ставка – 3,5 %, 14 месяцев), которая должна заменить соглашение в рамках расширенного финансирования EFF (долгосрочный кредит на 10 лет по ставке 3 %). Однако для получения валютных средств, которые пополнили бы международные резервы, Украина должна выполнить ряд требований МВФ (увеличить тарифы на тепло, принять согласованный бюджет).

Следует отметить, что по состоянию на 01.11.2018 международные резервы (оперативные данные НБУ) были равны $ 16,7 млрд. С начала года они сократились на $ 2,15 млрд, или на 11,5 % (2012 – $ 31,2 млрд). Основным катализатором уменьшения резервов стали платежи правительства и НБУ по государственному долгу. Так, было выплачено $ 2,5 млрд для погашения и обслуживания государственного и гарантированного госдолга, из них $ 1,4 млрд – направлено на выплату купона по облигациям внешнего государственного займа.

Между тем, чистые международные резервы НБУ (за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец октября 2018 года составили всего $ 6,3 млрд (на конец 2013 года – $ 15,2 млрд). При этом, по прогнозу КМУ, дефицит торгового баланса в 2018 достигнет $ 7,7 млрд (7 % от прогнозного ВВП в 2018 году). В годовом выражении (сентябрь 2017 – август 2018) дефицит торгового баланса составляет $ 10,5 млрд, а отток по финансовому счету – $ 5,1 млрд. Даже приток валютных переводов заробитчан ($ 9,5 млрд) не сможет перекрыть данное падение, вследствие чего под конец года можно будет ожидать усиление девальвационных процессов.

Кроме того, к концу 2018 года Украина должна перечислить три транша МВФ общей суммой $ 590,8 млн (2019 – $ 1,82 млрд). Погашать валютные долги за счет только внутренних заимствований невозможно, так как на рынке недостаточно свободной валютной ликвидности. Международные инвесторы также приостановили выделение новых траншей, так как на международных рынках формируется тренд к оттоку капитала с развивающихся стран.

Поэтому сегодняшний низкий уровень международных резервов существенно увеличивает дефолтные и девальвационные риски страны, в то время как экономика не в состоянии генерировать валютные доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


Более 15 тыс. грн в месяц зарабатывают 12 % украинцев, – Госстат

Минимальную зарплату получают 7,4 % работников, свыше 15 тысяч – 11,8 %. Начисления в пределах минимальной заработной платы (3723 грн) в сентябре 2018 года имели 7,4 % штатных работников в Украине. Об этом сообщает «РБК-Украина» со ссылкой на данные Государственной службы статистики.

По данным статистического ведомства, доля работников с заработной платой от 3723 грн до 6000 грн составляла 39,5 %. Более 6000 грн получают 53,1 % работников. При этом у 26,8 % штатных работников начисленная заработная плата превышала 10000 грн (в том числе 11,8 % получали более 15000 грн), добавили в Государственной службе статистики.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Информация о том, что 12 % украинцев зарабатывают в месяц свыше 15 000 грн – ложь, так как на самом деле их не более 2 %.
Так, официально население Украины составляет 42,2 млн человек. Из общего числа граждан занято всего 16,28 млн, или 38,6 %; остальные – это пенсионеры, дети и безработные. Из 16,28 млн занятых украинцев только 7,64 млн (47 %) человек являются штатными работниками, которые регулярно получают з/п; остальные 8,64 млн – самозанятые (работают на собственном огороде, занимаются предпринимательством, подрабатывают), что не подразумевает получения постоянного стабильного заработка. О доходах самозанятых статистика ничего не говорит – эти данные не берутся в расчет.

Из 7,64 млн штатных работников, по которым рассчитывается средняя з/п в Украине, 73 % (5,6 млн человек) зарабатывают в месяц менее 8 000 грн чистыми и всего 27 % (2 млн человек) – более 8000 грн. Свыше 15 000 грн получают 11,8 % от 7,64 млн штатных работников (862 тыс. человек, или 2 % всех украинцев). Как видим, только у 18 % (7,64 млн человек) населения Украины есть постоянная стабильная заработная плата (это даже не каждый 5-й); свыше 8000 грн «чистыми» имеют лишь 2 млн человек, или 5 % населения страны (каждый 20-й); более 15 000 грн зарабатывают 2 % всех украинцев (каждый 50-й); у большинства же работающих людей в Украине доход практически «не совместимый с жизнью». В развитых странах безработным выплачивается ежемесячное пособие, в разы превышающее средний доход работающего украинца.

