Дайджест 13-19/08/2018

«Нафтогаз» увеличил цену закупки газа на внутреннем рынке

«Нафтогаз» повышает цену предложения на закупку газа на внутреннем рынке в августе. Об этом говорится в сообщении пресс-службы НАК в понедельник, 13 августа.

Отмечается, что с учетом предложений участников рынка «Нафтогаз» повышает цену предложения на закупку в августе газа собственной добычи у частных газодобывающих предприятий на 1,5 % – с 8088 до 8209 грн за тысячу кубометров (без НДС).
«В связи с тем, что в период летнего сезона спрос на газ традиционно низкий, “Нафтогаз” не получил ни одного предложения от поставщиков газа. Поэтому компания увеличила предложенную цену на август», – поясняется в сообщении компании в понедельник.

В августе 2018 года НАК «Нафтогаз Украины» установил цену на газ для промышленности в 9 850 грн за тыс. м3 с НДС.
При этом для населения НАК предлагает увеличить цену газа сверх социальных нормативов с 6 960 грн тыс. м3 до 11 470 грн тыс. м3.  Таким образом, компания планирует установить для населения Украины, которое потребляет украинский газ, цену на 16,5 % выше, чем для промышленности, которая потребляет импортный газ.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Вопрос с ценой на газ для населения остается открытым, но для принятия решения у правительства осталось две недели: с 1 сентября истекает срок действия постановления Кабмина № 187, которым установлена действующая цена на газ и которое уже многократно продлевалось. Если правительство пойдет на повышение стоимости «голубого топлива», украинцев ждет очередное повышение всех ЖК-тарифов, что на фоне урезания субсидий приведет к ещё большему ухудшению платежной дисциплины, росту долгов, кризису неплатежей – в целом к коллапсу в сфере ЖКХ и массовым протестным движениям.

Если правительство не решится это и оставит тарифы на прежнем уровне, это может негативно отразиться на отношениях с МВФ и лишить власть ожидаемых кредитов.

Повышение стоимости газ для промышленности предусматривает дальнейший рост цен на потребительские товары и продукты питания, в том числе и социальной группы, которые и так за последний год увеличились до 70 %.

Предложения «Нафтогаза» для промышленности можно считать относительно справедливыми, поскольку данная категория потребляет на 100 % импортный газ (млрд м3):
год — промышленность — импорт
2015 ——– 12,10 ———– 16,45
2016 ——– 11,20 ———– 11,08
2017 ——– 9,10 ———– 14,10

При этом предложения по цене для населения и ТКЭ, которые потребляют украинский газ, являются абсурдными, необоснованными и грабительскими. Так, общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
год ——- потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,80————- 20,80

При себестоимости добычи украинского газа в 2017 году в 2926,0 грн за 1 тыс. м3 с налогами (или 1033,0 грн за 1 тыс. м3 без них) его предлагают продавать населению по цене до 11 470 грн/тыс. м3, т. е. практически в 4 раза дороже (с наценкой в 300 %). Если в 2015 году часть населения верила, что повышение тарифов необходимо, а дополнительные средства от их повышения пойдут на развитие жилищно-коммунальной и газовой отраслей, то в 2018 году такие мысли у людей рассеялись. Большинство из них наконец-то поняло, что никакого развития нет, а власть дополнительные средства банально грабит. В связи с этим предстоящий процесс повышения тарифов будет для правительства непростым и болезненным, поэтому власть имущие и тянут с принятием решения уже практически год.


Стало известно, за сколько могут продать «Приват»

Кабинет Министров оценил в 40–65 млрд грн стоимость «Приватбанка» к 2022 году. Оценка была рассчитана для стратегии развития банка до 2022 года. При этом «Приватбанк» будет строить свою работу по схеме «сбалансированное развитие с избирательным подходом к корпоративным клиентам». Согласно этой схеме построения работы предполагается сохранение доли банка на рынке кредитования физических лиц (35 %), увеличение доли кредитования малого и среднего бизнеса (с 5 % до 15 %) и корпоративных клиентов (с 1 % до 5 %).

Эта схема реализации стратегии предполагает, что стоимость банка к 2022 году составит 62 млрд грн, а мультипликатор продаж составит 1,7. Отметим, что по итогам 2017 года «Приватбанк» получил убыток в размере почти 23 млрд грн. При этом другие государственные банки закончили прошлый год с прибылью.

Национализированный «Приватбанк» планируют приватизировать в 2022 году на последнем этапе пятилетней стратегии развития банка, разработанной компанией McKinsey. Речь идет о 100 % продаже всего пакета.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что Минфин владеет «Приватбанком», «Ощадбанком», «Укргазбанком» и «Укрэксимбанком». Такая ситуация не нормальна, это не рыночно и грозит закончиться монопольным сговором госбанков. Остальные участники рынка, в том числе европейские, не чувствуют себя в этой среде комфортно.

