Дайджест 21-27/05/2018

Рада приняла закон о номинальном держателе ценных бумаг

Верховная Рада внесла изменения в законы «О депозитарной системе Украины», «О ценных бумагах и фондовом рынке», «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине». Законопроект № 6141 поддержали 244 народных депутата. Законом установлен правовой режим учета прав собственности иностранных клиентов глобальных хранителей или других финансовых посредников на ценные бумаги в депозитарной системе Украины.

Документом внесены в законодательство новые правовые категории «номинальный держатель», «счет в ценных бумагах номинального держателя». Согласно закону, номинальным держателем может быть иностранная кредитная организация, зарегистрированная в государстве, являющемся членом Европейского Союза и/или членом Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

«Проект предусматривает введение в Украине института независимого финансового посредника, номинального держателя. Принятие проекта позволит иностранным инвесторам с меньшим количеством бюрократических процедур и с большим доверием инвестировать средства в ценные бумаги – ОВГЗ, акции украинских эмитентов, долговые ценные бумаги и другие ценные бумаги», – сказал глава подкомитета по ценным бумагам и фондовому рынку комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Павел Ризаненко, представляя законопроект в парламенте.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Закон открыл нерезидентам путь к покупке активов в Украине через свои счета в ценных бумагах в иностранных банках (без участия украинских банков). Такие международные банки, как ВNP Paribas, BNY Mellon, Citibank, Deutsche Bank, HSBC и JP Morgan, смогут стать депозитариями – номинальными держателями украинских бумаг. Ранее для входа на наш рынок инвестору нужно было иметь инвестиционный счет в банке, счет в ценных бумагах и брокерский договор с финансовыми компаниями, которые зарегистрированы на территории Украины. При этом директор компании-инвестора должен был лично приехать в Украину и пройти верификацию.

Принятые изменения избавляют инвесторов от бюрократических трудностей – они смогут покупать украинские ценные бумаги, не приезжая в Украину.
Основным риском является то, что закон допускает анонимную покупку гособлигаций и акций украинских предприятий. Этим могут воспользоваться для сокрытия связанности бизнеса.

Так, в условиях макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы готовы присутствовать на украинском рынке заемного капитала только в условиях высоких процентных ставок по ценным бумагам и упрощения операций с ними.
По данным Нацдепозитария, после принятия закона украинский рынок может рассчитывать на дополнительные 100 млрд грн инвестиций от нерезидентов (речь идет преимущественно об ОВГЗ).

В условиях невозможности генерировать дополнительные доходы экономикой, наличия значительных будущих выплат по обязательствам власть начинает искать дополнительные источники мобилизации денежных средств. Так, по состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. За январь–апрель 2018 года привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 43,2 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,53 %, долларовым – 5,21% (это увеличивает долговую нагрузку бюджета). На 21.05.2018 основная сумма долга в ОВГЗ (внутренний долг) – 737 млрд грн (держатели ОВГЗ: НБУ – 47 %, банки – 47 %, юрлица – 4 %, нерезиденты –2 %). С апреля 2018 портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 3,2 млрд грн и составляет 11,1 млрд грн.

Поэтому принятие законодательных инициатив должно способствовать остановке оттока нерезидентов с рынка государственных ценных бумаг, а новые поступления будут обеспечивать погашение текущих обязательств.


Потребительские настроения украинцев улучшились

Потребительские настроения украинцев в апреле 2018 года улучшились: индекс потребительских настроений (ИПН) составил 61,3, что на 3,7 п. больше, чем в марте 2018 года. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине компанией GfK Ukraine. Отмечается, что индекс текущего положения поднялся на 2,3 п. до уровня 58,9. Индекс экономических ожиданий в апреле – на 4,6 п., до отметки 63,0.

Кроме того, уличьшились ожидания украинцев по безработице: показатель индекса ожидаемой динамики безработицы уменьшился на 3,5 п. и составил 130,7. Зато индекс инфляционных ожиданий увеличился на 5,5 п. и составил 188,5.

Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев также улучшились: индекс девальвационных ожиданий опустился на 2,3 пункта, до значения 147,6.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Индекс потребительских настроений – это индикатор измерения потребительской уверенности, определенной как степень оптимизма относительно состояния экономики, который население выражает через своё потребление. Данный индекс был разработан с целью выявления готовности населения тратить деньги. Так, в апреле 2018 года он составил всего 61,3 пункта. До революции 2014 года указанный показатель был на 41 % выше и составлял 86,4 пункта. Его небольшой рост в апреле связан с сезонностью, а не с «экономическими успехами» правительства.

После новогодних и рождественских праздников традиционно начинается период потребительского затишья: все торговцы знают, что февраль–март –«мертвые месяца», потребительская активность восстанавливается к апрелю–маю, что и является причиной небольшого роста потребительских настроений в эти месяцы.

Если посмотреть на ситуацию глобально, в разрезе не 1–2 месяцев, а последних 5 лет, то четко прослеживается тенденция падения объёма покупок – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. В системе розничной торговли за последние 4 года он упал в 3,6 раза:
2013 год – $ 110,6 млрд;
2014 год – $ 75,9 млрд;
2015 год – $ 46,6 млрд;
2016 год – $ 45,4 млрд;
2017 год – $ 30,7 млрд.

Социологические исследования, проведенные по итогам 2017 года, показали, что жизнь украинцев ухудшилась по всем направлениям.
1) Отказ себе в самых необходимых недорогих продуктах увеличился в 2 раза:
2013 год – 4,8 % населения;
2017 год – 9,1 % населения.
2) Нехватка денег на мясо и рыбу (даже через день) возросла с 16,9 % населения в 2013 году до 24,5 % в 2017 году.
3) Нехватка денег на обновление раз в 5 лет гардероба увеличилась с 17,8 % населения в 2013 году до 25,8% в 2017 году.
4) Недостаточность денег на детскую одежду и обувь возросла в 2 раза – с 6,6 % в 2013 году до 12,4 % в 2017 году.
5) Отсутствие средств на оплату ЖК-услуг в 2013 году ощущало 8,4 % украинцев, в 2017 году их число возросло в 3 раза, до 25,3 % населения, несмотря на то, что 60 % населения оформило субсидию.
6) Нехватку средств на обогрев жилья в 2013 году ощущало 11,1 % населения, в 2017 году их количество выросло до 25,6 %.
7) В 2013 году 3,6 % населения имело жилплощадь менее 5 м2 на человека, в 2017 году число таких граждан увеличилось до 4,9 %.
8) Отсутствие средств на медуслуги возросло с 21,2 % населения в 2013 году до 27% в 2017 году.
9) Нехватка денег на медикаменты повысилась с 21,6 % населения в 2013 году до 29,6 % в 2017 году.
10) Отсутствие денег на профобразование в 2013 году ощущало 6,2 % населения, в 2017 году – 8,3 %.
11) Нехватка средств на семейный отдых (1 неделя 1 раз в год) – с 39,6 % населения в 2013 году до 51,7 % в 2017 году.

