Дайджест 22-28/10/2018

S&P подтвердило рейтинги Украины

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «B-/B» со стабильным прогнозом.
По мнению S&P, несмотря на то, что Украина не получала финансирование в рамках программы с Международным валютным фондом с марта 2017 года, новая программа будет одобрена к концу 2018 года.

S&P отмечает, что «стабильный» прогноз по рейтингам Украины отражает ожидания агентства, что действующая программа с МВФ будет досрочно прекращена, но вместо нее будет реализована новая, срок действия которой составит 14 месяцев.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В данных американского агентства S&P долговые обязательства с рейтингом «В-» считаются обязательствами очень низкого качества (в высокой степени спекулятивные) и соответствуют недостаточному уровню кредитоспособности. Прогноз кредитного рейтинга как «стабильный» связан с планами по подписанию к концу года новой 14-месячной программы МВФ Stand-by на $ 3,9 млрд.

Рейтинги страны учитывают слабую внешнюю ликвидность, высокий уровень госдолга, структурные проблемы, в том числе слабый банковский сектор, а также геополитические и политические риски. Низкий кредитный рейтинг связан с тем, что в ближайшие годы Украине предстоит выплачивать значительные суммы в валюте по уже существующим долгам, в то время как общий госдолг Украины составляет $ 75 млрд, или 63 % от прогнозного ВВП.

По данным Минфина, до конца 2018 года Украине необходимо выплатить по внешнему госдолгу $ 1,15 млрд ($ 0,6 млрд – МВФ и ещё – $ 0,55 млрд – по евробондам). В 2019 году выплаты составят $ 10,8 млрд ($ 5,1 млрд – внешние долги, $ 4,9 млрд – внутренние). С учетом того, что внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня Украина остро нуждается в дополнительных заёмных средствах, чтобы не допустить технического дефолта. Для подписания новой программы правительство выполнило все основные требования МВФ: внесло в парламент проект бюджета на следующий год с нереалистичными показателями: 3 % роста ВВП, 7,4 % инфляции, изрезанная социалка; повысило цены на газ для населения на 23,5 % уже с нового отопительного сезона.

Также другие два ведущих рейтинговых агентства мира (Moody’s и Fitch) пока сохраняют рейтинговую оценку Украины на низком уровне Саа3 и B- (крайне недостаточный уровень кредитоспособности). Низкие рейтинги международных организаций свидетельствуют о высоких дефолтных рисках государственного эмитента. Поэтому на рынке заёмного капитала наши ценные бумаги интересуют в основном спекулятивных инвесторов, которые желают получить высокую доходность. Подобные показатели сужают количество заинтересованных инвесторов в отечественном рынке и ведут к удорожанию обслуживания долга.


Порошенко поручил расширить программу субсидий в связи с повышением тарифов на газ

По его словам, от роста тарифов не должны страдать наименее защищенные слои населения.

Президент Петр Порошенко поставил задачу Кабинету Министров расширить программу субсидий в связи с повышением тарифов на газ. Об этом он заявил на встрече по случаю 22-й годовщины создания Счетной палаты Украины, передает РБК-Украина со ссылкой на пресс-службу главы государства.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Порошенко в своих лучших традициях пытается создать видимость непричастности к повышению тарифов на газ.
Якобы правительство Гройсмана, как и в свое время Яценюка, по своей инициативе повышает тарифы, а добрый президент здесь не при чём, зато яро требует защитить население. Однако под меморандумом с МВФ, в который внесли обязательства каждые полгода повышать стоимость голубого топлива, есть и президентская подпись.

О том, что тарифы будут регулярно повышаться, власть узнала не вчера – она сама взяла на себя такие обязательства в начале 2017 года; если бы кто-то из команды нынешних бонз хотел защитить людей, то программа субсидий не урезалась бы на протяжении последнего года, как и не вводились бы новые требования, а также запреты. Субсидии власть имущие массово отобрали, тарифы повысили, а теперь президент якобы вспомнил о людях.

Все наверняка помнят официальные заявления премьер-министра Гройсмана о том, что никто не будет платить за ЖК-услуги более 15 % семейного дохода: данная норма – не его выдумка, а законодательно закрепленная величина, установленная Постановлением ВРУ от 18.03.1999 № 512, которое по сей день никто не отменял. Средняя платежка за все ЖК-услуги в отопительный сезон (при действующих тарифах для небольшой квартиры в 50 м2) составляет 2700 грн, а после их повышения буде равна минимум 3000–3200 грн. Исходя из 15 % дохода семьи, в субсидиях нуждаются все, чей месячный доход ниже 18 000 грн. (15 % от 18 000 грн = 2700 грн), а после их увеличения – все, чей доход является ниже 20 000 грн – 21 333 грн (15 % от 20 000 грн = 3000 грн, от 21 333 грн = 3200 грн).

Согласно данным Госстата, средний доход домохозяйства в Украине (которое состоит в среднем из 2,58 человек) равен 9 165 грн, или 4344 грн на человека, что более чем в 2 раза ниже, нежели нужно для получения субсидии. Даже в данный момент, при справедливом оказании социальной помощи населению в связи с ростом тарифов, субсидию имеют право получать практически 100 % домохозяйств в Украине, поскольку у всех у них – низкие доходы, которые нарушают пропорцию только 15 % на ЖКУ.

