Дайджест 18-24/12/2017

Moody’s: К концу 2018 г. половина кредитов в Украине останутся проблемными

Доля проблемных кредитов в украинских банках снизится приблизительно на 40–50% к концу следующего года. Об этом говорится в отчете международного Moody’s. Рейтинговое агентство отмечает, что экономика Украины возобновила рост, но останется хрупкой в условиях продолжающейся политической и военной напряженности.

Moody’s ожидает, что доля проблемных кредитов сократится до 45–50% от валовых кредитов банков к концу 2018 года. «Проблемные кредиты в настоящее время достаточно обеспечены резервами на покрытие потерь по займам», –отмечают в Moody’s.

Как понимать?

Уровень токсичности необслуженных кредитов в 2017 году остается очень большим. Так, по данным НБУ, на 01.10.2017 он составляет 956 млрд грн (экв. долл. – $ 36,7 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом, по данным регулятора, в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов достигает 588,215 млрд грн, или 56 %.

Доля неработающих кредитов в госбанках (также показатели Нацбанка) составляет 71,4 % (значительная часть – «Приватбанк», в банках с иностранным капиталом – 46 %, с частным капиталом – 25,1 %, при этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 октября составляет 50,6 %, в иностранной валюте – 63%). Существенная часть – 27 млрд грн – это необслуженные кредиты в АТО и Крыму.

Необслуженные кредиты на 255 млрд грн – это кредиты, выданные 40 группам компаний. Их задолженность составляет 97 % от всех этих кредитов. Следует отметить, что кризис 2014–2017 гг. привел к наибольшему сокращению уставного капитала именно в банках с украинским частным капиталом на фоне госбанков и финучреждений с иностранным капиталом. Таким образом, данные банки потеряли около 61 млрд грн уставного капитала, являющегося одним из основных показателей надлежащего уровня защищенности финучреждения от непредсказуемых рисков и сопровождающих их убытков.

Общим знаменателем для вышеописанных банков является то, что их позиции на рынке напрямую зависят от влиятельности владельцев. А точнее, от способности выбить у государства какие-либо льготы или очередное повышение тарифов принадлежащих им естественных монополий, за которые в итоге платит не только госбюджет, но и все остальные участники рынка, а также рядовые граждане.

Кроме того, повышение учётной ставки НБУ до 14,5 % привело к увеличению доходности по ОВГЗ как основного инструмента для получения доходов вместо кредитования бизнеса. Кроме того, такими действиями НБУ пытается мобилизировать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, что позволит незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заёмных ресурсов.

По данным НБУ, объём средств, привлечённых за счёт размещения ОВГЗ в госбюджет за январь-октябрь 2017, составил 27,6 млрд грн ($1,382 млрд) – 85% бюджетного дефицита на 2017 год. Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе свидетельствует о высоких рисках новой волны банковского кризиса.


В НБУ прогнозируют ускорение роста экономики до 3%

Рост экономики в следующем году может составить порядка 3%. Об этом в понедельник, 18 декабря, заявил заместитель главы Нацбанка Дмитрий Сологуб.
«Экономический рост был медленным, однако ускорится до 3% с 2018 года. Волатильность обменного курса была умеренной. Инфляция выше, чем ожидалось в начале года и превышает цель НБУ. Чтобы снизить инфляционные риски, в IV квартале НБУ дважды превышал учетную ставку в среднем на 2 п.п. до 14,5%», – сказал он.

По его словам, без поддержки международных институтов успешное рефинансирование 20 млрд долларов суверенного и гарантированного государством долга со сроком погашения в 2018–2020 годах маловероятно. «Украине стоит начать переговоры о запуске новой программы сотрудничества с МВФ еще до завершения нынешнего в начале 2019 года», – добавил он.

Как понимать?

Ранее международное рейтинговое агентство Moody’s прогнозировало, что рост валового внутреннего продукта Украины в следующем году будет на уровне 3,5%. Рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, что заложено при расчётах госбюджета на 2018 год. НБУ в конце 2016 года прогнозировал рост реального ВВП также на уровне 2,8 %, инфляцию – 9,1%. Однако по факту ни один макроэкономический показатель не соответствует прогнозу (реальный ВВП – 1,4–1,8 %; инфляция – 14–16 %).

В условиях промышленного падения производства (январь–сентябрь 2017 года падение –10,2%), последствий от блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, снижения мировых цен на сырьевые товары, уменьшения внутреннего рынка, сокращения кредитования экономики возникают дополнительные риски продолжения падения реального ВВП в 2018 году. Также отсутствуют фундаментальные признаки для сокращения в 2018 году инфляции до 7%.

Ранее НБУ прогнозировал по итогам 2017 года инфляцию на уровне 9,1%. Однако уже сегодня видно, что уровень годовой инфляции будет гораздо выше. Так, за январь–ноябрь 2017 года он уже достиг 12,5% (кумулятивная инфляция 2016 – 13,6 %). Рост учётной ставки НБУ (14,5%) только усугубит ситуацию на кредитном рынке. Так, ставки по банковским кредитам пропорционально вырастут, что негативно повлияет на деловую активность бизнеса.

Поэтому в условиях, когда отсутствуют фундаментальные макроэкономические факторы для роста экономики, заявления заместителя главы Нацбанка являются популистскими и маловероятными.


МВФ настаивает на корректировке цен на газ в Украине

Фонд заявил о необходимости приведения цены на газ в нашей стране к уровню импортного паритета. Правительство Украины должно откорректировать значение цены на природный газ на внутреннем рынке до уровня импортного паритета, что будет способствовать развитию свободного рынка газа и стимулировать потребителей к экономному потреблению энергоносителей.

Отвечая на запрос УНИАН, такое требование Международного валютного фонда озвучил постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман.
«Обязательства по программе, которая поддерживается МВФ, предусматривают приведение цен на газ в соответствие с уровнем импорта. Поэтому сейчас фокус именно на этом. В конце концов, окончательной целью является внедрение свободного газового рынка. На пути к нему важно продолжать корректировать цену на газ в соответствии с ценой импорта», – сказал он.

