Дайджест 15-21/01/2018

Бензин на АЗС продолжает дорожать

С 12 по 15 января розничные цены на бензин и дизельное топливо увеличились в большинстве украинских сетей АЗС. В частности, крупнейшая сеть группы «Приват» повысила цены на бензин и дизельное топливо на 1 грн/л. В сети «Авиас» бензин марки А-92 подорожал до 27,45 грн/л, А-95 – до 27,95 грн/л, А-95+ – до 28,45 грн/л, а дизтопливо – до 26,00 грн/л.
На станциях «Укрнафты» цены на бензин А-92 выросли до 27,50 грн/л, А-95 – до 28,00 грн/л, А-95+ – до 28,50 грн/л, дизтопливо – до 26,00 грн/л.

В группе отметили, что 15 января средняя стоимость бензинов А-92 и А-95 выросла на 59 коп./л – до 28,59 грн/л и 29,34 грн/л, соответственно, А-95+ подорожал на 52 коп./л – до 30,51 грн/л, а ДТ прибавило 58 коп./л (27,17 грн/л).

Как понимать?

Стремительное удорожание светлых нефтепродуктов на отечественных АЗС обусловлено тремя главными факторами:
1. Увеличение стоимости нефти на мировых рынках: январь 2017 – $ 55 за баррель, январь 2018 – $ 69,89 за баррель. И хотя повышение стоимости нефти мало влияет на украинский рынок, именно рост её цены стал дополнительным фактором повышения цен в нашей стране.
2. Ослабление национальной валюты по отношению к основным валютам. Падение гривны на каждые 10 коп. несёт повышение стоимости одного литра топлива на 8 коп. За новогодние праздники гривна просела с 27,7 грн/$1 до 28,4 грн/$. Кроме этого, ставки акциза на топливо отечественные законодатели установили в евро, тем самым заложив риск, что ослабление гривны автоматически влечёт удорожание бензинов и ДТ. Стоимость топлива на АЗС включает до 40 % налогов и сборов (акцизный сбор, НДС);
3. Импортозависимость отечественного рынка светлых нефтепродуктов. В Украине до 80% рынка заполнены импортными бензинами, и это при наличии собственных 6 нефтеперерабатывающих заводов, из которых более-менее работают Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и Шебелинский газоперерабатывающий завод.

Благодаря данным факторам в 2017 году цены на АЗС выросли в среднем следующим образом: бензины – на 5 грн (на 20 %), дизельное топливо – на 4,80 грн (10 %). Повышение стоимости топлива и энергоносителей автоматически влечёт подорожание продуктов питания, коммунальных услуг, услуг по перевозке пассажирским транспортом и т.д., поскольку в себестоимость продукции (услуг) в той или иной доле (5–7%) включаются транспортные расходы, которые производители или продавцы закладывают в цену товара (услуг).

Таким образом, в самом ближайшем будущем стоит ожидать очередное повышение цен на продукты питания, товары и услуги, в том числе благодаря подорожанию нефтепродуктов.  Для стабилизации цен на горючее правительство должно стимулировать собственное производство, а не наращивать импорт; поддерживать украинских производителей путём налоговых и административных преференций в обмен на наращивание производства и сдерживание цен.

Также необходимо пересмотреть налоговую политику по отношению к нефтепродуктам, поскольку 40 % налогов в структуре их цены – это крайне высокий показатель, который впоследствии отражается на всех товарах и услугах, а, следовательно, на карманах украинцев.


Цены на нефть продолжают расти в начале недели

Цены на нефть слабо поднимаются в ходе азиатских торгов в понедельник, обновляя максимумы с декабря 2014 года. По итогам сессии 12 января котировка фьючерса на Brent увеличилась на $ 0,61 (+0,88%) – до $ 69,87 за баррель, в ходе торгов цена Brent впервые с декабря 2014 года поднималась выше $ 70 за баррель. Стоимость WTI выросла на $ 0,50 (+0,78%) – до $ 64,30 за баррель – максимума на закрытие более чем за три года. За прошлую неделю Brent прибавила 3,3%, WTI – 4,7%.

По данным Baker Hughes, число действующих буровых установок в США, эксплуатируемых для геологоразведки и добычи нефти, увеличилось на прошлой неделе на 10 единиц – максимальными темпами более чем за полгода – до 752.

Как понимать?

Специалисты «Публичного аудита» ранее спрогнозировали целевой диапазон цен на нефть в 2018 году на уровне $ 70–85 за баррель, при этом умеренный рост цен ожидается с пиками высокой волатильности, что будет приводить к колебанию цен с последующей корректировкой. Мартовский фьючерс на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures поднялся до $ 69,93 за баррель. Цена на нефть WTI с поставкой в феврале на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) повысилась до $ 64,49 за баррель.

