Дайджест 19-25/03/2018

Доля украинского экспорта в ЕС достигла 45% – Гройсман

В январе 2018 года доля украинского экспорта в страны Европейского Союза составила 45,8 %, увеличившись на 6,3 п. п. по сравнению с январем прошлого года. Об этом у себя в Facebook сообщил премьер-министр Владимир Гройсман. «Евросоюз – наш главный торговый партнер – 45,8% от общего экспорта», – написал премьер.

По его словам, в январе Украина увеличила экспорт товаров на 23,5 % (по сравнению с январем 2017) и всего наша страна экспортировала на $ 3,7 млрд. Раннее «Публичный аудит» давал свою оценку популистическим заявлениям отдельных топ-чиновников из числа украинской власти, которые рассказывают украинцам об увеличении внешнеторговых связей с Евросоюзом, о переходе ЕС на первое место в торговле с Украиной.

Как понимать?

Людей уверяют в том, что нас удалось потеснить остальных партнёров, исторически занимавших лидирующие позиции. Безусловно, главной идеей всех этих заявлений является демонстрация сокращения торговых отношений с РФ в пользу сотрудничества со странами ЕС. Вот только манипуляция заключается в том, что украинские чиновники для улучшения общей картинки используют цифры товарооборота со всеми странами ЕС и сравнивают её с торговым оборотом между Украиной и РФ.

Вот и сейчас картина такова: действительно, по итогам января 2018 года экспорт украинских товаров в ЕС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 43,4 %, составив $ 1,7 млрд; импорт увеличился на 25,1% и составил $ 1,5 млрд. С Россией картина выглядела следующим образом: экспорт с Украины равен $ 264,3 млн, он практически сохранил прошлогодний уровень, а вот импорт из России в сравнении с прошлым годом вырос на 32 % и достиг $ 692 млн.

Однако, если рассматривать каждую страну как отдельного субъекта внешнеэкономической деятельности, то РФ остаётся главным партнером Украины по внешней торговле с товарооборотом за январь 2018 в $ 956,3 млн. Единственная страна, куда украинские товаропроизводители сумели продать свою продукцию больше, чем в Россию, – Турция (объём экспорта – $ 289,8 млн).

Безусловно, увеличение товарооборота со странами ЕС является положительным трендом. В то же время отказ от развития исторически сложившихся рынков сбыта, мало того, препятствование сотрудничества с ними, приводит к тому, что в 2017 году в сравнении с 2013 годом внешняя торговля Украины сократилась со $ 140,3 млрд до $ 92,8 млрд (на 34 %). Если сравнивать по итогам 2017 года объём всего товарооборота между Украиной и странами ЕС, то он всё равно не дотягивает до уровня такого товарооборота между ЕС и Украиной в 2013 году. Так, в 2013-м общий объём торговли составлял $ 43,7 млрд, а в 2017-м – $ 38,3 млрд. При этом и не стоит забывать, что в 2013 году зоны свободной торговли с ЕС ещё не было.

Вывод – необходимо развивать все направления внешней торговли со всеми заинтересованными в сотрудничестве странами, поскольку при нынешней экономической ситуации Украина не может и не имеет права действовать избирательным методом в отборе партнёров по внешнеэкономической деятельности.


Дефицит внешней торговли в Украине вырос в 8 раз

Дефицит внешней торговли товарами в Украине за январь 2018 года составил $ 284,1 млн, что в 8 раз больше дефицита за аналогичный период предыдущего года на уровне $ 35,3 млн. Как сообщается на сайте Государственной службы статистики Украины, экспорт товаров из Украины за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23,5 %, до $ 3,724 млрд, импорт – на 31,4 %, до $ 4,008 млрд.
Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,93 (за январь 2017 года – 0,99), а внешнеторговые операции проводились с партнерами из 191 страны мира.

По информации Госстата, объём экспорта товаров в страны Европейского Союза вырос на 43,4%, до $ 1,708 млрд, импорта товаров из стран ЕС – на 25,2 %, до $ 1,514 млрд. Объём экспорта товаров в Российскую Федерацию вырос на 0,2 %, до $ 264,3 млн, импорта товаров из РФ – на 32 %, до $ 692 млн.
Ранее в Национальном банке Украины оценили дефицит внешней торговли товарами за январь 2018 года на уровне $ 373 млн.

Как понимать?