Стоимость «Приватбанка» сейчас оценить невозможно. Для того чтобы продать банк, его нужно подготовить к продаже.
Ранее государство вложило в банк 155 млрд грн, которые должны быть возвращены по курсу на момент продажи. Кроме того, необходимо учитывать выплаты государством процентов по гособлигациям, которые были внесены в капитал «Приватбанка», что может составлять около 1 млрд грн расходов ежемесячно.

Согласно расчетам КМУ мультипликатор продажи (цена/стоимость капитала) может составлять от 1,4 в случае развития банка как универсального до 1,8 при концентрации банка только на платежах, работе с ликвидностью и отказе от всех рисковых операций, в результате чего банк будет оценен в 40–65 млрд гривен. Однако по состоянию на 01.01.08 собственный капитал банка, согласно МСФО, был оценен в 25,6 млрд грн, а с учетом мультипликатора продаж (1,4), стоимость «Привата» может сегодня составлять 35,8 млрд грн.

По итогам 2017 года он получил 22,966 млрд грн убытка, а непокрытый убыток прошлых лет составил 176,029 млрд грн, что связано в основном с резким увеличением расходов (с 7,99 млрд грн за три квартала до 20,95 млрд грн за год), целесообразность которых неясна.

Скорее всего, убытки «Приватбанка» будут покрываться за счет монетизации ОВГЗ, что приведет к усилению инфляционного давления в стране. Регулятивный капитал банка на 1 июля 2018 года составляет 20,5 млрд грн, достаточность регулятивного капитала (Н2) – 18,39 % (при норме не менее 10 %), мгновенная ликвидность (Н4) – 38,37 % (при норме не менее 30 %).

Следует отметить, что объём кредитного портфеля банка составляет 41,5 млрд грн, при этом общий объём вкладов – 206,9 млрд грн. Доходы он генерирует за счет мобилизации средств с населения (вклады физлиц – 166 млрд грн), за которые покупает госбумаги с более высокой ставкой дисконта. Однако наличие такого большого портфеля вкладов физлиц в условиях нестабильной монетарной политики несет высокие риски всему банковскому сектору страны.

В апреле рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило «Привату» долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги на уровне CCC+/C (очень высокий кредитный риск), после чего рейтинги S&P были отозваны по просьбе банка. С учетом судебных процессов в Украине и за рубежом, где бывшие владельцы пытаются доказать незаконность национализации банка, потенциальных инвесторов может заинтересовывать только существенный дисконт на проблемный актив.

В августе 2005 года австрийская группа Raiffeisen Int купила 93 % банка «Аваль» за $ 1 млрд и ещё $ 28 млн отдала за процессинговый центр. Между тем, стоимость системного «Приватбанка» (согласно данным НБУ на 01.06.2018 по размеру чистых активов он занимал 1-е место среди 84 действовавших в стране банков – 258,376 млрд грн) с учетом всех вложений и вероятной девальвации к 2022 году может оказаться менее $ 1 млрд. В случае продажи банка с таким дисконтом государство зафиксирует для себя существенные убытки (за счет налогоплательщиков) и продемонстрирует неэффективность управленческих решений.


Украина должна сократить расходы бюджета – Fitch

Доход госбюджета вырос, но уровень дефицита все ещё не вышел на показатель в 2,5 % ВВП. В связи с этим стране придется сокращать расходы. Украина не решила два важных вопроса, прописанных в программе сотрудничества с МВФ. Речь идет о потенциальных изменениях в Госбюджет–2018 и корректировке тарифов на газ для населения. Об этом говорится в пресс-релизе рейтингового агентства Fitch Ratings.

«Во втором квартале 2018 года показатели доходности госбюджета улучшились, но, вероятно, понадобится пересмотр уровня затрат для достижения целевого показателя дефицита», – отмечают аналитики агентства.

В частности, Fitch напоминает, что в июле украинское правительство ещё на месяц оставил неизменными цены на газ для населения; на данный момент переговоры с МВФ относительно формулы тарифов продолжаются. При этом в дальнейшем «возможны осложнения в переговорах по политическим соображениям», учитывая, что приближаются отопительный сезон и предстоящие в 2019 году выборы, отмечает Fitch.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В сентябре ожидается приезд в Украину миссии МВФ для переговоров с правительством о выделении Украине транша в $ 1,9 млрд в обмен на сокращение дефицита бюджета и повышение цен на газ для населения. Невыполнение взятых обязательств со стороны правительства Украины может грозить прекращением сотрудничества с МВФ и дефолтом в среднесрочной перспективе, поскольку у Министерства финансов отсутствует возможность привлечь недостающие $ 5 млрд без поддержки МВФ и получения очередного транша.

