Дайджест 22-28/01/2018

В НБУ назвали размер долга Украины перед МВФ

Обязательства Нацбанка перед Международным валютным фондом составляют $ 7,2 млрд, а обязательства Министерства финансов – $ 4,9 млрд. Совокупные долговые обязательства Нацбанка и Министерства финансов перед МВФ составляют $ 12,1 млрд. Об этом сказал заместитель председателя НБУ Олег Чурий во время информационного дня, посвященного управлению международными резервами Украины.

Как уточнил чиновник, активы Нацбанка составляют $ 18,8 млрд (те, которые входят в валовый резерв). При этом собственные средства НБУ в иностранной валюте составляют почти $ 9,7 млрд.

Как понимать?

По данным Минфина, по состоянию на 30.11.2017 совокупный госдолг составил $ 76,33 млрд (2,046 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год). Основными внешними кредиторами Украины являются: МВФ – $ 14,33 млрд ($ 6,74 млрд – государственный, $ 7,34 млрд – гарантированный государством долг), Международный банк реконструкции и развития – $ 5,37 млрд. Европейское сообщество – $ 3,31 млрд.

В связи с тем, что Украина имеет достаточно большие обязательства перед МВФ, Фонд уже не предоставляет ликвидные денежные средства (доллары, евро), заменяя их СПЗ, которые учитываются в ЗВР. Фактически, МВФ предоставляет только рассрочку по которой насчитывает проценты.

Всего Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. При этом кредиты Украине выдаются на достаточно жестких условиях: поднятие тарифов ЖКХ, сокращение бюджетников, пенсионная реформа (в том числе и через повышение пенсионного возраста), земельная реформа, закрытие либо национализация проблемных банков. Единственная цель, на которую Украина имеет право тратить миллиарды, – это направлять их в золотовалютный резерв, а не развивать экономику. Изымать деньги из золотовалютного фонда можно также только в одном единственном случае – для погашения предыдущих долгов. Плата за реструктуризацию долгов для Украины очень велика (проценты за пользование кредита). В случае дефолта, Украина будет отрезана от внешнего финансирования, что существенно усложнит экономическое управление.

Кроме того, согласно принятому закону про госбюджет на 2018 год, граничный размер совокупного госдолга определен на уровне 2 746,8 млрд грн (госдолг – 1 999,3 млрд, гарантированный – 747,5 млрд грн). Прогнозный размер номинального ВВП на 2018 год составляет 3 332,3 млрд грн. Поэтому максимальное соотношение госдолга к ВВП может составить 82,4%.

Повышение граничного размера госдолга связанно с тем, что по внешним займам Украина должна выплатить в 2018 году $ 11 млрд (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов.

Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец ноября 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,6 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). Кроме того, по расчетам КМУ сальдо торгового баланса вырастет до $ 7,7 млрд (6,9% прогнозного ВВП), который нужно будет финансировать за счет заемных средств.

Следует отметить, что уровень совокупного государственного долга (на 01.12.2017) официально составлял 72% от прогнозированного уровня ВВП. Увеличение данного показателя до 83% является довольно критичным, так как в условиях возможного дальнейшего экономичного падения, ресурсы для возврата долгов будут уменьшаться, в связи с чем будут увеличиваться дефолтные риски по украинским обязательствам.


Гройсман пояснил, почему упала гривна

В январе 2018 года уменьшился экспорт, в то время как выплаты за границу и отток валюты продолжаются. Об этом заявил премьер-министра Украины Владимир Гройсман в эфире ICTV.

«Было падение, он свободно регулируемый же и зависит от того, например, что в январе идет уменьшение экспорта из Украины. Если идет уменьшение экспорта – меньше валюты поступает в Украину, а есть выплаты, которые мы делаем из Украины», – сказал Гройсман.

По его словам, по вышеуказанным причинам возникает определенный дисбаланс, из-за которого и падает курс гривны. «Но когда все начинает работать абсолютно нормально, когда мы начинаем экспортировать, когда баланс начинаем сохранять, то ситуация уменьшается и все остается в прогнозируемых пределах. В прошлом году было то же самое», – сказал Гройсман.

Как понимать?

Государственная монетарная политика стала сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений, а не доводы премьер-министра про сезонность внешнеэкономической деятельности. Так, с 3 по 10 января 2018 года объём долларовых торгов на межбанке составил $ 849,5 млн. При этом курс на межбанке опустился с 27,85 до 28,43 грн/$ (девальвация – 2%, курс НБУ – 28,32 грн/$).

Так, при отсутствии фундаментальных причин роста курса валют девальвация гривны связана со спекулятивными торгами.
Согласно «Стратегии валютных интервенций НБУ на 2016–2020 годы», валютная интервенция НБУ по единому курсу проводится в случаях, когда необходимо предоставить рынку чёткий курсовой ориентир. При такой интервенции Национальный банк пропорционально удовлетворяет заявленные субъектами рынка суммы по единому определённому обменному курсу гривны к иностранной валюте.

Так, по итогам валютного аукциона 05.01.2011 НБУ удовлетворил 75,7 % заявок на покупку валюты (объём – $ 50,5 млн) при среднем курсе 27,93 грн/$. Такие действия НБУ обозначили ориентиры роста валюты при непогашенном спросе.
Кроме того, покупка НБУ на межбанковском валютном рынке $ 40 млн путем интервенций в форме запроса наилучшего курса дополнительно стимулирует рост курса.

За год международные резервы выросли на 21 % (с 15,5 до 18,8 млрд долл.). Однако это произошло благодаря поступлению финансирования от Международного валютного фонда на уровне около $ 1 млрд, а также размещению валютных ОВГЗ на $ 1,8 млрд. Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) в ноябре 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,6 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). Этого достаточно для того, чтобы преодолеть сезонный спекулятивный спрос.

Кроме того, 10 января 2017 года НБУ провёл количественный тендер по рефинансированию финучреждений, по результатам которого удовлетворил заявку одного банка и выделил ему кредит для поддержания ликвидности на сумму 2,3 млрд грн под 16,5% годовых. При этом НБУ не уточнил, кому именно достался рефинанс, а также не сообщил, на какой срок и под залог каких активов выдан кредит. Как следует из опубликованного на сайте графика проведения тендеров, 10 января рассматривались заявки на рефинансирование сроком до 90 дней. Данные средства могут быть направленны на нагретый валютный рынок, что приведет к еще большей девальвации, так как НБУ не проводит эффективного курсового регулирования.

Ранее, 13 декабря, НБУ предоставил «Ощадбанку», «Укргазбанку» и «Альфа-банку» рефинансирование на общую сумму 4,625 млрд гривен. По данным НБУ, госбанки получили кредиты объёмом 2 млрд грн, «Альфа-банк» – 625 млн грн. Средства предоставлены на срок более 30-ти дней под залог гособлигаций, под 15,5% годовых. После получения рефинансирования банки скупили ОВГЗ по процентным купонам выше, чем необходимо вернуть. Самым привлекательным оказалось первичное размещение долларовых полугодовых ОВГЗ под 5%, что привлекло в госбюджет $ 378,5 млн. Минфин удовлетворил 7 заявок банков.

