Дайджест 18-24/06/2018

Порошенко анонсировал создание группы противодействия «Северному потоку–2»

Украина хочет создать в Евросоюзе группу, которая остановит строительство газопровода «Северный поток–2». Об этом сообщил президент Петр Порошенко в своей заметке для онлайн-платформы Medium, говорится на официальной странице президента в Facebook.

«”Северный поток–2″ – это абсолютно политиканский проект, который направлен против Украины и не имеет никакой экономической составляющей. Ущерб от него для украинского бюджета оценивается в около $ 3 млрд. Именно поэтому мы сейчас создаем группу в Евросоюзе, которая должна остановить Северный поток–2», – написал он.

По словам президента, на данном этапе Украина активно ведет переговоры с Германией по созданию международного консорциума по управлению государственной газотранспортной системой Украины. Порошенко подчеркнул, что условием участия ФРГ в международном консорциуме по управлению украинской ГТС является остановка «Северного потока–2».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Чем ближе к началу строительства газопровода «Северный поток–2», тем все настойчивее звучат требования его противников заблокировать эту процедуру. Вот и сейчас к коалиции противников «Северного потока–2» пытается примкнуться «проснувшийся» и осознавший всю угрозу после его запуска украинский президент.

Стоит отметить, что на сегодняшний день «Газпром» и его проектная компания Nord Stream-2 AG де-факто получили разрешения от ряда стран на строительство газопровода в их территориальных водах и экономических зонах. В совокупности это 1087 км из 1226 км общей протяженности трубы, или 88,6%. Остается только получить разрешение от датского правительства, и тогда формально преград для начала запуска строительства не должно быть.  На данный момент не ясно сможет ли Nord Stream-2 получить разрешение от Копенгагена – запрос находится на рассмотрении, сроки которого не определены. В случае, если эта северная страна возьмет на себя ответственность единолично блокировать проект, «Газпром» предусмотрел обходной вариант по прокладке трубы – исключительно в экономической зоне Дании, где действуют правила международного морского права. Тогда разрешение от Копенгагена также потребуется, однако у властей в данном случае не будет формального повода для отказа.

Желание Петра Порошенко присоединится к союзу стран-противников «Северного потока–2», во главе с Соединенными Штатами, вполне естественно. Во-первых, таким образом он надеется возвратить расположение администрации президента Трампа к своей персоне лично и своей команде из действующей украинской власти. Аналогичная ситуация была, когда Украина дала «зеленый свет» поставкам каменного угля из Пенсильвании, стоимость которого превышала цену угля украинской добычи почти в 2,5 раза. Во-вторых, и Порошенко сам в этом признается, потеря действующих объемов транзита российского газа для европейских потребителей через украинскую ГТС грозит недополучением бюджетом Украины около $ 3 млрд, каждый год.

Порошенко осознано не называет страны ЕС, с которыми он хочет создать группу для блокировки строительства и запуска «Северного потока-2», тем самым не желая усугублять и так охладевшие, в том числе благодаря внешнеполитической конъюнктуре, в последнее время взаимоотношения с лидерами Евросоюза (Германия, Австрия, Италия). Сегодня самыми ярыми противниками газопровода выступают несколько европейских стран из так называемой «Новой Европы» (Польша, страны Прибалтики, Словакия, Румыния). При этом эти страны абсолютно не имеют никакого прямого отношения к «Северному потоку–2». Польша и страны Прибалтики четко лоббируют интересы США с целью не допустить расширения использования российского газа в Европе и заменить его на американский сжиженный газ. При этом Польша и Литва уже построили у себя СПГ-терминалы по приему танкеров с сжиженным газом: польская станция работает на 50% своей мощности, а литовский рынок в 2017 году на 60% был обеспечен российским газом.

Словакия также имеет прямую заинтересованность в продолжении сотрудничества с Украиной после ее отказа работать с «Газпромом» напрямую. По данным «Укртрансгаза», с декабря 2015 года по март 2018 года реверс из Словакии составил 20 млрд кубометров газа. Общая разница же между тем, что заплатила Украина и сколько бы те же 20 млрд кубометров стоили в среднем для европейских потребителей – $ 613 млн. Такой доход европейские трейдеры получили на перепродаже российского газа, поэтому никто не хочет терять столь прибыльный рынок.

