Дайджест 21-27/01/2019

Порошенко едет в Давос

Президент Украины Петр Порошенко поедет на Всемирный экономический форум, который пройдет 22–25 января в швейцарском Давосе. Об этом сообщила пресс-служба Главы государства. В Давосе он встретится с членами Национального инвестиционного совета при президенте Украины. Он подчеркнул, что в совет входят представители иностранных компаний.

21–25 января на форуме второй год подряд будет работать Украинский дом (Ukraine House Davos), указано на его сайте. Он откроется 21 января. Его тема, как и в прошлом году, – «Украина: Креативность. Инновации. Возможности».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Форум в Давосе – площадка, где участники посылают мировому сообществу сигналы, за которыми внимательно следят рынки. В этом году главной темой форума стали экономические вопросы, тогда как в прошлом году она была сфокусирована на решении проблем окружающей среды.

В нынешнем году в Форуме примут участие 3 тыс. участников из 110 стран, в частности, должны приехать: премьер-министр Японии Синдзо Абе, канцлер ФРГ Ангела Меркель, заместитель председателя КНР Ван Цишань, новый президент Бразилии Жаир Болсонару, премьер-министр Италии Джузеппе Конте, премьер-министр Испании Педро Санчес. Кроме того, ожидаются и главы крупнейших международных организаций – ООН, МВФ, НАТО, Всемирного банка, ВТО и других.

Надо отметить, что в этом году многие мировые лидеры отказались принимать участие во ВЭФ. Так, свой визит отменил Эммануэль Макрон, который с ноября 2018 года пытается остановить протесты в Париже. Также отказалась ехать Тереза Мэй, которая столкнулась с обострившимися внутриполитическими трудностями в связи Brexit. Дональд Трамп отменил поездку в Давос всей американской делегации в связи со «шатдауном». Вместо председателя Китая Си Цзиньпина в Давос приедет его заместитель Ван Цишань, а российскую делегацию будет возглавлять министр экономического развития Максим Орешкин.

Отсутствие лидеров первого ряда немного снизит престиж Форума, при этом данное мероприятие остается сильно политизированным. Кроме того, Форум в Давосе предоставляет возможность для разных встреч, общения и переговоров. К примеру, глава Минэнерго РФ планирует обсудить с министром энергетики Саудовской Аравии реализацию сделки ОПЕК+ на рынке нефти, что сформирует для него дальнейший тренд.

В 2019 году глобальная экономика испытала несколько потрясений: обострение торговых войн между Китаем и США, обвал рынков ряда развивающихся стран. Так, Всемирный банк снизил оценки роста глобального ВВП в этом году с 3 % до 2,9 и 2,8 % в 2020 и 2021 годах. Если проигнорировать эти проблемы, можно столкнуться с мировым финансовым кризисом уже в ближайшее время.

Участники Форума будут модулировать экономическую ситуацию в будущем и оценивать риски. На сегодня главные опасения связаны с усилившейся экономической конфронтацией между ключевыми торговыми странами, а также ростом волатильности на финансовых рынках. Одной из важнейших проблем также названо существенное увеличение мировой закредитованности: отношение долга стран к суммарному ВВП достигло 225 %.

Украинская экономическая политика сегодня является неэффективной, вследствие чего представители мировой торговли не проявляют интерес к украинской делегации. На прошлогоднем форуме Порошенко вел переговоры с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, так как наша страна была на грани дефолта. По итогам этих переговоров сообщалось о скором выделении очередного транша в размере $ 2 млрд. Однако транш Украина получила только в декабре 2018 (только $ 1,4 млрд), к тому же, по новой кредитной программе – с повышенной ставкой, уменьшенным сроком и новыми требованиями.
Кроме того, Порошенко заявлял, что многие инвесторы по итогам прошлого Форума готовы вкладывать в страну, но приток прямых инвестиций за 11 месяцев 2018 года составил всего $ 1,58 млрд (11 мес. 2017 года – $ 1,74 млрд).

В этом году президент также собирается говорить об инвестициях – в частности, он намерен встретиться с главами ряда компаний, входящих в Национальный инвестиционный совет (Cargil, General Electric, ArselorMittal, Louis Dreyfus, Socar, Citigroup, Engie, Metro, Unilever, Holtec, DP World, Vitol, Bunge, Posco Daewoo и Huawei). С учетом того, что страну ждут президентские и парламентские выборы, желающие инвестировать в нашу экономику в условиях нестабильной макроэкономической ситуации вряд ли найдутся.


«Нафтогаз»: Завышенные платежки киевлянам – предвыборные происки «регионалов»

Бывшие «регионалы» создают провокации перед выборами, рассылая киевлянам через подконтрольных посредников платежки за газ со слишком большими счетами. Об этом сообщает в Twitter пресс-служба «Нафтогаз Украины».

«Киевляне, а кто из вас получил вчера платежки за газ от “КиивГазЭнерджи” (дочерняя компания “Киевгаза” – УП) с существенно увеличенным тарифом? Будем благодарны за скриншоты счетов», – просит НАК. «Нафтогаз» объяснил, что таким образом в очередной раз частные посредники, подконтрольные бывшим «регионалам», создают провокации перед выборами. «Говорят, у них какая-то досадная опечатка закралась», – рассказывают в пресс-службе.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Руководство НАК «Нафтогаз Украины» через свою пресс-службу распространило заведомо ложную информацию, которую подхватили «Украинская Правда», «5 канал» и прочие СМИ.

«5 канал» снял целый сюжет на эту тему: https://www.5.ua/kyiv/kyianam-pochaly-nadkhodyty-zakhmarni-platizhky-za-haz-v-chomu-prychyna-i-shcho-robyty-184985.html. В нем речь идет о том, что в январе 2019 года люди получили платежки за газ в два–три и более раз выше, чем было раньше. «За декабрь – 19,6 кубов норма потребления. Тариф – 83,78. Проживает два человека. Начислено 167 грн, – такова цена за газ пенсионерку Валентину шокировала. Жалуется, что в ноябре прошлого года платила в три раза меньше – 56 грн». Далее в сюжете указывается, что «Существенно завышенные тарифы за газ – это провокации перед президентскими выборами. Киевлян призвали фотографировать платежки и отправлять компании “Нафтогаз”. Однако люди настроены категорически – платить не будут».