Следует отметить, что на конец 2018 года КМУ и НБУ прогнозируют курс доллара на уровне 30,1 грн (ориентировочная девальвация составит 15,5 %). Поэтому банки, которые получили рефинансирование и купили за них валютные облигации, получат чистый процентный доход размере 5 %. Кроме того, данные облигации являются очень востребованными, поэтому банки могут их продать на вторичном рынке и зафиксировать прибыль.

Стоит напомнить также, что в 2018 году Украина должна выплатить $ 11 млрд внешним кредиторам – вот почему НБУ осуществляет монетарную политику, целью которой является пополнение валютных резервов для будущих выплат. Результат – девальвация национальной валюты, что необходимо для увеличения налоговых поступлений и поддержки конкурентоспособности экспортёров. Однако в среднесрочной перспективе такая политика приведёт к макроэкономическим дисбалансам (к увеличению инфляционного давления, повышения учётной ставки, уменьшения деловой активности).


Оборот розничной торговли Украины растёт

За 2017 год оборот розничной торговли Украины увеличился на 8,8 %. Наибольший рост зафиксирован в Закарпатской, Одесской и Львовской областях. Товарооборот розничной торговли Украины в прошлом году вырос на 8,8 % по сравнению с 2016 годом. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики.

Как отмечается, оборот розничной торговли в декабре прошлого года по сравнению с ноябрем вырос на 22,2 %, а по сравнению с декабрем 2016 года – на 16,1%. Наибольший рост оборота розничной торговли предприятий в 2017 году зафиксирован в Закарпатской (на 17,2%), Одесской (на 14,1%), Львовской (на 13,5%), Черкасской (на 12,3%), Киевской (на 11,7%) и Винницкой (на 11,0%), областях. Госстат подчеркивает, что данные приведены без учета временно оккупированной территории АР Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции.

Как понимать?

Напомним, в Украине за 11 месяцев 2017 года оборот розничной торговли вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 159,2 млрд грн ($ 45,3 млрд), что свидетельствует о падении розничной торговли на 47,5 % только за соответствующий период. Кроме того, кумулятивная инфляция за этот период составила 13,7 %, а девальвация – 5%, что свидетельствует о еще более глубоком реальном уменьшении розничной торговли.

Поэтому данные Госстата о росте оборота розничной торговли по итогам 2017 г. в сравнении с аналогичным периодом 2016 года на уровне +8,8% (в сравнительных ценах) являются некорректными и имеют манипулятивный характер. Стоит также отметить, что объём розничной торговли, например, за январь–сентябрь 2013 составил 884,2 млрд грн ($ 110,6 млрд), и это при курсе доллара 7,99 грн и годовой инфляции +0,5%. Даная ситуация является результатом неэффективной экономической политики в условиях потери части промышленных регионов и блокады Донбасса, вследствие чего кумулятивный реальный ВВП за 3 года упал на 14%. Индекс потребительских настроений в декабре остался на отметке 60,3 (по шкале от 0 до 200), практически не изменившись в месячном измерении.

В условиях промышленного падения производства (падение за январь–ноябрь 2017 года – 4%), высокой инфляции, блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, уменьшения внутреннего рынка, сокращения кредитования экономики – возникают дополнительные риски дальнейшего продолжения падения реального ВВП.

Итог такой: без осуществления структурных реформ в экономике (прекращение финансового голода предприятий) реальный уровень ВВП в 2017 году может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


Украина увеличила экспорт электроэнергии

Украина в 2017 году увеличила экспорт электроэнергии по сравнению с прошлым годом на 28,6% – до 5,166 млрд кВт-ч.
Об этом 23 января пишет liga.net со ссылкой на статистическую отчетность Министерства энергетики и угольной промышленности. Сообщается, что за 12 месяцев 2017 года в Венгрию было экспортировано 55,2% всей электроэнергии, что составило около 2,85 миллиарда кВт-ч. В Молдову – 1,1 млрд кВт-ч (22 %), в Польшу – 0,895 млрд кВт-ч (17,3 %), Словакию – 0,162 млрд кВт-ч (3,1 %), в Румынию – 0,124 млрд кВт-ч (2,4 %).

Согласно данным министерства, экспорт электроэнергии в декабре 2017 года сократился по сравнению с декабрем 2016 года на 10,6 % – до 458,7 млн кВт-ч. Вся статистика, которой пользуется правительство Украины для демонстрации своих успехов, является краткосрочной – сравнивается текущий год с прошлым, текущий месяц с предшествующим и т. д.

Как понимать?

Вся картина не озвучивается умышленно, поскольку способна испортить все показатели краткосрочного роста и мнимых успехов. По отношению к 2016 году экспорт электроэнергии действительно вырос на 28 %, но в контексте тенденций за последние 7 лет – это далеко не абсолютный рост, а небольшой подъём после катастрофического падения, допущенного действующей властью в 2015–2016 годах.

Украина всегда была экспортёром электроэнергии, при этом объёмы экспорта, начиная с 2015 года, значительно упали:
2011 год – $399,9 млн,
2012 год – $ 574,8 млн,
2013 год – $ 580,2 млн,
2014 год – $ 487,2 млн,
2015 год – $ 150,1 млн,
2016 год – $ 152,1 млн.
11 мес. 2017 года – $ 221,9 млн.

В 2010 году объём экспорта электроэнергии из Украины составлял 4,2 млрд кВт-ч; в 2011 году – 6,4 млрд кВт-ч; в 2012 году– 9,7 млрд кВт-ч. За 4 года (с 2010 по 2013 гг.) Украина увеличила его более чем в 2 раза – мы вышли на показатель в 9,9 млрд кВт-ч в 2013 году. Однако после прихода к власти в Украине «новой команды» за первые 2 года правления объём экспорта электроэнергии сократился почти в три раза, упав до 3,6 млрд кВт-ч в 2015 году. В 2016 году он составил 4 млрд кВт-ч, а в 2017 году – 5,2 млрд кВт-ч.

В 2017 году Украина увеличила экспорт электроэнергии на 28 % по сравнению с 2016 годом, но, если сравнивать с 2013-м, нынешние цифры – это всего лишь 1/2 от прежних объёмов. Поэтому пока говорить о полноценном росте экспорта электроэнергии очень рано.


Коболев поддерживает возобновление закупки газа у России

Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев считает, что закупка российского газа выгодна с точки зрения коммерческой логики, поскольку суд установил цену закупки газа ниже европейской. Об этом он заявил в эфире 5 канала.