Стоит также отметить, что на днях Польша выступила с требованием к ЕС и председательствующей Болгарии ускорить работу над принятием поправок к «Газовой директиве» ЕС, чтобы тем самым помешать реализации проекта газопровода. Еврокомиссия в ноябре прошлого года одобрила поправки к директиве, теперь для вступления их в силу необходимо одобрение Совета ЕС и Европарламента. Поляки уверены, что Болгария, которая руководила работами ЕС в первом полугодии, тормозила темп работы над этим документом. И это не удивительно, поскольку сегодня Болгария сама крайне заинтересована вернуться к вопросу строительства российского газопровода и получать газ напрямую из РФ. А поскольку ей осталось председательствовать в ЕС чуть больше, чем 2 недели, вряд ли требование Польши получит ускорение. С 1 июля следующие полгода в ЕС будет председательствовать Австрия, которая, как и Германия, выступает за строительство «Северного потока-2», что сегодня подтвердил вице-канцлер этой страны.

Таким образом, сегодня в Старой Европе сложилось стойкое мнение о необходимости запуска проекта «Северный поток–2», несмотря на все угрозы и требования, исходящие как внутри, так извне Евросоюза, основывающееся на нежелании европейцев переплачивать за потребляемый ими природный газ.

 

В Украине обнаружили 50 000 «подозрительных получателей субсидий»

В Украине обнаружили около 50 тыс. подозрительных получателей субсидий. Об этом Министр социальной политики Украины Андрей Рева заявил в эфире телеканала «Прямой». «Сейчас идет процесс верификации получателей субсидий, ведь предыдущий раз люди декларировали свои доходы в 2015 году. Уже обнаружено 50 тыс. человек, среди которых владельцы домов с площадью более 200 квадратных метров и квартир более 120 квадратных метров, которые с нулевыми доходами покупали автомобили за 700 000 гривен и другие стоящие вещи, то, наверное, проверка нужна. Ведь монетизация субсидий означает предоставление гражданам денег для оплаты коммунальных услуг, и поэтому нужно обеспечить адресность помощи, чтобы деньги получали именно те люди, которые действительно нуждаются субсидию», — заявил министр соцполитики.

Он также рассказал о основных элементах нового порядка предоставления субсидий, которые закладывают мотивационные механизмы сбережения собственных расходов. По его словам, государство сегодня платит деньги не людям, а напрямую перечисляет средства поставщикам услуг. Таким образом, возникает ситуация, при которой людям все равно сколько они потребляют, ведь главное за нормы не выйти. Но когда человеку предоставят деньги на руки, то количество сэкономленных энергоресурсов будет прямо влиять на ту сумму помощи, которую человек сможет оставить себе.

Вместе с тем повышается и ответственность получателей субсидий, ведь после получения субсидии человек имеет возможность и обязанность полностью оплатит услуги, таким образом ответственность за оплату переходит на уровень потребитель-поставщик услуги.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Еще в 2015 году, во время начала массовой «субсидийной лихорадки», «Публичный аудит» предупреждал людей, что их в очередной раз обманут: субсидию со временем заберут, а высокие, неподъемные тарифы останутся. Однако «новой власти» все-таки удалось поймать на крючок субсидий большую половину населения Украины, избежав тем самым всенародных протестов против повышения тарифов.

Теперь, когда мыльный пузырь «псевдо-социальной защиты» лопнул, у многих доверчивых украинцев начнется прозрение, они с удивлением узнают, что тарифы и правда невозможно высокие, неподъемные, не идут ни в какое сравнение с доходами, а вся тарифная политика действующей власти не совместима с жизнью и развитием простых украинских граждан.

О выявлении первых 50 000 претендентов на лишение субсидии с гордостью отчитался министр социальной политики Андрей Рева. Всего в ближайшее время потеряют субсидию около 1,5 млн семей, а возможно и больше. Это:
• владельцы домов площадью свыше 200 м² и квартир свыше 120 м², независимо от количества проживающих там лиц;
• владельцы любых транспортных средств моложе 5 лет, кроме мопедов, независимо от их стоимости;
• должники за ЖК-услуги, независимо от причин возникновения долгов, кроме тех, кто оспаривает долг в суде;
• безработные, кроме 20% официально стоящих на учете в службе занятости;
• все забывчивые граждане, не сообщившие о изменении состава семьи, покупках или дополнительных доходах (кроме того, многие из них не просто потеряют субсидию, а и будут вынуждены вернуть социальную помощь в полном размере);
• граждане, имеющие близких родственников с нормальным доходом (взрослые дети, родители и т.д.), которых придется указывать в своей декларации, независимо от того, совместно они проживают или отдельно;
• граждане, воспользовавшиеся по предложению Президента «безвизом» и пребывающие за рубежом свыше 60 дней.

Рева, как и его руководитель Гройсман, рассказывает людям, что все эти мероприятия по отбиранию субсидий связаны с монетизацией. На самом же деле, они связаны с отсутствием денег в бюджете страны, экономика которой, по их же словам, показывает небывалый рост.

