Дайджест 2-7/07/2018

В Украине резко сократилось количество больниц

За последние годы уменьшилось количество как больничных учреждений, так и койко-мест. Однако увеличилось количество поликлиник. За последние пять лет количество больничных учреждений в Украине уменьшилось почти на треть. Об этом в субботу, 30 июня, со ссылкой на данные Госстата сообщает УНН.

Отмечается, что в 2017 году в Украине насчитывалось 1,7 тыс. больничных учреждений, тогда как в 2012 году их количество составляло 2,5 тыс. Число больничных коек также сократилась на 23,5 %. В 2017 году в украинских больницах насчитывалось 309 тыс. больничных коек, тогда как в 2012 году их количество составляло 404 тысячи. Наряду с этим возросло количество врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений – на 25,3 %, до 10,4 тыс.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За период с 2014 года в Украине сократилось все: подконтрольная территория и количество населения, стало меньше медицинских и учебных заведений, обвалилось ВВП, показатели промышленности и торговли, объёмы доходов и сбережений. Возросли лишь цены, усилилась преступность и коррупция.

Потеря территории и населения являются ключевыми проблемами, лишаясь их, Украина избавляется всего остального: природных и трудовых ресурсов, ВВП, торговли, промышленности, налогов, школ, больниц и т. д. Часто оправданием власти по сокращению чего бы то ни было служит потеря контроля над территорией, но это скорее усугубляющий фактор, а не оправдание.

Предшествующая власть полностью контролировала всю территорию Украины, с Крымом и Донбассом, контроль над частью Украины потеряла уже действующая власть, не восстановив его по сей день. Поэтому ответственность за все, что осталось на неподконтрольной части Украины, равно как и за саму территорию, полностью лежит на сегодняшних правителях Украины.
Согласно данным Госстата, количество больниц изменилось следующим образом:
2013 – 2 200;
2014 – 1 800;
2015 – 1 800;
2016 – 1 700;
2017 – 1 700.

Наибольшее сокращение можно увидеть между 2013 и 2014 гг. Это говорит о том, что 400 больниц осталось на неподконтрольной территории – работают они там или разграблены и уничтожены, статистика не уточняет, их просто вычеркнули. При этом, как минимум, 1,5 млн переселенцев с Донбасса и Крыма обслуживаются теперь в больницах Киева, Львова, Харькова, Днепра и т. д. Для такого количества людей при нормальном правительстве должны были быть открыты дополнительные больницы (пропорционально увеличению пациентов). Но, вместо расширения сети лечебных заведений, в 2015–2017 гг. мы наблюдали их сокращение еще на 100 единиц.

Суммарно за последние 4 года Украина потеряла, по разным причинам, 500 больниц (23 % от их количества), а вместе с ними, и врачей, средний медперсонал, который в них работал. Так, согласно данным Госстата, количество врачей изменилось следующим образом:
2013 – 217 тыс.;
2014 – 186 тыс.;
2015 – 186 тыс.;
2016 – 187 тыс.;
2017 – 186 тыс.

Наибольшее сокращение можно увидеть между 2013 и 2014 гг.: 31 тыс. врачей была вычеркнута вместе с больницами на территории ОРДЛО. Работают они там либо уехали за рубеж, статистика не указывает, зато четко понятно, что эти профессионалы точно не работают в Украине, поскольку число врачей не возросло в 2015–2017 гг. Количество среднего медперсонала изменилось следующим образом:
2013 – 441 тыс.;
2014 – 379 тыс.;
2015 – 372 тыс.;
2016 – 367 тыс.;
2017 – 360 тыс.

Наблюдается непрерывный отток кадров на протяжении всего периода: дальнейшая судьба 62 тыс. человек, которые работали на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, не известна, ещё 19 тыс. врачей перестали работать на подконтрольной Украине территории, большинство из них трудоустроились в ближнем зарубежье. Вся ответственность за перечисленные потери в медицине, независимо от их причин, полностью лежит на действующей власти.


«Дыра» в госбюджете превысила 14 млрд грн – Казначейство

Доходы государственного бюджета по итогам первого полугодия 2018 года составили 463,18 млрд грн, отставание от плановых показателей выросло до 14,3 млрд грн, или 3,1 %. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на данные Государственной казначейской службы.