Общие расходы Украины на погашение и обслуживание государственного долга в 2018 году запланированы на уровне 305,92 млрд грн, из которых 63,2 %, или 193,4 млрд грн, – выплаты по внутренним, а 36,8 %, или 112,5 млрд грн, составляют выплаты по внешним долгам.

В 2018 году расходы на погашение государственного долга запланированы в объёме 175,72 млрд грн, из них: 114,02 млрд грн, или 64,9 %, – платежи по внутреннему, а 61,70 млрд грн, или 35,1%, – платежи по внешнему долгу (МВФ – 43,79 млрд грн, МБРР – 8,34 млрд грн, ЕБРР – 3,82 млрд грн).

Наибольшие по размерам платежи по погашению государственного внутреннего долга в 2018 году предусмотрено по ОВГЗ 2016 года в сумме 79,59 млрд грн, ОВГЗ 2017 года – в сумме 21,17 млрд грн и ОВГЗ 2013-го –11,87 млрд грн. Расходы на обслуживание государственного долга в 2018 году запланированы на уровне 130,2 млрд грн, из которых 79,34 млрд грн, или 60,9 %, – платежи по внутреннему долгу и 50,86 млрд грн, или 39,1 %, – платежи по внешним долгам.

Правительство Украины собственноручно загнало себя в тупик, беря кредиты у МВФ и других организаций на неприемлемых для страны и живущих в ней людей условиях. Пообещав Международному валютному фонду регулярно (каждые полгода) пересматривать цену на газ для населения, ввести абонплату на все жилищно-коммунальные услуги и сократить расходы бюджета на социальные выплаты и субсидии, правительство, мягко говоря, погорячилось, и время расплаты за эту ошибку неизбежно приближается.

Через 2 недели Украину ждет два варианта развития событий, причём, оба негативные.
1-й: Кабмин повысит стоимость газа для населения до 11–11,5 тыс. грн за 1 тыс. м3, что окончательно добьёт и без того низкий рейтинг власти, спровоцирует массовые протестные движения с непредсказуемыми последствиями.
2-й: Кабмин оставит цену на прежнем уровне, но при этом останется без финансовой поддержки МВФ, что грозит подрывом международной репутации, экономическим кризисом и всем, что из этого вытекает: падением курса гривны, ростом цен, снижением доходов. Несомненно, это также негативно скажется на репутации и рейтингах власти, может привести к протестным движениям.


Украинская экономика ускорилась до 3,6 %

Во втором квартале 2018 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) Украины составил 3,6 %, тогда как в первом квартале темп роста был ниже – 3,1 %. Такую оперативную оценку обнародовала Государственная служба статистики во вторник, 14 августа.

«Реальный ВВП во II квартале 2018 года по сравнению с предыдущим кварталом (с учетом сезонного фактора) увеличился на 0,9 %, а по сравнению со II кварталом 2017 года – на 3,6%», – говорится в сообщении. Согласно графику, ВВП Украины в годовом выражении растет десятый квартал подряд, при этом рост ускоряется третий квартал подряд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По предварительным данным Госстата, реальный ВВП во II квартале 2018 по сравнению с предыдущим кварталом увеличился на 0,9 %, а по сравнению со II кварталом 2017 – на 3,6 %. Номинальный ВВП за I квартал 2018 года был равен 700,4 млрд грн, что на 109 млрд грн (на 18,5 %) больше, чем за аналогичный период предыдущего года. С учетом прироста реального ВВП во II квартале и инфляционного воздействия (II квартал 2018 – +0,8 %) номинальный ВВП за первое полугодие должен составлять 1,412 трлн грн, что на 12,5 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

При данном росте номинального ВВП стоит отметить, что кумулятивный индекс промышленного производства с начала года упал на 12,3 % (добывающая промышленность – -6,3 %, перерабатывающая промышленность – -11,9 %), что свидетельствует о количественном сокращении производства. Индекс цен производителей за соответствующий период составил 9,7 %, что более чем в 2,6 раза выше официального уровня инфляции (3,6 %). Внешнеторговый баланс Украины в I полугодии 2018 года сведен с дефицитом в $ 3,8 млрд, что на 27 % больше дефицита за аналогичный период 2017 года.

Следует отметить, что на рост номинального ВВП повлияли такие факторы:
– инфляция (рост индекса цен производителей) – 9,7 %, или 136,9 млрд грн;
– внешние заимствования (валютные ОВГЗ) – 4 %, или 56 млрд грн ($ 2,13 млрд);
– эмиссия – 2 %, или 28,2 млрд грн;
– манипуляции с данными внешней торговли – 6 %, или 82,7 млрд грн (по данным Госстата, дефицит внешней торговли – 17,3 млрд грн, по данным НБУ – 100 млрд грн).