При среднем доходе домохозяйства в 9165 грн и действующих (ещё не повышенных) тарифах размер платежа за все ЖК-услуги не должен превышать 1374 грн, а государство обязано компенсировать разницу субсидиями (в среднем 1326 грн в отопительный сезон, 6 мес.). На 16,3 млн украинских домохозяйств при таком объёме субсидии следует выделить бюджет в 130 млрд грн, и это при нынешних тарифах.

Правительство не готово на это пойти, в связи с чем число получателей субсидий ограничивается искусственными барьерами (долги, виртуальный доход, взрослые дети, наличие транспорта и т. д.). Общий годовой бюджет на субсидии в текущем года – 71 млрд грн (в 2017 году – 68,8 млрд грн, в 2016 году – 40,3 млрд грн), что практически в 2 раза ниже реальной потребности (исходя из официальных средних доходов украинских семей). На 2019 год при росте тарифов на ЖК-услуги на 23,5 % бюджет на субсидии должен составлять минимум 150 млрд грн в год – тогда люди смогут получить должную социальную помощь. Однако проект бюджета на 2019 год предусматривает выделение 55 млрд грн (1/3 часть от реальной потребности), в связи с чем украинцам следует готовиться к дальнейшему урезанию социальной помощи на оплату коммуналки и массовым лишениям субсидий, а все заявления Порошенка и Гройсмана о том, что никто не почувствует повышения тарифов и государство всем поможет – популизм чистой воды. Мы это уже проходили в 2015–2016 годах.


С начала года в Украине отремонтировали около 3500 км дорог – Гройсман

Всего за три года построено и отремонтировано около 6500 км дорог.

С начала года в Украине отремонтировали около 3500 км дорог. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман на своей странице в Twitter. Из них – 900 км дорог в 2016 году, 2100 км дорог – в 2017 и около 3500 км дорог – в 2018 году.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно отчёту Государственного агентства автомобильных дорог Украины о выполнении Государственного бюджета Украины за 2016–2017 гг., фактически выполнены работы на 1627,8 км дорожного полотна. В 2016 году – на 712,3 км, из которых 556,3 км автомобильных дорог государственного значения и 156 км – местного.  В 2017 году – на 915,5 км дорог, из которых капитально отремонтировано 11,8 км автодорог государственного значения и 10,2 км – местного; произведено средний ремонт на 589 км автомобильных дорог государственного значения и 156,1 км – местного.

Также по отдельным бюджетным программам развития дорожного хозяйства в 2017 году за счёт средств Госбюджета страны были проведены ремонтные работы на 119,3 км дорожного полотна. Текущий средний ремонт в Винницкой, Львовской и Тернопольской областях – 73,4 км; в Донецкой и Харьковской областях – 30,9 км; в Луганской и Харьковской областях – 15 км.
За счёт кредитных средств международных финансовых организаций осуществлен капитальный ремонт на 28,6 км дорог.
И того мы имеем цифру в 915,5 км дорог за 2017 год.

Возникает вопрос: откуда взялось 2100 км дорог в 2017 году? Цифры, приведенные Гройсманом, не сходятся: по результатам 2016-го – на 187,7 км, 2017-го – на 1184,5 км. По состоянию на октябрь 2018 г. премьер рапортует о 3500 км отремонтированных дорог. При этом отчётность «Укравтодора» за 2018 год ещё не обнародована. По всей вероятности, Гройсман заявляет о ремонтных работах по всей Украине, в т. ч. тех, которые происходили за счёт средств местных и областных бюджетов.


В Украине вырос оборот розничной торговли

В первые девять месяцев 2018 года оборот розничной торговли в Украине вырос на 5,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Об этом свидетельствуют данные, которые во вторник, 23 октября, обнародовала Государственная служба статистики.
Как отмечается, оборот розничной торговли в сентябре 2018 года по сравнению сентябрем прошлого года вырос на 6,9 %.

«Среди регионов наибольший прирост оборота розничной торговли в январе–сентябре 2018 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года наблюдался в Луганской (на 27,9 %), Донецкой (на 13,7 %), Полтавской (на 11,1 %), Закарпатской (на 11,1 %) и Киевской (на 10,1 %) областях», – говорится в сообщении Госстата.

Ранее сообщалось, что торговый дефицит Украины вырос до $ 5 млрд. В январе–августе 2018 года украинский импорт был на 16,1 % больше, чем годом ранее.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, объём розничной торговли в январе–сентябре 2018 года в фактических ценах составил 659,6 млрд грн, что на 14 % (номинальный рост) больше, чем за аналогичный период 2017 года. Однако с учетом инфляционных и девальвационных процессов в количественном измерении показатели розничной торговли увеличились на 5,5 %.

