Дайджест 14-20/01/2019

Только еда и коммуналка: СМИ посчитали, сколько лет украинцам надо копить на покупку жилья

Чтобы купить жилье в Украине, жители должны откладывать на него в среднем 10−19 лет. Это при условии, что человек будет тратить только на еду и коммуналку. Об этом сообщает ТСН.

«В крупных городах цена квадратного метра составила тысячу 30 долл. Специалисты подсчитали, что среднестатистическая украинская семья должна откладывать на квартиру от 10 до 19 лет, причем тратя деньги только на продукты и коммунальные платежи», – передает издание.

При этом отмечается, что по количеству построенных новых квартир на тысячу населения в прошлом году Украина опередила ЕС – это почти три квартиры. А вот по уровню обеспечения жильем Украина значительно уступает европейским странам.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Если подойти к расчетам по возможной покупке жилья объективно, то среднестатистическая украинская семья при нынешнем уровне доходов никогда не сможет скопить на квартиру. По последним данным Госстата, среднемесячные общие доходы украинского домохозяйства составляют 9249 грн (на семью). Средний размер украинского домохозяйства составляет 2,6 человек. По данным Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума в ценах ноября 2018 года в расчете на месяц на человека был равен 3849,8 грн. Таким образом, для удовлетворения минимальной жизненной потребности украинской семьи (на 2,6 человек) в месяц необходимо 10 009 грн, и это при среднем доходе в 9 249 грн. Каким образом можно отложить на квартиру, если минимальные расходы украинской семьи на 760 грн/мес. превышают средние доходы?

Не способствует покупке жилья и государственная программа с громким названием «Доступное жилье», которую проводит «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству». Согласно заявлениям представителей фонда, в 2018 году только 13 семей подписали договора на участие в программе. Всего в ближайшее время запланировано заключение 148 договоров по всей стране, тогда как заявки на участие в программе подало более 9 000 человек.

Любая социально-жилищная программа в первую очередь зависит от объёма финансирования, который правительство направляет на её реализацию. «Доступное жилье» была принята правительством в 2009 году, полноценно работает в Украине с 2010 года (тогда программу профинансировали на 71,4 млн грн, выделили 590 квартир).
2011 год – 98,2 млн грн, получено 792 квартиры.
2012 год – 156,6 млн грн, получено 1222 квартиры.
2013 год – 91,1 млн грн, получено 802 квартиры.
За 4 года (с 2010 по 2013 год) программа была профинансирована на общую сумму 417,3 млн грн (более $ 52 млн), за данный период граждане получили 3406 квартир.

Начиная с 2014 года, ситуация кардинально изменилась в худшую сторону:
2014 год – 17,9 млн грн, получено 144 квартиры.
2015 год – 0 грн, получено 0 квартир.
2016 год– 0 грн, получено 0 квартир.
2017 год – 29,6 млн грн, получена 91 квартира.
За 4 года (с 2014 по 2017 год) «Доступное жилье» удалось профинансировать на сумму 47,5 млн грн (менее $ 3 млн), за данный период граждане Украины получили 235 квартир, что в 14,5 раз меньше, чем в предшествующие четыре года.

Как видим, ни доходы украинцев, ни государственные программы, которые практически не финансируются, не позволяют нашим согражданам стать обладателями собственной жилплощади. В случае, если подобные тенденции в Украине сохранятся (что неизбежно без полной смены власти), среднестатистические украинцы не смогут собрать на собственную квартиру, как уже было указано выше, никогда.


В Минэкономразвития назвали главные экспортные товары Украины

Киев больше всего экспортирует в ЕС недрагоценные металлы, продукты растительного происхождения. Экспорт украинских товаров в прошлом году составил $ 43,2 млрд. Украина больше всего экспортирует в Евросоюз недрагоценные металлы и изделия, продукты растительного происхождения и запчасти к машинам. Об этом сообщило Министерство экономического развития и торговли.

В частности, экспорт украинских товаров за 11 месяцев 2018 года был равен $ 43,2 млрд. Таким образом, соответствующий показатель по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 9,9 %. По товарной структуре Украина больше всего экспортирует: недрагоценных металлов и изделий из них – на $ 10,7 млрд; продуктов растительного происхождения – на $ 8,9 млрд; машин, оборудования и механизмов – на $ 4,2 млрд; жиров и масла – на $ 4 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минэкономразвития, основным торговым партнером Украины с долей в 42,6 % от общего объёма остается Европейский Союз. Ранее сообщалось, что товарооборот Украины с ЕС вырос почти на $ 5 млрд. Доля стран Евросоюза во внешней торговле Украины в прошлом не изменилась, а объём торговли вырос на 12 %. По данным НБУ, за 11 месяцев 2018 года дефицит внешней торговли составил $ 11,8 млрд, или 9,8 % от прогнозного ВВП на конец года, что на 42,1 % больше, чем за аналогичный период 2017 года (экспорт – $ 39,5 млрд, импорт – $ 51,3 млрд). По прогнозам КМУ, дефицит торгового баланса под конец года должен был составить $ 7,7 млрд, но уже сейчас понятно, что реальные значения дефицита могут достичь критического показателя в $ 13 млрд (11 % ВВП).

Между тем, в последнем отчете фискальной службы (ГФС) дефицит внешней торговли товарами по итогам 2018 года достиг $ 9,5 млрд (8 % от прогнозного ВВП), что на 52 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Экспорт товаров – $ 47,3 млрд (+9 % к предыдущему году), импорт – $ 56,8 млрд.

Несмотря на разные данные, можно констатировать, что увеличение торгового дефицита было вызвано более быстрыми темпами наращивания импорта. Фундаментальная проблема состоит в том, что Украина экспортирует товары с низкой добавленной стоимостью (аграрная продукция) и не поддерживает те отрасли экономики, которые могли бы приносить стране значительные доходы.

