Дайджест 17-23/12/2018

Субсидиантов поделят на «черных» и «белых» – СМИ

Получателей субсидий в Украине планируют разделить на две категории – «черных» и «белых», пишет «Сегодня» в понедельник, 17 декабря. Отмечается, что Министерство социальной политики планирует запустить новый процесс проверки получателей субсидий уже с 2019 года.

Людей из «белого списка» органы контроля не будут проверять совсем или будут делать это изредка. А траты тех, кто попадет в «черный список», будут контролировать более тщательно.

«Каждого получателя субсидии или иной социальной помощи нужно будет приравнять к определенному профилю и понять, насколько он теоретически может мошенничать или получать помощь незаконно или неформальным способом. На сегодняшний день такие профили только начинают разрабатываться», – пояснил гендиректор директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики Виталий Музыченко.

На данный момент на субсидии может претендовать каждый, чьи траты на коммуналку выше, чем 15 % от официального дохода. Но помощь не получат те, чья квартира больше 120 квадратных метров, а дом – больше 200 «квадратов». Также не имеют права на субсидию те, кто купил автомобиль, которому меньше пяти лет, или какую-то вещь дороже 50 тыс. гривен.

Поэтому с новыми проверками для обычных пенсионеров ничего не изменится, уверяют в Минсоцполитики. Углубленные проверки ждут лишь тех, кто попадет в группу риска.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По официальным данным Государственной службы статистики Украины:
 за 10 месяцев 2017 года за субсидиями обратилось 7,68 млн семей, из которых в октябре 2017 года её получило 6,04 млн, или 79 % от всех обратившихся;
 за 10 месяцев 2018 года за субсидиями обратилось 6,11 млн семей, из которых в октябре 2018 года её получило 1,49 млн, или 24 % от всех обратившихся.

Власть заявляет, что обеспечит всех нуждающихся, а на деле за последний год численность сократилась в 4 раза – с 6,04 млн семей в октябре 2017 года до 1,49 млн в октябре текущего.

Гройсман заявляет об упрощении процедуры получения субсидии, но реально из-за всевозможных искусственных барьеров (долги свыше 340 грн, прописанные родственники и дети, виртуальные доходы для безработных, авто младше 5 лет и т. д.) за последний год её потеряли 4,55 млн семей, или 11,74 млн украинцев.

Исходя из 15 % дохода семьи, в субсидии нуждаются все, чей месячный заработок ниже 20 000 грн (15 % от 20 000 грн = 3 000 грн). Согласно данным Госстата, средний доход домохозяйства (состоит в среднем из 2,58 человек) в Украине равен 9247 грн, что в 2 раза ниже, чем нужно для самостоятельной оплаты жилищно-коммунальных счетов.
При справедливом предоставлении социальной помощи населению из-за скачка уровня ЖК-тарифов, субсидию имеют право получать практически все 100 % домохозяйств в Украине, поскольку у всех низкие доходы, а это нарушает пропорцию 15 %.

Проверки, которые проводит Минсоцполитики, – это нормально, ведь социальная служба должна проверять достоверность представленных данных, чтобы выявить мошенников, но по результатам таких проверок субсидии отменены только для 68 тыс. семей, тогда как общее количество семей, потерявших субсидию, достигло 4,55 млн семей.  То есть, из этих 4,55 млн мошенниками оказались лишь 68 тыс. семей (1,5 %) – остальные 98,5 % потеряли субсидию вовсе не из-за жульнических действий, а «благодаря» многочисленным искусственным барьерам правительства.
Минсоцполитики уверяет, что формирование «чёрных» и «белых» списков не повлияет на пенсионеров, а проверки и отмена субсидий их не коснутся.

Но тут следует обратить внимание, что большинство пенсионеров живет сегодняшним днем, не имея сбережений, которые, если и были, то опустели за 4,5 года антисоциальной политики действующей власти. Если человек заболеет или попадет в какую-то неприятную ситуацию, а у него уже есть долг за коммуналку, то ещё месяц – и он уже окажется без субсидии. Далее доход не позволяет оплатить счет без субсидии, поэтому он увеличивается в геометрической прогрессии; затем должнику отключают свет, газ и другие услуги, бросая его на голодную смерть.

В вопросах социальной защиты населения не может быть чёрно-белых списков и шаблонных решений, ведь без помощи остаются те, кто нуждается в защите, – в каждом случае нужен индивидуальный подход, внимание и желание помочь.