Между тем, индекс цен производителей, который охватывает все стадии производства (сырье, промежуточные стадии, готовую продукцию), а также сектора (промышленность, добычу, сельское хозяйство), за январь–сентябрь 2018 года составил 12,5 %. Девальвационные процессы за соответствующий период достигли 2 %. С учетом данных факторов (реальные инфляционные и девальвационные факторы – 14,5 %) можно утверждать, что реальный рост объёмов розничной торговли не возможен.

Следует отметить, что в товарной структуре розничной торговли отечественных товаров 81 % занимают продовольственные товары. Так, индекс производства отечественных продовольственных продуктов за соответствующий период снизился на 2 %, вследствие чего сегодняшнее предложение на рынке формируется благодаря увеличению объёмов импорта в страну. В результате данных процессов дефицит торгового баланса за период с января по август 2018 года составил $ 7,2 млрд (6 % ВВП), что на 32 % больше дефицита, нежели за аналогичный период 2017 года. Уже сейчас понятно, что реальные значения дефицита могут достичь к концу года критического значения в $ 10 млрд (8–9 % ВВП), что усилит девальвационное давление на национальную валюту.

Среди главных факторов, которые повлияли на номинальное увеличение покупательской способности за соответствующий период, – увеличение минимальной зарплаты в условиях отсутствия фундаментальных факторов такого роста; девальвационные процессы, связанные с невыполнением доходной части бюджета; наращивание долговой нагрузки за счет ОВГЗ с высокой ставкой купона (учетная ставка – 8 %); эмиссионное финансирование расходов бюджета (денежная база с начала года увеличилась на 20 млрд грн).

Напомним, объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 175,3 млрд грн ($ 46 млрд), что свидетельствует о её падении на 44 % только за соответствующий период, а не росте на 8,8 % (в количественном виде). Кроме того, кумулятивная инфляция за указанный период достигла 13,7 % (индекс цен производителей – 16,6 %), а девальвация – 5 %. Это свидетельствует о более глубоком реальном уменьшении розничной торговли и об отсутствии улучшения потребительского спроса. Объём розничной торговли за 2013 составил 884,2 млрд грн ($ 110,6 млрд) при курсе доллара 7,99 грн и годовой инфляции +0,5 %.

В условиях промышленного падения производства, высокой инфляции, последствий блокады Донбасса, неблагоприятного инвестиционного климата, уменьшения внутреннего рынка, сокращения кредитования экономики возникают дополнительные риски падения реального ВВП.

Поэтому без осуществления структурных реформ экономики (прекращения финансового голода предприятий) реальный уровень ВВП может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


Цена на газ все ещё не рыночная – глава «Нафтогаза»

Рентабельность продаж газа населению после повышения тарифов в «Нафтогазе» оценили в 4,5 %. Несмотря на повышение, стоимость газа в Украине существенно ниже европейской рыночной. Об этом в понедельник, 22 октября, заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, передает «Укринформ».

«Параллельно с процессами в Украине, есть процессы, которые происходят на рынке газа в Европе, которые для нас являются фактически эталоном рыночной цены. На этом рынке недавно произошел существенный рост цены. То повышение, которое сейчас произошло… цена в Украине для населения, однако, существенно ниже европейской рыночной цены газа, которая должна быть в Украине», – сказал он.

Коболев добавил, что «Нафтогаз» приветствует решение правительства относительно повышения цены на газ в Украине, потому что оно важно для продолжения сотрудничества с МВФ, обслуживания внешних долгов. Глава «Нафтогаза» отметил, что пока не видел окончательную версию постановления правительства о повышении цены на газ. Глава правительства и руководитель НАК «Нафтогаз Украины» практически синхронно делают противоречивые заявления.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Гройсман обещает, что тарифы на газ больше не повысятся, а Коболев заявляет, что цена все ещё не рыночная, а поэтому должна повышаться дальше. Разберемся, кто из них говорит правду, а кто – врет.

Стоимость газа для населения сегодня привязана правительством Гройсмана к импортному паритету, то есть, цен на немецкой бирже + стоимости доставки газа (Германия–Словакия–Украина), по формуле «Дюссельдорф +». Согласно ей Кабмин обязан пересматривать стоимость газа для населения каждые полгода, в зависимости от изменения котировок на бирже. Такие условия вписаны в меморандум с МВФ 2017 года (п. 24), который подписали Гройсман, Порошенко, Гонтарева и Данилюк. Вследствие того, что действующая власть дала такие письменные обещания МВФ, Фонд, безусловно, требует их выполнения, из-за чего стоимость голубого топлива для населения повышена в этом году на 23,5 % и будет увеличиваться дальше, ведь 8550 грн – это на сегодня не паритет к цене импорта.

С 1 октября 2018 года «Нафтогаз» продает импортируемый газ промышленности по цене от 13 438 грн до 14 586 грн – данный диапазон цен и является ориентиром для понимания уровня дальнейших цен на газ для населения. До тех пор, пока она будет привязана к импортному паритету, следует ожидать её регулярного роста, несмотря на обещания и заверения Гройсмана или Порошенко в обратном.