Разобравшись в ситуации, «Публичный аудит» ответственно заявляет, что информация «Нафтогаза», «Украинской правды», «5 канала» и других СМИ о провокациях «регионалов» не соответствует действительности. Все намного проще. Начиная с 2014 года, правительство трижды меняло нормы потребления газа без счетчиков, но каждый раз поставщики газа отменяли эти изменения через суд. Последние нормы на бытовое потребление газа без счетчика были установлены в 2017 году и действовали до 1 декабря 2018 (отменены в судебном порядке). При отмене правительственных решений суд постоянно ссылался на процессуальные нарушения при оформлении решения правительства. В связи с этим с 1 декабря 2018 года (счета за декабрь приходят в январе) поставщики газа, согласно решению суда, рассчитывают платежки населению по тем нормам, которые действовали до вступления в силу отмененного решения Кабмина.

В связи с этим, а также с учетом увеличения стоимости самого газа, 1,5 млн семей получили в январе 2019 года счета за бытовое потребление газа (без счетчика) в три и более раз выше. Виной тому есть Кабмин, увеличивший тарифы на газ и допустивший процессуальные нарушения, которые и послужили поводом для отмены старых норм на газ.


Уплата налогов в Украине выросла на четверть

В 2018 году граждане Украины уплатили взносов на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) на сумму 228 млрд грн. Об этом сообщает пресс-служба Государственной фискальной службы. Как отметили в ГФС, этот показатель превышает сумму уплаты единого взноса за 2017 год на 26,1% или на 47,2 млрд грн. В частности, в декабре прошлого года украинцы заплатили 24 млрд грн ЕСВ, что на 20,8%, или на 4,1 млрд грн превышает показатель декабря 2017 года.

Ранее в ГФС сообщили, что в 2018 году украинцы задекларировали 73,1 млрд грн дохода, полученного в 2017 году ‒ почти на 10 млрд больше, чем годом ранее.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Основным катализатором роста отчислений ЕСВ является рост базы налогообложения, в связи с административным ростом минимального порога зарплат. По итогам 2018 года рост минимальной зарплаты составил 16%, а средняя зарплата (с учетом инфляционного давления и индекса цен производителей на уровне 14,6%) выросла на 26%, что коррелируется с увеличением администрирования ЕСВ.  Однако по данным Пенсионного фонда, собственные доходы в 2018 году уменьшились на 6,54 млрд грн ‒ до 206,92 млрд грн (с 213,46 млрд грн) из-за уменьшения поступлений от единого социального взноса (до 201,71 млрд грн с 208,26 млрд грн), вследствие чего дефицит средств Пенсионного фонда был увеличен на 10,77 млрд грн ‒ до 150,09 млрд грн.

Следует отметить, что в Пенсионный фонд идет лишь часть ЕСВ, остальная ‒ в Фонды социального страхования на случай безработицы и временной потери трудоспособности. Кроме того, Пенсионный фонд постоянно брал займы у Государственного казначейства для выплаты пенсий. В некоторые месяцы сумма займов превышала 16 млрд грн. На конец года сумма дополнительных непогашенный займов, которые Пенсионный фонд брал в 2018 году, составила 4,8 млрд грн.

Расхождения между данными Пенсионного фонда и ГФС связаны с тем, что налоговая отображает базу начислений по ЕСВ согласно поданным декларациям, а Пенсионный фонд ведет учет фактически уплаченных средств. Так, задолженность по заработной плате в 2018 году выросла с 2,3 млрд грн до 2,8 млрд грн.

Данные Пенсионного фонда также могут свидетельствовать о росте теневых доходов. По данным Минэкономразвития, уровень теневой экономики Украины составляет 42% ВВП, а годовой объем зарплат в конвертах оценивается в 175 млрд грн. Тем временем, с 1 января 2019 г. прекращено действие моратория на проверки бизнеса. Таким образом власть собирается осуществлять дальнейшее давление на бизнес, для того чтобы хоть как-то перекрыть дефицит Пенсионного фонда.

По данным Казначейства, доходная часть госбюджета по итогам 2018 года не выполнена на 11,8 млрд грн (органы ДФС не выполнили план на 8,1 млрд грн). Специалисты «Публичного аудита» прогнозировали данную ситуацию в начале прошлого года, так как заложенный рост доходов бюджета (+18,4%) не соответствовал прогнозным макроэкономичным показателям (инфляционные процессы в условиях падения промышленного производства).

Правительство должно заниматься не манипуляциями, которые удобно распространять перед выборами, а принимать реальные меры по формированию надежной макроэкономической среды, детенизации доходов, урегулированию оттока трудовых ресурсов.


«Нафтогаз» назвал два условия по транзиту газа

Для того, чтобы сохранить транзит российского газа, Украина и РФ должны подписать два договора. Первый ‒ между «Газпромом» и украинским оператором ГТС, второй контракт должен быть на бронирование мощностей компаниями.
Во время трехсторонних переговоров о транзите российского газа в Европу украинская сторона будет настаивать на том, чтобы отношения между Украиной и Россией в этой сфере строились исключительно на европейских правилах. Об этом в Брюсселе перед началом переговоров во заявил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

«Наша позиция очень проста ‒ Украина остается надежным транзитером газа, который способен обеспечить транзит газа с территории России в Европу через территорию Украины в полном соответствии с европейскими правилами. В этом наша позиция непоколебима. Мы не готовы идти на какие-то особые условия, которые были у нас раньше с Россией, фактически кабальные для Украины», ‒ отметил Витренко.

Он подчеркнул ‒ для того, чтобы был продлен транзит российского газа через территорию Украины, должны, по крайней мере, произойти два события. С одной стороны, должен быть заключен контракт между «Газпромом», как оператором ГТС России, и украинским оператором ГТС, чтобы заинтересованные компании могли забронировать эти мощности, и через Украину газ шел транзитом. С другой стороны, должен быть контракт на бронирование этих мощностей компаниями, которые будут получать эти объемы газа.

«Лучший вариант для Украины, чтобы европейские компании бронировали эти мощности и покупали газ на границе Украина-Россия. Следовательно, это может быть, как российский газ, так и газ из Средней Азии ‒ Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, или любой другой, который прошел транзитом по территории России», ‒ сказал представитель «Нафтогаза». По его словам, забронировать такие мощности может и Газпром, как компания-поставщик. Но, исходя из текущих подходов российской стороны к этим переговорам, шансы на такое развитие событий украинская сторона оценивает, как невысокие.

«Мы не ожидаем конструктива от этого раунда переговоров, поскольку для того, чтобы конструктив был, необходимо, чтобы эксперты разработали соглашения, которые можно было бы подписывать, или на политическом уровне можно было бы согласовывать. Это серьезный вопрос – транзит газа, немало технических аспектов, невозможно в ходе политической встречи, где есть министры и Еврокомиссары, согласовать все эти технические аспекты», ‒ отметил Витренко.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко говорил много и долго, но по сути вопроса о судьбе транзита ничего не сказал. Вместо того чтобы рассказать, как «Нефтегаз» видит решение вопроса о продлении контракта на транзит российского газа, исполнительный директор рассказал о том, кто и где должен поставить подпись, еще бы уточнил кто и как будет регистрировать договора в канцелярии, под каким номером и в скольких экземплярах их надо распечатать.

