Дайджест 14-20/05/2018

В НБУ объяснили, почему инфляция выше прогноза

Фактическая инфляция в Украине в феврале в годовом измерении осталась несколько выше прогноза Национального банка Украины. Об этом сообщается на официальном сайте регулятора.

Нацбанк отметил, что это обусловлено, прежде всего, более существенным, чем ожидалось, подорожанием сырых продуктов питания и топлива.
«В целом текущая динамика потребительской инфляции и ее составляющих свидетельствует о сохранении значительного инфляционного давления. В то же время, его усилению в феврале противодействовало укрепление гривни, которое продолжается и в первой половине марта», – сказано в сообщении. В НБУ подчеркивают, что пока монетарные условия являются достаточно жесткими, чтобы обеспечить постепенное снижение потребительской инфляции и ее возврат в целевой диапазон в середине 2019 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Специалисты «Публичного аудита» еще в начале года спрогнозировали рост годовой инфляции до уровня 16–18 % как следствие повышения зарплат и пенсий, роста инфляционных ожиданий экономических агентов, падения промышленного производства, финансирования бюджетного дефицита за счет ОВГЗ. Напомним, что это значительно выше прогнозов НБУ (8,9 %). Так, по итогам января–апреля 2018 года инфляция составила 4,4 %. При этом за соответствующий период 2017 года она была равна 2,1 %. Годовая инфляция остаётся пока на уровне 13,1%.

Кроме того, рост индекса цен производителей за январь–апрель 2018 года достиг 6 % как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. Поэтому потребительская инфляция в следующих периодах будет расти. Так, кумулятивный индекс промышленного производства с начала года упал на 10,6 % (к декабрю 2017 года).

Благодаря повышению учетной ставки (до 17 %) повысилась доходность по депозитам и ОВГЗ – в результате НБУ удалось незначительно уменьшить ликвидность на рынке и незначительно успокоить инфляцию в феврале. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Общий фонд госбюджета за январь–апрель не выполнен по доходам к плану на 26 % (88 млрд грн), в связи с чем по итогам января–апреля 2018 года привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ.  Так, денежная база в апреле возросла на 4,8 % – до 412,240 млрд грн. Рост за первые четыре месяца года составил 3,3 %. Объём наличных средств в обращении вне банков вырос на 2,5 % – до 331,618 млрд грн, что в целом свидетельствует об отложенных инфляционных факторах.

Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн за долл. свидетельствует о девальвации нацвалюты на 10 %, а это дополнительно повлечет рост цен. Указанный курс является ориентиром для наполнения доходной части бюджета, поэтому возможная ревальвация нацвалюты будет иметь временный характер (НБУ будет скупать дешевый доллар на аукционах).

Однозначно при данных макроэкономичных факторах, отсутствии стратегий восстановления экономики, в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и будущих выплат по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 (целевой ориентир – 16–18 %).


Кабмин обязал вернуть государству долю неиспользованных субсидий

С 1 мая 2018 года постановлением № 329 Кабинет Министров ввел ряд изменений по отношению к потребителям газа, которые получают государственную компенсацию в виде льгот и субсидий, – теперь возврат государству доли неиспользованных сумм субсидий будет происходить по всем лицевым счетам. Об этом на брифинге рассказал Иван Луста – руководитель ООО «Черниговгаз Сбыт» – предприятия, на которое возложено правительством спецобязательство поставлять газ населению по регулируемой цене.

Глава компании пояснил, что, согласно решению правительства, третий год подряд, после окончания отопительного сезона, «Черниговгаз Сбыт» проводит перерасчет неиспользованных сумм субсидий для возвращения остатков средств в госбюджет, как того требует постановление Кабинета Министров № 300. При этом новое постановление № 329 внесло коррективы в категории потребителей.  Так, в этом году перерасчет произойдет по всем без исключения домохозяйствам, пользующимся природным газом. То есть, не только для тех, кто потребляет газ для отопления, но и для подогрева воды и приготовления пищи.

«До 1 июня 2018 года «Черниговгаз Сбыт» предоставит списки с указанием сумм неиспользованных субсидий в органы социальной защиты населения, которые, в свою очередь, до 1 сентября обеспечат возврат на счета потребителей сумм в размере до 700 грн. Остальным домохозяйствам, пользующимся водонагревателями и плитами, сэкономленные субсидии компенсироваться не будут», – отметил директор «Черниговгаз Сбыта».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До 2014 года проблем с ЖК-тарифами и их оплатой у большинства украинцев не возникало. 91 % населения самостоятельно оплачивал свои платежи и не нуждался в помощи государства в виде субсидий. Однако после беспрецедентного, необоснованного повышения тарифов в 2015–2017 годах у 60 % населения возникли трудности с оплатой «коммуналки».

Правительство обещало, что рядовые граждане Украины не пострадают от такого повышения – вся разница между старыми и новыми тарифами будет компенсироваться субсидиями. На практике это оказалось совсем не так: субсидия покрывает не весь размер платежки, а лишь социальные нормативы, которые из года в год сокращаются. Кроме того, ежегодно вводятся все новые и новые ограничения и причины для отказа в субсидии – в итоге страдают простые украинцы, пенсионеры и другие социально незащищенные категории граждан.