Кроме того, «Публичный аудит» ранее предположил, что рост номинального ВВП также связан с перерасчетом валютных поступление из-за границы по новой методологии НБУ. Такие действия объясняются тем, что в период правления Кабмина Яценюка – Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга взамен на ВВП-варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать существенные выплаты, которые будут зависеть от темпов роста ВВП, фиксируемых Госстатом.
Поэтому благодаря манипуляциям с подсчетами номинального и реального ВВП на сегодня искусственно создаются условия для выплат по ВВП-варрантам внешним кредиторам.

Кроме того, принятый бюджет на 2018 год невозможно назвать бюджетом развития, так как главная часть увеличения расходов выделяется на дотации, субсидии, финансирование силового блока, а не на развитие экономики. Как результат, выполнение доходной части следует ставить под сомнение (по итогам I полугодия невыполнение плана составило 14 млрд грн), в результате чего возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита.

Данная ситуация подтверждает, что увеличение номинального ВВП, о котором информируют государственные представители, связан исключительно с эмиссионной политикой государства в условиях количественного падения производства и осуществления заимствований – в итоге государство на сегодня не может мобилизовать доходы на финансирование необходимых программ. Кроме того, будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов, что при низком администрировании налогов приведет к запуску «печатного станка».


«Нафтогаз» показал методику расчета стоимости транзита газа

«Нафтогаз Украины» обнародовал проект новой методики определения и расчета стоимости транспортировки газа по европейским правилам. Об этом сообщает пресс-служба компании на официальном сайте. «НАК “Нафтогаз Украины” опубликовала проект методики определения и расчета тарифов на услуги по транспортировке природного газа для точек входа и точек выхода на основе многолетнего стимулирующего регулирования», – говорится в сообщении.

Отмечено, что методика была разработана «Укртрансгазом» совместно с независимой международной компанией The Brattle Group, которая специализируется на предоставлении консультационных услуг национальным регуляторам энергетических рынков.

Также в пресс-службе НАК сообщили, что специалисты этой компании вместе с экспертами «Укртрансгаза» разработали предложения по внесению изменений в действующую методику определения и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сохранение транзита российского газа через Украину после 2019 года напрямую зависит от взаимоотношений России и Украины к тому времени. После завершения строительства «Северного потока – 2» со стороны России острой потребности в транзите газа через Украину не будет, поэтому сохранение объёмов зависит от общей политики Украины по отношению к РФ.

«Нафтогаз» предлагает снизить стоимость транзита по территории Украины в 2,3 раза с 2019 года. При расчете тарифов, по данным компании, «Нафтогаз» исходил из сценария почти полной загрузки мощностей газотранспортной системы Украины на точках выхода в ЕС – то есть, с учетом транзита газа на уровне 141 млрд куб. м/год.

В случае перевода рассчитанных тарифов за мощность в тарифы объёмов физической транспортировки в расчете на 100 км, расчетная средняя стоимость транзита через территорию Украины на новый регуляторный период составит около $ 2,17 /тыс. м³ на 100 км (с НДС и топливной составляющей). Этот уровень тарифа является на 20 % меньше ставки за транзит по существующему контракту с ПАО «Газпром», а также в 2,3 раза меньше средней стоимости транзита по действующим регулируемым тарифам.

Само по себе предложение «Нафтогаза» по цене транзита является неплохим, и в условиях дружеских, партнерских отношений между РФ и Украиной могло бы стать вполне приемлемым. Однако «Нафтогаз» – украинская компания, а действующее правительство нашей страны внедряет повсеместную антироссийскую политику, которая не сближает страны, а наоборот, обостряет отношения и разрушает возможное сотрудничество.

Чего только стоят недавние заявления и инициативы члена правительства Омеляна:
«С Россией можно говорить или языком оружия, или языком санкций. Эта страна полностью слетела с катушек»;
«Украина рассматривает вариант закрытия железнодорожного сообщения с Россией»;
«Омелян призвал создать “санитарный кордон” на границе с Россией, который применялся в Европе против проникновения коммунистических идей»;
«Киев возобновит поставки питьевой воды в оккупированный Крым, только при условии, что Россия вернет Крым и Кубань Украине».

Если политика украинских властей по отношению к России к 2019 году изменится, прекратится антироссийская пропаганда, ущемление прав русскоговорящего населения, будут аннулированы торговые запреты и санкции, прекратятся инициативы по прекращению транспортного сообщения между нашими странами, начнется переход от политики вражды и противостояния к дружбе и взаимовыгодному партнерству, то и в вопросах транзита проблем не будет.

Если же антироссийская политика будет продолжаться и дальше, то рассчитывать на партнерство по транзиту газа и развитие отношений по другим экономическим вопросам не следует, независимо от предлагаемых Украиной методики и условий.


Реальные зарплаты украинцев выросли

В первом полугодии 2018 года реальные зарплаты украинцев выросли на 12% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Об этом сообщает пресс-служба Минсоцполитики. «Индекс реальной заработной платы за январь-июнь 2018 года по отношению к соответствующему периоду 2017 года составил 112%», – говорится в сообщении.

