Дайджест 16-22/04/2018

Украина нарастила аграрный экспорт в ЕС на треть

За январь-февраль 2018 года внешнеторговый оборот продукции агропромышленного комплекса составил $ 3,7 млрд, из которых $ 2,8 млрд приходится на экспорт украинских аграрных и пищевых продуктов. Об этом сообщила замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева, сообщает пресс-служба ведомства в понедельник, 16 апреля.

«За первые два месяца текущего года украинский аграрный экспорт увеличился на $ 102,1 млн по сравнению с соответствующим периодом 2017 года и составил $ 2,8 млрд. Нашими традиционными лидерами экспорта остаются зерновые культуры с долей 35,3%, масло – 24,1% и семена масличных культур – 12%», – отметила Трофимцева. По ее словам, за этот период заметно вырос экспорт мяса птицы – на $ 29 млн, яиц – на $ 11,4 млн, сливочного масла – на $ 20 млн, шоколада – на $ 7,5 млн, вин – на $ 6,1 млн. Экспорт украинской продукции в Евросоюз за этот период увеличился на 28,1% или на $ 224,7 млн, и достиг $ 1,025 млрд. На данный момент на ЕС приходится 36,5% украинского аграрного экспорта.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года составил 18 % (в 2013 году – 9 %). Рост его доли прямо пропорционально связан с падением промышленного производства. Так, с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 32,2 %, потянув за собой падение кумулятивного ВВП. Удачное международное ценовое образование на агропродукцию и хорошая урожайность повлияли на рост АПК в структуре ВВП. Экспорт украинской продукции в ЕС по итогам января-февраля 2018 года увеличился на 28,1 %, или на $ 224,7 млн, и достиг $ 1,025 млрд. На данный момент на ЕС приходится 36,5 % украинского аграрного экспорта.

По итогам 2013 года объём экспорта товаров составлял $ 63,3 млрд. Однако по итогам 2017 года он был равен всего $ 43,2 млрд, что свидетельствует о существенном сокращении экспорта. Кроме того, дефицит торгового баланса за соответствующий период достиг $ 6,3 млрд (5,6 % ВВП). Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3 %), продукция металлургии (29 %), машиностроения (6,4 %), минеральные продукты (9,2 %), продукция химической промышленности (4,8 %).

По данным Минагрополитики, украинские аграрии с начала 2016–2017 маркетингового года (06.2016 – 05.2017) экспортировали рекордные 40,11 млн тонн зерновых: в частности, пшеницы отправлено на экспорт 16,54 млн тонн, ячменя – 5,15 млн тонн, кукурузы – 18,19 млн тонн, ржи – 5,4 тыс. тонн.
Следует отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней, в принципе, нельзя много заработать. В условиях, сложившихся в Украине, она еще и импортозависимая. Семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате практически все, что мы зарабатываем, сразу же тратится на закупку того, что нужно для выращивания нового урожая.

Любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь они вообще не могут регулировать маржу. Так, в Украине дестимулируется развитие переработки в агросекторе. Поэтому выгоднее заниматься экспортом неготовой агропродукции.

На сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Государство с аграрно-сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.


В Украине сократилось количество безработных

В марте 2018 года официальный уровень безработицы понизился на 0,1 процентных пункта – до 1,4 % от количества населения работоспособного возраста. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики.

Так, по состоянию на 1 апреля этого года в Государственной службе занятости были зарегистрированы 366,9 тыс. безработных, тогда как месяцем ранее эта цифра была на уровне 383,7 тыс. человек. При этом количество вакансий в марте выросло до 93 тыс.; а количество претендентов на 1 вакансию снизилось до 4 человек. Средний размер пособия на одного безработного в марте составил 2587 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Снижение уровня безработицы на 0,1 % в марте 2018 года – не более чем сезонные колебания на рынке труда в условиях 4-летнего негативного тренда по всем показателям. Начиная с 2014 года, количество экономически активного населения в Украине ежегодно сокращается:
 2013 год – 20,82 млн человек;
 2014 год – 19,92 млн человек;
 2015 год – 18,09 млн человек;
 2016 год – 17,95 млн человек;
 2017 год – 17,85 млн человек.
Суммарно за 4 года это количество сократилось на 2,97 млн человек.

Статистика занятого населения в Украине сократилась на 3,16 млн человек:
 2013 год – 19,31 млн человек;
 2014 год – 18,07 млн человек;
 2015 год – 16,44 млн человек;
 2016 год – 16,28 млн человек;
 2017 год – 16,15 млн человек.

Уровень безработицы вырос на 2,1%:
 2013 год – 7,8 %;
 2014 год – 9,7 %;
 2015 год – 9,5 %;
 2016 год – 9,7 %;
 2017 год – 9,9 %.

Средняя численность штатных работников сократилась на 2,04 млн:
 2013 – 9,72 млн человек;
 2014 – 8,95 млн человек;
 2015 – 8,06 млн человек;
 2016 – 7,86 млн человек;
 2017 – 7,68 млн человек.