Кроме того, в 2017 году часть населения Украины не имеет:
 водопровода – 15,1 %;
 ванной или душа – 17,4 %;
 туалета со сливом – 20,6 %;
 телевизора – 1,7 %;
 холодильника – 2,2 %;
 телефона (в т. ч. моб.) – 2 %;
 компьютера – 14 %;
 стиральной машины – 8,5 %;
 автомобиля – 28,5 %.

Как видим, жизнь украинцев за последние 4 года не стала лучше и даже не осталась на прежнем уровне – ее уровень катастрофически сполз вниз по всем направлениям и отраслям; объём расходов, которые могут позволить себе жители Украины, упали в разы, что полностью противоречит заявлениям политиков об улучшении жизни.


НБУ перечислил в бюджет 10 млрд грн своей прибыли

Национальный банк Украины (НБУ) в мае перечислил в государственный бюджет Украины очередной транш своей прибыли за 2017 год в объёме 10 млрд грн. Об этом пишет УНИАН, ссылаясь на данные Государственной казначейской службы.

Всего с начала года Нацбанк перечислил в госбюджет 25 млрд грн своей прибыли. 16 апреля НБУ перечислил в государственный бюджет первый транш прибыли за 2017 год в сумме 15 млрд грн. Перечисление оставшейся суммы – 29, 6 млрд грн – будет осуществляться в полном объёме в течение 2018 года по графику, согласованному с Министерством финансов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Чистые доходы Национального банка в 2017 году составили 65,9 млрд грн. Главный источник – процентные доходы, основную долю которых составили доходы по ценным бумагам и по кредитам, предоставленным банкам Украины. После вычета расходов, связанных с выпуском ценных бумаг, а также обслуживанием кредитов, полученных от МВФ, прибыль к распределению достигла 44,6 млрд грн и подлежит перечислению в государственный бюджет текущего года. Данные деньги направляются Минфину на обеспечение бюджетных расходов (общий фонд) этого года.

В законе о госбюджете–2018 предусматривается, что НБУ в этом году должен перечислить в основную казну страны 50,55 млрд грн (5,5 % от доходной части бюджета), что на 6 млрд грн, или на 12 %, меньше установленной в госбюджете суммы и повлияет на увеличение бюджетного дефицита. Согласно бюджету, плановые поступления прибыли НБУ за май 2018-го должны были составить 15 млрд грн. Однако по состоянию на 21.05.2018 фактические поступления были равны 10 млрд грн, что свидетельствует о возможном увеличении государственного бюджета.

Дополнительным негативным фактором является то, что общий фонд госбюджета за январь–апрель не выполнен по доходам к плану на 26 %, или 88 млрд грн (объём граничного дефицита на 2018 год – 80,6 млрд грн), вследствие чего по итогам января–апреля 2018 дополнительно привлечено в госказну 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ.

На 2018 год совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82 % от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг.  Гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17 % годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает иностранцев идти на риск. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, за счет чего незначительно успокоить инфляцию, обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов, а также усилит долговую нагрузку на бюджет. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов, для которых либерализируют законодательство (закон о номинальном держателе ЦБ), либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств.

Поэтому сегодня выполнение доходной части ставится под сомнение – в результате возможен существенный неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае его эмиссионного финансирования (повышенная инфляция и девальвация).


«Нафтогаз» увеличит цену на газ для промпотребителей

Цена на природный газ для промышленных потребителей в Украине с июня текущего года повысится почти на 10 %. НАК «Нафтогаз Украины» с 1 июня 2018 года увеличит цену на газ, отпускаемый промышленным потребителям на условиях предоплаты, на 8,9 % (на 810 грн) по сравнению с апрелем – до 9 952 за тысячу куб. м (с НДС).

Отмечается, что указанная цена актуальна для потребителей, закупающих газ по предоплате в объёме более 50 тыс. куб. м в месяц при условии отсутствия долгов перед компанией и для 100%-х «дочек» НАК. Для других покупателей цена в следующем месяце возрастет на 8,5 % (на 852 грн) – до 10893 грн за тысячу куб. м (с НДС).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С июня 2018 года НАК «Нафтогаз Украины» установил цены на газ для промышленности в диапазоне от 9952 грн до 10 893 грн за тыс м3. При этом для населения НАК предлагает увеличить цену на газ сверх социальных нормативов с 6 960 грн за тыс. м3 до 10 990 грн за тыс. м3, а с октября 2018 года – до 11 470 грн тыс. м3. Таким образом, «Нафтогаз Украины» предлагает установить для населения Украины, которое потребляет украинский газ, цену на 10–15 % выше, чем для промышленности, которая потребляет импортный газ.

Вопрос с ценой на газ для населения остается открытым, но для принятия решения у правительства осталась неделя, поскольку с 1 июня истекает срок действия постановления Кабмина № 187, которым установлена действующая цена на газ. Если КМУ пойдет на повышение стоимости «голубого топлива», украинцев ждет очередное повышение всех ЖК-тарифов, что на фоне урезания субсидий приведет к еще большему ухудшению платежной дисциплины, росту долгов, кризису неплатежей. коллапсу в ЖК-сфере и массовым протестным движениям.

Если правительство на это не пойдет, его может ожидать ухудшение отношений с МВФ и лишение ожидаемых кредитов. Повышение цены на газ для промышленности – это дальнейший рост цен на потребительские товары и продукты питания, в том числе и социальной группы, которые и без того за последний год выросли до 70 %.

Предложения «Нафтогаза» для промышленности можно считать относительно справедливыми, поскольку данная категория потребляет на 100% импортный газ (млрд м3):
Год —- промышленность —– импорт
2015 —— 12,10 ———– 16,45
2016 —— 11,20 ———– 11,08
2017 —— 9,10 ———– 14,10
Но предложения по цене для населения и ТКЭ, которые потребляют украинский газ, являются абсурдными, необоснованными и грабительскими.
Так, общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
Год ——— потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ———— 19,92
2016 ——— 17,58 ———— 19,12
2017———- 15,80————- 20,80

При себестоимости добычи украинского газа в 2017 году в 2926 грн за 1 тыс. м3 (с налогами) или 1033 грн за 1 тыс. м3 без налогов НАК «Нафтогаз Украины» предлагает продавать его населению по цене до 11 470 грн тыс. м3, т. е. практически в 4 раза дороже (с наценкой в 300%).


ЕК хочет ускорить газовые переговоры Украины и РФ

Заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович пригласил представителей Украины и России для раунда трехсторонних переговоров по транзиту газа после 2019 года. Шефчович отметил, что конструктивное и стабильное сотрудничество между Россией и Украиной в области энергетики «имеет первостепенное значение для Евросоюза».

