Дайджест 17-23/09/2018

Бюджет-2019: на оборону потратят 210 млрд грн

В проекте госбюджета на 2019 год на оборонную сферу заложено 209,5 млрд гривен. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман во время презентации проекта в Кабмине.

«Несомненным приоритетом остается украинская армия, весь спектр и весь блок безопасности и обороны. Расходы на это направление будут осуществляться в размере 209,5 млрд гривен», – заявил премьер. Вопрос распределения этих средств остается в компетенции СНБО, отметил Гройсман. Кабмин сообщает только об общей сумме всех запланированных расходов на содержание оборонного сектора.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Проект оборонного бюджета на 2019 год предусматривает увеличение расходов на 44,5 млрд грн (на 27%) в сравнении с текущим годом (с 2017 годом – на 62%). Наибольшим получателем бюджетных средств (как и предыдущем году) выступает Минобороны. На 2019 год ведомству предусмотрено выделить 101,4 млрд грн, что превышает сумму текущих расходов на 14,8 млрд грн или 17%, из которых расходы на руководство ВСУ выросли на 31,5% (157,7 млн грн). На обеспечение деятельности ВСУ, на военную медицину и подготовку кадров планируется увеличить расходы на 16,6 млрд грн (на 25%), в то же время будущим бюджетом не предусмотрено увеличение расходной части на закупку и модернизацию вооружения и военной техники (предусмотрено, как и в текущем году, порядка 17 млрд грн).

На функционирование МВД в следующем году предусмотрено финансирование в размере 82,3 млрд грн, что на 16,3 млрд (на 25%) больше, чем в текущем году. При этом расходы на содержание аппарата МВД должны вырасти с 7,1 млрд грн до 11,7 млрд (на 65%), расходы на руководство министерства увеличатся на 107,3 млн грн (на 31%). На деятельность Нацполиции распределено 29,6 млрд грн, что на 21% больше, чем предусматривает бюджет этого года. Что касается финансирования Нацгвардии и Погранслужбы, то расходы на каждое ведомство планируется увеличить на 1,5 млрд грн (14% и 16% соответственно).

Проект бюджета на 2019 год предусматривает увеличение финансирование СБУ в сравнении с 2018 годом на 1,3 млрд грн (на 16%). На Генеральную прокуратуру в следующем году заложили аналогичную этому году сумму расходов – 7,1 млрд грн, а на НАБУ планируется увеличение расходов в сумме 10 млн грн, а это +1%. Также в 2019 году предусмотрено значительно поднять уровень финансирования пока еще неработающего Госбюро расследований, с 651 млн грн до 1,1 млрд грн (на 70%).
Кроме того, проектом бюджета следующего года предусмотрено сокращение расходов на деятельность Государственного космического агентства (на 350 млн грн или 14%), а также на функционирование Государственной фискальной службы (на 344 млн грн или 3%).

Таким образом, из всех госструктур сектора обороны и безопасности, несмотря на наибольшее за всю историю современной Украины финансирование деятельности Минобороны в абсолютных показателях (101,4 млрд грн), проект бюджета на следующий год предусматривает наибольшее увеличение финансирования в % соотношении для МВД, на 25%, в частности, на функционирование Нацполиции расходы увеличатся на 21%. При этом планируется запуск полноценной деятельности еще одного правоохранительного органа – ГБР, расходы на содержание которого планируют увеличить на 70%. Появление новых государственных ведомств, уставной деятельностью которых является борьба с преступностью и коррупцией, увеличивают расходную часть госбюджета, при этом переход полномочий к новосозданным органам от действующих ранее не влечет за собой сокращение госфинансирования последних, наоборот, с каждым годом наблюдается только увеличение.


В Украине инвестиционный бум – Порошенко

Украина за последние недели привлекла крупные инвестиции в сферу возобновляемой энергетики, аграрный сектор и розничную торговлю. Об этом на своей странице в соцсети Facebоok сообщил президент Петр Порошенко.