По мнению Коболева, не выполнять решение Стокгольмского арбитража по контракту с Газпромом – это выстрел себе в ногу.
«Мы полностью аннулировали 56 млрд долларов, это аннулирование было не просто так. Потому что суд считает, что в будущем контракт существует и половина импортных потребностей – это как раз тот баланс между Россией и Европой, линию которого провел суд. К тому же, он пошел нам на встречу, установив цену ниже европейской. Соответственно, не выполнять такого решения с точки зрения коммерческой логики – это фактически выстрел себе в ногу», – отметил Коболев.

Он пояснил, что сейчас Украине необходимо закупать 10 млрд кубометров газа в год. При этом по решению трибунала минимальный объем закупки российского газа не должен превышать половину годовой потребности Украины.
«Что касается наших обязательств, минимальный объем, который мы должны отобрать по новому контракту – это 4 млрд кубометров. Цена, как на 4 так и на 5 (млрд кубометров), является ниже той цены, которую мы получаем с европейского направления. С точки зрения коммерческой логики, как исполнение решения трибунала, оно является обязательным, так же и получения более дешевого ресурса газа, о котором так часто у нас говорят… и требуют… это решение приобретения является как логическим, так и обязательным», – заявил Коболев.

Как понимать?

Глава НАК «Нафтогаз Украины» при этом сообщил, что цена газа для населения может уменьшиться, если государство будет увеличивать собственную добычу. Прекращение поставок газа из РФ было одной из любимых спекулятивных тем правительства и президента Украины, они не упускали возможности лишний раз поиграть на патриотических настроениях электората.

Январь 20016 года:
«Украина избавилась от газовой иглы России», – Порошенко.

Июнь 20017 года:
«Поставки газа из России подпитывали коррупцию в стране», – Порошенко.
«Поставки российского газа в Украину были частью гибридной войны», – Порошенко.

Сентябрь 2017 года:
«Украина почти 2 года не покупает газ у РФ. Эпоха газового шантажа безвозвратно в прошлом», – Порошенко.

Кроме того, сам НАК «Нафтогаз» очень гордился прекращением импорта газа из России. На сайте компании даже был установлен счетчик, который отсчитывал сколько дней Украина не покупает российский газ, а пропагандистские, подконтрольные власти СМИ, регулярно отмечали полугодия и годовщины «без российского газа».

Поставки газа из РФ действительно могут быт гораздо выгоднее для Украины, чем покупка того же российского газа в Европе, но уже с наценкой европейских трейдеров и посредников. Но как теперь будут смотреть в глаза электорату Президент и премьер, которые делали себе рейтинги на этой популярной теме, а отказаться от российского газа уже не получится? Коболев технично отошел в сторону, назвав цену российского газа привлекательной. Ему, как коммерсанту, а не политику, проще, он всегда сможет объяснить такие действия выгодой для компании, которую возглавляет. А вот политики, спекулировавшие на этой теме, потеряют лицо и поддержку антироссийского электората.

Примечательным является то, что обязательства покупать российский газ возложены на «Нефтегаз» Стокгольмским арбитражем, решением которого так хвасталось правительство и руководство НАКа. Фактически, Стокгольмский арбитраж оставил в силе формулу «бери или плати», обязав Украину ежегодно покупать 5 млрд кубов газа. А как же «газонезависимость»? Как быть с полным отказом от «газа оккупанта»?

Сейчас риторика правительства изменится: для того чтобы выкрутиться из этой патовой ситуации, больно бьющей по рейтингам, электорату начнут показывать таблички и цифры, подтверждающие, что российский газ покупать выгодно. Хотя еще пару месяцев назад эти люди говорили совсем обратное.

Ценовая политика «Газпрома» для Европы и стран бывшего СССР существенно отличается. В 2017 году для Европы российский газ стоил $ 190-210, в то время как Белоруссия платила за него $ 141 за тыс. м3. Имея нормальные отношения с РФ, и не строя на поставках газа никаких коррупционных схем, Украины могла бы импортировать газ по цене «для стран СНГ» (как Белоруссия) по $ 141. Но учитывая сегодняшние отношения между нашими странами, такая цена вряд В 2016 году Украина покупала газ в Европе по цене от $183 до $202, в то время как «Газпром» поставлял газ в Европу по цене в среднем – $167.

При поставках газа в 2016 году из РФ по цене для Европы, Украина, импортировав 10,9 млрд м3, могла бы сэкономить за год около $280 млн.  Действия сегодняшней власти направлены не на экономию и интересы Украины, а на лоббирование интересов зарубежных кредиторов и кураторов. Поэтому результат Украины за 2017 год в минус $400 млн. «очень радует» Словакию, Польшу и Венгрию, ведь эти деньги достались их компаниям и нашим лоббистам. ли будет предложена Украине.


Госдолг Украины перевалил за два триллиона гривен

Прямой государственный и гарантированный государством долг Украины в ноябре 2017 года увеличился на 0,05%, или на $ 0,04 млрд, – до $ 76,33 млрд. Об эом сообщает Минфин. Отмечается, что в национальной валюте госдолг возрос на 0,74%, или на 15,06 млрд грн, – до 2,062 трлн грн.

Как понимать?

С начала года совокупный государственный и гарантированный государством долг в долларовом выражении увеличился на 7,5%, или на $ 5,36 млрд, в гривне – на 6,9%, или на 132,19 млрд грн. В ноябре прямой государственный долг возрос на 0,3% – до $ 65,01 млрд, тогда как гарантированный снизился на 1,4% – до $ 11,32 млрд. Внешний долг в ноябре сократился на 0,4% – до $ 49,06 млрд, тогда как внутренний вырос на 1,6% – до 736,79 млрд грн.

Ранее премьер-министр Владимир Гройсман рассказал, что внешний долг Украины составляет 83% от ВВП. В пересчете на каждого жителя Украины это $ 1800-1900 долга. По состоянию на 30.11.2017 совокупный госдолг составил $ 76,33 млрд (2,046 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2018 год). Общий внутренний долг – $ 27,08 млрд (в т.ч. гарантированный – $ 0,75 млрд). Общий внешний долг – $ 49,25 млрд (в т.ч. гарантированный – $ 10,73 млрд).

Основная сумма госдолга номинирована в долларах США – 42,16%. Еще 30,5% – в гривне. 18,79% – в специальных правах заимствования, а 7,42% – в евро. Кроме того, менее 1% госдолга номинировано в канадских долларах и иенах. Основными внешними кредиторами Украины являются: МВФ – $ 14,33 млрд, Международный банк реконструкции и развития – $ 5,37 млрд, Европейское сообщество – $ 3,31 млрд.

Согласно принятому закону про госбюджет на 2018 год, граничный размер совокупного госдолга определен на уровне 2 746,8 (госдолг – 1 999,3 млрд грн, гарантированный – 747,5 млрд грн). Прогнозный размер номинального ВВП на 2018 год составляет 3 332,3 млрд грн. Поэтому максимальное соотношение госдолга к ВВП может составить 82,4%.

