Дайджест 20-26/08/2018

В Украине состоялся первый аукцион малой приватизации

В пятницу, 17 августа, на платформе ProZorro.Продажи состоялся первый успешный аукцион малой приватизации. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли. Первым лотом, который был продан, стал зерносклад в Черновицкой области, выставленный местной общиной. Комплекс нежилых зданий был продан на аукционе за 209,643 тыс. гривен. «В состав комплекса, расположенного в селе Черленовка Новоселицкого района, входит проходная, зерносклад, фуганочний и циркулярный цеха, колодец и тому подобное. Общая площадь объекта – 947,8 кв м», – говорится в сообщении.

«Прошло меньше месяца с начала включения первых объектов малой приватизации в систему, а объявлено уже более 200 аукционов. Только на август назначено около десятка, авторизовано 30 площадок», – заявил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

«Первый успешный аукцион доказывает, что интерес к прозрачной продаже лотов малой приватизации очень велик. Знаковым также является и то, что первым проданным лотом является именно региональный объект, который принадлежит территориальной общине, следовательно малая приватизация открывает большие возможности регионам», – считает Нефедов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Фонд государственного имущества Украины ожидает получить от продажи 700 объектов малой приватизации от 1,5 до 2 млрд грн. В группу малой приватизации попадают объекты коммерческой недвижимости, небольшие предприятия, большинство из которых убыточные и находится на дотациях госбюджета, вследствие чего возможные доходы от приватизации будут существенно ниже запланированных.

Как и предполагали ранее специалисты «Публичного аудита», малая приватизация не привлекает инвесторов, которые могут предлагать рыночные цены за государственные активы. На аукцион по приватизации зерносклада в Черновицкой области площадью 947,8 м² зарегистрировались всего 2 участника, которые не боролись между собой путем повышения ставок.
Согласно решению сельсовета по утверждению условий продажи на аукционе, стартовая цена объекта приватизации на основании вывода лицензированного оценщика составила 207,5 тыс. грн. По результатам аукциона победу получила с/х компания, которая предложила 209 643,58 тыс. грн, что всего на 2 тыс. грн больше стартового предложения.

Следует отметить, что оценочная стоимость объекта приватизации не соответствует рыночным предложениям (похожие объекты продаются от 600 тыс. грн до 3,5 млн грн). Кроме того, цена сооружения нового зернохранилища стартует от 1800 грн за м², что свидетельствует о явном занижении стартовой стоимости объекта приватизации. Речь идет об заведомо неправдивом отчете оценщика об оценке имущества, основанном на заведомо ложных исходных данных, преднамеренно использованных оценщиком для предоставления необъективного заключения о стоимости объекта оценки.

Между тем замминистра экономики, который курирует публичные закупки, заявил, что данный аукцион доказывает, что интерес к прозрачной продаже лотов малой приватизации очень велик. Данное заявление не соответствуют реальным фактам.
Среди ближайших аукционов малой приватизации, которые также проходят на электронной платформе Prozzoro, – продажа нежилого помещения площадью более 600 м² в центре Киева. Начальная цена данного объекта составляет 8 млн грн ($ 490 за м²). Между тем, объект коммерческой недвижимости площадью 608 м² в том же доме (Киев, ул. Павловская 4-8) в интернете продается за 13 млн грн ($ 790 за м²). Это еще раз подтверждает, что при продаже объектов приватизации по ценам, заявленным на аукционах, государство несет значительные убытки, а чиновники заявляют об успешных реформах.

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита. По итогам 1 полугодия 2018 года фактические поступления от приватизации составили всего 49,9 млн, или 0,2% от плана на 2018 год. Средства, вырученные от продажи государственных активов, будут направлены на финансирование текущих расходов бюджета, а не на целевое развитие экономики.

Согласно отчету о выполнении госбюджета на 2017 год, поступления от приватизации были предусмотрены в размере 17,1 млрд грн. Эти деньги планировалось направить на финансирование бюджетного дефицита. Однако, по данным Госказначейства, в 2017 году в бюджет мобилизовано всего 3,4 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов). В связи с невыполнением прогнозных поступлений по приватизации, государству пришлось использовать другие инструменты финансирования бюджетного дефицита (эмиссия ОВГЗ), вследствие чего ухудшилась макроэкономическая ситуация в стране.