Как уже отмечал «Публичный аудит», несмотря на рекордный размер бюджета 2018 года на субсидии (71 млрд грн), за первые 4 месяца он был исчерпан на 86,5%, а оставшихся 9,5 млрд грн (или 13,5%) хватит в лучшем случае на летний период текущего года. Отсюда такое рвение, масса новшеств и идей по наведению порядка в субсидиях.

Также и рассказы Ревы о субсидиантах, покупающих машины по 700 тыс. грн, – очередная сказка для доверчивых пенсионеров. При покупках свыше 50 тыс. грн субсидия не предоставляется или отменяется, так было с самого начала и за этим строго следили и следят социальные службы. Если и были частные, единичные случаи злоупотреблений со стороны отдельных граждан, то действующее законодательство давало достаточно прав и полномочий для лишения их субсидий, изменения вносить необходимости не было. Расширение перечня причин и оснований для лишения или не предоставления субсидии нужно как раз для тех, кто ничего не нарушал и кого нельзя было лишить субсидии, а очень нужно. Теперь будет можно.

 

Валовый внешний долг Украины сократился в І квартале

По состоянию на 1 апреля валовой внешний долг Украины составил $ 116,29 млрд, что на $ 288 млн, или на 0,25 %, ниже показателя на начало года. Об этом сообщается на сайте Национального банка. Так, долг сектора государственного управления в І квартале вырос на 0,68 %, до $ 39,153 млрд, долг центрального банка – на 0,47%, до $ 7,403 млрд. Долг прочих депозитных корпораций увеличился на 0,8 % – до $ 6,286 млрд, долг других секторов снизился на 1,1 % – до $ 53,861 млрд. Прямые инвестиции (межфирмовый долг) в I квартале выросли на 4,9 %, до $ 9,039 млрд.

Ранее в НБУ сообщали, что к концу года Украине необходимо будет выплатить около $ 2 млрд внешних долгов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За І квартал 2018 года валовой объём внешнего долга Украины сократился на $ 288 млн, до $ 116,3 млрд (103,8 % от ВВП), на начало года и до 99,5 % на конец I квартала. Основным катализатором данного процесса стало сокращение внешней задолженности частного сектора.

Так, внешний долг депозитарных корпораций и других секторов экономики на конец I квартала 2018 достиг $ 69,7 млрд (61,6 % от ВВП), уменьшившись на $ 605 млн по сравнению с началом года. Ключевые факторы: сокращение обязательств по торговым кредитам – на $ 858 млн; чистое погашение гарантированных кредитов – на $ 425 млн; рост обязательств по негарантированным кредитам – на $ 613 млн.

Следует отметить, что сокращается привлечение внешних кредитов частным сектором, что связано с макроэкономической нестабильностью в стране, а также ужесточением учетной политики Центробанками мира, вследствие чего капитал выводят из рисковых стран. Урезание кредитных средств влияет на уменьшение деловой активности предприятий.

По сравнению с докризисным периодом, когда объём валового внешнего долга достиг исторического максимума и составил $ 142,1 млрд на конец 2013 года (78,9 % ВВП), внешний долг сократился до $ 116,3 млрд (103,8 % ВВП). Между тем, кроме падения экономики, существенно изменилась структура держателей валового внешнего долга.

Так, на конец I кв. 2014 года основным держателем внешнего долга был частный бизнес – $ 107,1 млрд (78 % от общего внешнего долга), а государственный долг – $ 30,2 млрд (22 %). По итогам I квартала 2018 года частный бизнес уменьшил размер долга до $ 69,73 млрд (60 % от общего долга), в то же время государство нарастило прямые внешние долги до $ 46,5 млрд (40 %) путем размещения долговых госбумаг.

С начала года совокупный (внутренний и внешний) государственный и гарантированный государством долг в долларовом выражении увеличился на 0,97 %, или на $ 0,74 млрд, до $ 77,05 млрд. По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составлял $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. Так, критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60 %) – это результат экономической политики, которая проводится с 2014 года. Соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40 %, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику.

Сегодня экономика не может генерировать дополнительные доходы для выплат по долгам, в связи с чем руководству страны остается только реструктуризировать ранее взятые обязательства или брать новые долги на более выгодных инвестору условиях, что увеличивает обслуживание долга в будущих периодах. Прекращение выдачи новых кредитов от международных организаций Украине (под низкие процентные ставки) повышает суверенные дефолтные риски страны. Поэтому нынешняя власть ищет любые механизмы для получения кредитов, но условия, по которым их предоставляют, влекут существенное увеличение долговой нагрузки в будущем.

Сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной – увеличит дефолтные риски страны в связи с увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.

 

В Украине подешевело мясо

В первые две недели июня цена на все виды мяса в Украине упала. В то же время, подорожали некоторые овощи.

