Дайджест 19-25/11/2017

«Нафтогаз» назвал стоимость газотранспортной системы

Украинская газотранспортная система оценивается примерно в $ 14 млрд. Об этом во время III Украинского нефтегазового инвестиционного форума-2018 в понедельник, 19 ноября, сказал председатель «Нафтогаза» Украины Андрей Коболев.

«Стоимость украинской ГТС составляет около $ 14 млрд. Любой управляющий компании, в каком бы формате она не была бы основана, должен обеспечить государству доходность на этот капитал согласно той стоимости, которую устанавливает регулятор. Независимо от формата, надо найти такой механизм, который этот доход обеспечит государству», – сказал Коболев. Он отметил, что сейчас у европейских партнеров нет желания покупать украинскую ГТС по такой стоимости. По словам Коболева, срок окупаемости инвестиционных проектов, которые могут быть осуществлены на газотранспортной системе, составляют минимум 5 лет. В то же время он отметил, что не видел ни одного проекта ГТС, который имел бы срок окупаемости 2 года. «Все, что я видел, это 5 лет и больше», – подчеркнул Коболев.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Говоря о $ 14 млрд Коболев немного приукрасил ситуацию. ГТС Украины оценена компанией «Эрнст энд Янг» по заказу НАК «Нефтегаз Украины» в 327,9 млрд грн ($ 11,8 млрд по курсу 27,75).
Также, Коболев забыл сказать, что за время его руководства компанией «Нефтегаз» стоимость украинской ГТС упала примерно в 3 раза.

В июле 2014 года глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев на брифинге в Киеве заявлял, что «оценка украинской ГТС колеблется в пределах $ 25-35 млрд, стоимость зависит от того, какой объем транзита прокачивает ГТС: чем больше газа проходит через территорию Украины, тем больше стоимость “трубы”, и, соответственно, наоборот».
В декабре 2016 года Коболев давал аналогичную оценку украинской ГТС в $ 30 млрд.

Как видим из заявлений Главы «Нефтегаза», цена украинской ГТС зависит от объема транзита: чем он выше, тем выше цена. Рассмотрим, как менялся объем транзита с 2014 года, когда Глава НАК оценивал ГТС в $ 25–35 млрд:
2014 год – 62,2 млрд м³;
2015 год – 67,1 млрд м³;
2016 год – 82,2 млрд м³;
2017 год – 93,5 млрд м³.

Как видим, с 2014 года объем транзита увеличился на 50,3%, соответственно, такое существенное увеличение транзита должно было повысить стоимость ГТС до максимального размера (из диапазона названого Коболевым) в $ 35 млрд, но никак не понизить до $ 11,8 млрд. Из приведенной информации следует, что в 2014 году (при объеме транзита в 62,2 млрд м³) ГТС оценивалась в $ 25–35 млрд, а в 2018 году (при объеме транзита за 2017 год в 93,5 млрд м³) – уже всего в $ 11,8 млрд.

Глава «Газпрома» Миллер заявлял о предполагаемом объеме транзита российского газа через Украину после строительства «Северного потока-2» в 10–15 млрд м³ в год, что в 6–9 раз меньше, чем сегодня. Для обеспечения безубыточности украинской ГТС, ежегодный объем транзита должен составлять не менее 50 млрд м³. РФ прогнозирует объем транзита в 3–5 раз ниже, что, безусловно, не позволит Украине в полном объеме покрывать расходы на содержание и обслуживание ГТС. Соответственно, доход Украины от транзита упадет с $ 3 млрд до $ 330–500 млн в год, а ежегодные потери составят минимум $ 2,5 млрд.

По всей видимости, при оценке украинской ГТС аудиторы учитывали грядущее снижение объема транзита из-за строительства «Северного потока-2», что и повлияло на такую низкую оценочную стоимость ГТС Украины.


Кабмин оценил эффект от повышения цен на газ

Правительство оценивает эффект от повышения цен на газ в 2019 году в 9 млрд грн. Об этом свидетельствует таблица бюджетных заключений Верховной Рады при доработке проекта госбюджета на 2019 год. «Дополнительный ресурс составляет 9 млрд грн за счет повышения цены на газ для обеспечения бытовых потребителей и производителей тепловой энергии по решению правительства», – говорится в документе. В целом Кабмин оценивает возможные поступления от рентной платы за пользование недрами для добычи газа на уровне 40,142 млрд грн.