Глобальный переизбыток нефти на мировом рынке сокращается благодаря ограничению добычи сырья ОПЕК. Также поддержку рынку оказали данные от Baker Hughes, согласно которым количество активных нефтяных буровых установок в США остаётся на уровне 752 штук (по состоянию на июль 2017 – 744 шт.). Кроме того, президент США Дональд Трамп наконец-то подписал закон о налоговой реформе. Это умеренный негатив для нефти, так как в том числе будет снижена налоговая нагрузка для нефтяников, а значит, производство нефти в США может продолжить рост, что повлияет на цены.

На данном этапе мировые цены на нефть продолжают расти в рамках коррекции после снижения на данных о запасах сырья в США, которые за неделю уменьшились на 2,3 млн барр., или на 0,4% (до 459 млн барр). Усилия ОПЕК+ (участники картеля и страны, присоединившиеся к нему), направленные на сокращение добычи нефти с целью стабилизации рынка, привели к желаемому результату. Нефтяные цены не только стабилизировались, но и значительно выросли – почти на $ 20/барр. по сравнению с уровнем середины июля. Основной причиной увеличению цен на нефть является сокращение запасов сырья в мире, включая Саудовскую Аравию – лидера ОПЕК и крупнейшего экспортёра нефти. Запасы сырья в стране сократились на 70 млн барр. с начала 2017 г.

Следует отметить, что страны, входящие в ОПЕК, и Россия договорились о продлении сделки по сокращению добычи нефти до конца 2018 года. Кроме того, Саудовская Аравия лоббирует продление сделки ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи (глобального нефтяного пакта) ещё на 9 месяцев после марта 2018 года. Без изменения параметров рынок продемонстрирует умеренный позитив, а Brent продолжит двигаться в восходящем ценовом диапазоне. При этом не исключено, что возможна трансформация сделки после марта 2018 года. В частности, одним из вариантов может стать последующее за достижением таргета поэтапное сужение «самоограничений» по добыче. Такой вариант позволит не только достичь баланса на рынке, но и сдержит в перспективе цены от более активного роста, что, в свою очередь, не позволит американским сланцевикам развернуться в полном объёме. При реализации подобного сценария Brent, скорее всего, отступит к уровню $ 60–65.

Следует отметить, что США начали очень умело пользоваться искусственным дефицитом предложения, увеличивая добычу дешевой сланцевой нефти и захватывая новые рынки сбыта. Поэтому США стали основным выгодоплучателем, связанным с ценовой нестабильностью на международном нефтяном рынке. Сначала наращивание запасов и добычи привело к снижению цен (+спекулянты на торговых биржах), потом страны ОПЕК, пытаясь стимулировать рост цены, снижали производство, тогда как американские добытчики заполняли освободившиеся ниши.

В ближайшее время за долю на рынке углеводородов развернётся серьёзная конкуренция между компаниями США, добывающими сланцевую нефть, и нефтекартелем ОПЕК. Медленные темпы роста цен на энергосырьё и снижение объёма добычи будут стимулировать страны диверсифицировать экономику.


Газсбыты задолжали «Нафтогазу» свыше 20 млрд грн

Украинские региональные газоснабжающие компании (облгазсбыты) за год увеличили долги за приобретенный государственного холдинга «Нафтогаз Украины» природный газ в два раза – до 20,4 миллиарда гривен, – говорится в сообщении пресс-службы предприятия.

По данным НАК, «Нафтогаз» планирует еженедельно публиковать информацию о задолженности облгазсбытов, чтобы избежать дальнейшего неконтролируемого роста долгов этих компаний. В «Нафтогазе» также выразили обеспокоенность из-за действующего порядка проведения расчетов за газ, который отпускается облгазсбытам и поставляется конечным потребителям –получателям льгот и субсидий. Как напомнили в НАКе, в соответствии с законодательством, которое действует с начала 2018 года, облгазсбыты получают голубое топливо для таких категорий потребителей исключительно от «Нафтогаза». Однако в то же время законодательство позволяет этим компаниям часть полученных от потребителей денег, в том числе, расчетов из госбюджета, которые были проведены для незащищенных категорий потребителей, использовать для оплаты газа, который был куплен в других оптовых поставщиков (не у «Нафтогаза»).

«По новым правилам мы обязаны поставлять газ, но газсбыты смогут направлять полученные за него деньги для проведения расчетов с другими компаниями. Это не является монетизацией, а созданием возможности для вывода денег из «Нафтогаза», так и из государственного бюджета Украины», – заявил руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Как понимать?