«За последние недели Украина привлекла крупные инвестиции в экономику: в сферу возобновляемой энергетики – от норвежских инвесторов, в аграрный сектор – от компании из Саудовской Аравии, в сферу розничной торговли от шведских брендов H&M и IKEA», – написал глава государства.

Он подчеркнул, что инвестиционный бум, который происходит в Украине, – это яркое свидетельство доверия к нашей стране со стороны мировых инвесторов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Экономические и инвестиционные тенденции последних 4,5 лет в Украине можно назвать «провалом» или «падением в пропасть», но уж точно не «бумом». Количество экономически активного населения (рабочей силы) с конца 2013 года сократилось на 3,08 млн человек (с 20,82 до 17,74 млн). Численность занятого населения упала на 3,28 млн человек (с 19,31 до 16,03 млн). Армия безработных увеличилась на 200 тыс. человек (с 1,51 до 1,71 млн). Численность штатных работников сократилась на 2,08 млн человек (с 9,72 до 7,64 млн).

В свою очередь, сеть объектов розничной торговли уменьшилась на 20,5 тыс. объектов (-34%), с 59,8 тыс. до 39,3 тысяч. Количество крупных предприятий сократилось на 39% (-260 единиц), с 659 до 399. Количество малых предприятий сократилось на 50,9 тыс. (-14%), с 373,8 тыс. до 322,9 тысяч. Численность средних предприятий сократилась на 3,9 тыс. (-21%), с 18,8 тыс. до 14,9 тысяч.

Прямые иностранные инвестиции в Украину сократилась в 10 раз, с $ 4,5 млрд в 2013 году до 430 млн в 2018 году.
Только за период 2014-2015 гг. из-за нестабильности национальной валюты и снижения покупательских возможностей населения Украину покинуло почти три десятка мировых торговых марок: Esprit (Германия), River Island (Великобритания), OVS (Италия). Также закрыли магазины в Украине бренды New Look (Великобритания), Minelli (Франция), Lee Cooper (Великобритания), Mexx (Нидерланды), IAM и SIX (Германия), компания Zeebra (сети аксессуаров для дома Butlers, косметики Glossip, одежды и обуви Peacocks, аксессуаров Six, IAM). Покинули украинский рынок также немецкий продавец строительных товаров OBI и немецкий производитель бытовой техники Zelmer, который входил в пятерку лидеров рынка мелкой бытовой техники в нашей стране.

Как видим, во временном разрезе последних 4,5 лет никакого «бума» с развитием бизнеса не наблюдается, наоборот, отслеживается четкая негативная динамика на протяжении всего правления действующей власти.


Киев и МВФ согласовали повышение цен на газ

Правительство договорилось с МВФ о постепенном повышении цены на газ до уровня импортного паритета до 2020 года. Об этом во вторник, 18 сентября, сообщил глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, передает «Интерфакс-Украина».
«Есть предварительный компромисс, которого правительство достигло. Темпы сейчас обсуждаются», – сказал он на форуме Европейской бизнес ассоциации в Киеве.

По словам главы «Нафтогаза», вопрос цены на газ является ключевым компонентом ведущихся сейчас в Киеве переговоров с миссией МВФ. В то же время Коболев отметил, что не уверен, что озвучиваемые СМИ цифры повышения цены на газ на первом этапе (23,5 %) верны.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Несмотря на тот факт, что украинцам полностью хватает газа, добытого внутри страны, и население фактически 3-й год не нуждается в импорте, правительство Украины упорно продолжает повышать стоимость голубого топлива, привязывать ее не к себестоимости добычи, а к импортному паритету.

По результатам 2017 года, все потребление газа населением и ТКЭ (15,8 млрд м3) полностью покрывалось газом, добываемым в Украине (20,8 млрд м3). Выравнивание цены для населения (потребляющего украинский газ) и промышленности (потребляющей импортный газ) предполагает повышение стоимости газа (для населения) до 12 249–13 338 грн за тыс. м3, или на 76–92 %.

