Дайджест 2-3/12/2017

Жителям многоэтажек упростили отказ от центрального отопления

Рада разрешила отключать от центрального отопления квартиры без отключения всего дома, но — в исключительных случаях. Собственник квартиры сможет отказываться от центрального отопления (ЦО) и горячей воды, если не менее 50% квартир и нежилых помещений в его многоквартирном доме уже отключились. Такая норма закреплена в Законе “О жилищно-коммунальных услугах”, который Верховная Рада приняла 9 ноября 2017 года. Закон еще не подписан президентом.

Закон говорит, что собственники квартир или нежилых помещений в таких домах не обязаны, но имеют право отказаться от централизованного отопления и горячей воды. Взамен они могут установить индивидуальное теплоснабжение (отопления и/или горячей воды) — в собственной квартире или нежилом помещении. Однако не допускается принудительное отключение квартир или нежилых помещений от центрального отопления — даже, если другие квартиры в доме уже отключились от центральных систем.

Как понимать?

Отметим, что в Украине до сих пор действует приказ Министерства ЖКХ, который разрешает отключать от центрального отопления и горячей воды только весь дом, а не отдельные помещения. Запрет связан с тем, что отказ от центрального отопления во многоквартирном доме разбалансирует внутридомовую систему отопления, а если таких случаев в городе много — то и всю систему теплоснабжения города.

Упрощение заключается в упразднении получения письменного согласия соседей в домах, где уже более 50% квартир перешли на автономное отопление. По сути, это больше фикция, чем реальное упрощение. Если в доме более 50% квартир уже перешли на автономное отопление, то это значит, что эти 50% квартир получили согласие всех остальных жильцов, а значит, получить такое согласие оставшимся жильцам не составит труда. Поэтому отмена требования только сэкономит 1-2 часа времени на сбор подписей соседей, которые недавно приходили за такой подписью к тебе.

При этом согласование с поставщиком услуг, ЖЕКом и местными властями никто не отменяет; упразднено только то, что и так можно было без проблем получить. Остается необходимость разрабатывать и согласовывать проект автономного отопление. Иными словами, вся бюрократическая процедура, которая отнимает деньги, время и нервы, осталась неизменной, а аннулировали только необходимость получения согласия соседей, с которым и так было меньше всего проблем.

Информация о том, что «не допускается принудительное отключение квартир», в новости указана не корректно. Не допускается принудительный перевод на автономное отопление, а отключение как раз разрешается в случае не своевременной оплаты. Новый Закон про ЖКУ, о котором идет речь, предусматривает, что исполнитель коммунальной услуги имеет право ограничить (прекратить) предоставление соответствующей коммунальной услуги потребителю в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней со дня получения потребителем предупреждения от поставщика услуги.

Поставка коммунальной услуги восстанавливается в полном объеме в течение следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации задолженности. Ограничение (прекращение) предоставления коммунальных услуг по поставке и распределению электрической энергии и природного газа осуществляется в соответствии с законами, регулирующими сферы электрической энергии и природного газа.

Как видим, некоторые провластные СМИ, комментируя Закон о ЖКУ, пытаются найти ложку меда в бочке с дегтем, подавая желаемое за действительное.


За год Украина выплатила МВФ $ 1,3 млрд

Украина 1 декабря перечислила Международному валютному фонду последний платеж в 2017 году — 114,3 млн специальных прав заимствования ($ 169 млн).  Всего за 2017 год Украина выплатила 858,7 млн специальных прав заимствования – $ 1,268 млрд. При этом Украина получила в течение года от МВФ один транш на $ 1 млрд.

В условиях падения экономики и макроэкономической нестабильности, иностранные институциональные инвесторы не заинтересованы в украинском рынке заемного капитала из-за высоких рисков и непредсказуемости. Поэтому единственными кредиторами для Украины остаются МВФ и ЕС.

Как понимать?

Общий долг Украины перед МВФ по состоянию на 31.10.2017 составляет $ 14,43 млрд, что составляет 30,2% от общего внешнего долга.
Следует отметить, что МВФ ведет с Украиной расчеты в счет специальных прав заимствования (СПЗ), которые являются искусственным резервным и платёжным средством, эмитируемым МВФ.

В связи с тем, что Украина имеет достаточно большие обязательства перед МВФ, Фонд уже не предоставляет ликвидные денежные средства (доллары, евро), заменяя их СПЗ, которые учитываются в ЗВР. Фактически, МВФ предоставляет только рассрочку, по которой насчитывает проценты.
Украине за 2018-2022 года предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Поэтому Украина в ближайшей перспективе никуда от МВФ и кредиторов ЕС не денется, иначе страну ожидает дефолт и все его последствия.

Стоит также отметить, что кредиты Украине выдаются на достаточно жестких условиях: поднятие тарифов ЖКХ, сокращение бюджетников, пенсионная реформа (в том числе и через повышение пенсионного возраста), земельная реформа, закрытие либо национализация проблемных банков. Единственная цель, на которую Украина имеет право тратить миллиарды, — это направлять их в золотовалютный резерв, а не развивать экономику. Изымать оттуда можно также только в одном единственном случае — для погашения предыдущих долгов.

Поэтому плата за реструктуризацию долгов для Украины очень велика (проценты за пользование кредита), так как в случае дефолта Украина будет отрезана от внешнего финансирования, что существенно усложнит экономическое управление. Кроме того, может образоваться валютная паника (при отсутствии согласованных действий НБУ и правительства), которая в условиях низких валютных резервов может привести к существенной девальвации и краху экономики.

Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец августа 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,1 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). Кроме того, прогноз дефицита текущего счета, по данным НБУ, в 2017 году составляет $ 4,5 млрд (4,4% ВВП). При дальнейшей негативной конъюнктуре на международных рынках (имеет отложенный эффект в связи с фьючерсными контрактами), учитывая последствия от блокады Донбасса — платёжный дефицит может увеличиться, что приведёт к усилению девальвационного давления.

В случае провала реструктуризации по ближайшим выплатам, Украину ждет преддефолтное состояние, вследствие чего национальная валюта будет существенно девальвировать, а иностранный капитал выводится с территории государства, что вызовет макроэкономический коллапс. Поэтому правительство, для получения очередных траншей МВФ и ЕС, которые пойдут на погашение предыдущих обязательств и уплаты процентов, может пойти на действия, которые идут в разрез национальным интересам.