Дайджест 16/10/2024

Местные бюджеты заработали миллиарды

Бюджетная децентрализация остается одним из приоритетных направлений деятельности украинского правительства. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в Facebook. Глава Кабинета министров отметил, что конкретные результаты децентрализации уже видны. «За 9 месяцев 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, поступления в местные бюджеты выросли на 31,1 млрд гривен или на 30%. А собственные доходы местных бюджетов 366 объединенных территориальных общин выросли на 82,7% и составили 6,3 млрд гривен», – сообщил премьер и отметил, что жизнь общин в Украине будет становиться комфортнее.

Как понимать?

Начавшаяся в 2015 году финансовая децентрализация (изменения в Конституцию и НКУ) должна была привлечь новые ресурсы для развития местного самоуправления страны. Следует отметить, что изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы существенно не повлияли на увеличение доходной части местных бюджетов. Так, в 2015 году их доходы после вступления в силу изменений в кодексы составляли всего 18,48 % от доходов сводного бюджета, при этом в 2013 году данный показатель составлял 23,75%.

В связи с законодательным отсутствием нормальной базы наполнения доходов местных бюджетов, органы центральной власти за счёт официальных трансфертов (дотации, субвенции) выравнивают доходную и затратную часть бюджетов, что влечет экономические и политические риски внутри регионов. Так, в 2016 году за счёт трансфертов центральными органами власти было переведено на счета местных бюджетов 195,4 млрд грн (115% доходной части местных бюджетов), при этом фактически налоги администрировали в регионах, а зачислялись на счёт государственного бюджета.

Доходы местных бюджетов (с учетом межбюджетных трансфертов) в последние 4 года составляли: 2013 — 221 млрд грн ($ 27,9 млрд), 2014 — 231,7 млрд грн ($ 19,5 млрд), 2015 — 294,4 млрд грн ($ 13,47 млрд), 2016 — 366 млрд грн ($ 14,3 млрд). По данным Казначейста, за период с января по сентябрь 2017 года в общий фонд местных бюджетов (без учёта межбюджетных трансфертов) Украины поступило 134,9 млрд грн. Этот показатель составляет 79,8% от утвержденного годового плана.

Общее падение экономики (кумулятивное ВВП упало за 3 года на 14%), как и номинальный рост доходов местных бюджетов в национальной валюте, объясняются инфляционными, девальвационными последствиями, а также бюджетными трансфертами.
Так, результатом децентрализации должно было быть увеличение собственных источников доходов (без учёта межбюджетных трансфертов). Однако уровень собственных доходов местных бюджетов составил: 2014 – 101 млрд грн, 2015 – 120 млрд грн, 2016 – 170 млрд грн, что свидетельствует о росте собственных доходов на 69 млрд грн (благодаря инфляционным и девальвационным процессам).

Вместе с тем, номинальный рост доходов местных бюджетов не свидетельствует о том, что реально доходы этих бюджетов растут. Говорить о реальных положительных последствиях бюджетной децентрализации ещё рано, поскольку в реальном выражении поступления в местные бюджеты находятся на очень низком уровне.

К сожалению, доходы местных бюджетов не играют в развитии национальной экономики той роли, которая им отводится в большинстве стран Европейского Союза. Это подтверждается не только динамикой реальных поступлений, но и их удельным весом в общих доходах сводного бюджета и долей в валовом внутреннем продукте (ВВП). Так, в 2016 году удельный вес собственных доходов местных бюджетов достиг очень низкого значения. В частности, их доля в доходах сводного бюджета составила лишь 21%, а в ВВП – 7,1%; в 2015 году — 18,4% и 6,3% соответственно.

Поэтому, если исходить из удельного веса доходов местных бюджетов в общих ресурсах сводных финансовых фондов государства, то можно отметить незначительный потенциал пополнения бюджетов местного самоуправления, особенно поселковых и сельских бюджетов.


Зарплаты чиновников могут вырасти на треть миллиарда

Бюджетные расходы на заработные платы народным депутатам, их помощникам и сотрудникам парламента и подведомственных организаций в 2018 году могут вырасти на 390,3 млн грн, если проект бюджета проголосуют без изменений. Такая информация содержится в бюджетных запросах Верховной Рады Украины на 2018 год.

На зарплаты депутатам и их помощникам в следующем году могут потратить 552,8 млн гривен. На 423 депутатов приходится 1692 помощника. Для работников Верховной Рады и подведомственных организаций запланировали 586,6 млн гривен. Согласно документам, возросло и количество сотрудников парламента: в следующем году их число может возрасти до 2240 человек (в прошлом году – 1911 людей).

Планируется также значительное повышение расходов на депутатские командировки – до 33,9 млн грн против 13,9 млн грн, запланированных на 2017 год.

Как понимать?

Депутаты снова заговорили о повышении зарплат, а почему бы и нет: пенсии «осучаснили», можно и о себе подумать. Инициаторами являются представители практически всех партий: «Народный фронт» (Павел Пинзеник, Светлана Войцеховская, Владислав Данилин, Ирина Ефремова), «БПП» (Владимир Арешонков, Дмитрий Лубинец, Павел Кишкар), Радикальная партия (Олег Куприенко), «Оппозиционный блок» (Михаил Папиев), «Воля народа» (Сергей Шахов).

Должностные оклады народных депутатов Украины определяются в прожиточных минимумах, установленных для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (на сегодня это 1544 грн, а с 01.01.2025 – 1700 грн), в следующих размерах:
 Председатель Верховной Рады Украины – 20,4 тыс. грн (12,0*1700);
 Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины – 19,5 тыс. грн (11,5*1700);
 заместитель Председателя Верховной Рады Украины – 18,7 тыс. грн (11*1700);
 председатель комитета Верховной Рады Украины, Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации, руководитель депутатской фракции (депутатской группы) в Верховной Раде Украины – 17,8 тыс. грн (10,5*1700);
 первый заместитель, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины, Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации, секретарь комитета Верховной Рады Украины, Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации, заместитель руководителя депутатской фракции (депутатской группы) в Верховной Раде Украины, председатель подкомитета комитета Верховной Рады Украины – 17,5 тыс. грн (10,3*1700);
 член комитета Верховной Рады Украины – 17,0 тыс. грн (10*1700).

С учётом премий и надбавок, общая зарплата будет в 2 и более раз больше. Кроме того, предусмотрено установить общий месячный фонд для оплаты труда помощников-консультантов народного депутата Украины в размере 42,5 тыс. грн (25 прожиточных минимумов).

Прожиточный минимум и минимальная заработная плата – очень символичные показатели. Получается, Председатель Верховной Рады ест как 24 украинских пенсионера, а работает (в чем есть огромные сомнения) как 13 рабочих с з/п 3200 грн. Его замы, как 23 украинских пенсионера, или 12 рабочих. Если бы они приносили равноценную помощь, а не вред, и люди бы богатели, радовались и цвели — то не жалко. Но в нынешних условиях это, как минимум, наглость, которая не сможет пройти без соответствующей реакции украинцев.