По сравнению с I полугодием прошлого года достигнут рост доходов на 13,7 %. Поступления в общий фонд за январь–июнь 2018 года составили 409,45 млрд грн, что на 3,5 % ниже плана, но на 20,9 % лучше показателя января–июня 2017 года.
Госказначейство уточняет, что доходы госбюджета в июне 2018 года достигли 79,33 млрд грн, что на 10,98 млрд грн, или 12,2 %, меньше планового показателя. Согласно его данным, по сравнению с июнем прошлого года бюджетные поступления возросли на 10,19 млрд грн, или 14,7 %.

Общий фонд получил в минувшем месяце 71,78 млрд грн, что на 13,6 % меньше плана и на 13 % превышает показатель годичной давности.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, все подразделения ДФС за первое полугодие 2018 года собрали 404,7 млрд грн (налоговая – 254,6 млрд грн, таможня – 150,06 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 64,4 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС достигло всего 340,2 млрд грн, а это на -1 %, или на 3,1 млрд грн, меньше установленных Минфином плановых показателей, от которых зависят расходы бюджета. Невыполнение произошло за счет низкого администрирования налоговых сборов таможней (-5 млрд грн от плановых показателей).

Следует отметить, что сборы таможенных органов за первое полугодие 2018 года выросли на 8,7 % к аналогичному периоду предыдущего года. Между тем, по данным НБУ, импорт товаров за 5 месяцев 2018 года увеличился на 14,2 % (ревальвация – 0,2 %) к аналогичному периоду предыдущего года. Поэтому работа таможенных органов сегодня неэффективна. Сальдо государственного бюджета за первое полугодие не выполнено на 3 %, или 14,1 млрд грн (общий фонд – 14,8 млрд грн), что повлечёт увеличение бюджетного дефицита.

Кроме того, на уровень доходов в первом полугодии существенно повлияло зачисление прибыли от НБУ (38 млрд грн из 44,6 запланированных НБУ), вследствие чего реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению дефицита.
Напомним, дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4 % ВВП. Однако в условиях низкого администрирования налогов бюджетный дефицит может увеличиться до 4 %.

Кроме того, будущие президентские и парламентские выборы могут несоизмеримо увеличить расходную часть бюджета для получения дополнительных политических баллов. Так, в условиях низких поступлений в бюджет и отсутствия заинтересованности в сотрудничестве у международных кредитных организаций Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет через первичное размещение ОВГЗ под высокие проценты.

По итогам января–мая 2018 года привлечено в госбюджет 66,8 млрд грн по ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 47 млрд – меньше года; средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,55 %; долларовым – 5,3%. Это увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Но и данный инструмент имеет свои негативные стороны: для поддержания текущего уровня вложений банков в депсертификаты и ОВГЗ (ставки доходности по которым либо прямо пропорционально привязаны к учетной ставке, либо имеют очень высокую корреляцию) учетная ставка НБУ должна сохраняться на текущем уровне в 17 %. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ вместо кредитования реального сектора. Для того чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 17 % годовых.

Параллельно ставки по депозитам в национальной валюте находятся на среднем уровне в 10 %. Фактически, регулятор, пытаясь удержать инфляцию, все больше расширяет спрэд между стоимостью кредитных ресурсов и стоимостью их привлечения, что приводит к росту реальной процентной ставки по кредитам. Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги, все больший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей, то есть сырьевые.

Для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь 123 млрд грн (на конец мая выполнено на 52 %) на внутреннем рынке, 108 млрд грн ($ 4 млрд (выполнено 0%) – на внешнем. Однако на международных финансовых рынках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся рынков (для дальнейшей диверсификации) – в результате крайне сложно мобилизовать средства на внешних рынках.

В связи с неблагоприятной конъюнктурой на финансовых рынках, а также трудностями с выполнением доходной части госбюджета, Нацбанку придется целенаправленно девальвировать национальную валюту (увеличивая государственные доходы от импорта и усиливая конкурентоспособность экспортеров), при этом учетная ставка будет расти (сдерживая инфляционные и девальвационные ориентиры НБУ), что приведет к сворачиванию деловой активности в среднесрочной перспективе и дальнейшему росту бюджетного дефицита.


В РФ продлили транзитные ограничения для Украины

Президент Российской Федерации Владимир Путин продлил на полгода – до 1 января – действие ограничительных мер по транзиту товаров из Украины в Казахстан и Кыргызстран через территорию России. Соответствующий документ опубликован на сайте главы РФ в понедельник, 2 июля.