По оценкам Государственной службы статистики Украины, внешнеторговый баланс Украины по итогам 2017 года сведён с дефицитом в $ 2,625 млрд против $ 541,6 млн профицита за предыдущий год. Национальный банк Украины обнародовал свои оценки, согласно которым баланс внешней торговли товарами и услугами Украины в 2017 году сведён с дефицитом на уровне $ 6,848 млрд, что на 25,2 % больше дефицита за 2016 год.

Согласно данным НБУ в январе 2018 года дефицит торгового баланса составил $ 337 млн, что в 6 раз больше, чем в январе-2017 ($ 62 млн). При этом дефицит сводного платёжного баланса (счёт текущих операций + счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами) в январе был сведён с дефицитом в $ 449 млн.

Разница в расчётах НБУ и Госстата торгового баланса составляет 17 %. Так, НБУ оперирует данными по операциям ВЭД, полученными от банков (осуществляют ВЭД-расчёты), а Госстат получает информацию на основании анкетирования предприятий (юрлица, где численность рабочих превышает 10 человек). В случае экспорта товаров расчётными торговыми компаниями, в штате которых – до 10 человек, Госстат не учитывает данные операции, что значительно искажает общую статистику. Поэтому подсчёты реального ВВП, которыми оперируют представители власти (по данным Госстата), вызывают сомнения из-за принципиального расхождения по значению чистого экспорта (составляющая ВВП).

Основным катализатором образования дефицита платёжного баланса стали более высокие темпы роста импорта над экспортом, отток капитала вследствие выплат по внешним обязательствам. Экспорт товаров в январе вырос на 22 % в годовом измерении, составив $ 3,4 млрд. Это обеспечило экспорт чёрных и цветных металлов (+36 % к соответствующему периоду 2017 года) благодаря как увеличению физических объёмов поставок чёрных металлов, так и в связи с дальнейшим ростом мировых цен на металлы. Также существенное наращивание продемонстрировал экспорт руд (25 %) на фоне увеличения добычи и высоких мировых цен.

Импорт товаров увеличился в январе на 30 % в годовом измерении (прежде всего за счет продукции неэнергетического назначения) и составил $ 3,9 млрд. Кроме того, импорт химической продукции увеличился на 46 % к соответствующему периоду 2017 года: в частности, поставки фармацевтической продукции в Украине – на 35 %, а импорт удобрений – в 1,5 раза. После двухмесячного падения возобновился рост импорта техники сельскохозяйственного назначения.

В январе по финансовому счету наблюдался чистый отток капитала в размере $ 388 млн, что на 16,2 % больше, чем в январе-2017 ($334 млн). Динамика обусловлена преимущественно выплатами по обязательствам реального сектора экономики. Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в январе уменьшилось на 17,5 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до $ 80 млн.

Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счёта в Украине в 2018 году возрастёт до 5,5 % ВВП. Общепринято считать, что дефицит свыше 3 % ВВП является повышенным, более 5 % – опасным. Это указывает на наличие рисков для платёжного баланса в случае остановки притока капитала.

В целом дефицит платёжного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и об активном вмешательстве импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.
Также с учётом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6 млрд, в условии прогнозируемого дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 7,7 млрд (прогноз КМУ) и необходимости будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным) на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


В крупных городах количество безработных с высшим образованием превышает 80% – Служба занятости

Среди безработных почти 42 % имеют высшее образование, а в таких городах, как Киев, Одесса, Харьков, Львов, Сумы, Днепр, – 80–90 % безработных с высшим образованием. Об этом на круглом столе «Будущее рынка труда в Украине» сказала заместитель председателя Государственной службы занятости Юлия Жовтяк, передает корреспондент УНН.

«Профессионально квалификационный дисбаланс является одной из наиболее острых проблем на рынке труда – 70% выпускников имеют высшее образование, 30 % – профессиональное. При этом в Европе ситуация прямо противоположная. Среди всех безработных почти 42% имеют высшее образование, а есть города Киев, Одесса, Харьков, Львов, Сумы, Днепр, где 80-90% безработных с высшим образованием», – сообщила она.

Как уточнила Ю. Жовтяк, количество безработных в Украине составляет 1 млн 700 тыс. человек, при этом на учёте в Государственной службе занятости по состоянию на 1 января зарегистрировано 354 тыс. человек, а пособие по безработице получают 284 тыс. человек.

