Дайджест 19-25/02/2018

Всемирный Банк: Киеву придётся привлекать новые кредиты

Украина должна выплачивать свои долговые обязательства – в противном случае она потеряет возможность привлечения новых кредитов на внешних рынках. Об этом заявил вице-президент Всемирного банка Сирил Муллер.

Он подчеркнул, что экономическая программа правительства Украины должна отвечать ожиданиям кредиторов. «Долги нужно отдавать. Это хороший сигнал для кредиторов и возможность получить новое финансирование. Но, привлекая новые кредиты, надо быть очень осторожными. И, конечно, необходимо взвешенно подходить к суммам заимствований. Не нужно накапливать долги, потому что в будущем часть доходов государства уйдет на их выплаты, поэтому занимать надо, осознавая, что рост государственного долга – это не меньший риск, чем отказ от обслуживания долгов», – сказал вице-президент ВБ.

Муллер также выразил уверенность, что Украина сможет выплатить свои долги и в этом, и в следующие годы. «Уже есть план финансирования, который поможет вам это сделать. Вы не останетесь один на один с “долговой” проблемой. Но крайне важны две составляющие этого плана. Во-первых, речь идет об оптимизации управления государственным долгом, которая позволит избежать в будущем сложившейся сейчас ситуации, когда большинство выплат пришлись на довольно короткий период. Долговые выплаты надо планировать заранее», – отметил вице-президент ВБ. По его мнению, украинские органы власти должны изменить свои подходы к долговой политике, планируя не только привлечение средств, но и будущие выплаты по заимствованиям, растягивая эти выплаты во времени.

Как понимать?

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн, или 72 % от планируемого номинального ВВП на 2017 год).
Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд – поэтому правительству необходимо обеспечить приток валютных средств.

Негативным фактором является наличие торгового дефицита по итогам 2017 года в размере $ 6,3 млрд. Кроме того, согласно постановлению КМУ № 411 дефицит платежного баланса в 2018 году прогнозируется на уровне $ 8,7 млрд (+38 % к предыдущему году), что свидетельствует о необходимости существенного валютного запаса для обеспечения внешнеэкономических операций при стабильности нацвалюты. Так, МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых обязательств. Следует отметить, что международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by – 3 %) и на длительный срок.

Прекращение выдачи новых кредитов от международных организаций Украине повышает суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство страны ищет любые механизмы для получения кредитов, но условия, по которым их предоставляют, приведет к существенному увеличению долговой нагрузки в будущем. Так, альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций. По данным Минфина, осенью 2017 года от размещения евробондов Украина привлекла $ 3 млрд с конечным сроком погашения в 2032 г. и ставкой 7,375 %. Часть средств ($ 1,6 млрд), полученных от размещения, была использована для выкупа ранее выпущенных еврооблигаций 2019 и 2020 гг.

Кроме того, авторитетные американские и европейские банки начали выпускать кредитные ноты под гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). С помощью этих нот банк получает возможность управлять кредитными рисками путём рефинансирования выданного кредита и передавать связанные с ним риски третьим лицам – инвесторам (спекулянтам, хедж-фондам). Так, портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учётной ставки (с 12,5 % до 16 %), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17–17,5 % годовых: интерес у инвесторов вызывает высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам. Данная стратегия привлечения заёмных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной перспективе увеличит дефолтные риски страны в связи с увеличением долговой нагрузки по выплате процентов. Кроме того, сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счёт которых можно погашать внешние обязательства, поэтому политика реструктуризации долгов сегодня очень актуальна.


В украинских банках объем неработающих кредитов достиг почти 600 млрд гривен

Объем неработающих кредитов в украинских банках на 1 января 2018 года составил 594,999 млрд грн, что на 15,766 млрд грн, или на 3,5% больше показателя на 1 марта прошлого года – период начала публикации соответствующей статистики с учетом показателей всех банков. Об этом свидетельствуют данные на сайте Национального банка Украины относительно неработающих кредитов, по которым зафиксирован дефолт – просрочка платежа по активу свыше 90 дней (30 для банков- должников) или низкая вероятность своевременного погашения долга без взимания обеспечения. Согласно данным НБУ, вопреки росту объема неработающих кредитов, их доля за соответствующий период снизилась на 1,36 п.п. – до 54,54% на начало текущего года.