Впервые указ о введении «мер по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при транзите украинских товаров» был подписан 1 января 2016 года. В соответствии с ним транзитная перевозка товаров из Украины через Россию может вестись только с территории Беларуси при условии пломбирования грузовых отсеков, в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей учетных талонов. Наложение и снятие таких пломб должно производиться при въезде в Россию и при выезде из нее в стационарных или передвижных контрольных пунктах и контрольных пунктах, расположенных на железнодорожных станциях. При въезде в Россию из Беларуси водители должны получать учетные талоны, а при выезде – сдавать их.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ограничения на транзит действуют ещё с 2016 года. Так, в соответствии с Указом № 1 Президента России от 1 января 2016 года в связи с приостановлением с 1 января 2016 г. действия Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации (далее – автомобильные и железнодорожные перевозки; автомобильные перевозки) осуществляются только с территории Республики Белоруссия.

Срок действия такого ограничения был до 1 июля 2016 года. Указом № 319 от 1 июля 2016 года Президент России продлил действие данного ограничения до 31 декабря 2017 года, а анализируемым Указом (от 29.06.2018 № 380) продлил ограничения ещё на полгода – до 1 января 2019 года.

Кроме того, в июле 2016 года Россия ограничила транзит не только в Казахстан, но и в Киргизскую Республику.
Также до 31 декабря 2018 года, согласно Постановлению Приятельства РФ от 7 августа 2014 года № 778 (с изменениями), действует запрет на ввоз на территорию России сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия товаров, страной происхождения которых являются Украина, Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. Среди таких товаров – мясо, рыба, фрукты и орехи, колбасы, молоко и молочные продукты, сыры, овощи и т.д. В общем, указанное решение России является ответом странам, которые ввели в отношение неё санкции.

По скромным подсчетам украинского бизнеса, только производители продуктов питания теряют от указанного запрета около $ 700 млн в год. По оценкам Минэкономразвития, украинские предприятия в результате российского эмбарго на ввоз украинских товаров, вступившего в силу с 1 января 2016 года, и ограничения транзита со стороны России теряют от $ 800 до $ 1,1 млрд в год.
По данным Госстата Украины, экспорт в Казахстан за 2016 год составил $ 400 млн: уменьшение по сравнению с 2015 годом –
44 % ($ 712 млн), в 2017 падение продолжилось ещё на 7 % (за 2017 год экспорт достиг $ 372 млн). Экспорт в Киргизстан показал такой же спад – с $ 75 млн в 2015 году до $ 34 млн за 2017 год.

По данным Госстата Украины, за 2015 год экспорт товаров в Россию был равен $ 4,82 млрд, в то время как после введения ограничений за 2016 год сумма снизилась до $ 3,59 млрд (спад – 25 %). В 2017 году наблюдался небольшой рост экспорта товаров ($ 3,9 млрд) по сравнению с 2016 годом, но даже показатели 2015 года не достигнуты, не говоря уже про 2013 год ($ 15 млрд).

Следует отметить, что и Украина запретила ввоз продуктов из России в соответствии с Постановлением Кабмина от 30.12.2015 № 1147. Однако запретный список Украины гораздо шире: кроме продуктов, он вмещает, например, сигареты, локомотивы дизельные-электрические и т. д.

Если сложить все указанные последствия и выразить их в денежном эквиваленте, можно говорить о более чем $ 1,5 млрд потерь украинских производителей за 2016–2017 гг. Несмотря на это, в ближайшее время при текущем политическом режиме ситуация пересмотрена не будет (с учетом заявлений о расторжении договоров в рамках СНГ), поэтому украинские производители и дальше будут недополучать прибыль от торговли с Казахстаном и Киргизией.