Больше всего подешевела говядина – на 4,24%, до 118,9 грн за килограмм. Почти на столько же упала в цене курятина – на 4,21 %, до 93,6 грн/кг. При этом свинина подешевела лишь на 2,82 %, до 104,4 грн за кг. Также существенно подешевел пшеничный хлеб – на 7,54 %, до 26,4 грн. Незначительно подешевели яйца – на 0,5 %, до 34,2 грн за десяток и сметана – на 2,9 %, до 55,3.
Произошло существенное подорожание некоторых овощей: морковь подорожала на 56,16 %, до 27,8 грн/кг, свекла – на 9,28 %, до 13,9 грн/кг, лук – на 18,61 %, до 8,3 грн/кг. Также на 5,85 % подорожал сахар. Его средняя стоимость составила 15,9/кг.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Правительство продолжает серию «фейковых» публикаций про снижение стоимости продуктов питания в Украине. К сожалению, цены не реагируют на эти публикации и остаются по-прежнему высокими. Проанализируем изменение цен на мясо, мясную продукцию (с конца 2013 года), используя официальные данные Госстата.
1. Говядина подорожала на 131 % – с 53,91 до 124,48 грн/кг, при этом в 2018 году цена выросла со 117,14 до 124,48 грн/кг.
2. Свинина – на 144 % – с 47,21 до 115,14 грн/кг, при этом в 2018 году цена выросла со 110,28 до 115,14 грн/кг.
3. Курица (тушки) – на 153 % – с 21,62 до 54,81 грн/кг.
4. Колбаса вареная – на 167 % – с 32,69 до 87,32 грн/кг, при этом в 2018 году цена увеличилась с 82,57 до 87,32 грн/кг.
5. Сало – на 191 % – с 23,61 до 68,77 грн/кг.

Как видим из приведенных официальных данных Госстата, цены на мясо и мясную продукцию за последние 4 года выросли на 131–191 % (т. е., почти в 3 раза), но правительство умалчивает об этом факте, акцентируя внимание в своих публикациях лишь на небольшом сезонном снижении цен на некоторые виды мяса в пределах 1,5–2 %, что является банальной манипуляцией и популизмом.

Согласно официальным исследованиям Госстата, проведенным в 2017 году, четверть населения Украины (24,5 %) не в состоянии позволить себе мясо и рыбу (даже через день), тогда как в 2013 году количество таких людей было в пределах 16,9 %.


ВВП Украины вырос более чем на 3%

ВВП Украины в первом квартале 2018 года вырос на 3,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Об этом во вторник, 19 июня, сообщает Госстат. Отмечается, что показатель роста ВВП в первом квартале к предыдущему кварталу с учетом сезонного фактора составил 0,9 %.

Номинальный ВВП – 700,4 млрд грн. В первом квартале прошлого года этот показатель был равен 583,9 млрд грн. ВВП на душу населения, по оценкам Госстата, вырос в январе–марте этого года до 16,537 тыс. грн. Ранее сообщалось, что в НБУ рассчитывают на рост экономики Украины в этом году в 3–3,5 %. Напомним, на текущий год НБУ прогнозирует рост ВВП до 3,4 %. В то же время в следующие годы он будет снижаться.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ранее НБУ изменил методику подсчета объёма частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал в удобную сторону их годовые объемы, что обеспечило дополнительный «рост» реального ВВП. Рост номинального ВВП на примере 2017 года был связан исключительно с эмиссионной политикой государства в условиях количественного падения производства (промышленность – минус 3 %, сельское хозяйство – минус 2,7 %) и реализацией существенных внутренних и внешних заимствований.

Такие действия объясняются тем, что в период правления правительства Яценюка – Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга взамен на ВВП-варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать существенные выплаты, которые будут зависеть от темпов роста ВВП, фиксируемых Госстатом. Поэтому благодаря манипуляциям с подсчетом номинального и реального ВВП на сегодня искусственно создаются условия для выплат по ВВП-варрантам внешним кредиторам.

По данным Госстата, номинальный ВВП за I квартал 2018 года был равен 700,4 млрд грн, что на 109 млрд грн (на 18,5 %) больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако кумулятивный индекс промышленного производства с начала года упал на 10,5 %, что свидетельствует о количественном сокращении производства. Следует отметить, что на рост номинального ВВП (+18,5%) повлияли такие факторы:
– инфляция (рост индекса цен производителей) – 5,9%, или 41,7 млрд грн;
– девальвация – 1%, или 7 млрд грн;
– внешние заимствования – 5,8%, или 41 млрд грн (1,52 млрд долл);
– эмиссия – 2,8%, или 20 млрд грн;
– манипуляции с данными внешней торговли – 2,9%, или 20,3 млрд грн (по данным Гостата дефицит внешней торговли – 11,8 млрд грн, по данным НБУ – 32,1 млрд грн).