По его словам, рыночные цены на газ на внутреннем рынке будут стимулировать реализацию мер по энергосбережению и способствовать эффективному размещению ресурсов. «Они позволяют газовому сектору покрыть расходы и получить ресурс для инвестиций в газовую инфраструктуру.
Благодаря им на газовый рынок приходят новые компании, что побуждает к здоровой конкуренции. Важно, чтобы цены в дальнейшем определялись рынком, а практика скрытых и не связанных с доходами получателей субсидий – не возобновлялась. Стоит при этом отметить, что при действующей системе поддержки населения домохозяйства с наименьшими доходами защищены от повышения цен на газ субсидиями на коммунальные услуги», – отметил Люнгман.

Как понимать?

За последние 2 года количество нищих в стране увеличилось более чем на 4 млн семей (11 млн человек), причём, за последний год такой рост составил 3 млн семей (8,4 млн человек) – и это только официальная статистика. За III квартала 2015 года за субсидией обратилось 3,6 млн семей. За III квартала 2016 года – 4,7 млн семей. За аналогичный период 2017 года – 7,7 млн. В случае дальнейшего повышения тарифов на газ и ЖК-услуги Минсоцполитики прогнозирует, что получателями субсидий (то есть, нищими) окажутся около 90% населения Украины.

Это чревато крайне негативными последствиями для страны в целом и для каждого украинца отдельно. 50% нищих – это уже слишком много, а 90% – просто катастрофический показатель, следствием чего будет невиданный рост преступности, насилия и смертности.

Украина – это суверенное, независимое государство или филиал МВФ? У нас есть Конституция, Законы, Верховная Рада, Президент, Кабмин, Национальный регулятор (НКРЭКУ), местные органы власти – все для того, чтобы самостоятельно решать внутренние вопросы, в частности такие, как цена на газ для внутренних потребителей. Каким Законом или статьей Конституции предусмотрено согласование цены на газ для населения с МВФ? Таких нет. Тем более, что газ, который потребляет население, принадлежит Украине. Иными словами, мы добываем свой газ, на своей земле, а цену на него для населения, де-факто устанавливает МВФ. Причём, в вопросе ценообразования кредиторы руководствуются интересами не населения, а своими собственными.

Фонд в первую очередь интересует своевременный возврат предоставленных Украине кредитов, а жизнь, вернее выживание украинцев, для него не является приоритетом. Вернуть кредит проще, когда все стоит дорого, поскольку увеличивается база налогообложения и отчисления в бюджет, а то, что при этом 50% населения живут за чертой бедности, а остальные 50% шаг за шагом приближаются к этой черте, МВФ мало интересует. Для него «в Украине ощутимо выросли доходы».

Наши же «правители» вместо того, чтобы отстаивать интересы Украины и украинцев, находятся в полной зависимости и подчинении от представителей Фонда, при поддержке которых они заняли свои кресла и дорожат ими больше, чем жизнями украинцев. Приоритетом №1 для любой власти должно быть благополучие людей, повышение их материального, духовного и физического состояния; все законы и правила должны рассматриваться именно через данную призму.

Если в результате «работы власти» люди беднеют, слабеют физически и духовно – значит, эта власть деструктивная и ведёт к разрушению, а не к развитию; чем раньше народ это осознает, тем скорее прекратится процесс разрушения страны.


В Украине выросла безработица

В Госслужбе занятости на 1 декабря зарегистрировано 309 000 безработных. В Украине в ноябре текущего года официальный уровень безработицы повысился на 0,1% до показателя в 1,2%. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики.

Количество безработных, получивших государственную помощь в ноябре, составило 240100 человек, средний размер пособия на одного безработного – 2174 гривны.

Как понимать?

«Публичный аудит» неоднократно обращал внимание на тот факт, что оценивать уровень безработицы в стране по количеству официально зарегистрированных безработных, а также анализировать динамику роста или снижения безработицы по этому показателю, – поверхностно и необъективно.

В прошлом месяце указанный показатель снизился на 0,1 % – в текущем поднялся на 0,1%. Поэтому подобные показатели ровным счётом ни о чём не свидетельствуют. Причиной снижения количества официальных безработных могут быть как действия работников Государственной службы занятости, которые попросту не регистрируют, усложняют процесс регистрации, либо снимают с учёа уже зарегистрированных безработных, так и нежелание самих безработных обращаться в Службу занятости.

Объективную динамику может показать количество занятых рабочих мест в годовых интервалах (в Государственной службе статистики Украины это называется «среднесписочная численность штатных работников»):
2013 – 9 720 тыс. чел.
2014 – 8 959 тыс. чел.
2015 – 8 065 тыс. чел.
2016 – 7 868 тыс. чел.
2017 – 7 707 тыс. чел.
То есть, даже если не брать во внимание 2013 год, когда Украина была с Крымом и Донбассом, с 2014 по 2017 гг. среднесписочное количество штатных работников сократилось на 1 млн 252 тыс. человек, причём, негативная динамика наблюдается на протяжении всего периода.

В результате 4-х летних реформ население Украины нищает (+11 млн нищих), теряет работу (-1,2 млн потерявших работу) и уезжает (-7 млн. чел.).
При этом «слуги народа» из года в год повышают свои официальные и неофициальные доходы; а с помощью купленных СМИ ведут пропаганду о «росте экономики, доходов и уровня жизни».


Инвестпривлекательность Украины снизилась

Европейская бизнес-ассоциация фиксирует первое за последние годы падение индекса инвестиционной привлекательности Украины.
Так, по результатам II полугодия индекс инвестпривлекательности составил 3,03 балла по 5-балльной шкале, тогда как полугодием ранее он составлял 3,15 балла.

Ассоциация отмечает, что, несмотря на падение, индекс уже год находится в нейтральной плоскости. Всего в II полугодии 50% опрошенных были недовольны бизнес-климатом в Украине, в I полугодии таких было 54%. В то же время, процент довольных бизнес-климатом упал с 13% до 11%.

Как понимать?

По данным Госстата, нерезиденты за девять месяцев 2017 года вложили в Украину $ 1,22 млрд, при этом отток составил $ 0,31 млрд (чистый приток прямых инвестиций в 2013 году — $ 2 млрд). Фактически, с начала 2016 года Украина получила $ 2,4 млрд чистых прямых инвестиций. Однако данные поступления не соизмеримы с тем оттоком инвестиций, который происходил в период с 2014 по 2016 и составил $ 16,048 млрд.