Украине дали денег на Фонд энергоэффективности

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Еврокомиссия подписали соглашение о предоставлении Украине 54 млн евро на поддержку программ Фонда энергоэффективности. Соглашение заключили вице-премьер Геннадий Зубко и еврокомиссар Йоханнес Хан.

«Поддержка ЕС направлена на реализацию программ в рамках Фонда энергоэффективности. Это предоставление безвозвратных грантов ОСМД для осуществления мероприятий по энергоэффективности, техническая поддержка ОСМД в подготовке заявлений в Фонд. Также мы договорились о помощи наших немецких партнеров в подготовке энергоаудиторов, которые будут работать во всех регионах Украины», – сообщил Зубко.

Деньги будут направлены в мультидонорский фонд, управление которым осуществляет Международная финансовая корпорация (IFC). Это уже второй транш ЕС в поддержку Фонда энергоэффективности. Первые 50 млн евро Украина получила в июне.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В Украине 5-й год идет «реформа ЖКХ», которая началась и закончилась исключительно повышением тарифов. В 2014 году нам обещали обновить изношенную ЖК-инфраструктуру, обеспечить 100 % учет, привести в порядок сети и дома, сделать жилищно-коммунальную систему энергоэффективной. Несмотря на увеличение тарифов на тепло и горячую воду в 3,5 раза, потери в сетях не уменьшились, а наоборот, возросли:
– в Киевской области – с 12 % до 19,5 %;
– в Николаевской области – с 13,9 % до 18,3 %;
– в Ивано-Франковской области – с 11,9 % до 16,9 %;
– в Хмельницкой области – с 13,4 % до 16,6 %;
– в Донецкой области – с 14,8 % до 17,7 %;
– в Запорожской области – с 14 % до 19,4 %;
– в Черкасской области – с 14,5 % до 19,6 %;
– в Киеве – с 19,7 % до 20 %;
– во Львовской области – с 14,8 % до 22,4 %;
– в Сумской области – с 21,2 % до 25,6 %;
– в Винницкой области – с 21,6 % до 24,1 %;
– в Херсонской области – с 20,4 % до 39,9 %.

На энергоэффективные мероприятия в 2016 году из бюджета было выделено 900 млн грн. В 2017-м, который правительство определило «годом энергоэффективности», было выделено 700 млн грн, т. е., на 200 млн грн меньше. В 2018 году бюджетные ассигнования на энергоэффективность составили всего 400 млн грн, ещё 100 млн евро получено от ЕС, но пока они не освоены, так как процедура получения данных средств базируется на конкурсной основе и системе грантов – она находится под контролем ЕС.

Если не видеть картины в целом, а слушать лишь громкие цифры об успехах в энергоэффективности, которые озвучивает власть, то у рядового украинца может сложиться впечатление, что КМУ совершил колоссальный прорыв в данной сфере – все вокруг модернизируется, утепляется, а Украина вот-вот станем такой же энергоэффективной, как и Европа.

По расчетам вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко, для модернизации всего жилого фонда нашей страны нужно около 30 млрд евро (900 млрд грн.) C 2014 года благодаря правительственной поддержке Украина приблизилась к полной энергоэффективности на 0,25 %. С такими темпами (+0,063 % в год) и программами государство достигнет полной энергоэффективности через 1587 лет, к 3605 году.


Обнародован новый меморандум Украины с МВФ

Международный валютный фонд обнародовал текст Меморандума об экономической и финансовой политике в рамках новой программы stand by для Украины. Детали соглашения обнародовало министерство финансов в четверг, 20 декабря.

Меморандум содержит изложение политики и стратегии, которых планирует придерживаться Украина в течение в 2018–2020 годах, а также конкретные шаги, необходимые для успешного прохождения просмотров и получения следующих траншей. Документ содержит направления работы Украины в сферах денежно-кредитной и валютно-курсовой политики, бюджетной политики, а также политики в энергетическом и финансовом секторах, управлении, управлении государственными предприятиями и бизнес-климатом, а также 8 структурных маяков.

Ключевые пункты меморандума: монетарная политика; независимый НБУ продолжит придерживаться политики гибкого валютного курса; инфляция составит 7 % с декабря 2018 по декабрь 2019 года, а в 2020 году – 5 % +/- 1 %.
Украина будет придерживаться подхода фискальной устойчивости в среднесрочной перспективе, в частности: дефицит – 2,5 % в 2018 году, 2,25 % в 2019 году.

Во время программы не будет налоговой амнистии, но это ограничение не отрицает возможности проведения в будущем кампании по нулевому декларированию активов физических лиц, при условии предварительного согласования его условий и обоснования целей с экспертами МВФ. Приостановлено также введение второго уровня пенсионной системы.

