Дайджест 14-17/12/2017

Нацбанк повысил учетную ставку

Национальный банк Украины повысил учетную ставку с 13,5% до 14,5% годовых. Об этом сообщается на официальном сайте регулятора.
Как отмечается, такое решение правление НБУ приняло в четверг и оно вступит в силу 15 декабря 2017 года. Напомним, 26 октября Национальный банк Украины повысил учетную ставку Украины до 13,5%. До этого, в НБУ заявляли, что в ближайшее время не планируют повышать учетную ставку.

Как понимать?

Учетная ставка – эквивалент стоимости денег в экономике. По этой ставке НБУ предоставляет средства коммерческим банкам, а те, в свою очередь, кредитуют физлиц и юрлиц. Таким образом, учетная ставка влияет на стоимость кредитных ресурсов. Повышение учетной ставки свидетельствует о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране.

НБУ фактически признает, что повышение цен раскрутила сама власть (в том числе непродуманным повышением минимальной зарплаты и блокадой Донбасса), вследствие чего НБУ пытается принять меры, чтобы остудить инфляцию. Учетная ставка – один из монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Снижение учетной ставки – это основной инструмент оживления кредитного банковского рынка.

С 2015 года НБУ своими решениями по увеличению учетной ставки (до 30%), обеспечил финансирование дефицита гос. бюджета, при этом уничтожив банковский кредитный рынок и создав отложенные инфляционные риски. Следует отметить, что политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией является учетная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны. Так, за январь-ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 13,6%). Кроме того, рост индекса цен производителей промышленности, как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров, за соответствующий период составил 27,5%. Индекс цен производителей январь-сентябрь 2017 – 14,6%, что еще более показательно отображает инфляционные процессы в стране.

Стоит отметить, что благодаря повышению учетной ставки, которая повысит доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ пытается мобилизировать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоит инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

По данным НБУ, объём средств, привлеченных за счет размещения ОВГЗ в госбюджет за январь-октябрь 2017, составил 27,6 млрд грн и $ 1,382 млрд, что составляет 85% бюджетного дефицита на 2017 год. Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, создания рабочих мест и отчисление налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.


Гройсман: Экономика вырастет более чем на 3%

ВВП Украины в следующем году вырастет более чем на 3%. Об этом в среду, 13 декабря, написал премьер-министр Владимир Гройсман в Facebook
Премьер напомнил, что Moody’s прогнозирует рост ВВП Украины в следующем году на 3,5%. «В государственном бюджете на 2018 год мы заложили рост на уровне 3%, однако я не раз говорил, что это – необходимый минимум. Нам вполне по силам достичь более высокого показателя в следующем году», – подытожил он.

Как понимать?

Рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, что заложено при расчетах госбюджета на 2018 год. Ранее, в конце 2016 года, КМУ прогнозировал рост реального ВВП также на уровне 3%, инфляцию 8%, а безработицу 8,7%. Однако по факту ни один макроэкономический показатель не соответствует прогнозу (реальный ВВП – 1,4-1,8%; инфляция – 14-16%; безработица – 10%).

Кроме того, промышленное падение производства (январь-сентябрь 2017 года – падение 10,2%), блокада Донбасса, неблагоприятный инвестиционный климат, снижение мировых цен на сырьевые товары, уменьшение внутреннего рынка и сокращение кредитования экономики создают дополнительные риски продолжения падения реального ВВП в 2018 году.

Также отсутствуют фундаментальные признаки возможного сокращения в 2018 году инфляции до 7%. Ранее Минфин прогнозировал по итогам 2017 года инфляцию на уровне 8,1%. Однако уже сегодня видно, что уровень годовой инфляции будет гораздо больше. Так, за январь-ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция 2016 г. – 13,6%).

Рост учетной ставки НБУ (14,5%) только усугубит ситуацию на кредитном рынке: ставки по банковским кредитам пропорционально вырастут, что негативно повлияет на деловую активность бизнеса. Поэтому, в условиях отсутствия фундаментальных макроэкономических факторов роста экономики, заявления Гройсмана являются популистскими, направленными на оправдание завышенной доходной часть госбюджета на 2018 год.