Так, в структуре экспорта (по данным НБУ) на первом месте – продукция АПК с показателем в $16,7 млрд, или 42,5 % в общей структуре. На втором – металлургического комплекса с $ 10,53 млрд (26,6 % в общей структуре), что на $ 1,5 млрд больше, чем за аналогичный период 2017 года. Машиностроение – $ 2,7 млрд, или 6,9 %.

Если в 2013 году доля АПК составляла 29 % ($ 17,7 млрд), то сегодняшние показатели (42,5 % в общей структуре экспорта), при хорошей урожайности, свидетельствуют о государственной поддержке в условиях падения экономики. Доля агросектора в структуре ВВП страны уже приближается к 20 %. Особенно это заметно на фоне продолжающейся политики деиндустриализации, которую власти реализуют в последние 5 лет (разрыв отношений с торговыми партнерами, блокада Донбасса, монетарная нестабильность, неэффективная логистика, отток профессиональных кадров и т. д.).

Промпроизводство в Украине в количественном измерении упало с конца 2013 на 26,6 %, что соответствует общей динамике падения реального ВВП за данный период. Экспорт ранее ключевых бюджетоформирующих отраслей сократился до критического уровня (химическая промышленность – минус 61,6 %; металлургия – минус 42,3 %; машиностроение – минус 38,6 %), что в целом указывает на реальное состояние экономики.

В результате изменения курса торговой политики географическая структура товарооборота начала формироваться в пользу стран ЕС. За 11 месяцев 2018 года украинский экспорт в ЕС (28 стран) составил $ 13,1 млрд (+16 % к соответствующему периоду предыдущего года), в страны Азии – $ 11,2 млрд (+7,2 %). Напротив, экспорт в РФ (остается наибольшим суверенным рынком сбыта украинской продукции) с каждым годом падает, и по итогам 11 месяцев 2018 он составил $ 3 млрд (-7,1 %), что лишает Украину дополнительной валютной выручки.

Следует отметь, что наше государство в основном экспортирует в страны ЕС неготовую продукцию (согласно установленным квотам). При этом благодаря ЗСТ с ЕС европейские производители могут поставлять беспошлинно свою готовую продукцию. Таким образом, отрицательное сальдо в торговли с ЕС составляет (за 11 месяцев 2018 года) – $ 4 млрд. Вместо развития внутренней экономики, накопленные средства вымываются из страны через увеличенное потребление импортных неконкурентоспособных товаров потребления, что усиливает девальвационные процессы.

Катализатором данной ситуации является отсутствие должных условий для создания и масштабирования сложных бизнес-моделей (с длинным операционным циклом) внутри страны, где генерируется высокая добавленная стоимость.
Среди главных проблем развития экономики – отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); высокая налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; высокая степень износа основных фондов в производстве. Кроме того, данные факторы отталкивают внешних инвесторов вкладывать в Украину – так она превращается в поставщика дешевого сырья.

Поэтому бедность населения обусловлена неэффективной экономической политикой нашего государства, которую необходимо фундаментально менять.


Киевлянам приходят иски за долги по коммуналке

Иски пока предъявлены только самым злостным должникам. Общая сумма на взыскание – 6 млн грн. Однако выселений из-за долгов нет. В Киеве на жителей Деснянского района начали подавать иски в суд из-за накопившихся долгов по коммунальным услугам. Об этом сообщает Vgorode.ua со ссылкой на главу Деснянской райгосадминистрации Геннадия Заболотного во вторник, 15 января. По его данным, в общей сложности жители этого района задолжали уже более 20 млн гривен. «Это фактически месячная плата всего района», – подчеркнул Заболотный.

Отмечается, что иски пока предъявлены только самым злостным должникам. Общая сумма исков на взыскание – 6 млн гривен.
«С долгами ведем претензионно-исковую работу. Сегодня на взыскании около 6 млн гривен. Работа ведется очень активно. Однако выселений из-за долгов нет», – отметил глава Деснянской РГА.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Долги за жилищно-коммунальные услуги в последние годы стали серьёзной проблемой в масштабах всей Украины.
Из-за необоснованного и непрерывного повышения тарифов, на фоне обеднения населения и сужения социальной помощи, миллионы наших сограждан превратились из законопослушных плательщиков в должников. Однако действующая власть, вместо поиска решений данной проблемы, только усугубляет её, отнимая под разными предлогами субсидии у малоимущих, продолжая увеличивать цены на жизнь.

Уже до начала зимы (по состоянию на конец ноября 2018 года, последние данные статистики) жители Украины задолжали за коммуналку 47,7 млрд грн – это больше, чем 1 135 грн на каждого жителя страны, включая новорожденных. В отопительный сезон долг будет нарастать в среднем на 5 млрд грн в месяц и к окончанию достигнет около 60–70 млрд грн, или по 1500–1700 грн на каждого жителя Украины. Далее, с 1 мая 2019 года, тарифы на газ и ключевые ЖК-услуги рванут с подачи правительства еще на 20 %, а также начнет действовать пеня за несвоевременную оплату коммунальных услуг, принятая Верховной Радой в новом ЗУ «Про жилищно-коммунальные услуги», так что ситуация с нарастанием долгов усугубится пуще прежнего.

Только за последний год долги населения возросли на 68 %, а с 2015 года – на 315 %, или более чем в 4 раза (с 11,5 млрд грн до 47,7 млрд грн). Непрерывно растущие долги населения за жилищно-коммунальные услуги свидетельствует о том, что установленные властью тарифы не соответствуют уровню доходов и являются непосильными для большинства украинцев, а система социальной защиты не работает в достаточной степени. Никакие репрессивные методы этого не исправят – ни суды, ни полиция, ни исполнительная служба не смогут отобрать деньги, которых попросту нет у 20–30 млн человек. Судебное рассмотрение десятков миллионов исков по ЖК-долгам затянется на десятилетия и века.