Коболев сообщил, что повышение растянут на 3 года. Таким образом, цена газа для населения может повыситься на 25–31 % в 2018 году и на такую же величину в 2019 и 2020 годах. Уже сегодня в результате предыдущих повышений цены на энергоносители для населения, без пропорционального роста доходов граждан, газ для них стал практически недоступным.
Возможность в его покупке с конца 2013 года упала в 3–5,5 раз, а после повышения до 8500 грн упадет до 3,5–6,8 раз.

Прожиточный минимум
До прихода во власть сегодняшней «команды реформаторов» на установленный государством прожиточный минимум (1176 грн) можно было купить 1474 куба газа, сегодня на него (1853 грн) можно приобрести в 5,5 раз меньше газа – 266 кубов. Фактически правительство уже забрало у людей, живущих на прожиточный минимум, 1208 кубов в месяц, или 82 % от доступного им в 2013 году объёма.

После увеличения стоимости голубого топлива до 8500 грн возможность его покупки для данной категории украинцев сократится до 6,8 раз в сравнении с 2013 годом. На прожиточный минимум можно будет купить всего 218 кубов, а потери составят до 1256 кубов в месяц (-85,2 %).

Средняя з/п
На среднюю з/п 2013 года (3619 грн) можно было приобрести 4535 кубов газа, а в 2018 году (9170 грн) – уже всего 1318 кубов (в 3,4 раза меньше). Данная категория украинцев потеряла возможность покупки 3217 кубов газа в месяц, или 71 % от доступного в 2013 году объёма.

После установления новой суммы в 8500 грн, доступный в 2013 году объём сократится до 4,2 раз – приобрести можно будет всего 1078 кубов, а ежемесячные потери достигнут 3457 кубов, или 76,2 %.

Средняя пенсия
На среднюю пенсию конца 2013 года (1526 грн) можно было приобрести 1912 кубов газа, а в 2018 году (2479 грн) –всего 356 кубов (в 5,4 раза меньше). Данная категория украинцев потеряла возможность покупки 1556 кубов газа в месяц, или 81,4 % от доступного в 2013 году объёма.

После увеличения стоимости до 8500 грн, объем потребляемого газа сократится до 6,6 раз по сравнению с 2013 годом – приобрести можно будет 291 куб, а ежемесячные потери достигнут 1621 куба (84,8 % от показателей 2013 года).

Минимальная з/п
Минимальная з/п в конце 2013 года (1218 грн) позволяла приобрести 1526 кубов газа, а в 2018 году (3723 грн) – 535 кубов (в 2,9 раза меньше). Данная категория украинцев потеряла возможность покупки 991 куба в месяц (65 %). После установления новой стоимости в размере 8500 грн, доступный в 2013 году объём сократится до 3,5 раз – приобрести можно будет всего 438 кубов, а ежемесячные потери составят 1088 кубов (71,3 % от показателей 2013 года).

Если принять объём газа, доступный украинцам до 2014 года, за 100 %, то действующая власть при содействии МВФ уже отобрала у населения Украины от 65 % до 82 % и не собирается на этом останавливаться, планируя уже в текущем году повысить данную отметку до 71,3–85,2 %.

Правительство любит рассказывать украинцам о «бандитской власти», правящей Украиной до 2014 года, но, если проанализировать приведенные выше цифры, четко видно, что так называемая «бандитская власть» не грабила простой народ и была в 100 раз справедливей по отношению к людям, чем сегодняшние «реформаторы-мародеры», отбирающие последнее и не знающие предела своей жадности.


Глава Минфина уверена в выполнении плана по приватизации в 2019 году

Исполняющая обязанности министра финансов Украины Оксана Маркарова уверена, что в 2019 году Фонд госимущества выполнит план по поступлениям от приватизации, который составляет 17 млрд грн, тогда как в этом году из запланированных от приватизации 21,3 млрд грн госбюджет получил менее 1%.

Об этом она заявила на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. «Мы уверены, что как раз на 2019 год эта цифра является реалистичной», – сказала она.