Украина является газодобывающей страной с объемом внутренней добычи (20,8 млрд м3), которого полностью хватает для покрытия потребностей населения (11,2 млрд м3) и предприятий ТКЭ (4,6 млрд м3). Поэтому при формировании стоимости газа для населения правительство Украины вполне может отказаться от введенной им же кабальной формулы «Дюссельдорф +», привязав тарифы к себестоимости добычи украинского газа, а не к котировок на немецкой бирже. В результате изменений в методике формирования цены на газ, тарифы на ЖКУ могут быть снижены в 2 раза и тогда действительно перестанут ежегодно повышаться, но Гройсман и Порошенко, ослепленные жадностью и безропотностью населения, добровольно не пойдут на подобные шаги.

Поэтому слова премьера о последнем повышении тарифов для населения являются откровенной ложью, к которой он прибегает не в первый раз.


Кабмин определил 10 крупных объектов для приватизации

В Украине к продаже подготовили 10 больших объектов государственной собственности. Об этом на заседании правительства в среду, 24 октября, заявил премьер-министра Украины Владимир Гройсман. Он также отметил, что продажа имущества будет происходить при участии международных советников.

«Мы утвердили уже 10 объектов большой приватизации, к которым мы будем привлекать лучшие инвестиции. Мы наняли лучших советников, которые будут помогать нам делать инвестиции в государственную собственность», – сказал Гройсман. Премьер-министр также напомнил, что была введена электронная платформа для приватизации малых объектов государственной собственности.

«За несколько месяцев мы провели 203 успешных аукциона. Они были конкурентно проданы. Мы получили в бюджет 280 млн грн. Электронные торги дают среднее повышение стартовой цены в два раза. Наибольший рост в 32 раза», – отметил Гройсман.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Еще в мае месяце текущего года, после вступления в силу нового закона о приватизации, Кабмин утвердил перечень объектов большой приватизации, куда вошло как Центрэнерго, так и ряд других облэнерго и теплоэлектроцентралей, Объединенная горно-химическая компания, угольная компания Краснолиманская, Азовмаш, Турбоатом, Электротяжмаш, Сумыхимпром, Одесский припортовый завод, Запорожский титано-магниевый комбинат, Украгролизинг, Агарный фонд и Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины.

На примере «Центрэнерго» можно показать, что приватизация крупных объектов в нынешней ситуации нецелесообразна и противоречит интересам государства. «Центрэнерго» обеспечивает жизнедеятельность Киевской, Харьковской и Донецкой областей, в состав входят три тепловые электростанции: Углегорская, Змиевская и Трипольская. Суммарная проектная мощность станций составляет 7660 МВт (около 14% от общей мощности электростанций Украины), а выгодное географическое расположение является залогом постоянного спроса на электроэнергию. Исходя из указанного, а также пересмотров тарифов на электроэнергию в течение 2014–2018 годов, финансовые результаты предприятия в последние годы только росли. Если по итогам 2015 года прибыль предприятия составила всего 21,8 млн грн, то в 2016 г. – уже 386,8 млн, а в 2017 г. – 1,89 млрд. То есть за два года имеем рост прибыли в 90 раз.

Похожая ситуация и с 25% акций ПАО «Одессаоблэнерго», которые в этом году хотели продать за сумму около
149 млн грн, хотя в 2017 году такой пакет акций не удалось продать из-за отсутствия предложений за 631,3 млн грн. То есть очевидна невыгодность процесса приватизации по таким объектам для государства.

В 2017 году именно акции облэнерго стали основным наполнителем бюджета в графе приватизации. Так, согласно закону о госбюджете на 2017 год, поступления от приватизации были запланированы в сумме 17,1 млрд грн. Однако, по данным ФГИ, за 12 месяцев 2017 года в бюджет мобилизовано 3,37 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов).

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита (согласно закону о госбюджете – 80,6 млрд грн). По данным ФГИ за 1 полугодие (отчет за 9 месяцев Фондом до сих пор не опубликован, однако весомых продаж государственного имущества в этом периоде не было), от приватизации получено всего 34,6 млн грн (менее 1 % от плана).

Государственная доля в уставном капитале топ-объектов (Турбоатом, Запорожский титано-магниевый комбинат, Азовмаш, Свит ласощив, Центренерго, ТЭЦы – Криворожская, Николаевская, Днепровская, Херсонская) составляет порядка 8 млрд грн (основные средства – 15 млрд грн).

В целом, как уже не раз указывал «Публичный аудит» в своих анализах, приватизация активов во время экономического падения – неэффективное решение, так как активы обесцениваются (приватизация «Укртелекома» в 2011 составила $ 1,3 млрд, 6 облэнерго в 2012 – $ 0,8 млрд). Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет в разрез национальным интересам нашей страны (Центрэнерго, Одесский припортовый завод).


В Украине упало промышленное производство

В Украине объемы промышленного производства в сентябре снизились по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 1,3%. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики Украины.

По данным ведомства, за январь-сентябрь 2018 года к аналогичному периоду прошлого года рост промпроизводства составил 1,8%, в том числе в добывающей промышленности и разработке карьеров – 2%, в перерабатывающей промышленности – 1,6%, в снабжении электроэнергией, газа и кондиционированного воздуха – 2,2%.

