Дайджест 23-29/04/2018

S&P прогнозирует девальвацию гривны до 30,50 грн/доллар в 2020 году

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) прогнозирует дальнейшую девальвацию украинской валюты с последующим укреплением обменного курса до уровня 28,80 грн/доллар к 2021 году. Об этом говорится в пресс-релизе агентства, имеющемся в распоряжении РБК-Украина.

Так, по мнению экспертов, к концу этого года обменный курс составит 29,50 грн/доллар, продолжив увеличение до 30,50 грн/доллар в 2019 году и 29,80 грн/доллар – в 2020 году. Кроме того, в агентстве отмечают, что назначение Якова Смолия на пост главы Национального банка Украины свидетельствует о том, что Центробанк независим от любого влияния, его политика и в дальнейшем будет направлена на реформирование банковского сектора и поддержание финансовой стабильности в стране и снижение инфляции. «Принимая во внимание наши прогнозы относительно девальвации национальной валюты – гривны, что удорожает импорт, а также рост продовольственной инфляции, мы полагаем, что в среднесрочной перспективе инфляционное давление сохранится», – делают выводы эксперты.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Государственная монетарная политика стала сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений. Основными рисками для национальной валюты являются существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд (6,7 % ВВП) и высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга – 82 % ВВП.

Следует отметить, что остатки на корсчетах финучреждений превышают 57,1 млрд грн, что дает спекулянтам гривневый ресурс для попыток раскачать курс. Однако в связи с сохранением учетной ставки на уровне 17 % данная ликвидность будет направлена в другие доходные инструменты. Кроме того, высокие девальвационные риски вызывает политика НБУ по рефинансированию финучреждений, так как данные средства могут быть направленны на нагретый валютный рынок, что приведет к ещё большей девальвации в результате отсутствия эффективного курсового регулирования.

Ранее НБУ предоставил «Ощадбанку», «Укргазбанку» и «Альфа-банку» рефинансирование на общую сумму 4,625 млрд грн. По данным НБУ, госбанки получили кредиты объёмом 2 млрд грн, «Альфа-банк» – 625 млн грн. Средства выделены на срок более 30 дней под залог гособлигаций под 15,5 % годовых. После получения рефинансирования банки скупили ОВГЗ по процентным купонам выше, чем необходимо вернуть. Самым привлекательным оказалось первичное размещение долларовых полугодовых ОВГЗ под 5 % – привлекло в госбюджет $ 378,5 млн.

Украине в течение 2018–2022 гг. предстоят выплаты по погашению и обслуживанию внешних обязательств на сумму в $ 28,7 млрд. Поэтому правительству необходимо обеспечить приток валютных средств, чтобы покрыть ранее взятые обязательства.  При этом МВФ и кредиторы ЕС не проявляют заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной заключенных ранее гарантий.

Следует отметить, что иностранные финансовые организации предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%) и на длительный срок.  Прекращение выдачи Украине новых кредитов повышает её суверенные дефолтные риски. Поэтому руководство страны ищет любые механизмы для получения кредитов, но условия, по которым их дают, обусловят существенное увеличение долговой нагрузки в будущем.

По итогам января–марта 2018 года по размещённым ОВГЗ привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн. При этом срок обращения облигаций на 22,5 млрд грн – меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56 %, что значительно увеличит в краткосрочном периоде объёмы долговых обязательств (обслуживание коротких облигаций может увеличить госдолг в текущем периоде до 3,7 млрд грн). Таким образом, НБУ пытается пополнять ЗВР в условиях временного приостановления валютных траншей от международных кредитных организаций, которые выдавали кредиты под низкие проценты на длительный срок.

Поэтому низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 6,3 млрд – свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нацвалюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.

Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на 2018 год на уровне 29,3 грн за долл. Указывает на девальвацию нацвалюты на 12 %, что является ориентиром для наполнения доходной части бюджета. Поэтому в среднесрочной перспективе курсовым ориентиром будет 30 грн за долл. Однако в условиях наращивания долгов, отсутствии реального, а не декларативного роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей), и существенного дефицита торгового баланса девальвация национальной валюты может существенно ускориться после 2020 года.


В Украине падает промышленное производство

За месяц в Украине сократилось промышленное производство. Так, в марте 2018 года с учетом сезонного фактора оно сократилось на 1,4% по сравнению с февралем текущего года. Об этом в понедельник, 23 апреля, сообщает «Экономическая правда» со ссылкой на Госстат.