Следует отметить, что бюджетный дефицит на 2018 год установлен на уровне 80,6 млрд грн. С начала года доходная часть госбюджета не выполнена на 16 млрд грн, вследствие чего бюджетный дефицит под конец года может вырасти до 5% ВВП. Правительство уже ограничено в возможностях финансирования этого дефицита в связи с затягиванием возобновления кредитного сотрудничества с МВФ и отсутствием интереса инвесторов к еврооблигациям. Поэтому власть пытается как можно быстрее продать объекты, чтобы мобилизовать деньги в бюджет.

Важно отметить, что приватизация активов во время нестабильной экономической ситуации в стране и низкого инвестиционного рейтинга Украины – неэффективное решение, так как активы обесцениваются. Сейчас цены объектов, которые выставлены на приватизацию, гораздо ниже той потенциальной их стоимости, которую можно было выставить еще пару лет назад, или даже год назад.


В Кабмине представили новые требования к «молочке»

Нормативную базу касательно безопасности и качества молока адаптируют к требованиям, действующими в Евросоюзе.
Согласно проекту, новые требования применят к экспортерам сразу после вступления в силу приказа. Ко всем прочим операторам рынка молока и молочных продуктов требования применяются с 1 января 2019 г.

Авторы проекта отмечают, что расходы для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц, которые ранее не выполняли аналогичные требования к молоку и молочным продуктам, невозможно обобщенно посчитать. «Учитывая изложенное, потенциальные затраты операторов рынка не исчислялись», – говорится в документе.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Приказ не касается владельцев коров, которые готовят в домашних условиях пищевые продукты из молока с целью частного домашнего потребления. После приведения жилищно-коммунальных тарифов в Украине к европейским, правительство решило взяться за мясную и молочную продукцию, изобразив крайнюю степень озабоченности ее безопасностью и несоответствием европейским нормам. Но дело тут вовсе не в заботе о безопасности населения, которое эту продукцию потребляет, а как обычно в больших деньгах и бизнес интересах.

По состоянию на начало 2018 года в руках населения Украины сконцентрировано:
68% поголовья крупного рогатого скота;
77% поголовья коров;
45% поголовья свиней;
85% поголовья овец и коз;
41,5% птиц.
Население производит:
40% мяса;
63% молока;
35% яиц.

В 2017 году населением Украины произведено:
1252,7 тыс. тон мяса;
7514,9 тыс. тон молока;
7160,6 млн шт. яиц.

По самым скромным подсчетам, годовой объем произведенных населением мяса, молока и яиц в денежном эквиваленте составляет более 150 млрд грн. Именно этими 150 млрд грн, а точнее их перераспределением в пользу крупных производителей-монополистов мясомолочной продукции, и озабочена действующая власть.

Новые требования к безопасности и качеству молока (в случае их принятия) коснуться всех без исключения, даже владельцев 1 коровы, исключение составят лишь те частные хозяйства, которые потребляют производимую продукцию самостоятельно, а не реализуют ее. Ведь под термин «хозяйство (ферма) по производству молока» подпадает мощность, на которой содержится одна или больше сельскохозяйственных животных для производства молока с целью его введения в оборот как пищевого продукта.

Приказ о безопасности и качестве молока устанавливает определенные требования к обустройству «хозяйства по производству молока» (под которое попадает любой владелец коровы, продающий молоко), а именно:
1) использование современного доильного и холодильного оборудования;
2) использование специального инвентаря, изготовленного из определенных материалов;
3) оборудование специальных отдельных помещений для доения, содержания животных и хранения молока, соответствующих определенным требованиям;
4) использования специальных моющих и дезинфицирующих средств;
5) использование спецодежды и перчаток;
6) регулярное прохождение медосмотров.
Также приказ предусматривает регулярные проверки «хозяйств по производству молока» на предмет соблюдения установленных норм и требований.

Для крупных производителей молока указанные требования не представляют угрозы, поскольку они и так имеют помещения, оборудование, инвентарь, спецодежду, средства дезинфекции и гигиены, а также прошедший медосмотр персонал. Но для обычного сельского жителя с 1-2 коровами, который продает излишки молока и молочной продукции у себя на крыльце или на ближайшем ранке, данные требования связанны с неподъемными расходами и в большинстве случаев невыполнимы и не рентабельны.

Таким образом, под видом усиления безопасности молока и молочной продукции власть избавится от мелких частных хозяйств, продающих молоко, и обеспечит перераспределение рынка в пользу крупных производителей. Аналогичная судьба ожидает и мелких частных производителей мяса, яиц и прочей продукции.


Берлин выдвинул Киеву условие по транзиту газа

Украина должна обеспечить долгосрочный транзит газа через свою территорию посредством модернизации газотранспортной системы (ГТС). Об этом сказал официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт на брифинге в Берлине.
«Украина должна провести реформы в системе транзита газа, чтобы создать условия для долгосрочного транзита газа», – заявил Зайберт.