Стремясь к власти в 2014 году, Порошенко и его команда обещали, что жизнь людей в Украине станет лучше, а доходы – выше. Однако на деле власть не смогла удержать уровень жизни населения даже на старом «домайдановском» уровне, не говоря уже об улучшении ситуации.

В конце 2013 года средняя заработная плата в Украине была на урове $ 453 (3619 грн при курсе 7,99 грн за 1 $), сегодня – $ 320 (9042 грн при курсе 28,2 грн за 1 $). Власть заявляет о росте номинальной зарплаты на 23 %, а реальной – на 12,9 %, но и это не более чем статистическая манипуляция, поскольку «скачок» цен за этот период (по информации того же Госстата) превышает динамику по заработным платам, т. е. фактическая покупательская способность украинцев за год не выросла, а, наоборот, упала.
Только за последний год цены на социальные товары и услуги увеличились следующим образом:
 хлеб – на 18–20 %;
 крупы – на 20–103 %;
 мясо на 10–18 %;
 колбасы – на – 17 %;
 яйца – на 56 %;
 сало – на 36 %;
 свекла – на 33 %;
 морковь – на 87%;
 табачные изделия – на 25 %;
 бензин – на 19 %;
 дизтопливо – на 23 %;
 автогаз – на 27 %;
 городской транспорт – на 30%.

В результате статистически доход якобы вырос, но приобрести за него можно существенно меньше, чем годом ранее.


ЕП одобрил предоставление Украине € 1 млрд помощи

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон о ратификации меморандума о взаимопонимании между Украиной и Европейским Союзом о предоставлении Украине макрофинансовой помощи ЕС в сумме до миллиарда евро. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

У президента напомнили, что условием получения каждого из двух траншей макрофинансовой помощи ЕС на сумму до € 500 млн является выполнение ряда согласованных сторонами мер.

14 сентября Украина и ЕС подписали кредитное соглашение и меморандум о предоставлении 4-й программы макрофинансовой помощи на € 1 млрд. Верховная рада Украины ратифицировала меморандум 8 ноября 2018 года. Напомним, Украина в прошлом году так и не получила третий транш в сумме € 600 млн из предыдущей программы макрофинансовой помощи.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как ранее отмечал «Публичный аудит», макрофинансовая помощь – это вовсе не безвозвратные средства, переданные украинской стороне для расходования на собственные нужды, это долгосрочный кредит с процентами, который ЕС предоставляет государствам-партнерам. Кредиты в рамках макрофинансовой помощи финансируются за счет заимствований ЕС на рынках капиталов. Ранее процентная ставка данного кредита, выданного сроком на 15 лет, устанавливалась на уровне до 2% годовых. Однако, с учетом удорожания заемных ресурсов на мировых рынках, реальная процентная ставка для Украины может оказаться намного выше. Помощь предназначена для сокращения дефицита торгового баланса и финансовой уязвимости. Использование помощи должно контролироваться Еврокомиссией.

Кроме того, Еврокомиссией были сформированы предварительные условия, необходимые для получения кредита: реализация налоговой и таможенной политики, борьба с коррупцией, запуск малой приватизации, проведение реформ в сферах энергетики, здравоохранения и социальной защиты.

Если условия не будут выполняться, ЕК временно приостановит или отменит выделение макрофинансовой помощи. Например, в прошлом году Украина не получила третий транш в сумме € 600 млн из предыдущей программы. Причиной этого стало нежелание украинской стороны вводить автоматическую проверку электронных деклараций, пересмотреть вопрос е-декларирования для активистов и создать реестр конечных собственников предприятий.

В условиях макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы готовы присутствовать на украинском рынке заемного капитала только на условиях высоких процентных ставок по ценным бумагам, что существенно увеличивает обслуживание госдолга и негативно влияет на дефолтные риски в будущем. Вследствие этого, единственными кредиторами для Украины остаются МВФ и ЕС. Между тем, судьба сотрудничества с МВФ сегодня остается неопределённой.