По данным Госстата, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины (акционерный капитал нерезидентов) на 1 июля 2017 составил $ 38,981 млрд (25,6% Кипр, 15,7% Нидерланды, 11,6% РФ). Так, по состоянию на 01.01.2014 накопленный объём инвестиций составлял $ 53,704 млрд. По данным бизнес-ассоциаций, фиксируются определенные положительные сдвиги в проводимой правительством политике (открытие государственных данных, развитие электронных сервисов, в том числе электронной системы возмещения НДС, ослабление валютного контроля). Однако к ощутимым результатам это не приводит. Представители бизнеса продолжают жаловаться на коррупцию чиновников.

Последние 3–4 года Кабмин часто заявляет про придуманные инвестиционные инструменты и механизмы привлечения инвестиций в Украину, что должно улучшить инвестиционный климат. Но предпринятые шаги не являются инвестиционными стимулами. В последнем рейтинге Doing Business (является неким маркером для инвесторов) Украина улучшила свой статус, но только на четыре позиции: в прошлом году страна была на 80-й строчке, а сейчас на 76-й из 190 стран. Остается очень далеко до анонсированного Кабмином в 2015 году вхождения в ТОП-40.

В целом, с 2014 года удалось улучшить позиции на 16 пунктов, но, несмотря на международную практику взаимодействия рейтинга с  инвестпривлекательностью страны и притоком средств, в случае с Украиной этого не произошло. Исходя из практики соразмерности улучшения рейтинга/притока инвестиций, после прошлогоднего продвижения в рейтинге, в Украину могли быть влиты дополнительно от $ 700 млн до $ 1,5 млрд прямых иностранных инвестиций. Однако такого объёма средств получено не было.

За последние 3 года объём капитальных инвестиций в долларовом эквиваленте сократился в 2,4 раза, которые коррелируются с общим падением номинального долларового ВВП. С учетом однобокости проводимой Кабмином политики, не доскональности налогового законодательства, рисков потери имущества (рейдерства). Ожидать увеличения прямых инвестиций в следующем году четно.


Минфин одолжил у украинцев более $ 400 млн

Министерство финансов Украины на аукционах во вторник продало годовые валютные облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) на $ 378,46 млн по 5% годовых и двухлетние такие облигации на $ 23,63 млн по прежней ставке 5,4% годовых. Как говорится в сообщении ведомства, были удовлетворены все 7 заявок на покупку годичных и 11-ти двухгодичных бумаг, тогда как спрос на еще одни долларовые ОВГЗ — с досрочным погашением — отсутствовал.

Помимо того, Минфин разместил наиболее короткие 3-месячные гривневые ОВГЗ на 341,38 млн грн, опустив ставку до 16% с 16,3% годовых неделей ранее, а также 6-месячные на 118,15 млн грн, по которым, наоборот, он чуть повысил доходность — с 15,9% до 16,0% годовых. При этом ведомство отказалось удовлетворить заявки на покупку 3-месячных ОВГЗ еще на 300 млн грн и 6-месячных — на 270 млн грн, поданные по ставкам до 17% годовых.

Как понимать?

По данным НБУ, объём средств, привлеченных за счет размещения ОВГЗ в госбюджет за январь-октябрь 2017, составил 27,6 млрд грн $ 1,382 млрд, что составляет 85% бюджетного дефицита на 2017 год. При этом НБУ 13 декабря предоставил «Ощадбанку», «Укргазбанку» и «Альфа-банку» рефинансирование на общую сумму 4,625 млрд грн. По данным НБУ, госбанки получили кредиты объемом 2 млрд грн, «Альфа-банк» — 625 млн грн. Средства предоставлены на срок более 30 дней под залог гособлигаций под 15,5% годовых.

По данным НБУ, существует также необходимость докапитализации «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» из-за ухудшения качества их кредитных портфелей. В настоящее время НБУ продолжает изучать дополнительную потребность в их капитале.

После получения рефинансирования банки скупили ОВГЗ по процентным купонам выше, чем необходимо вернуть. Самым привлекательным оказалось первичное размещение долларовых полугодовых ОВГЗ под 5%, что привлекло в госбюджет $378,5 млн. Минфин удовлетворил 7 заявок банков. Следует отметить, что под конец следующего года КМУ и НБУ прогнозируется курс доллара 30,1 грн (ориентировачная девальвация составит 15,5%). Поэтому банки, которые получили рефинансирование и купили за них валютные облигации, получат чистый процентный доход размере 5%. Кроме того, данные облигации являются очень востребованными, в связи с чем банки могут их продать на вторичном рынке и зафиксировать прибыль.

Монетарная и бюджетная политика (которую проводит НБУ и Минфин) обеспечивающая финансирование бюджетного дефицита через размещение ОВГЗ и депозитных сертификатов, приведет в будущем к серьёзным структурным проблемам в экономике. Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы полностью остановили банковское кредитование, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, и, соответственно создания рабочих мест, отчисления налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.


Кабмин разрабатывает новую формулу цены на газ

Кабинет министров работает над разработкой новой формулы рыночной цены на газ внутри страны, а формула «Роттердам+» при формировании цен на электроэнергию на внутреннем рынке не применялась. Об этом заявил на брифинге премьер-министр Владимир Гройсман.

«По моей информации, которую предоставляет мне Министерство топлива и энергетики, ни разу классическая цена «Роттердам+» не применялась для формирования цены на электроэнергию внутри страны. Что же касается вероятного повышения цен на газ, формирование которых является компетенцией правительства, то в течение текущего отопительного сезона это не произойдет», — сказал он. При этом премьер подчеркнул, что вскоре будет разработана новая формула цены газа.

«В то же время, правительство работает над разработкой новой формулы справедливой рыночной цены голубого топлива внутри страны, чтобы никто этим не спекулировал», — добавил Гройсман.

Как понимать?

Несмотря на тот факт, что населению Украины импортный газ уже более 2-х лет как не нужен, и по сути украинцы уже не первый год являются «газонезависимыми» (общее потребление населения полностью покрывается собственной добычей), Гройсман считает цену на газ для людей по цене немецкой биржи.

Розничная цена на природный газ для бытовых потребителей высчитывается на основе показателей среднемесячных значений цен на газ на немецком газовом хабе (NCG) с учетом транспортных расходов до западной границы Украины и тарифа на вход в газотранспортную систему Украины (в долларах США по среднемесячному курсу доллар США/евро «спот»).