Повышение граничного размера госдолга связанно с тем, что по внешним займам Украина должна выплатить в 2018 году $ 11 млрд. (выплаты по прямому и гарантированному долгу), что будет создавать огромный спрос на валюту на внутреннем рынке, особенно в случае возможных трудностей по дальнейшей реструктуризации долгов. Кроме того, девальвация до 30,1 грн за доллар (определенная параметрами бюджета под конец 2018 года) дополнительно повлияет на увеличение госдолга, номинированного в нац. валюте.

Чистые международные резервы НБУ (международные резервы за вычетом обязательств перед нерезидентами) на конец ноября 2017 года (оперативные данные НБУ) составили всего $ 6,6 млрд (конец 2013 года – $ 15,2 млрд). Кроме того, по расчетам КМУ сальдо торгового баланса вырастет до $ 7,7 млрд (6,9% прогнозного ВВП), который нужно будет финансировать за счет заемных средств.

Следует отметить, что уровень совокупного государственного долга (на 01.12.2017) официально составлял 72% от прогнозированного уровня ВВП. Увеличение данного показателя до 83% является довольно критичным, так как в условиях возможного дальнейшего экономичного падения, ресурсы для возврата долгов будут уменьшаться, в связи с чем будут увеличиваться дефолтные риски по украинским обязательствам. Поэтому финансирование дефицита будет возможным только благодаря дальнейшей эмиссии ОВГЗ, что несет существенные отложенные инфляционные и девальвационные риски, а также препятствует возобновлению кредитования экономики, посредством выдачи кредитов бизнесу.


Нацбанк повысил учётную ставку до 16 %

Национальный банк Украины повысил учетную ставку до 16 % годовых. Об этом в четверг, 25 января, сообщает пресс-служба регулятора. «Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 16% годовых с 26 января 2018», – говорится в сообщении.

По мнению Нацбанка, более жесткая монетарная политика будет способствовать постепенному снижению потребительской инфляции и её возвращению к целевому диапазону в середине 2019 года. «В случае отсутствия существенных признаков снижения инфляционного давления в ближайшей перспективе, НБУ может прибегнуть к дальнейшему повышению учетной ставки для возвращения инфляции к установленным среднесрочным целям», – говорится в сообщении. Также отмечается, что следующее заседание правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 1 марта нынешнего года.

Как понимать?

НБУ фактически признает, что повышение цен раскрутила сама власть непродуманным повышением минимальной зарплаты, блокадой Донбасса и другими действиями, которые усилили инфляцию, и регулятор теперь пытается принять меры, чтобы остудить инфляцию.

Кроме того, в связи с финансированием бюджетных расходов за счёт эмиссии (через ОВГЗ) в стране увеличилась денежная масса (по итогам 2017 года – +9,5 %), что также сказывается на инфляционных процессах. Учётная ставка – один из монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлечённых и размещённых денежных средств. Поэтому снижение учётной ставки – основной инструмент оживления кредитного банковского рынка. Её же повышение свидетельствует о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране.

Следует отметить, что политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией является учётная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны. Кроме того, благодаря её повышению увеличится доходность по депозитам и ОВГЗ. Так НБУ пытается мобилизировать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, тем самым незначительно успокоив инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, поскольку увеличится стоимость заёмных ресурсов.

По данным НБУ, объём средств, привлечённых за счёт размещения ОВГЗ в госбюджет, за январь–октябрь 2017-го составил 27,6 млрд грн (1,382 млрд долл.) – это 85 % бюджетного дефицита на 2017 год. Уменьшая ликвидность и перенаправляя её на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, а соответственно, на создание рабочих мест, отчисление налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся, прибегая к эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.

Специалисты «Публичного аудита» ещё с первой половины 2017 года прогнозировали годовую инфляцию на уровне 14 %, при этом правительство указывало на планку в 6–9 %. Так, по данным Госстата, за январь–декабрь 2017 года уровень инфляции составил 13,7 % (среднегодовая инфляция – 14,4 %). Однако официальные данные немного отклоняются от индексов роста цен, которые более корректно отображают ценовые колебания, чем изменения цен в потребительской корзине, установленной КМУ.

К сведению, рост индекса цен производителей промышленности в годовом выражение (по ноябрь 2017) составил 18,3 %, и это является одним из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. (Индекс цен производителей январь–ноябрь 2017 – 14,7 %), что более объективно отображает инфляционные процессы в стране. Кроме того, девальвация национальной валюты за год составила 5 %, что также должно отобразиться на росте цен. В бюджете на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 7,3 %; пересмотренный показатель инфляции на уровне 8,9 % фундаментально не меняет ситуацию. Однако, как и в прошлом году, в экономике страны не происходят фундаментальные макроэкономические изменения, которые способствовали бы замедлению инфляции.

Во-первых, высокий уровень действующей учётной ставки не позволит инфляции опуститься ниже 16 %. Во-вторых, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн за доллар свидетельствует о девальвации нацвалюты на 10%, а это также дополнительно повлечёт рост цен. В-третьих, в бюджете заложено повышение зарплат на 16,3 %, что в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет на изменение цен. Однозначно, при данных макроэкономичных факторах, отсутствии стратегий восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплатах по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 году (целевой ориентир – 15–18 %).


Украина сократила экспорт стали почти на 18%

Среди экспортных рынков украинской металлопродукции основными остаются страны Евросоюза – 32,3% экспорта и Ближнего Востока – 14,3%. Так, в 2017 году металлургами произведено 18,44 млн т металлопроката (86% от аналогичного периода 2016 г.), из которых экспортировано 79,1% или 14,59 млн т. Для сравнения, в 2016 году доля экспорта была выше и составляла 82,4%. Доля полуфабрикатов в экспорте за 2017 год составила 43,1%, доля плоского проката – 33,1%, длинномерного – 23,8%.
За аналогичный период 2016 г. экспортная доля плоского проката составляла 29,2%, длинномерного – 27%.

Отмечается, что снижение удельного веса длинномерного проката в украинском экспорте объясняется потерей в марте 2017 г. одного из основных производителей – Енакиевского металлургического завода, расположенного на неподконтрольной территории. Среди экспортных рынков украинской металлопродукции основными остаются страны Евросоюза (32,3% экспорта), Ближнего Востока (14,3%) и прочие страны Европы, включая Турцию (14%). В то же время, импортируемая металлопродукция на 38,9% поступает из СНГ, 26,1% из Евросоюза и 25,6% из Азии.

Как понимать?

По итогам 2017 года украинские металлургические предприятия сократили экспорт продукции по сравнению с 2016-м на 17,6% – до 14,58 млн т. Так, по данным Госстата, кумулятивный индекс промпроизводства за 11 месяцев составил 96,3 %, что свидетельствует об общем сокращении промышленного производства на 3,7 % с начала года. Самое большое падение зафиксировано в Луганской (-31 %) и Донецкой областях (-13,4 %).