Согласно обязательствам, которые Украина взяла на себя в рамках Меморандума, до мая 2019 года в Высший антикоррупционный суд должны быть назначены не менее 35 судей, а уже до конца июля 2019 года должен быть проведен независимый аудит Национального антикоррупционного бюро. Согласно Меморандуму, до конца марта 2019 года Украина должна внести поправки в законодательство в сфере противодействия отмыванию средств и борьбы с финансированием терроризма.

Как сообщалось, 18 декабря Совет директоров МВФ утвердил новую программу финансирования для Украины на $ 3,9 млрд. Первый транш в $ 1,4 млрд должен быть предоставлен «немедленно».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Новая краткосрочная программа Stand-by (ставка – 3,5 %, 14 месяцев) заменит соглашение в рамках расширенного финансирования EFF (долгосрочный кредит на 10 лет по ставке 3 %), утвержденной в марте 2015 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи.

МВФ объявил о новом соглашении с Украиной 19 октября – после того, как правительство выполнило требование о повышении цен на газ для населения на 23,5 %, а также после пересмотра тарифов на отопление в соответствии с повышением цены на газ.

Теперь же в подписанном меморандуме Фонд поставил ряд новых условий, чтобы минимизировать краткосрочные дефолтные риски. Однако выполнение новых требований не соответствует долгосрочным национальным интересам страны. Новые требования направлены не на развитие экономики, а на соблюдение бюджетного и монетарного баланса путем сокращения социальных расходов и максимальной распродажи ликвидных активов.

Согласно опубликованному меморандуму Украина взяла на себя обязательства:
– повысить тарифы на теплоснабжение, начиная с 1 января 2019 года, с учетом высокой оптовой цены на газ для остальных тепловых компаний до конца декабря 2018 года;
– ограничить рост заработных плат государственным служащим в 2019 году в рамках консолидации бюджетных расходов (не более 9,4 %);
– частично продать государственные доли в «Ощадбанке» и «Украгазбанке» подконтрольным Всемирному банку и МВФ организациям – Европейскому банку реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации;
– реализовать приватизацию ряда прибыльных государственных компаний в течение 2019 года («Центрэнерго», угольной компании «Краснолиманская», «Индар», «Президент-Отель-Киев»), вследствие чего данные активы будут проданы по заниженным ценам;
– отказаться от введения любых налоговых льгот и снижения ставки налога на прибыль предприятий, вследствие чего отечественные предприятия не смогут получить фискальные стимулы в условиях нерентабельного и дорогого заёмного финансирования;
– приостановить введение второго накопительного уровня пенсионной системы, фиксируя таким образом дефицит пенсионного фонда (166,5 млрд грн), который и дальше будет продолжать расти;
– принять законопроект про свободный рынок земель сельскохозяйственного назначения, который разрабатывали с экспертами Всемирного банка.

Основная цель выполнения данных требований – помочь Украине сгенерировать дополнительные доходы, которые пойдут на возврат фонду ранее взятых кредитов и процентов по ним.

Решения по выделению траншей в рамках новой программы будут приниматься отдельно, по выполнению условий текущего меморандума. Кроме того, МВФ требует от властей выполнения нереальных макроэкономических показателей (инфляция – 7 %, бюджетный дефицит – 2,3 %). В целом это дает ему право остановить в любой момент выделение новых траншей, вследствие чего страна будет вынуждена объявлять дефолт.

Новая программа предусматривает выделение 2,8 млрд SDR (эквивалент $ 3,9 млрд), которые будут направлены в резервы Нацбанка для обеспечения стабильности национальной валюты в условиях дефицита платежного баланса.
Ожидаемый транш в размере $ 1,4 млрд позволит осуществить выплаты по внешним долгам до мая 2019, не сокращая золотовалютные резервы.

По итогам сентября ЗВР составляли – $ 16,63 млрд, что на $ 2,2 млрд меньше, чем на начало года. Уменьшение ЗВР в условиях высокого дефицита торгового баланса (прогноз на конец года – $ 12 млрд) приведет к усилению девальвационных процессов в стране.

Проблема заключается в том, что программа является краткосрочной (14 месяцев), а план предстоящих внешних выплат на ближайшие 5 лет – слишком интенсивный ($ 23 млрд). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заемных средствах, чтобы не допустить технический дефолт.