«В этом контексте я всегда подчеркивал необходимость продолжения долгосрочного транзита российского газа через Украину в ЕС надежным и коммерчески целесообразным способом. Поэтому я обратился к украинским и российским партнерам и пригласил их на трехсторонние переговоры, которые в прошлом оказались эффективными для достижения ощутимых и успешных результатов», – сказал зампредседателя Еврокомиссии.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным НАК «Нафтогаз Украины», в прошлом году транзит российского газа по территории Украины составил 93,5 млрд м³, что на 13,7 % больше, чем в 2016 году, и является рекордной цифрой с момента запуска «Северного потока» в 2011 году. Это позволило Украине заработать, со слов главы НАК Коболева, около $ 3 млрд. Рекордный рост транзита через украинскую ГТС был вызван, прежде всего, возросшим спросом на российский газ со стороны европейских покупателей и ремонтными работами на газопроводе «Ямал – Европа», который проходит через Беларусь и Польшу. И это при том, что в 2017 году поставки газа по «Северному потоку» выросли до 51 млрд м³ и почти сравнялись с объёмами транзита российского «голубого топлива» через Украину в Западную Европу (самый высокий показатель загрузки с момента запуска в эксплуатацию этого газопровода). По данным оператора «Укртрансгаз», в 2017 году из 93,5 млрд м³ 53,4 млрд подали через газораспределительную станцию «Ужгород» в Словакию, откуда далее российский газ транспортируется в страны Западной Европы – Австрию, Германию, Италию. Через остальные ГРС на западной границе Украины газ подается в Польшу, Венгрию, Румынию, Молдавию, Болгарию и Турцию.

Рекордный рост транзита через Украину продемонстрировал, что запланированных мощностей обходных газопроводов может не хватить для того, чтобы прекратить транзит через Украину после 2019 года. Мощности двух ниток строящихся газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток–2» рассчитаны на 86,5 млрд м³. Поэтому в случае сохранения прошлогоднего объёма транзита или его увеличения российской стороне непременно необходимо будет обратиться к украинской – с целью продлить контракт на транспортировку после 2019 года на уровне недостающих экспортных мощностей 10–15 млрд м³. Именно об этом руководитель российского газового монополиста Миллер заявил в прошлом году, добавив, что Россия не имеет намерений прекращать транспортировку своего природного газа через украинскую ГТС после 2019 года. При этом «Газпром» не намерен продлевать действующий контракт с Украиной после окончания срока его действия и ждет предложения от Украины по транзиту после 2019 года.

Желание (или даже уже требование) зампредседателя Еврокомиссии усадить за стол переговоров обе стороны может быть вызвано несколькими причинами. Во-первых, Европа таким образом пытается себя обезопасить и не остаться без «голубого» топлива зимой в результате недоговоренности Украины и России об условиях транзита после 2019 года. Во-вторых, вполне вероятно, что вопрос строительства и запуска газопровода «Северный поток–2» европейцами уже одобрен, теперь они должны выполнить обещанное немецким канцлером во время встречи с российским президентом о необходимости учесть интересы Украины и сохранить возможность использования украинской ГТС. Исполнение этой формальности даст полноправный зеленый свет строителям газопровода начать его полномасштабное строительство, а оставшимся странам (Швеции, Дании) выдать компании Nord Stream–2 разрешения на строительство в своих территориальных водах. Поскольку в строительстве «Северного потока–2» больше всех заинтересована именно ФРГ, ведь именно эта страна станет главным транзитером российского газа в Европу, по сути заняв место Украины, особо церемониться с Киевом никто не намерен. На украинскую сторону будут оказывать мощное давление как со стороны РФ, так и западных партнеров, чтобы она согласилась на максимальные 25 млрд м³, необходимые для покрытия операционных расходов и обеспечение минимальной прибыли компании, управляющей ГТС.


Порошенко подписал закон о сохранении и развитии украинской судостроительной промышленности

Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины о сохранении и развитии отечественной судостроительной промышленности». «Этим законом вносятся изменения в Таможенный кодекс относительно сохранения отечественной судостроительной отрасли. Закон подписан», – заявил П. Порошенко в ходе церемонии открытия ХХIV Международной выставки «Судостроение-2018» и XVI специализированной выставки «Водный транспорт» в среду в Николаевской области.

Президент сообщил, что закон увеличивает до 730 дней (ранее законодательная норма составляла 365 дней) максимальный общий срок беспошлинного ввоза импортной продукции для её переработки на таможенной территории Украины. По словам главы государства, это создаст дополнительные возможности для развития отечественной судостроительной и судоремонтной отрасли, для роста её конкурентоспособности на внешнем рынке. Власть утверждает, что закон будет способствовать развитию водного транспорта Украины, судостроительной и судоремонтной отраслей и созданию рабочих мест за счет увеличения количества заказов на судостроение и судоремонт.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Закон полностью в стиле действующей власти – пафосное, популистическое название и 1 абзац текста самого закона, увеличивающий с 1-го года до 2-х лет срок беспошлинного ввоза продукции для её дальнейшей переработки в судостроении. Безусловно, это позитивный шаг навстречу судостроителям, но не более того: в глобальном масштабе закон не решает всех проблем судостроения в Украине.

Президент Украины Петр Порошенко еще в апреле 2015 года заявлял, что для обеспечения безопасности и обороноспособности Украины в Азово-Черноморском регионе необходимо в кратчайшие сроки разработать и реализовать «Государственную целевую программу развития кораблестроения на период до 2035 года». Прошло три года, но указанная программа так и не была разработана и утверждена, не говоря уже о её реализации.

Основными проблемами развития украинского судостроения является отсутствие льгот по импорту инвестиций и неоправданный размер налоговых ставок, что значительно снижает ценовую конкурентоспособность украинских заводов. Также важным моментом является отсутствие адекватного по стоимости кредитного финансирования. Для судостроения, которое является бизнесом длительных производственных циклов, наличие дешевого финансового ресурса – критический элемент. Стабильный поток государственных заказов мог бы помочь предприятиям выйти из кризиса. Для возрождения судостроительной отрасли Украины необходима комплексная государственная программа её поддержки и развития, в рамках которой будут разработаны свободные экономические зоны и налоговые льготы, что позволит инвесторам беспрепятственно вкладывать средства.

Не играет в пользу судостроения и политическая ситуация в стране. Так, часть заказчиков вообще отказывается сотрудничать с Украиной, мотивируя это нестабильностью и военным конфликтом в стране. Те же заказчики, которые заинтересованы в таком сотрудничестве, требуют от украинских предприятий дополнительных гарантий.