Правительство утверждает, что Украина идет в правильном направлении: растет экономика, а вместе с ней – доходы населения, открываются новые предприятия, появляются рабочие места и снижается безработица, а сухая, официальная статистика, которой чужд политический пиар, констатирует абсолютно противоположные процессы в нашей стране.


Национальный банк перечислит 44,6 млрд грн в государственный бюджет в течение 2018

13 апреля 2018 Совет Национального банка утвердил консолидированную финансовую отчетность Национального банка Украины за 2017, которую на прошлой неделе подписали Председатель Национального банка Украины Яков Смолий и генеральный директор аудиторской фирмы ЗАО «Делойт энд Туш ЮСК», сертифицированный аудитор Евгений Заноза.

По состоянию на конец 2017 г. валюта баланса Национального банка достигла 1027 млрд грн. Прибыль к распределению НБУ по 2017 составил 45,9 млрд грн. Из этой суммы часть прибыли объёмом 1,3 млрд грн будет направлена на увеличение общих резервов регулятора в соответствии с требованиями Закона Украины «О Национальном банке Украины». Другая часть объёмом 44,6 млрд грн будет перечислена в Государственный бюджет Украины в течение 2018 года. Соответствующий график перечисления части прибыли к распределению Национального банка Украины по 2017 в Государственный бюджет на 2018 согласован с Министерством финансов Украины. Согласно обнародованному НБУ балансу, его обязательства на 1 января 2018 составляют 817 млрд грн, из которых наличные деньги в обращении и средства банков – 401 млрд грн, общие и другие резервы – 54,7 млрд грн, резервы переоценки активов и обязательств – 153,7 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Чистые доходы Национального банка в 2017 году были равны 65,9 млрд грн. Основной источник доходов регулятора – процентные доходы, главную долю которых составили доходы по ценным бумагам и по кредитам, предоставленным банкам Украины.  В то же время большинство процентных расходов НБУ понес в связи с операциями по выпуску депозитных сертификатов и обслуживанием кредитов, полученных от МВФ. В результате чистые процентные доходы после высвобождения резервов составили 45,2 млрд грн.

Расходы Национального банка (без учета процентных и комиссионных расходов) достигли 3,6 млрд грн (на Минфин в 2018 году выделили 2,3 млрд грн). Эти средства использовали на изготовление банкнот и монет, содержание персонала, отчисления на обеспечение под возможные обязательства, а также административно-хозяйственные расходы.

Финансовый результат Национального банка Украины в прошлом году составил 62,3 млрд грн. После вычета нереализованных доходов и высвобождения неактуальных резервов капитала чистая прибыль НБУ к распределению составила 44,6 млрд грн – она подлежит перечислению в государственный бюджет 2018 года. Деньги направляются Минфину на обеспечение бюджетных расходов (общий фонд) текущего года.

В законе о госбюджете-2018 предусматривается, что НБУ в этом году должен перечислить в госбюджет 50,55 млрд грн (5,5 % от доходной части бюджета), что на 6 млрд грн, или на 12 %, меньше установленной в госбюджете суммы; это повлияет на увеличение бюджетного дефицита. В 2017 году НБУ направил в главную казну страну 44,4 млрд грн прибыли за 2016 год.

Следует отметить, что с начала года Минфином было погашено ОВГЗ на 10 млрд грн, их держателем был НБУ. Поэтому данные средства в следующих периодах будут перечислены в бюджет как часть прибыли за предыдущий год. Согласно текущему госбюджету, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 трлн грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82 % от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг.

Гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки – это толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17 % годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает иностранцев идти на риск. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, что позволит незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение впредь негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала. Нерезиденты инвестируют преимущественно в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики в связи с последующим выводом денег с процентами. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и по сути скрыто разворовывают бюджетные средства.

По итогам января-марта 2018-го привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 22,5 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56 %, что существенно увеличивает долговую нагрузку. Следует указать, что госбюджет за январь-март не выполнен по доходам к плану на 7,2 % – 170,913 млрд грн, что может привести к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.

Так, доходы госказны утверждены на уровне 917,9 млрд грн, что на 19 % больше доходов, утвержденных в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3 %, инфляция – 9 %), в связи с чем заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов.

Поэтому выполнение доходной части следует ставить под сомнение – в результате возможен существенный неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае его эмиссионного финансирования (повышенная инфляция и девальвация).


Импорт мяса в Украину стал рекордным за пять лет

Импорт мяса в Украину в период с января по март 2018 года оказался самым большим за последние пять лет. Об этом сообщил аналитик Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Андрей Панкратов, пишет «Укринформ» в понедельник, 16 апреля.