Также сообщается, что общий объем кредитов на 1 января составил 1,091 трлн грн, что на 54,716 млрд грн, или на 6,6% больше показателя на 1 марта 2017 года. Активы работающих банков Украины, без учета неплатежеспособных финансовых учреждений, за январь-ноябрь 2017 года выросли на 2,1%, – до 1,283 трлн грн.

Как понимать?

По состоянию на 1 декабря количество работающих в Украине банков, имеющих лицензию на осуществление банковской деятельности, составило 86, в том числе 38 банков с иностранным капиталом. Следует отметить, что уровень токсичности необслуженных кредитов продолжает оставаться критически высоким. По состоянию на 01.01.2018 (данные НБУ) кредитный портфель украинских банков составляет 1,09 трлн грн ($ 40 млрд долл; 2013 г. – $ 113,7 млрд). При этом в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов составляет 595 млрд грн, или 54,5%.

По данным НБУ, доля неработающих кредитов в госбанках составляет 71,12% (значительная часть – «ПриватБанк», в банках с иностранным капиталом – 41%, с частным капиталом – 24%, при этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 января составляет 50,6%, в иностранной валюте – 63%. Существенная часть – 27 млрд грн – это необслуженные кредиты в АТО и Крыму. Необслуженные кредиты на 255 млрд грн – кредиты, выданные 40 группам компаний. Их задолженность составляет 97% от всех этих кредитов. Следует отметить, что кризис 2014–2017 привел к наибольшему сокращению уставного капитала именно в банках с украинским частным капиталом на фоне госбанков и финучреждений с иностранным капиталом. Таким образом, данные банки потеряли около 61 млрд грн уставного капитала, являющегося одним из основных показателей надлежащего уровня защищенности финучреждения от непредсказуемых рисков и сопровождающих их убытков.

Общим знаменателем для вышеописанных банков является то, что их позиции на рынке напрямую зависят от влиятельности владельцев, а точнее от способности выбить у государства какие-либо льготы или очередное повышение тарифов принадлежащих им естественных монополий, за которые, в итоге, платит не только госбюджет, но и все остальные участники рынка и рядовые граждане. Кроме того, повышение учетной ставки НБУ до 16% привело к повышению доходности по ОВГЗ, как основного инструмента получения доходов банка вместо кредитования бизнеса. Такими действиями НБУ пытается также мобилизировать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов. Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе, свидетельствует о высоких рисках новой волны банковского кризиса.


Инфляция в январе. Госстат Украины отчитался о росте цен в первый месяц 2018 года

В январе 2018 года потребительские цены повысились на 1,5%. Об этом сообщила Государственная служба статистики. Базовая инфляция, по данным Госстата, в сравнении с декабрем 2017 года составила 0,7%, а в годовом измерении – 9,8%.

Так, цены на продукты питания и безалкогольные напитки в январе повысились на 2 %, на одежду и обувь – снизились на 3,9%, на жилищно- коммунальные услуги +0,4%, на услуги, связанные со здравоохранением, +1,4%, на образование +1,4%. В частности, наибольшее подорожание зафиксировано на овощах и фруктах – 10,8% и 7,6%. По сравнению с январем 2017 года в январе 2018 года потребительские цены повысились на 14,1%. При этом снижение стоимости на 2,7% было зафиксировано на гречку, сахар подешевел на 1%. Цены на алкогольные напитки и продукцию табачной промышленности выросли на 1,1%. В том числе стоимость сигарет выросла на 1,6%, а алкоголь прибавил в цене на 0,5%.

Как понимать?

В январе 2018 года потребительская инфляция ускорилась до 14,1% в годовом измерении. В месячном измерении рост инфляции составил 1,5%.
Рост цен на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 0,4% произошел главным образом за счет повышения тарифов на содержание домов и придомовых территорий на 6%, цен на сжиженный газ на 4,8%, платы за аренду жилья на 0,9%.