Как понимать?

4 года «реформ» существенно изменили социально-экономическую ситуацию в Украине. Жить в Украине стало очень дорого, работать – крайне невыгодно, а зачастую и бессмысленно. В конце 2013 – в начале 2014 гг. средняя зарплата в крупных городах составляла $ 500, а с высшим образованием и опытом работы можно было легко трудоустроиться на $ 1000 и больше. Такой уровень доходов позволял украинцам не шиковать, но нормально жить, отдыхать и даже немного сберегать.

За 4 года все кардинально изменилось: доходы обесценились, сбережения сгорели, а цены «на жизнь» выросли в разы. Сегодняшний уровень заработных плат в Украине в основной массе, не считая ТОП-чиновников с миллионными окладами, соответствует принципу «работа ради работы». Т. е. для того, чтобы заработать среднюю зарплату в $ 240, нужно столько же, а зачастую и больше, потратить на проживание (проезд, одежда, питание, коммуналка и т. д.).

Если посчитать все расходы, необходимые для работы с полной занятостью, то при зарплате ниже $ 500 (в крупных городах) работать убыточно –дешевле сидеть дома и довольствоваться случайными, неофициальными заработками. Однако средняя зарплата в $ 500 не планируется правительством в ближайшие годы.

Относительно людей с образованием и опытом, то большинство из них до 2014 года успело поработать при нормальных доходах (от $ 1000 и выше), поэтому работать сегодня «за еду» они не очень спешат. Проще уехать на заработки в Европу или подрабатывать неофициально. Быть официально безработным на сегодня куда выгодней, чем работающим: можно получать пособие по безработице в размере 2 357 грн в месяц, оформить субсидию на коммунальные услуги (в среднем 1300 грн), и при этом неофициально работать, без уплаты налогов.

При официальном трудоустройстве минимальный налог с зарплаты (ЕСВ) составит 819,0 грн в месяц. Если официально получать зарплату в 10 000 грн, то ежемесячно придётся отдать 2 200 грн государству, которое тебя не защищает, не лечит, не гарантирует достойную пенсию, не обеспечивает правосудие и верховенство права, а также самостоятельно оплатить ЖК-платежи со средним размером в 2000 грн (в отопительный сезон). Если получать эти же 10 000 грн неофициально, то отдавать ничего не нужно. Кроме того, можно дополнительно получать в месяц около 3 500 грн (пособие + субсидия).

В абсолютных цифрах, с доходом в 10 000 грн, ты живешь:
либо на 5 800 грн в месяц, уплатив налоги и коммуналку;
либо на 12 300 грн в месяц, не платя налоги, получая пособие по безработице и субсидию.
Свои деньги считать украинцы умеют, поэтому в условиях, которые на сегодня создало правительство, «бесплатно или задёшево» работать никто не спешит.


Минфин продал ОВГЗ на 6,36 млрд грн

Министерство финансов на аукционе 20 марта продало облигаций внутреннего госзайма на 6,366 млрд грн. В ходе первичного размещения ОВГЗ, номинированных в евро, было привлечено 123,3 млн евро. Облигации размещались почти на два года – до 27 ноября 2019-го. Среди гривневых ОВГЗ наибольшим спросом пользовались самые короткие двухмесячные бумаги. ОВГЗ с погашением 6 июня были проданы на 964,5 млн грн под 17,44%.
Остальные бумаги – от 5-месячных до 3-летних – были проданы с доходностью от 17 % по коротким до 16,15 % по длинным бумагам.

Спрос на первичных аукционах по размещению ОВГЗ, прошедших 20 марта, вырос в 2,3 раза по сравнению с аукционами недельной давности, что позволило Минфину в 2,2 раза увеличить объём их продаж без существенного изменения доходности. Следует отметить, что гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учётной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17 % годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны побуждает иностранцев идти на риск.

Как понимать?

Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке и таким образом незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, так как увеличится стоимость заёмных ресурсов.

С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала. Нерезиденты инвестируют преимущественно в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики в связи с последующим выводом денег с процентами. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и по сути скрыто разворовывают бюджетные средства.

По итогам января-февраля 2018-го привлечено в госбюджет 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 15,8 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27 %, что увеличит денежную массу при погашении бумаг в будущем. На мировом финансовом рынке сложилась ситуация, когда перечень высокодоходных инвестиций ограничен, тогда как аппетит инвесторов к риску довольно высок. Кроме того, с учётом паники на мировых рынках короткие украинские ОВГЗ выглядят очень привлекательными.