Так, первые три месяца этого года показали рост импорта по всем позициям. «Более того, по всем позициям импорт за первый квартал в этом году оказался самым большим за последние 5 лет, по свинине – за 4 года», – сказал Панкратов. Он отметил, что по итогам І квартала 2018 импорт свинины в Украину составил 1,8 тыс. тонн (+17,1 % к І кварталу 2017), импорт мяса птицы – 30,8 тыс. тонн (+26 %), импорт субпродуктов – 8,4 тыс. тонн (+44 %); импорт сала – 14,1 тыс. тонн (+58 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В связи с постоянным ростом цен на мясо в Украине, экспортировать его из Европы и других стран становится более выгодно, что обеспечивает рост импорта в Украину. Биржевая цена свинины в Европе составляет 1,1 ЕВРО за 1 кг живого веса (35,75 грн/кг). В Украине средняя цена свинины по состоянию на март 2018 года была равна 109,80 грн/кг.

Только за последний год мясо в Украине подорожало на:
– говядина – +33,5 %;
– свинина – +33,05 %;
– курица (тушка) – +23 %;
– сало – +95 %.
 Цены в марте 2017 года:
– говядина – 91,48 грн;
– свинина – 82,52 грн;
– курица (тушка) – 43,97 грн;
– сало – 34,86 грн.
 Цены в марте 2018 года:
– говядина – 122,16 грн;
– свинина – 109,80 грн;
– курица (тушка) – 54,08 грн;
– сало – 67,90 грн.
 Цены в марте 2014 года:
– говядина – 53,80 грн;
– свинина – 44,64 грн;
– курица (тушка) – 21,03 грн;
– сало – 24,14 грн.
За последние 4 года цены на мясо выросли на:
– говядина – +127 %;
– свинина – +146 %;
– курица (тушка) – +157 %;
– сало – +181 %.

Неконтролируемый рост цен на мясо делает этот продукт недоступным для большинства украинцев, но при этом украинский рынок становится привлекательным для поставщиков мяса со всего мира. Кроме того, недавняя законодательная инициатива о запрете на частную продажу мяса, в случае поддержки её в парламенте, также будет стимулировать дальнейший рост цен и импорт мяса в Украину.

Подобные тенденции в очередной раз свидетельствуют о том, что власть представляет интересы не Украины и её граждан, а западных партнеров, поскольку только они могут оказаться в выигрыше от проводимой в Украине политики.

 

МВФ ухудшил прогноз роста экономики Украины

Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил прогноз роста валового внутреннего продукта Украины на следующий год с 4% до 3,3%. Об этом сообщается в обнародованном обзоре мировой экономики (World Economic Outlook) во вторник, 17 апреля. В то же время прогноз роста экономики Украины на текущий год сохранен на уровне 3,2%. Прогноз среднегодовой инфляции в 2018 году ухудшен на 4 процентных пункта (п.п.) – до 11%. В 2019 году МВФ ожидает среднегодовую инфляцию в Украине на уровне 8%.

Фонд также ухудшил оценку дефицита текущего счета платежного баланса на 2018 год – до 3,7% с 3% ВВП, на 2019 год – до 3,5% с 3% ВВП.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сегодня в Украине отсутствует реальный рост ВВП, основные производственные отрасли показывают падение (промышленность -3%, сельское хозяйство -2,7%), а трудовая миграция приобрела массовые масштабы (каждый третий трудоспособный гражданин уехал на заработки). Кроме того, в условиях высокой учетной ставки НБУ – 17% (обеспечивает дополнительную мобилизацию средств в бюджет), деловая активность падает в связи с удорожанием кредитных ресурсов.

В данных условиях рост реального ВВП обеспечивается исключительно за счет эмиссионной политики и осуществления внутренних и внешних заимствований (по итогам 2017 года: денежные переводы из-за границы – $ 9,2 млрд; внешние заимствования – $ 6,4 млрд; размещение ОВГЗ – $ 3,7 млрд; увеличение денежной массы – $ 1,3 млрд). При сохранении данных условий правительство будет пытаться сохранить декларативный рост реального ВВП, при этом инфляция будет продолжать расти.

Следует отметить, что предполагаемый фиктивный рост ВВП связан с возможными выплатами комитету кредиторов дополнительных процентов от роста украинского ВВП (условие реструктуризации долгов Яресько). Выплаты активизируются, как только номинальный ВВП Украины превысит $ 125,4 млрд, а годовой рост достигнет 3%. На кону несколько сот миллионов долларов «лишних» выплат ежегодно.


Киевэнерго задолжало Нафтогазу пять миллиардов

Компания «Киевэнерго» накопила перед «Нафтогазом» долг в размере в 4,7 млрд гривен. Об этом на брифинге сказал директор дочерней компании «Киевэнерго» – Киевской энергоснабжающей компании – Андрей Таляр. «Долг перед Нафтогазом составляет 4,7 млрд грн», – заявил он. При этом половину из суммы составляет государственная задолженность по выплате компенсаций. Задолженность потребителей перед «Киевэнерго» по состоянию на 1 апреля – 4,8 млрд гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Многомиллиардные долги теплогенерирующих компаний перед НАК «Нафтогаз Украины» являются прямым следствием антисоциальной тарифной политики власти. «Киевэнерго», не получив оплату за тепло, горячую воду и электроэнергию от населения и государства в виде платежей за субсидии, не может рассчитаться с НАК «Нафтогаз» за потребленный на их производство газ.