Одним из основных катализаторов роста инфляции в 2017 году (13,7% в годовом выражении) стало двукратное увеличение минимальной зарплаты, а с 1 января 2018 года она повысилась на 16%, до 3723 грн. Кроме того, ранее Порошенко озвучивал инициативы о росте минимальной з/п в 2018 году до 4 100 грн. Любое повышение минимальной зарплаты должно происходить параллельно с улучшением производительности. Необъективное повышение минимальной зарплаты создает дополнительную нагрузку для предприятий, особенно для небольших, в регионах. Для них это увеличивает затраты на производство и, как результат, снижает их конкурентоспособность. В результате, эти расходы перекладываются на потребителей, что приводит к усилению инфляционных процессов. Так, для роста минзарплаты необходимо наличие фундаментальных макроэкономичных факторов, когда экономика растет и именно это дает возможность наращивать з/п.

Благодаря повышению учетной ставки на конец января 2018 года (16%), что подняло доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ удалось незначительно уменьшить ликвидность на рынке и незначительно успокоить инфляцию в октябре. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Кроме того, динамика роста денежной массы обусловлена преимущественно увеличением объёма наличных средств в обращении вне банков (денежный агрегат М0) с 308,6 в октябре 2017 до 361,5 млрд грн в январе 2018 (+17%). Кроме того, агрегат М1 (депозиты, которые могут быть конвертированы в наличные средства по требованию собственника) в ноябре 2017 года составил – 241,2 млрд грн.

Однозначно, при данных макроэкономичных факторах, отсутствии стратегии восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплатах по внешним долгам – инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 (целевой ориентир – 15-18%).


Данилюк рассказал о результатах визита миссии МВФ

Сроки выделения очередного транша Международного валютного фонда для Украины зависят от принятия закона о Высшем антикоррупционном суде. Об этом заявил министр финансов Украины Александр Данилюк в эфире 5 канала.

«У МВФ всегда простая и понятная позиция. Сроки зависят от Украины… Если мы будем затягивать, будет затягиваться и получение транша…Предпосылкой получения транша является принятие закона. Не создание самого суда (Высшего антикоррупционного), а принятия закона. Если закон не будет соответствовать требованиям МВФ, или эти требования не будут изменены, очередной транш Украине не предоставят», – отметил он.

Как понимать?

Миссия МВФ находилась в Украине с 12 по 16 февраля. Ещё до её прибытия было понятно, что основными отправными точками для продолжения сотрудничества являются Закон об Антикоррупционном суде и приведение цен на газ к рыночному уровню. По мнению представителей Фонда, цель очередного внедрения рыночных цен на газовом рынке – уравнение ценообразования домохозяйств и промышленности.

По газу, со слов Порошенко, решение уже принято; в скором времени правительством будет анонсирован чёткий механизм пересмотра цены.
Касательно президентского законопроекта об Антикоррупционном суде (АКС), то в его нынешней редакции все сложно, поскольку проект был раскритикован МВФ. Наибольшие претензии связаны с вопросом отбора судей: Фонд требует, чтобы представители международных доноров Украины имели право блокировать назначение недобропорядочных судей. МВФ очень заинтересован в принятии данного Закона и настаивает на этом при каждом удобном случае, упоминая Украину.

Касательно сотрудничества в целом, то долг Украины перед МВФ, по данным НБУ, сейчас составляет $ 12 млрд, или 30,2 % от общего внешнего долга.
Долговые выплаты Украины в течение 2018 года составят $ 11 млрд. В случае невыплаты страну ожидает суверенный дефолт (банкротство государства, которое приведет к неплатежеспособности по внешним и внутренним долговым обязательствам). Как результат, государство будет «отрезано» от внешнего капитала в условиях экономического спада, а держатели украинских обязательств начнут международные судебные процессы с целью возмещения инвестиций. Набранные за три года кредиты от МВФ не пошли на развитие национальной экономики – они были направлены на пополнение ЗВР и выплату процентов по кредитам. На конец 2017 года эти резервы составляли $ 18,8 млрд ($ 15,5 млрд – иностранная валюта, $ 2,3 млрд – специальные права заимствования, $ 1 млрд – золото); т. е. математически на выплату долга в этом году ЗВР хватит. Получение очередного транша в $ 1,9 млрд, за который так ратует Порошенко, необходимо для сбалансирования ЗВР и выплаты по долгам.