Правительство Украины собственноручно создало этот замкнутый круг долгов, когда в 2015 году безосновательно и безответственно были подняты тарифы на газ для населения в 7 раз. Следствием этого антисоциального решения стал авральный рост долгов населения, которые на конец 2017 года составили 30,6 млрд грн.

Ещё год назад задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 12,5 млрд грн – только за последний год долги населения выросли в 2,5 раза. В связи с ростом тарифов, без пропорционального роста доходов, украинцы массово обеднели и пошли за субсидиями. Так, количество обращений за субсидией в 2017 году возросло более чем на 55 % и к концу года приблизилось к 8 млн семей (22,4 млн человек). Вот почему предусмотренных в бюджете денег на субсидии не хватило и на конец года госбюджет задолжал поставщикам ЖК-услуг за использованные в 2017 году субсидии 23,2 млрд грн.

Таким образом, суммарный долг населения и государства перед поставщиками ЖКУ на конец 2017 года составил 53,8 млрд грн.
А облгазсбыты, не получив всего объёма денег от населения и государства, соответственно задолжали НАКу 20,4 млрд грн.
Беспрецедентный рост долгов за жилищно-коммунальные услуги наблюдается по всей стране.

Несмотря на многомиллиардные затраты бюджета на субсидии и ужесточение ответственности за долги (лишение субсидий), население всё равно платит за коммуналку в 2 раза хуже, чем год назад. За три года «реформ» финансовые запасы людей иссякли и, как бы правительство ни старалось, какие бы новые санкции не выдумывало, платить населению нечем.

Неплатежи – комплексная проблема, связанная с тем, что правительство нарушило баланс между доходами населения и расходами на коммунальные услуги, который должен соблюдаться согласно действующему ЗУ «Про жилищно-коммунальные услуги» и всегда соблюдался до 2014 года.  «Нафтогаз», поддерживающий «реформы» правительства, теперь пожинает плоды этих реформ. С одной стороны, НАК обязан поставлять газ для потребностей населения и ТКЕ, с другой – ему за этот газ не платят, поскольку населению нечем платить, а госбюджет «захлёбывается» от количества заявок на субсидии, в связи с чем также не в состоянии покрыть постоянно растущую потребность в финансах.

Усугубляет ситуацию введённая Кабмином с 2018 года «монетизация» для предприятий. Раньше долги перед НАК могли закрываться взаимозачетами, а теперь предприятия получат «живые» деньги и не факт, что в первую очередь направят эти деньги в «Нафтогаз», чем господин Коболев очень обеспокоен. Кроме того, с учётом планов правительства по сокращению субсидий и дальнейшему повышению тарифов, долги населения и дальше будут расти, что в итоге может спровоцировать коллапс в ЖК-сфере и привести к тяжёлым последствиям как для людей, так и для страны в целом.


Дефицит внешней торговли Украины товарами за 11 месяцев составил $ 5,21 млрд

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами (без учёта временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции) за январь–ноябрь 2017 года составил $ 5,21 млрд. Об этом сообщает Государственная служба статистики Украины (Госстат).

Так, за январь–ноябрь 2017 года экспорт товаров составил $ 39,49 млрд, импорт – $ 44,7 млрд. По сравнению с январем–ноябрем 2016 года экспорт увеличился на 20,6 % (на $ 6,75 млрд), импорт – на 27,5 % (на $ 9,63 млрд). Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,88 (за 10 месяцев 2016 года – 0,93). Внешнеторговые операции проводились с партнерами из 221 стран мира.

Как понимать?

Согласно прогнозу НБУ по итогам 2017 года, дефицит внешней торговли ожидался на уровне $ 4,5 млрд. Однако по итогам 10 месяцев, по данным НБУ, дефицит уже составлял $ 4,6 млрд, а за 11 месяцев – $ 5,75 млрд (по данным Госстата – $ 5,21 млрд), что негативно влияет на рост ВВП.

Обратим внимание, что при подсчёте реального ВВП возможны манипуляции из-за принципиального расхождения по значению чистого экспорта по данным Госстата и НБУ – разница между ними пока составляет $ 540 млн. По данным НБУ, за январь–ноябрь 2017 г. экспорт товаров вырос на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до 36,1 %. Больше всего в номинальном выражении увеличился экспорт в страны ЕС (на $ 3,2 млрд, или 32,7 %) и Азии (на $ 1,3 млрд, или 12,4 %).

Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3 %), металлургии (23,0 %), машиностроения (11,4 %), минеральные продукты (9,4 %), химической промышленности (5,0 %).
В январе–ноябре 2017 г. импорт товаров по сравнению с январем–ноябрем 2016 г. увеличился на 21,8 % (на $ 7,87 млрд), до $ 44,028 млрд. Больше всего в номинальном выражении увеличился импорт из стран ЕС (на $ 3,2 млрд, или 23,9 %) и России (на $ 1,8 млрд, или 38,6 %). Доля стран ЕС выросла с 36,9 % в соответствующем периоде прошлого года до 37,5 %, России – с 12,6 % до 14,3 %.  Это произошло, прежде всего, из-за больших закупок продукции машиностроения и энергоносителей – природного газа и угля.