Отмечено, что при этом среднемесячная зарплата работников за январь-июнь 2018 года составила 8377 грн, что на 26,2% больше, чем в соответствующем периоде 2017 года. Как сообщается, самые низкие зарплаты в этот период получали работники почтовой и курьерской отрасли – 4 901 грн (58,5% к среднему уровню по экономике), а самые высокие зафиксированы за работниками авиационного транспорта – 32 826 грн (391,9%).

В разрезе регионов наиболее низкие зарплаты за этот период фиксировались в Черновицкой области – 6 518 грн (77,8% к среднему уровню по экономике), а самые высокие в Донецкой области – 9 273 грн (110,7%). В г. Киев – 12 857 грн (153,5%).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Все заявления Правительства об успехах базируются на краткосрочной статистике. Власть сравнивают то, что было вчера, с тем, что есть сегодня, текущий месяц к прошлому, не оценивая результаты своей работы комплексно за весь период.

Представим ситуацию, что в крупный банк пришел новый директор со своей командой. За первые два года работы нового руководства доходы банка упали в 2,4 раза, а за последующие 2,5 года работы падение удалось остановить и обеспечить рост в 1,6 раза (но не от первоначального дохода, а от самого нижнего уровня падения). Таким образом, новое руководство банка нанесло ущерб его собственникам, который не смогло возместить, не говоря уже о том, что собственники рассчитывали на прибыль, а не на убытки.

Аналогичная ситуация и со средними зарплатами украинцев. Проголосовав на выборах за команду БПП и Народного фронта, люди рассчитывали на рост доходов до европейского уровня, который обещала новая команда руководителей страны, но их цинично обманули и ограбили.

По состоянию на декабрь 2013 года средняя заработная плата в Украине была $ 453 (3619 грн при курсе 7,99 грн/$). Далее, начиная с 2014 года, в Украину (как в крупный банк) пришла новая руководящая команда.
В 2014 году средняя з/п равнялась $ 293 (3480 грн, при среднегодовом курсе НБУ 11,8 грн/$).
В 2015 году средняя з/п – $ 192 (4195 грн, при среднегодовом курсе НБУ 21,84 грн/$).
За 2014-2015 годы уровень средней зарплаты в Украине упал в 2,4 раза, соответственно, для возврата к прежнему уровню доходов дальнейший рост зарплат должен составить минимум 140%.
В 2016 году средняя з/п – $ 203 (5183 грн, при среднегодовом курсе НБУ 25,55 грн/$).
В 2017 году средняя з/п – $ 267 (7104 грн, при среднегодовом курсе НБУ 26,59 грн/$).
В І полугодии 2018 года средняя з/п – $ 313 (8377 грн, при среднегодовом курсе НБУ 26,74 грн/$).
За 2016 – 1 полугодие 2018 годы уровень средней зарплаты в Украине увеличилась в 1,63 раза, при падении за 2014-2015 в 2,4 раза.
Поэтому говорить об абсолютном росте з/п еще очень и очень рано, для начала нужно хотя бы вернуться на отправную точку в $ 453 (что на сегодня составляет 12 430 грн), пока этого нет – все население Украины «в убытке».

Потери работающих людей от снижения доходов за 2014 год (которых на тот момент насчитывалось 18,07 млн человек) составили $ 34,7 млрд, а это по $ 1920 на каждого.
В 2015 году 16,44 млн работающих украинцев потеряли $ 51,46 млрд (по $ 3130 на каждого).
В 2016 году 16,27 млн работающих потеряли $ 48,83 млрд (по $ 3001 на каждого).
В 2017 году 16,15 млн работающих потеряли $ 36 млрд (по $ 2232 на каждого).
За І полугодие 2018 года 15,37 млн работающих потеряли $ 12,9 млрд (по $ 840 на каждого).
Суммарно потери работающих украинцев от снижения доходов, за 4,5 года составили – $ 183,89 млрд (по $ 11 964 на каждого).

Таким образом, в результате действий или бездействия должностных лиц нынешней правящей команды, каждому работающему человеку в Украине нанесен ущерб в размере $ 11 964, но вместо того, чтобы искать пути и способы возмещения нанесенного ущерба, Порошенко и его команда пытаются «запудрить людям мозги» показателями роста последних двух лет, не упоминая о предшествующих потерях и не оценивая свою работу комплексно за весь период.


В Украине рост поступлений от таможенных платежей

Государственная фискальная служба за семь месяцев 2018 года перечислила в госбюджет более 195 млрд грн таможенных платежей. Об этом в четверг, 16 августа, сообщает пресс-служба ГФС. «В течение января-июля 2018 года в государственный бюджет перечислены 195,3 млрд грн таможенных платежей. Это на 15%, или на 25,9 млрд грн превышает показатель семи месяцев 2017 года», – говорится в сообщении.