Тарифы на газ, электроэнергию, тепло, горячую и холодную воду в Украине регулируются государством. Никакого рынка данных услуг и рыночного ценообразования в Украине не существует, цены для населения зависят от решений правительства, профильных министерств и государственных комиссий.

За последние 4 года, в результате необоснованного и несбалансированного государственного регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, их стоимость для населения выросла на:
• газ – 772%;
• электроэнергия – 220% -367%;
• отопление – 225%;
• горячая вода – 200%;
• холодная вода – 100-150%;
• содержание дома и придомовой территории – 150 – 200%.

Согласно требованиям Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (как в старой, так и в новой редакции), государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития государства, в т.ч. учитывая фактический уровень доходов граждан. Эта норма, вот уже который год подряд, грубо игнорируется правительством и другими государственными органами, регулирующими тарифы.

В конце 2013 года, при средней пенсии в $ 185, газ стоил 0,80 грн за куб. В 2017 году, при средней пенсии в $ 80, газ стоит 6,96 грн за куб. В конце 2013 года на среднюю пенсию можно было приобрести 1850 кубов газа, а в 2017 году уже всего 298 кубов. В целом (на примере цены газа) покупательная способность средней пенсии в Украине за 4 года упала в 6,2 раза, что четко указывает на игнорирование властью уровня доходов граждан при установлении тарифов.

Следствием нарушения властью баланса между доходами граждан и уровнем тарифов на жизненно необходимые услуги стало катастрофическое сокращение количества домохозяйств, имеющих возможность самостоятельно оплачивали свои бытовые нужды. На начало 2014 года 91% украинских семей самостоятельно, без государственной помощи, оплачивали свои платежки, а общий долг за ЖК-услуги составлял 11 млрд грн. К концу 2017 г. численность семей, способных самостоятельно оплатить свои бытовые нужды, сократилась до 41%, а общий долг населения за ЖК-услуги увеличился до 40,6 млрд грн. Кроме того, государство задолжало за использованные субсидии больше 30 млрд грн.

Предприятия ТКЕ (в т.ч. и «Киевенерго»), как и население, стали заложниками необдуманной и несбалансированной тарифной политики власти.


В Украине вырос дефицит внешней торговли

Дефицит внешней торговли Украины товарами в феврале 2018 года составил $ 457 млн, тогда как в предыдущем месяце – $ 284,1 млн. Об этом в понедельник, 16 апреля, сообщила Государственная служба статистики, пишет Интерфакс.

Так, по итогам января–февраля негативное сальдо составило $ 741,1 млн по сравнению с негативным сальдо $ 491,4 млн за аналогичный период 2017 года. Экспорт товаров в январе–феврале 2018 года составил $ 7,4 млрд, импорт – $ 8,1 млрд. По сравнению с январем–февралем 2017 года экспорт увеличился на 17,9 %, импорт – на 20,3 %.

В феврале этого года по сравнению с минувшим месяцем сезонно скорректированные объёмы экспорта уменьшились на 3,6 %, импорта – на 6,6 %. Сезонно скорректированное сальдо внешней торговли в феврале 2018 года было отрицательное и составило $ 356,4 млн. В январе 2018 года – также отрицательное ($ 517,4 млн). В результате коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,91 (в январе–феврале 2017 года – 0,93).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным НБУ, в январе 2018 года дефицит торгового баланса составил $ 640 млн. За период января–февраля 2018 года дефицит был равен $ 1,1 млрд, что на $ 287 млн, или 34 %, больше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом профицит сводного платежного баланса (счет текущих операций + операций с капиталом и финансовыми инструментами) в феврале был сведен на уровне $ 252 млн.

Следует отметить, что разница в расчетах НБУ и Госстата торгового баланса – 34 %. Так, НБУ оперирует данными по операциям ВЭД, полученными от банков (осуществляют ВЭД-расчеты), а Госстат получает информацию на основании анкетирования предприятий (юрлица, численность рабочих которых превышает 10 человек). В случае экспорта товаров расчетными торговыми компаниями в штате, которых до 10 человек, Госстат не учитывает данные операции, что значительно искажает общую статистику. Поэтому подсчеты реального ВВП, которыми оперируют представители власти (по данным Госстата), вызывают сомнения из-за принципиального расхождения по значению чистого экспорта (составляющая ВВП).

Экспорт товаров в феврале вырос на 10 % (в январе – 23,1 %) в годовом измерении и составил $ 3,3 млрд. Данный рост обеспечил экспорт черных и цветных металлов (+23 % к соответствующему периоду 2017 года). Также существенное наращивание продемонстрировал экспорт химической промышленности (44,8 %). При этом экспорт продукции машиностроения упал на 3 %.

Импорт товаров увеличился в январе на 9,5 % (в январе – 30,6 %) в годовом измерении, прежде всего за счет продукции неэнергетического назначения, и составил $ 4 млрд. Импорт химической продукции показал рост на 9,3 % (к соответствующему периоду 2017 года), машиностроения – на 28,9 %.