Никакого влияния на макроэкономические показатели при правительстве Порошенко-Яценюк-Гройсман полученные кредиты МВФ не имели.
Можно предположить, что одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является реструктуризация долгов либо объявление технического дефолта.

Конечно, перед выборами Порошенко наряду с его депутатами дефолт не нужен, поэтому, скорее всего, с учётом нынешнего заявления и результатов инспектирования миссией украинской экономики, Порошенко пойдёт на удовлетворение требований МВФ – соответствующие изменения будут учтены в проекте Закона ко второму чтению; именно этот документ будет первым в повестке на ближайших заседаниях ВРУ.


Кабмин повысил пенсии военным

В среду, 21 февраля, правительство одобрило решение о повышении пенсий военнослужащим в среднем на 1,5 тыс. грн. Решение представил премьер-министр Владимир Гройсман во время заседания Кабмина. Отмечается, что принятое решение не требует изменений действующего законодательства, и оно будет в силе до момента наработки и принятия соответствующего законопроекта, который сегодня обсуждается на разных площадках.

«Мы начали дискуссию о пенсиях военнослужащим осенью. Это чрезвычайно важный закон, который устанавливает справедливость относительно военных. Я обещал с 1 января повысить пенсии, и я помню об этом. Но дискуссии относительно проекта закона продолжаются. И они могут длиться месяц и два. Я помню, что обещал. Поэтому сегодня мы принимаем решение о повышении пенсий для военнослужащих – в среднем на 1,5 тыс. грн. Начисления начнутся с сегодняшнего дня», – сказал Гройсман.

Глава правительства сообщил, что решение было наработано совместно специалистами Минэкономразвития, Минсоцполитики и Минфина.
«Решение принято, и процесс начнется. А между тем я призываю все стороны работать над тем, чтобы разработать новый закон, который восстановит социальную справедливость относительно военнослужащих», – добавил премьер-министр.

Как понимать?

Любое увеличение выплат пенсионерам – это, безусловно, положительно, но следует обратить внимание на некоторые детали.

1. «Принятое решение не требует изменений действующего законодательства».
Для увеличения пенсий законодательство менять не обязательно – достаточно решения Кабмина. Об этом говорилось, когда под «ширмой осучаснення» Гройсман протащил пенсионную реформу, увеличившую страховой стаж для выхода на пенсию с 15 до 25 лет, а далее – до 35 лет и сократившую стоимость одного года страхового стажа с 1,35 % до 1 %. Это было необязательно, пенсии можно было увеличить и без «реформы».

2. В октябре 2017 года пенсии не выросли не только у военных, но и у госслужащих, ученых, учителей, врачей и других бюджетников с низкой зарплатой, а также миллионов пенсионеров (которые получили мизерную прибавку в 100–200 грн, что нельзя считать полноценным повышением доходов).
Почему Гройсман вспомнил только про социальную справедливость в отношении военных пенсий? Все банально просто: выплату военных пенсий регламентирует Закон Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» который, кроме военных, распространяется также на МВД, полицию, Нацгвардию и других силовиков.

В условиях нестабильной политической обстановки в стране, нарастающих протестных настроений правительство опасается остаться без поддержки силового блока, личный состав которого испытывал негодование пенсионной несправедливостью. Учителя, врачи, бюджетники, другие гражданские пенсионеры и лица предпенсионного возраста, в отличии от силовиков, не являются опорой действующего режима и не представляют для него большой угрозы, которой могут стать взбунтовавшиеся военные.

Две недели назад по стране прокатилась волна митингов с участием военных и силовиков, недовольных тем, что повышение пенсий их не коснулось. Это и послужило причиной сегодняшнего решения Кабмина.