«Публичным аудит» предполагает, что рост номинального ВВП также связан с перерасчетом валютных поступление из-за границы по новой методологии, однако официальные данные НБУ за 1 квартал 2018 года отсутствуют. В совокупности данные факторы свидетельствуют об отсутствии реального роста ВВП за счет эмиссионной политики и реализации внешних заимствований. Так, за последние 4 года управления государством кумулятивный реальный ВВП страны упал на 12,7 %, а номинальный ВВП в долларовом эквиваленте – в 1,7 раза. При этом кумулятивная инфляция составила + 128 %, девальвация гривны – умножить на 3,3 раза. Экспорт ранее ключевых бюджетоформирующих отраслей сократился до критического уровня (химическая промышленность – минус 61,6 %; металлургия – минус 42,3 %; машиностроение – минус 38,6 %), что в целом свидетельствует о реальном состоянии экономики.

Кроме того, принятый бюджет на 2018 год невозможно назвать бюджетом развития, так как главная часть увеличения расходов выделяется на дотации, субсидии, финансирование силового блока, а не на развитие экономики. Поэтому выполнение доходной части ставится под сомнение, а в результате возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита.

С начала года совокупный (внутренний и внешний) государственный и гарантированный государством долг в долларовом выражении увеличился на 0,97 %, или на $ 0,74млрд (до $ 77,05 млрд). Между тем, по состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины был равен $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. Так, соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40 %, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику. Украине в течение 2019–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд, что существенно увеличивает дефолтные риски государства в будущих периодах.

Сегодняшние политические заявления о росте экономки не соответствуют нынешним реалиям, которые близки к экономической катастрофе. В целом в условиях отсутствия фундаментальных факторов, реальных стратегий, математических моделей развития достичь основной цели – реального роста экономики – невозможно.


Гройсман обещает среднюю зарплату в 10 тыс. грн до конца года

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман прогнозирует, что к концу 2018 года средняя заработная плата в стране может составить 10 тыс. грн. Как передает корреспондент УНИАН, об этом он сказал на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, на котором заслушивался отчет о ходе и результатах выполнения программы деятельности Кабинета Министров Украины в 2017 году.

По словам Гройсмана, в течение первых пяти месяцев этого года рост заработной платы в Украине составил 19 %, что дает основания для подобного прогноза.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Все заявления правительства об успехах базируются на краткосрочной статистике: власти сравнивают то, что было вчера, с тем, что есть сегодня (текущий месяц к прошлому и т. д). Однако оценивать результаты работы действующей власти нужно за весь период деятельности, а не за последний месяц, сравнивая: какой уровень жизни и доходов был в стране до прихода нынешних правителей, и какого уровня они достигли за время работы, повысили они этот уровень или понизили своими действиями, решениями или, наоборот, бездействием.

Так, по состоянию на декабрь 2013 года средняя заработная плата в Украине была 3619 грн при курсе в 7,99 грн за 1 $, т.е. $ 453.
Период работы действующей власти начался с 2014 года.
2014 год. Средняя з/п – 3480 грн, или $ 293 (при среднегодовом курсе НБУ в 11,8 грн/$).
2015 год. Средняя з/п – 4195 грн, или $ 192 (при среднегодовом курсе НБУ в 21,84 грн/$).
2016 год. Средняя з/п – 5183 грн, или $ 203 (при среднегодовом курсе НБУ в 25,55 грн/$).
2017 год. Средняя з/п – 7104 грн, или $ 267 (при среднегодовом курсе НБУ 26,59 грн/$).

Как видим, доходы украинцев упали более чем в 2,3 раза; до этого времени они не восстановились в прежнем размере.
Поэтому говорить об абсолютном росте ещё очень и очень рано – для начала нужно хотя бы вернуться на отправную точку в $ 453, что на сегодня составляет 11 959,2 грн, а до этих пор все население Украины находится «в минусе».
В 2014 году насчитывалось 18,07 млн работающих людей – их потери за год от снижения доходов составили $ 34,7 млрд, или по $ 1920 на каждого.
В 2015 году 16,44 млн работающих украинцев потеряли $ 51,46 млрд, или по $ 3130 на каждого.
В 2016 году 16,27 млн работающих украинцев потеряли $ 48,83 млрд, или по $ 3001 на каждого.
В 2017 году 16,15 млн работающих украинцев потеряли $ 36,00 млрд, или по $ 3229 на каждого.
Суммарно их потери за 4 года достигли $ 170,99 млрд, или по $ 10 281 на каждого.