Когда вводились массовые субсидии, правительство призывало людей к экономии, говоря, что она останется в распоряжении людей, ею можно будет воспользоваться в следующем сезоне; о списании сэкономленного газа или прочих энергоресурсов речи не было. Однако затем, в 2017 году, были внесены изменения в порядок начисления субсидий, согласно которым переплату за центральное отопление начали списывать полностью, а для тех, кто отапливает дома и квартиры газом, начали списывать экономию за исключением суммы, эквивалентной 100 кубам газа (на данный момент – 690 грн).

Созданная сегодня правительством система псевдомонетизации не стимулирует к экономии: людям с централизованным отоплением экономить нет вообще никакого смысла, поскольку по окончании отопительного сезона вся сбережения у них отбираются; для людей с газовым отоплением экономия свыше 100 кубов газа за сезон также теряет смысл. Кроме того, постоянное снижение социальных нормативов для начисления субсидий делает экономию практически невозможной.

Так, до 2017 года субсидия покрывала 5,5 кубов газа на м2 для отопления, т. е., если семья отапливает дом площадью 70 квадратов газом, субсидия покрывала 385 кубов в месяц. Если семья вместо 385 кубов использовала 300, за отопительный сезон накапливалась переплата в 3500 грн, из которых правительство забирало 2812 грн, а семье выдавали 688 грн (за 100 кубов).

С 1 мая 2017 года Кабмин снизил объём газа, на который начисляется субсидия, с 5,5 куб./м до 5 куб./м, в результате чего семья, живущая в доме площадью 70 м2, в отопительный сезон 2017–2018 получала субсидию уже не на 385 кубов в месяц, а на 350 кубов, поэтому экономить ей стало куда сложнее.  С 1 мая 2018 года правительство снова снизило объём газа, на который начисляется субсидия, с 5 куб./м до 4,5 куб./м – в следующем сезоне монетизировать уже будет нечего. В целом за последние три года норматив газа для индивидуального отопления сократился с 7 м3 до 4,5 м3, или на 36 %.

Следствием лишения субсидий или сокращением их размера является рост долгов за ЖК-услуги, который за период 2015–2018 гг. составил 250 %, а результатом роста долгов населения являются другие, более страшные социальные проблемы – самоубийства, рост преступности, насилия и т. д.


Минфин предупредил о крупных выплатах по госдолгу

Объем обязательных выплат Украины по государственному и гарантированному государством долгу до конца этого года составляет 325,53 млрд гривен. При этом 204,43 млрд грн – это часть долга, и 121,10 млрд грн – выплаты по обслуживанию. Об этом сообщается на сайте Министерства финансов.
В следующем году платежи по погашению и обслуживанию госдолга составят 317,47 млрд грн, в 2020 году – 266,07 млрд грн.

В целом, за период с 2018 по 2045 год включительно Украине предстоит уплатить 3,069 трлн грн, в том числе 1,948 трлн грн в счет погашения долга и 1,121 трлн грн – в счет его обслуживания.  Ранее сообщалось, что Украина в 2018 году должна вернуть 44 млрд грн по долгам МВФ. При этом совокупные долговые обязательства Нацбанка и Минфина перед МВФ составляют $ 12,1 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), а это 72% от номинального ВВП. Столь критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60%) – результат экономической политики, которая проводится с 2014 года. Соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 год колебалось в диапазоне 36 – 40%, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику.

В бюджете на 2018 год предусмотрено погашение обязательств на 175,7 млрд грн (внутренние – 114 млрд грн; внешние – 61,7 млрд грн). Сейчас украинская экономика не может генерировать дополнительные доходы для выплат по долгам, в связи с чем у руководства страны остается только единственный механизм –реструктуризировать ранее взятые обязательства, или брать новые долги, на более выгодных инвестору условиях, что увеличивает обслуживание долга в будущих периодах. Для погашения обязательств, которые заложенные в бюджет, а также для финансирования дефицита бюджета предусмотрено взять новые займы – 231,9 млрд грн (внутренние – 123,7 млрд грн; внешние – 108,2 млрд грн).

Однако, по данным Минфина, объем обязательных выплат Украины по государственному и гарантированному государством долгу до конца этого года составляет 325,5 млрд грн, что на 150 млрд грн больше чем заложено в бюджете, вследствие чего ожидается существенное увеличение бюджетного дефицита.

Украине в течение 2019-2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд. Правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств. Между тем, МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств.

Следует отметить, что международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) и на длительный срок. Прекращение выдачи новых кредитов от международных организаций Украине повышает суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство страны ищет любые механизмы для получения кредитов, однако условия, по которым их предоставляют, приведут к существенному увеличению долговой нагрузки в будущем.

Альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций и размещение ОВГЗ с высокой ставкой купона. Портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учетной ставки (с 12,5% до 17%), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17-17,5% годовых. Интерес у инвесторов вызывает высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам.