«Для того, чтобы сохранить транзит российского газа, Украина и РФ должны подписать два договора», ‒ сказал Витренко. Но РФ не готова ничего подписывать до урегулирования судебных споров, и об этом неоднократно официально заявлялось на наивысшем уровне. Витренко этого не знает или намеренно притворяется, мягко говоря, «не умным»?

16 июля 2018 года, по результатам двустороннего саммита с президентом США в Хельсинки, Путин заявил, что Россия готова сохранить транзит и продлить контракт, если хозяйствующие субъекты двух стран (Россия и Украина) урегулируют споры.
17 июля 2018 года глава «Газпрома» Миллер также заявил, что Россия может загрузить газотранспортные мощности Украины за счет роста поставок российского газа в Европу, который оценивается в 10‒15% в ближайшие пять-десять лет, но возобновить контракты на транзит с Киевом готова только после урегулирования судебных разбирательств.

Речь в заявлениях российской стороны шла об иске на $ 12 млрд который подал «Нефтегаз» 06.07.2018. Решение по этому спору в Стокгольмском арбитраже, по оценкам руководства НАК, можно ожидать не раньше конца 2020 года, при том, что завершение строительства «Северного потока‒2» запланировано на конец 2019 года. Таким образом, для продолжения сотрудничества с «Газпромом» «Нефтегаз» должен либо отказаться от своих претензий на $ 12 млрд, либо ждать судебного урегулирования до конца 2020 года. Поэтому Витренко следовало начать с того, отказался ли «Нефтегаз» от исковых требований или нет, в этом главное препятствие для переговоров и продления контрактов, а не в количестве договоров, которые необходимо будет подписать, после решения главного вопроса с судом.

После последних интервью руководителей НАК (Коболева и Витренко), складывается впечатление, что под влиянием президента Украины они намерено «сливают» переговоры и вопрос сохранения транзита, чтобы обвинить потом РФ в отказе от транзита и дальше нагнетать русофобию, требовать новых санкций. С одной стороны, такой сценарий ‒ это большие финансовые потери для Украины, но с другой ‒ именно на вражде и противостоянии Украины и РФ строит предвыборную кампанию действующий президент.

Растущая потребность Европы в российском газе может обеспечить и загрузку мощностей «Северного потока‒2», и украинскую ГТС, но для этого руководству НАК необходимо более взвешено подходить к переговорам, не политизировать данный процесс и, безусловно, отказаться от исковых требований на $ 12 млрд.


Украина нарастила импорт товаров из России – Госстат

За 11 месяцев прошлого года Украина импортировала из России товаров на $ 7,4 млрд, что на 17,1 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Госслужбы статистики. При этом экспорт украинских товаров в Россию упал на 7 % – до $ 3,3 млрд. Отрицательное сальдо торговли с Россией достигло за год показателя в $ 4,08 млрд. Конкретной структуры торговли с Россией Госстат не приводит.

Напомним, 29 декабря премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал указ о введении запрета на ряд украинских товаров. Под запрет попал широкий спектр украинской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В РФ сумму попавших под запрет украинских товаров оценили в $ 510 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным НБУ, за 11 месяцев 2018 года (статистические данные за декабрь 2018 не опубликованы) оборот внешней торговли составил – 90,9 млрд долл, что на 13% больше чем за аналогичный период предыдущего года. При этом, дефицит внешней торговли вырос до $ 11,8 млрд, или 9,8 % от прогнозного ВВП на конец года, что на 42,1 % больше, чем за аналогичный период 2017 года (экспорт – $ 39,5 млрд, импорт – $ 51,3 млрд). Согласно данной тенденции реальные значения дефицита по итогам 12 месяцев могут достичь критического показателя в $ 13 млрд (11 % ВВП).

Следует отметить, что одним из наибольших суверенных рынков сбыта украинской продукции остается Россия. Однако нынешняя политика привела к тому, что с каждым годом торговля между странами падает и, по итогам 11 месяцев 2018-го, товарооборот с РФ составил $ 10,1 млрд, или 11,1% от общего товарооборота. За соответствующий период экспорт в РФ – $ 2,8 млрд, что на 8,9% меньше, чем в 2017 году, а значит, Украина лишается дополнительной валютной выручки. При этом положительная динамика общего товарооборота была связана с увеличением импорта из РФ ($ 7,3 млрд) – плюс 17 % к предыдущему году.

По данным ГФС, товарооборот с РФ по итогам 2018 года составил – 11,74 млрд долл (экспорт – 3,65 млрд долл, импорт – 8,09 млрд долл). Следует отметить, что данные ГФС отличаются от данных НБУ, в связи с тем, что при таможенном оформлении товаров предприниматели могут предоставлять инвойсы с заниженной стоимостью, вследствие чего реальная статистика может искажаться.

В структуре импорта с РФ основную долю занимает энергетический импорт (уголь, нефтепродукты) – 53,7 %, продукция химической промышленности – 17,1 %, машиностроение – 13,3 %. Данные позиции с учетом ценового фактора являются важными для функционирования внутренней экономики. Поэтому рост импорта с РФ в денежном выражении связан в основном с ростом среднегодовых цен на энергоресурсы (среднегодовая цена марки Urals: 2017 – 53,03 долл за барр, 2018 – 70,1 долл за барр).

Между тем, ранее Кабмин Украины расширил перечень товаров из России, которые запрещены для ввоза на территорию нашей страны (крахмал кукурузный, глюкоза). Решение украинских властей является политическим и связано с началом избирательной кампании. При этом пострадают отечественные потребители, но эти санкции никак не отразятся на крупном российском бизнесе в стратегических отраслях украинской экономики.

В свою очередь, правительство РФ внесло в список запрещенных товаров из Украины в основном товары из категории промышленных (машиностроение – 31,4 % от общего экспорта в РФ), а также сельскохозяйственную продукцию и продовольствие (3 % от общего экспорта в Россию). Речь, в частности, идет о пшенице и подсолнечном масле, консервированной рыбе и икре, кондитерских изделиях, соках, пиве, вине, щебне, турбине, трансформаторах и генераторах.