Катализатором данного процесса стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, а также захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях. Так, за 12 месяцев 2017 года (по оперативным данным) производство стали упало на 12 % (21,3 млн т), чугуна – 15 % (20 млн т), проката – 14 % (18,4 млн т).

Металлургическими предприятиями, находящимися на подконтрольной территории Украины (без учета деятельности в январе–феврале 2017 г. мощностей на неподконтрольной территории), за 12 месяцев 2017 г. произведено:
 чугуна – 19,56 млн т (99 % от аналогичного периода 2016 г.),
 стали – 20,86 млн т (99,8% от 2016 г.),
 проката – 18,0 млн т (98,5 % от 2016 г.),
что свидетельствует о комплексной проблеме в металлургическом секторе из-за нарушения производственных цепей.

Снижение уровня выпуска основных видов продукции за 2017 год – также следствие несвоевременного и не полнообъёмного обеспечения предприятий сырьевыми материалами, что связано с неудовлетворительной работой «Укрзализныци». В 2007 г. Украина занимала 7 место в мире по объёмам производства стали и третье – по экспорту металла. Даже в 2013–2016 гг. Украина ещё держалась в десятке крупнейших производителей металла. Но уже весной 2017 г. в рейтинге крупнейших производителей стали WorldSteel наша страна опустилась на 13-е место.

Одним из определяющих глобальных факторов в отрасли в 2018 году будет политика Китая по снижению предложения стали и росту спроса. Так, сокращение производства сырья в Китае под давлением экологических инициатив правительства и роста регулятивной нагрузки будет определять волатильность мировых цен на сырьё: коксующийся уголь и руду. Кроме того, остаётся проблема избыточных мощностей (загруженность, по данным World steel association, составляет 70%) что, ведёт к усилению протекционистских мер на развитых региональных рынках, предпринимаемых соответствующими государствами.

Государство не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей отрасли страны, поддерживая (дотируя), прежде всего, предприятия агрокомплекса. Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырьё для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности прямопропорционально отразится на экономике в целом.


Власти предупредили украинцев о резком росте цен на коммуналку и бензин

В 2018 году тарифы на коммунальные услуги в Украине снова вырастут, как и цены на бензин. Об этом в интервью газете «Сегодня» рассказал заместитель главы Национального банка Украины Дмитрий Сологуб.

«Последние сигналы говорят о том, что цены на газ и тепловую энергию в этом году все-таки будут повышены. Мы это прогнозируем, поскольку таково условие программы МВФ. Пока мы ожидаем, что они повысятся на столько, на сколько их должны были поднять в прошлом году, но не подняли. Речь шла о 15–20 %. Хотя цифра может и измениться», – подчеркнул он. При этом Сологуб подчеркнул, что в 2018 году рост цен на бензин тоже продолжится.

«В прошлом году топливо дорожало особенно активно во второй половине года. Это было связано и с повышением мировых цен, и с тем, что у нас в стоимость горючего сразу закладывается курс доллара. Причем, что интересно, мои коллеги, которые делали анализ по топливу, обратили внимание, что, когда растет мировая цена на нефть или доллар к гривне, это практически моментально отражается на внутренних ценах на бензин. Плюс рынок топлива тесно связан с другими рынками. В первую очередь с теми, где есть транспортная составляющая. Что отражается на ценах и на другие товары», – объяснил замглавы НБУ.

Как понимать?

НАК «Нафтогаз», НКРЭКУ, Минтопэнерго, МВФ и НБУ на протяжении последних 6 месяцев так или иначе говорили о необходимости и неизбежности повышения цены на газ. Прогнозы и заявления делались представителями перечисленных организаций в разное время, не зависимо друг от друга, но сходились в том, что повышение будет в пределах до 20 %.
Несмотря на это, Гройсман всячески открещивается от подобных анонсов, утверждая, что цена на газ останется неизменной, ведь в противном случае такое повышение на пороге выборов в ВР и президентских может быть фатальным для БПП, окончательно опустив рейтинг президентской партии.

Для того чтобы избежать роста ЖК-тарифов накануне выборов, отложить повышение на послевыборный период, Гройсман планирует изменить методику расчёта цены на газ, которую сам же ввёл в марте 2017 года. В марте прошлого года Гройсман собственноручно подписал ПКМУ № 187, заявляя, что утверждённая им методика расчёта является верной, справедливой и объективной – сегодня же, под воздействием определённых обстоятельств, таковой её больше не считает.

Так, предлагается внести такие изменения, убрав из действующей формулы:
– стоимость транспортировки природного газа от немецкого газового хаба (NCG) до виртуальной торговой точки на территории Словакии;
– стоимость транспортировки природного газа от виртуальной торговой точки на территории Словакии до западной границы Украины.

Если стоимость доставки газа из Германии в Украину является лишней составляющей формулы, утверждённой Гройсманом в марте 2017 года Постановлением № 187, то кто будет нести ответственность за включение этих «виртуальных затрат» в цену для населения в 2017 году и как правительство предлагает компенсировать гражданам незаконно собранные с них средства? Если же стоимость доставки газа из Германии в Украину является справедливой составляющей тарифа для населения, то почему предлагается её убрать? Также новой методикой Гроймана предлагается изменить период, за который считается средняя цена импортного паритета, с годовой до полугодичной.

Все эти изменения ситуативные, временные – они вызваны текущей политической необходимостью удержать тарифы, а не желанием раз и навсегда навести порядок в данной сфере, установить справедливые тарифы.
Согласно данным МЭРТ, цена импорта газа в 2017 году, по которой считается тариф для населения, составляла от $ 208,38 до $ 252,91 за тыс. м3. Даже если взять только период закачки, как предлагает Кабмин, то получится:
апрель – $232,17;
май – $208,38;
июнь – $213,7;
июль – $214,5;
август – $210,11;
сентябрь – $212,9.

Иными словами, средняя цена будет составлять $ 215,3, что по курсу на тот период (1$=26) равнозначно 5597,8 грн за тыс. м3.
Добавим к этой цене остальные составляющие формулы:
+10 % наценка;
+ 730 грн транспорт (по Украине);
+20 % НДС;
и мы выйдем на конечную цену для населения в 8 265,0 грн. Рост – 18,5 %, что соответствует прогнозам НАК «Нафтогаз» и других организаций.

Предлагаемые Гройсманом изменения не способны надолго удерживать цену на газ – лишь на небольшое время отстрочить повышение, до выборов (и то в случае проведения определённых манипуляций с расчётами). Фундаментально изменить ситуацию с тарифами может только полная отмена привязки тарифов для населения к импортному паритету и возврат к затратному методу. Т. е. коммерческие структуры покупают газ, где хотят и по чём хотят, а население потребляет газ, добытый на территории Украины, оплачивая его стоимость, рассчитанную на основе фактических затрат на его добычу и транспортировку. Однако действующее правительство не пойдёт на такие изменения в тарифной политике, поскольку это противоречит всей их 4-годичной деятельности.