По словам и.о. министра, основанием для такого оптимистичного прогноза является принятие в этом году нового закона о приватизации, который предусматривает привлечение инвестиционных советников для продажи объектов большой приватизации.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно закону про госбюджет на 2017 год, поступления от приватизации были предусмотрены в размере 17,1 млрд грн. По данным Госказначейства, в 2017 году в бюджет мобилизовано всего 3,4 млрд грн (20% от плана). Приватизировать удалось только самые ликвидные объекты (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»), продажа остальных госактивов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов).

Бюджетом на 2018 год доходы от приватизации предусмотрены на уровне 21,3 млрд грн. По данным Госказначейства, в этом году фактические поступления составили всего 49,9 млн (0,2%). В связи с невыполнением прогнозных поступлений по приватизации государству, как и раньше придется использовать другие инструменты финансирования бюджетного дефицита (эмиссия ОВГЗ), вследствие чего ухудшится макроэкономическая ситуация в стране.

План по приватизации на 2019 г. составляет 17,1 млрд грн, и, несмотря на политические заявления и.о. министра финансов о выполнении, фактически будет провален. В связи с негативной макроэкономической ситуацией в стране, низкими суверенными кредитными рейтингами Украины и неблагоприятной конъюнктурой на международных финансовых рынках (отток капитала с развивающихся стран, который связан с монетарной политикой ФРС и торговыми войнами), внешние инвесторы не заинтересованы в украинских активах, а внутренний инвестор лишен оборотных средств для покупок по установленным ценам.

Важно отметить, что приватизация активов во время нестабильной экономической ситуации – неэффективное решение, так как активы обесцениваются. Сейчас цены объектов, которые выставлены на приватизацию, гораздо ниже той потенциальной стоимости, которую можно было выставить еще пару лет назад (и даже один год назад). Приватизация «Укртелекома» в 2011 составила 1,3 млрд долл., 6 облэнерго в 2017 – 0,8 млрд долл.). Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет в разрез национальным интересам нашей страны.

Ежегодный высокий плановый показатель поступлений от приватизации необходим власти для утверждения бюджетного дефицита на низком уровне – 2,2% (является требованием многих кредитных программ). Высокое значение бюджетного дефицита свидетельствует о несбалансированности главного финансового документа страны.

Поэтому под конец следующего года стоит ожидать увеличения бюджетного дефицита в связи с очередным невыполнением плана по приватизации, который будут финансировать за счет заемных средств (под высокие проценты), затягивая Украину во все более глубокую долговую яму.


Регулятор намерен вдвое повысить тарифы на свет

На сегодня тариф для населения покрывает только 50% стоимости электроэнергии. Этот вопрос нужно решить до 1 июля 2019 года путем повышения тарифов на электроэнергию для населения вдвое. Об этом заявил член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Коваленко, сообщает «Укринформ».

«Болезненным вопросом нового рынка (электроэнергии) есть перекрестное субсидирование. На сегодня 50% стоимости электрической энергии возмещается потребителями. Это очень низкий уровень. На мой взгляд, этот вопрос может быть решен только одним путем: одновременное принятие решения о повышении тарифа для населения и введении действенной системы субсидий для незащищенных слоев населения», – сказал Коваленко.

По его мнению, этот вопрос является сложным для всей страны, однако необходимым для внедрения нового рынка.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сегодня тариф на электроэнергию для населения составляет:
• 0,90 грн – при объеме до 100 кВт;
• 1,68 грн – при объеме свыше 100 кВт.
Структура генерации электроэнергии в Украине выглядит следующим образом:
• атомные электростанции – 56,46%;
• тепловые электростанции – 28,49%;
• гидроэлектростанции – 7,04%;
• теплоцентрали – 6,54%;
• гидроэлектростанции (малые) – 0,15%;
• ветряные электростанции – 0,68%;
• солнечная энергия – 0,50%;
• биомасса – 0,07%;
• другие – 0,07%.