То есть, при поставке бытовым потребителям газа, добытого из украинских недр государственной компанией «Укргаздобыча», с населения взимается плата за транспортировку этого газа от немецкого газового хаба (NCG) до западной границы Украины и плата за вход в газотранспортную систему Украины. Причем никаких реальных затрат на транспортировку поставщик не несет, ведь этот газ всегда находится на территории Украины.

«Публичный аудит» неоднократно заявлял, что при определении стоимости газа для населения и, как следствие, при формировании тарифов на тепло и горячую воду, применяется формула «NCG+» аналогичная «Роттердам+», и если «Ротердам+» в полной мере не примелся, как говорит Гройсман, то «NCG+» применяется на все 100%. И данную формулу «NCG+» ввел никто иной, как сам Гройсман. Теперь, по этой формуле, с 1 апреля 2018 года в очередной раз поднимется цена на газ для населения — еще на 20%.

Конечная цена газа для населения, с учетом транспортировки, надбавки 2,5% и НДС, составит 8103 грн за тыс. кубов, что повлечет за собой удорожание отопления и горячей воды примерно на 15-20%.

Учитывая, что следующий год является фактически предвыборным, повышения тарифов на газ и другие ЖК-услуги могут сильно пошатнуть и без того низкий рейтинг власти. Поэтому Гройсман пытается изменить собственноручно созданную формулу, и говорит о «новой формуле справедливой рыночной цены». Т.е. на кануне выборов та формула, которую он сам создал и внедрил, уже не является справедливой и рыночной, поскольку вынуждает Кабмин повышать тарифы в неподходящий момент.

Рейтинг WorldSteel: Украина сохранила 13 место

В Украине в ноябре 2017 года выплавили 1,85 млн т стали, что позволило стране удержать 13 позицию в рейтинге мировых производителей стали.
В ноябре стальное производство в мире возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,7 %, до 136,28 млн т, тогда как к октябрю сократилось на 6,2%. Ноябрьская загрузка метмощностей достигла 70,7%. Это на 1,5% выше по сравнению с ноябрем 2016 г. По сравнению с октябрем 2017 г. этот показатель на 2,2% ниже.

Напомним, ранее сообщалось, что Украина в январе–сентябре 2017 года сократила производство стали по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 11,6% – до 16,138 млн тонн, опустившись при этом с 12 на 13 место в мировом рейтинге производителей стали.

Как понимать?

Украина по итогам работы металлургических предприятий в ноябре 2017 года сократила производство стали на 4,9% по сравнению с ноябрем 2016 года – до 1,850 млн тонн. За январь–ноябрь в Украине, по оперативным данным, производство стали уменьшилось на 13 % по сравнению с январем–ноябрем 2016 года, до 19,4 млн тонн. Производство общего металлопроката за указанный период сократилось на 15 % (до 16,7 млн тонн), выплавка чугуна сократилась на 16 % (до 18,2 млн тонн). Объём производства кокса уменьшился на 19 % (до 9,47 млн тонн). Снижение уровня выпуска основных видов продукции за 11 месяцев 2017 года является следствием потери части мощностей на неподконтрольной территории, а также несвоевременного и не в полном объёме обеспечения предприятий сырьевыми материалами из-за неудовлетворительной работы «Укрзализныци».

В 2007 г. Украина занимала 7 место в мире по объёмам производства стали и третье – по экспорту металла. Даже в 2013–2016 гг. Украина ещё держалась в десятке крупнейших производителей металла. Однако уже весной 2017 г. в рейтинге крупнейших производителей стали WorldSteel Украина опустилась на 13 место. Кроме того, государство не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей отрасли страны, тогда как поддерживает (дотирует) предприятия агрокомплекса.

Поэтому, если государство не обеспечит внедрение эффективного плана поддержки металлургического комплекса, экономика страны может оказаться на грани катастрофы.

Аудиторская деятельность в Украине будет осуществляться по стандартам ЕС

Верховная Рада приняла закон «Об аудите финансовой отчётности и аудиторской деятельности», которым приводятся нормы национального законодательства в сфере аудиторской деятельности в соответствие с законодательством ЕС. Этот закон определяет правовые основы аудита финансовой отчетности, осуществления аудиторской деятельности в Украине и регулирует отношения, возникающие при ее производстве.

Как понимать?

Депутаты установили, что аудитор приобретает права на осуществление аудиторской деятельности после подтверждения квалификационной пригодности и приобретения практического опыта в порядке, определенном этим законом. Аудитор, который приобрел права на осуществление аудиторской деятельности, включается в Реестр. Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность единолично только после включение его в Реестр как субъекта аудиторской деятельности. Согласно закону, все аудиторы и субъекты аудиторской деятельности подлежат общественному надзору. Ответственным за осуществление общественного надзора за аудиторской деятельностью в Украине есть Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью. Этот орган состоит из Совета надзора за аудиторской деятельностью и Инспекции по обеспечению качества.

В случае систематического невыполнения Аудиторской палатой решений Органа общественного надзора два и более раз, возникновения конфликта интересов при выполнении Аудиторской палатой полномочий, Орган надзора инициирует созыв внеочередного съезда аудиторов с целью досрочного прекращения полномочий членов Совета Аудиторской палаты Украины.

Свой анализ проекта Закона Украины «Об аудите финансовой отчётности и аудиторской деятельности» «Публичный аудит» осуществил ещё в 2015 году. Законопроект направлен на установление контроля над системой, которая предоставляет услуги по проверке данных бухгалтерского учёта и показателей финансовой отчётности субъектов хозяйствования на их достоверность и соответствие требованиям законов Украины, – иными словами, передел всего рынка негосударственного финансового контроля.

Основным аргументом инициаторов данного законопроекта являются взятые Украиной обязательства по постепенному приближению отечественного законодательства к европейскому. Однако после изучения текста законопроекта становится понятно, что благородная идея европейцев привести украинскую аудиторскую отрасль к цивилизованным стандартам была искажена отечественными чиновниками и свелась к простой попытке создать узурпаторский орган, с помощью которого можно полностью регулировать и контролировать рынок аудиторских услуг в Украине, исходя из собственных интересов. Такой структурой станет Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью, состоящий из Совета надзора за аудиторской деятельностью и Инспекции по обеспечению качества. Данные структуры получают практически неограниченные полномочия по надзору за аудиторами и аудиторским рынком в Украине, в том числе контроль качества аудиторских услуг и применение санкций к аудиторам. При этом роль Аудиторской Палаты нивелируется.