Ранее Минфин был вынужден размещать на финансовых рынках украинские евробонды по очень высоким ставкам (10 %). Реструктуризация внешней задолженности за счет евробондов с высокой ставкой купона свидетельствует о неэффективном управлении госдолгом, существенно увеличивая обслуживание внешнего госдолга и перенося пиковые нагрузки на будущие периоды.

Если Украина не сможет погасить или реструктуризировать свои внешние обязательства, то её ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации (отток иностранного капитала, девальвация национальной валюты, закрытие внешних заёмных рынков).


В Украине стало больше получателей субсидий

Субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в ноябре 2018 года получали 3349,1 тыс. домохозяйств, в то же время в октябре – 1497,1 тыс. домохозяйств. Об этом в четверг, 20 декабря, сообщает Государственная служба статистики.

По данным ведомства, средний размер назначенной субсидии на одно домохозяйство в ноябре 2018 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 1,7 % и составил 531,2 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, за 11 месяцев этого года за субсидиями для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг обратилось 6976,7 тыс. домохозяйств. Это на 12,6 % меньше, чем в январе–ноябре 2017 года.
За это время назначены субсидии 5877,4 тыс. домохозяйств. По сравнению с соответствующим периодом 2017 года количество таких домохозяйств уменьшилось на 30,9 %.

Читая новость, может сложиться впечатление, что власть стала больше помогать людям, в результате чего число получателей социальной помощи возросло в 2 раза, но это совсем не так. По официальным данным Государственной службы статистики Украины:
 за 11 месяцев 2017 года за субсидиями обратилось 7,98 млн семей, из которых в ноябре 2017 года её получило 6,63 млн семей, или 83 % от всех обратившихся;
 за 11 месяцев 2018 года за субсидиями обратилось 6,97 млн семей, из которых в ноябре 2018 года её получило 3,34 млн семей, или 48 % от всех обратившихся.

Несмотря на повышение тарифов, власть сократила количество получателей субсидий в 2018 году в 2 раза – с 6,63 млн до 3,34 млн семей.

Относительно двукратного роста числа получателей в ноябре 2018 года по сравнению с октябрем 2018 года, то следует обратить внимание на следующее. Субсидия рассчитывается на неотапливаемый сезон – с 1 мая по 30 сентября; на отопительный сезон – с 1 октября по 30 апреля, а для домохозяйств, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, – с 16 октября по 15 апреля включительно.

Поскольку «зимняя субсидия» начинает выплачиваться с 1 или 16 октября, то все оформившие её в этом году семьи должны были получить её в октябре 2018 года, но по каким-то техническим причинам (изменение тарифов, нормативной базы, перерасчет, проверки), о которых Кабмин умалчивает, вовремя (в октябре) их получило меньше половины. Из 3,34 млн семей, получивших «зимнюю субсидию» в ноябре, 1,85 млн (55,4 %) не получили её в октябре 2018 года, хотя действовать «зимняя субсидия» начинает именно с октября.

Новость указывает на то, что получателей субсидий стало в 2 раза больше, но на самом деле – как раз в 2 раза меньше; еще и половина из них получала субсидию с задержкой в 1 месяц.

Исходя из 15 % дохода семьи, в субсидии нуждаются все, чей месячный доход ниже 20 000 грн (15 % от 20 000 грн = 3000 грн). При справедливом предоставлении социальной помощи населению в связи со скачком ЖК-тарифов субсидию имеют право получать практически все 100 % домохозяйств в Украине, поскольку у всех – низкие доходы, нарушающие пропорцию «15 % на ЖК-услуги».


Украина тайно продлила контракт с РФ о закупке ядерного топлива – СМИ

Украина тайно заключила соглашение с российской компанией ТВЭЛ о продлении контракта на поставку ядерного топлива на большинство энергоблоков украинских АЭС до 2025 года. Об этом в четверг, 20 декабря, сообщает «Зеркало недели».

По данным издания, соответствующее соглашение якобы было заключено между странами после принятия решения о прекращении действия рамочного Договора о дружбе Украины с РФ. Указано, что председатель НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский свое письмо от 17 августа премьер-министру Владимиру Гройсману завершил констатацией того, что «заключение такого дополнительного соглашения к действующему контракту с российской компанией может вызвать негативный резонанс», и выразил мнение о необходимости рассмотрения данного вопроса на закрытом межведомственном заседании под председательством премьер-министра.