Цены, по которым генерирующие предприятия продают электроэнергию в «Энергорынок», по состоянию на 10.09.2018 года (за 1 кВт):
• атомные электростанции – 0,55 грн;
• тепловые электростанции – 1,73 грн;
• гидроэлектростанции – 1,56 грн;
• теплоцентрали – 2,19 грн;
• гидроэлектростанции (малые) – 3,76 грн;
• ветряные электростанции – 3,42 грн;
• солнечная энергия – 6,60 грн;
• биомасса – 3,79 грн;
• другие – 2,19 грн.

Как видим из официальных цифр ДП «Энергорынок», основную часть генерации электроэнергии в Украине составляет атомная (56,5%), которая продается в «Энергорынок» по 0,55 грн за кВт, что в 2-3 раза дешевле, чем сегодня платит население. Поэтому говорить о том, что тариф для населения покрывает только 50% стоимости электроэнергии – как минимум некорректно.

Средняя цена продажи электроэнергии в «Энергорынок» по состоянию на 10.09.2018 – 1,09 грн/кВт, а средняя цена покупки – 1,22 грн/кВт. Средние цены покупки-продажи электроэнергии «Энергорынком» вполне соответствуют тарифам для населения (0,90–1,68 грн) и никак не могут быть вдвое ниже стоимости электроэнергии, о чем заявляет НКРЕКУ.

Кроме того, Украина является экспортером электроэнергии. В 2017 году Украиной было экспортировано 5,2 млрд кВт-ч на общую сумму $ 235,5 млн (6,26 млрд грн). Таким образом, средняя экспортная цена электроэнергии в 2017 году составила 1,20 грн за кВт, что на 28,6% ниже, чем тариф для населения Украины при потреблении свыше 100 кВт в месяц.

Из приведенных официальных данных четко видно, что действующий тариф для населения существенно выше цены покупки-продажи электроэнергии «Энергорынком» и выше экспортной цены, а заявления НКРЕКУ о необходимости повышения тарифов в 2 раза являются необоснованными.


В Украине упало промышленное производство

Объёмы промышленного производства в августе 2018 года снизились по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 0,5 %. Об этом в пятницу, 21 сентября, сообщает Государственная служба статистики Украины.

По данным ведомства, за январь–август 2018 года к аналогичному периоду прошлого года рост промпроизводства составил 2,2 %, в том числе в добывающей промышленности и разработке карьеров – 2,0 %, в перерабатывающей промышленности – 2,0 %, в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – 2,9 %.

Напомним, рост промышленного производства в июле в годовом выражении, по сравнению с июлем 2017 года (без учета корректировки на эффект календарных дней), ускорился до 2,9 % с 2,2 % в аналогичном измерении месяцем ранее.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, индекс промпроизводства за период января–августа 2018 года упал на 2,2 % к аналогичному периоду 2017 года, а по итогам августа упал на 0,5 % к предыдущему месяцу.

Следует отметить, что кумулятивное снижение индекса промышленного производства составило на начало года 11,5 %. Промышленное производство сократилось практически во всех отраслях добывающей (-6,3 %) и перерабатывающей промышленности (-12,3 %), кроме производства компьютеров, электронной и оптической техники (+36,3 %), которые занимают всего 0,4 % в общей структуре промышленного производства.

В целом промпроизводство в количественном измерении в Украине упало с конца 2013 на 29,1 %, что коррелируется с динамикой падения реального ВВП за соответствующий период. В последние годы во многих базовых отраслях промышленности наблюдается падение, вследствие чего страдает в первую очередь украинская экономика. За последние 4 года в горнодобывающей промышленности падение составило 20 %, в металлургии – 28,9 %, в машиностроении – 40 %.

По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь–июль 2018 года составил $ 50,3 млрд (28,1 % продукции экспортировано), что в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года ($ 79,9 млрд). Кроме того, в связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, за период с января по август 2018 отмечается увеличение цен на 11,1 % (металлургия +6,7 %, машиностроение +11 %, энергетике +21 %).