Сегодня для сохранения и развития украинского судостроения жизненно важны:
– разработка и реализация комплексной Государственной программы поддержки развития судостроительной отрасли в Украине;
– создание национального инвестиционного фонда или программы предоставления государственных целевых долгосрочных льготных кредитов для судостроительной отрасли;
– стабильное финансирование государственных заказов (контрактов) и недопущение фактов их замораживания;
– отмена (снижение) пошлин на импорт промышленного оборудования и комплектующих для судостроительной отрасли;
– освобождение судостроительной отрасли от уплаты налога на землю;
– стимулирование инвестиций в развитие судостроительной отрасли путем создания свободных экономических зон и введения налоговых льгот;
– внедрение механизмов защиты внутренней судостроительной промышленности;
– Государственная программа компенсации разницы между рыночной и льготной процентными ставками для судостроительной промышленности;
– содействие государства в реструктуризации долгов предприятиям судостроительной отрасли;
– внедрение на внутреннем рынке льгот для национальных компаний и ограничений для иностранных с целью стимулирования спроса на продукцию национальных судостроителей;
– государственное финансирование и поддержка научно-исследовательских проектов в судостроении и связанных с ним производствах.

Как видим, вместо комплексного решения всех проблем судостроительной отрасли, власть традиционно занимается «латанием дыр» и самопиаром.


Экономика Украины растет уже шесть кварталов подряд – Порошенко

Экономика Украины демонстрирует непрерывный рост на протяжении девяти кварталов. Об этом сказал президент Петр Порошенко в рамках рабочей поездки в Николаевскую область, сообщает пресс-служба главы государства в среду, 23 мая. «Девять кварталов подряд украинская экономика демонстрирует рост 2,1–2,5, а в первом квартале 2018 года украинская экономика растет уже на 3,1%», – сказал глава государства и напомнил о повышении зарплат в стране.

Порошенко подчеркнул, что украинцы не должны ехать заграницу, а зарабатывать «достойные деньги» в Украине. «Принципиальная позиция – украинцы не должны ехать заграницу, а здесь, дома, зарабатывать достойные деньги. И это есть моя политика как президента – решительное поднятие зарплат и пенсий», – заявил Порошенко.

Ранее НБУ изменил методику подсчета объёма частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал в удобную сторону годовые объёмы частных переводов, что обеспечило дополнительный «рост» реального ВВП.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Увеличение номинального ВВП на примере 2017 года было связано исключительно с эмиссионной политикой государства в условиях количественного падения производства (промышленность – -3 %, сельское хозяйство – -2,7 %) и осуществлением существенных внутренних и внешних заимствований.
Такие действия объясняются тем, что в период правления правительства Яценюка – Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга взамен на ВВП варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать существенные выплаты, которые будут зависеть от темпов роста ВВП, фиксируемых Госстатом. Поэтому благодаря манипуляциям с подсчетом номинального и реального ВВП сегодня создаются условия для выплат по ВВП-варрантам внешним кредиторам.

Так, за последние 4 года президентства Порошенко кумулятивный реальный ВВП страны упал на 12,7 %, а номинальный ВВП в долларовом эквиваленте – в 1,7 раза. При этом кумулятивная инфляция оставила + 128 %, девальвация гривны – умножить на 3,3 р. Экспорт ранее основных бюджетоформирующих отраслей сократился до критического уровня (химическая промышленность – минус 61,6 %; металлургия – минус 42,3%; машиностроение – минус 38,6%), что в целом свидетельствует о реальном состоянии экономики.

Кроме того, даже принятый бюджет на 2018 год невозможно назвать бюджетом развития, так как основная часть увеличения расходов выделяется на дотации, субсидии, финансирование силового блока, а не на развитие экономики. В связи с этим выполнение доходной части ставится под сомнение — в результате возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита.

Между тем, по состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. Так, соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40 %, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику. Украине в течение 2019–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд, что существенно увеличивает дефолтные риски государства в будущих периодах.

Сегодняшние политические заявления о росте экономки не соответствуют нынешним реалиям, которые близки к экономической катастрофе. В целом в условиях отсутствия фундаментальных факторов, реальных стратегий, математических моделей развития достичь основной цели – реального роста экономики – невозможно.


Средний размер субсидии в Украине сократился за год более чем в два раза – Госстат

Общая сумма субсидий, предназначенных для компенсации затрат семей на оплату жилищно-коммунальных услуг в Украине, в январе–апреле 2018 года составила 531,4 млн грн, что в 4,5 раза, или на 1 млрд 850,8 млн грн, ниже показателя января–апреля 2017 года. Такие данные обнародовала Государственная служба статистики (Госстат).

По данным Госстата, с начала 2018 года субсидии назначены 764,6 тыс. домохозяйств, что в 2,4 раза меньше, чем за аналогичный период 2017 года.
Средний размер субсидии для компенсации затрат на оплату жилкомуслуг на одну семью в апреле–2018 сократился на 59 % по сравнению с апрелем–2017 и составил 309,8 грн.

Согласно данным статведомства, в апреле–2018 субсидии на оплату жилкомуслуг получали 6,7 млн домохозяйств в Украине, что составляет 45 % от общего количества домохозяйств в стране. Общий годовой Бюджет–2018 на субсидии составляет 71 млрд грн, и, с учетом предстоящих погашений кредитов, маловероятно, что правительство изыщет резервы для его увеличения.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно официальным данным Госстата, по состоянию на конец апреля 2018 года госбюджет перечислил поставщикам услуг 42,45 млрд грн.
Долг перед поставщиками услуг на конец апреля составил 18,97 млрд грн.
Бюджет 2018 года – 71,0 млрд грн
оплачено – 42,45 млрд грн
долг – 18,97 млрд грн
______________________________
остаток – 9,58 млрд грн

На 8 месяцев 2018 года (май–декабрь) на субсидии фактически остается 9,58 млрд грн, или 13,5 % от годового бюджета. Как видим из официальной статистики, по состоянию на конец апреля 2018 года годовой бюджет на субсидии исчерпан на 86,5 %, оставшихся 9,5 млрд хватит в лучшем случае на летний период текущего года.

В отопительный сезон 2018–2019 мы войдем с нулевым бюджетом на субсидии, что чревато отключениями и не предоставлением услуг.  Отсутствие необходимого финансирования правительство старается компенсировать урезанием размера субсидий и их отменой, для чего были приняты изменения в правила предоставления указанных выплат, но субсидиантов настолько много, что эти меры принципиально не решат проблему с нехваткой финансов, хотя многие люди пострадают от правительственных нововведений.

Учитывая уровень долгов населения за ЖК-услуги, который уже превысил 40,0 млрд грн, а к осени увеличится до 50 млрд грн, отсутствие средств на субсидии, а также планы правительства поднять тарифы, в отопительный сезон 2018–2019 годов Украина имеет достаточно высокие шансы столкнуться с крахом жилищно-коммунальной и энергетической систем. В условиях военного конфликта это может иметь крайне негативные и необратимые последствия.


Могерини похвалила Гройсмана за реформы

Европейский союз положительно оценивает ход реформ в Украине. Об этом шла речь во время встречи премьер-министра Украины Владимира Гройсмана и высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в пятницу, 25 мая, в Брюсселе.