Таким образом, в результате действий или бездействия должностных лиц нынешней властной команды каждому работающему человеку в Украине нанесен ущерб в среднем в $10 281, но, к сожалению, ни Гройсман, ни Порошенко, не рассказывают, каким образом они собираются его возместить, более того, его размер они даже не озвучивают.


Субсидии за май не будет в квитанции

«Постановлением Кабинета министров Украины №329 от 27 апреля 2018 года изменен порядок начисления субсидии гражданам Украины: сейчас осуществляется технический процесс начисления по новому порядку. В связи с этим размер субсидии за май, не появится в квитанции», – сообщает пресс-служба АК «Киевводоканал».

Граждан просят не волноваться, так как этот объём субсидии будет обязательно указан в следующих квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. «Настоятельно просим оплатить сумму, которая будет указана в квитанции, чтобы не накапливать долг, который станет основанием для лишения субсидии в дальнейшем. В следующих квитанциях вам будет осуществлен перерасчет с учетом полученной субсидии», – сообщили в пресс-службе АК «Киевводоканал».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Общий годовой бюджет на субсидии составляет 71 млрд грн. Согласно последним данным Государственной службы статистики Украины за январь–май 2018 года, государство перечислило поставщикам ЖК-услуг в виде субсидий 47,62 млрд грн и еще осталось должно за потребленные услуги 11,04 млрд грн, суммарно израсходовано 58,66 млрд грн. До конца года остается 12,34 млрд грн, или 17,4% от всего бюджета, чего, безусловно, не хватает. При формировании бюджета на 2018 год правительство сознательно заложило недостаточно средств на субсидии.

Профильные министерства не могли не понимать, что этих денег не хватит. Звучали цифры в 100–120 млрд грн, но в бюджете предусмотрели 71 млрд грн, из которых ещё нужно было погасить долг за прошлый год в 25 млрд грн. В связи с нехваткой средств, вместо того, чтобы изыскать резервы; возможно, пересмотреть финансирование других государственных программ, правительство решило не утруждаться и сократить «субсидиантов».

Для этого было принято постановление № 329 – оно подано «под соусом» обновления программы предоставления субсидий, которое якобы призвано сделать ее предоставления более справедливой и адресной. Собственно, «справедливость» видна невооруженным глазом. В первый же месяц вступления в силу обновления субсидию просто не начислили, разослав вместо этого уведомления о том, что нужно заплатить самим, а государство потом вернет. Уже в результате июньской операции по урезанию субсидий в квитанциях за май (получаются людьми в июне), с большой вероятностью, «отсеется» часть субсидиантов, причём, самых нуждающихся.

По правилам, субсидии могут лишить за долг, превышающий 340 грн (20 необлагаемых налогом минимумов). Если одинокий человек с низким доходом (пенсионер, инвалид) или многодетная семья не имеют средств для оплаты квитанций без субсидии, которую не предоставили по вине правительства (в связи со срочным «обновлением»), такой социально незащищенный человек или семья попадают в должники и, по требованиям власти, могут быть лишены субсидии. Об этом прямо указывается в уведомлениях, иными словами: «делай, что хочешь, но заплати – иначе заберем субсидию». Именно это называется обновлением для справедливости и адресности.

Правительство, которое хочет бороться со злоупотреблениями в социальных выплатах, а не просто их урезать, действует совершенно иными методами, применяя индивидуальный подход. Социальный работник должен быть как участковый милиционер: знать в лицо всех своих подопечных на участке, историю их жизни, условия проживания, состав семьи, доходы, в какой помощи нуждается человек или семья, и в соответствии с этой информацией оказывать такую помощь. При таком подходе и ответственных работниках ни один подпольный миллионер субсидию не получит и ни один одинокий пенсионер без нее не останется.

А постоянные изменения правил, новые причины для отмены или отказа, урезание норм, бумажная волокита – это делается для уменьшения затрат бюджета путем обезличенного сокращения субсидиантов, а не для справедливости и адресности.


Миллиона пенсионеров коснется рост выплат – Рева

Министр социальной политики Андрей Рева заявил, что миллион людей получат повышение пенсии согласно новому размеру прожиточного минимума. Об этом он сообщил, в эфире 112 Украина. «Сейчас в результате пенсионной реформы мы уменьшаем разрыв в размере пенсий. И в следующий перерасчет пенсий этот разрыв будет еще меньше», – отметил министр.

Также он объяснил различие между минимальной заработной платой и пенсией. «Есть минимальная пенсия для людей, имеющих полный страховой стаж, она установлена в размере 40% от минимальной заработной платы, это 1489 гривен. Но… если ваша базовая пенсия меньше прожиточного минимума, то государство вам доплачивает до прожиточного минимума», – подчеркнул Рева.