Как отмечает издание, подписанное «Энергоатомом» соглашение с российской стороной закрепляет за ТВЭЛ до 2025 года доминирующее положение на украинском рынке (восемь реакторов из 15-ти). «Таким образом, у российской ТВЭЛ – 60 % поставок топлива для атомных реакторов, в то время как у американской Westinghouse при наличии контрактных обязательств перед украинской стороной обеспечить АЭС топливом в случае прекращения поставок из РФ – 40 %», – отмечает автор статьи.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Атомная энергетика, по сути, является базовой генерацией для украинской энергосистемы – доля свыше 55 %, поскольку её себестоимость наиболее низкая. Однако есть и большой недостаток – хранение отработанных отходов. Вывоз на временное хранение и переработку отработанного топлива на территорию других государств стоит немалых денег, поэтому в Украине и хотят построить соответствующий комплекс для утилизации, но проект уже долгие годы находится на реализации.

По сути, как бы не крутили нынешние чиновники, они просто не могут публично признаться, что с нынешним украинским оборудованием для АЭС без РФ пока не обойтись, откуда и появляются подобные тайные новости. Оператор четырех действующих в Украине атомных электростанций – НАЭК «Энергоатом» – эксплуатирует 15 основных энергоблоков российского производства: 13 типа ВВЭР-1000 и два ВВЭР-440. Работают они на тепловыделяющих сборках (ТВС), упрощенно представляющих собой трубки («твэлы»), заполненные топливными таблетками (обычно диоксида урана). В Украине в промышленных масштабах на мощностях Восточного ГОКа производится урановый концентрат, который обогащается в России, из которого там же изготавливают «твэлы» и продают обратно в Украину готовую продукцию. Срок эксплуатации «твэла» – 3–4 года, после чего отработанное топливо снова отправляют в Россию для хранения (ежегодно на это тратится более $ 200 млн). Поставщиком продукции является российская компания «ТВЭЛ» (дочернее предприятие госконцерна «Росатом»). Долгое время именно эта компания считалась монополистом, но с 2005-го года часть поставок в Украину приходится на американскую «Westinghouse». На сегодня расклад поставок все ровно в польку россиян – приблизительно 60–70 %.

По информации СМИ, срок договора с российским «ТВЭЛ» был до 2020 года, и там зафиксирован объём поставок. Исходя из анализируемой новости, договор продлили ещё на 5 лет. И на это имеется две весомые причины:
– российская сторона принимает на переработку и хранение лишь отходы от переработки топлива, купленного у нее же;
– лицензия на облуживание советского (позже модифицированного Россией) оборудования украинских АЭС – также у российской компании.

Исходя из этого, на сегодня особого выбора по контракту фактически нет – его продление, скорее, правильное решение.
Конечно, идеальным вариантом было бы наладить свое производство и, надо сказать, шаги в этом направлении делались. Так, было создано совместное предприятие ЧАО «Завод по производству ядерного топлива», где 50 %+1 акция принадлежала украинскому госконцерну «Ядерное топливо» (в составе – все тот же Восточный ГОК), оставшаяся доля – российская компания «ТВЭЛ». Номинально строительство объекта в Кировоградской области началось в 2012 году; к 2020-му должно было быть налажено производство топливных порошков и таблеток. Однако в 2015 году договор фактически был заморожен, пока летом текущего года в ряде СМИ не опубликовали письмо министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика на имя руководства «Росатома» о заинтересованности закончить проект, хотя позже в министерстве подлинность письма не подтвердили.

Таким образом, совместное производство не налажено, поэтому «Энергоатому» необходимо предпринимать меры для обеспечения бесперебойности работы АЭС (такое решение верно и с точки зрения безопасности страны).


План по приватизации выполнен на 2 %. «Дыру» в госбюджете покроют займом

Кабинет Министров решил увеличить в 2018 году объём финансирования государственного бюджета за счет привлечения заимствований из-за невыполнения плана поступлений от приватизации. Об этом говорится в распоряжении КМУ.

Так, увеличиваются источники доходов по коду классификации финансирования бюджета «Заимствования» на сумму 18,445 млрд грн в связи с уменьшением объёма источников финансирования государственного бюджета по коду классификации «Поступления от приватизации государственного имущества».

При этом выполняется соблюдение предельного объёма годового дефицита государственного бюджета. Таким образом, вместо 18,8 млрд грн от приватизации госбюджет будет профинансирован на 355 млн грн. Министерству финансов поручено обеспечить согласование указанного решения с Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета, а также внести соответствующие изменения в роспись государственного бюджета.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В бюджете на 2018 год поступления от продажи украинских активов были предусмотрены на уровне 21,3 млрд грн. В основном это те объекты, которые так и не были проданы в прошлом и позапрошлом году. По факту, за 10 месяцев 2018 года на счета казначейства от приватизации госимущества поступило всего – 135 млн грн (0,6 % от плана).