Всего с начала года дефицит текущего счёта (внешняя торговля + внешние кредитные поступления) расширился до $ 3 млрд – в основном благодаря размещённым суверенным ОВГЗ.  Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счёта в Украине по итогам 2017 году должен увеличиться до 4,1 % ВВП и в среднем на 4% в 2018–2019 гг.

В целом дефицит платёжного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и активном вмешательстве импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.

Также с учётом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам ноября $ 6,6 млрд, в условиях дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 5,75 млрд ($ 6,4 млрд – прогноз КМУ на 2017 год) и будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным), в случае дальнейшей негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами), учитывая последствия от блокады Донбасса, платёжный дефицит может увеличиться, что приведёт к усилению девальвационного давления.

Кроме того, в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам, а торговый дефицит ожидается на уровне $ 7,7 млрд. Поэтому низкий уровень чистых международных резервов свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нацвалюты и подтверждает высокие девальвационные риски.


В Украине растет безработица

В январе в Украине было зафиксировано 354,4 тыс. безработных. Это на 45 тыс. больше, чем месяцем ранее. В декабре на одну вакансию претендовали семь человек. В декабре 2017 года официальный уровень безработицы в Украине вырос на 0,2 процентного пункта до 1,4 %. Об этом сообщается на сайте Государственной службы статистики.

Как понимать?

По состоянию на 1 января 2018 года в Госстате были зарегистрированы 354,4 тыс. безработных. На 1 декабря 2017 года в Госслужбе занятости зарегистрированы 309 тыс. безработных. Количество вакансий в декабре составило 50,4 тыс. (70 человек претендуют на 10 вакансий). Вместе с тем, по сравнению с январем 2017 года количество безработных в Украине сократилось. Год назад официально было зарегистрировано 429 тыс. безработных. +45 тыс. официально зарегистрированных безработных за 1 месяц – очень много. Такой всплеск, по всей видимости, был вызван подготовкой работодателей к введению нового размера минимальной заработной платы, которая с 01.01.2018 была увеличена на 523 грн (с 3200 грн до 3723 грн).

Информация о том, что по итогам 2017 года общее количество официально зарегистрированных безработных сократилось, никак не свидетельствует о том, что они трудоустроились. Причиной снижения количества официальных безработных могут быть как действия работников государственной службы занятости, которые попросту не регистрируют, усложняют процесс регистрации либо снимают с учёта уже зарегистрированных безработных, так и нежелание самих безработных становиться на учёт в службе занятости.

Если бы количество безработных сокращалось за счёт их трудоустройства, то должно увеличиться количество занятых рабочих мест, но статистика указывает на обратное. Если обратить внимание на другой показатель Государственной службы статистики Украины – среднесписочную численность штатных работников, то можно наблюдать такую картину:
 2013 – 9 720 тыс. чел.
 2014 – 8 959 тыс. чел.
 2015 – 8 065 тыс. чел.
 2016 – 7 868 тыс. чел.
 2017 – 7 707 тыс. чел. (І кв.)
 2017 – 7 684 тыс. чел. (ІІІ кв.)

Даже если не брать во внимание 2013 год, когда Украина была с Крымом и Донбассом, с 2014 по 2017 гг. среднесписочное количество штатных работников сократилось на 1 млн 275 тыс. человек, причём, негативная динамика наблюдается на протяжении всего периода. Поэтому сокращение официально зарегистрированных безработных по итогам года сигнализирует не об их трудоустройстве, а о том, что эти люди либо уехали из страны, либо их сняли с учёта.

Кроме того, уровень заработных плат в Украине далеко не стимулирует людей к трудоустройству, ведь для того, чтобы заработать 4000–5000 грн, человеку нужно ежедневно тратиться на проезд, одежду, питание и т. д. Если посчитать все расходы, необходимые для работы с полной занятостью, то при зарплате ниже 10 тыс. грн (в крупных городах) работать убыточно – дешевле сидеть дома и довольствоваться случайными, неофициальными заработками, занимаясь мелкой торговлей через интернет или ещё чем-то.

Если трудоустраиваться не для стажа и опыта, а для заработка, то средняя зарплата в Украине на сегодня должна быть более чем 12 тыс. грн. Такой уровень соизмеримый со средней зарплатой 2013 – начала 2014 гг. и фактически является усредненной себестоимостью месяца работы с полной занятостью (с небольшим уровнем рентабельности, без которой работа по найму теряет смысл и превращается в работу ради работы).