Он не стал раскрывать подробности разговора канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом РФ Владимиром Путиным в минувшую субботу в резиденции Мезеберг, сказав, что они были «доверительными». При этом представитель правительства напомнил, что позиция Берлина остается неизменной: Украина должна сохранить роль транзитера газа и после завершения строительства газопровода «Северный поток-2», который в Германии считают экономическим проектом.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Несомненно, тема транзита российского газа через Украину со стороны Германии затрагивается из-за недавних переговоров Путина и Меркель, одной из главных тем которых было завершение проекта «Северный поток-2», несмотря на угрозы санкций со стороны США. И Россия, и Германия заинтересованы в реализации проекта, поскольку он коммерчески выгоден обеим странам, он конкурентен, а поэтому необходимо найти варианты для «вывода» его из-под удара Америки, что и будут делать представители двух стран в ближайшее время.

Касательно Украины, и Меркель (на пресс-конференции с Путиным в субботу) и теперь представитель правительства Штеффен Зайберт, по сути, просто исполняют обязательную программу, говоря о том, о чем уже говорили не раз: Украина, несмотря на новый газопровод, останется транзитером. Однако об объёмах такого транзита никто не вспоминает, а он, скорее всего, будет мизерным.

Так, объем транзита российского газа через украинскую ГТС за последние 4 года составлял:
2014 год – 62,2 млрд м³;
2015 год – 67,1 млрд м³;
2016 год – 82,2 млрд м³.
В 2017 году объем транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему составил 93,5 млрд м³, что обеспечило доход в $ 3 млрд.
По итогам 7-ми месяцев 2018 года транзит газа через газотранспортную систему сократился до 50,9 млрд м³, что на 4,2% (или на 2,2 млрд м³) меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Рост объема транзита газа в июле 2018 года связан, к сожалению, не с результатами переговоров «Нефтегаза» и «Газпрома», что Украина сохраняет статус «топового» транзитера (и можно говорить о давно утраченном уровне транзита на уровне 1998 года в 141 млрд м³/год). На сегодня вопрос объёмов транзита является спорным: «Газпром» месяц назад подал иск о расторжении контракта на транзит вообще, так как не планирует перекачивать те объёмы, которые предусмотрены договором. Как указывал глава российской газовой компании ранее, они готовы перенаправлять через Украину 10-15 млрд м³ газа в год, что фактически означает «убийство» украинской транзитной ГТС.

Рост транзита через Украину в июле текущего года связан с временными техническими работами в РФ: газопровод «Северный поток» в Балтийском море полностью остановился на планово-предупредительный ремонт в период с 17 до 30 июля, в результате чего транзит газа через Украину вырос в месячном выражении на 13%. Однако после завершения ремонтных работ объем транзита снова сократился.

Пока представители Германии говорят о транзитной роли Украины, компания Nord Stream 2 начала укладывать первые трубы в рамках сооружения газопровода «Северный поток-2» на территории Германии. По факту, под предлогом модернизации украинской ГТС, немецкие чиновники фактически отворачиваются от Украины, ставя невыполнимые для страны условия, чтобы потом (при старте «Северного потока-2») указать, что через Украину нет транзита из-за невыполнения ею условий, которые были указаны. А выполнить такие требования Германии фактически нереально, по крайней мере исходя из ранее озвученных тез главы «Нафтогаза» Коболева – на модернизацию ГТС Украины и доведение ее до европейских стандартов надо около 10 лет, не говоря уже о средствах, которые наверняка планируют брать у того же ЕС. С учетом того, что Германия и иные компании из стран ЕС вкладывают средства в «Северный поток-2», на модернизацию украинской ГТС денег могут просто и не выделить.

В итоге получается, что на сегодня риск потери Украиной статуса транзитной страны очень велик, переговоры между «Газпромом» и «Нефтегазом» в тупике, а немецкая сторона, по факту, нашей стране сегодня не союзник (учитывая анализируемые условия). Все указанное грозит Украине полной потерей транзита с 2020 года и минус 3% ВВП (около $ 3 млрд в год).


В Украине вырос оборот розничной торговли

В первом полугодии товарооборот розничной торговли в Украине в сопоставимых ценах увеличился на 6% по сравнению с январем-июлем 2017 года. Об этом в понедельник, 20 августа, сообщает Госстат. Отмечается, что оборот розничной торговли в июле-2018 по сравнению с июнем текущего года вырос на 3,9%, с июлем-2017 – на 6,6%.