Следует отметить, что основной популярностью среди иностранцев пользовались короткие бумаги со сроком погашения через три–шесть месяцев и доходностью в 16–18 %. Кроме того, укреплению национальной валюты способствовало размещение номинированных в иностранной валюте ОВГЗ, а чтобы войти в гривневые ОВГЗ, нерезиденты продали заведенную в страну валюту на межбанке. Однако после погашения бумаг они будут также выводить валюту, что приведёт к девальвации.

Интерес зарубежных инвесторов к украинским ценным бумагам временный, поскольку риски по ним довольно велики. Кроме того, в условиях повышения доходности по американским казначейским облигациям и панических настроений на зарубежных фондовых биржах институциональные инвесторы будут диверсифицировать свои риски в надёжных активах, извлекая из рисковых.

В ближайшей перспективе Украина будет лишена кредитных ресурсов даже под высокие проценты, а проводимая денежно-кредитная политика лишь ухудшит деловую активность в стране.


В Украине ухудшились потребительские настроения

Индекс потребительских настроений в Украине в феврале 2018 года снизился на 4,2 пункта по сравнению с январем 2018 года, до 55,4. Об этом говорится в исследовании GfK Ukraine. Как отмечается, при этом индекс ожидаемого развития экономики в течение ближайшего года снизился на 3,3 пункта по сравнению с январем и составил 51,2, а индекс ожидаемого развития экономики в течение ближайших 5 лет – на 6,6 пункта – до 64,1.

Индекс ожидаемых изменений личного материального положения снизился на 2,9 пункта, до 54,5, а индекс целесообразности больших покупок – на 5,6 пункта, составив 58,4. Индекс инфляционных ожиданий вырос на 1,9 пункта, до 187,2. «Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев улучшились: индекс девальвационных ожиданий опустился на 7,3 пункта – до значения 159,7», – говорится в исследовании.
При этом потребительские настроения ухудшились до прошлогодних показателей.

«Индекс потребительских настроений в феврале 2018 года упал до уровня марта 2017 года, таким образом потеряв набор высоты за период с мая по ноябрь 2017 года. Главным фактором падения является уменьшение индекса ожидаемого развития экономики страны в течение ближайших пяти лет. Положительная новость февраля – снижение девальвационных ожиданий по сравнению с январем 2018 года», – отмечают аналитики GfK.

Как понимать?

Индекс потребительских настроений – это индикатор измерения потребительской уверенности, определенной как степень оптимизма относительно состояния экономики, который население выражает через своё потребление. Данный индекс был разработан с целью выявления готовности населения тратить деньги.

В феврале 2018 года индекс потребительских настроений составил всего 55,4 пункта. До революции 2014 года этот показатель был на 56 % выше и составлял 86,4 пункта. За 9 месяцев 2017 года в системе розничной торговли украинцы потратили $ 15,6 млрд, в т. ч. на:
 продовольственные товары $ 6,3 млрд;
 непродовольственные – $ 9,3 млрд.
Средние затраты на 1 человека за 9 месяцев 2017 года составили $ 368, в т.ч.:
 продовольственные товары – $ 148,2;
 непродовольственные – $ 219,8.

Для понимания полной картины катастрофического падения уровня жизни украинцев проанализируем динамику данных показателей за последние 5 лет. Потрачено в Украине всего в системе розничной торговли:
 9 месяцев 2013 года – $ 39,09 млрд;
 9 месяцев 2014 года – $ 24,13 млрд;
 9 месяцев 2015 года – $ 15,75 млрд;
 9 месяцев 2016 года – $ 14,80 млрд;
 9 месяцев 2017 года – $ 15,67 млрд.
Как видим, общий объём покупок в рознице упал в 2,5 раза.

Потрачено в среднем на 1 человека Украине в системе розничной торговли:
 9 месяцев 2013 года – $ 858,5;
 9 месяцев 2014 года – $ 560,4;
 9 месяцев 2015 года – $ 366,97;
 9 месяцев 2016 года – $ 346,4;
 9 месяцев 2017 года – $ 368.
Средний объём покупок за 9 месяцев на 1 человека упал в 2,33 раза – с $ 858,5 на человека в 2013 году до $ 368 в 2017 году.