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года фиксируется положительная динамика и постепенный рост объемов ввоза товаров на таможенную территорию Украины, уровня таможенной стоимости и таможенных платежей, отметили в профильной службе.

Объемы налогооблагаемого импорта товаров в январе-июле выросли на вес до 37,8 млн тонн, что на 5% больше января-июля 2017 года, и по таможенной стоимости – почти до $ 28,4 млрд, или на 16% больше соответствующего периода прошлого года.
Отмечается, что за указанный период таможенные платежи по импорту составили $ 7,4 млрд. Это на 15% превышает соответствующий показатель прошлого года. Кроме того, уровень таможенной стоимости облагаемого импорта увеличился на 9,8% до 0,75 $/кг.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, за семь месяцев 2018 года таможенными подразделениями ГФС перечислено в бюджет 162,8 млрд грн, что на 5 млрд грн меньше плановых показателей, утвержденных Минфином. Сальдо государственного бюджета за первое полугодие не выполнено на 3% или 15,7 млрд грн (общий фонд – 13,9 млрд грн), что влечёт за собой увеличение бюджетного дефицита. Сегодняшние девальвационные настроения в будущих периодах увеличат таможенные поступления. Между тем, в краткосрочном периоде увеличится инфляция, что негативно повлияет на макроэкономическое состояние.

Следует отметить, что сборы таможенных органов за семь месяцев 2018 года выросли на 10% к аналогичному периоду предыдущего года. Между тем, по данным НБУ, общая фактурная стоимость импорта за 7 месяцев 2018 года выросла на 15,5% к аналогичному периоду предыдущего года. Поэтому работа таможенных органов сегодня неэффективна, несмотря на заявления о борьбе с контрабандой.

Наиболее популярные схемы контрабанды:
– оформление грузовых автомобилей как пустых, хотя на самом деле они заполнены дорогостоящим товаром;
– пересечение границы большой группой лиц, которая по частям переносит партию товара в качестве ручной клади;
– подмена документов на товар, делающая его дешевле реальной стоимости;
– использование офшорных компаний, когда через симуляцию нарушений и дальнейшее решение суда якобы возвращают товар, хотя на самом деле импортируют его;
– ввоз низкокачественного топлива под видом «Евро-4».

Следует отметить, что в условиях борьбы между силовыми ведомствами за сферы влияния на таможне еще более слабеет контроль за настоящими правонарушителями, расширяются возможности серого и черного импорта, контрабандистов, которые применяют различные схемы уклонения от уплаты таможенных сборов и приобретают преимущества перед легальными предпринимателями.

Последствия неэффективной работы фискальных органов может привести к тому, что финансирование бюджетных расходов будет проводится за счет эмиссии. В условиях увеличения денежной массы (при сокращении производства) вполне вероятны дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно влияют на экономику.


НКРЭКУ рассмотрит отмену формулы ценообразования угля «Роттердам+»

Формула формирования цены на уголь «Роттердам +» может быть отменена на следующей неделе. Об этом свидетельствует проект открытого заседания Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

В Комиссии заявили, что на заседании 23 августа планируется привести действующую нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями закона «О рынке электроэнергии», что начинает действовать в следующем году. Помимо прочих потеряет силу постановление от 3 марта 2016 № 289 «Об утверждении Порядка формирования прогнозируемой оптовой рыночной цены электрической энергии», согласно которому закупочные цены на уголь для тепловой энергетики начали рассчитываться на основе европейского индекса API2 (угольная биржа Роттердама).

«Мы планируем принять порцию новых документов. А также признать утратившими силу те документы, которые не находят свое применение в условиях нового рынка электроэнергии. Это правила формирования тарифов на розничном и на оптовом рынке, в частности порядок формирования оптовой цены электроэнергии», – прокомментировала председатель комиссии Оксана Кривенко.

«Некоторые документы теряют силу с апреля 2019 года, а некоторые с 1 июля 2019 – с даты введения новой модели рынка. Некоторыми документами мы будем пользоваться до полномасштабного внедрения нового рынка, потому что еще есть переходные периоды, в течение которых невозможно все одновременно отменить. И необходимо правильно формировать в частности свою тарифную политику», – отмечает Кривенко.

Председатель комиссии подчеркнула, что корректировать методику формирования оптовой цены на время переходного периода нет смысла.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Формула «Роттердам+» в цене электроэнергии была введена экс-главой НКРЕКУ в апреле 2016 года, что привело к стремительному росту тарифов для ТЭС. После введения в действие формулы, еврооблигации ДТЭК подорожали на 40%. Когда они были дешевыми, их скупкой занималась компания ICU, связанная с соратниками Порошенко: Гонтаревой, Демчишиным и экс главой НКРЕКУ Дмитрием Вовком.