При этом по сравнению с мартом прошлого года с коррекцией на эффект календарных дней промышленное производство выросло на 1,6%. В январе-марте 2018 года по сравнению с январем-мартом 2017-го промпроизводство выросло на 2,4%. Рост промышленного производства в феврале 2018 года составил 1,9% по сравнению с февралем 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По итогам 2017 года кумулятивный индекс промышленного производства упал на 2,9% к предыдущему году (к 2013 г. – падение на 19,2%), демонстрируя количественное падение производства. При этом, индекс роста цен производителей, как основной ориентир удорожания товаров, составил 16,6% (потребительская инфляция – 13,7%). По итогам марта 2018 года основное падение было зафиксировано в перерабатывающей промышленности – 2,3% к предыдущему году (металлургия –3,7%, машиностроительство – 2,8%, производство продуктов – 8%).

По данным Госстата, объём реализованной продукции промышленности за январь-февраль 2018 года составил $ 10,6 млрд, что практически в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года ($ 22 млрд).

Существующие тренды свидетельствуют об уменьшении доли промышленности в экономике и переориентации экономической модели на АПК. Однако сельскохозяйственная продукция имеет низкую долю добавленную стоимость, на ней, в принципе, нельзя много заработать. Кроме того, в связи с количественным сокращением производства фиксируется рост цен производителей в промышленности. Так, за период с января по март 2018 г. отмечается рост цен на 6% (металлургия +6,6%, машиностроение +7,3%, энергетика +8,6%).

Следует отметить, что рост индекса цен производителей может стать предвестником более высоких показателей потребительской инфляции. Таким образом, его изменения являются ранним инфляционным индикатором.  Катализатором падения промышленного производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях, а также проводимая монетарная политика государства.

НБУ пытается удержать инфляцию за счет увеличения учетной ставки (17%): повышение учетной ставки повысит доходность по депозитам и ОВГЗ. НБУ также пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение негативно влияет на деловую активность бизнеса, увеличивает стоимость заемных ресурсов. Поэтому, без осуществления структурных реформ экономики (прекращения финансового голода предприятий) реальный уровень ВВП может продолжить падение, а социально-экономическая ситуация в стране будет и дальше ухудшаться.


Киев продлил договор с «Киевэнерго»

Киевский горсовет принял решение о продлении договора с «Киевэнерго» в части использования ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и мусоросжигательного завода «Энергия» до 31 июля 2018 года. Соответствующее решение поддержал 71 депутат, против проголосовало 14, воздержался один. Изначально проект решения предусматривал продление договора до 30 июня, однако в процессе обсуждения было предложено оставить ТЭЦ и завод «Энергию» в пользовании «Киевэнерго» до 31 августа.

«Необходим резерв времени. Сейчас мы не можем гарантировать, что комиссия (НКРЭКУ – ред.) заработает завтра или через неделю (для эксплуатации ТЭЦ компанией Киевтеплоэнерго необходима лицензия НКРЭКУ – ред.).  Учитывая технологическую необходимость, я просил бы рассмотреть продление договоров по ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и заводу Энергия до 31 августа», – сказал во время обсуждения проекта решения профильный заместитель главы КГГА Петр Пантелеев.

В то же время депутаты Киевсовета не поддержали продление договора на четыре месяца и предложили продлить его до конца июля. «Мы не сможем успеть сделать это (перебрать в управление ТЭЦ и “Энергию” – ред.) до даты, которая указана в проекте решения. Два месяца (сверх двух, предложенных в проекте решения) – это дополнительная перестраховка, но один месяц – это критически необходимый минимум», – отметил секретарь Киевсовета Владимир Прокопив. Он также добавил, что город переберет управление ТЭЦ и заводом раньше окончания срока договора, если представится возможность.

Срок действия договора с «Киевэнерго» на использование ТЭЦ, тепловых сетей и других коммунальных энергетических объектов столицы истекает 27 апреля 2018 года. В конце 2017 года «Киевэнерго» заявляло о том, что 70% теплосетей Киева исчерпали свой 25-летний ресурс эксплуатации и нуждаются в замене.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно соглашению «О реализации проекта управления и реформирования энергетического комплекса г. Киева» от 27.09.2001, ПАТ «Киевэнерго» с 2001 года осуществляет эксплуатацию части коммунального имущества территориальной общины г. Киева. Срок действия аренды теплогенерирующих активов и сетей Киева истекает 27 апреля текущего года.