Украина существенно нарастила экспорт в Германию Украина по итогам 2017 года экспортировала в Германию товары на €2,2 млрд, что на 24% больше в сравнении с 2016 годом (€1,8 млрд). Об этом свидетельствуют данные немецкого Федерального ведомства статистики. Вместе с тем, импорт немецких товаров также увеличился примерно на 21 % – с €3,6 млрд в 2016 году до €4,4 млрд. По данным Госстата, товарооборот между Украиной и Германией в 2017 году составил € 7,2 млрд, который распределяется следующим образом: экспорт украинских товаров в Германию – $ 1,75 млрд, импорт – $ 5,44 млрд. Таким образом, отрицательное торговое сальдо достигло $ 3,7 млрд.

Для сравнения, в 2013 году товарооборот составлял $ 8,4 млрд (экспорт – $ 1,6 млрд, импорт – $ 6,8 млрд). В 2014 году экспорт – $1,5 млрд, импорт – $5,4 млрд. В 2015 – $1,3 млрд и $ 4 млрд соответственно, и только в 2016 году сокращение торговли между Украиной и Германией прекратилось: объём экспорта – $ 1,4 млрд, импорта – $ 4,3 млрд.

Тем не менее, на сегодняшний день товарооборот упал почти на 15 %, если сравнивать с 2013 годом (торговля с Германией по объёмам была наивысшей по сравнению с другими странами Европы). Что же касается её товарной структуры, то она особо не изменилась: больше всего продаём в Германию продукции из чёрных металлов, электрических машин, одежды; покупаем реакторы ядерные, котлы, автомашины.

В целом наблюдается рост торгового оборота со странами ЕС; связан он с реализацией агро- и металлургической продукции при удачной ценовой конъюнктуре.  В частности, экспорт продовольственных товаров в страны Европы по результатам 2016 года позволил Украине войти в ТОП-3 поставщиков агропродукции в ЕС. В 2017 году Украина экспортировала в ЕС аграрных и пищевых продуктов на $ 5,8 млрд, что на $ 1,6 млрд больше, чем в 2016-м. Главным покупателем украинской сельскохозяйственной продукции в Европе стали Нидерланды, на которые пришлось 18 % экспорта.

Наибольший объём товаров экспортируется в Италию (металлургическая продукция, подсолнечное масло, пшеница) и в Польшу (в основном, руда и подсолнечное масло). Если говорить об импорте из стран Европы, то здесь, прежде всего, стоит отметить рост доли энергоносителей.
Экспорт украинской продукции имеет низкую добавленную стоимость, что влияет на экономическую ситуацию.


Розничная торговля в Украине с начала года выросла на 9,6%

Оборот розничной торговли в Украине в январе 2018 года вырос на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (в сопоставимых ценах) – до 68,828 млрд грн, сообщается на сайте Государственной службы статистики Украины.

Согласно сообщению, больше всего в январе оборот розничной торговли вырос в Закарпатской (на 21,8% – до 1,77 млрд грн), Сумской (на 13,9% – до 1,445 млрд грн), Черкасской (на 13,8% – до 1,668 млрд грн), Черниговской (на 12,4% – до 1,359 млрд грн), Николаевской (на 12,1% – до 1,629 млрд грн), и Винницкой (на 12% – до 1,889 млрд грн) областях. Самый маленький рост розничного товарооборота в январе 2018 года был зафиксирован в Ривненской области (на 3,6% – до 1,212 млрд грн). При этом снижение не зафиксировано ни в одной области.

Объем розничного товарооборота предприятий, которые осуществляют деятельность по розничной торговле, в январе 2018 года составил 49,468 млрд грн, что на 9,5% больше показателя за январь 2017 года.

Как понимать?

По данным Госстата, за январь 2017 года оборот розничной торговли составил 52,9 млрд грн, что на 9,6% меньше по сравнению с данными за 2018 год. Данный рост указан с корректировкой на инфляционные и девальвационные процессы (в сопоставимых ценах). Фактически, номинальный рост розничной торговли составил +30%.