Порошенко: среди приоритетов на 2018 год – замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал

Президент Украины Петр Порошенко заявляет, что одним из приоритетов работы в 2018 году станет замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал. «В 2018 году наши приоритеты в реформах не менее амбициозны: приватизация, дерегулирование, улучшение инвестиционного климата, Нацбюро финансовой безопасности, налог на выведеный капитал, а не на прибыль, либеральное валютное законодательство», – сказал П. Порошенко в ходе встречи с главами дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций в Украине в Киеве во вторник.

Президент отметил, что также к приоритетам года относится необходимость проводить дальнейшее совершенствование тендерного законодательства, энергетического сектора, а также законодательства о национальной безопасности.

Как понимать?

Следует отметить, что сейчас украинские бизнесмены платят 18% налога на прибыль в конце отчетного периода. При этом после уплаты налога на прибыль, в случае выплаты дивидендов или репатриации удерживаются дополнительные налоги, предусмотренные налоговым кодексом.

КМУ и Нацсовет реформ уже утвердили законопроект про налог на выведенный капитал. Согласно предложенной модели, налогообложению подлежат средства, которые выводятся из бизнеса. Если путем выплаты дивидендов, то применяется ставка 15%, если другим способом (проценты роялти, финпомощь и т.д.) – 20%, или ставкой, предусмотренной двухсторонними конвенциями. При этом средства реинвестируются в бизнес, а прибыль, которая остается в обороте предприятий, не облагается налогом. Также предусматривается, что с 2019 года предпринимателей освободят от уплаты налога с доходов физлиц (НДФЛ) при выплате дивидендов физлицам.

По данным Госказначейства, за 11 месяцев 2017 года доходы от администрирования налога на прибыль предприятий составили 64,1 млрд грн. Налог на прибыль в общей структуре налоговых поступлений (570,9 млрд грн за соответствующий период) составляет 11,2%. Поэтому резкая отмена данного налога может привести к существенному бюджетному дисбалансу. По расчетам государственной фискальной службы, бюджетные потери от введения нового налога могут достичь около 40 млрд грн, что составит до 50% поступлений от налога на прибыль, предусмотренного в бюджете на 2018 год.

Следует отметить, что доходы государственного бюджета на 2018 год утверждены на уровне 917,8 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год. Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозам роста экономики. Так, оптимистичный рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы – 7%, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 10%. Кроме того, органами законодательной инициативы не определенны компенсаторы уменьшения поступлений, вследствие чего можно ожидать большего увеличения бюджетного дефицита.

Основными способами замещения поступлений от налога на прибыль могут стать сокращение бюджетных расходов и увеличение поступлений в связи «инфляционным налогом», что продолжит усугублять макроэкономическую ситуацию в стране, вследствие чего экономического эффекта от внедряемого налога не будет.

Следует отметить, что перед тем как внедрить новый налог, необходимо проанализировать систему налогов (структуру убытков, динамику переплат и т.д.) и определить, существуют ли объективные предпосылки для замены налога на прибыль при нынешнем состоянии экономики. Кроме того, в условиях внедрения нового налога необходимо реформировать судебную вертикаль и фискальные органы, поскольку в существующих условиях замена налога ничего не даст. Так, одним из поводов волнения для бизнеса остаются неправомерные действия фискальных органов, которые смогут доначислять дополнительные 20% от расходных платежей, приравнивая их к выводу капитала (фиктивные сделки). С другой стороны, плательщики налогов будут продолжать оптимизировать налогообложение, пользуясь услугами конвертационных центров и упрощенцев.

Поэтому данная законодательная инициатива не решает реальные фискальные, бюджетные и экономические проблемы, связанные с администрирование налога на прибыль. Однако выгодополучателями от данных изменений станут большие прибыльные предприятия (Рошен, МХП и т.д.), которые оптимизируют свое налогообложение при выплате дивидендов и репатриации капитала.


НБУ заявил о росте денежной массы в декабре

Денежная масса в Украине в декабре 2017 года выросла на 6,9% – до 1 трлн 207,547 млрд гривен. Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на предварительные данные денежно-кредитной статистики НБУ. Отмечается, что соответствующая динамика обусловлена как ростом объема наличных средств в обращении вне банков – на 7,5%, до 333,504 млрд гривен, так и остатков по депозитам – на 6,7%, до 873,87 млрд грн. В целом с начала 2017 года объем денежной массы возрос на 9,5%.

Как понимать?