Дополнительным негативным фактором является то, что общий фонд госбюджета за январь-апрель не выполнен по доходам к плану на 26% (88 млрд грн), вследствие чего по итогам января-апреля 2018 г. дополнительно привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ.  Согласно принятому госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне $ 94,4 млрд (2,746 млрд грн при утвержденном среднегодовом курсе доллара 29,1 грн) или 82% от прогнозного ВВП. Планируемое увеличение совокупного госдолга связанно с высокими выплатами по ранее взятым обязательствам, негативным внешнеторговым балансом и предстоящими расходами на избирательные кампании.

Поэтому сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, однако в долгосрочной перспективе увеличит дефолтные риски страны, в связи увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


Украина уже 900 дней не покупает российский газ

Украина уже 900 дней не поставляет газ из Российской Федерации. Об этом написал ПАО «Укртрансгаз» в Facebook. «Сегодня уже 900 дней с того исторического момента, с тех пор, как Украина начала использовать возможность обходиться без импорта газа из РФ», – прокомментировали в компании.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сегодня у истинных «патриотов», а точнее жертв правительственной пропаганды, очередная круглая дата. Оценим какую пользу, принесли эти 900 дней украинцам, не считая иллюзорного чувства гордости.

В 2016 году Украина покупала газ в Европе по цене от 183 до 202 долларов, в то время как «Газпром» поставлял газ в Европу по цене в среднем $ 167. При поставках газа в 2016 г. из РФ по цене для Европы Украина, импортировав 10,9 млрд м3, могла бы сэкономить за год около $ 280 млн. Согласно данным МЭРТ, цена импорта газа в 2017 году составляла от $ 208,38 до $ 252,91 за тыс. м3:
в январе – $ 229,51;
в феврале – $ 246,88;
в марте – $ 248,13;
в апреле – $ 232,17;
в мае – $ 208,38;
в июне – $ 213,7;
в июле – $ 214,5;
в августе – $ 210,11;
в сентябре – $ 212,9;
в октябре – $ 224,89;
в ноябре – $ 239,53;
в декабре – $ 252,91.
Средняя цена за 2017 год составила $ 227,8 за тыс. м3.

Ценовая политика «Газпрома» для Европы и стран бывшего СССР существенно отличается. В 2017 году для Европы российский газ стоил $ 190-210, в то время как Белоруссия платила за него $ 141 за тыс. м3. При поставках газа из РФ по цене для Европы ($ 200 за тыс. м3) Украины могла бы сэкономить за 2017 год около $ 400 млн. Таким образом, суммарная экономия для Украины при обычной цене «Газпрома» для стран Европы за 2016-2017 года могла бы составить минимум $ 680 млн. А в случае, если бы Украина и РФ имели нормальные отношения, а на поставках газа не строились никакие коррупционные схемы, Украина могла бы импортировать газ по цене «для стран СНГ», как Белоруссия по $ 141. В таком случае годовая экономия могла бы составить более $ 1,2 млрд.

Кроме того, на сегодняшний день отсутствие поставок газа из РФ – это не заслуга или принципиальная позиция власти в Украине. В марте 2018 года правительство и «Нефтегаз» с радостью ожидали возобновления поставок более дешевого российского газа, но «Газпром» отказался его поставлять.


ЕК предложила Украине миллиард евро финпомощи

Комитет по иностранным делам Европейского парламента в среду, 16 мая, проголосовали за предоставление макрофинансовой помощи Украине. Об этом в Twitter сообщил брюссельский корреспондент Радио Свобода Рикард Йозвяк.

«Комитет по иностранным делам Европарламента проголосовал за предоставление макрофинансовой помощи для Украины, но добавил поправку, что “состав Центральной избирательной комиссии Украины отражает политический баланс, который представляет все соответствующие политические силы, особенно те, которые представлены в Раде», – написал Йозвяк.

Как сообщалось, в марте Еврокомиссия официально запустила процедуру выделения Украине 1 млрд евро финпомощи. В то же время, в Украине рассчитывали на большие объёмы.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По информации на сайте Европарламента, ЕС предоставит макрофинансовую помощь Украине на общую сумму до 1 млрд евро, которые будут предоставлены в виде среднесрочных и долгосрочных кредитов. Помощь Украине планируется выплачивать в двух траншах. Ожидается, что первый транш будет выплачен во второй половине 2018 года, а второй – в первой половине 2019 года.

Как ранее отмечал «Публичный аудит», макрофинансовая помощь – это вовсе не безвозвратные средства, переданные украинской стороне для расходования на собственные нужды. Речь идет о долгосрочном кредите с процентами, который ЕС предоставляет государствам-партнерам. Кредиты в рамках макрофинансовой помощи финансируются за счет заимствований ЕС на рынках капиталов. Указанная помощь – важный инструмент среди других видов помощи, которые используются для поддержки Украины в процессе имплементации необходимых реформ. Помощь предназначена на сокращение краткосрочного дефицита платежного баланса и финансовой уязвимости.

8 января 2015 года Европейская комиссия по поручению ЕС предложила дальнейшую макроэкономическую помощь Украине в сумме 1,8 млрд евро (как среднесрочный кредит). Это была третья с 2010 года программа макрофинансовой помощи Украине. В её рамках Украина получила 1,2 млрд евро. Однако выделение следующих кредитных траншей было приостановлено в связи с непринятием Верховной Радой необходимых для ЕС законопроектов, касающихся отмены запрета на экспорт леса-кругляка, земельной реформы.