Безусловно, поставщики услуг постараются ограничиться сокращенной формой (судебным приказом), но на этот случай «Публичный аудит» разработал пошаговую инструкцию для желающих бороться за свои права и свести на нет попытки отобрать у людей их деньги.  В случае возникновения долгов за ЖК-услуги, после писем и звонков, от поставщика услуг приходит предупреждение с копией заявления в суд о выдаче судебного приказа. Людям не стоит пугаться, если они получат подобное письмо. Для самоуспокоения можно сходить в суд, указанный в письме, и в канцелярии выяснить, приходило ли к ним такое заявление. В большинстве случаев – это банальная форма запугивания и в суд никто ничего не отправляет, поскольку идет расчет на то, что человек испугается и побежит в сберкассу.

Однако даже если поставщик ЖК-услуг попросит суд выдать судебный приказ о взыскании с человека долга, копия такого приказа придет заказным письмом с уведомлением; с момента получения у человека есть 10 дней, чтобы его оспорить.
Судебный приказ – это сокращенная форма судебного процесса, которая предусматривает, что должник ничего не оспаривает и со всем согласен. В течение 10 дней с момента получения судебного приказа потребителю нужно подать заявление в суд о его отмене, указав, что он не согласен с требованиями поставщика ЖКУ, считает их необоснованными, имеет встречные претензии и т. д. Образец такого заявления есть на сайте «Публичного аудита».

Большинство долгов поставщики пытаются взыскать именно с помощью судебных приказов, поскольку это быстро и не так хлопотно, как полноценный судебный процесс, в который они вступают не так охотно. Если поставщик коммуслуг все-таки, решится на полноценный судебный процесс, то у человека будет возможность доказать свою правоту, а также подать апелляции и кассации. В этом случае пригодится все, что может подтвердить факт оказания некачественных услуг или не в полном объёме, нарушения условий договора о бесперебойной подаче воды, газа, электроэнергии, а также процедуры отключения и т. д. Для этого необходимо заблаговременно фиксировать все нарушения со стороны поставщика, регулярно писать жалобы и претензии на качество услуг – все указанное потом пригодится в случае суда.

Многих украинцев пугает, что, если проиграешь суд, могут забрать квартиру или другое имущество, но это не так. Если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы (83 460 грн), обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, не осуществляется, а исполнитель обязан принять меры для исполнения решения за счет другого имущества должника (могут быть сбережения в банке, з/п, пенсия, стипендия, автомобиль, бытовая техника и другое имущество).

К взысканию на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника прибегают при отсутствии у должника средств на счетах в банках или других финансовых учреждениях, отсутствии или недостаточности имущества должника для полного покрытия подлежащих взысканию сумм, а также при выполнении решений о взыскании периодических платежей.
Если предварительно забрать вклады из банков и отдать имущество родственникам на хранение, то, кроме части с з/п или пенсии, у должника забрать нечего.

Об обращении взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника исполнитель выносит постановление, которое направляется для исполнения предприятию, учреждению, организации, физическому лицу, физическому лицу-предпринимателю, которые выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и пр. Из заработной платы может быть удержано по исполнительным документам до погашения в полном объёме задолженности до 20 %. Кроме того, законодательство предусматривает рассрочку и отсрочку выполнения решения (по заявлению должника), но для этого необходимы уважительные причины, например болезнь, низкий доход, стихийное бедствие, уничтожение или порча имущества и т. д.

Как видим, в самом худшем случае у должника за оплату ЖКУ могут забрать до 20 % от заработной платы, пенсии или стипендии в счет погашения долга; учитывая же крайне низкие доходы украинцев, процесс погашения долга может затянуться на десятки лет.

Кардинально ситуацию с долгами может исправить лишь их полное или частичное списание, снижение тарифов и предоставление субсидий, несмотря на наличие долга, но рассчитывать на это можно, в лучшем случае, при новом правительстве.


Кабмин обновил список объектов приватизации

Как пишет РБК-Украина, из перечня объектов большой приватизации исключили «Завод алюминиевой фольги», Аграрный фонд, «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Турбоатом», Херсонскую, Днепровскую и Северодонецкую ТЭЦ, а также «Криворожскую теплоцентраль». В то же время в список объектов большой приватизации включили 16 объектов.
Кабмин с определенной регулярностью утверждает перечни объектов большой приватизации – одни и те же объекты то появляются в списке, то исчезают.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Почему сейчас убрали именно перечисленные в новости активы, сказать сложно. С одной стороны, там есть не совсем ликвидное ПАО «Аграрный фонд». Так, за 2017 год (информация за прошлый появится после I квартала этого) предприятие имело доход в 2,1 млрд грн, при этом прибыль к налогообложению – 400 млн грн, а после начисления резерва сомнительных долгов и налога на прибыль, чистая прибыль составила всего 48,7 млн грн. Уровень основных средств по бухгалтерскому учету – 7,4 млн грн, что свидетельствует об отсутствии производственных мощностей, а заработок средств осуществляется при помощи конъюнктурных ситуациях на рынке (перепродажа зерна, экспорт разнообразной агропродукции). В случае покупки инвестор не будет иметь индивидуальных монопольных составляющих на рынке, то есть, в таких условиях можно создать подобное предприятие «с нуля». Поэтому цена приватизации (1–5 млрд грн) является абсолютно не конкурентной и вряд ли заинтересует инвестора. Другими словами, продажа данного актива возможна с огромным дисконтом, а это не привлечет существенных поступлений в бюджет.