Следует отметить, что повышение индекса цен производителей может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции; таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

Катализатором падения промышленного производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях, а также монетарная политика государства.

Так, НБУ пытается удержать инфляцию за счет увеличения учетной ставки (18 %), благодаря чему повышается доходность по депозитам и ОВГЗ, и за счет этого регулятор мобилизует дополнительные доходы в бюджет, уменьшает ликвидность на рынке, дабы незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение негативно влияет на деловую активность бизнеса, поскольку увеличивается стоимость заемных ресурсов.

Поэтому без осуществления структурных реформ экономики (прекращения финансового голода предприятий, либерализация фискального законодательства) реальный уровень ВВП может упасть еще больше, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


В МВФ подвели итоги работы миссии в Украине

Постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Йоста Люнгман сделал заявление по итогам визита миссии в Украину. Об этом в пятницу, 21 сентября, говорится в пресс-релизе представительства МВФ в Украине.
«В течение двух последних недель миссия МВФ имела конструктивные дискуссии с властями Украины относительно политики и реформ, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности и роста, а также о возможной финансовой помощи от Фонда в поддержку таких мероприятий. Соответствующие обсуждения продолжаются», – сказал он.

Накануне вечером глава Департамента коммуникаций МВФ Джерри Райс заявил, что МВФ продолжит переговоры с украинским правительством о содействии реформам и возможной финансовой поддержке и после окончания работы миссии Фонда в Киеве.
«У меня отсутствует информация о переговорах, которые все еще продолжаются», – сказал он. Переговоры МВФ с Кабмином завершились неудачно. По неофициальным данным, Фонд отложил выделение Украине денег до принятия парламентом госбюджета на 2019 год.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что стороны договорились не о продлении действующей программы EFF (долгосрочный кредит на 10 лет по ставке 3 %), а о старте новой программы Stand-by (ставка 3,5 %, 1–2 года); это свидетельствует о том, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи. В рамках новой программы Украина рассчитывает получить в качестве первого транша $ 1,9 млрд.

Между тем, правительство, пытаясь задобрить МВФ, внесло в парламент проект бюджета на следующий год с нереалистичными показателями: 3 % роста ВВП, 7,4 % инфляции, порезанной социалкой, а также пообещало повысить цены на газ для населения (тариф должен увеличиться на 23,5 % уже с нового отопительного сезона).

Однако МВФ не верит украинскому правительству, что проект госбюджета, поданный в ВР в первом чтении, не претерпит существенных изменений (увеличение социальной части расходов) до принятия в целом. Поэтому кредиторы хотят видеть принятый бюджет (а это произойдет не ранее декабря) на 2019 год, прежде чем выделять транш, что увеличивает нынешние дефолтные риски страны.

По данным Минфина, до конца 2018 года Украине необходимо выплатить по внешнему госдолгу $ 1,15 млрд ($ 0,6 млрд – МВФ и ещё $,055 млрд – по евробондам). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заемных средствах (реструктуризация), дабы не произошло технического дефолта.

Ранее Минфин был вынужден выходить на частное размещение евробондов по очень высоким ставкам (размещение коротких бумаг на сумму $ 725 млн по ставке 9,1 %), чтобы погасить основной долг и проценты перед МВФ в августе на сумму $ 605,6 млн. Реструктуризация внешней задолженности за счет краткосрочных бондов по высоким ставкам свидетельствует о неэффективном управлении госдолгом: пиковые нагрузки по выплатам переносятся на весну 2019 года.

Если Украина не сможет погасить или реструктуризировать до конца года свои внешние обязательства, то её ожидает технический дефолт, последствия которого повлекут серьезную финансовую дестабилизацию:
– отток капитала частных кредиторов, а также инвестиций нерезидентов. С июля 2018 портфель внутренних облигаций (ставка 16–17 %) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн).
– Существенная девальвация национальной валюты, усиление инфляционных процессов. С начала июля национальная валюта просела на 8,2 %, до 28,26 грн за доллар (курс НБУ на 10.09.2019). Последствиями стремительной девальвации будет увеличение инфляционных процессов в будущих периодах, на что НБУ отреагировал повышением учетной ставки до 18 % (влияет на сокращение экономических процессов).
– Отсутствие спроса на украинские евробонды даже по очень высоким ставкам, приостановление внешнего финансирования. Ставка купона по украинским евробондам за год поднялась с 7 % до 9,1 %.