В условиях невозможности генерировать дополнительные доходы экономикой, наличие высоких будущих выплат по обязательствам приведет к повышенному спросу на валюту на внутреннем рынке со стороны государства. По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72% от номинального ВВП. В бюджете на 2018 год предусмотрено погашение обязательств на 175,7 млрд грн (внутренние – 114 млрд грн; внешние – 61,7 млрд грн). Однако, по данным Минфина, объём обязательных выплат Украины по государственному и гарантированному государством долгу до конца этого года составит 325,5 млрд грн, что на 150 млрд грн больше, чем заложено в бюджете. Итог – государству необходимо искать дополнительные средства.

Украине в течение 2019–2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд. Для этого правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств. Так, в условиях макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы готовы присутствовать на украинском рынке заемного капитала только в условиях высоких процентных ставок по ценным бумагам, что существенно увеличивает обслуживание госдолга и негативно влияет на дефолтные риски в будущем. Как результат, единственными кредиторами для Украины остаются МВФ и ЕС.

Следует отметить, что макрофинансовая помощь может направляться на финансирование бюджета, что, несомненно, важно в преддверии выборов. Кроме того, следует учитывать, что условия, под которые выдается макропомощь, не озвучены и могут не соответствовать национальным интересам.


В Европе рекордно подорожал уголь

Уголь с поставкой в следующем году пробил психологическую отметку и во вторник превысил планку в $ 90 за тонну. В последний месяц уголь только набирает в цене. В Северо-западной Европе во вторник, 15 мая, поднялись цены на уголь (по итогам пятой сессии подряд на фоне сильного спроса на энергоресурсы со стороны Китая). Фьючерсы на следующий год подорожали до рекордных $ 90,65 за тонну.

В число факторов, приведших к увеличению стоимости угля за последний месяц, входят также штормы в Австралии и Индонезии, которые стали причиной перебоев с поставками, а также ослабление курса доллара США, сообщает агентство Bloomberg. Цены на электроэнергию повышаются вслед за ростом стоимости угля и квот на выбросы CO2. Так, в Германии электричество с поставкой в 2019 году подорожало до 41,75 евро за мегаватт-час, что является максимальным уровнем для годовых контрактов с апреля 2013 года. Стоимость квот на выбросы углекислого газа подскочила на 79 % с начала текущего года, достигнув рекорда с 2011 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До недавнего времени цены на уголь в Европе мало интересовали рядовых украинцев. Украина добывала достаточно угля для внутренних потребностей и экспортировала его в другие страны. Однако с 2014 года ситуация кардинально изменилась: добыча угля в Украине упала в 2,4 раза, страна превратилась из экспортера угля в его импортера.

Основной объём добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн – его запасы достигали 240 млн тонн. Там находились практически все марки угля: антрацит, коксующийся и газовый. На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причём, ни одна из них не добывает антрацитовый уголь.

Сегодня антрацит импортируется Украиной на 100 %, своего не осталось. Общий объём добычи угля всех марок в Украине катастрофически упал:
 2013 год – 83,69 млн тон;
 2014 год – 64,99 млн тон;
 2015 год – 39,74 млн тон;
 2016 год – 40,86 млн тон;
 2017 год – 34,92 млн тонн.

На начало 2018 года, по информации Министерства экологии и природных ресурсов Украины, 36 шахт на временно неподконтрольной Украине территории полностью затоплены и не подлежат восстановлению. Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта. По результатам 2017 года, валютные расходы Украины на покупку угля выросли на 87 % – с $ 1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году. Доля российского угля в общем объёме импорта в 2017 году составила 56,6 %, в денежном эквиваленте – $1,55 млрд; в 2016 году этот показатель был равен $0,9 млрд.

Рост цен на уголь на мировых и европейских рынках на сегодняшний день, в условиях его нехватки в Украине и необходимости импорта, оказывает негативное влияние на финансовое положение в стране, которое и без того шаткое. Если в 2017 году Украина понесла дополнительные валютные расходы на закупку угля в сумме $ 1,3 млрд, то 2018 году, с учетом роста цен, финансовые потери могут быть ещё выше.

Кроме того, не следует забывать о пресловутой формуле «Роттердам+», согласно которой тарифы на электроэнергию формируются с привязкой к биржевым ценам на уголь – соответственно, из-за их роста будет расти и тариф для населения, а также коммерческих потребителей.

Во избежание негативных последствий от роста цен на уголь на европейских биржах Украине необходимо рассмотреть варианты возобновления торговых отношений с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей, которые были разорваны в начале 2017 года.


Крупный российский поставщик удобрений уходит из Украины

Российская компания «Еврохим» (EuroChem Group AG) намерена покинуть рынок Украины, на котором работала 15 лет. Компания объявила о продаже своего дочернего предприятия в этой стране, сообщает в среду, 16 мая, РБК. Отмечено, что «Еврохим» объясняет это решением Киева ввести временный запрет на ввоз минеральных удобрений из России.