Касательно ТЭЦ, то, безусловно, это ликвидный актив. Возможно, заинтересованные в их покупке инвесторы пролоббировали приостановку продажи объектов в ФГИ (до изменения политической конъюнктуры в стране). Финансовые результаты предприятий следующие:
 ПАТ «Криворожская теплоцентраль» за 2017 год получила прибыль в размере 307 млн грн, тогда как 2016 год был закончен с убытком в 181 млн грн.
 Херсонская ТЭЦ в 2017 году получила убыток в размере 81 млн грн, в 2016 году – 130 млн грн, ежегодная выручка – более 350 млн грн.
 Днепровская ТЭЦ в 2017 году получила прибыль 2 млн грн, в 2016 году – 1,6 млн грн, ежегодная выручка – более 350 млн грн.
 Северодонецкая ТЭЦ в 2017 году получила убыток в размере 83 млн грн, в 2016 году – 238 млн грн, ежегодная выручка – более 430 млн грн.

Единственный плюс, что из списка убрали ПАТ «Турбоатом» (по сути, стратегическое предприятие), которое принадлежит к числу крупнейших мировых производителей паровых турбин для ТЭС, ТЭЦ, АЭС, а также гидравлических турбин для ГЭС. Их производство осуществляется по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки. Финансовые результаты предприятия также очень позитивные: оборот в 2016 году – 2,1 млрд грн, в 2017 – 2,3 млрд грн. Прибыль в 2016 – 1,06 млрд грн, в 2017 – 710 млн грн. Активы предприятия по состоянию на 2018 год – 7,2 млрд грн.

Таким образом, в перечне объектов большой приватизации среди самых перспективных следует выделить:
 энергетическую отрасль (ПАО «Центрэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго», ПАО «Запорожьеоблэнерго», АО «Харьковоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго», АО «Хмельницкоблэнерго»);
 добывающую промышленность (АО «Объединенная горно-химическая компания», ГП «Угольная компания Краснолиманская»);
 машино- и приборостроение (ПАО «Азовмаш»; ГП «Завод Электротяжмаш»);
 химическую промышленность (ПАО «Сумыхимпром»; ПАО «Одесский припортовый завод»).

Самым привлекательным объектом остаётся «Центрэнерго» (за 9 месяцев 2018 года чистая прибыль компании составила 489 млн грн); его приватизация должна была состоятся в декабре 2018 года, но конкурс не состоялся.

Касательно продажи акций облэнерго, то это одни из тех активов, которые хоть как-то пополняют бюджет – они наибольшие плательщики дивидендов (данные за 2018 год). Речь идет о:
– ПАТ «Хмельницькоблэнерго» – 22,909 млн грн;
– АК «Харьковоблэнерго» – 15,130 млн грн;
– ПАТ «Донбассэнерго» – 10,747 млн грн.
И, если в 2018 году такие компании не продавались, то в 2017 году именно акции облэнерго стали основным наполнителем бюджета в графе приватизации – 3,37 млрд грн (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»).

Бюджетом на 2018 год были предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн, но, как и в предыдущие годы, такой показатель не был выполнен: по оперативной информации Минфина, за прошедший год в бюджет получено 0,3 млрд грн (чуть более 1 % от плана).

В целом, как уже не раз указывал «Публичный аудит» в своих анализах, приватизация активов во время экономического падения – неэффективное решение, поскольку государственные объекты обесцениваются. Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет вразрез с национальными интересами нашей страны («Центрэнерго», «Одесский припортовый завод», облэнерго).


Нацбанк заявил о росте денежной базы

В декабре денежная база, включающая в себя наличные деньги в обращении вне банков, а также резервные деньги банков и другие деньги, выросла на 0,8 % – с 432,527 млрд грн по состоянию на 1 декабря до 435,797 млрд грн на 1 января. Об этом сообщил Национальный банк. Отмечается, что в 2018 году денежная база выросла на 9,2 %, с 399,1 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Денежная масса в декабре выросла на 3,9 % – с 1 228,8 млрд грн на 1 декабря до 1 276,2 млрд грн на 1 января. Объём наличных денег в обращении, по оперативным данным НБУ, в декабре вырос на 3,8 % – с 351,5 млрд грн на 1 декабря до 364,8 млрд грн на 1 января, в 2018 году – на 9,7 %, с 332,546 млрд грн. Денежная база (совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы для создания денежной массы, включая наличные деньги в обращении и обязательства перед кредитными организациями) выросла на 9,2 % с начала года, до 435,8 млрд грн. Катализатором данного процесса стала эмиссия денежных средств, направленная на финансирование бюджетного дефицита и прочих бюджетных расходов.

При этом объём денежной массы (агрегат М3 – совокупность наличных денег в обращении и безналичных средств на счетах физических, юридических лиц и государства) в Украине за 2018 год вырос на 5,6 %, до 1,276 трлн грн. НБУ старается снизить показатель наличных вне банков, который влияет на реализацию монетарной политики НБУ. Национальный регулятор видит в таком обороте риски для экономики, но украинцы не могут отказаться от наличных денег, ведь доля теневой экономики достигает 49 % (спрос рождает предложение).

Поэтому решение НБУ об увеличении учётной ставки (до 18 %) было обусловлено необходимостью повышения доходности по депозитам и ОВГЗ, в результате чего свободная наличность была направлена через увеличение депозитного портфеля банков на финансирование бюджетного дефицита и расходной части бюджета (продажа банкам гособлигаций).

По данным НБУ, депозитный портфель банков в гривне в декабре вырос на 9,4 %, до 539,6 млрд грн, а в иностранной сократился на 2,3 %, до 371 млрд грн. А процентная ставка по депозитам для населения по итогам декабря выросла в нацвалюте до 11,7 %, в инвалюте – до 2,7 %.

По итогам 2018 в госбюджет было привлечено 176 млрд грн по размещённым ОВГЗ (19,2 % доходной части бюджета). При этом срок обращения облигаций на 131,9 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 17,79 %; долларовым – 5,97 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущем.

Деньги, полученные от размещения ОВГЗ, направляются Минфином в общий фонд госбюджета на финансирование его расходной части, а также обеспечивают социальное финансирование в преддверии избирательной кампании. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов).