Указанным соглашением на ПАО «Киевэнерго» возлагались, следующие обязанности:
– осуществление эффективных действий по эксплуатации, восстановлению, сохранению, улучшение и приросту арендуемого имущества;
– завершение строительства объектов незавершенного строительства в сроки, определенные проектно-сметной документацией за счет дохода, полученного от управления имуществом;
– полная ответственность за сохранность, эксплуатацию, реконструкцию и ремонт арендуемого имущества;
– возмещение за счет собственных средств убытков, нанесенных арендуемому имуществу, если такие причинены по вине арендатора.

Поскольку ПАТ «Киевэнерго» заявляет о изношенности и необходимости замены 70% тепловых сетей, значит компания-арендатор не проводила их своевременных ремонт, реконструкцию и замену, как это предусмотрено договором аренды.  ПАТ «Киевэнерго» заявляет, что за 25 лет эксплуатации городские сети исчерпали свой ресурс, но не говорит о том, что из этих 25 лет компания 17 лет была их арендатором. На протяжении всего 17-летнего срока аренды «Киевэнерго» обязано было их ремонтировать, проводить реконструкцию и замену за счет собственных средств.

После окончания аренды имущества территориальной общины г. Киева, до принятия решения о его дальнейшей судьбе (продолжение, или не продолжение аренды), городским властям необходимо провести независимую экспертную оценку состояния арендуемого имущества, а также оценку его стоимости.

По результатам экспертной оценки состояния имущества территориальной общины г. Киева можно будет делать выводы о надлежащем или ненадлежащем исполнении арендатором своих обязательств в части содержания имущества в надлежащем состоянии и своевременного его ремонта. Исходя из результатов экспертизы городские власти должны принять взвешенное решение в интересах территориальной общины.


«Нафтогаз» почти догнал по прибыли «Газпром»

В 2017 году «Нафтогаз» увеличил чистую прибыль на 48 % (+12,8 млрд грн), до 39,3 млрд грн, по сравнению с 2016 годом. По текущему курсу это чуть более $ 1,5 млрд. Об этом сообщают «Українські новини» со ссылкой на проект распоряжения Кабинета министров в среду, 25 апреля.

Отмечается, что прибыль «Нафтогаза» по итогам прошлого года почти сравнялась с прибылью российского «Газпрома». Последний отчитался о прибыли за прошлый год в 100,3 млрд рублей, что по текущему курсу составляет около $ 1,63 млрд. Финансовый результат украинского холдинга подтвержден аудитором Deloitte & Touche, который проверял отчетность «Нафтогаза» как отдельного юрлица (не группы компаний).

На дивиденды планируется направить 11,8 млрд грн (30 %), на развитие – 20 % (7,9 млрд грн), в резервный капитал – 5 % (почти 2 млрд грн), оставить нераспределенными – 45 % (17,7 млрд грн).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

ПАТ «Укргаздобыча» в 2017 году увеличило чистую прибыль в 2,6 раза (на 18,55 млрд грн) по сравнению с 2016 годом – до 30,47 млрд грн (около $ 1,16 млрд). НАК «Нафтогаз Украины» увеличил чистую прибыль на 48 % (+12,8 млрд грн), до 39,3 млрд грн, по сравнению с 2016 годом. По текущему курсу – это чуть более $ 1,5 млрд. Таким образом, эти две компании, на 100 % принадлежащие государству, по итогам 2017 года получили чистую прибыль на сумму в около 70 млрд грн. Это неплохо, если бы источником указанной прибыли были экспортные контракты или другая коммерческая деятельность, но речь идет о банальном и откровенном грабеже населения.

«Укргаздобыча» добывает газ из недр Украины, которые по Конституции являются собственностью народа, а «Нафтогаз» продает газ людям (через облгазы). По большому счету, эти компании должны работать в «0» или с небольшой рентабельностью, поскольку через них государство выполняет социальную функцию: добывает и поставляет украинцам их собственный газ.

Поэтому высокая прибыльность – не показатель хорошей работы, а результат установленных властями завышенных тарифов, которые и являются источником прибыли. При себестоимости добычи украинского газа в 2017 году в 2926 грн за 1 тыс. м3 (с налогами) или 1033 грн за 1 тыс. м3 без налогов, в 2017 году населению продавали его по 6 960 грн за тысячу кубов, что и обеспечило основную прибыль «Укргаздобыче», «Нафтогазу».
При этом за прибыльностью указанных компаний стоит катастрофическое обнищание населения.