«Недавние действия властей Украины по ограничению поставок удобрений иностранными компаниями, а также ожидания дальнейшего ухудшения деловой конъюнктуры на этом рынке стали причиной данного решения», – говорится в сообщении компании. Отмечается, что дочернее предприятие купила компания, «связана с его бывшим менеджментом». При этом стоимость сделки и её условия «Еврохим» не раскрывает. К тому же, компания сообщила, что намерена продолжить консультации с украинскими властями о будущих возможностях в этой стране через свое европейское представительство. Сама группа намерена сосредоточиться на других растущих рынках.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Напомним, 14 марта украинское правительство поддержало временное эмбарго на ввоз минеральных удобрений из России. В сентябре 2017 года Киев также ввел санкции в отношении ряда предприятий группы «Еврохим», а также других российских поставщиков минудобрений. EuroChem Group AG – один из ведущих производителей минеральных удобрений в мире (1,9 % мирового производства).

Недавние действия властей Украины по ограничению поставок удобрений иностранными компаниями, а также ожидание дальнейшего ухудшения деловой конъюнктуры на данном рынке, стали причиной решения руководства компании покинуть Украину. За 2017 год консолидированная выручка EuroChem Group составила $ 4,87 млрд, что на 11 % выше показателя 2016 г. ($ 4,38 млрд). Следует отметить, что ключевыми рынками для продаж являются: Европа – 32 %, Латинская Америка – 22 %, Северная Америка – 9 %; доля всего рынка СНГ – 7 %. Поэтому потеря украинского рынка не будет иметь серьезных последствий для EuroChem Group AG.

Антидемпинговые пошлины на импорт российских удобрений уже действуют с 2014 года сроком на пять лет. Однако они касаются только аммиачной селитры. В декабре 2017 года под запрет попал также сульфат аммония, используемый в качестве азотисто-серного удобрения, из России. Решения об ограничениях сильно повредят сельскому хозяйству Украины, поскольку повысятся производственные затраты. Кроме того, возникает риск для успешного проведения посевной украинскими сельхозпроизводителями.

Так, по калийным, фосфатным удобрениям у нас нет украинских производителей, которые производят какие-то серьёзные объёмы. Мы объективно зависим от России. И если у нас возникнет жесткий дефицит этих удобрений, это немедленно отразится на сельском хозяйстве (падение урожайности).
По данным Госстата, импорт минеральных удобрений по итогам 2017 года составил $ 1,74 млрд, или 3,5 % от общего импорта. Так, импорт минудобрений из РФ за соответствующий период достиг $ 1,1 млрд.

Несмотря на ухудшение отношений между Украиной и РФ, в связи с этим общее сокращение товарооборота, доля Украины в российском экспорте минудобрений возросла до 9 % (2012–2013 гг. – 6 %). Основным катализатором данного процесса стало сокращение внутреннего производства в Украине, что объясняется ростом цены на газ (80–90 % в структуре себестоимости), а также остановкой северодонецкого «Азота» и потерей контроля над Концерном «Стирол» (Горловка), которые принадлежат группе Ostchem.

Следует отметить, что стоимость газа для производителей удобрений из РФ на рынке равна $ 60–70 за тыс. кубов, в то время как украинским предприятиям приходится платить $ 350–400. Потеря украинского рынка сбыта не станет серьёзной проблемой для российских производителей минеральных удобрений. Так, на мировом рынке выиграют те игроки, у кого есть доступ к недорогому сырью. Ввод новых мощностей привел к переизбытку предложения, что давит на цены и на рентабельность производства.

Основным выгодополучателем запрета на российские минудобрения станет группа компаний Ostchem, которая сможет удовлетворить внутреннее предложение, а пострадают украинские фермеры в связи с ростом себестоимости, что может повлиять на сокращение экспорта.


Большая приватизация начнется с «Центрэнерго» – Минэнергоугля

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины хочет начать «большую приватизацию» госпредприятий с продажи Центрэнерго. Об этом заявил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов, сообщает пресс-служба ведомства в Twitter.
«Мы надеемся, что Центрэнерго, где работа инвестиционных советников продвинулась достаточно далеко, станет первым примером новой приватизации», – говорится в сообщении.

Неделей ранее Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации, куда и вошли «Центрэнерго», ряд облэнерго и теплоэлектроцентралей, «Объединенная горно-химическая компания», «Угольная компания “Краснолиманская”», «Азовмаш», «Турбоатом», «Электротяжмаш», «Сумыхимпром», «Одесский припортовый завод», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Украгролизинг», «Агарный фонд» и «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Касательно «Центрэнерго» «Публичный аудит» не единожды указывал, что это одна из крупнейших энергогенерирующих компаний Украины, приватизация которой нецелесообразна и противоречит интересам государства. Компания обеспечивает жизнедеятельность Киевской, Харьковской и Донецкой областей, в состав входят три тепловые электростанции – Углегорская, Змиевская и Трипольская. Суммарная проектная мощность станций – 7660 МВт – около 14 % от общей мощности электростанций Украины, а выгодное географическое расположение является залогом постоянного спроса на электроэнергию. Исходя из указанного, а также пересмотров тарифов на электроэнергию в течение 2014–2018 гг., финансовые результаты предприятия в последние годы только росли. Если по итогам 2015 года прибыль предприятия составила всего 21,8 млн грн, то в 2016 – уже 386,8 млн, а в 2017 – 1,89 млрд грн, то есть, за два года рост по прибыли – в 90 раз. На конец 2017 года стоимость активов составила чуть более 10 млрд грн, а обязательства насчитывали 3,1 млрд грн.