В апреле 2017 года НАБУ начало досудебное расследование по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами НКРЕКУ по так называемой формуле «Роттердам+» но, как и большинство громких дел, которыми занималось это ведомство, расследование ничем не закончилось. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, вступив на должность, называл схему «Роттердам+» коррупционной, обещал провести объективное расследование, но также свел данный вопрос на нет.

Тарифы на электроэнергию для населения за последние 3 года выросли в 3,5 раза, в том числе и благодаря известной формуле «Роттердам+». Этой формулой цена угля для генерации электроэнергии привязана к европейским биржевым котировкам, что, с одной стороны привело к росту тарифов, а с другой должно было обеспечить финансовым ресурсом все шахты и, соответственно, шахтеров. Но, к сожалению, от введения данной формулы не выиграли и шахтеры, вместо них всю маржу, как обычно, забрали монополисты и олигархи.

Благодаря этой схеме, ТЭС, имея в тарифе покрытия цены угля на уровне 2200 грн за тонну, покупали уголь у украинских шахтеров по 1330 грн за тонну, тем самым собрав с населения дополнительно более 10 млрд грн, оставив без денег и потребителей и шахтеров.

Отмена коррупционной угольной формулы «Роттердам+» – это, безусловно, позитивная новость. Но было бы куда лучше и поучительней для других чиновников, если бы эту формулу отменил суд по уголовному делу, открытому против авторов формулы, с последующей компенсацией нанесенных украинцам убытков. А то, что постановление, которым введена формула «Роттердам+», просто потеряет законную силу – больше похоже на то, что новый глава НКРЕКУ «подчищает хвосты» за своим предшественником.


Гройсман заявил о росте экспорта в ЕС на 35%

По итогам первого полугодия экспорт товаров и услуг из Украины в Евросоюз вырос на 35%. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман в пятницу, 17 августа. «По итогам первого полугодия имеем неплохой плюс. Рынок Евросоюза так же остается номером один для украинских экспортеров: +12,7% – рост товарного экспорта, +5,7% – рост экспорта услуг, +35% – рост экспорта товаров и услуг в ЕС», – написал Гройсман в Facebook.

В свою очередь Министерство экономического развития и торговли накануне сообщило, что в денежном выражении за шесть месяцев 2018 года экспорт товаров и услуг из Украины в ЕС вырос на $ 1,8 млрд по сравнению с анаогичным периодом 2017 года и составил $ 11,2 млрд.

По состоянию на январь-июнь 2018 Украина больше всего продает в ЕС металлы и изделия, из них $ 2,4 млрд механическое и электро-оборудование, машины и механизмы – $ 1,5 млрд, продукция растительного происхождения – $ 1,3 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Правительство, во главе с премьером Гройсманом, всячески пытается продемонстрировать населению «правильно» выбранный вектор развития отечественной экономики после подписания Соглашения о свободной торговле со странами-членами ЕС с целью заменить европейскими рынками традиционные исторически сложившиеся рынки стран – бывших республик Советского Союза. Основным достижение считается прекращение с 01.01.2016 договора о зоне свободной торговли с РФ. Вот только ЗСТ с ЕС однозначно не стало полноценной альтернативой экспорта украинской продукции в Россию. Так, объём экспортных операций отечественных товаров в 2017 году в сравнении с 2013 годом сократился на $ 11 млрд, или 74 %, в то время как экспорт в ЕС за аналогичный период увеличился на $ 0,8 млрд, или 4,8 %.

Еще одной манипуляцией, которую используют чиновники для улучшения общей картинки роста украинского экспорта в ЕС, является использование общего объема экспортных операций со всеми странами-членами Евросоюза в сравнении с объемом экспортных продаж украинской продукции в Россию. При этом, если сравнивать показатели каждой страны в отдельности, то все они не дотягивают до объемов торговли с РФ.

Вот и сейчас реальность такова: действительно, по итогам первого полугодия 2018 года экспорт украинских товаров в ЕС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 19,2%, составив $ 9,8 млрд; импорт увеличился на 12,4% и составил $ 10,8 млрд. С Россией картина выглядела следующим образом: экспорт с Украины равен $ 1,8 млрд, снизившись на 3% в сравнении с полугодием прошлого года, а вот импорт из России в сравнении с прошлым годом вырос на 25,7 % и достиг $ 3,8 млрд.

Однако, если рассматривать каждую страну как отдельный субъект внешнеэкономической деятельности, то РФ остаётся главным партнером Украины по внешней торговле с товарооборотом за 6 месяцев 2018 в $ 5,6 млрд, ближайшим конкурентом из стран Европейского союза является Польша с товарооборотом $ 3,3 млрд.