В условиях невозможности украинской экономики генерировать дополнительные доходы, наличие высоких будущих выплат по обязательствам приведет к повышенному спросу на валюту на внутреннем рынке со стороны государства. Следует также отметить, что макрофинансовая помощь может быть направленна на финансирование бюджетного дефицита, что, несомненно, важно для власти в преддверии выборов.


Впервые для более 240 тыс. бытовых потребителей газа Волыни применили стандартные условия оплаты

В счетах за потребленный газ в октябре объем использованного топлива в домах и квартирах волынян приведенный к стандартным условиям. В счетах для населения это делается впервые, хотя для остальных потребителей газа его приведения к стандартным условиям применяется еще с декабря 2015 года.

«На Волыни в конце сентября сумма долга за газ перед НАК “Нафтогаз” составляла около 360 млн грн. Представьте после отопительного сезона какой будет эта сумма и что делать дальше предприятию. Государство сегодня ничего не делает для того, чтобы упорядочить эти нормы. Поэтому мы вынуждены выставлять для населения стандартные условия. Это не какая-то дополнительная плата, это просто те реальные объемы, которые оператор ГРМ (облгаз) передает нам для реализации», – комментирует директор ООО «Волыньгаз сбыт» Николай Тищук.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В счетах за газ, потребленный населением в октябре, объемы газа (измеренные счетчиками) уже приведены к стандартным условиям расчета по порядку, предусмотренному Кодексом ГРМ. Это позволяет привести расчет текущего потребления газа, измеренного обычными счетчиками, к стандартным условиям – такими в Украине являются температура +20 и давление 760 мм – в любом регионе страны.

Температура окружающей среды непосредственно влияет на объем газа, прошедший через обычный бытовой счетчик, установленный на улице. Это связано с физическими свойствами газа: при более низкой температуре – сжиматься, а при более высокой – расширяться. Поэтому для корректных расчетов его потребление приводят к стандартным условиям.

Мало того, что цена самого газа повышена правительством до 8 550 грн, в некоторых областях Украины поставщики газа решили дополнительно накрутить платежки населению на 5–12%. Методика приведения объемов природного газа к стандартным условиям утверждена Минтопенерго еще в 2004 году, но до этого времени для расчетов с населением не применялась.

Согласно этой методике, объем газа, который вымерял счетчик (без автоматической регулировки температуры и давления газа) умножается на повышающий или понижающий коэффициент, в зависимости от местоположения счетчика и температуры воздуха. Так, например, в Киеве в январе при счетчике на улице объем газа умножается на 1,10 (+10%), в Запорожской области – на 1,11 (+11%), в Ровенской – на 1,09 (+9%), а в Луганской – на 1,12 (+12%). Если счетчик газа находится в отапливаемом помещении, то в Киеве объем газа умножается на 1,04 (+4%), в Запорожской области – на 1,06 (+6%), в Ровенской – на 1,03 (+3%), а в Луганской – на 1,06 (+6%).

Несмотря на тот факт, что нормативные документы для всех поставщиков газа одинаковы, такие начисления пока применяются не повсеместно, а это говорит о том, что такие доначисления являются инициативой самой газопоставляющей компании.
НКРЕКУ никакой официальной информации по этому поводу не публиковала и население о таких нововведениях никто заранее не информировал.

В феврале 2018 года НКРЕКУ обращалась к поставщикам газа с требованием «воздержаться от начисления потребителям каких-либо дополнительных платежей за газ». Комиссия обращала внимание поставщиков газа на то, что в счете потребителю поставщик природного газа должен указывать такие составляющие, подлежащие уплате:
• цена природного газа как товара;
• тариф на услуги транспортировки природного газа;
• тариф на услуги распределения природного газа;
• торговая надбавка (наценка);
• НДС.

Кроме того, НКРЕКУ грозила поставщикам газа санкциями в виде штрафа до 50 000 необлагаемых минимумов за выставление бытовым потребителям требований о необходимости уплаты дополнительных платежей. То есть гражданам, получившим непонятные платежки с завышенными суммами, можно письменно обратиться в НКРЕКУ с требованием проверить законность и обоснованность действий своего поставщика газа.