Покупки продуктов питания в розничной торговле (всего):
 9 месяцев 2013 года – $ 16,08 млрд;
 9 месяцев 2014 года – $ 10,15 млрд;
 9 месяцев 2015 года – $ 6,57 млрд;
 9 месяцев 2016 года – $ 6,13 млрд;
 9 месяцев 2017 года – $ 6,31 млрд.
Расходы, которые могут себе позволить украинцы на продукты питания, сократились в 2,5 раза.

Покупки продуктов питания в розничной торговле в среднем на 1 человека составляют:
 9 месяцев 2013 года – $ 353;
 9 месяцев 2014 года – $ 235,7;
 9 месяцев 2015 года – $ 153,1;
 9 месяцев 2016 года – $ 143,6;
 9 месяцев 2017 года – $ 148,2.
Средний объём покупок продуктов питания (за 9 месяцев на 1 человека) сократился в 2017 году в 2,4 раза по сравнению с 2013 годом – с $ 353 до $ 148,2.

Покупки непродовольственных товаров в розничной торговле (всего):
 9 месяцев 2013 года – $ 23,1 млрд;
 9 месяцев 2014 года – $ 13,97 млрд;
 9 месяцев 2015 года – $ 9,18 млрд;
 9 месяцев 2016 года – $ 8,67 млрд;
 9 месяцев 2017 года – $ 9,3 млрд.
Расходы, которые могут себе позволить украинцы на непродовольственные товары, сократились в 2,5 раза – с $ 23,1 млрд до $ 9,3 млрд.

Покупки непродовольственных товаров в розничной торговле в среднем на 1 человека составляют:
 9 месяцев 2013 года – $ 505,5;
 9 месяцев 2014 года – $ 324,6;
 9 месяцев 2015 года – $ 213,9;
 9 месяцев 2016 года – $ 202,7;
 9 месяцев 2017 года – $ 219,8.
Средний объём покупок непродовольственных товаров (за 9 месяцев на 1 человека) сократился в 2017 году по сравнению с 2013 годом в 2,3 раза – с $ 505,5 до $ 219,8.

Как видим, расходы, которые могут позволить себе жители Украины, упали в разы по всем направлениям, что полностью противоречит заявлениям политиков об улучшении жизни людей и росте их доходов.


НБУ ожидает от заробитчан $9,3 млрд денежных переводов

В краткосрочном периоде рост количества трудовых мигрантов позитивно влияет на платежный баланс. Но в среднесрочном периоде является значительным фактором риска. «Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе трудовая миграция будет сокращаться, но прежде чем это произойдет, она будет расти еще два-три года. В январе мы ожидали, что объем частных денежных переводов вырастет с $ 7,3 млрд в 2017-м до $ 7,8 млрд в 2018 году. Сейчас мы пересматриваем прогноз объема денежных переводов с учетом новой методики их оценки и опубликуем его вместе с остальными макроэкономическими прогнозами в апреле. Если по пересчитанным на основе новой методики данным, в Украину в 2017 году поступили частные переводы на сумму $ 9,3 млрд, то сумма в этом году будет не меньше, но и не намного больше», – сказал Сологуб.

Как понимать?

Национальный банк изменил методику подсчета объёмов частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал квартальные и годовые объёмы частных переводов за 2015–2017 годы. Как следствие, они увеличены: в 2015 году – на $ 1,8 млрд, до $ 7 млрд; в 2016 году – на $ 2,1 млрд, до $ 7,5 млрд; в 2017 году – на $ 2 млрд, до $ 9,3 млрд.

По данным НБУ, пересмотр связан с появлением новых статистических данных миграционных потоков украинских работников за последние три года. Так, оценка объёма платежей из основных стран-партнеров оказалась заниженной. В следствие этого НБУ провел переоценку объёмов частных денежных переводов за счет появления новых данных о трудовой миграции из Украины (данные опроса Госстата Украины), а также частных денежных переводов в Украину (оценки центральных банков Польши и России).

Следует отметить, что, согласно каналам происхождения, частные переводы делятся на: переводы через банки; переводы через международные платежные системы; неформальные каналы. По данным НБУ, перерасчет показателей связан с увеличением поступлений по неформальным каналам (разница после перерасчета 2015 – + $ 1,6 млрд; 2016 – + $ 2 млрд; 2017 – + $ 2,5 млрд). Перерасчет по переводам чрез банки и международные платежные системы не может быть существенным, так как НБУ является первичным распорядителем данной информации.