Основным катализатором образования профицита платежного баланса стало увеличение краткосрочных внешних обязательств государственным и частным сектором, что приведет к существенному оттоку валютных средств в будущих периодах. Главным фактором притока к государственному сектору было поступление средств от покупки нерезидентами облигаций внутреннего государственного займа: чистая покупка составила $ 200 млн (из них краткосрочных – $ 168 млн).

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала (в связи с ростом учетной ставки НБУ до 17 %). Нерезиденты инвестируют преимущественно в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики в связи с последующим выводом денег с процентами. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, главным образом, для спекулянтов-нерезидентов либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и, по сути, скрыто разворовывают бюджетные средства.

По итогам января–февраля 2018 года в госбюджет привлечено 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на сумму 15,8 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27 %, что увеличит денежную массу при погашении бумаг в будущих периодах.

На мировом финансовом рынке сложилась ситуация, когда перечень высокодоходных инвестиций ограничен, тогда как аппетит инвесторов к риску –довольно высок. Кроме того, с учетом паники на мировых рынках короткие украинские ОВГЗ выглядят очень привлекательными.

По прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2018 году увеличится до 5,5 % ВВП. Общепринято считать, что дефицит свыше 3 % ВВП является повышенным, более 5% – опасным и свидетельствует о наличии рисков для платежного баланса в случае остановки притока капитала. В целом дефицит платежного баланса указывает на неконкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировом рынке, на активное вмешательство импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.
Поскольку объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,4 млрд, в условиях прогнозируемого дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 7,7 млрд (прогноз КМУ) и будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным) на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


«Нафтогаз» назвал цену ГТС Украины

«Нафтогаз» утвердил оценку стоимости оператора газотранспортной системы Украины госкомпании «Укртрансгаз» в 327,9 млрд гривен.
Об этом в четверг, 19 апреля, сообщил замначальника департамента энергоэффективности «Нафтогаза» Алексей Хабатюк на своей странице в Facebook.
Нафтогаз как единоличный акционер «Укртрансгаза» принял решение об оценке системы, говорится в решении компании, фотокопию которого опубликовал Хабатюк.

«Утвердить рыночную стоимость основных средств общества в сумме 327 млрд 921 млн грн (в том числе активы, которые находятся на неподконтрольной Украине территории – 12,3 млрд грн, или 471 млн долларов) по состоянию на 31.12.17», – говорится в опубликованном документе. ГТС Украины оценена компанией «Эрнст энд Янг» по заказу НАК «Нафтогаз Украины» в 327,9 млрд грн ($ 12,5 млрд).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Проанализируем, много это или мало.

1. Согласно Балансу за 9 мес. 2017 года компании ПАТ «Укртрансгаз», которая является балансодержателем украинской ГТС, балансовая стоимость основных средств компании составляет 411,3 млрд грн. Безусловно, «Укртрансгаз», помимо самой ГТС, имеет и другие основные средства, но в любом случае оценка ГТС компанией «Эрнст энд Янг» не превышает её балансовую стоимость.
2. В 2014 году глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев на брифинге в Киеве (23 июля 2014 года) заявлял, что «оценка всей украинской ГТС колеблется в пределах $ 25–35 млрд, стоимость зависит от того, какой объем транзита прокачивает ГТС, чем больше газа проходит через территорию Украины, тем больше стоимость “трубы”, и, соответственно, наоборот».
3. В декабре 2016 года Глава правления Коболев давал аналогичную оценку украинской ГТС в $ 30 млрд.
Как видим из его заявлений, цена украинской ГТС зависит от объёма транзита: чем он больше, тем выше цена. Поэтому «Публичный аудит» решил рассмотреть, как менялся объём транзита с 2014 года, когда руководитель НАК оценивал ГТС в $ 25–35 млрд.

Транзит российского газа через украинскую ГТС составлял:
2014 год – 62,2 млрд м3;
2015 год – 67,1 млрд м3;
2016 год – 82,2 млрд м3;
2017 год – 93,5 млрд м3.

С 2014 года (момента, когда Коболев оценивал ГТС Украины в $ 25–35 млрд) объём транзита увеличился на 50,3 % – соответственно, такое существенное увеличение транзита должно было повысить стоимость ГТС до максимального размера, но не понизить до $ 12,5 млрд. Из приведённой информации следует, что в 2014 году при транзите в 62,2 млрд м3 ГТС оценивалась в $ 25–35 млрд, а в 2018 году при объёме в 93,5 млрд м3 (за 2017 год) – уже всего в $ 12,5 млрд.

Глава «Газпрома» Миллер заявлял о предполагаемом транзите российского газа через Украину после строительства «Северного потока-2» в 10–15 млрд м³ в год, что в 6–9 раз меньше, чем сегодня. Для обеспечения безубыточности украинской ГТС транзит должен составлять не менее 50 млрд м куб. в год, при этом РФ прогнозирует объём в 3–5 раз ниже, что, безусловно, не позволит Украине полностью покрывать расходы на содержание и обслуживание ГТС. Соответственно, доход Украины от транзита упадет с $ 3 млрд до $ 330–500 млн в год, а ежегодные потери составят минимум $ 2,5 млрд.