Указанные показатели, безусловно, повлияют на формирование конечной цены реализации при приватизации компании. Ещё в 2015 году, когда впервые начали говорить о приватизации «Центрэнерго», французский бизнес был заинтересован в покупке компании – тогда по разным оценкам её стоимость оценивалась не менее чем в $ 500 млн. Однако, исходя из ценностей её позиции на рынке тепловой генерации, и такая цена может быть заниженной для объекта подобного рода.

Кроме этого, существует ещё один риск, наступление которого возможно после получения контроля над компанией частным хозяином. Так, на сегодняшний день государство имеет все рычаги для регулирования вопроса поставки сырья для нужд компании. Иными словами, Украина может обязать закупать уголь, который был добыт на государственных шахтах, предоставляя таким образом работу тысячам шахтеров, тогда как после смены собственника новый менеджмент будет решать вопрос самостоятельно, что, соответственно, может привести к закрытию государственных шахт и социальной неудовлетворенности их работников.

Также в нынешней ситуации вырученные средства пойдут на финансирование бюджетного дефицита (согласно закону о госбюджете – 80,6 млрд грн), а не на развитие экономики. По данным ФГИ, за 3 месяца текущего года от приватизации получено лишь 34,6 млн грн, а «Центрэнерго» позволит сразу же получить львиную долю от плана по приватизации на 2018 год (21,3 млрд грн).

Подтверждением направления средств на покрытие дефицита является то, что общий фонд госбюджета за январь–апрель не выполнен по доходам к плану на 26 % (88 млрд грн), вследствие чего по итогам января–апреля 2018 дополнительно привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ. Благодаря такой ситуации, в том числе, и появилась новость о том, что надо начинать продажу самых ликвидных на сегодня в стране активов, хотя их приватизация во время экономического падения – неэффективное решение, так как тот же «Центрэнерго» стоит в разы дороже номинальной стоимости в $ 500 млн.


Гройсман рассказал, когда будет введена монетизация субсидий

Введение монетизации необходимо, чтобы убрать злоупотребления в системе субсидий. Премьер-министр рассчитывает, что это будет сделано уже в начале следующего года. Монетизация жилищных субсидий, по словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, может заработать уже 1 января 2019 года.

«Мы выйдем на монетизацию с 1 января 2019 года», – сказал Гройсман в Харькове в ходе выездной коллегии Министерства социальной политики.
Он отметил, что введение монетизации необходимо, чтобы убрать какие-либо злоупотребления в системе субсидий. «Мы знаем, что этими государственными ресурсами злоупотребляют те, кто в них не нуждается, и наша задача сегодня – изменить систему таким образом, чтобы эффективно защитить тех, кто нуждается в такой поддержке», – подчеркнул Гройсман. По словам премьера, в Украине около 7 млн домохозяйств получают субсидии.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Гройсман обещает монетизацию с 1 января 2019 года, но общая динамика расчётов государства по назначенным субсидиям говорит о том, что на начало 2019 года мы выйдем не на монетизацию, а на рекордные долги бюджета по субсидийным выплатам. Общий годовой бюджет–2018 на субсидии составляет 71 млрд грн, и с учетом предстоящих погашений кредитов маловероятно, что правительство отыщет резервы для его увеличения.
Однако по итогам І квартала 2018 года весь годовой бюджет на субсидии практически исчерпан.

На конец 2017 года задолженность бюджета перед поставщиками ЖК-услуг составляла 25,9 млрд грн.
За І квартал 2018 года из бюджета было перечислено поставщикам ЖК-услуг 29,79 млрд грн.
Долг бюджета перед поставщиками ЖКУ на конец марта 2018 года достиг 26,93 млрд грн.
Всего бюджет – 71,0 млрд грн:
 оплачено – 29,79 млрд грн
 долг – 26,93 млрд грн
 остаток – 14,28 млрд грн.

По состоянию на 3-й квартал 2018 года на субсидии фактически остаётся 14,28 млрд грн из 71 млрд, или 20 % от годового бюджета.  При справедливом начислении субсидий, действующих тарифах и социальных нормативах до конца года правительству потребуется дополнительно около 50 млрд грн, а в случае повышения тарифов – и того больше. Если изменения к бюджету не будут приняты, правительство не найдет дополнительно 50 млрд грн, эта сумма перейдет как долг на 2019 год.

Отсутствие необходимого финансирования власть постарается компенсировать урезанием размера субсидий и их отменой – для этого были приняты изменения в правила их предоставления, но субсидиантов настолько много, что эти меры принципиально не решат проблему с нехваткой финансов, хотя многие люди пострадают от правительственных нововведений. В первую очередь – безработные, которым будут приписывать виртуальный доход в три прожиточные минимума, а это около 1,7 млн человек; также могут стать жертвами владельцы недорогих, но не старых автомобилей (до 5 лет), собственники квартир площадью от 120 м2 и домов от 200 м2, независимо от их стоимости и технического состояния.