Напомним, с 1 ноября цена на газ для населения выросла на 23,5 %, до 8550 грн за тысячу кубометров. Отметим, что данное повышение действует только до окончания отопительного сезона. После этого тарифы на газ повысят ещё минимум дважды.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Украина находится в сложном переговорном процессе с МВФ по газовому вопросу ещё с июля 2017 года. После того, как правительство выполнило требование о повышении цены на газ для населения на 23,5 %, МВФ 19 октября объявил о новом соглашении с Украиной. Позже в Фонде заявили, что новая программа будет утверждена только в случае принятия сбалансированного бюджета (с учетом увеличенных доходов за газ) и пересмотра тарифов на отопление.

КМУ вынужден идти на условия МВФ, так как новая программа предусматривает выделение 2,8 млрд SDR (эквивалент $ 3,9 млрд), которые будут направлены в резервы Нацбанка для обеспечения стабильности национальной валюты в условиях дефицита платежного баланса. Ожидаемый транш в размере $ 1,5–1,9 млрд позволит осуществить выплаты по внешним долгам до мая 2019-го, что краткосрочно минимизирует дефолтные риски страны.

По данным Минфина, государственный бюджет в 2019 году получит дополнительно 9 млрд грн за счет повышения цен на газ для населения. С 1 ноября конечная стоимость голубого топлива для населения составит 8 593 грн за 1 тыс. куб. м газа (до 1 ноября – 6958 грн). В результате его удорожания Минфин увеличил доходы от ренты за использование недр на 23 %, до 52,5 млрд грн. Кроме того, должны увеличиться доходы «Нафтогаза» и компаний ТКЭ.

Однако, согласно договоренностям с МВФ, следующий этап повышения запланирован на 1 мая 2019 года, когда цена составит примерно 10 тыс. грн/тыс. м3, ещё один – через год, с 1 января 2020 года (цена для населения уравняется с ценой для промышленных потребителей при условии предоплаты до периода поставки), когда она будет составлять около 12 тыс. грн.
На конец сентября 2017 года общий долг населения за ЖК-услуги составлял 26,8 млрд грн, а в сентябре 2018 года – уже 38,2 млрд грн (+11,4 млрд грн). Всего за год они возросли на 43 %, а с 2015 года – на 232 % (с 11,5 млрд грн до 38,2 млрд грн).

Поскольку уровень реальных доходов не соответствует заявленному росту цен на ЖК-услуги, можно ожидать дальнейшее наращивание долгов, вследствие чего рентные платежи уменьшатся (конечный плательщик – население), а бюджетный дефицит – увеличится. Следует отметить, что ко второму чтению доходная часть бюджета выросла до 1,026 трлн грн, что на 18 млрд грн (рента + 9 млрд грн; налог на прибыль +3млрд грн; прибыль НБУ +2 млрд грн; доходы бюджетных учреждений +1,5 млрд грн) больше, чем в документе, который был представлен к первому чтению. Как видим, власть пытается уменьшить бюджетный дефицит и «накрутить» прогнозный рост номинального ВВП.

Согласно пояснительной записке к бюджету–2019, предельный объём дефицита определен в сумме 89,99 млрд грн, что соответствует граничному показателю соотношения бюджетного дефицита к ВВП (менее 3 %).
Таким образом, достижение номинальных показателей возможно исключительно за счет инфляции. Для этих целей Совет НБУ 09.11.18 предложил напечатать денег для ручного регулирования экономики, но вероятным следствием эмиссии (при количественном падении производства) является обесценивание гривны и усиление инфляционного давления.


В Украине салат «Оливье» за год подорожал на треть

В 2018 году приготовление почти 3 кг салата оливье обойдется в 166,2 грн – на 36 грн (28 %) больше, чем в прошлом году.
Об этом сообщил председатель Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Как сообщил Дорошенко, в 2018 по средним в Украине ценам придется заплатить:
 за отварной картофель – 6,5 грн/кг, или 3,9 грн за 600 г,
 отварную морковь – 12,1 грн/кг, или 3 грн за 250 г,
 лук – 10,5 грн/кг, или 2,1 грн за 200 г,
 вареную колбасу – 91,2 грн/кг, или 54,7 грн за 600 г,
 яйца – 24,9 грн за десяток, или 19,9 грн за 8 шт.

На консервацию и майонез из семейного бюджета мы потратим:
 на солено-маринованные огурцы – 35,2 грн за 500 г,
 консервированный зеленый горошек – 32,4 грн за 425 г,
 майонез – 15 грн за 300 г.

При этом по состоянию на начало ноября 2017 года эти продукты стоили:
 отварной картофель – 5,7 грн/кг, или 3,4 грн за 600 г,
 отварная морковь – 6,4 грн/кг, или 1,6 грн за 250 г,
 лук – 5 грн/кг, или 1 грн за 200 г,
 вареная колбаса – 74,8 грн/кг, или 44,9 грн за 600 г,
 яйца – 23,8 грн за десяток, или 19 грн за 8 шт.