По данным НБУ, стоимость гривневых кредитов для бизнеса в декабре выросла до 20,9 %, валютных – до 5,7 %. Вместе с тем, кредитный портфель банков в декабре сократился на 3,9 % – до 1 трлн 75,374 млрд грн. В случае дальнейшего финансирования бюджетных расходов за счет гособлигаций следует ожидать увеличения денежной массы (в условиях сокращения производства), что повлечет дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно влияют на экономику.


Порошенко назвал размер средней зарплаты в Украине в 2019 году

В 2019 году размер средней зарплаты в Украине должен составлять 10 100 гривен. Об этом Президент Украины Петр Порошенко заявил на встрече с жителями Борисполя Киевской области. «Средняя заработная плата в Украине в этом году должна составлять 10 100 грн. И повышение зарплаты значительно увеличивает поступления в Пенсионный фонд, что дает возможность поддержать наших пенсионеров», – отметил глава государства.

В третьем квартале 2018 года среднемесячная зарплата в Украине составила 9,063 тыс. грн, что на 24,7 % больше, чем в третьем квартале 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сегодняшняя власть постоянно заявляет о росте экономике, заработных плат, социальных стандартов, только большинство украинцев не замечает этого в повседневной жизни.

По данным НБУ, средняя заработная плата с начала 2018 г. повысилась всего на 18,8 % (на 01.2018 – 7711 грн, на 11.2018 – 9162 грн). При этом существующая методика расчета средней з/п не позволяет отобразить реальную картину, поскольку вычисления происходят на основе доходов только 18,1 % населения страны.

Статистическое распределение работающих людей в Украине и их доходов имеет следующий вид:
– с 42,2 млн населения Украины работают всего 16,28 млн (38,6 %), остальные – пенсионеры, дети и безработные;
– с 16,28 млн занятых украинцев только 7,66 (47 %) – штатные работники, которые регулярно получают з/п, остальные 8,62 – самозанятые (работают на собственном огороде, занимаются предпринимательством, подрабатывают время от времени), что не означает получение постоянного стабильного заработка.

То есть, с 7,66 млн штатных работников, по которым рассчитывается средняя з/п, только 73 % (5,6 млн человек) зарабатывают в месяц меньше 8 000 грн чистыми и всего 27 % (2 млн) – более 8000 грн. Как видим, только 18,1 % (7,66 млн человек) населения имеют постоянную стабильную заработную плату (это даже не каждый 5-й), а з/п, превышающая 8 000 грн чистыми, – только в 2 млн человек, или в 5 % населения страны (каждый 20-й).

У большинства же работающих людей в Украине доход практически не совместим с жизнью, а во многих странах безработным выплачивается ежемесячная помощь, которая в разы превышает средний доход работающего украинца.

При этом за период 2017–2018 гг. задолженность по выплате заработной платы возросла в 1,6 раза (на 01.2017 г.- 1,791 млрд грн; на 12.2018 г. – 2,819 млрд грн). А за период 2014–2018 гг. она увеличилась в 3,5 раза:
01.2014 г. – 808,2 млн грн;
01.2015 г. – 1,320 млрд грн;
01.2016 г. – 1,880 млрд грн;
01.2017 г. – 1,791 млрд грн;
12.2018 г. – 2,819 млрд грн.

В то же время, только за 2018 г. семимильными темпами выросли цены на овощи, которые входят в борщовой набор. По данным Гостата, в прошлом году значительно подорожали следующие продукты:
Хлеб – на 20–23 %.
Говядина – 12 %.
Филе куриное – 16,7 %.
Колбаса вареная – 12,9 %.
Пшено – 59,7 %.
Лук – 208 %.
Морковь – 77,8 %.
Капуста – 103 %.
Буряк – 73 %.
Картофель – 33,1 %.

Также в течение года существенно «рванули» вверх тарифы на природный газ, почтовые, телефонные, транспортные услуги, водоснабжение и водоотведение. Кроме того, высокими темпами повышались цены на табачные изделия (на 24,5 %).

На сегодня необходимо провести реальную индексацию доходов населения, по результатам которой средняя заработная плата по Украине на январь 2019 г. должна составлять 12 656 грн, а средняя пенсия – 5 348 грн, прожиточный минимум – 4 116 грн.


Андрей Рева: Выплата субсидий в наличной форме начнется с марта этого года

О намерении внести изменения в систему предоставления субсидий в денежной форме сообщил Министр социальной политики Украины Андрей Рева в интервью журналистам «РБК-Украина».

«Было совещание у Президента Украины с участием Премьер-министра, ряда министров, заинтересованных сторон, а именно “Укрпочта”, “Нафтогаз”, Пенсионного фонда, общественных организаций, представителей ОСМД. Было принято политическое решение о том, чтобы тех людей, которым назначена субсидия с октября, перевести на денежные расчеты уже в наличной форме с марта.  Это делается для того, чтобы к маю иметь представление о том, какой механизм является более эффективным. Безналичный механизм мы запустили с 1 января, а теперь прорабатываем наличный – в экспериментальном порядке всем выдать деньги и посмотреть, как это будет работать», – пояснил Андрей Рева.

Он отдельно отметил о том, что оба механизма монетизации, наличный и безналичный, работать параллельно. «Сегодня у нас 4 миллиона получателей субсидий, средний размер субсидии составляет 1,5 тысячи гривен. То есть, 6 млрд грн в месяц мы будем выдавать наличными», – рассказал министр. А в безналичной форме субсидию будут получать те граждане, которые обратились в управление соцзащиты после 1 января 2019 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На первый взгляд банальная новость, если не обратить внимание на несколько ключевых слов: Президент, март, 6 млрд наличных гривен и «эксперимент». С каких пор Президент Украины проводит совещания по поводу монетизации субсидий? Это не его задача, не его профиль и не его уровень, этим всегда занималось Минсоцполитики. Для чего в срочном порядке принято решение в марте 2019 года выдать 6 млрд грн субсидий наличными, что это за «срочный эксперимент» под личным контролем Порошенко?