Наибольший рост оборота розничной торговли за семь месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года наблюдался в Луганской (на 23,4%), Закарпатской (на 10,9%), Полтавской (на 10,5%) и Донецкой (на 10,3%) областях.
Также розничный товарооборот предприятий розничной торговли в 2017 году вырос на 8,8%, составив 816,554 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, объём розничной торговли в январе-июле 2018 года в фактических ценах составил 505,7 млрд грн, что на 16,7% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года.  Основными факторами, которые повлияли на рост розничной торговли стали: инфляционные процессы (+9,7%), девальвация (+1,9%), рост предложения импортной продукции (+12,5%), вследствие чего рост розничной торговли не обеспечивает рост реального ВВП.

Следует отметить, что потребительская инфляция (данные Госстата) за соответствующий период составила всего 3,6% а девальвация национальной валюты 1,9%. Между тем, индекс цен производителей, который охватывает все стадии производства, все сектора экономики на уровне реализации товаров за соответствующий период составил 9,7%. Рост индекса цен производителей может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции.

В товарной структуре розничной торговли отечественных товаров 81% занимают продовольственные товары. Индекс производства отечественных продовольственных продуктов за соответствующий период снизился на 2,1%, что свидетельствует о количественном уменьшении предложения на рынке украинской продукции. Дополнительное предложение на рынке может формироваться за счет увеличения объёмов импорта в страну (+12,5% по итогам первого полугодия). Как следствие, внешнеторговый баланс Украины в первом полугодии 2018 года сведен с дефицитом в $ 3,8 млрд (на 27% больше дефицита за аналогичный период 2017 года), что увеличивает девальвационные риски для экономики (с начала августа национальная валюта обесценилась на 5%).

В июле индекс потребительских настроений снизился и составил 61,8 пункта, что на 3,8 п. меньше, чем в июне текущего года. В целом, среднее значение индекса потребительских настроений за 7 месяцев 2018 года ниже средних значение за аналогичный период прошлого года. Снижение произошло за счет ухудшения оценки текущего положения и ожиданий будущего личного дохода, что подтверждает рост номинальных а не реальных доходов.

Кроме того, дополнительные факторы, которые влияют на дальнейшее увеличение инфляционных процессов являются:
– наращивание долговой нагрузки за счет ОВГЗ с высокой ставкой купона (мобилизовано в бюджет за соответствующий период 96,06 млрд грн, учетная ставка НБУ 17,5%);
– эмиссионное финансирование расходов бюджета (денежная база с начала года увеличилась на 20 млрд грн).

Объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 175,3 млрд грн ($ 46 млрд), что свидетельствует о падении розничной торговли на 44 % только за соответствующий период, а не росте на 8,8% (в количественном виде). Кроме того, кумулятивная инфляция за этот период составила 13,7 % (индекс цен производителей – 16,6%), а девальвация – 5%. Это свидетельствует о более глубоком реальном уменьшении розничной торговли и отсутствии роста потребительского спроса. Объём розничной торговли за 2013 составил 884,2 млрд грн ($ 110,6 млрд) при курсе доллара 7,99 грн и годовой инфляции +0,5%.

В условиях промышленного падения производства и высокой инфляции, учитывая последствия блокады Донбасса, неблагоприятный инвестиционный климат, уменьшение внутреннего рынка и сокращения кредитования экономики – возникают дополнительные риски падения реального ВВП. В целом, без осуществления структурных реформ экономики (прекращения финансового голода предприятий) реальный уровень ВВП может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


Украинцам снизили субсидии в четыре раза

Общая сумма субсидий, предназначенных для компенсации затрат семей на оплату жилищно-коммунальных услуг в Украине, в январе-июле 2018 года составила 734 млн грн, что в 4,2 раза (или на 2,3 млрд грн) ниже показателя января-июля 2017 года. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики на сайте ведомства.

Отмечается, что указанные показатели приведены без учета аннексированной территории Крыма, Севастополя и части неподконтрольных Украине Донецкой и Луганской областей.

По данным Госстата, с начала 2018 года субсидии назначены 2 млн 667 тыс. домохозяйств, что на 54,9% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.  Также средний размер субсидии для компенсации затрат на оплату жилкомуслуг на одну семью в июле сократился на 28,8% по сравнению с июлем 2017 года и составил 103,9 грн. В то же время, согласно данным ведомства, в июле субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали 2 млн 182,6 тыс. домохозяйств, что на 35,6% больше, чем в июне.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За 7 месяцев 2018 года из общего годового бюджета на жилищно-коммунальные субсидии (71 млрд грн) израсходовано 57,89 млрд грн, или 81,5% (оплачено 51,28 млрд грн + долг 6,61 млрд грн). До конца года в бюджете осталось всего 13,11 млрд грн или 18,5% от годового объема, чего, безусловно, не хватает даже при нынешних тарифах, не говоря уже о повышении цены на газ, тарифов на тепло и горячую воду, которые запланированы на сентябрь текущего года.