Но даже для тех, кому посчастливится остаться с субсидией, её размер станет существенно меньше за счет очередного снижения социальных нормативов на 10 %. Кроме того, пенсионерам, которых коснулась пенсионная реформа, и которые получили небольшую прибавку, придется отдать её в уплату ЖК-услуг, поскольку при расчете субсидии будет уже учитываться новая пенсия. Поэтому обещанная Гройсманом монетизация в ближайшем будущем не предвидится: на это просто нет денег в бюджете, а долги монетизировать невозможно.


Путин и Меркель обсудили транзит газа по Украине

Транзит российского газа через Украину будет продолжен после запуска газопровода «Северный поток – 2», но только если это будет экономически целесообразно. Об этом сказал президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель в Сочи, сообщает Интерфакс.

«Хочу подчеркнуть: поставки будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности», – заявил Путин. Он заверил, что Россия всегда рассматривала «Северный поток – 2» как сугубо экономический проект. Путин добавил, что обсудил с канцлером ФРГ весь спектр совместной работы в сфере энергетики. Со своей стороны Меркель сказала, что «и после строительства Северного потока-2 роль Украины как транзитной страны должна сохраниться».

«Это имеет стратегическое значение, и Германия готова сыграть свою роль и оказать содействие. Надо подумать над гарантиями для Украины в том числе», – отметила канцлер. Европейский рынок является очень важным для России. В 2017 году страна экспортировала в Европу рекордное количество газа – 1 93,9 млрд м3, что на 14,6 млрд м3 (на 8,1 %) превышает максимум, достигнутый в 2016 году.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Северный поток – 2» пройдет из России в Германию через Балтийское море (пропускная способность – 55 млрд м³ газа в год).
Германии выгоден «Северный поток – 2», поскольку благодаря этому проекту она станет главным газовым центром Европы, что, безусловно, принесет ей дополнительные финансовые ресурсы.

Высказывания Ангелы Меркель о необходимости сохранить транзит газа через территорию Украины – это скорее дипломатия, чем реальное требование.
Транзит газа, конечно, сохранится, об этом говорит и российская сторона, но для Украины важен не сам факт транзита, а его объём. Меркель ничего об этом не говорила, а значит, фактически её требование не имеет никакого смысла и силы: потребовано то, что и так никто не отрицает.

Объём транзита российского газа через украинскую ГТС за последние 4 года составлял:
2014 год – 62,2 млрд м3;
2015 год – 67,1 млрд м3;
2016 год – 82,2 млрд м3.
В 2017 году объём транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему был равен 93,5 млрд куб. м, что обеспечило доход в $ 3 млрд.
После завершения строительства «Северного потока – 2» транзит газа через Украину сохранится, но его объём будет существенно ниже. Глава «Газпрома» Миллер говорит о 10–15 млрд м³ в год, что в 6–9 раз меньше чем сегодня.

Для обеспечения безубыточности украинской ГТС ежегодный транзит должен составлять не менее 50 млрд м3, РФ прогнозирует объём транзита в 3–5 раз ниже, что не позволит Украине полностью покрывать расходы на содержание и обслуживание ГТС. Соответственно, доход Украины от транзита упадет с $ 3 млрд до $ 330–500 млн в год, а ежегодные потери достигнут минимум $ 2,5 млрд.


Порошенко озвучил главные достижения за последние 4 года: усиление армии, подписание СА с ЕС и безвизовый режим с более чем 100 странами

По словам Порошенко, главными достижениями за последние четыре года являются усиление украинской армии, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС и безвизовый режим с более чем 100 странами. «Только что вернулся с фронта и хочу сказать, что украинские воины не только одеты, накормлены и обуты, имеют соответствующее медицинское и финансовое обеспечение – это оплот украинской независимости и суверенитета», – подчеркнул Порошенко.

Также он отметил, что сейчас Украина тратит 6 % ВВП на собственную обороноспособность, в то время как другие страны – только по 1 % ВВП.
«Я только могу представить, если бы эти 100 млрд грн сейчас направить не на финансирование армии, а на развитие Украины. Какие тогда были бы темпы роста и улучшения жизни людей», – сказал глава государства.

Глава государства также отметил, что за последние четыре года в стране запущено 144 реформы.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Безвиз», бесспорно, является достижением, но, к сожалению, из-за всеобщей бедности в Украине воспользоваться им могут единицы. Кроме того, все больше украинцев придерживаются мысли, что они с радостью отказались бы от «безвиза» в обмен на доллар по 8 и нормальные ЖК-тарифы. Что касается армии, тут заслуга всех украинцев, платящих налоги и сформировавших благодаря своим отчислениям оборонный бюджет в 100 млрд грн, а ставленники Порошенко и подконтрольные ему бизнес-структуры лишь наживаются на оборонных заказах.

