Дайджест 14-15/10/2017

В Украине за три года финансирование здравоохранения увеличат на 25 млрд грн, — Супрун

До 2020 года 5% ВВП планируют передать на систему здравоохранения. Об этом в эфире “5 канала” заявила исполняющий обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун. «Мы на 25 млрд грн в следующие 3 года будем повышать финансирование. В 2020 году будет 85 млрд. В законопроекте также заложено, что 5% ВВП до 2020 года должно быть передано на медицинскую систему — это достаточно много», — заявила она.

Как понимать?

Динамика Государственного финансирования здравоохранения в Украине выглядит так:
2013 – 64,9 млрд грн;
2014 – 60,8 млрд грн;
2015 – 75,5 млрд грн;
2016 – 74,4 млрд грн;
2017 – 77,0 млрд грн.

В 2017 году в сравнении с 2013, финансирование увеличилось на 18,6%. При этом, в реальном долларовом эквиваленте (к которому привязаны цены на медикаменты, инструменты, оборудование и прочее) финансирование уменьшилось почти в 3 раза — с $ 8,12 млрд в 2013 году до $ 2,92 млрд в 2017 году:
2013 – $ 8,12 млрд;
2014 – $ 5,11 млрд;
2015 – $ 3,46 млрд;
2016 – $ 3,02 млрд;
2017 – $ 2,92 млрд.

По уровню реальных (в долларовом эквиваленте) государственных расходов на здравоохранение, в 2015-2017 году Украина вернулась на 10 лет назад — к показателям 2004-2005 годов.

Супрун прогнозирует увеличение финансирования на 25 млрд грн за 3 года, в результате чего в 2020 году расходы государства на медицину вырастут до 85 млрд грн. Но даже если предположить, что за 3 ближайшие года курс гривны останется стабильным (что маловероятно), то Супрун говорит о госрасходах в сумме 3,15 млрд грн, в 2020 году, что в 2,6 раза меньше, чем выделяла «злочинна влада» в 2013 году.

Выходит, что все рассказы Супрун о «реформе» и том, что «деньги будут ходить за пациентом» — не стоят ровным счетом ничего. Одно дело, когда за пациентом «ходит» более $ 8 млрд (2013 год) и совсем другое, когда «ползет» чуть больше $ 3 млрд (а с учетом дальнейшей девальвации гривны, возможно к 2020 году и $ 2 млрд или даже $ 1,5 млрд).


Нацбанк ожидает замедления инфляции к концу года

Ускорение инфляции в Украине до 16,4% в годовом измерении было обусловлено наслоением сразу трех факторов, действие которых начинает ослабевать, поэтому Нацбанк Украины ожидает замедления инфляции. Об этом сообщил заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб в интервью агентству «Интерфакс-Украина». «Это наслоения сразу трех факторов – внутренняя ситуация на табачном рынке, погода плюс рост экспорта, – повлияло на четыре товарные группы. Мы оцениваем, какие факторы учитывать при принятии решения по монетарной политике, а на какие центральный банк не должен реагировать», – сказал он.

По его словам, базовая инфляция, которой может управлять Нацбанк, полтора года остаётся в пределах 6–8%: по итогам сентября она составила 7,7%. Нацбанк не драматизирует нынешнюю расхождение между сделанным им ранее прогнозом инфляции (9,1% на 2017 год), её целевым диапазоном (8% + - 2 процентных пункта) и текущим уровнем инфляции.
«С точки зрения международного опыта и нашей экономики невыполнения их (прогнозов) не является чем-то удивительным, хотя и остается неприятным … Речь не о попадании точно в цель, а, скорее, о задачах сформировать ожидания вокруг какого-то фактора», – сказал представитель Сологуб.

Как понимать?

Ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета.
Прогнозные расчёты инфляции НБУ по итогам 2017 года – 9,1% (при допустимом коридоре 6–10%). «ПА» на основании фундаментальных данных ещё с апреля прогнозировал рост годовой инфляции до 14–16%, что значительно выше таргета НБУ.

Следует отметить, что политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность. Так, за январь–сентябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 10,2% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 16,4%). Кроме того, рост индекса цен производителей за январь август 2017 года составил +8,4%. Одна из ключевых причин – НДС. Благодаря спецсчетам НДС идёт вымывание денег из бизнеса (депонирование налоговых обязательств на спецсчёте). А бизнес будет эти 20% плюсовать к любой цене и предлагать покупателю заплатить. Вместо налога с добавленной стоимости у нас НДС превратился в налог с продаж, что приводит к росту цен.

Следует отметить, что относительный показатель динамики объёма промышленного производства (индекс промышленного производства) за январь–август 2017 года уменьшился на 12,5 %, что свидетельствует о количественном уменьшении производства основных отраслей и сокращении бюджетоформурующих секторов экономики. При этом в связи с инфляционной политикой государства доходы украинцев во II квартале 2017 выросли на 17,6%. Однако в связи с тем, что расходов у населения было больше, чем доходов, сокращение сбережений составило 27,6 млрд грн (более 1 млрд долл.). При этом, в 1 квартале 2017 сокращение сбережений составило 34,4 млрд грн (1,3 млрд долл.). Данная статистика свидетельствует, что реальный уровень инфляции уже сегодня выше 17%.

Кроме того, государственный бюджет предусматривает рост доходов в 2017 году на 25,1 %, но он вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок (прогнозируемый рост реального ВВП – 1,5%, инфляция – 14–16%). Безосновательное увеличение доходной части бюджета вместе с необходимостью дополнительного финансирования расходов, не предусмотренных бюджетом, приведёт к увеличению дефицита до критического уровня при том, что на 2017 год дефицит бюджета заложен на уровне 77,5 млрд гривен (3% ВВП). Поэтому существует большая вероятность запуска правительством «печатного станка» для дальнейшего финансирования дефицита и монетизации ОВГЗ.

Наличие существенного бюджетного и пенсионного дефицита, возможность эмиссионного финансирования, а также сезонный инфляционный фактор, девальвация национальной валюты приведут к дальнейшему росту инфляционных процессов до конца года. Поэтому уровень годовой инфляции превысит прогнозные значения НБУ и является недопустимым для уменьшения учётной ставки, что не позволяет запустить корпоративное кредитование экономики.