Представители власти изначально понимали, что большой приватизации не будет. Ежегодный высокий плановый показатель поступлений (нереальный для выполнения) необходим власти для утверждения бюджетного дефицита на низком уровне – 2,2 % (это является требованием многих кредитных программ). Высокое значение бюджетного дефицита свидетельствует о несбалансированности главного финансового документа страны.

Невыполнение плана по приватизации привело к тому, что правительство смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита, граничный уровень которого установлен на уровне 86,6 млрд грн лишь на 6,1 млрд грн (7 %), что свидетельствует об острой нехватке денежных средств для финансирования всех бюджетных расходов. Между тем, по данным Минфина, за январь–ноябрь 2018 года госбюджет Украины сведен с дефицитом в сумме всего 183,6 млн грн, а это в условиях невыполнения плановых показателей по доходам и финансированию бюджетного дефицита связано с существенным сокращением бюджетных расходов.

Поэтому правительству срочно необходимо искать дополнительные компенсаторы, чтобы покрыть реальный бюджетный дефицит. Размещение облигаций внутреннего государственного займа остаётся единственным инструментом, благодаря которому сегодня происходит финансирование запланированных бюджетных расходов.

После очередного повышения учетной ставки до 18 %, доходность по государственным бумагам, которая освобождена от налогообложения, увеличилась до 20 % в гривне и до 8 % в долларе. Поскольку реальная учетная ставка (дисконтированная на базовую инфляцию) составляет 9 %, что является одним из самых высоких значений на сегодня в мире, инвесторы проявляют интерес к данным ценным бумагам.

Следует отметить, что, согласно бюджету на 2018 год, финансирование текущего дефицита за счет размещения ОВГЗ предусмотрено на уровне 108 млрд грн. По данным НБУ, с января по ноябрь 2018-го в госбюджет было привлечено 145,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 102,5 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 17,12 %; долларовым – 5,9 %. Финансирование бюджета за счет коротких заёмных средств повлечет усиление долговой нагрузки в будущем, вследствие чего можно ожидать запуска «печатного станка», особенно если уменьшится спрос со стороны инвесторов.

Между тем, план по приватизации на 2019 утвержден снова на высоком уровне – 17,1 млрд грн. Несмотря на политические заявления министра финансов о его выполнении, фактически он также будет провален. В связи с негативной макроэкономической и политической ситуацией в стране, низкими суверенными кредитными рейтингами и неблагоприятной конъюнктурой на международных финансовых рынках (отток капитала с развивающихся стран, который связан с монетарной политикой ФРС и торговыми войнами), внешние инвесторы не заинтересованы в украинских активах, а внутренний инвестор лишен оборотных средств для покупок по установленным ценам.


Меморандум с МВФ: цены на газ для населения и промышленности будут одинаковыми

Меморандум об экономической и финансовой политике в рамках новой программы на 2018–2020 годы с Международным валютным фондом предусматривает выравнивание цен на природный газ для населения и промышленных потребителей, а также завершение процедуры анбандлинга (разделения) Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» с 2020 года. Об этом говорится в тексте меморандума, передают «Українськi новини».

«Начиная с 1 января 2020 года НАК “Нафтогаз” будет продавать газ для бытовых потребителей и компаний-производителей тепловой энергии по рыночным ценам, а поставки по специальным обязательствам (PSO) будут отменены до 1 мая 2020 года», – говорится в меморандуме. В документе подчеркивается, что с 1 мая 2019 года коэффициент дисконта к цене для бытовых потребителей будет увеличен с 0,69 до 0,8.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Не успел Премьер пообещать, что тарифы для населения больше повышаться не будут, как его слова уже опровергнуты опубликованным и им же подписанным меморандумом с МВФ от 05.12.2018 года. В контексте тарифов Фонд не требует от правительства Украины ничего нового – лишь выполнить то, что было обусловлено ранее, а именно: стоимость газа для населения Украины должна и дальше привязываться к импортной цене и регулярно актуализироваться в зависимости от изменения биржевых цен, а также курса валют.

В новом меморандуме с МВФ (2018 года) относительно тарифов для населения указано следующее:
«Мы повысили оптовые цены на газ, поставляемый домохозяйствам и компаниям-производителям тепловой энергии, до 6236 грн за тыс. кубов (без НДС и транспортировки), а с 1 мая 2019 года повысим до 80 % от базовой рыночной цены, как определено постановлением Кабинета Министров Украины № 867 от 19.10 .2018 (как это также указано в пункте 25 Технического меморандума о взаимопонимании).