Украинцы увеличили долг за коммуналку

Население Украины в мае 2018 года нарастило долг за жилищно-коммунальные услуги на 6,5 % по сравнению с апрелем–2018. Теперь задолженность составляет 36,1 млрд грн, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. Самый высокий уровень оплаты жилкомуслуг в мае–2018 зафиксирован в Одесской (в 2 раза выше суммы начислений), Харьковской, Херсонской и Николаевской областях (в 1,5 раза больше начислений). В Киеве уровень оплаты достиг 124,6 %. Самый низкий уровень – в Ивано-Франковской, Черниговской и Винницкой областях (37–44 %).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.06.2018 года долг населения за жилищно-коммунальные услуги составил 40 млрд грн (в новости указано без электроэнергии), в т. ч.:
 газ – 17,1 млрд грн;
 отопление и горячая вода – 12,3 млрд грн;
 электроэнергия – 3,9 млрд грн;
 содержание дома и придомовой территории – 3,7 млрд грн;
 вода – 2,5 млрд грн;
 вывоз мусора – 0,5 млрд грн.

По состоянию на 01.12.2017 сумма долга достигала 30,6 млрд грн. Только за последние полгода задолженность населения за ЖК-услуги увеличилась почти на 10 млрд грн, или на 31 % (динамика немного замедляется в летний период и снова возрастает в отопительный сезон, но восходящий тренд сохраняется с 2015 года).

В 2015 году задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 11,5 млрд гривен. Всего за 3,5 года в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики долги населения выросли в 3,5 раза. Если текущий тренд сохранится, что неизбежно без кардинальных изменений в тарифной и социальной политике государства, к концу текущего года нас ждет долг населения в 55–60 млрд грн, что соответствует полугодовому объёму платежей.

То есть, это равносильно тому, что все 42,5 млн украинцев не платят ни копейки за ЖК-услуги на протяжении 6 месяцев.
Также к этому стоит добавить, что годовой бюджет на субсидии уже исчерпан на 82,6 %, а оставшихся 12,34 млрд грн, или 17,4 %, хватит в лучшем случае до начала осени. В таких условиях даже думать о повышении тарифов – преступление против народа Украины.

Вместе с тем, правительство Украины эта ужасающая статистика не смущает, оно решительно настроено увеличить тарифы на газ ещё на 60–70 %, до 11 000 – 11 500 грн, а также сократить на 20 % число получателей субсидий. Следствием такого решения будет катастрофа либо для украинцев, если они «проглотят» подобные антисоциальные действия власти, либо для власти, если народ решится защитить себя и свои права на жизнь в родной стране.

 

Рада приняла закон о возобновлении кредитования

Верховная Рада Украины приняла закон №6027-д о возобновлении кредитования. Предполагается, что документ позволит уменьшить риски кредиторов при осуществлении кредитных операций, что должно облегчить доступ субъектов хозяйствования и физических лиц к использованию банковских займов. Также ожидается, что будут защищены права кредитора-ипотекодержателя, документ юридически обезопасит институт поручительства.

Кроме того, банки смогут получать важную для кредитных отношений информацию о заемщике. После вступления в силу закона станет невозможным отчуждение предмета ипотеки без согласия банка-кредитора. К тому же, должны уменьшиться риски уклонения от кредитных обязательств при наследовании имущества заемщика. Несмотря на то, что закон называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования», каких-либо дополнительных стимуляторов в сфере политики кредитования он не вносит.

По сути принятый вчера ВРУ закон выписан под кредиторов и усовершенствует методы взыскания ими задолженности:
– ликвидация солидарного должника-юридического лица и смерть солидарного должника-физического лица не прекращают обязанности остальных солидарных должников перед кредитором и не изменяют его объема и условий выполнения;
– с 6 месяцев до 3-х лет увеличен срок, в течении которого кредитор может предъявить требования к поручителю;
– ликвидация должника-юридического лица не прекращает поручительство, если до момента прекращения должника-юридического лица кредитор обратился в суд с иском к поручителю в связи с нарушением таким должником обязательства;
– в случае, если ипотекодателем предмет ипотеки было реконструировано или к нему было проведено самовольное строительство (в том числе, но не исключительно, построены новые здания, сооружения и т.п., на земельном участке, который принадлежит ипотекодателю на праве собственности) все реконструированы, вновь созданные объекты недвижимости считаются предметом ипотеки в соответствии с ипотечным договором.

Однако самая критичная норма закона прописана в Переходных положениях: согласно ч. 2, «Настоящий Закон применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, а также к отношениям, возникшим до введения его в действие и продолжающим существовать после введения его в действие». Указанная норма не соответствует Ст. 58 Конституции Украины – обратное действие во времени законов и других нормативно-правовых актов.