По всей видимости, при оценке украинской ГТС аудиторы учитывали грядущее снижение объёма транзита из-за строительства «Северного потока-2» (считая его свершившимся и неизбежным фактом), что повлияло на такую низкую оценочную стоимость ГТС Украины. Есть и другой вариант: «украинскую трубу» решили недорого продать и для этого преднамеренно занизили её стоимость.


В НБУ заявили о росте ВВП

Рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в I квартале 2018 года в годовом измерении составил 2,3%. Об этом говорится в инфляционном отчете Нацбанка Украины, опубликованном в пятницу, 20 апреля. Отмечается, что рост ВВП обусловлен ростом доходов населения, а также сохранением благоприятной внешней конъюнктуры. В то же время НБУ указывает, что ухудшение погодных условий в конце февраля и в марте несколько сдерживали оживление экономической активности, в частности в транспорте и строительстве.

Напомним, в 2018 году Нацбанк ожидает ускорения роста ВВП до 3,4%. В то же время в следующие годы экономический рост будет снижаться.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что сегодня в Украине отсутствует реальный рост ВВП, так как основные производственные отрасли показывают падение. Так, индекс производства промышленной продукции (в годовом выражении по итогам февраля) показал падение на 3,7%; сельское хозяйство в годовом выражении (январь–март) упало на 1,7%, что привело к количественному уменьшению производства основных отраслей экономики в стране.

В I квартале 2018 г. внешние ценовые условия для украинских экспортеров остались на прежнем уровне вследствие увеличения цен на черные металлы, железную руду и зерновые. Мировые цены на сталь оставались на высоком уровне на фоне действия ограничений на производство стали в Китае и поддерживали цены на железную руду. Однако, согласно данным НБУ за период январь–февраль 2018 года, дефицит торгового баланса (важная составляющая ВВП) составил $ 1,1 млрд, что на $ 287 млн или 34% больше чем за аналогичный период 2017 года. Это свидетельствует о более высоких темпах роста импорта над экспортом.

Уровень безработицы в 2017 году вырос до 9,5%. Сохранение высокого уровня безработицы на фоне роста спроса на рабочую силу отражало значительные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы вследствие того, что трудовая миграция приобрела массовые масштабы (каждый третий трудоспособный уехал на заработки).

Следует также указать, что НБУ изменил методику подсчета объема частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал квартальные и годовые объемы частных переводов. НБУ сделал предположение, что большинство мигрантов привозят заработанные средства лично, в связи с чем уровень частных переводов по неформальным каналам существенно увеличился, что прямо пропорционально повлияло на увеличение реального и номинального ВВП, в условиях отсутствия фактических данных.

Кроме того, с начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала в государственные ценные бумаги в связи с высокой доходностью (учетная ставка 17%). Однако при обратном погашении бумаг инвесторы начнут обратно выкупать валюту, что может привести к обратной девальвации. Кроме того, сокращение прямых инвестиций по итогам января-февраля 2018 года составило 33%.

В данных условиях рост реального ВВП обеспечивается исключительно за счет эмиссионной политики и осуществления внутренних и внешних заимствований в условиях падения количественного производства. Предполагаемый фиктивный рост ВВП связан также с возможными выплатами комитету кредиторов дополнительных процентов от роста украинского ВВП (условие реструктуризации долгов Яресько). Выплаты активизируются, как только номинальный ВВП Украины превысит $ 125,4 млрд, а годовой рост достигнет 3%. На кону несколько сот миллионов долларов «лишних» выплат ежегодно.


Оборот розничной торговли Украины вырос

Товарооборот розничной торговли Украины в январе–марте 2018 года в сопоставимых ценах увеличился на 7,6 % по сравнению с январем–мартом 2017 года. Об этом в пятницу, 20 апреля, сообщает Государственная служба статистики. По данным ведомства, оборот розничной торговли в марте этого года по сравнению с февралем вырос на 13,1 %, с мартом 2017 года – на 7,6 %.

Наибольший рост оборота розничной торговли в январе–марте 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года наблюдался в Винницкой (на 12,3 %), Закарпатской (на 11,8 %), Николаевской (на 10,8 %), Сумской (на 9,9 %), Львовской (на 9,7 %), Черниговской (на 9,6 %), Черкасской (на 9,4 %), Одесской (на 9,2 %), Херсонской (на 8 %) областях. По данным Госстата, объём розничной торговли в январе–феврале 2018 года в фактических ценах составил 134,3 млрд грн, что на 28 % больше аналогичного периода 2017 года. Однако, с учетом инфляционных и девальвационных процессов, в количественном измерении он вырос на 7,5 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что в товарной структуре розничной торговли 83,3 % занимают продовольственные товары. Так, индекс производства отечественных продовольственных продуктов за соответствующий период снизился на 1 %. В то же время предложение на рынке было сформировано благодаря увеличению объёмов импорта в страну.