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, окончательно утвердила и опубликовала в официальном издании данные о повышении тарифов на отопление, начиная с 1 января 2019 года, с целью полного учета увеличенной оптовой цены на газ. Необходимые решения (вместе с увеличением оптовой цены на газ для остальных тепловых компаний, которые покрывают не менее 95 % объёма рынка централизованного теплоснабжения), как ожидается, будут приняты до конца декабря 2018 (структурный маяк).

Начиная с 1 января 2020, НАК «Нафтогаз Украины» будет продавать газ для бытовых потребителей и компаний-производителей тепловой энергии по рыночным ценам, а поставки по специальным обязательствам (PSO) отменят до 1 мая 2020 года.

Мы отменили схему, которая позволяла осуществлять оплату счетов за отопление в течение 12 месяцев (“в рассрочку”) домохозяйствам, которые не получают субсидии (постановление правительства № 630 и № 357)».

Как и предупреждал «Публичный аудит», после повышения стоимости голубого топлива для населения с 01.11.2018 года до 8550 грн, следующее повышение ожидаем с 01.05.2019 года ориентировочно до 9851 грн.
Ещё одно запланировано с 01.01.2020 (примерно до 12 300 грн), но все зависит от биржевой цены и курса доллара к гривне.

С 01.01.2020 правительство обещало МВФ полностью выровнять стоимость газа для населения с показателем импорта и тарифами для промышленных потребителей, а с 01.05.2020 – отменить государственное регулирование цены на газ для населения.

Таким образом, из текста меморандума четко видно, что правительство и дальше намерено повышать тарифы для населения, а все обещания снизить их за счет газа собственной добычи являются пустыми.


В Украине упало промышленное производство

Объемы промышленного производства в Украине в ноябре этого года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года сократились на 0,9%. Соответствующие данные обнародовала Государственной службы статистики Украины в пятницу, 21 декабря. Так, в ноябре 2018 года промпроизводство сократилось на 2,1% (не скорректированных на эффект календарных дней) и на 0,5% (скорректированных) по сравнению с октябрем 2018 года.

По данным статистического ведомства, за январь-ноябрь 2018 года к аналогичному периоду прошлого рост промпроизводства составил 1,6%, в том числе в добывающей промышленности и разработке карьеров – 2,2%, в перерабатывающей промышленности – 1,2%, в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – 2%.

Ранее Госстат сообщал о росте промпроизводства в октябре на 1,4%. По итогам сентября объемы промышленного производства сократились на 1,3%, по итогам августа – на 0,5%. До этого с начала года промпроизводство росло.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, индекс промпроизводства по итогам сентября 2018 года упал на 0,9% (к аналогичному периоду 2017 года). Следует отметить, что кумулятивное снижение индекса промышленного производства составило с начала года 10,5%, что коррелируется с падением производства основных отраслей экономики: добывающая промышленность –4,5%; перерабатывающая промышленность – 8,7%, машиностроение – 19,5%. Сокращение промышленного производства было вызвано ухудшением конъюнктуры на внешних рынках, ремонтными работами на нескольких промпредприятиях, а также осложнением грузовых перевозок.

В целом промпроизводство в Украине в количественном измерении упало с конца 2013 г. на 26,6%, что соответствует общей динамике падения реального ВВП за соответствующий период. В последние годы во многих базовых отраслях промышленности наблюдается падение, вследствие чего страдает в первую очередь украинская экономика. За последние 4 года в горнодобывающей промышленности падение составило 20%, в металлургии – 28,9%, в машиностроении – 40%.
По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь-октябрь 2018 года составил $ 75,2 млрд (27,8% продукции экспортировано), что в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года ($ 114,1 млрд).

В связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, за период с января по ноябрь 2018 г. отмечается рост цен на 14,7% (металлургия +8,4%, машиностроение +13%, энергетика +24,7%). Рост данного индекса свидетельствует о падении конкурентоспособности отечественных товаров, а также может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции; таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

Основные проблемы развития промышленной экономики: отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); высокая налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; высокая степень износа основных фондов в производстве. Данные факторы отталкивают как внутренних, так и внешних инвесторов вкладывать в промышленность, превращая страну в поставщика дешевого сырья.

При этом сегодняшняя власть, вместо оптимизации существующих экономических процессов, пытается выжать максимальный результат с нынешней экономической модели, чтобы удовлетворить свои раздутые потребности и сохранить власть.