Так, в решении Конституционного суда от 9 февраля 1999 года по делу № 1-7/99 относительно толкования Ст. 58 Конституции Украины четко указано, что по общепризнанным принципам права законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или иной нормативно-правовой акт, во время действия которого он наступили или имел место.

Сами заемщики, чьих интересов коснется законопроект, признать закон неконституционным вряд ли смогут, поскольку прописанная в Конституции процедура обращения граждан в КСУ для признания нормы неконституционной фактически невыполнима. Исходя из указанного, «Публичный аудит» разработает проект конституционного представления от имени народных депутатов, поскольку на сегодня это единственный реальный вариант отмены положений неконституционных законов.


Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле украинских банков в мае уменьшилась

Удельный вес неработающих кредитов в кредитном портфеле банковской системы Украины в мае 2018 года уменьшился до 56,09% с 56,18%. Объем неработающих кредитов банков в мае вырос на 136 млн грн – до 628,695 млрд грн, в том числе в банках с государственной долей уменьшился на 1,149 млрд грн – до 413, 49 млрд грн; в банках с частным капиталом – вырос на 771 млн грн, до 32,378 млрд грн; в банках иностранных банковских групп – на 413 млн грн, до 168,14 млрд грн.

Удельный вес неработающих кредитов в кредитном портфеле корпоративного сектора в мае уменьшился до 58% с 58,02%, в кредитном портфеле физических лиц – до 51,81% с 52,82%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Высокий уровень токсичных кредитов сегодня является одной из основных угроз устойчивости финансового сектора. Следует отметить, что Украина является страной с наибольшим историческим мировым максимумом доли NPL (неработающих кредитов) – 56,09% (агентство Moody`s признало уровень NPL в Украине самым высоким среди стран СНГ и Восточной Европы). По итогам 2013 года доля проблемных кредитов в банках составляла 7,7%.

Уровень токсичности необслуженных кредитов продолжает оставаться критически высоким. Так, по данным НБУ по состоянию на 01.05.2018 кредитный портфель украинских банков составляет 1,064 трлн грн (экв. долл – $ 42 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом в корпоративном портфеле банков объём неработающих кредитов сегодня составляет 56,09%.

По данным НБУ, доля неработающих кредитов в госбанках составляет 72,14% (значительная часть принадлежит Приватбанку – 85,07%), в банках с иностранным капиталом — 42,8%, с частным капиталом – 25,38%, при этом доля неработающих кредитов в гривне на составляет 50,6%, в иностранной валюте – 63%.

Следует отметить, что основным источником неработающих кредитов являются крупные бизнес-группы, которые не имеют возможности или не желают обслуживать долги, накопленные до кризиса. Больше всего неработающие кредиты сконцентрированы в сфере строительства (79%), химической промышленности (75%), машиностроении (63%). В общей сумме из кредитов, выданных 20 крупнейшим группам, доля неработающих составляет 86%, а без учета бизнес-группы Приват – 76%.
Значительная часть проблемных кредитов в секторе обусловлена ситуацией в ПриватБанке, потому что до его перехода в государственную собственность бывшие акционеры трансформировали старые кредиты в новые беззалоговые, выданные связанным компаниям. Кроме того, основная проблема высокого уровня неработающих кредитов заключается в том, что уровень покрытия кредитов не соответствует цене залога.

Между тем, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект по возобновлению кредитования, который должен уменьшить риски для банков при кредитовании. При этом данный закон не станет катализатором возобновления кредитования.

Сегодня НБУ сохраняет учетную ставку на уровне 17%. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательствах НБУ, вместо кредитования реального сектора. Для кредитования реального сектора банки вынуждены закладывать кредитные риски, вследствие чего кредиты для бизнеса выдаются под 19-25% годовых в гривне. Данная кредитная нагрузка не позволяет бизнесу быть достаточно конкурентным, вследствие чего падает деловая активность. В частности, США могут кредитовать за 3,8%, японский банк может кредитовать под 0,1% в йенах.
Поэтому, восстановление кредитования без смягчения монетарной политики НБУ – невозможно.


Порошенко зарегистрировал в Раде законопроект о введении налога на выведенный капитал

Президент Украины Петр Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде законопроект о введении налога на выведенный капитал вместо действующего в настоящее время налога на прибыль предприятий. Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал зарегистрирован в парламенте сегодня, 5 июля, под номером 8557, однако текст документа пока не обнародован.