Также сообщается, что на консервацию и майонез мы тратили:
 солено-маринованные огурцы – 24,3 грн за 500 г,
 консервированный зеленый горошек – 23,6 грн за 425 г,
 майонез – 12,4 грн за 300 г упаковку.

«В 2017 году приготовление почти 3 кг салата оливье, которых будет достаточно для большой семьи из 8 человек, обошлось бы в 130,2 грн», – написал Дорошенко. В 2018 году, за два месяца до новогодних праздников, приготовление почти 3 кг этого салата будет стоить 166,2 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Рост цен на все социальные товары и услуги существенно опережает увеличение доходов украинцев. Госстат заявляет о том, что за последний год номинальная зарплата повысилась на 23 %, а реальная – на 12,9 %, но фактически это не более чем статистическая манипуляция, поскольку динамика по уровню цен за этот период (по информации того же Госстата) опережает эту же динамику по заработным платам, т. е. фактическая покупательская способность украинцев за год не выросла, а наоборот упала.

Только за 2018-й цены на социальные товары и услуги изменились следующим образом:
 хлеб подорожал на 18–20 %;
 крупы – на 20–103 %;
 мясо – на 10–18 %;
 колбасы – на 17 %;
 яйца – на 56 %;
 сало – на 36 %;
 свекла – на 33 %;
 морковь – на 87 %;
 табачные изделия –на 25 %;
 бензин – на 19 %;
 дизтопливо – на 23 %;
 автогаз – на 27 %;
 городской транспорт – на 30 %.

В результате статистически доход якобы вырос, но приобрести за него можно существенно меньше, чем годом ранее, так как скачок цен доминирует над показателями по заработным платам. Эксперты связывают подорожание продуктов с плохим урожаем и курсом гривны, но за последние 10–15 лет, независимо от урожайности того или иного года, Украина не видела таких существенных и регулярных скачков цен по всем направлениям, как за последние 4,5 года.

Курс гривны также не мог оказать влияния на цены в текущем году, ведь с начала года он повысился на 0,30 грн (с 28,06 грн/$ на 01.01.18 до 27,76 грн/$ на 20.11.18). Правительство, безусловно, хочет списать все свои провалы на плохую погоду, дождь, снег и прочие независящие от него факторы, но проблема с низкими доходами граждан и высокими ценами кроется в другой плоскости.

Десятилетиями Украина жила как социальное государство, что закреплено Конституцией и предусматривает государственное регулирование, контроль наиболее важных отраслей жизнедеятельности страны, которые непосредственно влияют на жизнь людей и социально-экономический уровень их жизни.

Тарифы на ЖКУ, цены на проезд в транспорте, стоимость социального набора товаров и услуг всегда регулировались государством в соответствии с уровнем доходов населения. Никто и никогда не вынуждал людей в Украине платить в 3–5 раз больше за товары и услуги первой необходимости при отсутствии пропорционального улучшения ситуации с заработком.
Однако действующая власть решила, что Конституция Украины ей не указ, а социально направленный тип государства, в котором жизнь человека, его права и свободы имеют наивысший приоритет, – пережиток («совкового») прошлого.
Сегодня в Украине приоритетом № 1 стали деньги, а не жизнь украинцев.

Главными статьями расходов в производстве и продаже социальных товаров являются: рабочая сила, энергоносители, топливо и налоги. Размер всех вышеназванных составляющих зависит от политики правительства. Минимальную зарплату и уровень её налогообложения устанавливает государство, как и цены на электроэнергию и газ, и акцизы и пошлины на топливо – в целом все налоги и сборы. В связи с этим стоимость социальных товаров и услуг полностью зависит от власти, а постоянный и неконтролируемый рост цен – прямое следствие её безграмотной и безответственной политики.


Количество получателей субсидий в октябре уменьшилось до 1,5 млн хозяйств

Субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в октябре 2018 года получали 1497,1 тыс. домохозяйств. Об этом сообщает «РБК-Украина» со ссылкой на Государственную службу статистики. По данным статистического ведомства, средний размер назначенной субсидии на домохозяйство в октябре 2018 года вырос по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 57,8 % и составил 538,9 грн.