Украина с начала года импортировала угля на $ 2,4 млрд

Украина в январе-ноябре 2017 года импортировала 17,37 млн тонн угля каменного и антрацита на сумму $ 2,43 млрд, в том числе в ноябре – на $ 279 млн. По данным Государственной фискальной службы, из РФ поступил уголь на $ 1,37 млрд (доля в импорте 56,36%), из США – на $ 603,7 млн (24,84%), из Канады – на $ 149,8 млн (6,16%), из других стран – на $ 307,3 млн (12,64%)

Таким образом, в денежном выражении импорт угля за указанный период возрос на 88,1% по сравнению с январем-ноябрем-2016 ($ 1,29 млрд). В натуральном выражении импорт увеличился на 22% по сравнению с январем-ноябрем 2016 г. (14,24 млн тонн).

Как понимать?

Потребность в крупных объемах импортного угля стала очевидна в феврале 2017 года. Блокада оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей закончилась официальным запретом торговли с Донбассом. Это привело к острому дефициту угля-антрацита, который добывается по ту сторону линии разграничения.

Перестав покупать уголь на Донбассе, Украина тратит валюту на уголь из США, ЮАР и РФ, за который могла бы платить гривнами, по более низкой цене и экономить на доставке. Участники и сторонники блокады утверждали, что убытки от блокады – это миф, и Украина без финансовых и других последствий откажется от донбасского угля.

Но вот уже по итогам 11 месяцев 2017 года можно констатировать: ущерб, нанесенный Украине от прекращения поставок угля из Донбасса – $ 1,1 млрд, и это только разница между прошлогодними затратами на импорт угля и текущими. Также к ущербу, но нанесенному уже населению Украины, можно отнести рост цен на электроэнергию, вызванный закупкой более дорого угля, ориентировочно в 10 млрд грн. Итого, общий счет, который можно выставить для погашения организаторам блокады и представителям власти, ее официально поддержавшим, составляет около 40 млрд грн. И это только за текущий год, дальше эта сумма будет нарастать.


Пенсии выплатят заранее из-за новогодних праздников

В Украине выплата пенсий за январь 2018 года будет осуществлена в декабре текущего года. Об этом говорится в постановлении Кабинета министров Украины от 13 декабря. Как отмечается, это связано с наступающими праздничными и выходными днями.

«Установить, что с целью обеспечения своевременной выплаты пенсий с учетом праздничных и выходных дней в январе 2018 года финансирование и выплата пенсий производится в декабре 2017 года… лицам, которым выплачивается пенсия по их текущим счетам в банках и через национального оператора почтовой связи по датам выплат, определенным Пенсионным фондом Украины по согласованию с Министерством социальной политики», говорится в документе.

Как понимать?

Довольно необычная и спорная (по целесообразности) инициатива правительства. С одной стороны, получение в декабре 2-месячной пенсии может позволить пенсионерам больше потратить на новогодние праздники, и для кого-то это хорошо. Но с другой – для пенсионеров, которые живут исключительно на пенсию, все дополнительные траты в декабре-январе обернуться пропорциональной экономией и нехваткой средств в январе-феврале.

Пенсия выплачивается до 25 числа. Получив до 25 декабря 2017 года пенсию за 2 месяца, как постановило правительство, следующая выплата будет проведена в феврале 2018 года (до 25 февраля). И если к середине января 2018 года (окончанию праздников) потратить большую часть пенсии (или всю), то следующей выплаты придется ждать практически до конца февраля 2018 года.

Кроме того, данное решение практически не освещается правительством, разъяснительная работа, в том числе и по необходимости экономить (растягивать пенсию на 2 месяца, а не тратить сразу), не проводится, в результате чего якобы благие намерения правительства могут обернуться для многих пенсионеров плачевными последствиями.

Представьте ситуацию, что, получив в декабре 2017 года двойную пенсию, пожилой человек по своей наивности и неосведомленности принял это за обещанный перерасчет и прибавку, которую обещало правительство, и которую далеко не все получили. На радостях такой пенсионер побежит за покупками, рассчитывая получить аналогичную «повышенную» пенсию и в следующем месяце, и во все последующие.