Статус органа общественного надзора будет только на бумаге, поскольку 4 из 7 членов Совета – представители органов государственной власти, а трое других членов будут избираться на конкурсной основе Министерством финансов из числа не практикующих аудиторов. Этот факт противоречит тексту Директивы 2014/56 ЕС, поскольку в ней отсутствует требование относительно представительства в Органах общественного надзора большинства представителей от государственных органов власти.

Кроме этого, состав Совета надзора также будет утверждаться Минфином, а Положение о Совете надзора перед утверждением должно согласовываться с тем же Минфином. Исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества назначается Советом надзора – соответственно, она также завуалировано будет подчинена Минфину.

Кроме этого, законопроектом предусмотрено, что аудит деятельности предприятий, представляющих общественный интерес (предприятия-эмитенты ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам; банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и крупные предприятия), сможет осуществлять ограниченное количество субъектов аудиторского рынка. В условиях фигурируют критерии, которые говорят не о необходимых для выполнения аудита крупных компаний ресурсов, а, скорее, о границах, которые в ближайшее время не смогут преодолеть конкурентные фирмы. Здесь и требования к количеству работников, что явно является чрезмерным для аудита даже в самих госкомпаниях; требования по сертификации сотрудников по программам, которые продвигаются в сетях «Большой четвёрки», а не по программам, которые развивались в Украине в течение последних лет в рамках сотрудничества с другими международными структурами. Особенно это касается крупных госкомпаний, обязанных, согласно Постановлению КМУ №390 от 04.06.2015, отбирать аудиторские компании для проведения по жёстким критериям. Поэтому предоставлять аудиторские услуги госпредприятиям первой группы (с активами более 2 млрд грн) на украинском рынке смогут лишь 6 ключевых компаний, в том числе представители так называемой «Большой четвёрки».

Таким образом, в результате попытки осуществить передел сфер влияния на рынке негосударственного финансового контроля создаётся схема общей стоимостью более 6,5 млрд грн, направленная на выведение через подконтрольные субъекты аудиторской деятельности средств крупных государственных компаний и крупных негосударственных субъектов бизнеса путём создания подконтрольной организации для «ручного» управления всей отраслью аудиторской деятельности в Украине.

Гройсман рассказал о формировании цены на электроэнергию

При формировании цен на электроэнергию на внутреннем рынке Украины «Роттердам+» ни разу не использовалась. Об этом сказал на брифинге премьер-министр Владимир Гройсман, сообщают «Українські новини». Глава правительства напомнил, что формирование цен на электроэнергию – это компетенция независимого регулятора – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ).

«Если речь идет о формировании цены на газ – это компетенция правительства, то формирование цен на электроэнергию и формула – это не полномочия правительства. Но я подчеркиваю, что, по моей информации, предоставляемой мне регулярно Министерство топлива и энергетики Украины, ни разу классическая цена Роттердам+ не применялась для формирования цены электроэнергии внутри страны», – сказал Гройсман.

Как понимать?

Тарифы на электроэнергию для населения за последние 3 года выросли в 3,5 раза, в том числе и благодаря формуле «Роттердам+». Указанной формулой цена угля для генерации электроэнергии была привязана к европейским биржевым котировкам, что, с одной стороны, привело к росту тарифов, а с другой – должно было обеспечить финансовым ресурсом все шахты и, соответственно, шахтёров. К сожалению, от введения данной формулы шахтёры никак не выиграли: вместо них всю маржу, как обычно, забрали монополисты и олигархи. Благодаря этой схеме ТЭС, имея в тарифе покрытия цены угля на уровне 2200 грн за тонну, покупали уголь у украинских шахтёров по 1330 грн/т. Таким образом, они собрали с населения дополнительно более 10 млрд грн, оставили без денег и потребителей и рабочих.

Детективы НАБУ проводят под процессуальным руководством прокуроров САП расследование фактов возможного служебного злоупотребления должностными лицами НКРЭКУ во время принятия постановления, которым была утверждена так называемая формула цены на уголь «Роттердам+». В связи с этим осенью текущего года НАБУ проводило обыски в здании Нацкомиссии: глава и члены НКРЭКУ подозреваются в том, что они необоснованно включили в состав оптовой рыночной цены на электроэнергию стоимость угля для работы ТЭС по формуле «Роттердам+», которая завышает стоимость топлива. По данным следствия, НКРЭКУ выполняла преступные договоренности, которые привели к тому, что генерирующие компании-операторы ТЭС получили сверхприбыли, а потребители электроэнергии понесли безосновательные расходы.

То, что Гройсман публично открещивается от «Роттердам+», свидетельствует о том, что скоро могут полететь головы руководства НКРЭКУ.  Нацкомиссия – фактически марионетка в руках президента, которая за время своей деятельности «успешно обобрала» украинцев на десятки миллиардов гривен, впитав, как губка, бо’льшую часть негатива, связанного с тарифами. Теперь эта марионетка может быть заменена новой (незапятнанной), готовой к дальнейшему грабежу, а старую можно разрешить «растерзать» на радость толпы для демонстрации псевдосправедливости.

Однако подобная участь ждёт и самого Гройсмана, ведь из текста его Постановления от 21.02.2017 № 90 очевидно, что при определении стоимости газа для населения и, как следствие, при формировании тарифов на тепло и горячую воду применяется формула «NCG+», аналогичная «Роттердам+». Розничная цена на природный газ для бытовых потребителей высчитывается на основе показателей среднемесячных значений цен на газ на немецком газовом хабе (NCG) с учётом транспортных расходов до западной границы Украины и тарифа на вход в газотранспортную систему Украины в долларах США по среднемесячному курсу доллар США/евро «спот».  То есть, при поставке бытовым потребителям газа, добытого из украинских недр компанией «Укргаздобыча» (100% акций которой принадлежит государству), с населения взимается плата за транспортировку этого газа от немецкого газового хаба (NCG) до западной границы Украины и плата за вход в газотранспортную систему Украины.  Причём, никаких затрат на транспортировку поставщик не несёт, ведь этот газ всегда находится на территории Украины.


Нафтогаз заявил, что выиграл суд у Газпрома

НАК «Нафтогаз Украины» заявляет, что выиграла арбитраж против российского «Газпрома» по контракту на поставку газа по всем спорным вопросам. Об этом сообщила пресс-служба украинской компании на своей странице в Facebook в пятницу, 22 декабря. Сообщается, что Стокгольмский арбитраж снизил цену российского газа для «Нафтогаза» во II квартале 2014 года почти на 27,4% – до 352 долларов с 485 долларов за 1 тыс. куб. м.