Петр Порошенко заявил о намерениях направить законопроект в парламент в ходе встречи с бизнесом в Киеве вчера, 4 июля, подписав соответствующее представление. По его словам, законопроект не создает противоречия требованиям международных партнеров, так как содержит норму о вступлении в силу только после определения компенсаторов потерь государственного бюджета.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сейчас предприниматели платят 18% налога на прибыль в конце отчетного периода. При этом после уплаты налога на прибыль в случае выплаты дивидендов или репатриации удерживаются дополнительные налоги, предусмотренные налоговым кодексом.

Согласно предложенной модели, налогообложению подлежат средства, которые выводятся из бизнеса: если путем выплаты дивидендов, то применяется ставка 15%, если другим способом (проценты роялти, финпомощь и т.д.) – 20% или ставкой, предусмотренной двухсторонними конвенциями. При этом средства реинвестируются в бизнес, а прибыль, которая остается в обороте предприятий, не облагается налогом.

Также предусматривается, что с 2019 года предпринимателей освободят от уплаты налога с доходов физлиц (НДФЛ) при выплате дивидендов физлицам.

По оценкам экспертов, введение налога на выведенный капитал вместо существующего в Украине налога на прибыль в первый год приведет к потерям бюджетных доходов в размере от 1,2% до 1,5% ВВП, что составляет от 37 до 47 млрд грн.
Порошенко надеется на введение налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль с 1 января 2019 года.
Между тем, в конце июня премьер-министр Гройсман заявил, что непродуманное введение налога на выведенный капитал может привести к финансовому кризису. Так, Порошенко пытается оптимизировать возможность вывода капитала за границу в случае неудачи в президентской компании, что сегодня не соответствует экономическим интересам государства.

Доходная часть государственного бюджета за первое полугодие не выполнена на 3% или 14,1 млрд грн (общий фонд – 14,8 млрд грн), что влечет за собой дополнительное увеличение установленного бюджетного дефицита (80,6 млрд грн). Налог на прибыль в общей структуре налоговых поступлений (55,2 млрд грн за 5 месяцев 2018 года) составляет 14,2%. Поэтому резкая отмена данного налога может привести к существенному бюджетному дисбалансу.

По расчетам государственной фискальной службы, бюджетные потери от введения нового налога могут составить около 40 млрд грн, что составит до 50% поступлений от налога на прибыль, предусмотренного в бюджете на 2018 год. Кроме того, органами законодательной инициативы не определенны компенсаторы уменьшения поступлений, вследствие чего можно ожидать увеличения бюджетного дефицита.

Одним из поводов для волнения бизнеса остаются неправомерные действия фискальных органов, которые смогут доначислять дополнительные 20% от расходных платежей, приравнивая их к выводу капитала (фиктивные сделки). С другой стороны, плательщики налогов будут продолжать оптимизировать налогообложение, пользуясь услугами конвертационных центров и упрощенцев.

МВФ, в свою очередь, выступил против введения этого налога без компенсации потерь госбюджета. Во второй половине этого года украинское правительство должно заплатить более $ 3 млрд кредиторам, в следующем году – $ 7 млрд. Этих средств у государства нет, а источники их получения пока отсутствуют В случае остановки сотрудничества с МВФ, Украина может использовать другой инструмент привлечения средств – эмиссия облигаций внешнего займа (евробонды). Однако использование данного инструмента на самом деле означает лишь откладывание проблемы на год, с последующим еще большим затягиванием долговой петли. Поскольку деньги можно будет одолжить не менее под 8% (а то и 10-12%) и, как правило, на короткий срок.

Поэтому данная законодательная инициатива не решает реальные фискальные, бюджетные и экономические проблемы, связанные с администрирование налога на прибыль. Между тем, выгодополучателями от данных изменений станут большие прибыльные предприятия (Рошен, МХП и т.д.), которые оптимизируют свое налогообложение при выплате дивидендов и репатриации капитала.


Кабмин предложил МВФ компромисс по цене на газ

Украина подготовила новый вариант достижения компромисса с Международным валютным фондом в переговорах о ценах на газ. Соответствующее предложение, которое предусматривает пакет шагов, выдвинул премьер-министр Владимир Гройсман. Об этом в среду, 4 июля, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на источник, близкий к украинскому правительству.