Основным катализатором, который повлиял на увеличение покупательской способности за соответствующий период, стало увеличение с начала года минимальной зарплаты на 15,6 %, до 3700 грн, а также девальвационные процессы в феврале, связанные с сезонным притоком валютной выручки от аграриев, и высокий спрос со стороны нерезидентов на ОВГЗ с высокой ставкой купона (учетная ставка 17 %). Однако в связи с эмиссионной политикой, наращиванием долговой нагрузки, ожидаются высокие инфляционные и девальвационные процессы, которые будут влиять на сокращение покупательской способности, а вследствие – на уменьшение объёмов торговли.

Объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 175,3 млрд грн ($ 46 млрд). Это свидетельствует о её падении на 44 % за соответствующий период, а не росте на 8,8 % (в количественном виде). Кроме того, кумулятивная инфляция за этот период составила 13,7 % (индекс цен производителей – 16,6 %), а девальвация – 5 %, что сигнализирует о более глубоком реальном уменьшении розничной торговли и об отсутствии роста потребительского спроса. Объём розничной торговли за 2013 составил 884,2 млрд грн ($ 110,6 млрд) при курсе доллара 7,99 грн и годовой инфляции +0,5 %.

Даная ситуация является результатом неэффективной экономической политики в условиях потери части промышленных регионов и блокады Донбасса, в результате чего кумулятивный реальный ВВП за 3 года упал на 14 %. В условиях промышленного падения производства, высокой инфляции, последствий блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, уменьшения внутреннего рынка, сокращения кредитования экономики возникают дополнительные риски падения реального ВВП. Итог такой: без осуществления структурных реформ в экономике (прекращения финансового голода предприятий) реальный уровень ВВП продолжит падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


Субсидии на коммуналку резко сократились: кто и сколько получил

Жителям Украины в январе–марте 2018 года были назначены субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на 471,1 млн грн, что в 4,4 раза меньше, чем за аналогичный период 2017 года, сообщает Государственная служба статистики Украины.

В частности, в городской местности субсидии назначены на сумму 316 млн грн, в сельской – 155,5 млн грн. По информации Госстата, субсидии на оплату ЖКУ в январе–марте были назначены 569,8 тыс. семьям. В городской местности субсидии – 314,3 тыс. семей, в сельской – 255,5 тыс. семей. По сравнению с январем–мартом 2017 года, в январе–марте 2018 года количество семей, которым назначены субсидии, уменьшилось в 2,4 раза.

На конец 2017 года задолженность бюджета перед поставщиками ЖК-услуг составляла 25,9 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Общий годовой Бюджет–2018 на субсидии равен 71 млрд грн.
По состоянию на конец марта текущего года из госказны перечислено поставщикам услуг 29,79 млрд грн.
Долг Бюджета перед поставщиками услуг на конец марта составил 26,93 млрд грн.
Всего бюджет – 71,0 млрд грн;
оплачено – 29,79 млрд грн;
долг – 26,93 млрд грн;
остаток – 14,28 млрд грн.

На 9 месяцев 2018 года (апрель–декабрь) на субсидии фактически остается 14,28 млрд грн, или на 20 % от годового бюджета. При справедливом начислении субсидий до конца года правительству потребуется дополнительно около 50 млрд грн, а в случае повышения тарифов – и того больше.
Отсутствие необходимого финансирования правительство постарается компенсировать урезанием размера субсидий, в результате чего то небольшое повышение пенсий, которое и так получили далеко не все, уйдет в оплату коммуналки. Рост «минималки», который фактически увеличил не размер дохода, а лишь его налогооблагаемую часть, также направляется на оплату коммуналки.

В будущем субсидий станет ещё меньше, тарифы будут повышаться, как следствие – дальнейший рост долгов населения, размер которых уже превысил 40 млрд грн. Обещанная полная монетизация субсидий не предвидится, поскольку на это просто нет денег в бюджете, а долги монетизировать невозможно.


Гройсман назвал главную экономическую проблему Украины

Главной экономического проблемой Украины является давление внешнего долга в размере более $65 млрд, большая часть которого была сформирована в 2007–2014 гг. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман на встрече с представителями региональных СМИ в Киеве. «Самая большая проблема с экономической точки зрения – это давление на государство внешних долгов, большая часть которых была накоплена до 2014 года… Фактически с 2007 по 2010 год правительство взяло (в долг – ред.) 26 миллиардов долларов. 26 миллиардов долларов при том, что Украина сильнее не стала. Правительство с 2010 по 2014 год взяло еще более 20 миллиардов. Фактически суммарный долг сегодня 65 с плюсом миллиардов долларов, которые лежат на плечах украинцев и украинской экономики», – сказал Гройсман.

Ранее Гройсман заявлял, что Украине необходима внешняя финансовая поддержка МВФ для выполнения внешних долговых обязательств. Для продолжения сотрудничества с МВФ Верховная Рада должна принять закон о создании антикоррупционного суда в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, а правительство – привести цены на газ к импортному паритету и обеспечить механизм их автоматического регулирования с изменением ценовой конъюнктуры.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72% от номинального ВВП. Так, критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60%) – это результат экономической политики, которая осуществляется с 2014 года. Соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40%, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику.