«Высокий представитель положительно оценила работу правительства премьер-министра Гройсмана в процессе продвижения реформ и имплементации Соглашения об ассоциации, включая углубленную во всеобъемлющую зону свободной торговли, уже принесло ощутимые результаты для украинских граждан», – говорится в сообщении.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Раннее «Публичный аудит» уже давал свою оценку деятельности правительства Гройсмана за 2017 год, в частности тем «реформам», которыми гордится сам премьер-министр.

1. Потребительская инфляция – 13,7% (2016 – 12,4 %; 2013 – 0,5 %), девальвация – 4 %. Следует отметить, что реальная инфляция в стране выше показателей, которыми оперирует власть. Рост себестоимости всех товаров (по данным производителей) по итогам 2017 года составил 16,6 %, что более объективно отражает инфляционные процессы в стране.

2. Дефицит внешнеторгового баланса – $ 8,6 млрд (2016 – $ 6,4 млрд). Экспорт – $ 53,7 млрд, импорт – $ 62,3 млрд.
Подписание ЗСТ с ЕС принесло потери от утраты российского рынка сбыта за 4 года ориентировочно в размере $ 40 млрд. По объёмам поставок в ЕС Украине в 2017 году удалось вернуться лишь к показателям 2013 года. В целом украинский экспорт в 2017 году в сравнении с 2013 сократился на 32 %, или $ 20 млрд. При этом экспорт в Россию обвалился с $ 15 млрд в 2013 году до $ 4 млрд, а экспорт в страны ЕС за этот период увеличился всего на $ 0,8 млрд.
Также следует отметить изменения товарной структуры украинского экспорта за последние 4 года: доля металлургии сократилась на 4,5 %, машиностроение упало на 2 %, при этом выросла доля экспорта АПК – на 8% (приоритет в экспорте в ЕС – с/х продукция с низкой долей добавленной стоимости). При этом Евросоюз пытается защитить свой рынок от украинского экспорта готовой продукции путем квотирования, антидемпинговых пошлин, сертификации товаров. Установленные Брюсселем квоты на украинскую пшеницу или кукурузу составляют всего 5 % от общего годового объёма экспорта украинскими аграриями данного вида продукции. Основным выгодополучателями от ЗСТ стали компании ЕС, которые, кроме дешевого сырья, получили рынки сбыта для своей готовой продукции (рост импорта товаров с ЕС по итогам 2 лет – 35,3 %, что на 2 % больше темпов роста экспорта с ЕС).

3. Номинальный ВВП – 2,98 трлн грн, или $ 112 млрд (2016 – 2,38 трлн грн, или $ 93,2 млрд; 2013 – $ 180 млрд). Рост номинального ВВП на примере 2017 года был связан исключительно с эмиссионной политикой государства в условиях количественного падения производства (промышленность – -3%, сельское хозяйство – -2,7 %) и существенных внутренних и внешних заимствований.
Такие действия объясняются тем, что в период правления правительства Яценюка – Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга взамен на ВВП-варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать существенные выплаты, которые будут зависеть от темпов роста ВВП, фиксируемых Госстатом.
Именно благодаря манипуляциям с подсчетом номинального и реального ВВП сегодня создаются условия для выплат по ВВП-варрантам внешним кредиторам.
Демонстрация роста реального ВВП в 2017 году на +2,5 % связана с изменением НБУ методики подсчета объёма частных денежных переводов в Украину, в результате чего было ретроспективно пересчитано в удобную сторону годовые показатели частных переводов, что и обеспечило дополнительный «рост» реального ВВП. Разница после пересчета позволила приплюсовать к 2015 году дополнительно + $1,6 млрд, в 2016 году + $ 2 млрд; 2017 – + $ 2,5 млрд.

4. Объём розничной торговли по итогам 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года –
1 159,2 млрд грн ($ 45,3 млрд). Это свидетельствует о падении розничной торговли на 47,5 %, а с учетом инфляционных и девальвационных процессов, данный показатель упал ещё больше.

5. Пенсионная реформа – уменьшение величины оценки одного года страхового стажа с 1,35% до 1,0% заработной платы привело к уменьшению размера пенсий, которую должны были получить украинцы после «осовременивания» (индексации), на 25–30 % (коснулось всех без исключения пенсионеров – 12 млн человек).
Увеличение страхового стажа, необходимого для назначения пенсии, с 15 до 25 лет, а с каждым последующим годом – ещё на год, до достижения отметки в 35 лет, явилось завуалированным повышением пенсионного возраста, а во многих случаях фактически отменило право на пенсионное обеспечение. Это затронуло интересы 15 млн потенциальных пенсионеров.
Средняя пенсия выросла по итогам 2017 года до 2446,0 грн ($ 87), на $ 18 (+25,7 % в долларах или +33,8 % в гривнах) по сравнению с 2016 годом.
При этом средняя пенсия в 2013 году составляла 1526,0 грн ($ 190) – суммарно за последние 4 года её размер уменьшился в 2,2 раза.

6. Медицинская реформа фактически делит медицинские услуги на 2 категории: те, которые будет платить государство, и те, которые не будет (услуги должны оплачиваться за счет пациента). Разделение медуслуг, которые являются составной частью медицинской помощи, на платные и бесплатные, противоречит Конституции Украины и решениям Конституционного суда.
Кроме того, необходимо обратить внимание на объём финансирования отрасли. Так, на 2018 год предусмотрено государственное финансирование системы здравоохранения в сумме 107 млрд грн ($ 3,82 млрд). Напомним, в 2013 году государственное финансирование системы здравоохранения было предусмотрено в сумме $ 8,12 млрд.

7. Средняя з/п выросла по итогам 2017 года до 6900 грн ($ 246,4), на $ 30 (+13,8 % в долларах, или +28,4% в гривнах) по сравнению с 2016 годом. При этом цены на социальные товары за 2017 год выросли от 17 % до 70,5 %.
Напомним, средняя заработная плата в 2013 году составляла 3429 грн ($ 429,2) – суммарно за последние 4 года ее размер уменьшился в 1,75 раза.


Порошенко назвал размер золотовалютных резервов НБУ

Золотовалютные резервы Национального банка Украины на сегодняшний день превышают $ 18 млрд. Об этом заявил президент Петр Порошенко в ходе заседания Национального инвестиционного совета, сообщает пресс-служба главы государства. «Золотовалютные резервы НБУ превышают $ 18 млрд, тогда как на определенный момент в пятнадцатом году они усохли почти до пяти с половиной. Следовательно, за это время они выросли почти в три с половиной раза», – заявил он.

По словам Порошенко, сейчас в Украине действует 82 «стойких и платежеспособных банков», 39 из них – это банки с иностранным капиталом, а 20 – со 100 % иностранным капиталом.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что по состоянию на 01.05.2018 международные резервы (оперативные данные НБУ) составили $ 18,4 млрд (май 2013 –$ 25,2 млрд), что на 617 млн меньше, чем на конец 2017 года. Между тем, чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на начало мая 2018 года составили всего $ 6,6 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд).

о состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составил $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. Критическое соотношение госдолга к ВВП (больше 60 %) – это результат экономической политики, которая проводится с 2014 года. Так, соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40 %, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику.

Украине в течение 2019–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд, для чего правительству необходимо обеспечить приток валютных средств.  Однако МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной ранее взятых обязательств. Кроме того, следует учитывать, что международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3 %) и на длительный срок. Прекращение выдачи Украине новых кредитов от международных организаций повышает суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство страны ищет любые механизмы для получения кредитов, но условия, по которым их предоставляют, повлекут существенное увеличение долговой нагрузки в будущем.

Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочные суверенные рейтинги дефолта эмитента Украины в иностранной и национальной валюте на уровне «B-». Напомним, альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций и ОВГЗ с высокой ставкой купона.

Портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учетной ставки (с 12,5 % до 17 %), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17–17,5 % годовых: интерес у инвесторов вызывает высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам.

Дополнительным негативным фактором является то, что общий фонд госбюджета за январь–апрель не выполнен по доходам к плану на 26 % (88 млрд грн), вследствие чего по итогам упомянутого периода дополнительно привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ.

Согласно принятому госбюджету на 2018 год совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне $ 94,4 млрд (2,746 млрд грн при утвержденном среднегодовом курсе доллара в 29,1 грн), или 82 % от прогнозного ВВП. Планируемое увеличение совокупного госдолга связано с высокими выплатами по ранее взятым обязательствам, негативным внешнеторговым балансом и предстоящими расходами на избирательные кампании.

Кроме того, существенные риски заложены также в банковском секторе. Так, по данным НБУ, на 01.03.2018 кредитный портфель украинских банков составлял 1,113 трлн грн (экв. долл. – $ 42 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом в корпоративном портфеле банков объём неработающих кредитов – 627 млрд грн, или 56,4 %. Высокий уровень проблемных кредитов в банковском секторе свидетельствует о значительных рисках новой волны банковского кризиса.

Сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной –увеличит дефолтные риски страны в связи с увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет Украине генерировать доходы, в счет которых можно было бы погашать внешние обязательства.


Цена на газ для украинцев может вырасти на 60–70 %

Если бы вопрос пересмотра тарифов на газ был бы решен сразу, когда его инициировал МВФ, повышение произошло бы в пределах 10–15 %, заявили в НКРЭ. Приведение цен на газ для населения к рыночному уровню повлечет их увеличение на 60–70 %. Об этом журналистам заявил председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк, передает в пятницу, 25 мая, «Укринформ».

«Сейчас пересмотр составляет +60–70 %», – доложил руководитель НКРЭКУ. По его словам, если бы вопрос пересмотра тарифов был бы решен сразу, когда его инициировал МВФ, повышение произошло бы в пределах 10–15 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как известно, ключевыми требованиями МВФ к Украине является создание Антикоррупционного суда и пересмотр цены на газ для населения.
Стоимость газа для населения сегодня правительством Гройсмана привязана к импортному паритету, то есть стоимости газа на немецкой бирже + стоимости доставки этого газа (Германия-Словакия-Украина), по формуле «Дюссельдорф +». Согласно ей, правительство обязано пересматривать цену на газ для населения каждые полгода, в зависимости от изменения котировок на бирже. Это вписано в Меморандум с МВФ 2017 года (пункт 24).
Если сегодня правительство Украины пойдет на поводу у Фонда, цена на газ для населения может вырасти с 6 960 грн до 11 000–11 500 грн за тыс. м3.
Подобное повышение окончательно «добьёт» и без того шаткую систему ЖКХ в Украине.

За последние 4 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги уже стали неподъемными для 60 % населения Украины; в случае же предлагаемого повышения цены на «голубое топливо», ЖК-услуги будут не по карману уже 90% населения, всего 10 % украинцев смогут их оплатить без помощи государства. И это в стране, которая имеет достаточные залежи газа на 100 лет вперед и может полностью покрывать нужды населения своим газом.

Кроме того, на фоне сокращения программы субсидий рост тарифов спровоцирует массовые неплатежи и ещё более интенсивный рост долгов, которые уже превышают 40 млрд грн. Средний долг за ЖК-услуги на каждого жителя Украины (включая детей) на сегодня составляет около 1000 грн, причём, он ежемесячно продолжает расти. На данный момент долг населения не позволяет предприятиям ЖК-сферы нормально работать и предоставлять услуги – все чаще происходят вынужденные отключения, а в случае предполагаемого повышения вся система ЖКХ в Украине просто рухнет, и это может иметь крайне негативные последствия.

В современном мире отсутствие электроэнергии, централизованной подачи воды, тепла, остановка работы канализации или вывоза мусора может спровоцировать настоящий хаос среди населения: остановится транспорт, закроются банки и магазины, исчезнет интернет, телевидение и мобильная связь, начнутся массовые грабежи и мародерство, что в условиях военного конфликта грозит непоправимыми последствиями.

Кроме того, помимо краха системы ЖКХ, который фактически парализует жизнедеятельность всей страны, подобные действия власти однозначно спровоцируют массовые протестные движения, а учитывая настроения в обществе, они вполне могут выйти за рамки мирных. В связи со всем вышеуказанным, позиция власти и МВФ вызывает, как минимум, недоумение. Власть либо полностью оторвалась от реальности, не владеет ситуацией и недооценивают всю степень последствий от такого повышения, либо людей целенаправленно провоцируют на новую революцию.


Большую часть долга «Киевэнерго» «Нафтогазу» должны покрыть киевляне, – КГГА

Из 5 млрд долга «Киевэнерго» «Нафтогазу» за топливо 3,2 млрд – это долги жителей столицы за потребленные тепло и горячую воду. Как подчеркнул Петр Пантелеев, аместитель председателя Киевской городской государственной администрации, вопрос долга экс-поставщиков тепла и горячей воды поставщику «голубого топлива» следует решать в суде, на уровне государства.

По сути, зам мэра повторил слова Кличко: жители столицы не должны лишиться в следующем году тепла и горячей воды из-за долгов «Киевэнерго» «Нафтогазу». А город в лице нового поставщика «Киевтеплоэнерго» не обязан перебирать на себя долги компании, с которой расторгнут договор. Пантелеев подчеркнул, что город передает права на поставки тепла и горячей воды, а также теплосети новому поставщику не потому, что не хочет отдавать долги «Нафтогазу», а потому, что с «Киевэнерго» истек срок договора. Столичная власть, информирует зам мэра, уже обратилась к правительству с просьбой о посредничестве в разрешении конфликта с «Нафтогазом», руковдство которого решило, что столица обязана взять на себя долги «Киевэнерго».