«Благодаря пересмотру контрактной цены, Нафтогаз сэкономил на приобретенном в 2014-2015 годах газе 1,8 млрд долл.», – отметили в НАК.
Кроме того, в «Нафтогазе» сообщили, что арбитраж полностью отклонил требования «Газпрома» относительно положения «бери или плати» на 56 млрд долл. в 2012–2017 годах.

Как понимать?

Для начала следует указать, что это не первое сообщение «Нафтогаза» о победе в суде над «Газпромом». В начале июня текущего года менеджеры НАКа уже сообщали, что получили отдельное решение Стокгольмского арбитража, которым суд удовлетворил требование украинской компании о пересмотре цены в контракте с учётом рыночных условий. Промежуточное решение Стокгольмского арбитража не содержал расчета конкретных сумм. При этом арбитраж отменил условия «бери или плати» и отменил запрет на реэкспорт. Также Стокгольм решил, что с 2014 года цена на газ должна быть привязана не к нефтепродуктовой корзине, а к цене газа на хабе в Европе.

Именно эти пункты назвали победой Украины как в НАК «Нафтогазе», так и в МИД Украины. Однако со слов замглавы МИДа Украины, согласно решению, формула цены на газ в контракте будет полностью пересмотрена с 2014 года. Фактически это означало, что арбитраж не удовлетворил основную финансовую претензию «Нафтогаза», который требовал возврат переплаты за газ с мая 2011 года до октября 2014 года. Пересмотр платежей коснется лишь периода весны-осени 2014 года, а до этого момента сохраняется прежняя схема ценовой привязки к корзине нефтепродуктов. А раз сохраняется прежняя схема ценообразования, то сохраняется и долг, который за этот период выставил НАК «Нафтогазу» «Газпром» — 2,2 млрд долларов. Этот долг перед Газпромом сформировался в конце 2013 года.

«Газпром» и «Нафтогаз» судятся в шведском суде с июня 2014 года. Иски касаются контрактов на поставки газа из России в Украину и транзит через украинскую территорию от 2009 года. Контракт на десять лет заключен в январе 2009 года, в нём была высокая привязка к цене нефти, а это привело к тому, что уже в 2010 году цена для Украины резко выросла. В 2012 году наша страна получила скидку в $ 100 за 1 тыс. кубометров в обмен на базирование Черноморского флота в Крыму, а когда в 2014 году её отменили, цена выросла до $ 485 за 1 тыс. кубометров.

В основном долг, который пытался взыскать «Газпром», – это калькулированная сумма по формуле «бери или плати» за 2012–2016 гг., которая закреплена в контракте от 2009 года. То есть, независимо от того, покупала Украина российский газ или нет, она все равно вынуждена платить. Также указанная сумма включает требования по оплате задолженности за поставленный в мае–июне 2014 года газ, а также пени за просрочку оплаты газа.

Сильной стороной Украины в процессе являлось существенное изменение условий на рынке, которое должно было отразиться на цене на газ, а также отсутствие конкретного механизма выплат за недобор газа. «Нафтогаз» же требовал от суда обязать «Газпром» осуществить возмещение части от ранее совершенных платежей в связи с завышенной по сравнению с европейской ценой на газ для Украины.

На сегодня, исходя из сообщения «Нафтогаза», предварительное решение суда стало окончательным. Российская и украинская стороны трактуют решение Стокгольмского арбитража в свою пользу. «Нафтогаз» сообщил, что выиграл арбитраж против «Газпрома» «по всем спорным вопросам». Арбитраж полностью отклонил требования «Газпрома» по пункту «бери или плати» на сумму $56 млрд за 2009-2017 годы. «Нафтогазу» удалось снизить контрактную стоимость газа, полученного во втором квартале 2014 года, с $485 до $352 за тыс. кубометров.  Вторая часть вердикта суда, о которой сообщает российская сторона, говорит в пользу «Газпрома». суд обязал Украину покупать в 2018-2019 году у «Газпрома» по 5 млрд кубометров газа в год. «Нафтогаз» преподносит это как достижение: компания «добилась уменьшения будущих обязательных годовых объемов закупки газа у Газпрома более чем в 10 раз в соответствии с фактическими потребностями в импорте газа». Однако, если учесть, что Украина не закупает российский газ с 2016 года, то такое достижение выглядит более, чем сомнительно.

Кроме этого, арбитраж обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» сумму просроченной задолженности в размере 2,02 млрд долларов, «а также проценты с 22 декабря 2017 года по дату осуществления такого платежа в размере 0,03% за каждый день просрочки». Если исходить, из того, что после промежуточного решения арбитража, глава Газпрома заявлял о подаче апелляции на сумму компенсации 1,7 млрд долларов, то сегодняшнее решение явно не в пользу Киева.

Подведя итоги промежуточного и окончательного решений арбитража, можно сделать следующие выводы:
1. пересчет цены газа на основе привязки к хабу в Европе коснется только периода 2 квартал 2014;
2. простроченная задолженность Нафтогаза перед Газпромом в сумме более 2 млрд долларов подтверждается;
3. отклонение требования Газпрома наложить на Нафтогаз штраф за невыполнение формулы «бери или плати»;
4. Нафтогаз в рамках контракта должен закупать у Газпрома ежегодно 5 млрд кубометров в течении 2018-2019 годов. Правило «бери или плати» сохранили, но сократили объемы.
Окончательные итоги можно будет подвести только в конце февраля 2018 года, когда в Стокгольме решится судьба второго иска, касающегося транзита газа через Украину.


Промпроизводство в Украине растёт второй месяц подряд

В Госстате отмечают, что по отношению к октябрю этого года в ноябре промпроизводство выросло на 0,3% (не скорректированных на эффект календарных дней) и на 0,6% (скорректированных). Как сообщалось, промпроизводство в Украине в сентябре 2017 года по сравнению с соответствующим месяцем 2016 года уменьшилось на 0,3%. В октябре – выросло на 0,4 %.

Промышленное производство в Украине падало четыре предыдущие года: в 2014 году – на 10,1%, в 2015 году – на 13%.

Как понимать?