В январе–октябре 2018 года за субсидиями для возмещения расходов на оплату услуг обратилось 6107,0 тыс. домохозяйств, что на 20,5 % меньше, чем в январе–октябре 2017 года. За это время назначены субсидии 3865,9 тыс. домохозяйств. По сравнению с соответствующим периодом 2017 года их количество уменьшилось на 52,6 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Порошенко (12.11.18): «Выдвинул правительству требование защитить людей, усовершенствовать и расширить программу субсидий, увеличить средства на её выполнение. Чтобы от роста тарифов не пострадал ни один бедный человек, для которого это повышение является критическим. На 100 % обеспечить субсидиями тех, кто в них реально нуждается».

Гройсман (19.10.18): «Мы полностью обеспечим субсидиями тех, кто в них нуждается. Для этого мы приняли ряд решений, которые упрощают получение субсидии. Я понимаю, насколько это важно для каждой украинской семьи».

По официальным данным Государственной службы статистики Украины:
 за 10 месяцев 2017 года за субсидиями обратилось 7,68 млн семей, из которых в октябре 2017 года её получило 6,04 млн семей, или 79 % от всех обратившихся;
 за 10 месяцев 2018 года – 6,11 млн семей, из которых в октябре 2018 года её получило 1,49 млн семей, или 24 %.
Как видим, публичные заявления первых лиц страны полностью противоречат реальности и фактическим официальным цифрам.

С экранов ТВ власть заявляет, что обеспечит этим видом социальной помощи всех нуждающихся, а на деле за последний год их численность была сокращена в 4 раза – с 6,04 млн семей в октябре 2017 года до 1,49 млн семей в октябре 2018 года. Гройсман заявляет об упрощении процедуры получения субсидии, но реально из-за всевозможных искусственных барьеров (долги свыше 340 грн, прописанные родственники и дети, виртуальные доходы для безработных, авто не старше 5 лет и т. д.) за последний год субсидию потеряло 4,55 млн семей, или 11,74 млн украинцев.

На 2019 год при росте тарифов на ЖК-услуги на 23,5 % необходим бюджет на субсидии, который позволит оказать должную социальную помощь населению минимум в 150 млрд грн. Однако проект бюджета–2019 предусматривает выделение всего 55 млрд грн, или 1/3 части от реальной потребности, в связи с чем украинцам следует готовиться к дальнейшему урезанию соцпомощи на оплату коммуналки и массовым лишениям субсидий, а все заявления Порошенко и Гройсмана о том, что никто не почувствует удорожания голубого топлива и государство всем поможет, – популизм чистой воды. Мы это уже проходили в 2015–2016 годах, когда состоялось предыдущее повышение.


Покупкой «Центрэнерго» заинтересовались пять компаний

В конкурсе по покупке государственного пакета акций энергогенерирующей компании «Центрэнерго» в размере 78,3 % планируют пять компаний. Об этом на своей странице в Facebook написал эксперт в сфере энергетики Андрей Герус.

«Сегодня по приватизации “Центрэнерго” дедлайн для сообщения акционерного общества и Нацкомиссии по ценным бумагам о намерениях приобрести акций. Также сообщение подало белорусское предприятие “Нефтебитумный завод”. Итак, имеем 5 претендентов», – написал он.

Кроме белорусского предприятия, принять участие в конкурсе также планируют: «Укрдонинвест», «Форбс Энд Манхэттен Украина», «Баланс Груп» и Georgian International Energy Corporation.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

10 мая Кабинет Министров утвердил перечень предприятий большой приватизации на 2018 год. 3 октября он установил стартовую цену госпакета акций «Центрэнерго» в 5,98 млрд грн.

В бюджете на 2018 год поступления от продажи украинских активов были предусмотрены на уровне 21,3 млрд грн. В основном речь идет о тех объектах, которые так и не удалось продать в прошлом году. Согласно плану, за III квартала 2018 года поступления от продажи должны были составить 10,7 млрд грн, а по факту можно констатировать 75,2 млн грн (0,7 % от плана).

Важно отметить, что приватизация активов во время нестабильной экономической ситуации – неэффективное решение, так как стоимость активов недооценена. «Центрэнерго» является одним из ведущих производителей электроэнергии в Украине. Государство владеет 78,28 % акций компании. В её состав входят: Углегорская, Змиевская и Трипольская тепловые электростанции (14 % от генерирующей мощности Украины). «Центрэнерго» поставляет электроэнергию в Киевскую, Харьковскую и Донецкую области.