За последние 4 года количество украинцев, неспособных самостоятельно оплатить свои бытовые потребности, выросло с 9 % до 59 %, что является прямым следствием необоснованного повышения тарифов и источником прибыли госмонополий. С октября 2018 года НАК «Нафтогаз Украины» предлагает продавать газ населению по цене до 11 470 грн/тыс. м3, т.е. с наценкой в 300 %, что, безусловно, обеспечит очередной рекордный рост прибыли «Укргаздобыче» и «Нафтогазу», но при этом народ обнищает ещё больше, а число украинцев, которые не смогут самостоятельно оплатить квитанции, возрастет до 90 %.


Украина приблизилась к получению финпомощи – ЕК

Одно из четырех условий, которые Украина ранее не выполнила для получения макрофинансовой помощи (МФП), уже выполнено, а три других находятся в процессе выполнения. Об этом сегодня, 25 апреля, во время заседания комитета Европарламента в Брюсселе заявила руководитель Главного директората Еврокомиссии по вопросам политики соседства и расширения Катарина Матернова.

Так, решение вопроса запрета на экспорт леса – уже выполнено, остальные три Киев способен выполнить, чтобы получить новый пакет МФП в размере 1 млрд евро. «Что касается запрета на лес – мы нашли арбитражный процесс в рамках Соглашения об ассоциации. Это уже сделано. Была принята регистрация (введение кредитного реестра Национального банка Украины). Что касается автоматической верификации электронных деклараций вместе с поиском конечных бенефициаров, то с программным обеспечением, я думаю, условия будут выполнены», – сказала она.

Эти договоренности подтвердил министр финансов Украины Александр Данилюк, который выступил с обстоятельным докладом о выполнении Украиной необходимых условий.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Повышение тарифов на газ, тепло, электричество, воду, введение абонплаты на все ЖК-услуги, снижение социальных нормативов для начисления льгот и субсидий, повышение пенсионного возраста (страхового стажа для пенсии), постепенный переход на платную медицину, продажа украинского леса, чистка банковского сектора (сокращение банков) – это то, что уже сделано по требованию МВФ и ЕС.

Далее от нас ждут продажу земли и стратегических предприятий, запрет на продажу частными хозяйствами молока, мяса, молочной и мясной продукции, очередное повышение цены на газ и всех ЖК-тарифов, сокращение затрат на субсидии, отчисление части от роста ВВП. «Помощь» подразумевает безвозмездность и безвозвратность, а то что нам предоставляет ЕС и МВФ, –кредит на крайне невыгодных для Украины условиях, который подлежит возврату с процентами.

За 4 года сотрудничества с «нашими западными партнерами» ущерб, нанесенный украинцам, в десятки раз превышает сумму всех полученных кредитов.
«Чистка» банковской системы и либерализация курса национальной валюты обошлись украинцам минимум в $ 216 млрд:
– $ 7,5 млрд (200 млрд грн) – вклады, которые пропали в разрушенных властью банках;
– $ 62 млрд – потери пенсионеров от обесценивания пенсий (была $ 190 – cтала $ 87);
– $ 147 млрд – потери работающих людей от обесценивания зарплаты (была $ 430 – стала $ 242).

Снижение доходов и рост цен на все товары и услуги привёл к падению покупательской способности и сокращению объёма покупок в системе розничной торговли в 3,6 раза:
2013 года – $ 110,6 млрд;
2014 года – $ 75,9 млрд;
2015 года – $ 46,6 млрд;
2016 года – $ 45,4 млрд;
2017 года – $ 30,7 млрд.

Повышение цены на газ и тарифов на ЖКУ привело к росту количества людей, которые не в состоянии самостоятельно оплатить свои бытовые потребности, – с 9 % до 59 %, а также росту долгов за эти услуги – с 11 млрд грн до 40,5 млрд грн. Дальнейший рост тарифов по требованиям наших «партнеров» вызовет еще большее обнищание народа, увеличение числа коммунальных должников до 90 %.

После снятия запрета на экспорт леса-кругляка следует ожидать неконтролируемую вырубку украинских лесов, негативные экологические последствия и экономические потери для Украины. Так, средняя стоимость 1 кубометра древесины составляет 80–90 у. е., тогда как среднемировая цена обработанной древесины в 10 раз выше – около 950 у.е.

Богатой лесом Украине выгодно обрабатывать его на своей территории, создавая рабочие места, добавленную стоимость и дополнительные налоговые отчисления, а экспортировать – уже обработанную древесину. Европе же, наоборот, рентабельно покупать у нас дешёвый необработанный лес, а обрабатывать его у себя, создавая рабочие места и добавленную стоимость в Европе, а не в Украине.