По данным Госстата, кумулятивный индекс промпроизводства с начала года составил 96,3 %, что свидетельствует о падении производства на 3,7 % с начала года. Следует отметить, что за период с января по сентябрь 2017 года, кумулятивное падение данного индекса составляло – 10,3%. Однако за счет роста промпроизводства в октябре на 6,9% (к предыдущему месяцу) и в ноябре на 0,3%, поэтому общее падение существенно сократилось.

В целом по итогам 11 месяцев 2017 г. небольшой рост машиностроительной, пищевой, химической и более мелких секторов промышленности не смог компенсировать падение в металлургии, производстве кокса, добыче угля, вызванное разрывом экономических связей с Донбассом в первом квартале 2017 г. В январе–ноябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. индекс промышленной продукции составил 99,9 %.

Промышленное производство сократилось практически во всех отраслях добывающей (-6 % в сравнении с соответствующем периодом 2016 г.), как и поставки электроэнергии и газа (-5,7 % в сравнении с соответствующем периодом 2016 года).  Кроме того, в Украине за январь–ноябрь, по оперативным данным, производство стали уменьшилось на 13 % по сравнению с январем–ноябрем 2016 года, до 19,4 млн тонн. Производство общего металлопроката за указанный период сократилось на 15 %, до 16,7 млн тонн, выплавка чугуна – на 16 %, до 18,2 млн тонн. Объём производства кокса уменьшился на 19 %, до 9,47 млн тонн. Самое большое падение зафиксировано в Луганской (-31 %) и Донецкой областях (-13,4 %).

Катализатором падения промышленного производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, а также захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях.  Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырье для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности прямо пропорционально отразиться на падении ВВП.

Одновременно остается неопределенность относительно проведения макроэкономической политики и структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности.


Украина нарастила экспорт в Канаду – Климкин

Экспорт украинской продукции в Канаду вырос на 76%, а импорт из Канады – на 93% в 2017 году. Об этом в пятницу, 22 декабря, пишет Интерфакс-Украина со ссылкой на министра иностранных дел Украины Павла Климкина.

По его словам, потенциал роста взаимной торговли между странами является значительным. «Только за этот год наш экспорт в Канаду вырос на 76%, а импорт из Канады на 93% – это почти вдвое за год», – сказал министр. Также он добавил, что соглашение о зоне свободной торговли между странами можно расширить на сферу услуг и инвестиций.

Как понимать?

Перекручивание фактов стало любимым приёмом украинских политиков, однако цифры – упрямая вещь, а они говорят сами за себя. Действительно, по данным Госстата, за 10 месяцев экспорт украинских товаров в Канаду достиг уровня $ 368,5 млн, что на 27,5% больше, чем за весь 2016 год. При этом, если сравнивать объёмы внешнеэкономической торговли между двумя странами за 2014 год, то оказывается, что подписанное соглашение о зоне свободной торговли не оказало особого влияния на наращивание украинского экспорта. В 2014 году Украина продала Канаде товаров и услуг на $ 725,6 млн, что почти в 2 раза больше, нежели в 2017. При этом импорт в Украину составил $ 1,91 млрд, что на 10,5 % меньше, чем в 2017 году. Таким образом, украинская промышленность без соглашения о зоне свободной торговли больше продавала отечественных товаров на канадский рынок, а, следовательно, валютные поступления в экономику и показатель чистого экспорта, который влияет на уровень ВВП, были выше.

Раннее «Публичный аудит» давал оценку подписанному соглашению о зоне свободной торговли с Канадой. Так, с учётом самых оптимистических прогнозов КМУ (рост экспорта в 10 раз, импорта – в 2 раза) для экономики Украины открытие рынка Канады принесёт практически нулевой результат. Предполагается, что реальный ВВП увеличится на 0,001 %, или $ 43,4 млн, с учётом роста экспорта в сумме $ 289 млн. Стабилизацией ситуации было бы возращение рынков других стран: экспорт в страны СНД в 2013 году достигал $ 22 млрд, в 2014 г. – $ 14,8 млрд, в 2015 г. – $ 7,8 млрд, в 2016 г. – $ 6,03 млрд.


Очередной перерасчет пенсий состоится в 2019 году, – Гройсман

Около 5 млн украинцев уже получили повышение пенсий, а очередной перерасчет пенсий в Украине должен состояться в 2019 году. Об этом сегодня во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде заявил премьер-министр Владимир Гройсман, передает корреспондент РБК-Украина.

«Очередной перерасчёт пенсий для украинских граждан произойдет в 2019 году, а не так, как это делали когда-то политики», – заявил Гройсман. Глава правительства отметил, что в результате пенсионной реформы почти 5 млн граждан получили повышение пенсий на более чем 400 гривен.

Как понимать?

Увеличение пенсии более чем на 500 грн получило всего 3,6 млн пенсионеров, или 30 % от общего числа пенсионеров. Остальные 70 % пенсионеров лишились прибавки либо же получили считанные копейки. Это произошло потому, что «реформой», помимо увеличения страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, была снижена стоимость одного года страхового стажа с 1,35 % до 1 % от заработной платы.

В результате изменение данного коэффициента «съело» все или практически все повышение пенсии, снизив её размер в среднем на 25%. Такой шаг специально совместили с «осучасненням» (индексацией), чтобы нынешние пенсионеры этого не заметили. Все, кто не получил прибавку к пенсии или получил мизерную, должны знать, что это произошло именно из-за снижения стоимости страхового стажа.

Что же ждёт пенсионеров в 2018–2019 гг.?
По прогнозам Минсоцполитики, ожидается рост средней пенсии в Украине от внедрения правительственной «пенсионной реформы»:
 средняя пенсия в 2018 году составит 2 117 грн, что при действующем курсе валют равнозначно $ 81,4;
 в 2019 – 2 188 грн, или $ 84,1;
 в 2020 году – 2 284 грн, или $ 87,8.

Таким образом, размер средней пенсии в Украине в 2020 году будет около $ 88, что вдвое меньше показателя 2013–2014 гг. ($ 185). Отметим также, что $ 88 – это при стабильном курсе национальной валюты, а при дальнейшем её обесценении пенсия будет ещё меньше.

Напомним, по данным Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума в ценах октября 2017 в расчёте на месяц на человека составлял 3017 грн (с налогами – 3460 грн), т. е. средняя пенсия в Украине – это около 70% от фактического прожиточного минимума, что не позволяет пенсионерам нормально существовать и нарушает их конституционные права.