Порошенко в Давосе спрогнозировал рост ВВП Украины на 3,5%

Экономический рост Украины в 2018 году может превысить 3,5%. Об этом заявил президент Украины Петр Порошенко на Всемирном экономическом форуме в Давосе. «Я уверен, что в 2018 году экономический рост должен быть более 3,5% и должен расти», – сказал Порошенко. По словам президента, рост экономики на 2,5%, зафиксированный по итогам первого полугодия 2017 года, является недостаточным.

«Нам необходимо ускорить рост», – подчеркнул Порошенко.

Как понимать?

В конце 2016 года КМУ прогнозировал рост реального ВВП на уровне 3%, инфляцию 8% и безработицу 8,7%. Однако по факту ни один макроэкономический показатель не соответствует прогнозу Кабмина (реальный ВВП – 1,4-1,8%; инфляция – 14%; безработица – 10%). Кроме того, сложившиеся в стране экономические условия – падение промышленного производства (январь–ноябрь 2017 г. – -4%), последствия блокады Донбасса, неблагоприятный инвестиционный климат, снижение мировых цен на сырьевые товары, уменьшение внутреннего рынка, сокращение кредитования экономики (увеличение учетной ставки НБУ до 16%) – создают дополнительные риски продолжения падения реального ВВП в 2018 году.

Под конец следующего года КМУ и НБУ заложили в бюджет ориентир среднегодового курса доллара 29,5 грн (ориентировочная девальвация составит 12%). Сальдо платежного баланса, которое является одним из основных индикаторов измерения ВВП, также ухудшится в 2018 году до -$ 7,7 млрд (6,9% прогнозного ВВП).

Следует отметить, что номинальный ВВП на 2017 год утвержден на уровне 2840 млрд грн. В условиях высокой планируемой инфляции (15%) и девальвации (12%) реальный рост ВВП на уровне 3,5% приведет к росту номинального ВВП к уровню 370,6 млрд грн. При этом утвержденный размер номинального ВВП составляет 3332,3 млрд грн или +17% к предыдущему году.
Ожидаемый рост экономики не покрывает инфляционных, девальвационных и внешнеэкономических рисков, вследствие чего можно ожидать реальное падение ВВП.


2017-й год стал для Украины годом роста инвестиций – Порошенко

«Инвесторы доверяют Украине. И я горжусь, что 2017-й стал годом роста инвестиций в нашу страну. Мы будем и в дальнейшем продолжать сотрудничество с международными партнерами, в частности МВФ. Мир видит, что Украина – важный партнер для инвесторов», – заявил Президент Украины на Форуме в Давосе.

Более 80-ти мировых компаний обратились с просьбой о встрече с президентом Украины Петром Порошенко для обсуждения инвестиционных проектов. Об этом в своем выступлении в «Украинском доме» в Давосе во время Всемирного экономического форума, передает пресс-служба главы государства. «Мы, мое правительство и мой народ, готовы продолжать сотрудничество с МВФ», − подчеркнул Порошенко.

Для продолжения программы кредитования МВФ настаивает на создании антикоррупционного суда, доработке принятой пенсионной реформы, проведении земельной реформы и повышении цены на газ.

Как понимать?

Фактически, за 11 месяцев 2017 года Украина получила $ 2,1 млрд чистых прямых инвестиций (27% – переоформление долга в статутный капитал), тогда как за соответствующий период 2016 года инвестиции составили $ 3,2 млрд (63% – переоформление долга). Следует отметить, что объём прямых инвестиций в 2011 г. – $ 7 млрд; в 2012 – $ 7,2 млрд; в 2013 – $ 4 млрд.

Следует отметить, что прямые инвестиции в 2017 году, без учета операций банков по переоформлению долга в уставный капитал, составили $ 1,4 млрд, что на 15% больше объемов за аналогичный период прошлого года, однако намного меньше прямых инвестиций до 2013 года. Однако данные поступления не соизмеримы с тем оттоком инвестиций, который имел место в период с 2014 по 2016 и составил $ 16,048 млрд.

По данным Госстата, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины (акционерный капитал нерезидентов) по состоянию на 1 июля 2017 г. составил $ 39,719 млрд (25,6% – Кипр, 15,7% – Нидерланды, 11,6% – РФ). Так, по состоянию на 01.01.2014 накопленный объём инвестиций составлял $ 53,704 млрд. Проблема состоит еще в том, что основная часть внешнего корпоративного долга и инвестиций, которые приходят в страну, является недополученной валютной выручкой от внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий (занижение таможенной стоимости при экспорте и т.д), что свидетельствует о неэффективности работы контролируемых органов, которые соблюдают за валютным законодательством, а осевшая на офшорных счетах прибыль от реализации украинской продукции по рыночным ценам возвращается на территорию Украины в виде инвестиций.

Следует отметить, что за последние 3 года объём капитальных инвестиций в долларовом эквиваленте сократился в 2,4 раза (2013 г. – $ 30,9 млрд, 2016 г. – $ 12,5 млрд), которые коррелируются с общим падением номинального долларового ВВП.
Рост иностранных инвестиций является ключевым фактором роста ВВП наряду с потреблением домохозяйств. Однако в условиях сокращения основных отраслей экономики инвесторы не заинтересованы вкладывать в украинскую экономику. В целом, заявленный рост инвестиций не может компенсировать предыдущего оттока. Объём этих инвестиций незначителен для структурного изменения экономической ситуации в целом в Украине.

Всемирный экономический Форум уже давно стал платформой для обсуждения глобальных экономических перспектив и рисков, а также презентации инвестиционных возможностей. Однако Украине пока не удалось добиться реализации своих надежд по привлечению инвестиций через это событие. Очевидно, что для роста экономики нужны инвестиции. Украина традиционно рассчитывает на прямые иностранные инвестиции как ключ к экономическому чуду. Но рассчитывать на существенное увеличение таких инвестиций сейчас не приходится, так как Украина остается слишком рискованной страной для подавляющего большинства иностранных инвесторов. И потребуется еще не один год, чтобы изменить такое восприятие.


Налог на прибыль упразднят ради инвесторов – Порошенко

В Украине будет создана система, которая будет работать на защиту инвесторов и поощрять к инвестированию. Об этом заявил президент Петр Порошенко на «Украинском завтраке» в Давосе, где проходит Всемирный экономический форум, передает пресс-служба главы государства.

Так, по словам Порошенко, планируется внести изменения в налоговое законодательство, по которому будет облагаться только капитал, который будет выводиться из государства. Средства, которые останутся и будут работать внутри страны, от налогов освободят. «Мы планируем внести изменения в налоговое законодательство – заменить налог на прибыль, чтобы стимулировать привлечение инвестиций, но только в случае, когда средства выводятся из Украины. Когда вы инвестируете в Украину – вы не платите налоги», – сказал Порошенко.

Как понимать?

