Дайджест 2/11/2017

Банковская система вышла в прибыль – НБУ

За девять месяцев 2017 года чистая прибыль после налогообложения банковской системы составила 1,41 млрд гривен. «Возобновление прибыльной деятельности произошло благодаря обеспечению банками в третьем квартале 2017 года положительного финансового результата в размере 3,25 млрд грн», – говорится в сообщении пресс-службы регулятора.

Как отмечается, положительно повлияло на доходность сектора существенное уменьшение в 3 квартале отчислений банками в резервы – 6,18 млрд грн, что вдвое меньше аналогичного показателя за второй квартал текущего года.

Как понимать?

Следует отметить, что в стране до сих пор не работает кредитование, как основной источник заработка банков. На рынке существуют карманные банки крупного бизнеса, которые привлеченные депозиты физ. лиц отдают под дешевые кредиты связанным компаниям. Остальные банки используют для заработка государственный инструмент – ОВГЗ, попутно кредитуя экономику.

С учетом того, что средняя доходность ОВГЗ по состоянию январь-август 2017 в гривне 14,9%, а в долларе – 5,4%, маржа заработка для банков уменьшается. Кроме того, уровень депозитных ставок и так уже приблизился ко дну. Так, учетная ставка НБУ (ориентир стоимости денег) составляет в гривне 13,5%, что является также заниженным в условиях, когда в сентябре годовая инфляция составила 16,4%.

Уровень токсичности необслуженных кредитов также остается очень большим. По данным НБУ, по состоянию на 01.10.2017 он составляет 956 млрд грн ($ 36,7 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом по данным НБУ в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов — 588,215 млрд грн (56%). По данным НБУ, доля неработающих кредитов в госбанках составляет 71,4% (значительная часть в «ПриватБанке», в банках с иностранным капиталом — 46%, с частным капиталом — 25,1%). При этом доля неработающих кредитов в гривне на 1 октября составляет 50,6%, в иностранной валюте — 63%. Существенная часть – 27 млрд грн – это необслуженные кредиты в АТО и Крыму.

Необслуженные кредиты на 255 млрд грн – кредиты, выданные 40 группам компаний. Их задолженность составляет 97% от всех этих кредитов.  Следует отметить, что кризис 2014–2017 привел к наибольшему сокращению уставного капитала именно в банках с украинским частным капиталом на фоне госбанков и финучреждений с иностранным капиталом. Первые потеряли около 61 млрд грн уставного капитала, являющегося одним из основных показателей надлежащего уровня защищенности финучреждений от непредсказуемых рисков и сопровождающих их убытков.

Общим знаменателем для банков с украинским частным капиталом является то, что их позиции на рынке напрямую зависят от влиятельности владельцев. А точнее, от способности выбить у государства какие-либо льготы или очередное повышение тарифов принадлежащих им естественных монополий, за которые в итоге платит не только госбюджет, но и все остальные участники рынка и рядовые граждане.

Так, за 9 месяцев 2017 года ПУМБ увеличил чистую прибыль в 2,8 раза — до 764 млн грн; Международный инвестиционный банк увеличил в 2,5 раза — до 78,364 млн грн; ТАСкомбанк увеличил более чем в 22 раза — до 42,49 млн грн. Поэтому, большинство акционеров финучреждений опасаются вносить деньги на счета в уставной капитал из-за риска потерять их в случае неожиданного банкротства финучреждения. Ведь регулятор достаточно субъективно (преднамеренно) оценивает источники происхождения этих средств и конечных бенефициаров, что позволяет ему блокировать докапитализацию банков, вследствие чего только избранные банки имеют возможность развиваться на банковском рынке, который до сих пор находится в кризисе.


НКРЭКУ инициирует выбор поставщика газа для населения по каждому региону

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, предложит правительству провести в каждой области тендер по выбору поставщика газа для населения. Об этом сегодня в ходе круглого стола сказал глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк.

«Мы будем обращаться к правительству, и просить провести такой тендер. Тендер должен быть проведен в определенном регионе. На этом конкурсе с облгазсбытом будут конкурировать, например, облэнерго или мобильные операторы. Для этого бизнеса важно знать территорию и уровень расчетов потребителей», – сказал он, добавив, что победившая в тендере компания будет работать в регионе до проведения следующего тендера.

Как понимать?