Министр напомнил, что прожиточный минимум для утративших трудоспособность до 1 июля был 1373 гривны. Таким образом, минимальная пенсия для тех, кто имеет стаж составляет 1489 гривен, а для тех, кто его не имеет – пенсия не может быть ниже 1373 гривны. По словам Ревы именно для миллиона граждан, которые получали минимальную пенсию в 1373 гривны, с 1 июля ее размер повысится до 1435 гривен, то есть им доплачивается до нового размера прожиточного минимума 62 гривны.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно статьи 48 Конституции Украины, каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье. Для реализации данного Конституционного права в 1999 году был принят ЗУ «Про прожиточный минимум», согласно которому прожиточный минимум – стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

В набор услуг включаются жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи, учреждений культуры, образования, здравоохранения и другие. Прожиточный минимум применяется для:
– общей оценки уровня жизни в Украине, что является основой для реализации социальной политики и разработки отдельных государственных социальных программ;
– установления размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту, определения размеров социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат исходя из требований Конституции и законов Украины;
– определения права на назначение социальной помощи;
– определения государственных социальных гарантий и стандартов обслуживания и обеспечения в отраслях здравоохранения, образования, социального обслуживания и других.

Таким образом, от справедливости и объективности расчета прожиточного минимума зависит уровень з/п, пенсии, стипендии, социальных выплат, других социальных гарантий, и, как следствие, возможность или не возможность нормально существовать гражданам Украины.

Размер прожиточного минимума, установленный сегодня правительством в размере 1700 грн практически в 2 раза меньше его фактического размера, необходимого для поддержания минимального уровня жизни, а для лиц, утративших трудоспособность еще меньше – 1373 грн.

По расчетам Министерства социальной политики Украины, фактический размер прожиточного минимума в ценах апреля 2018 г. в расчете на месяц на одного человека составлял:
– с учетом суммы налога на доходы физических лиц и военного сбора – 3764 грн;
– для лиц, утративших трудоспособность – 2772 грн.

Таким образом, законодательно установленный прожиточный минимум (1700 грн) занижен в 2,2 раза (на 2064 грн) по сравнению с его фактическим размером, а для лиц, утративших трудоспособность (1373 грн) – в 2 раза (на 1399 грн).
Соответственно, рассчитанная на основании заниженного прожиточного минимума минимальная пенсия также занижена в 2 раза, то есть на 1399 грн. Прибавка, о которой говорит Рева, в 62 грн, не может компенсировать занижение минимальной пенсии на 1399 грн.


С 1 июля в Украине повысят пенсии: кому и на сколько

Украинские пенсионеры, имеющие минимальную пенсию, с июля будут получать больше, сообщила пресс-служба Пенсфонда.
Причина повышения – предусмотренный законом о госбюджете на 2018 год очередной рост соцстандартов, намеченный на 1 июля.

Как разъяснила директор департамента пенсобеспечения Пенсфонда (ПФ) Елена Охрименко, с 1 июля минимальная пенсия для тех, у кого есть необходимый стаж работы (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), будет не меньше 1434 грн в месяц. Сейчас минимальная пенсия – 1373 грн. То есть, повысят ее минимум на 1 грн (тем, у кого, к примеру, 1433 грн), максимум – на 61 грн.

По данным ПФ, минпенсию сейчас получают всего около 300 тыс. пенсионеров из 11,7 млн, или 2,6%. У остальных пенсионеров пенсии хотя бы на 1–2 грн выше, за вычетом 89 тыс. социальных пенсионеров, которым платят 30 % минпенсии (412 грн), так как у них нет даже минимально необходимого стажа работы для начисления пенсии. Но в связи с повышением минпенсии соцпенсионеры также получат с июля на 18 грн больше.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Публичный аудит» уже писал о том, что размер установленного правительством прожиточного минимума занижен более чем в 2 раза – как результат, занижена также минимальная пенсия, которая рассчитывается на его основе. Относительно динамики пенсионных выплат за последние 4 года, следует отметить, что по состоянию на 01.01.2014 года средняя пенсия в Украине была 1526,1 грн (при курсе 7,99 грн за $ 1 – $191). Начиная с 2014 года (период работы действующей власти), размер пенсионных выплат менялся следующим образом.