Его чистая прибыль в 2017 году выросла в 5 раз по сравнению с 2016 годом – до 1,9 млрд грн. При этом отпуск электроэнергии год назад упал на 36,5 % (3,2 млрд кВт-ч) по сравнению с 2016-м (в связи с дефицитом антрацитовой группы угля). Увеличение чистой прибыли объясняется тем, что «Центрэнерго» реализует на оптовый рынок электроэнергию по формульной цене «Роттердам+». Между тем, среднее количество работников предприятия составляет 6,8 тыс. чел. (фонд оплаты труда – 799 млн грн), а налоговые отчисления – 2,6 млрд грн.

Советник по приватизации «Центрэнерго» аудиторско-консалтинговая компания Ernst&Young оценила принадлежащий государству 78,3 %-ный пакет акций предприятия в 5,99 млрд грн ($ 225 млн). Данный аудит обошелся бюджету в 3 млн евро.
При этом «Центрэнерго» находится в процессе банкротства с 2004 года, которое все это время искусственно затягивается различными группами влияния, что изначально является серьезным барьером для стратегического международного инвестора. Теоретически после того, как предприятием перестанет владеть ФГИ, контроль над ним могут перехватить кредиторы.

Претендентами на приватизацию «Центрэнерго», которая назначена на 13 декабря, выступило 5 компаний:
– ООО «Укрдонинвест» (бенефициар – Виталий Кропачев, связан с поставками угля на «Центрэнерго», близок к представителям ББП);
– ООО «Форбс Энд Манхеттен Украина» (возглавляет Михаил Спектор, который ранее представлял интересы VS Energy, контролирующей более десятка украинских облэнерго);
– ООО «Баланс Груп» (один из учредителей, экс-нардеп Дмитрий Крючков, недавно был арестован в Германии);
– Белорусский «Нефтебитумный завод»;
– Georgian International Energy Corporation LLC.

В случае удачного аукциона по продаже государственного пакета акций энергогенерирующей компании «Центрэнерго» проблемы с бюджетным дефицитом все равно не удастся решить (на конец года может достичь 98,1 млрд грн). Ежегодный высокий плановый показатель поступлений от приватизации необходим власти для утверждения бюджетного дефицита на низком уровне – 2,2% (является требованием многих кредитных программ). Высокое значение бюджетного дефицита свидетельствует о несбалансированности главного финансового документа страны.

Поэтому под конец года стоит ожидать увеличение реального бюджетного дефицита, в связи с очередным невыполнением плана по приватизации, который будут финансировать за счет заемных средств (под высокие проценты), затягивая Украину все в более глубокую долговую яму.


В Украине повысят минимальные пенсии: Розенко назвал сумму

Размер минимальной пенсии в Украине с 1 декабря 2018 возрастет до 1497 грн. Об этом сообщил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко, передает Правительственный портал. «Перерасчет будет осуществлен всем пенсионерам, чей размер пенсий зависит от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц», – отметил он.

Следующее повышение запланировано на март 2019 года. В марте, по словам Розенко, пенсии должны вырасти на 12–17 %. Согласно Ст. 48 Конституции Украины каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий необходимые питание, одежду, жилье.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Для реализации данного Конституционного права в 1999 году был принят ЗУ «Про прожиточный минимум», согласно которому прожиточный минимум – стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
В набор услуг включаются жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, услуги связи, учреждений культуры, образования, здравоохранения и другие.

Прожиточный минимум применяется для:
– общей оценки уровня жизни в Украине, что является основой для реализации социальной политики и разработки отдельных государственных социальных программ;
– установления размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту, определения размеров социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат, исходя из требований Конституции и законов Украины;
– определения права на назначение социальной помощи;
– установления государственных социальных гарантий и стандартов обслуживания, обеспечения в отраслях здравоохранения, образования, социального обслуживания и других.

Таким образом, от справедливости и объективности расчета прожиточного минимума зависит уровень з/п, пенсии, стипендии, социальных выплат и других социальных гарантий и, как следствие, возможность или невозможность нормально существовать гражданам Украины.

Динамика прожиточного минимума для утративших трудоспособность лиц, от которого зависит размер минимальной пенсии, выглядит следующим образом:
2009 – 573 грн (7,99) – $ 72;
2010 – 734 грн (7,99) – $ 92;
2011 – 800 грн (7,99) – $ 100;
2012 – 884 грн (7,99) – $ 111;
2013 – 949 грн (7,99) – $ 119;
2014 – 949 грн (11,88) – $ 80;
2015 – 1074 грн (21,84) – $ 49;
2016 – 1247 грн (25,55) – $ 49;
2017 – 1373 грн (26,59) – $ 52;
2018 – 1497 грн (27,06) – $ 55.

Как видим, до 2014 года прожиточный минимум для утративших трудоспособность лиц, который является базой для начисления минимальной пенсии, ежегодно увеличивался на $ 10–20.