Все дело в президентских выборах: Порошенко решил в последний месяц выборов раздать народу 6 млрд бюджетных гривен, задействовав для раздачи наличных штат «Укрпочты» и Пенсионного фонда. Почему именно наличкой? Потому что, перечисляя деньги на карточку, невозможно параллельно провести агитацию за нынешнего гаранта.

По всей видимости, «социальный эксперимент» на деле окажется банальным подкупом избирателей, причем, средствами бюджета Украины и благодаря силам госучреждений. Принеся 1000–1500 грн наличкой, работник «Укрпочты» или «Пенсионного фонда» не забудет подчеркнуть, что это помощь от Порошенко; возможно, вместе с деньгами будут раздаваться и агитационные материалы, анкеты «однодумця» БПП и прочие партийные атрибуты.

После выборов народу скажут, что «эксперимент» не удался, многие потратили наличку не по назначению: кто-то купил на субсидию лекарства, кто-то – еду, кто-то пропил, за коммуналку заплатили немногие, поэтому наличкой выдавать больше не будут. Если оставить этот «лохотрон» с раздачей налички в стороне и посмотреть на картину с субсидиями в целом, то она выглядит так. Несмотря на повышение тарифов, власть сократила количество получателей данной соцпомощи в 2018 году в 2 раза – с 6,63 млн (в ноябре 2017 года) до 3,34 млн семей (в ноябре 2018 года).

Согласно последнему Меморандуму с МВФ, подписанному 05.12.2018, в т. ч. и Порошенко, Фонду обещано ограничить субсидии в пределах запланированного бюджета на 2019 год, в частности, путем сокращения социальных норм для расчета субсидий на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 11 % (включительно с сокращением объёма потребления газа с 4,5 куб. м до 4,0 куб. м на один квадратный метр отапливаемой площади и соответствующим уменьшением нормы централизованного отопления с 1 мая 2019 г.).

Также в Меморандуме указано: если в течение 2019 станет очевидным, что сокращение социальных норм окажется недостаточным, дабы обеспечить предоставление субсидий на жилищно-коммунальные услуги в пределах бюджета, правительство дополнительно уменьшит эти нормы или сделает необходимые изменения в формуле для расчета.

Напомним, что бюджет на субсидии 2019 года предусматривает 55 млрд грн. Это меньше, чем в 2018-м и даже в 2017-м, когда тарифы были значительно ниже (2018 – 71 млрд грн, 2017 – 68,8 млрд грн). Увеличив цены на газ в конце 2018 года и запланировав очередное повышение на май 2019 года, КМУ пообещал всеми возможными способами «уложиться» в нереальный бюджет субсидий в 55 млрд грн, сокращая для этого все и всех, а мартовская разовая экспериментальная подачка – не более чем предвыборная технология, причём, очень сомнительная в плане законности. Если люди на нее клюнут, уже спустя 2 месяца (с 1 мая) они почувствуют последствия своей глупости и доверчивости.


Ночной тариф на электроэнергию для юрлиц отменили

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) отменила ночной тариф на поставку электроэнергии для юридических лиц с 1 января 2019 года.

Отмечается, что с 1 января 2019 года для небытовых потребителей теряют силу тарифы, дифференцированные по времени.
«Отмена постановления НКРЭКУ “О тарифах, дифференцированных по периодам времени” для юрлиц позволит обеспечить уменьшение перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей на 3,5 млрд гривен», – говорится в сообщении.

По данным Мирового банка, в 2018 году Украина потеряла ещё 7 позиций в категории «простота подключения к электричеству», опустившись на 135-е место из 180-ти.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С 1 января 2019 года юридические лица больше не смогут покупать электроэнергию ночью вдвое дешевле, чем днем.
На сегодня около половины вырабатываемой в Украине электроэнергии генерируют АЭС – остальные производят ТЭС путем сжигания газа и угля, за счет гидроэлектростанций и «зеленой» энергетике.

В конце 2014 года Министерство энергетики и угольной промышленности Украины предложило предприятиям перейти на работу в ночное время для снижения потребления электроэнергии в пиковые часы, и с февраля 2015 года для предприятий начали действовать ночные тарифы (с 23:00 до 7:00).

Учитывая, что цена электроэнергии для юрлиц за последние годы выросла более чем в 2 раза – с 0,91 грн до 2,04 грн (для І класса напряжения) и с 1,24 грн до 2,27 грн (для II класса напряжения), –многие откликнулись на такое предложение.
Благодаря ночному тарифу многие предприятия, у которых производство работает 24 часа в сутки, выживали и держались на плаву.

После отмены дифференцированных тарифов на электроэнергию изменение тарифа в первую очередь на себе почувствует средний бизнес: производство выпечки и хлеба, швейные цеха, химчистки, СТО, АЗС и т. д. При этом стоит отметить, что предприятия, идя навстречу государству и переходя на ночное производство, несли соответствующие затраты на проект подключения, технические условия и оборудование для использования дифференцированного учёта электроэнергии, а НКРЭКУ одним росчерком пера все это перечеркнула, не предусмотрев никаких компенсаторов со стороны государства для бизнеса, теряющего деньги по его вине.

Теперь эти предприниматели должны заново тратиться на новые техусловия, проекты, приборы учета и платить по обычному дневному тарифу. Безусловно, такое отношение государства к налогоплательщикам не пройдет бесследно: доверие бизнеса к органам власти, а также к их предложениям будет окончательно подорвано, инвестиционный климат ухудшится, многие производства закроются или сократят объёмы, работники ночных смен будут сокращены, а цены на продукцию и услуги возрастут – таковы последствия решения НКРЭКУ по отмене ночных тарифов для юрлиц.