Следует отметить, что правительство Гройсмана стало активным заемщиком на внутреннем и внешних рынках. С 2016 по 2017 гг. общий госдолг увеличился с $ 65,5 млрд до $ 76,3 млрд. При этом за два года правительство Гройсмана одолжило на внешних рынках $ 5,5 млрд, в то время как за период с 2010 по 2014 гг. внешние заимствования составили $ 4 млрд.

С каждым годом Украина должна платить все больше за обслуживание госдолга. Экономика не может генерировать дополнительные доходы для выплат по долгам, в связи с чем руководству страны остается только реструктуризировать ранее взятые обязательства или брать новые долги на более выгодных инвестору условиях, что увеличивает обслуживание долга в будущем. Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств.

Так, МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, поскольку Украина не выполняет взятые обязательства. Международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by – 3 %) и на длительный срок.  Прекращение выдачи Украине новых кредитов от международных организаций повышает суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство нашей страны ищет любые механизмы для получения кредитов, но условия, по которым их дают, приведет к существенному увеличению долговой нагрузки.

Альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций и размещение ОВГЗ с высокой ставкой купона. Портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учетной ставки (с 12,5% до 17%), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17–17,5% годовых. Так, интерес у инвесторов вызывает высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам.

По итогам 2016–2017 гг. доходы, полученные от размещения ОВГЗ, составили: 168 млрд грн, $ 4,8 млрд и 0,3 млрд евро. Согласно принятому госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне $ 94,4 млрд (2,746 млрд грн при утвержденном среднегодовом курсе доллара в 29,1 грн), или 82 % от прогнозного ВВП.

Планируемое увеличение совокупного госдолга связано с высокими выплатами по ранее взятым обязательствам, негативным внешнеторговым балансом и предстоящими расходами на избирательные кампании. Поэтому сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной перспективе увеличит дефолтные риски страны в связи с увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


В Украине подорожал газ для промышленности

Минимальная цена на природный газ для промышленных потребителей в Украине с мая текущего года повысится почти на 780 гривен – до 8670 гривен за тысячу кубометров. «Нафтогаз» с 1 мая увеличит цену на природный газ, отпускаемый промышленным потребителям на условиях предоплаты, на 5,2–5,5% по сравнению с мартом – до 10 041 гривны за тысячу кубометро (с НДС). Об этом сообщает пресс-служба компании.

Так, по предоплате и в объёме более 50 тысяч кубов в месяц «Нафтогаз» готов продавать газ по 9 тысяч 143 гривны за тысячу кубометров. Это на 5,5% (472,8 грн/тыс. куб.) выше текущих цен. Для других категорий потребителей цена повысится на 5,2% (489 грн/тыс. куб. м) – до 10 041,6 грн/тыс. куб. м (все цены с НДС).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как видим, с мая 2018 года «Нафтогаз Украины» установил цены на газ для промышленности в диапазоне от 8670 грн до 10 041,6 грн за тыс. м3.
При этом для населения НАК предлагает увеличить цену газа сверх социальных нормативов – с 6 960 грн/тыс. м3 до 10 990 грн/ тысячу м3, а с октября 2018 года – до 11 470 грн/тыс. м3. Таким образом, «Нафтогаз» предлагает установить для населения Украины, которое потребляет украинский газ, цену на 9–32 % выше, чем для промышленности, которая потребляет импортный газ.

По информации вице-премьер-министра Геннадия Зубко, «рекомендации Международного валютного фонда заключаются в ликвидации разницы в цене на газ между разными потребителями», но, как видно из приведенных ценовых предложений «Нафтогаза», единая цена на газ не предлагается.
Повышение цены для промышленности предполагает дальнейшее удорожание потребительских товаров и продуктов питания (в том числе социальной группы), которые и без того за последний год выросли от 25 % до 70 %.

Предложения «Нафтогаза» для промышленности можно считать относительно справедливыми, поскольку данная категория потребляет на 100 % импортный газ (млрд м3):
промышленность —– импорт
2015 — 12,10 ———– 16,45
2016 — 11,20 ———– 11,08
2017 — 9,10 ———– 14,10

Но намерения повысить цену для населения и ТКЭ, которые потребляют украинский газ, являются абсурдными, необоснованными и грабительскими.
Так, общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
———— потребления —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,8————- 20,8

При себестоимости добычи украинского газа в 2017 году в 2926,0 грн за 1 тыс. м3 (с налогами), или 1033,0 грн. за 1 тыс. м3 без налогов, НАК «Нафтогаз Украины» предлагает продавать его населению по цене до 11 470 грн тыс. м3, т. е. практически в 4 раза дороже (с наценкой в 300 %).

150 лет назад К. Маркс дал определение уровням прибыльности, которое, как нельзя лучше, можно отнести к сегодняшней политике действующей власти: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».