США временно лишили Украину торговых преференций

Президент США Дональд Трамп принял решение временно вывести Украину из-под действия генеральной системы торговых преференций (ГСП) из-за недостаточных усилий Киева по охране интеллектуальной собственности. Об этом следует из письма американского лидера Конгрессу, которое распространила пресс-служба Белого дома.

«После рассмотрения критериев… закона о торговле от 1974 года… о том, в какой степени указанная развивающаяся страна-бенефициарий обеспечивает адекватную и эффективную защиту прав интеллектуальной собственности, я решил, что целесообразно приостановить беспошлинный режим, вводимый в рамках ГСП, в отношении ряда видов продукции из Украины», − говорится в документе.

Как понимать?

По Генеральной системе преференций (ГСП), которая действует преимущественно для бедных стран, а также для развивающихся стран, товары из этих стран не облагаются пошлиной. ГСП покрывает экспорт товаров из 121 страны, включая Украину, а перечень товаров, подпадающих под ее действие, достигает 5000 позиций. В частности, без уплаты пошлин в США могут экспортироваться некоторые сельскохозяйственные товары, химическая продукция, природные ресурсы, драгоценности и тому подобное.

Важно, что кроме текущего импорта в рамках программы возможно ретроактивное возмещение уплаченных пошлин импортёрам за товар, импортированный с 1 августа 2013 года по 29 июля 2015 года (период, когда ГСП не действовала). Однако как для текущего беспошлинного импорта, так и для ретроспективного возмещения, товар должен соответствовать ряду требований. Необходимо, чтобы он происходил из страны, являющейся бенефициаром ГСП, и соответствовал правилам происхождения товаров. Кроме того, его обязаны экспортировать из Украины; он предназначается для рынка США, без введения в оборот на рынке третьих стран. Также, в отличие от европейской системы торговых преференций, для экспорта в США в рамках ГСП нет необходимости получать дополнительные сертификаты. И это лишь некоторые из квалификационных требований.

По мнению представителей США, Киев проводит «недостаточную» защиту прав интеллектуальной собственности. Исключение Киева из перечня участников программы состоится через четыре месяца, если украинская власть не улучшит защиту прав собственности.

По статистике Госстата, в 2016 году импорт товаров из Украины в США достиг $ 426 млн (за 10 месяцев 2017 – $ 674 млн). При этом товаров, которые могут претендовать на возмещение пошлин в рамках ГСП, было экспортировано на $ 13 млн (3%). К таким товарам, в частности, относятся красители, галлий, шоколадные и кондитерские изделия.

Следует отметить, что в среднем среди стран, экспортирующих товары на американский рынок, процент товаров, соответствующих требованиям ГСП, достигает 27 %. Поэтому потеря торговых преференций согласно ГСП в данной ситуации не приведёт к значительным экономическим потерям в связи с низким процентом товаров, соответствующих её требованиям. Проблема, что Украина не пользуется предоставляемыми возможностями, а органы исполнительной власти не стимулируют данный процесс, в результате чего украинский экспорт теряет дополнительные рынки сбыта.


В Украине снова дорожает газ для промышленности

Нафтогаз поднимает цены на газ на 2,3–2,4 %. «Нафтогаз» опубликовал ценовые предложения на природный газ, которые будут действовать с 1 января 2018 года для промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования. Об этом сообщает пресс-служба компании.

По сравнению с ценами на декабрь этого года, в январе они будут увеличены на 8,4% (на 753,6 грн). Минимальная цена за тысячу кубометров газа, отпускаемого на условиях предоплаты, теперь составит 9772,8 грн. Эта цена актуальна для потребителей, закупающих газ по предоплате в объеме более 50 тыс. куб. м в месяц, при условии отсутствия долгов перед компанией и для 100%-х «дочек» НАК.

Для других покупателей цена в следующем месяце возрастет на 8,2% (на 814,8 грн) – до 10 тыс. 732,8 грн за 1 тыс. куб. м. Повышение цены на газ для промышленности – это дальнейший рост цен на потребительские товары и продукты питания, в том числе и социальной группы.

Как понимать?

Цена в 9–10 тыс. грн за тысячу кубов – это ориентир дальнейшего роста цены на газ для населения, который планируется правительством к апрелю–маю 2018 года. Полтора года назад Гройсман обещал, что цена на газ больше не изменится, а после этого подписал Постановление Кабмина, согласно которому стоимость газа должна меняться каждое полугодие с привязкой к немецкой бирже и курсу валют.  Затем Премьер пообещал изменить формулу и обеспечить справедливое ценообразование на внутреннем рынке на украинский газ, но, по всей видимости, МВФ его в этом не поддержал и «народный защитник» вместо того, чтобы отстаивать позицию, отказался от этой идеи. Сейчас Гройсман уже не отрицает, что цена на газ снова вырастет, но добавляет фразу: «не в этом сезоне».

Да, действительно, цену можно менять 2 раза в год (в октябре и в апреле), и поскольку октябрь уже позади, а задним числом вносить изменения нельзя, значит, ближайшая дата возможного роста цены на газ –апрель 2018 года. Привязку к импортному паритету (по сути, «газовый Роттердам+») никто не отменял, поэтому весной 2018 года цена для населения увеличится минимум на 20 %, а возможно и больше; пропорционально вырастут и тарифы на отопление, горячую воду.

Если привязка к импортному паритету для промышленности является относительно справедливой, так как данная категория потребляет импортный газ, то для населения, которое получает украинский газ, формула Гройсмана «NCG+» является абсолютно не обоснованной и грабительской. Общее потребление населения (с ТКЭ) уже 2-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
Год        Потребление         Добыча
2015              17,16                    19,92
2016              17,58                    19,12

Импорт газа, по паритету с которым сегодня рассчитывают тариф для населения, необходим, в первую очередь, промышленным потребителям (млрд м3):
Год       Промышленность       Импорт
2015                12,10                        16,45
2016                11,20                        11,08
Стоимость украинского газа для населения должна формироваться, исходя из себестоимости его добычи, стоимости транспортировки по Украине, но никак не цены на «немецком хабе» и стоимости доставки из Германии, как это установлено сегодня Кабмином. Поскольку правительство не планирует менять вектор тарифной и социальной политики, людей ждёт дальнейший рост цен на все товары и услуги, коммунальных тарифов, а возможно – весенние тарифные протесты.