Следует отметить, что сейчас бизнесмены в Украине платят 18% налога на прибыль в конце отчетного периода. При этом после уплаты налога на прибыль, в случае выплаты дивидендов или репатриации, удерживаются дополнительные налоги, предусмотренные налоговым кодексом.

КМУ и Нацсовет реформ уже утвердили законопроект про налог на выведенный капитал. Согласно предложенной модели, налогообложению подлежат средства, которые выводятся из бизнеса. Если путем выплаты дивидендов – то применяется ставка 15%, если другим способом (проценты роялти, финпомощь и т.д.) – 20% или исходя из ставки, предусмотренной двухсторонними конвенциями. При этом средства реинвестируются в бизнес, а прибыль, которая остается в обороте предприятий, не облагается налогом. Также предусматривается, что с 2019 года предпринимателей освободят от уплаты Налога с доходов физлиц (НДФЛ) при выплате дивидендов физлицам.

По данным Госказначейства, за 11 месяцев 2017 года доходы от администрирования налога на прибыль предприятий составили 64,1 млрд грн. Налог на прибыль в общей структуре налоговых поступлений (570,9 млрд грн за соответствующий период) составляет 11,2%. Поэтому резкая отмена данного налога может привести к существенному бюджетному дисбалансу.

По расчетам государственной фискальной службы, бюджетные потери от введения нового налога могут составить около 40 млрд грн, что составит до 50% поступлений от налога на прибыль, предусмотренного в бюджете на 2018 год.

Следует отметить, что доходы государственного бюджета на 2018 год утверждены на уровне 917,8 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год. Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозам роста экономики.  Так, оптимистичный рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы, – 7%, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 10%.

Кроме того, органами законодательной инициативы не определенны компенсаторы уменьшения поступлений, вследствие чего можно ожидать еще большего увеличения бюджетного дефицита. Основными способами замещения поступлений от налога на прибыль могут стать сокращение бюджетных расходов и увеличение поступлений в связи «инфляционным налогом», что продолжит усугублять макроэкономическую ситуацию в стране, вследствие чего экономического эффекта от внедряемого налога не будет.

Перед тем как внедрить новый налог, необходимо проанализировать систему налогов (структуру убытков, динамику переплат и т.д.) и определить, существуют ли объективные предпосылки для замены налога на прибыль при нынешнем состоянии экономики. Кроме того, условием внедрения нового налога должно стать реформирование судебной вертикали и фискальных органов, ведь в существующих условиях замена налога ничего не даст. Так, одним из поводов волнения для бизнеса остаются неправомерные действия фискальных органов, которые смогут доначислять дополнительные 20% от расходных платежей, приравнивая их к выводу капитала (фиктивные сделки). С другой стороны, плательщики налогов будут продолжать оптимизировать налогообложение пользуясь услугами конвертационных центров и упрощенцев.

Поэтому данная законодательная инициатива не решает реальные фискальные, бюджетные и экономические проблемы, связанные с администрированием налога на прибыль. Однако выгодополучателями от данных изменений станут большие прибыльные предприятия (Рошен, МХП и т.д.), которые оптимизируют свое налогообложение при выплате дивидендов и репатриации капитала.


Бюджетники и население за четыре года сократили потребление газа на 25%

За период с 2014 г. по 2017 г. бюджетными учреждениями, объектами теплокоммунэнерго и населением уменьшено потребление газа на 25% или 6,02 млрд кубометров. Об этом информирует пресс-служба Госэнергоэффективности. Председатель Госэнергоэффективности Сергей Савчук отметил, что местная власть должна активно внедрять проекты по утеплению жилых и бюджетных зданий, установке твердотопливных котельных, биоТЭЦ и других объектов «чистой» энергетики, ведь это выгодная инвестиция для каждого города или села.

Как пояснил Савчук, благодаря успешной реализации финансовой децентрализации местные бюджеты постоянно увеличиваются: в 2017 г. доходы местных бюджетов выросли по сравнению с 2016 г. на 45,4 млрд грн и составили 192 млрд гривень. Ежегодно увеличиваются также остатки на казначейских счетах органов местного самоуправления. Например, по состоянию на 1 января 2017 года эти суммы составили 47,7 млрд грн, а на 1 января 2018 года – 53,9 млрд гривень.

«Часть этих средств может быть использована, например, на финансирование местных программ удешевления «теплых кредитов. Благодаря государственной и местной поддержке население и ОСМД имеют мощный стимул к энергоэффективности, ведь получают двойное (тройное) возмещение своих расходов при утеплении жилья», – убеждены в ведомстве.

Как понимать?

Госэнергоэффективность, равно как и другие представители власти, занимаются грубыми манипуляциями, пиаром и самовосхвалением на пустом месте. Пресс-служба данной организации подала новость таким образом, что у наивного читателя может сложиться мнение, что сокращение потребления газа на 1/4 является заслугой данного агентства, но это далеко не так.
Потребление газа населением и бюджетниками и вправду сократилось, но не благодаря работе Фонда энергоэффективности, не благодаря децентрализации или «теплым кредитам», как это пытается подать в статье председатель фонда С. Савчук.

Потребление газа сократилось в 2015 году в результате потери Крыма и части территорий на Донбассе – вот основная и единственная причина сокращения потребления. Украинцев стало меньше, территория стала меньше, абонентов, потребляющих газ, стало меньше – вот и экономия на 25%, но это далеко не позитивная тенденция и гордится тут нечем.
Динамика потребления газа населением (с ТКЕ):
2013 – 22,8 млрд м3;
2014 – 22,5 млрд м3;
2015 – 17,16 млрд м3;
2016 – 17,58 млрд м3;
2017 – 17,50 млрд м3.

Приведенная выше динамика объемов потребления газа подтверждает тот факт, что сокращение потребления произошло одномоментно в 2015 году, в результате потери территорий, которые в предшествующие года учитывались при расчете общего потребления газа по стране. Далее, с 2015 по 2017 годы, сокращения потребления не было, что говорит о бесполезности и бездеятельности Фонда энергоэффективности в данном направлении, а также о том, что данная организация пытается делать пиар на пустом месте, и рапортует о заслугах и успехах, которых в реальности нет.

Что касается «теплых кредитов», которыми так гордится правительство и Фонд энергоэффективности, то за 4 года выдано 400 тыс. микрокредитов (в среднем по $ 450) в 42-х миллионной стране. Это много? Нет. Это меньше 1% (0,95%) воспользовавшихся программой за 4 года ее существования. Остальные 99% населения проигнорировали правительственную программу.

Общая сумма за 4 года – 5 млрд грн. Это много? Нет. По расчетам вице-премьер-министра, министра регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадия Зубко, для модернизации всего жилого фонда Украины нужно около 30 млрд евро (900 млрд грн)!! Вот и выходит, чо с 2014 года, благодаря правительственной программе «Теплые кредиты», Украина приблизилась к полной энергоэффективности на 0,55% (5 млрд грн из 900 млрд грн). С такими темпами и программами Украина станет энергоэффективной через 181 лет, к 2198 году.