В 2014 году этот показатель впервые за многие годы вообще не менялся, несмотря на существенное изменение курса гривны и цен. В период с 2015 по 2018 гг. динамика его увеличения не успевала за темпами обесценивания гривны, в результате чего фактический размер прожиточного минимума в твердой валюте сократился более чем в 2 раза. В результате таких действий власти, которая ежегодно устанавливает размер прожиточного минимума при принятии бюджета страны, минимальная пенсия уменьшилась со $ 119 (в 2013 году) до $ 55 (в 2018 году), а её относительный рост в 2017 и 2018 гг. составил всего $ 3 (с $ 49 до $ 52 в 2017 году и с $ 52 до $ 55 в 2018 году).


Киев привлечет до конца года $1,5 млрд кредита – Минфин

В этом году план по привлечению кредитных средств составлял до $ 3,5 млрд. Министерство финансов планирует до конца года привлечь на рынках заимствования до $ 1,5 млрд. Об этом сообщила министр финансов Оксана Маркарова на брифинге в пятницу, 23 ноября. По её словам, в этом году план по привлечению кредитных средств составлял до $ 3,5 млрд, потому после недавнего размещения евробондов на $ 2 млрд планируется «добрать» оставшуюся сумму.

«Планируется привлечь до 1,5 млрд долларов или на внешних рынках, или на внутреннем. Надеемся, что это будет макрофинансовая помощь от ЕС и кредиты под гарантии Всемирного банка», – сказала она.

Маркарова также отметила, что Украина выполнила все условия для получения первого транша макрофинансовой помощи от Евросоюза в 500 млн евро, потому ожидается получение этих средств до конца года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Данные Казначейства указывают, что по состоянию на 22.11.18 невыполнение доходной части бюджета (январь–ноябрь) составило 54,4 млрд грн, что вызвано несоответствием плановых прогнозов Минфина реальной макроэкономической ситуации. Между тем, бюджетный дефицит (80,6 млрд грн) за 3 квартала 2018 года профинансирован всего на 9 %. Поэтому власть остро нуждается в дополнительных средствах (под любые проценты), чтобы получить возможность финансировать бюджетные расходы в преддверии запуска предвыборной кампании.

В конце октября Минфин смог привлечь средства за счет размещения евробондов на $ 2 млрд под 9–9,75 % годовых, что является самым дорогим размещением в истории, и на 0,3–0,4 % выше, чем доходности по существующим бумагам с подобным сроком погашения на рынке.

После этого государство попыталось привлечь дополнительные деньги через «Нафтогаз», который собирался выпустить облигации на сумму $ 1 млрд. Информация о размещении НАКом облигаций с очень высокой доходностью ожидаемо вызвала недоверие внешних инвесторов, которые обвалили цены украинских суверенных бумаг до 92 % от номинала, после чего компания отказался от данной идеи. Таким образом, Украина лишилась в краткосрочной перспективе эффективного присутствия на международном заемном рынке.

Вместе с тем, ЕС одобрил предоставление Украине 1 млрд евро макропомощи. Условием получения каждого из двух траншей этой помощи является выполнение ряда согласованных сторонами мер. По данным Минфина, среди требований – реформирование отдельных сфер реализации государственной политики: управление государственными финансами, надлежащее управление и борьба с коррупцией, секторальные реформы и государственные предприятия, социальная политика. Как результат, получение данных средств до конца года остается под большим вопросом.

Даже если предположить, что Украина получит под конец года обещанный транш от МВФ, то данные деньги пойдут в международные резервы и не будут использованы на финансирование бюджета. Значит, единственным возможным источником получения дополнительных средств является размещение ОВГЗ. При этом рост доходности госбумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательствах НБУ вместо кредитования реального сектора (влияет на сокращение экономических процессов), что влечет удорожание обслуживания долгов и ухудшает макроэкономическое состояние страны.


Регулятор прогнозирует рост цен на свет на 15 %

Оптовая рыночная цена электроэнергии с начала 2019 года может вырасти более чем на 15 %. Об этом в пятницу, 23 ноября, сообщила в Facebook председатель Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), Оксана Кривенко. По её словам, Энергоатом просит повысить тариф на производство электроэнергии на 65 %, после чего рентабельность компании составит 38 %. Это поможет увеличить доход на 27 млрд грн. Такая сумма равна почти половине фонда всех субсидий Украины.

«Чем обоснован такой стремительный рост тарифа? Компания предоставила объяснения общей численностью 22 тысячи страниц! Но такое огромное количество документов обосновывает лишь 3,5 млрд гривен средств на инвестиции», – отметила Кривенко.