Вместе с тем, Пантелеев отметил, что из 5 млрд грн долга экс-поставщика «Нафтогазу» 3,2 млрд грн – это то, что задолжали киевляне «Киевэнерго» за уже потребленные услуги. А значит, считает чиновник, жители столицы должны продолжить погашать долги перед «Киевэнерго». Пантелеев напомнил, что, если киевляне погашают долг перед «Киевэнерго», средства автомматически зачисляются на счет поставщикам газа. И это вселяет надежду, что с «Нафтогазом» удастся договориться о поставках газа столице.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В конце 2017 – в начале 2018 года в некоторых областях Украины (Одесская, Днепропетровская, Киевская и др.) происходили отключения газа и тепла на уровне целых населенных пунктов. Сегодня проблема прекращения поставок газа из-за долгов докатилась и до столицы. Киев как самый многонаселенный город Украины имеет и самые большие долги за ЖК-услуги, но это проблема далеко не только столицы – рост долгов характерен всем без исключения регионам страны.

В 2015 году задолженность жителей Украины за ЖКУ составляла 11,5 млрд грн. На конец 2017 года долг населения был равен уже 32,3 млрд грн, а на конец марта 2018 года – 42,7 млрд грн, в т.ч.:
 газ – 17,6 млрд грн;
 отопление и горячая вода – 15,5 млрд грн;
 электроэнергия – 4,2 млрд грн;
 содержание дома и придомовой территории – 3,3 млрд грн;
 вода – 1,7 млрд грн;
 вывоз мусора – 0,4 млрд грн.

В разрезе областей долги за ЖК-услуги выглядят следующим образом (*без учета долга по электроэнергии):
Винницкая – 316,8 млн грн;
Волынская – 390,4 млн грн;
Днепропетровская – 5 910,9 млн грн;
Донецкая – 2 957,8 млн грн;
Житомирская – 271,7 млн грн;
Закарпатская – 1 270,7 млн грн;
Запорожская – 2 191,2 млн грн;
Ивано-Франковская – 74,8 млн грн;
Киевская – 2 983,5 млн грн;
Кировоградская – 265,6 млн грн;
Луганская – 1 179,6 млн грн;
Львовская – 1 868,3 млн грн;
Николаевская – 758,9 млн грн;
Одесская – 3 247,9 млн грн;
Полтавская – 1 622,9 млн грн;
Ровенская – 73,5 млн грн;
Сумская – 547,97 млн грн;
Тернопольская – 353,2 млн грн;
Харьковская – 5 453,0 млн грн;
Херсонская – 707,5 млн грн;
Хмельницкая – 306,2 млн грн;
Черкасская – 283,3 млн грн;
Черновицкая – 363,9 млн грн;
Черниговская – 399,8 млн грн;
Киев – 4 739,7 млн грн.
Как видим из приведенных данных, беспрецедентный рост долгов за жилищно-коммунальные услуги наблюдается по всей стране. За 4 года «реформ» финансовые запасы населения иссякли и, как бы правительство не старалось, какие бы новые санкции не выдумывало, платить населению нечем.

Неплатежи – комплексная проблема, связанная с тем, что правительство нарушило баланс между доходами населения и расходами на ЖКУ, который, согласно действующему ЗУ «Про жилищно-коммунальные услуги», должен соблюдаться и всегда соблюдался до 2014 года. Далее, с учетом планов правительства по сокращению субсидий и дальнейшему повышению тарифов, долг населения будет продолжать расти, что в итоге может спровоцировать коллапс в ЖК-сфере и привести к тяжелым последствиям как для населения, так и для страны в целом.


Украина сократила госдолг до $ 77 миллиардов

Совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины в апреле сократился на 0,41%, или на $ 0,32 млрд – до $ 77,05 млрд. Об этом сообщается на сайте Министерства финансов. В национальной валюте госдолг сократился на 1,59%, или на 32,62 млрд грн, – до 2,02 трлн грн. В апреле государственный долг сократился на 1,36% – до 1,749 трлн грн (в долларах – на 0,18%, до $ 66,67 млрд), в том числе внешний – на 1,9%, до 1 млрд грн (в долларах – на 0,73%, до $ 38,22 млрд).

Гарантированный государством долг в апреле сократился на 3,03% – до 272,24 млрд грн (в долларах – на 1,87%, до $ 10,38 млрд), в том числе внешний – на 3,19%, до 258,54 млрд грн (в долларах – на 2,03%, до $ 9,86 млрд). Основная сумма госдолга номинирована в долларах – 41,35%, еще 31,93% – в гривне, 17,66% – в SDR, 7,9% – в евро. Менее 1% госдолга номинировано в канадских долларах и иенах.

Официальный курс гривны, по которому Минфин рассчитывает долг, в апреле укрепился до 26,23 грн/долл. с 26,54 грн/долл., или на 1,18%, тогда как к концу 2017 года он составлял 28,07 грн/доллар. По данным Минфина, сокращение государственного и гарантированного государством долга обусловлено плановым погашением части внешних обязательств и укреплением курса гривны в отчетном периоде.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С начала года совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг в долларовом выражении увеличился на 0,97%, или на $ 0,74 млрд – до $ 77,05 млрд, при этом в гривне – снизился на 5,64%, или на 120,7 млрд грн. По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составлял $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72% от номинального ВВП. Критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60%) – это результат экономической политики, которая проводится с 2014 года. Так, соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 год колебалось в диапазоне 36–40%, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику.

Правительство Гройсмана стало активным заемщиком на внутреннем и внешнем рынках. С 2016 по 2017 год общий госдолг увеличился с $ 65,5 млрд до $ 76,3 млрд. При этом за два года правительство Гройсмана одолжило на внешних рынках $ 5,5 млрд, в то время, как за период с 2010 по 2014 внешние заимствования составили только $ 4 млрд. В период правления правительства Яценюка–Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга, взамен на ВВП варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать выплаты дважды в год в период между 2021 и 2040 годами, причем сумма выплат будет определяться темпами роста ВВП Украины. Благодаря манипуляциям с подсчетом номинального ВВП, сегодня создаются условия для выплат по ВВП варрантам, вследствие чего списание долгов имеет условный характер.

В бюджете на 2018 год предусмотрено погашение обязательств на 175,7 млрд грн (внутренние – 114 млрд грн; внешние – 61,7 млрд грн). Однако, по данным Минфина, объем обязательных выплат Украины по государственному и гарантированному государством долгу до конца этого года составляет 325,5 млрд гривен, что на 150 млрд грн больше чем заложено в бюджете, вследствие чего ожидается существенное увеличение бюджетного дефицита.
Экономика не может генерировать дополнительные доходы для выплат по долгам, в связи с чем руководству страны остается только реструктуризировать ранее взятые обязательства, или брать новые долги (на более выгодных инвестору условиях), что увеличивает обслуживание долга в будущих периодах.

Украине в течение 2019-2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 27 млрд. Правительству необходимо обеспечить приток валютных средств для погашения ранее взятых обязательств. Между тем, МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств.

Следует также отметить, что международные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) и на длительный срок. Прекращение выдачи новых кредитов от международных организаций Украине повышает суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство страны ищет любые механизмы для получения кредитов, однако условия, по которым их предоставляют, приведут к существенному увеличению долговой нагрузки в будущем.

Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочные суверенные рейтинги дефолта эмитента Украины в иностранной и национальной валюте на уровне «B-». Альтернативным механизмом для привлечения внешних кредитов стало размещение Украиной еврооблигаций и размещение ОВГЗ с высокой ставкой купона. Портфельные инвесторы по-настоящему заинтересовались нашей страной только после существенного повышения НБУ учетной ставки (с 12,5% до 17%), которое вылилось в рост доходности ОВГЗ до 17-17,5% годовых. Высокая по европейским нормам ставка по гарантированным государством долгам вызывает у инвесторов значительный интерес.

Дополнительным негативным фактором является то, что общий фонд госбюджета за январь-апрель не выполнен по доходам к плану на 26% (88 млрд грн), вследствие чего по итогам января-апреля 2018 г. дополнительно привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ.
Согласно принятому госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне $ 94,4 млрд (2,746 млрд грн при утвержденном среднегодовом курсе доллара 29,1 грн), или 82% от прогнозного ВВП. Планируемое увеличение совокупного госдолга связанно с высокими выплатами по ранее взятым обязательствам, негативным внешнеторговым балансом и предстоящими расходами на избирательные кампании.

В целом, сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам. Однако в долгосрочной перспективе она увеличит дефолтные риски страны, в связи увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


ЕК ожидает от Украины рыночных цен на газ за 2–3 года

Еврокомиссия выступает за отказ от специальных обязательств по поставке газа населению в Украине, поддерживая при этом защиту уязвимых потребителей. Об этом сообщил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович. «Поскольку действие нынешней системы истекает 1 июня, то после недавних обсуждений мы ожидаем, что Украина предложит прозрачную и эффективную систему, которая может быть реализована в течение следующих двух-трех лет», – сказал он по итогам встречи с премьер-министром Владимиром Гройсманом.

Шефчович также отметил, что для завершения реформы рынка газа крайне важно, чтобы регулятор энергетики (Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг) был полностью работоспособным, эффективным и действительно независимым от политического влияния и конкретных интересов. «Мы надеемся, что новый состав НКРЭКУ продемонстрирует решимость и поможет проводить реформы, обеспечивая равные условия. Любой потенциальный конфликт интересов его членов должен быть предотвращен», – подчеркнул вице-президент ЕК.

Как сообщалось, ранее Кабинет министров продлил действие спецобязательств по продаже природного газа для нужд населения и теплокоммунэнерго по сниженной цене до конца мая 2018 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Украина ранее в рамках сотрудничества с МВФ брала на себя обязательства отказаться от PSO и перейти к рыночным ценам, однако летом и осенью 2017 года отказалась от их выполнения. В настоящее время вопрос цен на газ для населения наравне с принятием закона о Высшем антикоррупционном суде является одним из двух ключевых для возобновления финансирования со стороны Международного валютного фонда, с которым правительство ведет пока безрезультатные дискуссии. Полноценного рынка газа в Украине нет. Добыча газа на 75% сконцентрирована в руках государства (ПАТ «Укргаздобыча») и на 25% в руках олигархов и структур, приближенных к высшим эшелонам власти. Внутренняя транспортировка газа, его распределение и подача, сконцентрирована в руках олигархов. Данная отрасль полностью монополизирована, а все рассказы о рынке – лишь повод для повышения тарифов.

Наших «западных партнеров» интересует цена на газ в Украине по двум причинам. Во-первых, американские и европейские компании заинтересованы в добыче газа в Украине, и высокая цена на него является гарантией их сверх прибыльности. Во-вторых, высокие тарифы способствуют большему наполнению бюджета, из которого потом будут отдаваться взятые у МВФ и ЕС кредиты.
Огромные расходы на субсидии – лишь временное явление, которое, как видим, уже начинает сворачиваться до минимальных размеров.

Повышение цен на газ для населения – настолько больной и непопулярный вопрос, что никто из действующей власти не решается взять на себя ответственность за такое решение. После повышения тарифов в 2015 году, инициатор такого решения А. Яценюк, еще недавно получивший максимальное количество мест в парламенте, моментально стал «врагом украинцев №1», полностью потерял рейтинг и поддержку населения, восстановить которые на смог до сегодняшних дней.

Следующего Премьер-министра, Гройсмана, от судьбы Яценюка спасла массовая раздача субсидий. В первые годы внедрения массовых субсидий людей фактически уговаривали их оформлять, почтовые ящики забрасывали листовками, бланками заявлений, по ТВ постоянно шла соответствующая реклама. Субсидии давали всем без разбору – это отвлекло людей от происходящего и снизило градус протестных настроений.

Но сегодня ситуация становится критической.
1) Большинство людей разочарованы уровнем жизни в стране, не такой они представляли ее себе после революции 2014 года. И для того чтобы выплеснуть свое недовольство им, по большому счету, нужен лишь подходящий повод. В 2015-2016 такого разочарования еще не было, большинство людей еще надеялись на светлое будущее.
2) Никакого нового «джокера» (новых субсидий) в рукаве у власти нет, а значит, негатив от повышения тарифов нейтрализовать нечем.
3) Доверие к власти равно «0», поэтому убедить народ, что «так надо», при помощи «премьера с калькулятором» не получится.
4) Расходы на субсидии сокращаются, для чего уже несколько раз снижались социальные нормы потребления ЖК-услуг, планируются поголовные проверки их получателей (верификация) и введены новые ограничения и причины для отмены субсидий. Поэтому массовой раздачи, как раньше, уже не будет.
5) Увеличение минимальной заработной платы подняло лишь налогооблагаемую часть доходов украинцев. Реальные доходы от этого не выросли, но значительно уменьшились субсидии. А значит, при прежнем доходе, расходы на ЖК-услуги выросли, даже при старых тарифах.
6) Увеличение пенсии в конце 2017 г. пропорционально уменьшит субсидии. С октября 2018 г. пенсионеры увидят, что то небольшое повышение пенсий, которое дали в прошлом году, придется теперь отдать за ЖК-услуги.
7) Ужесточение правил получения субсидии и частые факты ее лишения, а также требования вернуть полученную субсидию, приводят к разочарованию данной системой. В дальнейшем это приобретет еще белее массовый характер.
8) Уровень долгов населения за ЖК-услуги в 42,8 млрд грн говорит о том, что в должниках числится примерно половина всего населения, а каждый должник – это потенциальный протестующий против повышения тарифов, особенно если кто-то предложит списать эти долги.
9) Отсутствие улучшений по качеству ЖК-услуг, степени ответственности поставщиков, сервису, простоте решения спорных вопросов и прозрачности тарифообразования – лишь усиливают негодования людей.

Учитывая основные перечисленные факторы, можно утверждать, что повышение тарифов может стать концом действующей власти. Отсюда и такая нерешительность в этом вопросе с их стороны.