Напомним, по итогам августа Госстат сообщал о падении объемов промышленного производства на 0,5%. До этого с начала года промпроизводство выросло. Также сообщалось, что рост промышленного производства в июле в годовом выражении – по сравнению с июлем 2017 года – без учета корректировки на эффект календарных дней ускорился до 2,9% с 2,2% в аналогичном измерении месяцем ранее.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, индекс промпроизводства по итогам сентября 2018 года упал на 1,3% (к аналогичному периоду 2017 года). Следует отметить, что кумулятивное снижение индекса промышленного производства составило с начала года 11,5%, что коррелируется с падением производства основных отраслей экономики: добывающая промышленность – 3%; перерабатывающая промышленность –12%, машиностроение – 23,7%. В целом промпроизводство в Украине в количественном измерении упало с конца 2013 г. на 29,1%, что соответствует общей динамике падения реального ВВП за соответствующий период. В последние годы во многих базовых отраслях промышленности наблюдается падение, вследствие чего страдает в первую очередь украинская экономика. За последние 4 года в горнодобывающей промышленности падение составило 20%, в металлургии – 28,9%, в машиностроении – 40%.

По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь–август 2018 года составил $ 59,4 млрд (27,9% продукции экспортировано), что в 1,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года ($ 91,2 млрд). В связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, за период с января по сентябрь 2018 г. отмечается рост цен на 12,5% (металлургия +8,4%, машиностроение +12%, энергетика +21,6%). Рост данного индекса свидетельствует о падении конкурентоспособности отечественных товаров, а также может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции; таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.

Основные проблемы развития промышленной экономики: отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); высокая налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально – политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; высокая степень износа основных фондов в производстве. Данные факторы отталкивают как внутренних, так и внешних инвесторов вкладывать в промышленность, превращая страну в поставщика дешевого сырья.

При этом нынешняя власть, вместо оптимизации существующих экономических процессов, пытается выжать максимальный результат с нынешней экономической модели, чтобы удовлетворить свои раздутые потребности и сохранить за собой власть.
Поэтому, без осуществления структурных реформ реальный уровень ВВП может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


МВФ требует повысить цены на газ еще на 40% – СМИ

Цена на газ для населения в Украине должна повысится еще на 40%, только так она сравняется с рыночной, как и было утверждено во время переговоров Кабмина с Международным валютным фондом. Об этом в среду, 24 октября, пишет Экономическая правда со ссылкой на источники, знакомые с позицией МВФ.

Отмечается, что рыночная цена рассчитывается на базе импортного паритета – средней цены на импортный газ за определенный период. Эта составляющая в структуре цены на газ для потребителей является наибольшей. Она включает прогнозируемую цену на немецкой газовой торговой площадке (хаб NCG), а также стоимость транспортировки газа от NCG до западной границы Украины через Германию, Чехию и Словакию.

Ранее планировалось поднять тарифы за один раз, теперь же повышение цен распределили на несколько этапов, растянули на один год. Сообщается, что очередные подорожания должны произойти весной 2019 года, тогда цены повысятся на 15%, и осенью 2019 года. Шаг повышения будет зависит также от ситуации на мировых сырьевых рынках.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Не успел Премьер пообещать, что тарифы больше повышаться не будут, как его опровергли, назвав новые требования и сроки следующего повышения. В контексте тарифов, МВФ не требует от правительства Украины ничего нового, а лишь настаивает выполнить то, о чем это Правительство и Президент договорились с Фондом весной 2017 года: чтобы цена на газ для населения Украины была привязана к цене импорта и регулярно актуализировалась, в зависимости от изменения биржевых цен и курса валют.

Помимо МВФ и руководство НАК «Нефтегаза» заявляло, что установленная правительством цена в 8550 грн не является паритетной к импорту и должна быть еще увеличена. С другой стороны, очевидно, что доходы украинцев, их зарплаты, пенсии и социальные пособия, к сожалению, не привязаны к валюте или биржевым котировкам и не актуализируются вместе с ценой газа. С 2013 года (в котором газ для населения стоил 798 грн за тыс. м3) по 2018 год (с учетом последнего повышения до 8550 грн) его стоимость была увеличена правительством суммарно в 10,7 раз. При этом прожиточный минимум за этот же период увеличился всего в 1,57 раза (с 1176 грн до 1853 грн), а средняя пенсия в 1,62 раза (с 1526 грн до 2479 грн). Зарплаты за это время также не показали 10-тикратного роста, они увеличились всего в 2,5 раза, и то далеко не у всех.

Из-за такой катастрофической диспропорции в росте тарифов и доходов, жилищно-коммунальные услуги для большей части населения стали «предметом роскоши». 9% обездоленных, не способных самостоятельно оплатить свои коммунальные счета в 2013 году, всего за несколько лет превратились в 59% (в 2017 году) и превратятся в 90% к концу 2018–началу 2019 года. Всего за несколько лет долги населения возросли более чем в 3 раза: с 11,5 млрд грн (в 2015) до 38,4 млрд грн (в 2018), а с учетом повышения тарифов, к концу отопительного сезона долг составит 50-60 млрд грн.