«В правительстве сейчас ждут реакции МВФ на этот вариант. По мнению экспертов, если в результате удастся достичь компромисса, то это будет победа благодаря жесткой принципиальной переговорной позиции премьера и гибкости в поиске вариантов ее реализации», – сказал собеседник агентства.

Он напомнил, что с июля 2017 года Украина находится в сложном переговорном процессе с МВФ по газовому вопросу: Фонд настаивает на повышении цены газа для населения, которое, по разным оценкам, может составить от 30 до 60%, в связи с ростом цен на международных рынках, тогда как премьер считает такое резкое повышение неоправданным.

Источник отметил, что за это время украинская сторона предложила МВФ уже не менее восьми вариантов изменения формулы цены на газ, в основе которых соблюдение в свое время согласованных с Фондом принципов: содействие развитию свободного рынка газа и предотвращение восстановления коррупционных схем на разнице цен на газ, процветавших до 2016 года.

«Но в тех вариантах, которые предлагаются правительством, учитывается то, что уровень повышения цены, на котором настаивает МВФ, не подъемный для обычных граждан», – подчеркнул собеседник агентства. По его словам, в правительстве соглашались обсуждать незначительное поквартальное повышение цены на газ, которое не сильно отразилось бы на платежках граждан, а для наименее обеспеченных было бы вообще не ощутимым через механизм субсидий.

Также предлагалось уравнять цену газа для населения и промышленности, но населению установить так называемую льготную цену на определенный социальный объем потребления газа или дать отсрочку повышения цены, сказал источник. Он добавил, что среди хороших вариантов было также предложение отнять цену транспортировки газа и в ценообразовании украинского газа ориентироваться на Hub0, а Hub+ применять только для импортного газа. «Однако МВФ не соглашается ни на один из этих вариантов и продолжает выставлять Украине ультиматум: или поднятие цены на газ, или отказ от предоставления очередного транша, который нужен, в первую очередь, для обеспечения своевременного погашения внешних долгов. Но в то же время отказ же от обслуживания внешнего долга грозит для Украины подрывом международной репутации и ощутимой экономическим кризисом», – констатировал собеседник агентства.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Международный валютный фонд, в отличии от президента и правительства Украины, мало интересуют политические рейтинги. В первую очередь МВФ интересует выполнение обязательств, которые взяли на себя президент и премьер Украины. Подписывая в 2017 году очередной Меморандум с МВФ, руководители страны четко видели и понимали, на какие условия соглашаются. В пункте 24 Меморандума «черным по белому» написано «Мы будем корректировать цены на газ внутренней добычи каждые полгода, начиная с 1 апреля 2017 года, для того, чтобы цена оставалась паритетной цене импортного газа». Никто не заставлял руководство Украины брать на себя такие обязательства, и о компромиссах необходимо было думать до подписания Меморандума, а не после.

После согласования условий сотрудничества, взаимных обязательств и подписания Меморандума, вполне логично, что МВФ настаивает на их выполнении и занимает в этом вопросе принципиальную позицию, ведь со своей стороны МВФ выполняет взятые обязательства, этого требует и от второй стороны.

Поскольку сегодняшняя власть при решении большинства вопросов действует ситуативно, без дальновидной стратегии и прогнозирования, подписывая Меморандум она не рассчитывала, что тем самым загонит себя в патовую ситуацию в преддверии очередных президентских и парламентских выборов.

МВФ, как любая международная организация, в первую очередь ценит порядок, пунктуальность в отношениях и четкое соблюдение договоренностей. Поэтому все предложенные 8 вариантов компромиссов украинского правительства были отвергнуты. Аналогичная судьба, по все видимости, ожидает и 9-й вариант. Это не говорит о том, что компромиссные варианты были хуже или лучше первоначальных, это говорит о принципиальности МВФ в соблюдении того, о чем договорились. Принцип «держать слово» является архиважным для МВФ, но он полностью чужд сегодняшнему руководству Украины.