Кроме того, «Укргидроэнерго» предлагает увеличить свой тариф на 46 %, чтобы получить +3,5 млрд грн к доходности.
ТЭЦ, со своей стороны, требуют повысить тариф на 21 %, чтобы обеспечить дополнительный доход в размере 4,6 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сегодня тариф на электроэнергию для населения составляет:
 0,90 грн при объёме до 100 кВт;
 1,68 грн при объёме свыше 100 кВт.

Структура генерации электроэнергии в Украине выглядит следующим образом:
1) атомные электростанции – 56,46 %;
2) тепловые электростанции – 28,49 %;
3) гидроэлектростанции – 7,04 %;
4) теплоцентрали – 6,54 %;
5) гидроэлектростанции (малые) – 0,15 %;
6) ветряные электростанции – 0,68 %;
7) солнечная энергия – 0,50 %;
8) биомасса – 0,07 %;
9) другие – 0,07 %.

Цены, по которым генерирующие предприятия продают электроэнергию на «Энергорынок», по состоянию на сентябрь 2018 года (за 1 кВт) выглядели следующим образом:
1) атомные электростанции – 0,55 грн;
2) тепловые электростанции – 1,73 грн;
3) гидроэлектростанции – 1,56 грн;
4) теплоцентрали – 2,19 грн;
5) гидроэлектростанции (малые) – 3,76 грн;
6) ветряные электростанции – 3,42 грн;
7) солнечная энергия – 6,60 грн;
8) биомасса – 3,79 грн;
9) другие – 2,19 грн.

Как видим из официальных цифр ДП «Энергорынок», основная часть генерации электроэнергии в Украине приходится на атомную (56,5 %), которая продается на «Энергорынок» по 0,55 грн за кВт, что в 2–3 раза дешевле, чем сегодня платит население.

Средняя цена продажи по состоянию на 10.09.2018 – 1,09 грн за кВт. Средняя стоимость покупки электроэнергии из «Энергорынка» – 1,22 грн за кВт. Эти показатели вполне соответствуют тарифам для населения (0,90–1,68 грн). Кроме того, Украина является экспортером электроэнергии. Так, в прошлом году наша страна продала 5,2 млрд кВт-ч. на общую сумму $ 235,5 млн (6,26 млрд грн). То есть, средняя экспортная стоимость электроэнергии в 2017 году была равна 1,20 грн за кВт, что на 28,6 % ниже, чем тариф для украинского населения при потреблении свыше 100 кВт в месяц.

Из приведенных официальных данных четко видно, что действующий тариф для населения существенно выше цены покупки–продажи электроэнергии «Энергорынком», превышает он экспортные цены, а заявления НКРЭКУ о необходимости повышения тарифов являются необоснованными.


В Украине выросло промышленное производство

Промышленное производство в Украине в октябре 2018 года возобновило рост, увеличившись на 1,4% по сравнению с октябрем 2017 года, после двух месяцев снижения. Об этом в четверг, 22 ноября, сообщает пресс-центр Государственной службы статистики.

По данным ведомства, с коррекцией на эффект календарных дней промпроизводство в октябре-2018 к октябрю-2017 увеличилось на 0,3%, тогда как в сентябре и августе оно сократилось соответственно на 0,7% и 0,5%, а в июле и июне рост составил 2,3% и 2,5%.

Госстат указывает, что по отношению к предыдущему месяцу в октябре этого года промышленное производство с учетом сезонного фактора выросло на 0,6%. Напомним, в Украине объемы промышленного производства в сентябре снизились по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 1,3%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, индекс промпроизводства по итогам сентября 2018 года упал на 1,3% (к аналогичному периоду 2017 года). Следует отметить, что кумулятивное снижение индекса промышленного производства составило с начала года 10%, что коррелируется с падением производства основных отраслей экономики: добывающая промышленность -4,5%; перерабатывающая промышленность -8,7%, машиностроение -24,9%. Сокращение промышленного производства было вызвано ухудшением конъюнктуры на внешних рынках, ремонтными работами на нескольких промпредприятиях, а также осложнение грузовых перевозок.

В целом промпроизводство в Украине в количественном измерении упало с конца 2013 на 26,6%, что соответствует общей динамике падения реального ВВП за соответствующий период. В последние годы во многих базовых отраслях промышленности наблюдается падение, вследствие чего страдает в первую очередь украинская экономика. За последние 4 года в горнодобывающей промышленности падение составило 20%, в металлургии – 28,9%, в машиностроении – 40%.