Катализатором данного роста стало увеличение минимальной зарплаты с 1 января 2018 года на 16% до 3723 грн. Однако в среднесрочной перспективе данные действия приведут к росту инфляционных процессов. Так, любое повышение минимальной зарплаты должно происходить параллельно с увеличением производительности. Необъективное повышение минимальной зарплаты создает дополнительную нагрузку для предприятий, особенно для небольших в регионах. Для них это увеличивает затраты на производство и, как результат, снижает их конкурентоспособность.

В результате эти расходы перекладываются на потребителей, что приводит к усилению инфляционных процессов. Так, для роста минзарплаты необходимо наличие фундаментальных макроэкономичных факторов, когда экономика растет и именно это дает возможность наращивать зарплаты.
В то же время по отношению к предшествующему месяцу – декабрю 2017 года – товарооборот уменьшился на 24,5%.

Наибольший рост оборота зафиксирован в предприятиях (юрлиц и физлиц-предпринимателей) в январе 2018 года по сравнению с январем 2017 года, в связи с низкой базой для сравнения. Объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 159,2 млрд грн ($ 45,3 млрд), что свидетельствует о падении розничной торговли на 47,5% только за соответствующий период. Кроме того, кумулятивная инфляция за этот период составила 13,7 %, а девальвация – 5%. Это свидетельствует о более глубоком реальном уменьшении розничной торговли. Объём розничной торговли за 2013 составил 884,2 млрд грн ($ 110,6 млрд) при курсе доллара 7,99 грн и годовой инфляции +0,5%.

Даная ситуация является результатом неэффективной экономической политики в условиях потери части промышленных регионов и блокады Донбасса, вследствие чего кумулятивный реальный ВВП за 3 года упал на 14%.

Индекс потребительских настроений в декабре остался на отметке 60,3 (по шкале от 0 до 200), практически не изменившись в месячном измерении.
Так, рост розничной торговли в январе 2018 не свидетельствует о восстановлении экономических процессов, так как в годовом выражении отмечается спад. Кроме того, решение НБУ о поднятии учетной ставки (16%) повлечет за собой удорожание кредитных ресурсов, вследствие чего снизится делова активность и уменьшится торговля в будущих периодах.


Активы НБУ превысили триллион гривен

Активы Национального банка Украины по состоянию на 1 января 2018 года достигли 1 трлн 26 млрд гривен. Это на 9,1 % больше, чем на 1 января 2017 года. Согласно им, основные изменения зафиксированы по статьям «средства и депозиты в иностранной валюте и банковских металлах», которые сократились вдвое – до 25,17 млрд млрд грн (хотя и выросли в четвертом квартале на 8,2%) и «ценные бумаги нерезидентов», которые увеличились на 50,5% – до 414,46 млрд грн, в том числе в четвертом квартале их рост составил 11,4 %.

В структуре обязательств стоимость банкнот и монет в обращении за год увеличилась на 6%, или на 20,5 млрд грн, – до 361,54 млрд грн, в том числе в четвертом квартале – на 9,6 %. Средства государственных и других учреждений, подскочившие за девять месяцев 2017 года вдвое – до 98,93 млрд грн, в четвертом квартале снизились на 43,3%, в целом по итогам года их рост составил 15,6% (до 56,08 млрд грн). Объём депозитных сертификатов существенно не изменился – 67,19 млрд грн против 68,17 млрд грн годом ранее, а средства банков даже сократились – 40 млрд грн против 44,3 млрд грн. Обязательства Нацбанка перед МВФ в 2017 году увеличились на 21,5 % – до 206,25 млрд грн.

Согласно отчётности, собственный капитал за минувший год увеличился на 41,2 % – до 208,5 млрд грн за счёт роста резервов переоценки активов и обязательств на 64,8 %, или на 60,4 млрд грн, – до 153,69 млрд грн.

Как понимать?

Активы работающих банков Украины за январь 2018 года выросли на 9,1 % – до 1,26 трлн грн. В то же время банковские активы сократились на 230 млн грн (2 %) по сравнению с ноябрем 2017 года. Основным катализатором роста активов банков является монетарная политика НБУ: в январе была повышена учетная ставка, что вызвало заинтересованность коммерческих банков в депозитных сертификатах регулятора. Однако данные действия привели к удорожанию заемных средств – следствием этого будет понижение деловой активности в будущем.