Когда в государственном бюджете не хватает средств на выполнение той или иной социальной программы, в него обычно вносят изменения, увеличивая финансирование программы (за счет сокращения менее важных, второстепенных расходов, либо за счет дополнительных поступлений).

Не так давно правящая команда и подконтрольный им «Нефтегаз» хвалились выигранным Стокгольмским арбитражем на сумму $ 4,63 млрд. Этих средств вполне хватило бы для решения массы социальных вопросов, в том числе и проблемы с субсидиями. Но для нынешнего руководства Украины премии топ-менеджмента «Нефтегаза» куда важнее, чем судьбы миллионов пенсионеров.

В то время, когда у миллионов малоимущих и пенсионеров под разными предлогами отбирают субсидии (чем фактически обрекают людей на голодную смерть), в «Нефтегазе» выплачивают премии на $ 40 млн, в МВС закупают вертолеты на 1 млрд грн, а в Кабмине тратят десятки миллионов на парады и политическую рекламу, в которой этим же пенсионерам, оставшимся один на один с огромными счетами и долгами, рассказывают про рост доходов и заботу власти.

Для того чтобы отобрать у людей субсидии, в апреле текущего года Кабмином было принято постановление № 329. Документ был представлен как обновление программы предоставления субсидий, и, по словам авторов, должен был сделать ее более справедливой и адресной. Но на самом деле новшества введены для того чтобы не выделять дополнительные средства из бюджета: постановление расширяет список причин и поводов, по которым отбирают субсидию. Самые распространенные из них – долги и вопросы, связанные с регистрацией родственников.

По правилам предоставления субсидии, ее могут лишить за долг, превышающий 340 грн (20 необлагаемых налогом минимумов), если такой не оспаривается в суде. Причем социальную службу не интересуют причины возникновения такого долга, хотя большинство из них возникают именно по вине правительства и соцслужб.

Субсидия рассчитывается и назначается 2 раза в год, отдельно на отопительный сезон и отдельно на неотопительный, каждый месяц субсидии никто не пересчитывает. При этом размер платежек в каждом месяце существенно отличается, что связано с температурой воздуха, наличием или отсутствием приборов учета, общедомовыми расходами тепла и воды, нормами потребления и методикой расчета (которые правительство регулярно меняет). В итоге получаем ситуацию, в которой субсидия и обязательный платеж рассчитывались соцслужбой на одну сумму, а платежки приходят совсем на другую, что является одной из основных причин возникновения долгов.

Также следует обратить внимание на то, что большинство субсидиантов живут сегодняшним днем, не имея сбережений, которые если и были, то иссякли за последние 4,5 года антисоциального правления. Стоит человеку заболеть или попасть в какую-то неприятную ситуацию – и у него уже есть долг за коммуналку. Еще месяц – и он уже без субсидии. Дальше доход не позволяет оплатить счет без субсидии и долги растут в геометрической прогрессии. Затем пенсионеру отключают свет, газ и прочие услуги, обрекая человека на голодную смерть.

Таких ситуаций и примеров миллионы и за каждой из них стоят наши сограждане, которые нуждаются в экстренной адресной и индивидуальной помощи. Но для власти куда важнее премии, парады, вертолеты и политическая реклама, на это в бюджете деньги есть, а на пенсионеров нет.


В Украине ускорился рост промпроизводства

Рост промышленного производства в Украине в июле 2018 года в годовом выражении по сравнению с июлем 2017 года без учета корректировки на эффект календарных дней ускорился до 2,9% с 2,2% в аналогичном измерении месяцем ранее. Об этом свидетельствуют данные на сайте Государственной службы статистики Украины. Отмечается, что в июле в годовом выражении замедлился до 2,3% с 2,5%.