Бизнес обеспокоен ситуацией с возвратом НДС

По состоянию на середину января 2019 года от бизнеса продолжают поступать тревожные сигналы об ухудшении ситуации по возмещению текущих сумм НДС. Об этом говорится в пресс-релизе Европейской Бизнес Ассоциации.

«Ещё в конце прошлого года в Европейскую Бизнес Ассоциацию начали поступать сообщения от бизнеса относительно повторения старой проблемы с возмещением НДС. Сейчас ситуация не разрешилась. Случай не единичный. Это тревожный сигнал для большинства экспортеров», – говорится в сообщении.

«Компании сталкиваются с проблемой финансирования своей операционной деятельности, включая выплату заработной платы работникам. Так, для некоторых потери составляют десятки миллионов гривен», – отметила исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. Сейчас уже образовалась задолженность по возмещению НДС за октябрь и ноябрь 2018 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Проблема с возвратом НДС начала обостряться ещё в прошлом году. Так, по итогам 2018-го невыполнение доходной части бюджета органами ГФС составило 6,6 млрд грн. При этом, администрирование НДС (сальдо) составило 374,2 млрд грн (-6 % от плана по внутреннему НДС, -2 % по импортному НДС), а возмещение – 131,6 млрд грн. Задолженность по возмещению НДС увеличилась в 2 раза – с 15,3 млрд грн до 30 млрд грн.

Под конец года государство испытывало дефицит средств для финансирования бюджетного дефицита, вследствие чего сократило возмещение НДС. Поэтому ГФС в течение декабря настойчиво предлагала экспортерам перенести заявку на возмещение НДС в декабре в счет будущего налогового периода либо отправить на документальную проверку.

В декабре 2018 года, согласно данным Казначейства, было возмещено 10,05 млрд грн НДС, что на 12 % меньше, чем за аналогичный период 2017-го. Например, в марте 2018 года было возмещено 10,2 млрд грн с учетом того, что в этом месяце возмещается НДС по итогам работы в самые нерабочие дни года – в январе.

Следует отметить, что в декабре 2017-го года было возмещено 11,34 млрд грн. С учетом того, что годовая инфляция составила 10 %, а рост экспорта, по данным ГФС, – 9 %, количество заявок на возмещение НДС по итогам 2018-го должно было вырасти.
По результатам 10 месяцев 2018 года (без проведения документальных проверок) возмещалось 85,2 % НДС. В ноябре плательщики данного вида налогов заявили к возмещению на декабрь 16,6 млрд грн, из которых было перечислено на счета компаний лишь 10 млрд (60 %).

Между тем, количество компаний получивших возмещение НДС (свыше 1 млн грн), в ноябре и декабре прошлого года сократилось в полтора раза – с 637 до 430. При этом предприятия, корпоративные права которых принадлежат Президенту (ЧАО «ВМЗ “Рошен”», ДП «КК “Рошен”») смогли увеличить суммы возмещения с 6 млн до 105 млн грн.

Согласно утвержденной Минфином ежемесячной бюджетной росписи (план поступлений) на 2019 год в январе налоговые подразделения ГФС должны обеспечить положительное сальдо поступления НДС в размере 10,3 млрд грн, в то время как задолженность по возмещению НДС на 01.01.2019 выросла до 30 млрд грн.

Для того чтобы не усугубить нынешнею ситуацию, ГФС уже подготовила предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс. Они предполагают отмену возмещения НДС при экспорте зерна, масличных культур и растительных масел.
Таким образом, представители власти будут пытаться отсрочить финансовый коллапс до окончания президентских выборов за счет нанесения ущерба предприятиям-экспортерам и экономике в целом.


Правительство готово ввести второй уровень пенсионной системы – дело за нардепами

Кабинет Министров Украины готов поддержать введение второго уровня пенсионной системы в Украине (накопительные пенсии). Правительство сможет начать её введение после того, как Верховная Рада поддержит соответствующий законопроект.

«Мы готовы поддержать введение накопительного уровня пенсионной системы, если Верховная Рада проголосует соответствующий закон», – сообщил министр социальной политики Андрей Рева во время выступления в парламенте 18 января. Отметим, что соответствующий законопроект о внедрении второго накопительного уровня пенсионной системы зарегистрирован в парламенте, но пока депутаты не проголосовали его даже в первом чтении.

Отметим, что накопительный уровень пенсионной системы должен быть введен в Украине с 2019 года. Он состоит в том, что каждый гражданин будет иметь свой собственный пенсионный счет для накопления на нем средств, из которых он будет получать пенсии в будущем. Эта система действует в большинстве развитых стран мира и позволяет уменьшить государственные расходы на пенсии.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Накопительную пенсионную систему украинцам обещают уже не первый год, но постоянно откладывают, – аналогичную ситуацию следует ожидать и в текущем году. Министр социальной политики Рева лукавит, говоря, что Кабмин готов поддержать второй (накопительный) уровень пенсионной системы в Украине. Чуть больше месяца назад этот самый Кабмин совместно с Президентом Украины взяли обязательства перед МВФ до конца 2019 – начала 2020 гг. воздержаться от введения накопительного второго уровня пенсионной системы, Рева не может этого не знать.

Действующая пенсионная система в Украине несправедлива и требует изменений. Несмотря на чрезмерно высокие отчисления из заработных плат (22 % ЕСВ) и регулярные увеличения базы налогообложения (минимальной з/п), пенсионеры получают мизерные пенсии, а Пенсионный фонд постоянно испытывает дефицит.

Постепенный переход на накопительную пенсионную систему может это исправить, но его из года в год откладывают.
«Предвзятость» действующей пенсионной системы и преимущество накопительной можно продемонстрировать на примере простых расчетов.