Подписание ЗСТ с ЕС принесло потери от утраты российского рынка сбыта за 4 года ориентировочно $40 млрд. По объемам поставок в ЕС Украине в 2017 году удалось вернуться лишь к показателям 2013 года. В целом, украинский экспорт в 2017 году в сравнении с 2013 сократился на 32% или $20 млрд. При этом экспорт в Россию обвалился с $15 млрд в 2013 году до $4 млрд, а экспорт в страны ЕС за этот период увеличился всего на $0,8 млрд. Также следует отметить изменения товарной структуры украинского экспорта за последних 4 года: доля металлургии сократилась на 4,5%, машиностроение упало на 2%, при этом выросла доля экспорта АПК на 8% (приоритет в экспорте в ЕС – с/х продукция с низкой долей добавленной стоимости). При этом Евросоюз пытается защитить свой рынок от украинского экспорта готовой продукции путем квотирования, антидемпинговых пошлин, сертификации товаров. Установленные Брюсселем квоты на украинскую пшеницу или кукурузу составляют всего 5% от общего годового объема экспорта украинскими аграриями данного вида продукции. Основным выгодополучателями от ЗСТ стали компании ЕС, которые кроме дешевого сырья получили рынки сбыта для своей готовой продукции (рост импорта товаров с ЕС по итогам 2 лет – 35,3%, что на 2% больше темпов роста экспорта с ЕС).

Относительно 144 реформ, которые якобы проводятся в Украине на протяжении последних 4 лет, то преимущественно они нанесли украинцам гораздо больше ущерба, чем пользы.
Так, «чистка» банковской системы и либерализация курса национальной валюты обошлись украинцам минимум в $ 216 млрд:
– $ 7,5 млрд (200 млрд грн) – вклады, которые пропали в разрушенных властью банках;
– $ 62 млрд – потери пенсионеров от обесценивания пенсий (была $ 190 – cтала $ 87);
– $ 147 млрд – потери работающих людей от обесценивания зарплаты (была $ 430 – стала $ 242).

Снижение доходов и рост цен на все товары и услуги привели к падению покупательской способности и сокращению объёма покупок в системе розничной торговли в 3,6 раза:
 2013 год – $ 110,6 млрд;
 2014 год – $ 75,9 млрд;
 2015 год – $ 46,6 млрд;
 2016 год – $ 45,4 млрд;
 2017 год – $ 30,7 млрд.

Повышение цены на газ и тарифов на ЖКУ вызвали увеличение количества людей, которые не в состоянии самостоятельно оплатить свои бытовые потребности, – с 9 % до 59 %, а также рост долгов за эти услуги – с 11 млрд грн до 40,5 млрд грн. «Реформа в сфере ЖКХ» ограничилась исключительно ростом тарифов на все услуги, от 3 до 7 раз (в зависимости от вида), без соответствующего улучшения их качества, ремонта инфраструктуры, модернизации и энергоэффективности:
 газ подорожал на 772 %;
 электроенергия – от 220 % до 367 %;
 отопление – на 225 %;
 горячая вода – на 200 %;
 холодная вода на 100–150 %;
 содержание дома и придомовой территории – на 150–200 %.

«Медицинская реформа» разделила бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией Украины в государственных и коммунальных учреждениях, на 2 части: платную, которая не финансируется из бюджета, и бесплатную, которая финансируется из бюджета. Причём, общие расходы бюджета на бесплатную медицину за 4 года сократились в 2,8 раза – с $ 8,12 млрд в 2013 году до $ 2,92 млрд в 2017 году.

«Пенсионная реформа» снизила величину оценки 1 года страхового стажа с 1,35 % до 1,0 % заработной платы, что повлекло уменьшение размера пенсий, которую должны были получить украинцы после «осовременивания» (индексации) на 25–30 %. Это коснулось всех без исключения пенсионеров (12 млн человек). Также «пенсионная реформа» увеличила страховой стаж, необходимый для назначения пенсии, с 15 лет до 25 лет, а с каждым последующим годом – ещё на 1 год до достижения отметки в 35 лет, что является завуалированным повышением пенсионного возраста, а во многих случаях фактически отменяет право на пенсионное обеспечение (затрагивает интересы 15 млн потенциальных пенсионеров).

«Судебная реформа» сконцентрировала всю судебную ветвь власти в руках Президента Украины, а также сделала суды недоступными для большинства украинцев. Так, увеличены ставки судебного сбора за подачу искового заявления: минимально за обычный иск надо заплатить более 700 грн, за апелляционную жалобу – более 1000 грн, кассационную жалобу – более 1700 грн. Представительство интересов в судах осуществляется только адвокатами (кроме незначительных споров, а также трудовых), что априори привело к удорожанию юридических услуг.
Также при обращении в суд гражданам надо оплачивать не только судебный сбор, услуги адвокатов, но и нести дополнительные траты, связанные с:
– авансированием будущих судебных расходов на проведение экспертизы, вызов свидетелей, истребование доказательств и т. д.;
– авансированием истцом расходов ответчика на правовую помощь;
– уплатой существенных штрафов за неисполнение, по мнению судьи, процессуальных обязанностей, в т. ч. за неподачу доказательств.