Безусловно, увеличение товарооборота со странами ЕС является положительным трендом. В то же время отказ от развития исторически сложившихся рынков сбыта, мало того, препятствование сотрудничества с ними, приводит к тому, что в 1 полугодии 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года внешняя торговля Украины сократилась со $ 65,7 млрд до
$ 49,3 млрд (на 25 %). При этом, отказавшись от стимулирования своего экспорта в Россию, украинский потребитель никак не может отказаться от потребления продукции российского производства. Об этом свидетельствует увеличение объема импорта из РФ: в первом полугодии он составил $ 3,8 млрд, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года и на 81% больше, чем в первом полугодии 2016 года. Как результат, рост отрицательного сальдо в пользу российской стороны только за нынешний период – почти $ 2 млрд, следовательно, Украина стала в 2 раза больше покупать у РФ, чем туда экспортировать. При этом необходимо учесть, что с 2016 года Украина перестала покупать российский газ напрямую, сегодня вместо природного газа она наращивает объемы покупки у РФ каменного угля и антрацита вследствие торговой блокады Донбасса. За первое полугодие 2017 года в денежном выражении импорт угля увеличился до $ 631 млн.

Главный макроэкономический риск дефицита торгового баланса – превышение спроса на валюту над предложением. При отрицательном сальдо торгового баланса в страну поступает меньше валютной выручки и увеличивается спрос на валюту. Как следствие, имеет место девальвация гривны, наблюдаемая, в том числе, в течение последней недели.


Четверть украинцев зарабатывает больше 10 тыс. в месяц

За год доля граждан Украины с зарплатой больше 10 тыс. выросла с 17% до 27%, утверждают в Госстате. В июне количество сотрудников с зарплатой более 10 тыс. гривен выросло с 17% до 26,8%. Об этом свидетельствуют данные Госслужбы статистики. При этом количество работников с минимальной зарплатой снизилось до 7,4% с 9%.

Согласно данным ведомства, снизилась доля работников, получающих зарплаты до 4 тысяч гривен – до 15,4% по итогам июня против 24,4% годом ранее. При этом доля работников с зарплатами 8-10 тысяч гривен выросла за год с 9,4% до 11%.
«Относительно стабильным остается показатель работников с зарплатами 6-8 тыс. гривен. По итогам июня их было 15,2% против 15,5% годом ранее», – отмечается в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В Госстате также напомнили, что минимальная зарплата выросла с 3 200 грн до 3 723 грн. По состоянию на конец 2013 года средняя заработная плата в Украине была 3 619 грн, что при курсе 7,99 грн/$, составляло $ 453. Для возврата на уровень доходов 2013 года средняя заработная плата сегодня должна составлять 12 430 грн, но она в І полугодии 2018 года составила всего 8 377 грн ($ 313 при среднегодовом курсе НБУ 26,74 грн/$).

Но и этих 8 377 грн большинство украинцев не видит, их возмущает статистический размер средней заработной платы, поскольку реальные доходы не соответствуют статистическому размеру. Первое, на что следует обратить внимание, это то, что средняя заработная плата указывается без вычета налогов (18% – ПДФО и 1,5% – военный сбор). То есть чистая заработная плата, которую получают украинцы, фактически на 19,5% ниже, чем указывает статистика. Второе, на что следует обратить внимание, это то, что при расчете средней заработной платы не берутся во внимание мелкие предприятия и предприниматели с числом сотрудников ниже 10.

Распределение работающих людей в Украине по уровню заработной платы выглядит так:
7,4% – получают заработную плату ниже минимальной (до 3723 грн «грязными» или до 2 997 грн «чистыми»).
39,6% – получают заработную плату от 3 723 до 6 000 грн «грязными» или от 2 997 до 4 830 грн «чистыми».
26,2% – получают заработную плату от 6 000 до 10 000 грн «грязными» или от 4 830 грн до 8 050 грн «чистыми».
14,9% – получают заработную плату от 10 000 грн до 15 000 грн «грязными» или от 8 050 грн до 12 075 грн «чистыми»;
11,9% – получают заработную плату от 15 000 грн «грязными» или от 12 075 грн «чистыми».

Статистические данные показывают, что почти половина работающих людей (47%) зарабатывают в месяц менее $ 174 (до 4 830 грн «чистыми»), при этом 7,4% зарабатывают менее $ 108 «чистыми» в месяц.
26,2% работающих людей зарабатывают чистыми от $ 174 до $ 290.
14,9% работающих зарабатывают чистыми от $ 290 до $ 436.
И всего 11,9% работающих людей зарабатывают чистыми от $ 436 и выше.
При этом, как уже было указано выше, в конце 2013 года средняя з/п была $ 453, а сегодня 11,9% самых высокооплачиваемых украинцев зарабатывают в месяц на $ 17 меньше.

Приведенный анализ четко указывает на то, что большинство работающих людей в Украине имеют доход ниже среднестатистического, но за счет небольшого числа высокооплачиваемых работников (11,9%), к которым относятся многочисленные чиновники с доходами в 100-200 тыс. грн в месяц, руководители госпредприятий с з/п в 1 млн грн, депутаты и их окружение – средняя заработная плата по стране выглядит куда выше.