По сравнению с предыдущим месяцем (июнем 2018 года) промпроизводство в июле без учета корректировки на эффект календарных дней выросло на 1,4%, с учетом корректировки – упало на 1,3%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, индекс промпроизводства с учетом корректировки на эффект календарных дней в июле 2018 г. вырос на 2,3% к аналогичному периоду 2017 года и упал на 1,3% к предыдущему месяцу. Следует отметить, что кумулятивное снижение индекса промышленного производства составило с начала года 12,3%. Промышленное производство сократилось практически во всех отраслях добывающей (-6,3%) и перерабатывающей промышленности (-11,9%), кроме производства компьютеров и электронной и оптической техники (+36,3%), которые занимают всего 0,4% в общей структуре промышленного производства.
Среди регионов смогли удержать позиции лишь непромышленные Ивано-Франковская (+17,4%) и Ровенская области (+11,1%). Самое большое падение зафиксировано в Луганской (-46%) и Донецкой областях (-23,6%).

В целом, промпроизводство в количественном измерении в Украине упало с конца 2013 г. на 29,1%, что коррелируется с динамикой падения реального ВВП за соответствующий период. В последние годы во многих базовых отраслях промышленности наблюдается падение, вследствие чего страдает в первую очередь украинская экономика. За последние 4 года в горнодобывающей промышленности падение составило 20%, в металлургии – 28,9%, в машиностроении – 40%.
По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь-июнь 2018 года составил $ 45,3 млрд (28,3% продукции экспортировано), что в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года ($ 68,35 млрд).

Кроме того, в связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, за период с января по июнь 2018 г. отмечается рост цен на 9,7% (металлургия +5,7%, машиностроение +9,7%, энергетика +28,7%). Рост индекса цен производителей может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

Катализатором падения промышленного производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях, а также проводимая монетарная политика государства.

НБУ пытается удержать инфляцию за счет увеличения учетной ставки (17,5%). Благодаря повышению учетной ставки, что повышает доходность по депозитам и ОВГЗ, НБУ также пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение негативно влияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Поэтому, без осуществления структурных реформ экономики (прекращения финансового голода предприятий, либерализации фискального законодательства) реальный уровень ВВП может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


Украина снизила добычу угля

Угледобывающие предприятия Украины в январе-июле 2018 года сократили добычу рядового угля на 9,1% (на 1 млн 906,7 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 19 млн 142,1 тыс. тонн. Об этом пишет Интерфакс со ссылкой на Министерство энергетики и угольной промышленности.

Отмечается, что добыча коксующегося угля сократилась на 10,4% (на 422 тыс. тонн) – до 3 млн 621,5 тыс. тонн, энергетического – на 8,7% (на 1 млн 484,7 тыс. тонн), до 15 млн 520,6 тыс. тонн. По данным ведомства, в июле добыча рядового угля возросла на 1,2% (на 30,1 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным месяцем 2017 года – до 2 млн 644,7 тыс. тонн.

Угледобывающие предприятия, входящие в сферу управления Минэнергоугля, за семь месяцев сократили добычу на 10,3% (на 284,7 тыс. тонн) – до 2,471 млн тонн, в т. ч. добыча коксующегося угля снизилась на 47,5% (на 238,1 тыс. тонн) – до 263,6 тыс. тонн, энергетического – на 2,1% (на 46,6 тыс. тонн), до 2 млн 207,4 тыс. тонн.

Шахты Донецкой области за семь месяцев текущего года обеспечили добычу 6 млн 602,5 тыс. тонн угля (-7,7% к январю-июлю 2017 года), Луганской – 317 тыс. тонн (-79,4%), Днепропетровской – 11 млн 213,2 тыс. тонн (-2%), Львовской – 943,5 тыс. тонн (+11,8%), Волынской – 65,8 тыс. тонн (-1,9%).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До 2014 года Украина добывала достаточно угля для внутренних потребностей и экспортировала его в другие страны. Однако с 2014 года ситуация кардинально изменилась: за 4 года добыча угля в Украине упала в 2,4 раза, страна превратилась из экспортера угля в его импортера.

Общий объем добычи угля всех марок в Украине катастрофически сократился:
2013 год – 83,69 млн тонн;
2014 год – 64,99 млн тонн;
2015 год – 39,74 млн тонн;
2016 год – 40,86 млн тонн;
2017 год – 34,92 млн тонн;
7 месяцев 2018 года – 19,14 млн тонн.

Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта. По результатам 2017 года валютные расходы Украины на покупку угля выросли на 87%, с $ 1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году. Основной объем добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн, его запасы достигали 240 млрд тонн, там находились практически все марки угля: антрацит, коксующийся и газовый.

На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причем ни одна из них не добывает антрацитовый уголь. На неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей осталось 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57% от их общего количества в Украине. Из них на 60 шахтах добывался энергетический уголь, в т.ч. 100% всего антрацита в Украине.