«Нафтогаз» предупредил о нехватке денег на газ

Во время отопительного сезона могут возникнуть трудности с закупкой газа, так как «Нафтогаз» начнет 2019 год с минимальным остатком денежных средств на счетах. Об этом заявил в Facebook глава компании Андрей Коболев.
«В 2018 году группа Нафтогаз имеет отрицательный чистый денежный поток. Мы войдем в 2019 год с минимальными остатками денежных средств, что затрудняет закупки газа в пик отопительного периода», – сообщил Коболев.
Глава Нафтогаза считает, что такое положение дел вызвано тем, что газ продается по льготным ценам, а правительство не компенсирует потери газовой монополии, не выполняя тем самым свои обязательства.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Нафтогаз» продолжает серию публикаций на тему: «какой дорогой газ и как дешевого мы его продаем населению».
«Укргаздобыча» тратит 2926 грн на добычу 1 тыс. м3 украинского газа (с налогами) или 1033 грн за 1 тыс. м3 без налогов. Далее продает этот газ «Нафтогазу» по цене 6027 грн, последний добавляет свои 2% наценки. Далее добавляется стоимость транспортировки и распределения (это около 1000 грн за 1 тыс. м³, у каждого предприятия свой тариф) и НДС, в итоге получаем тариф для населения – 8550 грн.

Затраты на добычу и транспортировку газа, без учета налогов, составляют немного более 2000 грн, а населению продают этот газ по 8550 грн. При этом НАК «Нафтогаз Украины», который фактически является посредником, жалуется на льготный тариф для населения и нехватку средств для закупки газа.

Согласно Уставу акционерного общества «Укргаздобыча», оно является 100% дочерним предприятием НАК «Нафтогаз Украины».

Согласно Уставу Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», она создана Указом Президента Украины от 25.02.1998 № 151 «О реформировании нефтегазового комплекса Украины». Основателем и единственным акционером НАК «Нафтогаз Украины» является государство. Функции по управлению корпоративными правами государства в уставном капитале НАК «Нафтогаз Украины» осуществляет Кабинет Министров Украины. То есть и «Укргаздобыча», и НАК «Нафтогаз Украины» на 100% принадлежат государству, а корпоративное управление этими компаниями осуществляет Кабмин.

Кабмин, в свою очередь, принимая те или иные решения, в том числе и по цене на газ для населения, реализует государственную политику, которую должны выполнять принадлежащие государству компании. В случае с «Укргаздобычей» и «Нафтогазом» речь идет не о работе в убыток и покрытии этих убытков, обе компании прибыльны, а о «виртуальной» упущенной выгоде, которая якобы не получена по вине Кабмина.

«Укргаздобыча» (а до этого «Нафтогаз») требуют от Кабмина компенсацию разницы в цене между установленным тарифом для населения и ценой, по которой они теоретически могли продать газ кому-то другому, например, промышленности.

Если бы НАК «Нафтогаз» и входящая в его состав «Укргаздобыча» были частными компаниями, а добываемый газ их частной собственностью – тогда можно было бы говорить об упущенной выгоде, но эти компании и добываемый ими газ являются собственностью украинского народа, что подразумевает ведение деятельности в интересах этого народа.
В интересы народа Украины не входит выкачка газа из недр страны для дальнейшей его продажи народу втридорога. Такой вариант мог бы быть рассмотрен только в сочетании с распределением дивидендов от продажи добытого газа и других ресурсов, между гражданами Украины.

Но поскольку население Украины «находится за бортом» и не участвует в распределении доходов от продажи газа, нефти, угля и прочих ресурсов, высокая цена не входит в орбиту его интересов.

В том бедственном материальном положении, в котором сейчас находятся 90% населения Украины, людям интересно получать свой собственный украинский газ, добываемый их собственными компаниями, с минимальной наценкой, а не с прибылью в 300%, которая расходится по карманам чиновников и руководителей НАК, но не доходит до собственника (народа). Поэтому говорить о упущенной выгоде здесь не уместно, ведь эта упущенная выгода противоречит интересам собственника (народа), а значит не может считаться таковой.

Общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
Год——– потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,80————- 20,80

При сбалансированной налоговой и социальной политике в Украине, проводимой в интересах народа, а не группы дорвавшихся до власти казнокрадов и их бизнес-партнеров, цена газа для населения и ТКЕ с 2015 года, по сей день могла бы быть в пределах 3000 грн.

В таком случае, не «Нафтогаз» и «Укргаздобыча» должны сейчас требовать компенсацию у Кабмина, а наоборот: население должно требовать у этих компаний и Кабмина возврата переплат за свой украинский газ в сумме более 200 млрд грн.