Такова цена договоренностей власти и МВФ о «импортном паритете» на газ для людей. И если люди продолжать молчать и бездействовать – ситуация не изменится, а будет лишь усугубляться, ведь договоренности остаются прежними, тарифы продолжат расти.


Минфин Украины намерен выпустить евробонды

Министерство финансов Украины намерено осуществить выпуск облигаций внешнего государственного займа, деноминированных в долларах США, сообщили на сайте ведомства 22 октября. Министерство привлекло международные BNP Paribas, J.P. Morgan, Goldman Sachs и Citi для организации серии встреч с инвесторами и Rothschild в качестве финансового советника. Встречи с инвесторами пройдут в Лондоне 23-го и 24 октября, Нью-Йорке – 23 октября и Бостоне – 24 октября.

О старте «road show» (турне перед выпуском ценных бумаг) сообщила 22 октября в Facebook и. о. министра финансов Оксана Маркарова. Украину будут представлять чиновники Минфина, Минэкономразвития и НБУ. Она отметила, что в Лондоне украинскую команду возглавит правительственный уполномоченный по вопросам управления государственным долгом Юрий Буца.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С учетом высоких выплат по госдолгу, Украина намерена привлечь заемный капитал через размещение еврооблигаций. По данным Минфина, до конца 2019 года нашей стране необходимо выплатить по госдолгу $ 15,15 млрд (внешние долги – $ 6,2 млрд). Поскольку внутренних ресурсов для выплат нет, сегодня государство остро нуждается в дополнительных заемных средствах, чтобы не допустить технический дефолт.

Украина выходит на внешний рынок публичных заимствований, дабы привлечь порядка $ 2 млрд. Начало подготовки Минфина к размещению евробондов связано с заявлением МВФ о готовности выделить нам $ 3,9 млрд в рамках новой программы финансирования Stand by. Само заявление МВФ было и нацелено на то, чтобы позволить Украине разместить еврооблигации.

Цель встреч Минфина с инвесторами – увидеть ставки, которые предлагает рынок по разным срокам, но вряд ли ставки по новым выпускам будут сильно отличаться от того, что есть на рынке сегодня. Снижение интереса иностранных инвесторов к активам развивающихся рынков связано с ростом ставок в США (10-летние U.S. Treasury выросли до 3,1 %), а также эскалацией торговых конфликтов.

Поддержку этому выпуску бондов не окажет решение агентства S&P подтвердить долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне – В- (уровень спекулятивных бумаг): то есть, риски Украины остаются высокими, а её платежеспособность за год не улучшилась.

Согласно проспекту эмиссии, часть средств от размещения будут направлены на финансирование выкупа дисконтных еврооблигаций на $ 725 млн, эмитированных 28.08.2018, а также общих бюджетных расходов. Эти деньги Украина привлекла у частных кредиторов в конце августа на 6-месячный срок под эффективную ставку 9,1-9,2 %. Необходимость получения как можно больших средств вызвана желанием Минфина не только профинансировать бюджет с учетом предстоящего сложного предвыборного периода, но и отдать ранее взятые краткосрочные кредиты.

Доходности новых выпусков могут быть на уровне 10 %, что выше текущих котировок по существующим выпускам. Однако финальная цифра также будет зависеть от международной конъюнктуры на момент размещения, в частности, от доходностей казначейских обязательств США, которые служат ориентиром для рынка.

Сейчас Украина сможет привлечь внешний капитал только под высокую ставку, что существенно увеличивает обслуживание долгов, усиливая долговую нагрузку в будущих периодах. При этом, если Украина не сможет погасить или реструктуризировать внешние обязательства, её ожидает технический дефолт, последствия которого приведут к финансовой дестабилизации (отток иностранного капитала, девальвация национальной валюты, закрытие внешних заёмных рынков).


Нацбанк обещает постепенное повышение цен на газ

Новое повышение тарифов на газ в последующие годы будет не таким резким, как в этом году, говорит Смолий.
Национальный банк прогнозирует дальнейшее постепенное повышение цены на газ. Об этом в четверг, 25 октября, сообщил председатель правления НБУ Яков Смолий, передает РБК-Украина.

«Это (установленная Кабмином цена на газ – ред.) еще не уровень импортного паритета. Мы предполагаем, что будет постепенное повышение – не такое резкое, но возможно в следующие годы», – сказал Смолий.

Как сообщалось, с 1 ноября цены на газ для населения вырастут на 23,5 %. В Кабмине необходимость такого решения объяснили угрозой дефолта из-за неподписания соглашения с западными кредиторами.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Ещё один официальный источник подтвердил дальнейшее повышение цен на газ для населения. Основным аргументом власти при повышении тарифов на этот раз стала угроза дефолта: «Если не повысим тарифы – не дадут кредит, а если не дадут кредит, не выплатим прошлый и наступит дефолт».