Сегодня из минимальной заработной платы в 4173 грн ежемесячные отчисления ЕСВ составляют 918 грн в месяц, или 11 017 грн в год. Отчисляя эти 22 % не в бездонный солидарный Пенсионный фонд, а на свой личный счет, за 30 лет работы человек накопит минимум 330,5 тыс. грн, а за 35 лет – 385,6 тыс. грн (без учета процентов по вкладу). А получая официально не минимальную заработную плату, а, скажем, 10 000 грн (при отчислениях в 2 200 грн), за 30 лет на счету у человека накопится 792,0 тыс. грн, за 35 лет – 924,0 тыс. грн (без учета процентов по вкладу).

Теперь сравним, что получает украинский пенсионер сегодня и что получил бы при полноценной накопительной системе, с которой пообещали повременить.
Минимальная пенсия – 1497 грн.
При отчислениях с минимальной з/п (4 173 грн) на свой счет:
 на протяжении 30 лет – 330,5 тыс. грн на счету (без учета %); +66 тыс. грн ежегодно (20 % по вкладу в гривнах) = 5,5 тыс. грн/мес. (пенсия);
 на протяжении 35 лет – 385,6 тыс. грн на счету (без учета %); +77 тыс. грн ежегодно (20% по вкладу в гривнах) = 6,4 тыс. грн/мес. (пенсия);
Средняя пенсия в 2018 году – 2645,6 грн.
При отчислениях с з/п (10 000 грн) на свой счет:
 на протяжении 30 лет – 792,0 тыс. грн на счету (без учета %); +158,4 тыс. грн ежегодно (20 % по вкладу в гривнах) = 13,2 тыс. грн/мес. (пенсия);
 на протяжении 35 лет – 924,0 тыс. грн на счету (без учета %); +184,8 тыс. грн ежегодно (20 % по вкладу в гривнах) = 15,4 тыс. грн/мес. (пенсия).
Все цифры говорят сами за себя: если бы накопительную систему ввели 20 лет назад, то сегодня украинские пенсионеры не просили бы субсидию, а путешествовали бы по миру, как это делают все европейцы.


«Нафтогаз» назвал себестоимость добычи газа

Себестоимость добычи газа, включая капитальные вложения и все сопутствующие затраты на развитие добычи для компании «Укргаздобыча», входящую в состав группы «Нафтогаз Украины», составляет $ 250 за тысячу кубических метров. Об этом заявил глава компании Андрей Коболев, пишет УНИАН.

«Полная себестоимость добычи газа, без учета кредитных средств, которая учитывает капитальные вложения, средства на развитие, на бурение, землеотведение, но без учета транспортировки и налогов – приблизительно 250 долларов за тысячу кубических метров», – сказал он. Глава «Нафтогаза» Коболев, как всегда, манипулирует цифрами.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Называя сумму в $ 250 в качестве себестоимости добычи украинского газа госкомпанией «Укргаздобыча», он не уточняет, что это максимальная стоимость полного цикла – от разведки и бурения до закрытия скважины.

Три месяца назад глава «Укргаздобычи» Прохоренко в интервью украинскому изданию называл эту цифру: «Если мы говорим о стоимости полного цикла – от начала бурения и добычи до закрытия скважины, то в зависимости от сложности добычи стоимость может варьироваться от $ 180 до $ 250 за тысячу кубометров». Однако стоимость «полного цикла» и средняя фактическая себестоимость добычи – это не одно и то же, и Коболев это прекрасно знает.

Если себестоимость добычи украинского газа госкомпанией «Укргаздобыча» составляет, как утверждает Коболев, $ 250, то как «Укргаздобыча», продавая весь 2017 год газ по $ 186 (цена, установлена Кабмином, – 4942,0 грн), получила чистую прибыль в 30,5 млрд гривен? При такой себестоимости и цене реализации компания должна была уйти в убытки.

Безусловно, если начинать считать все с нуля (якобы мы вновь созданная компания и впервые решили попытать счастья в добыче газа), то можно насчитать и $ 500.  Однако «Укргаздобыча» – крупнейшая в стране добывающая компания, у которой уже есть мощнейшая ресурсная база, созданная задолго до прихода Прохоренко и Коболева, определяющих текущую себестоимость добычи.

Зато бухгалтерскую себестоимость в $ 100 – ту, которая фигурирует во всех официальных отчетах, проходит проверку фискальных органов и международный аудит, – они называют неправильной или «манипулятивной», при этом они же эти отчеты и подписывают.

Согласно финансовой отчетности «Укргаздобычи» за 2017 год (за 2018-й будет опубликована весной 2019-го), расходы компании на добычу 1 тыс. м³ газа составляли 2926 грн, в т. ч.:
 437 грн (амортизация);
 147 грн (расходы на персонал и социальные отчисления);
 51 грн (административные расходы);
 28 грн (финансовые расходы, проценты по кредитам);
 103 грн (операционные расходы);
 121 грн (другие расходы);
 146 грн (другие расходы обесценения основных средств);
 1461,6 грн (плата за пользование недрами и другие налоги);
 431,4 грн (налог на прибыль).

Тем не менее, при затратах ПАО «Укргаздобыча» в 2926 грн с налогами (или 1033 грн без налогов) правительство продавало украинский газ населению (по формуле «Дюссельдорф+») за 6957 грн, что позволяет «Укргаздобыче» покрыть все расходы, в т. ч. на разведку и бурение новых скважин, выплатить миллионные зарплаты и премии и еще выйти на чистую прибыль в 30,5 млрд грн (чистая прибыль в данном случае – это то, что не смогли потратить).

После повышения стоимости газа для населения до 8550 грн, вскоре мы услышим очередную «перемогу» о том, как «Укргаздобыча» увеличила чистую прибыль до 45 млрд грн или до 50 млрд грн, а весь топ-менеджмент компании премирован миллионными премиями за такие невероятные успехи. Однако о том, что долги населения выросли еще вдвое, никто из них вспоминать не будет.