Кто-то решиться на необдуманные покупки и подарки, кто-то оформит дорогие товары в рассрочку, рассчитывая выплатить их из «повышенной» пенсии. Все это в результате приведет к огромным разочарованиям, драмам и плачевным последствиям для неосведомленных пенсионеров. Учитывая, что только месяц назад пенсии были пересчитаны, в головах многих пенсионеров царит неразбериха, миллионы из них пишут письма, жалобы, добиваются перерасчета, пытаются разобраться в новых коэффициентах и правилах расчета пенсии, считают себя незаконно обделенными и т.д.

В таких условиях миллионы пенсионеров могут принять пенсию за 2 месяца как перерасчет или повышение со всеми вытекающими последствиями.


Негативное сальдо внешней торговли выросло вдвое

Негативное сальдо внешней торговли Украины товарами в январе-октябре 2017 года увеличилось почти в 2,2 раза по сравнению с прошлогодними показателями и составило $ 4,573 млрд (в январе-октябре 2017 года – $ 2,098 млрд). Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики.

Как отмечается, в октябре негативное сальдо внешней торговли товарами составило $ 700,8 млн, тогда как в сентябре – $ 593,1 млн, августе – $ 570,5 млн, июле – $ 826,7 млн. В январе-октябре 2017 года экспорт товаров по сравнению с январем-октябрем 2016 года увеличился на 20,9% (на $ 6,072 млрд), составив $ 35,183 млрд, импорт – на 27,4% (на $ 8,547 млрд), до $39,756 млрд.

Как понимать?

Госстат уточнил, что внешнеторговые операции проводились с партнерами из 220 стран мира. Согласно прогнозу НБУ, по итогам 2017 года дефицит внешней торговли ожидался на уровне $ 4,5 млрд. Однако по итогам 10-ти месяцев дефицит уже составил $ 4,6 млрд. Дальнейшее увеличение дефицита ведет к усилению девальвационных рисков.

Основная причина высокого негативного сальдо внешней торговли – большие закупки продукции машиностроения и энергоносителей (природного газа и угля). В частности, согласно с данными ПАО «Укртрансгаз», физические объемы импорта природного газа в январе-октябре 2017 года увеличились на 49,6% (на 3 млрд 905,9 млн м³) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 11 млрд 778,4 млн м³.

Энергетический импорт в целом вырос на 28,8% г/г, а стоимостные объемы импорта угля вдвое превышали прошлогодние. Высокий спрос со стороны аграриев и повышение мировых цен на нефть обусловили рост стоимостных объемов импорта нефтепродуктов в 32,5% г/г. Экспорт товаров в октябре составил $ 3,5 млрд. Всего за январь-октябрь 2017 экспорт товаров вырос на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Больше всего в номинальном выражении увеличился экспорт в страны ЕС (на $ 2,8 млрд, или 32,3%) и Азии (на $ 1,1 млрд, или 12.2%). Доля стран ЕС в общем экспорте выросла до прошлого года.

Импорт товаров в октябре составил $ 4,5 млрд. В годовом измерении рост его объемов ускорился до 22 за счет продукции машиностроения и химической промышленности. Больше всего в номинальном выражении увеличился импорт из стран ЕС (на $ 2,9 млрд, или 24,8%) и России (на $ 1,5 млрд, или 37%). Доля стран ЕС выросла с 36,9% в соответствующем периоде прошлого года до 37,8%, доля России – с 12,5% до 14%.

Всего с начала года дефицит текущего счета (внешняя торговля + внешние кредитные поступления) расширился до $ 3,3 млрд (с $ 2,9 млрд в январе-октябре прошлого года), в основном за счет размещенных суверенных ОВГЗ.  Чистый приток по финансовому счету составил $ 563 млн (в октябре прошлого года – $ 257 млн) и был обеспечен операциями частного сектора. Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2017 году увеличится до 4,1% ВВП и в среднем на 4% в 2018-2019 годах.

В целом дефицит платежного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, активном вмешательстве импортной продукции, несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов. С учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,1 млрд, в условиях дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 6,4 млрд (прогноз КМУ) и будущих выплатах по кредитам (государственным и корпоративным) на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.