Кроме того, следует обратить внимание правительства на то, что при замене газовых котлов на более современные и экономные (что является позитивным шагом со стороны населения и должно всячески стимулироваться) газопоставляющие организации взымают (требуют) с населения плату за согласование проектной документации и эскизов, в размере 10 000–20 000 грн, что зачастую превышает стоимость самого котла и делает его замену не целесообразной. Расценки на согласование документов правительством не регулируются, что позволяет обл- и горгазам устанавливать их в любом размере и, пользуясь монополией на согласование документов и подключение объекта к газопроводу, безнаказанно грабить население.


Премьер: За отопительный сезон газ не подорожает

Цены на газ в этом отопительном сезоне расти не будут. Об этом написал украинский премьер Владимир Гройсман у себя в Twitter. По его словам, новая формула ценообразования на газ должна учитывать социальную составляющую. «Мы находимся сейчас в диалоге относительно оптимальной цены на газ. Как и обещал в этом сезоне повышений не будет. Меня интересует не только формула, но чтобы люди были защищены. Один элемент без другого работать не будет», – заявил Гройсман.

Премьер считает, что соцзащита населения должна компенсировать изменение цены на газ.

Как понимать?

Согласно действующей методике расчёта тарифов на газ для населения, голубое топливо не может подорожать «сегодня на сегодня» – его цена меняется 2 раза в год (в апреле и октябре), поэтому в нынешнем отопительном сезоне (до 01.04.2018) газ действительно не подорожает. Поэтому подобными громкими заявлениями Премьер фактически сообщает то, что все и так прекрасно знают.

Людей как раз интересует, будет ли повышение стоимости газа с апреля 2018 года. О таком повышении уже неоднократно заявляли представители МВФ, НБУ, НКРЭКУ, НАК «Нафтогаз», Президент и пр. Вместо ответа на вопрос, который интересует общественность, Гройсман, в своем стиле, рассказал ни о чем, вернее о том, что и так общепонятно. Слова премьера о «социальной защите» хотя прямо и не указывают на рост цены на газ, но подразумевают такое развитие событий. В 2017 году денег, предусмотренных в бюджете на субсидии, не хватило даже после внесения изменений и увеличения расходов до 68,79 млрд грн.

Согласно официальным данным Госстата, за 2017 год субсидий оплачено на общую суму 62,92 млрд грн, долг по субсидиям на конец года составил 25,93 млрд грн. Таким образом, за 2017 год общие расходы на субсидии (с учётом долгов) составили 88,85 млрд грн, что на 20 млрд грн больше, чем было предусмотрено бюджетом 2017 года.

В бюджет–2018 заложили 71 млрд грн, из которых 20 млрд уйдёт на погашение долгов 2017 года и на 2018 год фактически останется 51 млрд грн. Даже при нынешних тарифах на 2018 год потребуется минимум 90 млрд грн (чистых расходов, без учёта долгов), а ввиду предстоящего майского повышения стоимости газа на 18–20% потребность возрастёт минимум до 110 млрд грн.
Поскольку Премьер делает акцент на социальной защите населения, то одновременно с решением о повышении тарифа на газ Гройсман должен, как минимум, внести проект изменений в Бюджет–2018 в части субсидий, а также подать в Верховную Раду предложения о том, где взять недостающие на субсидии 50–60 млрд грн.


Украина заработала $ 18 млрд на аграрном экспорте

По итогам 2017 года экспорт аграрной и пищевой продукции з Украины составил $ 17,9 млрд, что на 16,3% больше, чем в прошлом году. Об этом в пятницу, 26 января, сообщает пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия со ссылкой на замглавы ведомства по вопросам евроинтеграции Ольгу Трофимцеву.

«По результатам 2017 года, экспорт украинских аграрных и пищевых товаров показал очень положительные результаты и составил более $ 17,9 млрд. В прошлом году этот показатель составлял $ 15,5 млрд. На сегодня в общем объеме внешней торговли аграрной и пищевой продукцией доля экспорта составляет 79,4%», – сказала заместитель министра. По словам Трофимцевой, весь внешнеторговый оборот аграрной продукции за прошлый год составил $ 22,6 млрд. Больше всего украинской продукции экспортируется в страны Азии – 42,6%, Евросоюз – 32,4%, страны Африки – 14,2%, страны СНГ – 7,6%, США – 0,4% и другие страны – 2,8%.

Отмечается, что за 2017 год значительно выросли поставки украинских переработанных и пищевых товаров.

Как понимать?

Больше всего аграрии экспортируют зерновые культуры с долей 36,2%, второе место занимают растительные масла – 25,1%, а третье – семена масличных культур – 11,3%. АПК в общей структуре ВВП по итогам 2017 года составил 18% (2013 год – 9%). Рост доли АПК объясняется в основном падением промышленного производства: с конца 2013 года кумулятивный индекс промпроизводства упал на 19,2%, потянув за собой падение ВВП. Также позитивную роль для АПК сыграли удачное международное ценовое образование на агропродукцию и хорошая урожайность.

Сегодня страны ЕС стабильно занимают второе место в региональной структуре нашего аграрного экспорта. По результатам первого полугодия 2017 г. их доля составляла 34,9%. Вместе с тем стоит отметить, что по итогам 2013 года объём экспорта товаров составлял $ 63,3 млрд, а по итогам 11-ти месяцев 2017 г. он составил лишь $ 36,1 млрд, что свидетельствует о существенном сокращение экспорта. Кроме того, дефицит торгового баланса за соответствующий период составил $ 5,7 млрд.

Наибольшую долю в структуре украинского экспорта занимает продукция АПК и пищевой промышленности (41,3%), продукция металлургии (23,0%), машиностроения (11,4%), минеральные продукты (9,4%), продукция химической промышленности (5,0%).
По данным Минагрополитики, украинские аграрии с начала 2016-2017 маркетингового года (06.2016 – 05.2017) экспортировали рекордные 40,11 млн тонн зерновых. В частности, пшеницы отправлено на экспорт 16,54 млн тонн, ячменя – 5,15 млн тонн, кукурузы – 18,19 млн тонн, ржи – 5,4 тыс. тонн.

В Украине дестимулируется развитие переработки в агросекторе. Поэтому выгоднее заниматься экспортом неготовой агропродукции. Но следует отметить, что сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленной стоимости. На ней, в принципе, нельзя много заработать. В условиях, сложившихся в Украине, она еще и импортозависимая. Семена, удобрения, топливо, техника – большинство из этих позиций импортируются. В результате, практически все, что мы зарабатываем, сразу же тратится на закупку всего того, что нужно для выращивания нового урожая.

Кроме того, важно понимать, что любой продукт, который продается на бирже, является очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу экспорта неготовой продукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется. Поэтому сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Государство с аграрно–сырьевой специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед глобальными и локальными вызовами.