Так, согласно методологии НБУ неформальные каналы рассчитываются как процент от фактических переводов трудовых мигрантов (оплата труда, частные трансферты) на основании результатов опросов (экспертные оценки). Рост поступлений от трудовых мигрантов произошел в связи с некорректной информацией, наведенной в опросах Госстата про количество трудовых мигрантов.

Поэтому НБУ сделало предположение, что большинство мигрантов привозят заработанные средства лично, в связи с чем уровень частных переводов по неформальным каналам существенно увеличился (после перерасчета – $ 4,5 млрд), а уровень официальных переводов остается низким.

Пересмотр методики улучшил сальдо текущего счета платежного баланса: в 2015 году – с дефицита в размере 0,2 % ВВП до профицита в размере 1,8 % ВВП; в 2016 году – с дефицита в 3,7 % ВВП до дефицита 1,4 % ВВП; в 2017 году – с дефицита в 3,5 % ВВП до дефицита в 1,6 % ВВП. Следует отметить, что разница в перерасчетах составляет $ 2 млрд, или 1,8 %. Госстат пересчитал рост экономики Украины до +2,5 %, при этом еще недавно оценка ВВП была 2,1 %.

Поэтому данные перерасчеты, которые строятся на натянутых предположениях НБУ, а не на фактической информации о поступлениях, необходимы именно для подтверждения роста ВВП, озвученного Госстатом.


«Нафтогаз» поднял цены на газ для промышленности

Нафтогаз с 1 апреля увеличит цену на природный газ, отпускаемый промышленным потребителям на условиях предоплаты, на 9,8% (на 774 грн) по сравнению с февралем – до 8,67 тысяч гривен за тысячу кубометров (с НДС). Об этом сообщает пресс-служба компании в среду, 21 марта.

Указанная цена актуальна для потребителей, закупающих газ по предоплате в объеме более 50 тысяч кубометров в месяц при условии отсутствия долгов перед компанией и для 100%-ных “дочек” НАК. Для других покупателей цена в следующем месяце возрастет на 7,4% (на 654 грн) – до 9 тысяч 543,6 гривен за 1 тыс. куб. м (с НДС).

Как понимать?

Повышение цены на газ для промышленности – это дальнейший рост цен на потребительские товары и продукты питания, в том числе и социальной группы. Цена в 8 670–9 543 грн за тыс. кубов – это ориентир дальнейшего роста цены на газ для населения, который планирует правительство к апрелю-маю 2018 года.

По информации вице-премьер-министра Геннадия Зубко, «рекомендации Международного валютного фонда заключаются в ликвидации разницы в цене на газ между разными потребителями». И если цена в 8600–9500 грн для промышленности является относительно справедливой, поскольку данная категория потребляет импортный газ, то для населения, потребляющего украинский газ, является абсолютно не обоснованной и грабительской.
Общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год подряд полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
Год——– потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,80————-20,80

Импорт газа, по паритету с которым сегодня рассчитывают тариф для населения, необходим в первую очередь промышленным потребителям (млрд м3):
промышленность —– импорт
2015 — 12,10 ———– 16,45
2016 — 11,20 ———– 11,08
2017 — 9,10 ———– 14,10
Стоимость украинского газа для населения должна формироваться, исходя из себестоимости его добычи и стоимости транспортировки по Украине, а не цены на «немецком хабе» и стоимости доставки из Германии, как это установлено на сегодня Кабмином.

Поскольку правительство не планирует менять вектор своей тарифной и социальной политики, нас ждёт дальнейшее увеличение цен на все товары и услуги, а также рост коммунальных тарифов.


Украина из-за агрессии РФ потеряла четверть промышленности – Порошенко

Украина в результате агрессии России потеряла 25% промышленности. Об этом в пятницу, 23 марта, заявил президент Петр Порошенко. По его словам, также в результате агрессии РФ активы украинских банков снизились почти на $ 5 млрд. «Начну со статистики, которая дает возможность осознать, из какой пропасти мы все вместе выбрались. Из-за оккупации части Донбасса мы недосчитались 15% ВВП, 25% промышленности», – сообщил президент.