Отказ Украины от угля с Донбасса был очередной ошибкой действующей власти. ЛДНР как продавали уголь и зарабатывали на нем, так и продолжают это делать, но только без участия Украины, которая теперь переплачивает за него миллиарды долларов ежегодно.

Основной официальной причиной отказа в закупках угля с оккупированной территории было желание Украины прекратить финансирование вооруженных группировок на неподконтрольной территории. Но отказавшись от закупки угля в ОРДЛО, Украина, к сожалению, не достигла своей цели: финансирование не прекратилось, просто уголь стали продавать другим клиентам (Польша, РФ), а не Украине. В итоге, от торговой блокады по углю пострадала только сама Украина, инициировавшая эту блокаду, в ОРДЛО как зарабатывали на угле, так и продолжают это делать.

Экономика – это в первую очередь холодный расчет, она не терпит эмоций. Когда государственная политика базируется на псевдо-патриотизме, а не экономическом прагматизме, это всегда приводит к убыткам, и ситуация с закупками газа и угля тому яркое подтверждение.

1000 дней без российского газа обошлись Украине в $ 870 млн, или $ 870 000 в день.
365 дней без угля с Донбасса обошлись Украине в $ 1,3 млрд, или $ 3,5 млн в день.

Для сокращения расходов на закупку угля и газа руководству Украины необходимо подальше спрятать гордость, эмоции и псевдо-патриотизм, начать рассматривать варианты возобновления торговых отношений с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей по углю и с РФ по газу.

Патриотизм – это когда страна и люди в ней живут в разы лучше, чем условный враг или соперник, а не когда «назло всем врагам» мы разрываем торговые отношения себе же в убыток. За $ 4,4 млн в день можно было сделать массу полезного для страны и людей, что, в свою очередь, повысило бы чувство гордости украинцев за страну, ее достижения и отношение к людям.

 

Американцев может заинтересовать добыча украинского газа – советник Трампа

Для американских и других иностранных энергетических компаний может быть интересна добыча природного газа в Украине. Об этом заявил советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон.

«Также есть ресурсы, которые производятся здесь, в Украине, которая добывает природный газ в объемах, насколько я понимаю, достаточных примерно для удовлетворения собственных бытовых потребностей Украины в природном газе. Возможно, американские компании, другие иностранные энергетические компании увидят привлекательность в разведке и добыче газа в Украине», – сказал Болтон. По его словам, он провел «очень интересное обсуждение» с премьер-министром Владимиром Гройсманом по вопросам энергоресурсов и роли Украины в этой сфере.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Советник Трампа выразился крайне дипломатично и сдержано, как и полагается в таких ситуациях, «по протоколу». В переводе на нормальный язык это означает, что добывать газ в Украине сегодня дешево, а продавать его можно дорого. Поскольку на этом можно хорошо заработать, американским и другим компаниям это интересно. Это же является одной из причин категоричности МВФ и США в вопросах повышения цены на газ для населения в Украине.

В 2015 году, когда Премьер Яценюк впервые повысил цену газ для населения до 7200 грн, размер ренты на добычу газа составлял 70% от цены его реализации. Оплачивая счета за газ, отопление и горячую воду, население фактически платило 30% как стоимость самих услуг и 70% скрытых налогов в составе тарифа. ГО «Публичный аудит» и ряд оппозиционных политиков выступали за снижение ренты, как за механизм снижения тарифов.

В то время Кабмин называл инициативы по снижению ренты – лоббизмом олигархов, которые хотят иметь сверхприбыль с добычи газа. Высокую ренту правительство считало справедливым механизмом изъятия сверхприбыли у олигархов.
В 2016 году рента была снижена с 70% до 50%, а в 2017 году с 50% до 29% (при глубине скважины менее 5000 м) и 14% (при глубине скважины более 5000 м). В 2018 году рента на добычу газа была снижена для новых скважин глубиной менее 5000 м с 29% до 12%, а глубиной более 5000 м с 14% до 6%.

«Публичный аудит» предлагал снизить ренту и пропорционально снизить тарифы, а правительство снизило ренту и пропорционально увеличило доходы олигархов, «Нефтегаза» и «будущих американских инвесторов». Снижение ренты – это одна часть схемы по заработку на украинском газе и населении. Вторая – это тарифы.

После того, как действующая при власти команда сделала добычу газа в Украине максимально дешевой, она должна сделать газ для населения максимально дорогим, для того чтобы «дельта» между стоимостью его добычи и продажи была максимально высокой.