Кроме того, такими действиями НБУ пытается мобилизировать дополнительные доходы в бюджет, уменьшить ликвидность на рынке и, таким образом, незначительно успокоить инфляцию. В целом ситуация со структурой активов украинских банков является катастрофичной из-за высокого уровня токсичности необслуженных кредитов. Так, по данным НБУ, по состоянию на 01.01.2018 кредитный портфель украинских банков составлял 1,09 трлн грн (экв. долл. – 40 млрд долл.; 2013 – 113,7 млрд долл.). При этом в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов достигает 595 млрд грн, или 54,5 %.

По информации Нацбанка, доля неработающих кредитов в госбанках составляет 71,12 % (значительная часть – в «Приватбанке», в банках с иностранным капиталом – 41 %, с частным капиталом – 24%. При этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 января соответствовало 50,6 %, в иностранной валюте – 63 %.

По состоянию на 1 декабря количество работающих в Украине банков, имеющих лицензию на осуществление банковской деятельности, составило 86, в том числе 38 банков с иностранным капиталом. Следует отметить, что кризис 2014–2017 привел к наибольшему сокращению уставного капитала именно в банках с украинским частным капиталом на фоне госбанков и финучреждений с иностранным капиталом. Таким образом, данные банки потеряли около 61 млрд грн уставного капитала, являющегося одним из основных показателей надлежащего уровня защищенности финучреждения от непредсказуемых рисков и сопровождающих их убытков.

Общим знаменателем для вышеописанных банков является то, что их позиции на рынке напрямую зависят от влиятельности владельцев. А точнее, от способности выбить у государства какие-либо льготы или очередное повышение тарифов (благодаря чему выигрывают принадлежащие им естественные монополии), за которые в итоге платит не только госбюджет, но и все остальные участники рынка и рядовые граждане. Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе свидетельствует о высоких рисках новой волны банковского кризиса.

Долг Киева за тепло превысил пять миллиардов

По состоянию на 1 февраля 2018 г. задолженность потребителей Киева за использованную тепловую энергию увеличилась на 10% (на 466 млн грн) по сравнению с 1 января и составила 5,18 млрд грн. Об этом сообщается на официальном сайте «Киевэнерго». Как отмечается, самая большая задолженность за тепло, отопление и горячую воду перед компанией зафиксирована у населения и жилищно-эксплуатационных организаций столицы – 2,8 млрд и 800 млн гривен соответственно.

Также выросли долги государственного бюджета за отопление и горячую воду. В частности, на 1 февраля задолженность по компенсации льгот и субсидий за теплоэнергию достигла 946 млн гривен, а задолженность организаций, финансируемых из госбюджета, составила 131,7 млн гривен.

Как понимать?

Киев, как самый многонаселенный город Украины, имеет и максимальные долги за ЖК-услуги, но это проблема далеко не только столицы: рост долгов за ЖК-услуги имеет место во всех без исключения регионах страны. На начало 2018 года общий долг населения составил 32,3 млрд грн, в т.ч.:
• газ – 12,4 млрд грн;
• отопление и горячая вода – 11,1 млрд грн;
• электроэнергия – 3,6 млрд грн;
• содержание дома и придомовой территории – 3,1 млрд грн;
• вода – 1,8 млрд грн;
• вывоз мусора – 0,4 млрд грн.

Стоит отметить, что в 2015 году задолженность жителей Украины за ЖКУ составляла 11,5 млрд гривен. Всего за 2 года, в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики, долги населения выросли в 2,8 раза. Кроме того, на 01.02.18 долг в 29,6 млрд грн имеет бюджет перед поставщиками ЖК-услуг за использованные в прошлом и текущем году субсидии. Таким образом, суммарный долг населения и государства перед поставщиками ЖК-услуг на 01.02.18 составил 61,9 млрд грн, а это 91% от прошлогоднего бюджета на субсидии.