Правительство ожидает от МВФ очередной кредит в $ 3,9 млрд, часть которого НБУ надеется получить до конца текущего года.
Но ведь совсем недавно, вся страна праздновала победу «Нафтогаза» над «Газпромом» в стокгольмском арбитраже, руководство НАК уже получило и потратило премию в $ 45 млн – почему же не заплатить МВФ из выигранных денег, ведь речь шла о $ 4,62 млрд. Благодаря этому удалось бы и дефолта избежать, и тарифы не повышать.

Тем более, Президент, лично отчитываясь перед народом об успехах в суде, обещал за счет выигранных у «Газпрома» средств снизить тарифы для людей, поскольку, как он утверждал, он убрал из них коррупционную составляющую. Но вот угар от славной победы в Стокгольме прошел, и, вместо снижения цен, украинцам их снова увеличивают, берут кредит из-за угрозы дефолта, для погашения которого в следующем году ещё раз повысят тарифы.

С 2013 года, когда газ для населения стоил 798 грн за тыс. м3, по 2018 год (с учетом последнего повышения до 8550 грн за тыс. м3) стоимость «голубого топлива» возросла суммарно в 10,7 раз, причём, все это время власть брала кредиты у МВФ, от которых жизнь украинцев не стала лучше, а наоборот, существенно ухудшилась.

В 2019 году для получения очередных кредитов цена на газ взлетит до 14 тыс. грн, а после все зависит от курса гривны и биржевых цен на газ. Если гривна обесценится и/или биржевая стоимость газа возрастет, то и тарифы для населения могут достигнуть 20 тыс., 25 тыс. грн за тысячу кубов – и так до бесконечности. Только сами украинцы могут дружно разорвать этот порочный круг. Власть пользуется разобщенностью в обществе, стравливая украинцев друг с другом из-за языка, веры или политических взглядов, но платежки приходят абсолютно всем.


В сентябре госдолг Украины сократился

В сентябре совокупный государственный и гарантированный государством долг Украины сократился на 0,25 %, или на $ 190 млн, до $ 74,66 млрд. Об этом сообщается на сайте Министерства финансов в пятницу, 26 октября.

С начала года совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг в долларовом выражении сократился на 2,16 %, или на $1,64 млрд, в гривне – на 1,35 %, или на 28,91 млрд грн.

Министерство также сообщило, что основная сумма госдолга номинирована в долларах США – 43,56 %, ещё 30,18 % – в гривне, 16,29 % – в специальных правах заимствования, 8,82 % – в евро. Кроме того, менее 1 % госдолга номинировано в канадских долларах и иенах. Официальный курс гривны, по которому рассчитывается долг, в сентябре повысился до 28,2 грн/$1 с 27,48 грн/$1, тогда как к концу 2017 года он составлял 27,8 грн/$1.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минфина, совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг в долларовом выражении составляет $ 74,66 млрд, или 63 % от прогнозного ВВП. Так, критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60 %) – результат экономической политики последних лет. По итогам сентября госдолг сократился на $ 190 млн к предыдущему месяцу и на $ 1,65 мрд к началу 2018 года.

Анализируя макроэкономическую ситуацию, важно указать следующие цифры: дефицит торгового баланса по итогам августа – $ 7,2 млрд, дефицит бюджета – 94 млрд грн, падение индекса промышленного производства – 10 %; рост индекса цен производителей +12,5 %. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Украина сегодня не способна генерировать доходы для осуществления выплат по долгам. Ранее власти погашали внешние обязательства за счет взятия новых займов. При этом МВФ на протяжении года так и не выделил валютные средства нашей стране. Отток капитала с развивающихся рынков и нежелание МВФ сотрудничать с Украиной не позволило Минфину привлечь заемный капитал на внешних рынках.

Поэтому Украине пришлось рассчитываться по внешним обязательствам за счет международных резервов НБУ. Так, по итогам сентября ЗВР уменьшились на $ 592 млн к предыдущему году, и на $ 1,9 млрд к началу года; в условиях высокого дефицита торгового баланса (прогноз на конец года – $ 10 млрд) это приведет к усилению девальвационных процессов в стране. Кроме того, на уменьшение госдолга в долларовом эквиваленте также повлияла девальвация нацвалюты (в сентябре – 3 % к предыдущему месяцу), в результате чего уменьшился долг, который номинирован в гривне.

Экономический спад с начала 2014 года и существенная девальвация гривны привели к стремительному росту отношения государственного долга к ВВП Украины: с 40 % в 2013 до 81 % по итогам 2016 года. Благодаря реструктуризации части долга в 2015 году, а также в связи с манипуляциями при подсчете номинального и реального ВВП (изменение методики НБУ расчета частных денежных переводов) соотношение госдолга к ВВП удалось снизить до 72 % в 2017-м, что, впрочем, остается одним из самых высоких показателей в Восточной Европе. Кроме того, правительства Яценюка–Гройсмана было достаточно активным заемщиком на внешних рынках: за два года одолжили $ 34,7 млрд, в то время как за период с 2010 по 2013 внешние заимствования составили $ 22,3 млрд.