МВФ понимает, что сейчас Украина втягивается в сложный предвыборный период, когда вряд ли можно ожидать реализации каких-то непопулярных реформ. При этом кредиторы могут выделить Украине незначительный транш (на условиях программы Stand by) для погашения текущих обязательств перед фондом, для избежание дефолта, ожидая продолжить переговоры с новой властью, которая и будет возвращать все долги.


Розничная торговля в Украине замедлила рост

Товарооборот розничной торговли Украины в январе–августе 2018 года в сопоставимых ценах увеличился на 5,4 % по сравнению с январем–августом 2017 года. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики, опубликованные в четверг, 21 сентября.

Отмечается, что в августе–2018 по сравнению с июлем–2018 оборот розничной торговли возрос на 5,7 %, с августом–2017 – на 7,5 %. Наибольший рост оборота розничной торговли за восемь месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года наблюдался в Луганской (на 27,9 %), Донецкой (на 13,3 %), Полтавской (на 10,8 %), Закарпатской (на 10,2 %) и Киевской (на 10 %) областях.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За 4 года правления действующей власти объём розничной торговли (включая ФОП) в Украине упал в 3,4 раза:
2013 год – $ 104,9 млрд;
2014 год – $ 75,9 млрд;
2015 год – $ 46,6 млрд;
2016 год – $ 46 млрд;
2017 год – $ 30 млрд.

Сеть объектов розничной торговли также существенно сократилась, как и сам товарооборот. В 2013 году в Украине насчитывалось 59,8 тыс. объектов розничной торговли. В 2014–2015 годах сеть объектов розничной торговли сократилась до 49,6 тыс. В 2016 году – до 49,3 тыс., а в 2017 году – до 39,3 тыс. объектов. То есть, за период 2014–2017 гг. она сократилась на 20,5 тыс., или на 34,3 %.

Поскольку статистика констатирует увеличения товарооборота розничной торговли за 8 месяцев, проанализируем динамику в этом временном промежутке.
8 мес. 2013 год – $ 70,0 млрд;
8 мес. 2014 год – $ 47,9 млрд;
8 мес. 2015 год – $ 29,6 млрд;
8 мес. 2016 год – $ 28,6 млрд;
8 мес. 2017 год – $ 19,1 млрд.
8 мес. 2018 год – $ 21,7 млрд.

Как видим, за последние 4 года и 8 месяцев товарооборот розничной торговли в Украине упал в 3,2 раза – с $70 млрд в январе–августе 2013 года до $ 21,7 млрд в январе–августе 2018 года. А тот небольшой «рост» (вернее, небольшая коррекция после свободного падения на самое дно) в 2018 году, о котором рапортует статистика, является всего лишь относительным, но никак не абсолютным.

«Публичный аудит» уже неоднократно обращал внимание на тот факт, что правительство Украины всегда пользуется краткосрочными показателями, поскольку иного варианта, как показать хоть какие-то позитивные сдвиги, у него просто нет.
КМУ намеренно упускает из виду статистику 2013–2016 гг., а делает акцент только на сравнении 2017 и 2018 гг., чтобы таким образом продемонстрировать свои мнимые успехи. Подобные действия являются банальной статистической манипуляцией.

Однако, подчеркиваем, оценивать результаты деятельности команды, находящейся у власти, необходимо за весь период работы, сравнивая, с какими финансовыми и экономическими показателями она приняла страну, и чего смогла добиться за время правления. Тогда картина будет объективной, а избиратели смогут четко увидеть эффективность работы той или иной политической силы.