Весь 2014 год средняя пенсия оставалась на уровне 1526,1 грн при среднегодовом курсе НБУ 11,8 грн/$ ($ 128,5).
С 01.01.2015 года средняя пенсия была 1581,5 грн при среднегодовом курсе НБУ 21,84 грн/$ ($ 72,4).
С 01.01.2016 года средняя пенсия – 1699,5 грн при среднегодовом курсе НБУ 25,55 грн/$ ($ 66,5).
С 01.01.2017 года средняя пенсия – 1828,3 грн при среднегодовом курсе НБУ 26,59 грн/$ ($ 68,8).
С 01.01.2018 года средняя пенсия – 2479,2 грн при курсе НБУ на начало года 28,5 грн/$ ($ 86,9).
Как видим, реальный размер пенсии за период работы действующей власти сократился в 2–2,5 раза и до сих пор не восстановлен в прежнем обьеме. Поэтому говорить об абсолютном росте еще очень рано – для начала нужно хотя бы вернуться к отправной точке в $191, что на сегодня составляет 5 023,3 грн, – до этого момента все пенсионеры Украины будут находиться «в минусе».

Потери пенсионеров (13,5 млн человек) от снижения реального размера пенсии за 2014 год составили $ 10,13 млрд, или по $ 750 на каждого.
В 2015 году 12,1 млн пенсионеров потеряли $ 17,22 млрд, или по $ 1423 на каждого.
В 2016 году 12,2 млн пенсионеров потеряли $ 18,22 млрд, или по $ 1494 на каждого.
В 2017 году 11,9 млн пенсионеров потеряли $ 17,46 млрд, или по $ 1467 на каждого.
Суммарно их потери от снижения реального размера пенсии за 4 года достигли $ 63,03 млрд, или по $ 5 134 на каждого.
Поэтому вместо рассказов о том, как пенсионерам добавят по 18 грн или по 62 грн, действующей власти следовало бы рассказать, когда и как им вернут прежний размер пенсии в $ 191 и компенсируют потерянные за 4 года $ 5 134 на каждого.


Рева заявил о росте реальных зарплат на 11%

Размер реальной заработной платы в Украине за пять месяцев этого года вырос на 11%. Об этом сообщил министр социальной политики Украины Андрей Рева. «За первые пять месяцев этого года реальная зарплата выросла почти на 11%, номинальная на 26 – процентных пункта. И статистика показывает, что темпы роста цен на товары по сравнению с прошлым годом замедлились, о чем свидетельствуют данные Госстата», – сказал Рева.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на конец 2013 года средняя заработная плата в Украине была 3619 грн, что при курсе 7,99 грн за доллар составляло $ 453. Для возврата на уровень доходов 2013 года средняя заработная плата в Украине сегодня должна составлять 11 959,2 грн, но она в апреле 2018 года (последние статистические данные) составляла 8480 грн.

Большинство украинцев возмущает статистический размер средней заработной платы, их реальные доходы не соответствуют статистическому размеру, проанализируем, как проводится расчет средней заработной платы и почему он не соответствует реальным доходам большинства украинцев.

Первое, на что следует обратить внимание — это то, что средняя заработная плата указывается без вычета налогов (18% – ПДФО и 1,5% – военный сбор), таким образом, чистая заработная плата, которую получают украинцы фактически на 19,5% ниже, чем указывает статистика. Второе, на что следует обратить внимание, это то, что при расчете средней заработной платы не берутся во внимание мелкие предприятия и предприниматели с числом сотрудников ниже 10.

Распределение работающих людей в Украине по уровню заработной платы выглядит так:
7,9% – получают заработную плату ниже минимальной (до 3723 грн – грязными или до 2997 грн – чистыми);
44,1% – получают заработную плату от 3723 до 6000 грн (грязными) или от 2997 до 4830 грн (чистыми);
26,7% – получают заработную плату от 6000 до 10 000 грн (грязными) или от 4830 грн до 8050 грн (чистыми);
12,5% – получают заработную плату от 10 000 грн до 15 000 грн (грязными) или от 8050 грн до 12 075 грн (чистыми);
8,8% – получают заработную плату от 15 000 грн (грязными) или от 12 075 грн (чистыми).

Как видим из приведенных статистических данных более половины работающих людей (52%) зарабатывают в месяц менее $185 (до 4830 грн чистыми), при этом, 7,9% зарабатывают менее $115 чистыми в месяц.
26,7% работающих людей зарабатывает чистыми от $185 до $308.
12,5% работающих людей зарабатывает чистыми от $308 до $462.
И всего 8,8% работающих людей зарабатывает чистыми от $462 и выше.

Приведенный анализ четко указывает на то, большинство работающих людей имеют доход ниже среднестатистического, но за счет небольшого числа высокооплачиваемых работников (8,8%), к которым относятся многочисленные чиновники с доходами в 100-200 тыс грн в месяц, руководители госпредприятий с з/п в 1 000 000 грн, депутаты, и их окружение, средняя заработная плата по стране выглядит куда выше.