По данным Минэкономики РФ, ввоз данных товаров из Украины за 2018 год составил ориентировочно $ 510 млн, или 17 % от экспорта товаров в РФ. Следует уточнить, что под запрет подпадают не только товары, которые были произведены в Украине, но также те, которые проходят как транзитные через нашу территорию, что увеличит логистические потери страны. Между тем, Украина также не может пускать свою продукцию транзитом через РФ, вследствие чего были потеряны многие рынки сбыта.
В целом данные ограничения могут дополнительно снизить украинский реальный ВВП на 0,5 % в следующем году.
Нынешним властям необходимо формировать конструктивную торговую политику, которая начнет работать на интересы страны. Сегодняшняя бедность населения как раз и обусловлена неэффективной экономической политикой нашего государства, которую необходимо фундаментально менять.


В Украине сократилось число получателей субсидий – Минсоцполитики

Если в 2017 году государственную субсидию получали около 6,9 млн семей, то в 2018 году их число составило около 4 млн. Об этом сообщил министр соцполитики Андрей Рева в интервью «РБК-Украина».

Рева отметил, что количество субсидиантов считают по окончанию отопительного сезона, когда видно, кто реально платил по тем льготным условиям, которые предоставило государство на зимний период. Как правило, эту цифру видно к концу апреля.
«В прошлом году это были 6,9 миллионов семей. На сегодняшний день их около 4 миллионов. Но процесс назначения субсидий продолжается. Если сравнивать цифры декабря 2018 года и декабря 2017 года, то они отличаются приблизительно на миллион людей», – сказал министр.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Порошенко (12.11.18): «Выдвинул правительству требование защитить людей, усовершенствовать и расширить программу субсидий, увеличить средства на её выполнение. Чтобы от роста тарифов не пострадал ни один бедный человек, для которого это повышение является критическим. На 100 % обеспечить субсидиями тех, кто в них реально нуждается».

Гройсман (19.10.18): «Мы полностью обеспечим субсидиями тех, кто в них нуждается. Для этого мы приняли ряд решений, которые упрощают получение субсидии. Я понимаю, насколько это важно для каждой украинской семьи».

По официальным данным Государственной службы статистики Украины:
 в 2017 году за субсидиями обратилось 8,2 млн семей, из которых в декабре 2017 года её получало 6,92 млн, или 84,4 % от всех обратившихся;
 в 2018 году обратилось 7,47 млн семей, из которых в декабре 2018 года её получало 3,91 млн, или 52 % от всех обратившихся.

Как видим из официальных данных статистики, Рева откровенно врет. Количество получателей субсидии сократилось не на 1 млн человек, как он указал, а на 3 млн семей (7,8 млн человек). Министр ошибся «всего лишь» в 7,8 раз. Вероятность предоставления субсидии в 2018 году снизилась на 32,4 % (с 84,3 % до 52 %). В декабре 2018 года, несмотря на повышение тарифов, на неё могла рассчитывать лишь каждая вторая семья из обратившихся – половине нуждающихся было отказано под разными предлогами.

Как видим, публичные заявления первых лиц страны полностью противоречат реальности и фактическим официальным цифрам. С экранов ТВ власть заявляет, что обеспечит всех нищенствующих, а на деле за последний год численность претендентов на анализируемый вид соцпомощи была сокращена практически вдвое – с 6,92 млн семей в декабре 2017 года до 3,91 млн семей в декабре 2018-го.

Ещё большее урезание соцвыплат и сокращение численности их получателей ожидается в 2019 году, что связано с повышением тарифов, рекордно низким бюджетом на субсидии, а также обязательствами перед МВФ вложиться именно в заложенные цифры.

Бюджет на субсидии:
2016 год – 40,3 млрд грн;
2017 год – 68,8 млрд грн;
2018 год – 71 млрд грн;
2019 год – 55 млрд грн.

Согласно последнему Меморандуму с МВФ, подписанному 05.12.2018 (в т.ч. и Порошенко), Фонду обещано ограничить субсидии в пределах запланированного бюджета на 2019 год, в том числе путем сокращения социальных норм для расчета субсидий на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 11 % (включительно с сокращением объёма потребления газа с 4,5 куб. м до 4,0 куб. м на квадратный метр отапливаемой площади и соответствующим уменьшением нормы централизованного отопления с 1 мая 2019).

Также в меморандуме указано: если в течение 2019 станет очевидным, что сокращение социальных норм окажется недостаточным для обеспечения того, чтобы субсидии на жилищно-коммунальные услуги оставались в пределах бюджета, правительство дополнительно уменьшит эти нормы или сделает необходимые изменения в формуле для расчета субсидий.
Как видим, при росте тарифов в конце 2018 – в начале 2019 на 23,5 %, а также в связи с обязательствами повысить их ещё на 20 % с 1 мая 2019 года, бюджет на субсидии уменьшен на 22,5 % (-16 млрд грн), а возможность его увеличения запрещена обязательствами перед кредиторами.

Однако это еще не все плохие новости. Так, долг по субсидиям, которые были использованы в 2018-м, на конец года составил 6,87 млрд грн и погашаться он будет, как всегда, из нового бюджета, т. е. из тех 55 млрд грн, которых и так критически мало.
Таким образом, украинцы фактически могут рассчитывать на общий объём субсидий в 48,13 млрд грн, что немного больше, чем в 2016 году, когда тарифы были как минимум вдвое ниже, чем в 2019-м.

В связи со всем вышеперечисленным 2019 год будет наиболее сложным и тяжелым для малообеспеченных граждан Украины: их начнут массово лишать социальной помощи, отключать от жизненно важных коммунальных услуг, насчитывать пеню за долги, пытаться забрать имущество и деньги через суды, причём, все это под громкие лозунги про «гідність», «економічне зростання», «успіхи» та «перемоги».

 

Промпроизводство Украины выросло на 1% за год

В 2018 году рост промышленного производства Украины составил 1,1 %. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики Украины, обнародованные в среду, 23 января. Так, в добывающей промышленности и разработке карьеров рост составил 2,1 %, в перерабатывающей промышленности – 0,2 %, в поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – 2,8 %. При этом в декабре прошлого года объёмы промышленного производства сократились на 3,5 % (в ноябре – на 0,9 %).

Ранее Госстат сообщал о росте промпроизводства в октябре на 1,4 %. Но по итогам сентября объёмы промышленного производства сократились на 1,3 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На протяжении 2018 года кумулятивный индекс промышленного производства (% изменения к предыдущему месяцу на протяжении года) находился в отрицательном значении, что свидетельствовало о сокращении промышленности. Например, за 9 месяцев 2018 года индекс промпроизводства составлял -10,5 %. Несмотря на непонятный рост производства, который фиксировал Госстат, в декабре произошло очередное падение индекса на 1,7 % к предыдущему году (-2,7 % к соответствующему периоду 2017 года). С учетом данных показателей кумулятивный индекс промышленного производства с начала 2018 года упал на 3 %, что коррелируется с падением производства основных отраслей экономики:
 добывающая промышленность – -4,5 %;
 перерабатывающая промышленность – -4 %,
 машиностроение – -17 %.