Беспрецедентный рост долгов за жилищно-коммунальные услуги наблюдается по всей стране. Несмотря на многомиллиардные затраты бюджета на субсидии и ужесточение ответственности за долги (лишение субсидий), население всё равно платит за коммуналку в 3 раза хуже, чем 2 года назад.
За 4 года «реформ» финансовые запасы украинцев иссякли. Как бы правительство ни старалось, какие бы новые санкции не выдумывало – платить населению нечем.

Неплатежи являются комплексной проблемой, связанной с тем, что правительство нарушило баланс между доходами населения и расходами на жилищно-коммунальные услуги, который согласно действующего ЗУ «Про жилищно-коммунальные услуги» должен соблюдаться, и всегда соблюдался до 2014 года.

Далее, с учетом планов правительства по сокращению субсидий и дальнейшему повышению тарифов, долг населения будет продолжать расти, что в конечном итоге может спровоцировать коллапс в ЖК сфере и привести к тяжелым последствиям, как для населения, так и для страны в целом.


Экономика Украины должна расти на 4-6% в год, — НБУ

«В 2017 году, при цели по инфляции в 8±2% фактически имеем 13,7%. А ещё имеем рост ВВП за 2017 год на уровне 2,1 %, что критически слабо как на фоне базы сравнения (не самый удачный 2016 год), так и с точки зрения того, что экономика Украины может и должна расти темпами в 4–6 % в год», – пишет Данилишин.

По его мнению, содействие поддержанию устойчивых темпов экономического роста тоже относится к задачам НБУ. «В современных экономических реалиях Украины жесткая монетарная политика провоцирует медленные темпы экономического роста. Вот несколько цифр в подтверждение. Уровень монетизации экономики Украины по состоянию на конец прошлого года составлял 40%», – заявил глава совета НБУ.

Как понимать?

После падения кумулятивного ВВП с конца 2013 года на 12% украинской экономике, однозначно, необходим ежегодный рост ВВП минимум на 6 % для быстрого восстановления всех процессов. Следует отметить, что одним из основных катализаторов её спада является именно монетарная политика НБУ, которая вместо создания благоприятных условий для развития порождает только всевозможные ограничители.

Так, ограничительная монетарная политика серьезно сдерживает кредитование экономики (в первую очередь из-за высоких ставок) в связи с инфляционным таргетированием. На начальном этапе, в 2014–2015 гг., этот инструмент выполнял важную функцию: генерировал излишнюю ликвидность, сдерживая давление гривневой массы, и не позволял девальвировать национальную валюту.

В 2016–2017 гг. большой потребности в этом не было, но объём рынка депозитных сертификатов НБУ был масштабным. Среднедневные остатки по депозитным сертификатам составляли 55 млрд грн в 2016 году и 49,3 млрд грн в 2017 году. При этом в 2017 году они были на 22 % выше, чем в 2015 году, то есть тогда, когда этот инструмент действительно выполнял функцию по сдерживанию гривны от девальвации. В 2016 году НБУ выплатил банкам по депозитным сертификатам 9,6 млрд грн, в 2017 году – 6,4 млрд грн.

Кроме того, повышение учётной ставки НБУ (16 %) привело к повышению доходности по ОВГЗ как основного инструмента получения доходов банков. Такими действиями НБУ обеспечивает финансирование бюджетного дефицита.

По состоянию на 20.02.18 в обращении находятся ОВГЗ на сумму 744,941 млрд грн, крупнейшим их держателем выступает НБУ – 356,247 млрд грн. Банки владеют гособлигациями на 350,424 млрд грн, юрлица – на 24,92 млрд грн, физлица – на 1,58 млрд грн. С начала года портфель гривневых ОВГЗ у нерезидентов вырос с 5,2 млрд до 12 млрд грн.

Поэтому для обеспечения стремительного роста ВВП необходима оптимизация монетарных параметров Нацбанка. Так, следует осуществлять поэтапное уменьшение учётной ставки до 8 %, благодаря чему возобновится кредитование и, как следствие, повысится деловая активность. В ином случае нестабильная экономика в условиях ограничения ликвидности будет показывать отрицательный результат.