Катализатором увеличения денежной базы стала эмиссия денежных средств, направленная на финансирование бюджетного дефицита и прочих бюджетных расходов. Следует отметить, что под конец бюджетного года (2017) возникают трудности с финансированием расходной части бюджета: рост доходной части бюджета был предусмотрен на уровне 25,1 %, в то время как рост экономики не смог обеспечить достижение таких целей (рост реального ВВП — 1,5%, инфляция — 14%), что приводит к необходимости финансирования бюджетного дефицита, повышенных зарплат и пенсий за счёт размещенных ОВГЗ (эмиссия), а также отчислений прибыли НБУ, что влияет на увеличение денежной массы.

Так, динамика роста денежной массы обусловлена преимущественно увеличением объёма наличных средств в обращении вне банков с 308,6 в октябре 2017 до 361,5 млрд грн в январе 2018 (+17%). Поэтому решение НБУ об увеличении учётной ставки (до 14,5%) было обусловлено необходимостью увеличения доходности по депозитам и ОВГЗ, в результате чего свободная наличность была направлена через увеличение депозитного портфеля банков на финансирование бюджетного дефицита и расходной части бюджета.

Дальнейшее финансирование бюджетных расходов за счет эмиссии приведет к дальнейшему увеличению денежной массы (в условиях сокращения производства), вследствие чего ожидаются дополнительные инфляционные и девальвационные риски, которые деструктивно влияют на экономику.


Украина вошла в ТОП-3 получателей кредитов от ЕБРР

Страна в прошлом году получила от Европейского банка реконструкции и развития 581 млн евро, став третьей по объёму кредитов этого банка. Украина заняла третье место среди получателей кредитов от Европейского банка реконструкции и развития – в 2017 году ей было выделено 581 млн евро.

Как понимать?

ЕБРР в 2017 году выдал кредиты на рекордную сумму – 9,7 млрд евро. Показатель растёт четыре года подряд; в 2016 году он составлял 9,4 млрд евро. Число проектов, получивших финансирование от ЕБРР, увеличилось до максимальных в истории 412 против 378 годом ранее. Крупнейшим получателем кредитов вновь стала Турция, несмотря на то, что показатель снизился по сравнению с 2016 годом до 1,54 млрд евро с 1,92 млрд евро. На второе место вышел Египет: инвестиции в страну выросли почти в два раза, до 1,41 млрд евро.  Третье место заняла Украина, получившая от ЕБРР 581 млн евро в 2017 году. Отмечается, что объём кредитов, выданных проектам в сфере «зеленой» энергетики, в минувшем году повысился до 4,1 млрд евро с 2,8 млрд евро годом ранее. Таким образом, доля таких проектов в новых кредитах банка составила 43%, хотя ранее руководство ЕБРР рассчитывало выйти на показатель выше 40% только к 2020 году.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 64 странами. Крупнейшими акционерами являются США (10 %), Япония (9 %) и страны Евросоюза (на них суммарно приходится 63 %), Россия (4,1 %). В отличии от МВФ, ЕБРР вкладывает капитал, главным образом, в частные предприятия и муниципальные проекты – как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами. Он осуществляет в Украине кредитование по различным направлениям. Среди наиболее активных и интересных направлений можно выделить энергетику и энергосбережение, транспорт и связь, а также муниципальную инфраструктуру.

При финансировании Банк обращает внимание на структуру сделки, залогом по которой чаще всего выступает закупаемый товар. Определяющим фактором для оценки риска становится внешнеэкономический опыт заемщика, а также надёжность его контрагентов. Поэтому Банк в основном сотрудничает с крупными предприятиями – экспортёрами, которые получают валютную выручку.

Так, украинские предприятия могут получить финансирование в форме кредитов на срок от одного до трех лет под 8–12 % годовых. Установленный ассоциацией британских банкиров индекс LIBOR (самая распространённая в мире средневзвешенная процентная ставка по краткосрочным межбанковским кредитам) по 12-месячным займам составляет 2,21 % (по состоянию на 18.01.2018). Кроме того, с учётом девальвации нацвалюты (по итогам 2018 года ожидается +11 %) для украинских предприятий было бы эффективнее формировать кредитный портфель в гривне. По данным, НБУ по итогам 2017 года средневзвешенная кредитная ставка для бизнеса в нацвалюте составила 15,4 %, в иностранной валюте – 7,2%, что ниже предлагаемых кредитов иностранных инвесторов.

Однако в условиях монетарной политики, когда бюджетный дефицит финансируется за счёт эмиссии ОВГЗ (доходность – 16,1 %), банки вкладывают свободную ликвидность в государственные ценные бумаги, вследствие чего бизнес лишён внутренних кредитных ресурсов.