Сокращение промышленного производства было вызвано ухудшением конъюнктуры на внешних рынках, ремонтными работами на нескольких промпредприятиях, а также осложнением грузовых перевозок. Поэтому манипуляции со статистикой Госстата связаны с желанием власти показать позитивные изменения перед выборами.

В целом промпроизводство в Украине в количественном измерении упало с конца 2013 на 21,5 %, что соответствует общей динамике снижения реального ВВП за соответствующий период. За последние 4 года во многих базовых отраслях промышленности наблюдается крушение, вследствие чего страдает в первую очередь украинская экономика (в частности, в горнодобывающей – минус 20 %, в металлургии – 28,9 %, в машиностроении – 40 %).

По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь–ноябрь 2018 года был равен $ 83,7 млрд (27,5 % продукции экспортировано), что в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года ($ 114,1 млрд). В связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, по итогам 2018 отмечается рост цен на 14,3 % (металлургия +5,6 %, машиностроение +13,3 %, энергетика +23,2 %). Увеличение данного индекса свидетельствует о падении конкурентоспособности отечественных товаров, а также может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции; таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

Ключевые проблемы развития промышленной экономики – отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); большая налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; высокая степень износа основных фондов в производстве. Данные факторы отталкивают как внутренних, так и внешних инвесторов вкладывать в промышленность, из-за чего наша страна превращается в поставщика дешевого сырья.


Рева: Завышенные платежки за газ являются незаконными, платить по ним не нужно

Платежки с завышенными тарифами на газ, которые пришли людям в январе, являются незаконными, платить по ним не нужно. Такое мнение высказал в эфире «Вечернего прайма» на «112 Украина» министр социальной политики Украины Андрей Рева. «Имею в виду те платежки, которые касались оплаты за газ без счетчиков в том случае, когда газ используется для приготовления пищи. Эти все доплаты, которые незаконно начислили газосбыточные организации, не подлежат оплате», – сказал Рева.

«У нас есть три группы потребителей. Первая – те, которые используют газ комплексно, то есть для отопления дома, подогрева воды и приготовления пищи. Они имеют счетчики. Вторая группа – это те, кто использует газ для подогрева воды и приготовления пищи. У них почти на 75–80 % установлены счетчики. Третья группа граждан – это те, кто пользуется газом только для приготовления пищи. Это основная по численности группа населения, хотя она потребляет 6–8 % всего объёма газа, но у них нет счетчиков», – пояснил министр.

Он подчеркнул, что газосбыточные организации насчитали потребителям доплаты незаконно, и они не подлежат оплате.
Рева также добавил, что согласно закону и тарифу, который был установлен, в состав тарифа включена стоимость установки счетчиков. И, соответственно, газосбыточная организация обязана была поставить газовые счетчики людям.
Андрей Рева отметил, что если люди уже осуществили оплату по платежкам с завышенным тарифом, они должны требовать возврата средств. Истерия власти вокруг огромных январских платежек за газ продолжает набирать обороты.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

После глупейших фейковых публикаций «Нафтогаза» о бывших «регионалах», рассылающих завышенные платежки перед выборами с целью провокаций, отличился и Министр социальной политики Украины Андрей Рева. Он в эфире «112 канала» заявил, что январские платежки за газ без счетчиков – незаконные, призвав людей их не оплачивать. Причём, Министр даже не обратил внимание, что за 2 дня до его «блестящего» выступления, которое вполне может тянуть на отставку и даже криминальное дело, НКРЭКУ дала официальные публичные разъяснения по этому поводу. Так, Нацкомиссия заявила, что новые платежки за газ, которые получили украинцы в январе, рассчитанные законно и потребители могут осуществлять оплату.

Начиная с 2014 года, Кабмин трижды менял нормы потребления газа без счетчиков, но каждый раз поставщики отменяли эти изменения через суд. Последние нормы на бытовое потребление газа без счетчика были установлены Кабмином Гройсмана в 2017 году и действовали до 1 декабря 2018-го (отменены в судебном порядке – решением Верховного суда Украины от 27.11.2018 по делу № 826/2507/18). Отменяя правительственные решения, суд постоянно ссылался на процессуальные нарушения при оформлении правительственных постановлений. В связи с этим с 1 декабря 2018 года, поставщики газа, согласно выводу суда, провели начисления по тем нормам, которые действовали до вступления в силу отмененного решения Кабмина. Соответственно, люди получили платежки в январе 2019 года.

Кроме того, отмена норм совпала по времени с повышением тарифов на газ, что в совокупности увеличило счета за газ, потребляемый без счетчиков, в 3 и более раз, что повергло людей в шок и подпортило предвыборный рейтинг власти. Теперь последняя пытается выкрутиться, начинает обвинять в высоких платежках всех, кого можно, распространяя заведомо ложную информацию и давая людям заведомо ложные советы.

Призывая не оплачивать «незаконные платежки», Рева забывает сказать, что не имеет ни полномочий, ни специальных знаний, ни прав, давать подобные советы или указания людям. Кроме того, он не сказал, что, не оплатив полученные «незаконные» платежки, у людей образуется долг, за который потом его же подчиненные отберут у доверчивых граждан, поверивших Министру и телевизору, субсидии.

Возможно, он таким образом планирует выполнять обязательства перед МВФ по сокращению субсидиантов, намеренно загоняя людей в долги, распространяя ложную информацию. Министру социальной политики Украины перед высказыванием подобных заявлений в СМИ следовало бы почитать Ст. 367 Криминального Кодекса Украины, поскольку его действия в дальнейшем могут быть квалифицированы как служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия.

Служебная халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц, наказывается штрафом от пятидесяти до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия,наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или без такового.

(Не)законні платіжки: платити чи ні?


Объём госдолга в мире за 10 лет почти удвоился – Fitch

Эксперты международного рейтингового агентства Fitch Ratings подсчитали, что на конец 2018 года объём государственного долга в мире достиг $ 66 трлн (по рыночным валютным курсам), что эквивалентно 80 % глобального ВВП. «По оценкам Fitch, объём задолженности почти в 2 раза превысил показатель 2007 года», – говорится в сообщении.