Если в ближайшие 3 недели МВФ не изменит своим принципам ради сохранения небольших политических рейтингов сегодняшней украинской власти, нас ждет 2 варианта развития событий. И оба негативные.
1-й вариант: Кабмин повысит цену газа для населения на 60-70%, до 11 000–11 500 грн за тыс. м³, что окончательно добьет и без того низкие рейтинги власти, спровоцирует массовые протестные движения и приведет страну к досрочным отставкам и выборам.
2-й вариант: Кабмин оставит цену на прежнем уровне, но при этом останется без финансовой поддержки МВФ, что грозит подрывом международной репутации, экономическим кризисом и всем что из этого вытекает: падением курса гривны, ростом цен, снижением доходов. Это также негативно скажется на репутации и рейтингах власти и даже может привести к протестным движениям, отставкам и досрочным выборам.
Какой бы вариант не выбрало правительство, оно в любом случае проиграет, если только МФВ не изменит своим принципам, а это маловероятно.


Стало известно, насколько обеднели украинцы за первый квартал 2018 года

В январе-марте 2018 года доходы населения составили 657,9 млрд грн, расходы — 679,9 млрд грн, сбережения украинцев сократились на 22 млрд грн. Об этом сообщила Государственная служба статистики. По данным статведомства, в первом квартале 2018 года номинальные доходы населения возросли на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Располагаемый доход, который может быть использован на приобретение товаров и оплату услуг, возрос на 25,2%.
Согласно сообщению, реальные располагаемые доходы населения, определенные с учетом ценового фактора, в первом квартале 2018 года увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Располагаемый доход в расчете на одного человека за первые три месяца текущего года составил 11 370,2 грн, что на 3003,9 грн больше, чем за аналогичный период 2017 года. Расходы населения в первом квартале-2018 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего увеличились на 20,3%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Низкие доходы и постоянно растущие расходы в последние годы стали нормой жизни для большинства украинцев. В 2017 году суммарные доходы всех украинцев составили 2,47 трлн грн (с налогами). Чистый доход всех украинцев за 2017 год составил 1,85 трлн грн. Прирост финансовых активов жителей Украины в 2017 году был отрицательным «-63,68 млрд грн». Накопление нефинансовых активов всех украинцев в 2017 году было также отрицательным «-5,3 млрд грн». Это говорит о том, что денег населению крайне не хватает, большинство живет от зарплаты до зарплаты, не имея возможности откладывать, а то, что было отложено раньше, проедается.

Расходы украинцев на товары и услуги в 2017 году составили 2,29 трлн грн, что на 440 млрд грн больше, чем чистые годовые доходы. В 2017 году украинцы потратили на 24% больше, чем заработали. Это свидетельствует о том, что доходы населения не успевают за расходами, люди живут «в долг», «в кредит» и проедают остатки сбережений, что также подтверждается убылью, а не приростом финансовых активов.

Чистый доход (без налогов) в расчете на 1 человека за 2017 год составил 43 592,8 грн или 3 632,7 грн/месяц, что только на 6% выше, чем в 2016 году. Аналогичная картина наблюдается и в первом квартале 2018 года: сбережения сокращаются, расходы растут и превышают доходы. При этом рост цен за 2017–начало 2018 значительно опережает небольшой рост зарплат и пенсий:
– крупы и хлебо-булочные изделия подорожали на 15-80%;
– мясо и мясная продукция +25-42%;
– молоко и молочная продукция +20-25%;
– яйца +25%;
– фрукты и овощи +36-160%;
– алкогольные напитки +15%;
– аренда квартиры +15%;
– лекарства и медикаменты +10-20%;
– топливо на 23-26%;
– проезд в городском транспорте +31%;
– дошкольное образование +16,5%;
– страхование транспорта +7,2%.

Учитывая крайне низкий уровень доходов украинцев, а также непрекращающийся рост цен на все товары и услуги, население вынуждено тратить большую часть свих доходов на еду, что подтверждают мировые рейтинги, все остальные расходы формируются по остаточному принципу.

Рост долгов на ЖК-услуги, убыль финансовых и нефинансовых активов говорят о том, что в большинстве случаев доходов населению едва хватает на питание.
9% населения отказывают себе в самых необходимых недорогих продуктах.
24,5% населения не могут себе позволить мясо и рыбу (даже через день).
25,8% населения отказывают себе в одежде (даже раз в 5 лет).
27% населения не имеют средств на медуслуги и 29,6% на медикаменты.
51,7% населения не могут себе позволить семейный отдых (даже 1 неделю 1 раз в году).

В то же время, за счет общественных финансов выплачиваются миллионные премии чиновникам, покупаются бронированные авто и вертолеты. Вот такая «жизнь по-новому».