Порошенко подчеркнул, что на оккупированной территории Донбасса осталось около 100 шахт. «Мы избежали дефолта, вызванного гибридной войной России против Украины, и восстановили экономический рост. Это – заслуга сильного, патриотического и ответственного украинского народа», – добавил Порошенко.

Как понимать?

Ранее большинство украинских политиков заявляли, что Донбасс был самым дотационным регионом и не окупал себя. Сергей Тарута: «У нас есть миф, что Донецкая область кормит всех. Но если смотреть на статистику, то оказывается, что нам госбюджет добавляет, мы дотационные. Поэтому нам нужно начинать себя кормить и обеспечивать наше развитие».

Александр Турчинов: «Самые дотационные и убыточные для бюджета области – Донецкая, Луганская, Крым. Если бы Донецкая область не перечисляла никаких налогов в центральный бюджет и все налоги оставляла на местные нужды, то она без субвенций и дотаций финансировала бы только 36% своего регионального бюджета».

Следует отметить, что заявление о том, что Донецкая и Луганская области не в состоянии себя прокормить – являются не корректными. В этих областях была размещена пятая часть всех производственных фондов страны, регион был лидером в производстве кокса, угля, чугуна, проката черных металлов, стали, труб и многого другого.

Статистическое сравнение налоговых поступлений и уровня дотаций некорректно, так как почти все крупные компании, которые работали в Донецкой и Луганской областях, основные налоги в ней не платили, поэтому в официальной статистике области эти налоги не фигурируют. Так, компаниям в Украине разрешено платить налоги не по месту расположения предприятий, а по месту регистрации головного офиса (как правило г. Киев), кроме того большинство предприятий были зарегистрированы в Офисе крупных плательщиков.

По данным Госстата, по итогам 2013 года Донецкая и Луганская области в региональной структуре ВВП занимали 14,5% (АРК – 3%), а в общей структуре валютной выручки приносили 25% (АРК – 1,4%). Нынешний вклад данных областей в региональной структуре ВВП существенно сократился до 7%, а поступления от валютной выручки до 10%. Кроме того, за последние 4 года президентства Порошенко общее макроэкономическое состояние страны существенно ухудшилось: реальный ВВП упал на 12,7%, а номинальный ВВП в долларовом эквиваленте – в 1,7 раза. При этом кумулятивная инфляция составила + 128%, девальвация гривны увеличилась в 3,2 раза, экспорт сократился в 1,5 раза, прямые инвестиции упали в 2,5 раза, чистые международные резервы сократились 2,5 раза.

Одним из катализаторов такого стремительного падения было бездействие руководства страны, вследствие чего была уничтожена монетарная политика Украины (крушение банков, девальвация как результат необдуманного рефинансирования, высокая учетная ставка, эмиссионная политика), а бюджетоформирующий бизнес остался без государственной поддержки.

Только благодаря удачной ценовой конъюнктуре в сырьевых отраслях, долговому финансированию международных организаций в краткосрочной перспективе Украине удалось избежать экономического краха. Однако подобная политика в долгосрочной перспективе приведёт неизбежному краху.
В условиях падения промышленного производства, которое с конца 2013 года показывает 18,4%, государство, вместо поддержки промышленной отрасли, которая производит готовую продукцию, переориентировалось на экспорт АПК (неготовой продукции): с 9% в 2013 году до 19,9% в структуре ВВП в 2017 году.

Большинство предприятий, которые находились и осуществляли деятельность на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей, продолжали платить налоги в украинский бюджет (с 2014 по 2016 год уплачено 40,5 млрд грн), осуществляя вклад в ВВП Украины. Однако после подписания указа Президента, который ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о полной экономической блокаде Донбасса, Украина потеряла свои крупные промышленные объекты на неподконтрольной территории.

Экономические последствия от блокады Донбасса также имеют отложенный эффект. Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырье для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности, неэффективность внедрения компенсаторных механизмов для минимизации потерь от прекращения перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей – являются фундаментальными признаками для дальнейшего спада реального ВВП.