Сегодня цена газа для населения регулируется Кабмином. Независимо от того, кто будет выбран поставщиком, платежки для населения останутся неизменно высокими. Для населения от тендера или конкурса ничего не изменится, возможность самостоятельно выбрать поставщика газа не появиться, ведь поставлять газ без наличия газораспределительной системы (трубы) невозможно. Часть газораспределительной системы находится в частной собственности, поэтому никакой конкурс или тендер не сможет изменить оператора частной газовой трубы.

Да, часть газораспределительной системы остается государственной. Но как сообщал неделю назад вице-премьер-министр Владимир Кистион, облгазы заключили с Министерством энергетики и угольной промышленности договора аренды государственных газораспределительных сетей (ГРС) и уже осуществили первые выплаты за пользование этими активами.

Т.е. предлагаемый НКРЕКП тендер или конкурс — не более чем очередная фикция, поскольку без наличия «трубы» газ поставлять невозможно, а трубы либо в частной собственности облгазов, либо в аренде. Причем договора аренды совсем свежие, а значит будут действовать еще как минимум год.


Украина присоединилась к новому «Шелковому пути»

С 1 ноября заложена нить графика поезда №1319/1320 по транзитному маршруту через Украину в рамках нового «Шелкового пути». Об этом заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, сообщается на официальном сайте Кабмина.
«Поезда будут состоять из 57 платформ под универсальные контейнеры. Китайская сторона согласовала нить графика поезда, который будет проходить из Чжэнчжоу через территорию Украины (Чоп, Мостиска) в направлении Словакии, Польши и Венгрии», – заявил он.

По словам Омеляна, министерство активно работает с Госрезервом Украины для наполнения поездов грузами, а также усиливает координацию для налаживания экспорта украинских товаров в Китай.

Как понимать?

В мае 2016 года «Укрзализныца» подписала протокол о вхождении в Транскаспийский международный транспортный маршрут, который является направлением нового «Шелкового пути» и альтернативным путем доставки грузов из Европы в Китай в обход территории России.  Маршрут соединяет Турцию, Грузию, Азербайджан, Казахстан и Китай.

С 1 апреля 2017 года «Укрзализныца» стала полноправным участником Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут». В данный момент идет речь только о транзитном курсировании поездов по территории Украины.

Как показывает аналитика, транзитные перевозки «Укрзализныцы» по итогам первого полугодия 2017 г. составили 732,1 млн т-км, что на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Впрочем, главное – это все-таки востребованность нового маршрута. В начале 2016 года было много насмешек над первым тестовым рейсом контейнерного поезда, отправленного по-новому «Шелковому пути» (порт Ильичевск – ст. Достык, Казахстан, граница с Китаем). Поезд прибыл в пункт назначения 31 января с опозданием от графика на 4 дня, всего на дорогу ушло 15 дней. Состав был с трудом сформирован из 20 сорокафутовых контейнеров, несмотря на то, что возможности черноморских и каспийских паромов позволяют «брать на борт» вдвое больше. В результате поезд пропал на полтора месяца. Назад в Украину состав вернулся пустым только 17 апреля. Стоимость доставки стандартного контейнера к границе Казахстана с Китаем составила на тестовом прогоне $7927. Стоимость данного маршрута обходилась экспортёрам на 65% дороже дороги через Россию.

Согласно сообщению, по новому «Шелковому пути» китайскую сторону заинтересовала возможность экспорта украинского продовольствия, в частности муки, конфет, водки, масла и др. Стоит отметить, что в последние годы рост экспорта украинской аграрной продукции в Китай существенно опережает показатели по другим товарным группам. За последние пять лет он увеличился в 11 раз: стартовав с $ 87 млн в 2012 г., превысил $ 1 млрд в 2016-м. Доля КНР составила 6,6% в общем экспорте агропродукции из Украины. Но даже при таком внушительном росте, доля Украины в аграрном импорте Китая остается ничтожно малой — чуть более 1%.

На сегодня Китай постепенно открывает свой рынок для большего числа импортных товаров, поскольку не в состоянии самостоятельно удовлетворять растущий на внутреннем рынке спрос на продовольствие. Все это делает китайское направление чрезвычайно привлекательным и перспективным для украинских экспортеров сельхозпродукции. Однако опыт показывает, что сами они едва ли в состоянии побороться за выход на огромный рынок Поднебесной.