Следует отметить, что, по данным Минфина, по состоянию на 01.12.2017 текущий государственный и гарантированный долг по полученным кредитам от ЕБРР составляет $ 1,03 млрд (841 млн евро). Поэтому финансирование ЕБРР украинских проектов под гарантии государства и высокие проценты является очень выгодным для банка, так как такую доходность на территории развитых странах получить невозможно. При этом катализатором данной ситуации стала монетарная и бюджетная политики НБУ и Минфина, вследствие чего в стране отсутствует дешёвый кредитный ресурс для предприятий, которые должны обеспечивать рост экономики и благосостояния населения.


Кабмин готовится поднять цену на газ для населения – СМИ

Кабинет Министров изменит методику определения цены газа для населения, что приведёт к его подорожанию с 4942 грн за тыс. кубов до 5352 грн (более чем на 8 %). Соответствующий проект постановления подготовлен Министерством энергетики и угольной промышленности.

Как отмечается, с 1 апреля предлагается полностью отойти от принципа определения цены газа для населения и пересмотра её каждые 6 месяцев в зависимости от цены импортного паритета.

Как понимать?

Специальные обязательства на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа будут возлагаться на период 2018-2021 годов. Цена газа будет определяться на год – с 1 апреля 2018 г. по 1 апреля 2019 г. и так далее. Она будет формироваться как среднеарифметическая цена импортного газа на немецком газовом хабе (NCG) без учёта стоимости транзита до границы Украины (Hub). За 6 месяцев предыдущего года – 1 апреля по 30 сентября и переводится в гривну по курсу, действующему на период закупки.

Как стало известно, по такой методике с 1 апреля 2018 года цена газа для населения может увеличиться на 8,3 %, то есть, с 4942 грн за тыс. кубов до 5352 грн; действовать она будет до 1 апреля 2019 года. Несмотря на тот факт, что населению Украины импортный газ уже более 2-х лет как не нужен и, по сути, люди уже являются «газонезависимыми», поскольку общее потребление населения (с ТКЭ) полностью покрывается собственной добычей, Гройсман считает цену на газ для людей по цене немецкой биржи.

Розничная цена на природный газ для бытовых потребителей высчитывается на основе показателей среднемесячных значений цен на газ на немецком газовом хабе (NCG) с учётом транспортных расходов до западной границы Украины и тарифа на вход в газотранспортную систему Украины в долларах США по среднемесячному курсу доллар США/евро «спот». То есть, при поставке бытовым потребителям газа, добытого из украинских недр компанией «Укргаздобыча» (100 % акций принадлежит государству), с населения взимается плата за транспортировку этого газа от немецкого газового хаба (NCG) до западной границы Украины и плата за вход в газотранспортную систему Украины.

Причём, никаких затрат на транспортировку поставщик не несёт, ведь этот газ всегда находится на территории Украины.
«Публичный аудит» неоднократно заявлял, что при определении стоимости газа для населения и, как следствие, при формировании тарифов на тепло и горячую воду, применяется формула «NCG+», которая аналогична «”Роттердам+”», и данную формулу по газу ввёл никто иной как сам Гройсман.

В связи с этим с 1 апреля 2018 года в очередной раз поднимется цена на газ для населения (на 15 %). Окончательная цена для населения с учётом транспортировки, торговой надбавки и НДС составит около 8 000 грн за тыс. куб., что повлечёт удорожание отопления и горячей воды примерно на 10–15 %.

Что же предлагают поменять в методике и формуле, над которой почти полгода трудился Гройсман и Министерство энергетики? Для населения по сути ничего не изменится: цена на наш газ и впредь будет рассчитываться с привязкой к немецкой бирже, только теперь не за полугодие, а за год (так уже считали годом ранее). Из позитивного – правительство решило не взимать с населения транспортные расходы по транспортировке газа из Словакии до западной границы Украины, что справедливо, поскольку людям поставляется украинский газ, а эти затраты изначально были мнимыми, фактически их никто не нес. Теперь на повестке дня вопрос – кто будет ответственен за закладывание этих фиктивных расходов в формулу цены газа для населения и получение фиктивных доходов.

Вместе с тем, весь позитив от отмены ложных транспортных расходов, правительство решило компенсировать равноценным негативом. Так, в новой формуле оно в 3 раза увеличило доходы «обл- и горгазов» – тех монопольных поставщиков, которых связывают с Фирташем, и с которыми якобы ведут непосильную борьбу.

По действующей формуле, установленной ПКМУ № 187, торговая надбавка (наценка) поставщика не может превышать 2,5 % цены природного газа, по которой такие поставщики закупили эти объёмы природного газа у НАК «Нафтогаз Украины».
В новой формуле, проект которой разработан правительством и опубликован на сайте министерства энергетики, размер торговой надбавки, которую имеют право взимать поставщики с населения, увеличен до 10 %, т.е. в 4 раза.