По расчетам «Публичного аудита», общие экономические потери от блокады Донбасса по итогам только 2017 года составили:
• 62 млрд грн (2%) потеря ВВП страны; (увеличение дефицита торгового баланса – $ 2,25 млрд или 60 млрд грн; 2 млрд грн налоговых потерь).
• Падение индекса промышленного производства в 2017 году: Донецкая область -12,6% (к предыдущему году); Луганская область -31%.
• Обвал производства металлургической продукции. По данным Федерации металлургов за 12 месяцев 2017 года производство стали упало на 12% (21,3 млн т), чугуна – на 15% (20 млн т), проката – на 14% (18,4 млн т).
• Снижение экспорта металлургической продукции. По итогам 2017 года украинские металлургические предприятия сократили экспорт продукции по сравнению с 2016 годом на 17,6% – до 14,58 млн т.
• Тепловые станции лишились поставок антрацита, вследствие чего Украина нарастила поставки угля из-за рубежа. По данным Госфискальной службы, Украина в январе-ноябре 2017 года импортировала 17,38 млн тонн угля каменного и антрацита на сумму $ 2,43 млрд (из РФ поступил уголь на $ 1,37 млрд).
• Уменьшение объёмов перевезенных железнодорожных грузов на 20% – до 22,7 млн т.
• 3 тыс. человек остались без работы на подконтрольной территории Донецкой и Луганских областей (по официальным данным за 3 квартала 2017 года).

Вследствие национализации 43 украинских предприятий, порядка 240 тыс. работников этих предприятий потенциально становятся безработными.
Поэтому, с учетом нынешней неэффективной макроэкономической политики и принятии политических решений, не соответствующих государственным интересам, украинская экономика может и дальше нести существенные экономические потери в условиях отсутствия роста.


Президент обещает удвоить рост ВВП

Президент Петр Порошенко обещает сделать все возможное, чтобы ускорить экономический рост и достичь показателя 5-6% в год. Об этом он сообщил у себя в Twitter. «Госкомитет статистики сообщает, что по итогам прошлого года увеличение ВВП составило 2,5%. Ключевая задача – выйти на темпы роста как минимум 5-6% в год. Правительство работает над ускорением экономического роста. Я, как Президент, буду делать все, чтобы помочь правительству в этом», – написал Порошенко.

Напомним, в прошлом году реальный валовой внутренний продукт увеличился на 2,5% по сравнению с 2016 годом (в постоянных ценах 2010 года) до 2 982,920 млрд грн (в фактических ценах).

Как понимать?

По данным Госстата, номинальный ВВП по итогам 2017 года составил 2 982 млрд грн ($ 112 млрд), а уровень реального ВВП вырос на 2,5%.
Следует отметить, что рост номинального ВВП в долларовом эквиваленте составляет $ 19 млрд или 20%. Однако данный рост не связан с увеличением объёма производства, так как индекс промпроизводства за 2017 год был отрицательный (-3%), что свидетельствует о количественном спаде производства.
На увеличение номинального ВВП повлияла эмиссионная политика и осуществление внутренних и внешних заимствований ($ 22,9 млрд):
– ОВГЗ, размещенные на первичном рынке в 2017 году – +3,7 млрд долл. (105,4 млрд грн);
– увеличение объёма денежной массы (агрегат М0) в 2017 году – + 1,3 млрд долл. (37,84 млрд грн);
– государственные и частные внешние заимствования (приток капитала по финансовому счету) – +6,4 млрд долл.;
– прямые инвестиции в 2017 году – +2,3 млрд долл. (26% из которых составляли операции по переоформлению долга в статутный капитал банков);
– денежные переводы из-за границы в 2017 году – +9,2 млрд долл.

Кроме того, индекс цен производителей продукции за 2017 год вырос на 16,6%, индекс цен на строительные и монтажные работы +15,5%, индекс тарифов на перевозки ж/д транспортом +15%. Именно данный рост цен и тарифов, а также девальвационные процессы (+5%) свидетельствуют об отсутствии реального роста ВВП при росте номинального показателя.

Следует отметить, что НБУ изменил методику подсчета объема частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал годовые объемы частных переводов за 2017 год, вследствие чего объёмы переводов были увеличены на 2 млрд долл. или 1,8% ВВП. Так, НБУ сделал предположение, что большинство мигрантов привозят заработанные средства лично, в связи с чем уровень частных переводов по неформальным каналам существенно увеличился, а уровень официальных переводов остается низким.

Поэтому, рост реального ВВП на 2,5% связан лишь с увеличением сальдо внешних заимствований, а не с фактическим ростом экономики. При этом заявленный рост реальной экономики на 5-6%, при нынешней макроэкономической политике, не возможен.