Для этого в ближайшую неделю правительство поднимет цену на газ для населения ориентировочно до 11 000 грн и схема будет завершена. Приближенные к власти и ее кураторам компании будут практически даром качать наш украинский газ, который по Конституции принадлежит народу. Народ с этого, как собственник, ничего не получит, а продавать газ людям будут по цене «импортного паритета» (так как будто его купили на бирже в Дюссельдорфе и оттуда доставили) + налоги.


Минфин занял на внешнем рынке $ 725 млн

Минфин осуществил частное размещение краткосрочных облигаций внешних государственных займов со сроком погашения в 2019 году на $ 725 млн. Об этом сообщает пресс-служба Министерства финансов Украины. «Облигации были размещены среди ведущих международных инвесторов, оказавших финансовую поддержку Украине, в условиях нестабильности международного рынка капитала для стран, что развиваются», – говорится в сообщении.

Отмечается, что эта операция позволит Украине удовлетворить свои краткосрочные потребности в валютной ликвидности, а также получить преимущества от гибких условий привлечения средств.

В Минфине также добавили, что продолжают реализовывать утвержденную стратегию управления государственным долгом и планируют в полном объёме выполнить план государственных внешних заимствований путем привлечения средств как от коммерческих, так и от официальных кредиторов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Минфин осуществил вынужденную сделку, разместив облигации внешнего государственного займа (ОВГЗ) на $ 725 млн. Ставка составила 9,1–9,15 %, срок погашения – 28.02.2019. Данная сделка является очень дорогой для Украины – она может спровоцировать распродажу ранее выпущенных евробондов, ведь доходность украинских бумаг с погашением в 2019 году намного ниже (6,76 % годовых).

Внутри страны Минфин предлагает 5,95 %, при этом госбанки валюту привлекают у населения вообще под 3 %. Таким образом, финучреждения получают прибыль, а Минфин привлекает внутри страны валюту дешевле, чем госдолг Украины котируется на свободном рынке.

Следует отметить, что в августе министерство разместило на внутреннем рынке валютные облигации на сумму $ 250 млн:
 07.08.18 – $ 56 млн, 27.02.2019 (ставка – 5,95 %);
 09.0818 – $ 59 млн, 27.02.2019 (5,95 %);
 14.08.18 – $ 50 млн, 27.02.2019 (5,95 %);
 21.08.18 – $ 85 млн, 27.02.2019 (5,95 %).

Между тем, НБУ за последние 4 недели продал на межбанке $ 646,62 млн, пытаясь успокоить девальвационные настроения, связанные с выводом капитала из Украины.

Минфин сейчас остро нуждается в долларе, ведь, чтобы не допустить дефолт, до конца 2018 года нужно выплатить по внешнему госдолгу $ 1,75 млрд ($ 1,2 млрд – МВФ и ещё $ 550 млн – по евробондам). По данным министерства, ближайшие выплаты должны произойти в сентябре:
 01.09.2018 – $ 505,43 млн (евробонды);
 03.09.2018 – $ 164,6 млн (платеж по Stand-by МВФ);
 29.09.2018 – $ 10,6 млн (евробонды).

На сегодня руководство страны больше не может выбрасывать деньги из золотовалютных резервов НБУ, которые и так находятся на критической отметке в $ 17,7 млрд. (Это три месячных размера импорта, ниже которых наш запас не может упасть, иначе мы нарушим международный стандарт, за исполнением которого пристально следят рейтинговые агентства, быстро снижая стране рейтинговую оценку в случае его нарушения. Проблема в том, что оценка определяет спрос на наши долги, а главное – их цену: чем хуже рейтинг – тем выше процент.

Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в июле 2018 года составили всего $ 6,8 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). При этом, по прогнозу КМУ, дефицит торгового баланса в 2018 составит $ 7,7 млрд (7 % от прогнозного ВВП в 2018 году).

Кроме того, с середины апреля портфель внутренних облигаций (ставка – 16–17 %) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд до 7,6 млрд грн), что свидетельствует о недоверии внешних инвесторов к ценным бумагам в гривне даже под высокую ставку купона.

Поэтому решение Минфина о дорогом размещении ОВГЗ указывает на то, что на шее нашей страны затягивается все более тугая долговая удавка. Если в мире до февраля начнется кризис (а для этого сейчас есть много предпосылок), Украина может остаться без внешнего финансирования в условиях высоких выплат по госдолгу.

Очевидно, что до выборов правительство будет всеми силами пытаться не допустить дефолт по внешним обязательствам, поэтому очень вероятно перекредитование, но оно, скорее всего, и дальше будет происходить за счет более высокой стоимости размещения.