В настоящее время, констатируют эксперты, самым большим размером госдолга обладают Соединенные Штаты – около $ 21 трлн. В тройке лидеров также оказались Япония ($ 12 трлн) и Китай ($ 6 трлн). При этом, как отмечают в агентстве, задолженность развитых страх с 2012 года сохраняется на относительно стабильном уровне – около $ 50 трлн, а вот долги развивающихся экономик увеличились за этот период с $ 10 трлн до $ 15 трлн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Fitch Ratings – американская корпорация, известная в основном как рейтинговое агентство. Fitch Ratings наряду со Standard & Poor’s и Moody’s входит в «большую тройку» международных рейтинговых агентств. Именно они оценивают суверенные дефолтные риски эмитентов, присваивая им оценку надежности, которая является индикатором стоимости обслуживания долгов. При этом уровень госдолга имеет очень важное значение при формировании рейтинга. Поэтому отчет Fitch Ratings сигнализирует о будущем росте обслуживания долгов.

Одна из главных повесток дня Всемирного экономического форума в Давосе – критическое увеличение мировой закредитованности: отношение долга стран к суммарному ВВП достигло 225 %, что значительно выше, чем до финансового кризиса. В мире накопилось $ 184 трлн долга, в том числе $ 66 трлн держат центральные правительства (80 % мирового ВВП).
Наибольший уровень госдолга – у США – $ 21,9 трлн (78 % от ВВП страны), и его размер ежегодно увеличивается примерно на $ 1 трлн. Высокие уровни госдолга имеют также Япония – $ 12 трлн и Китай – $ 6,2 трлн. Объём задолженности Франции, Германии, Италии и Великобритании на конец 2018 года находился в диапазоне от $ 2,4 до 2,7 трлн. Следует отметить, что большинство стран привыкли жить в долг, так как их бюджеты из года в год формируются с дефицитом (не более 3 %). В условиях низких процентных ставок обслуживать такие долги и перекладывать проблемы на будущее не очень удобно.

Объём совокупного долга в мире достиг рекордных $ 181 трлн в 2017 году. По данным Международного валютного фонда (МВФ), в настоящее время в мире на 12 % ВВП больше долгов, чем в период пикового долгового цикла во время финансового кризиса в 2009 году. В среднем мировой долг в настоящее время превышает $ 86 тыс. в расчете на человека, что более чем в 2,5 раза больше среднего дохода в расчете на душу населения. Среди крупнейших должников – Америка ($ 52 трлн), Китай ($ 26,2 трлн) и Япония ($ 20 трлн).

Кроме того, МВФ понизил прогноз по росту мировой экономики в 2019 году с 3,9 % до 3,7 %. Ожидается, что государственный долг в странах с формирующимся рынком и со средним уровнем дохода вырастет с 37,4 % ВВП в 2012 году до 52,9 % ВВП в 2019 году.

Причиной тревожного роста долгов является политика выхода из экономического коллапса во время мирового финансового кризиса и политическая реакция на него, а также быстрый рост расходов на развивающихся рынках и в странах с низкими доходами, вследствие чего и возникли бюджетные дисбалансы, а также политика протекционизма и ухудшения мировой торговли. Мировая финансовая система стоит на пороге нового кризиса – это станет результатом долголетней монетарной политики ведущих центробанков, которые в течение последних 10 лет закачали в мировую финансовую систему $ 14 трлн, скупая активы и раздавая кредиты под ставки, близкие к нулю, что привело к переоценке активов.

Сегодня центробанки различных государств синхронно ведут политику повышения учетных ставок, что неизбежно приведет к ужесточению финансовых условий на мировых рынках и повлияет на способность правительств и частного сектора обслуживать долги. Соответствующее увеличение премии за риск ещё более усложнит ситуацию для заемщиков, особенно в странах с формирующейся рыночной экономикой.

Основной индикатор состояния развивающихся рынков – индекс MSCI Emerging Markets – с начала 2018 года упал примерно на 9 %, тогда как в прошлом году он вырос более чем на 30 %. Отток средств из торгующихся в США биржевых фондов, инвестирующих как в группу развивающихся стран, так и в отдельные рынки, достиг $ 3,38 млрд, или максимума за год.

Проблема закредитованности является очень актуальной и для Украины. Государственный долг страны за последние 10 лет вырос с 34,7 % до 64 % – $ 78,32 млрд (конец 2013 года – 40 %). При этом валовый внешний долг (включает корпоративный долг) за соответствующий период вырос с 88 % до 96 % – $ 114 млрд (конец 2013 года – 76 %).

Ранее Fitch Ratings пересмотрело долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины в иностранной и национальной валютах и оставило его на уровне «В-» (в высокой степени спекулятивный долг). На рейтинги Украины негативно влияет слабая внешняя ликвидность, высокие потребности во внешнем финансировании, обусловленные погашением суверенных долгов и структурными слабостями в сфере банковского сектора, институциональные ограничения, политические и геополитические риски.

Ситуация, которая сегодня формируется на международных финансовых рынках, крайне невыгодна Украине, так как вырастет стоимость обслуживания внешнего долга. В случае невозможности привлечения внешнего заимствования нашу страну ожидает технический дефолт, а это вызовет катастрофическую девальвацию гривны с неизбежным стремительным обнищанием большинства украинских граждан.


В Украине утвердили порядок погашения задолженности перед шахтерами

Кабинет министров Украины утвердил порядок расходования бюджетных средств на реструктуризацию угольной отрасли. Об этом в среду, 23 января, пишет «РБК-Украина». Отмечается, что постановлением Кабмина утверждается порядок использования средств по бюджетной программе поддержки отрасли. Документ определяет Минэнерго главным распорядителем средств, а государственные шахты – получателями.

Также в документе указано, что средства не смогут получить шахты, которые признаны банкротом или находятся в стадии ликвидации. Бюджетные средства направляются на оплату труда шахтеров и внесение обязательных платежей, связанных с выплатой зарплаты, а также на погашение задолженностей. Деньги будут направлены и на модернизацию угледобывающих предприятий.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За последние 5 лет, Кабмин издал десятки всевозможных приказов и поручений относительно погашения долгов по зарплатам. С периодичностью в полгода, после каждого митинга или протеста, премьер и профильный министр обещают погасить долги перед шахтерами, но «воз и ныне там».

Несмотря на многочисленные обещания и громкие речи первых лиц государства, долг по зарплате перед шахтерами в 2018 году увеличился ещё на 9,3 % – с 434,7 млн грн на январь до 475,1 млн грн на декабрь 2018 года. Общий долг по зарплате в сегменте «промышленность» с января по декабрь 2018-го увеличился на 18 %, или на 335,2 млн грн (с 1 844,4 млн грн до 2 179,6 млн грн).
Общий долг по заработной плате в Украине (без учета Крыма и оккупированных территорий) на конец 2018 года составил рекордные 2,82 млрд грн, увеличившись за год на 19 %, или на 451 млн грн. При том, что ещё 5 лет назад задолженность по выплате заработной платы (с Крымом и Донбассом) составляла 0,753 млрд грн. Суммарно за 5 лет правления действующей власти данная задолженность выросла на 274 % (в 3,7 раза) – с 0,75 млрд до 2,82 млрд грн.