По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь-сентябрь 2018 года составил $ 64,5 млрд (27,8% продукции экспортировано), что в 1,6 раза меньше чем за аналогичный период 2013 года ($ 103,5 млрд). В связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, за период с января по сентябрь 2018 г. отмечается рост цен на 12,8% (металлургия +9,5%, машиностроение +12,4%, энергетика +19,8%). Рост данного индекса свидетельствует о падении конкурентоспособности отечественных товаров, а также может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции; таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

Основные проблемы развития промышленной экономики: отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); высокая налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; высокая степень износа основных фондов в производстве. Данные факторы отталкивают как внутренних, так и внешних инвесторов вкладывать в промышленность, превращая страну в поставщика дешевого сырья.

При этом нынешняя власть, вместо оптимизации существующих экономических процессов, пытается выжать максимальный результат с нынешней экономической модели, чтобы удовлетворить свои раздутые потребности и сохранить власть.


Облгазам запретили проводить доначисления за газ

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики, запретила операторам газораспределительной системы проводить доначисления в платежки за газ. Об этом в Facebook сообщила председатель НКРЭКУ Оксана Кривенко.

«Проведенный мониторинг рынка показал, что подавляющее большинство операторов газораспределительных сетей в платежных документах за октябрь этого года осуществила доначисления бытовым потребителям объемов газа в среднем до 1,5%, учитывающих разницу в приведении к стандартным условиям», – отметила она.

По ее словам, узлы учета газа в точках передачи газа из газотранспортной системы к газораспределительной системы в автоматическом режиме осуществляют измерения при стандартных условиях (20 ℃), однако счетчики газа бытовых потребителей не осуществляют такой температурной коррекции объемов и измеряют при фактической температуре окружающей среды.

«То есть если рассматривать приведенный пример, при фактической температуре окружающей среды в 5 ℃ производственно-технологическими потерями операторов ГРМ есть 51 кубометр (1000 куб м – 949 куб м)», – подчеркнула Кривенко. Она также отметила, что объемы таких потерь рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной Минэнерго.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

НКРЭКУ при расчете тарифа учла объемы потерь операторов ГРМ, которые были утверждены Минэнерго. В Нацкомиссии решили провести нормативно-правовое регулирование данной проблемы через внесение изменений в Закон Украины «О рынке природного газа» путем изменения стандартных условий в части температуры с 20 ℃ на 0 ℃. Такие стандарты применяются во всех странах Евросоюза. После вступления в силу с 1 ноября 2018 года новой цены на газ (8 549 грн), воспользовавшись неразберихой, в некоторых областях Украины облгазы прислали людям платежки за газ с непонятными доначислениями. При этом такие доначисления проводились людям с индивидуальными счетчиками, которые всегда платили по их показаниям.

Нововведение заключалось «в приведении объема потребленного газа к стандартным условиям», что увеличивает показания счетчика на 5-12% в зависимости от области, температуры и расположения счетчика.
Так, например, в Киеве в январе при счетчике на улице объем газа умножается на 1,10 (+10%), в Запорожской области на 1,11 (+11%), в Ровенской на 1,09 (+9%), а в Луганской на 1,12 (+12%). Если счетчик газа находится в отапливаемом помещении, то в Киеве объем газа умножается на 1,04 (+4%), в Запорожской области на 1,06 (+6%), в Ровенской на 1,03 (+3%), а в Луганской на 1,06 (+6%).

Такие платежки разошлись по Николаевской, Львовской, Харьковской и другим областям Украины, только на Волыни их получили 240 тыс. семей. По самым скромным подсчетам, с населения некоторых областей, хотели дополнительно собрать за месяц около 100 млн грн. Несмотря на тот факт, что нормативные документы для всех поставщиков газа одинаковы, такие начисления проводились не повсеместно, а значит – это местная инициатива поставляющей компании или своеобразная «разведка боем».

На момент начислений НКРЕКУ никой официальной информации по этому поводу не публиковала и население о таких нововведениях никто заранее не информировал. «Публичный аудит» рекомендовал гражданам, получившим такие платежки, не оплачивать их и обращаться письменно в НКРЕКУ, с требованием проверить законность и обоснованность действий своего поставщика газа.

Нацкомиссия не заставила себя долго ждать и запретила проводить такие доначисления, хотя и постфактум. Теперь все те, кто еще не оплатил платежки с доначислениями, теперь может их не оплачивать до проведения перерасчета, ссылаясь на решение НКРЕКУ, а те, кто оплатил, могут потребовать от поставщика газа засчитать сумму оплаченного доначисления авансом в счет будущего потребления или потребовать перерасчет.