Таким образом, правительство под видом заботы о населении, меняя формулу расчета цены на газ якобы во благо людей, фактически увеличивает доходы олигархов, контролирующих поставки газа населению, в 4 раза. Отметим, что новый порядок расчёта цены на газ пока является проектом, у украинцев ещё есть шанс добиться отмены 4-кратного роста доходов газовых олигархов за их же счет, оставив прежний уровень доходности в 2,5 %.


В Украине за 11 месяцев 2017 года экспорт товаров вырос на 20,6%

Украина экспортировала товаров почти на $ 40 млрд. Экспорт товаров из Украины вырос на 20,6% и составил $ 39,5 млрд. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли. Указано, что объем экспорта товаров из Украины в январе-ноябре 2017 года составил $ 39,5 млрд и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2016 на $ 6,8 млрд.

Увеличение объемов экспорта товаров состоялось по всем товарным группам и связано со значительным ростом экспортных поставок: продукции АПК и пищевой промышленности – на 19,5%, продукции металлургического комплекса – на 20,0%, минеральных продуктов – на 48,8%, различных промышленных товаров – на 87,6%, продукции машиностроения – на 6,8%, продукции химической и связанной с ней отраслей промышленности – на 6,8%, продукции легкой промышленности – на 13,0%, древесины, бумажной массы и изделий из нее – на 1,7%.

Увеличение экспорта украинских товаров произошло в Австралии и Океании – на 304,4%; США – на 59,8%; Европы – на 30,4%; СНГ – на 15,6%; Азии – на 12,9%; Африки – на 7,5%. Основными торговыми партнерами Украины также стали Китай, Турция и США. На их долю приходится соответственно 8,4%, 4,0% и 3,6% внешнеторгового оборота товаров в январе-ноябре 2017 года. Напомним, ранее сообщалось, что отрицательное сальдо внешней торговли товарами (без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции) за январь-ноябрь 2017 года составило $ 5,21 млрд.

Как понимать?

Согласно прогнозу НБУ, по итогам 2017 года дефицит внешней торговли ожидался на уровне $ 4,5 млрд. Однако по итогам 10 месяцев (по данным НБУ) дефицит уже составлял $ 4,6 млрд, а за 11 месяцев – $ 5,75 млрд (по данным Госстата – $ 5,21 млрд), что негативно влияет на рост ВВП. По данным НБУ, за январь-ноябрь 2017 экспорт товаров вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Больше всего в номинальном выражении увеличился экспорт в страны ЕС (на $ 3,2 млрд, или 32,7%) и Азии (на $ 1,3 млрд, или 12,4%).

Следует отметить, что МЕРТ руководствуется данными Госстата, которые принципиально отличаются от расчетов НБУ. Так, Госстат подсчитывает данные согласно анкетированию предприятий (в штате более 10 человек). НБУ ведет статистику согласно информации банков по внешнеэкономическим операциям, следовательно, являются более достоверными.

Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3%), продукция металлургии (23,0%), машиностроения (11,4%), минеральные продукты (9,4%), продукция химической промышленности (5,0%).
В январе-ноябрь 2017 импорт товаров по сравнению с январем-ноябрем 2016 года увеличился на 21,8% (+ $ 7,87 млрд) – до $ 44,028 млрд. Больше всего в номинальном выражении увеличился импорт из стран ЕС (на $ 3,2 млрд, или 23,9%) и России (на $ 1,8 млрд, или 38,6%). Доля стран ЕС выросла с 36,9% в соответствующем периоде прошлого года до 37,5%, доля России – с 12,6% до 14,3%. Это произошло, прежде всего, из-за больших закупок продукции машиностроения и энергоносителей – природного газа и угля.

Всего с начала года дефицит текущего счета (внешняя торговля + внешние кредитные поступления) расширился до $ 3 млрд, в основном за счет размещенных суверенных ОВГЗ. Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине по итогам 2017 года должен увеличится до 4,1% ВВП и в среднем на 4% в 2018-2019 годах.

В целом дефицит платежного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и активном вмешательстве импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.

Также с учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам ноября $ 6,6 млрд, в условиях дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 5,75 млрд ($ 6,4 млрд – прогноз КМУ на 2017 год), учитывая будущие выплаты по кредитам (государственным и корпоративным), а также в случае дальнейшей негативной конъюнктуры на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами) и учитывая последствия от блокады Донбасса – платёжный дефицит может увеличится, что приведёт к усилению девальвационного давления.

Кроме того, в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам, а торговый дефицит ожидается на уровне $ 7,7 млрд. Поэтому низкий уровень чистых международных резервов свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нац. валюты и подтверждает высокие девальвационные риски.