По состоянию на 30.09.2018 внешние заимствования равны $ 47,5 млрд (63% общего госдолга), что в 2,8 раза больше текущего уровня валютных запасов страны. В $47,5 млрд входит $ 9,6 млрд гарантированного государством долга, остальное – это прямой долг Украины в виде еврооблигаций (облигаций внешнего государственного займа) на сумму около $17,5 млрд, а также займов у международных организаций – $ 16,6 млрд (включая еврооблигации, размещенные под гарантии США), другой задолженности – $ 3,8 млрд.

Внутренний долг – $ 27,1 млрд ОВГЗ, или 768 млрд грн, что составляет почти 38 % общего государственного долга. Из них более половины (56 %) – в собственности НБУ (скрытая эмиссия гривны вела к накоплению дисбалансов, которые в итоге обусловливали инфляцию и девальвацию). Около трети ОВГЗ (36 %) – в собственности государственных банков (львиная доля была выпущена для докапитализации этих банков), остальное (всего 8 %) держат коммерческие банки, украинские физлица и юридические компании, а также нерезиденты.

Следует отметить, что Украине в течение 2019–2022 гг. предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешнего госдолга $ 22 млрд. Делать это только за счет внутренних заимствований будет невозможно: на рынке просто недостаточно свободной гривневой и валютной ликвидности.

Поэтому украинские власти ведут переговоры с МВФ о заключении новой программы кредитования, что позволит немедленно получить новый транш. Новая краткосрочная программа Stand-by (ставка – 3,5%, на 14 месяцев, $ 3,9 млрд) заменит соглашение в рамках расширенного финансирования EFF (долгосрочный кредит на 10 лет по ставке 3 %), утвержденной в марте 2015 года.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что страна находится в экономическом кризисе и нуждается в срочной финансовой помощи. Для достижения позитивного результата власти уже приняли решение поднять цену на газ на 23,5 %. Недавнее заявление МВФ о готовности сотрудничать с Украиной в рамках новой программы позволило Минфину привлечь на внешних рынках $ 2 млрд (ставка по 10-летним евробондам – 9,75 %). Сегодня Украина сможет привлечь внешний капитал только под высокую ставку, что существенно увеличивает обслуживание долгов, усиливая долговую нагрузку.

В декабре 2018 года начнется предвыборная президентская кампания, в связи с чем нынешней верхушке необходимы ресурсы для сохранения власти – они будут готовы одалживать средства на любых условиях.


«Нафтогазу» разрешили отключать украинцам тепло за долги

Нацкомиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) дала добро на отключение зимой тепла в домах украинцев, если те задолжают за поставленные услуги.

Согласно условиям Кодекса газотранспортных систем, НАК «Нафтогаз Украины», начиная с 1 декабря этого года, сможет поручать операторам ГРМ (облгазам) отключать теплосети за долги. Отказ перекрывать кран будет трактоваться регулятором не иначе как злоупотребление монопольным положением.

«Нафтогаз» является единственным оптовым поставщиком газа для населения и теплосетей, монополист давно лоббировал для себя такое право. Теперь оно у него есть.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сначала правительство в 10 раз увеличило стоимость газа для населения, в результате чего большинству людей тарифы оказались не по карману, – так накопилось почти 40 млрд грн долгов. Теперь власть решила бороться с должниками, которые стали таковыми из-за антисоциальной политики людей, представляющих государство.

Причём, со стороны «Нафтогаза» борьба с должниками будет вестись не в индивидуальном порядке, ведь НАК не имеет прямых договорных отношений с людьми, а на уровне населенных пунктов и предприятий, которые обслуживают тот или иной населенный пункт.

То есть, если в городе, к примеру, 40 % населения платит, а 60 % являются должниками, при этом предприятие тепловой генерации или поставщик газа, обсуживающие город, имеет долги перед «Нафтогазом», то от газа или тепла могут отключить весь город – и тех, кто платил, и тех, кто нет. Отключение происходит на уровне обслуживающего предприятия, а не индивидуально: ему перестают поставлять газ, в результате чего страдают все без исключения.

Такой подход является неприемлемым, антисоциальным, он противоречит не только законодательству, но и здравому смыслу. Ведь законы запрещает проводить отключения любых ЖК-услуг тем жильцам, которые не имеют долгов, а за незаконное отключение или отказ в предоставлении услуг потребителю полагается компенсация в размере полной стоимости не предоставленных услуг, плюс компенсация материального и морального ущерба. Таким образом, если «Нафтогаз» прекратит поставку газа предприятию ТКЭ, оно прекратит поставку тепла в город, но это не решит, а наоборот, усугубит проблему.

Все потребители без долгов, а таких в зависимости от города может быть 30–70 %, подадут иски к ТКЭ, в результате чего у них добавятся долги перед потребителями за непредоставленные услуги (кроме тех, которые они имеют перед «Нафтогазом»), в результате чего предприятия тепловой генерации обанкротятся окончательно.

Руководство «Нафтогаза» ведет себя так, будто управляет частной лавочкой по продаже мороженного, а не стратегической государственной компанией, от деятельности которой зависят жизни десятков миллионов украинцев. С последствиями такого управления мы можем столкнуться уже этой зимой.