Принятый Кабмином «Порядок расходования бюджетных средств на реструктуризацию угольной отрасли» является обычным паспортом бюджетной программы – ничего революционного или инновационного в нем нет, это абсолютно формальный и стандартный документ, который журналисты «по ошибке» или «по указке» назвали «порядком погашения задолженности перед шахтерами».

Относительно погашения долгов по зарплатам в добывающей отрасли, то в данном документе указанно следующее:
 погашение долгов по зарплате осуществляется без учета штрафов и пени;
 добывающие предприятия подают документы Министерству енергетики и угольной промышленности, которое утверждает распределение средств между предприятиями и перечисляет средства на специальные Казначейские счета;
 если выделенных бюджетных средств не хватает для полного погашения долгов по заработной плате, Министерство распределяет их пропорционально между добывающими предприятиями.

Поэтому проблему с полным погашением долгов перед шахтерами, включая выплату штрафов и пени за несвоевременную выплату з/п, данный документ не решит, не говоря уже о возросших долгах по заработной плате в целом.


В Украине продолжает падать производство стали

Украинские металлурги по итогам прошлого года сократили производство стали на 1,1% по сравнению с 2017 годом – до 21,1 млн тонн. Украина находится на 13 месте в списке мировых производителей этой продукции. Об этом в пятницу, 25 января, сообщила Всемирная ассоциация производителей стали.

Согласно отчету, лидер в рейтинге – Китай – 928,3 млн тонн (рост по сравнению с 2017 годом на 6,6%). Второе место у Индии (106,5 млн тонн, +4,9%), далее идет Япония (104,3 млн тонн, –0,3%), США (86,7 млн тонн, +1,1%), Южная Корея (72,5 млн тонн, +2%), Россия (71,7 млн тонн, +0,3%), Германия (42,4 млн тонн, -2%), Турция (37,3 млн тонн, -0,6%), Бразилия (34,7 млн тонн, +1,1%), Иран (25 млн тонн, +17,7%), Италия (24,5 млн тонн, +1,7%) Тайвань (23,2 млн тонн, +3,5%).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Металлургическими предприятиями, находящимися на подконтрольной территории Украины, за 12 месяцев 2018 г. произведено: стали 21,06 млн. т (на 1,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года). По данным Госстата, кумулятивный индекс промпроизводства по итогам 2018 года сократился на 3%, что коррелируется с падением производства стали.

Основными факторами сокращения производства стало ухудшение конъюнктуры на внешних рынках, ремонтные работы («АрселорМиттал» Кривой Рог), операционные проблемы с производственными мощностями, а также осложнение грузовых перевозок. По итогам 2018 года на региональных рынках мировые цены на сталь снижались из-за высокого предложения (мировое производство стали выросло на 4,5%), которое главным образом обеспечило увеличение производства в Китае. Дополнительным фактором высокого предложения на рынке стали протекционистские меры со стороны США, ЕС, Канады и Турции относительно стальной продукции.

Следует отметить, что снижение уровня выпуска основных видов продукции за 2018 год является также следствием несвоевременного и не в полном объеме обеспечения предприятий сырьевыми материалами из-за неудовлетворительной работы «Укрзализныци», а также проблемами с логистикой через Азовское море. Перевозки черных металлов «Укрзализыцей» в 2018 году сократились по сравнению с 2017-м на 3,4%.

Металлургические предприятия 64 стран мира за 2018 год увеличили выплавку стали на 4,5%, до 1 789,61 млн т (Украина – 13 место). В 2007 г. Украина занимала 7 место в мире по объемам производства стали и третье – по экспорту металла. Даже в 2013-2016 гг. Украина еще держалась в десятке крупнейших производителей металла, но уже весной 2017 г. в рейтинге крупнейших производителей стали WorldSteel опустилась на 13 место.

Одним из определяющих факторов для глобальной ситуации в отрасли в 2019 году будет политика Китая по снижению предложения стали и росту спроса. Кроме того, остается проблема избыточных мощностей (загруженность по данным World steel association составляет 70%), что ведет к усилению протекционистских мер на развитых региональных рынках, предпринимаемых соответствующими государствами.

На данный момент, из основных действующих производственных мощностей в эксплуатации находятся: 20 из 21 доменных печей, 8 из 9 мартеновских печей, 15 из 16 конвертеров.

Сегодня украинские власти не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей отрасли страны, в то время как поддерживает (дотирует) предприятия агрокомплекса. Однако именно меткомбинаты являются лидерами по уплате налогов в бюджеты всех уровней. По итогам 2018 года крупными плательщиками налогов было перечислено в сводный бюджет: «АрселорМиттал» Кривой Рог – 3,9 млрд грн, ММК им. Ильича – 2,3 млрд грн, Запорожсталь – 2,1 млрд грн, «Азовсталь» – 1,6 млрд грн, МЗ «Днепросталь» – 739,9 млн грн. Кроме того, предприятия ГМК обеспечивают высокий уровень зарплат, что важно для поддержки деловой активности. Так, средняя зарплата сотрудника «Метинвеста» выше средней по стране на 59% и составляет 14 535 грн (при этом в Запорожской области выше на 83%, чем в среднем по стране – 16 285 грн).

Исторически сложилось так, что металлургия является одной из важнейших отраслей для украинской экономики, а также одним из основных драйверов формирования валютной выручки. Если учитывать потенциальную деловую активность в смежных отраслях, то ГМК может стать локомотивом экономического роста страны.


Украинцы стали меньше покупать топлива на АЗС

Автозаправочные станции Украины за год сократили объемы продаж всех видов горючего, больше всего – газа. Об этом сообщает УНН со ссылкой на данные Госстата. За год (декабрь 2018-го к декабрю 2017 года) объемы потребления бензина моторного в Украине сократились на 13,9% – до 91,4 тыс. тонн. Также за этот период сократились объемы розничных продаж дизельного топлива – на 2,7%, до 81,5 тыс. тонн. Достаточно существенно сократились объемы продаж сжиженного газа – на 32,8%, до 2,6 тыс. тонн.

В то же время, за месяц (декабрь к ноябрю) розничные продажи бензина моторного сократились на 9,4%, дизельного топлива – на 14,2%, газа сжиженного – на 19%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За последние 5 лет качество жизни в Украине существенно ухудшилось, люди преимущественно стали беднее, товары и услуги значительно дороже и недоступней. Безусловно, это отразилось и на объемах покупки топлива.

Около 10% населения Украины фактически голодают, отказывая себе в самых необходимых недорогих продуктах. Мясо и рыбу не могут себе позволить 1/4 часть жителей Украины. 26% украинцев не могут обновить гардероб даже 1 раз в 5 лет. Более половины украинцев (52%) не позволяют себе семейный отдых (1 неделя 1 раз в год).

В очередях за субсидией на услуги ЖКХ стоит около 60% населения Украины, неспособных самостоятельно оплатить свои бытовые потребности. 27% населения не в состоянии позволить себе медицинские услуги и 30% медикаменты.
Среднемесячного дохода украинского домохозяйства (2,6 человек), 9249 грн, не хватает на покрытие минимальной жизненной потребности семьи – 10 009 грн (фактический размер прожиточного минимума – 3849,8 грн * 2,6 человек). Соответственно, люди экономят, как могут.

Поскольку еда является более приоритетной, чем личный транспорт, многие украинцы бросают личные автомобили, купленные в хорошие дореволюционные времена, во дворах и автостоянках, пересаживаясь на общественный транспорт. Это позволяет экономить на топливе и техобслуживании. Также, с целью экономии, многие пересаживаются с более дорогих и «прожорливых» автомобилей, на более дешевые и экономичные. Динамика розничных продаж бензина в Украине через сеть АЗС, является тому подтверждением:
2015 год – 1,80 млн тонн;
2016 год – 1,62 млн тонн;
2017 год – 1,44 млн тонн;
2018 год – 1,22 млн тонн.

Только за последние 3 года объем розничных продаж бензина всех марок через АЗС упал на 32%. Динамика розничных продаж топлива через сеть АЗС (по маркам):
А – 80:
2015 – 3,63 тыс. тонн;
2016 – 3,26 тыс. тонн;
2017 – 2,21 тыс. тонн;
2018 – 0,62 тыс. тонн.
А – 92:
2015 – 839,7 тыс. тонн;
2016 – 754,6 тыс. тонн;
2017 – 669,2 тыс. тонн;
2018 – 543,5 тыс. тонн.
А – 95:
2015 – 904,3 тыс. тонн;
2016 – 834,3 тыс. тонн;
2017 – 748,6 тыс. тонн;
2018 – 656,8 тыс. тонн.
А – 98:
2015 – 3,37 тыс. тонн;
2016 – 4,36 тыс. тонн;
2017 – 4,62 тыс. тонн;
2018 – 4,75 тыс. тонн.

Следует отметить, что на фоне существенного падения розничных продаж «народного бензина»: А-80, А-92 и А-95, возросли продажи бензина А-98, которым заправляются авто премиум и VIP класса. Это говорит о том, что «тяжелые времена» и «режим экономии» в Украине наступили не для всех. На фоне всеобщей нищеты и обеднения, власть и приближенные к ней лица, живут на широкую ногу, ни в чем не нуждаются, получают миллионные зарплаты и премии, покупают недвижимость, обновляют автопарки, пополняют свои офшорные банковские счета и отдыхают на лучших мировых курортах. Рассказывая всем остальным про необходимость еще немного потерпеть, лет так 10–20.


Названа самая «хорошая» страна в мире

В Сети опубликовали рейтинг самых «хороших» стран мира The Good Country Index. Украина оказалась в средине рейтинга (75 место из 153 стран). Польша, Молдова, Беларусь и Россия оказались значительно выше.

Первое место заняла Финляндия, которая за год поднялась с четвертой позиции на первую. Второе место заняла Ирландия, третье – Швеция. Дальше разместились Германия, Дания, Швейцария, Норвегия, Франция, Испания и Канада соответственно. Рейтинг рассчитывается по более чем 30 параметрам, разделенным на семь категорий и рассчитанным на основе данных международных организаций – от Организации Объединенных Наций до Международного валютного фонда: наука и технологии, культура, климат и среда, медицина, образование и другим.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как отметили сами авторы рейтинга Index The Good Country, их цель «измерить, насколько каждая страна на планете способствует общему благу человечества, а также показать наглядно, приносит ли страна пользу человечеству, является бременем для планеты или чем-то между».

Согласно этому рейтингу, Украина заняла 75-е место среди 153 стран. При этом наши соседи показали значительно лучшие результаты: Молдова – 27 место, Польша – 30, Беларусь – 54, Россия – 41. Последнее место в рейтинге занял Ирак.

По отдельно важным критериям Украина заняла особо неутешительные позиции: по глобальному вкладу в международный мир и безопасность – 131 место; «Планета и климат» – 133; «Здоровье и благополучие» – 103; «Процветание и Равенство» – 87 место.
В 2014 году Украина в этом же рейтинге занимала 54 место среди 163 стран. Тогда по этим же критериям у страны были такие позиции: по глобальному вкладу в международный мир и безопасность – 108 место; «Планета и климат» – 128; «Здоровье и благополучие» – 55; «Процветание и Равенство» – 72 место.

Провластные СМИ данную новость умудряются преподносить как достижение нынешней власти, говоря, например, о том, что по категории «Вклад в развитие науки и технологий» в этом рейтинге Украина стала первой (место в рейтинге определялось по числу студентов-иностранцев в стране, по количеству научных публикаций в международных изданиях, по числу патентов). А вот то, что в целом страна рухнула на 75-е место указывается вскользь. За 5 лет правления действующего режима Украина значительно опустилась в мировых рейтингах благополучия граждан, а население фактически обеднело в 2-3 раза по сравнению с показателями 2013 года.

За период 2013–2018 гг. в Рейтинге процветания (Legatum Prosperity Index) Украина спустилась c 64 позиции на 111; в Рейтинге счастья (Word Happiness Report) с 87 на 138; падение в Индексе человеческого развития (Human Development Index) – с 78 места на 88; по качеству жизни (Global Agewath Index) – с 66 на 72; Рейтинг Верховенства права (The Rule of Law Index): с 68 на 77 место. Кроме того, согласно данным Global Wealth Report, уровень личного богатства украинца упал больше чем в два раза: 2013 г. – $ 3413, 2018 г. – $ 1563.

Естественно, всё это не имеет значения на фоне очередных выборов, и нынешняя власть не собирается признавать свой непрофессионализм и, тем более, уходить из власти.

Украине необходима полная перезагрузка руководящего состава страны. Нынешние «керманичи» государства показали свою полную профнепригодность, и международные рейтинги – еще одно тому подтверждение.