Все вышеперечисленные условия сотрудничества с ЕС и МВФ можно описывать, как угодно: внешним управлением, внешним давлением, шантажом, продажей интересов Украины, колонизацией или геноцидом, но уж точно не «помощью», потому что партнеры так не поступают и подобных требований не выдвигают, – это больше похоже на требования террористов, захвативших Украину в заложники.


Минфин удачно разместил ОВГЗ

Министерство финансов 24 апреля разместило гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 1 051,283 млн гривен и валютные бумаги – на € 83,623 млн. Об этом говорится в сообщении Минфина. В частности, размещены гривневые ОВГЗ со сроком обращения 161 день на 333,262 млн грн под 17,20% годовых; со сроком обращения 315 дней – на 71,650 млн грн под 16,99% годовых; со сроком обращения 1 820 дней – на 646,370 млн грн под 15,97% годовых.

Также размещены валютные ОВГЗ со сроком обращения 581 день на € 83,622 млн под 4% годовых. В целом, Министерство финансов в 2017 году привлекло в государственный бюджет 32,755 млрд грн и $ 1,81 млрд за счет размещения облигаций внутреннего государственного займа.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно госбюджету на 2018 г., граничный объём дефицита установлен на уровне 80,6 млрд грн (2,5% прогнозного ВВП). Однако учитывая низкий показатель администрирования налогов (в первом квартале госбюджет не довыполнен по доходам на 6,3%) бюджетный дефицит может увеличиться до 4%. В условиях низких поступлений в бюджет и временного прекращения сотрудничества с международными кредитными организациями, которые предоставляют кредиты по низким процентам, Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет, через первичное размещение ОВГЗ.

Следует отметить, что гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17% годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает иностранцев идти на риск. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

По итогам января-марта 2018 г. привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 22,5 млрд –меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56%, что существенно увеличит в краткосрочном периоде долговую нагрузку на бюджет (обслуживание коротких облигаций может увеличить госдолг в текущем периоде до 3,7 млрд грн).

По состоянию на 26.04.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг), 742 млрд грн, держатели ОВГЗ: НБУ – 47%, банки – 47%, юр лица – 4%, нерезиденты –2%. За 8 дней (в период с 18 по 26 апреля) портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 2,3 млрд грн. 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а по состоянию на 27 апреля – уже 11,8 млрд грн. Поэтому новое размещение Минфином ОВГЗ связано с выходом нерезидентов с государственных ценных бумаг, вследствие чего в краткосрочном периоде ожидается девальвационное давление на гривну.

Согласно госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82% от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг. Деньги, полученные от размещения ОВГЗ, направляются Минфином в общий фонд госбюджета на финансирование расходной части бюджета, а также обеспечение социального финансирования в преддверии избирательной кампании.

Следует отметить, что финансирование высокого дефицита через короткие долговые инструменты несет высокую степень риска для национальной экономики (существенное увеличение инфляционных и девальвационных процессов).


Проведена «экспертиза» цены на газ

В рамках судового дела по цене на газ (среди истцов – Ю. Тимошенко, «Тарифная мобилизация»), была проведена так называемая экспертиза цены на газ в Украине. Глава Комиссии – Переймиволк Татьяна Анатольевна (главный судебный эксперт).
Члены комиссии:
Проскура Катерина Петровна (судебный эксперт);
Мухин Алексей Александрович (судебный эксперт);
Лукова Ольга Степановна (заместитель заведующего лабораторией экономических исследований КНИИСЭ);
Гриненко Игорь Николаевич (главный судебный эксперт);
Маркина Оксана Александровна (главный судебный эксперт);
Максименко Татьяна Алексеевна (судебный эксперт).

Согласно выводам Комиссии, механизм формирования граничной розничной цены на природный газ для бытовых потребителей, утвержденный ПКМУ № 758 от 01.10.2015 (с изменениями и дополнениями), соответствует Меморандуму с МВФ и осуществляется по следующей формуле:
4942,0 грн – цена газа на немецкой газовой бирже (NCG) + стоимость доставки Германия-Словакия-Украина;
57,4 – торговая наценка;
732,70 грн – транспортные расходы по Украине;
+ 20% НДС.
= 6878,5 грн (6879 – установленный тариф).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно выводам экспертов, ПАТ «Укргаздобыча» реализует добытый газ по цене 4849 грн за тыс м3, которая является приближенной к цене импортного газа на немецкой газовой бирже (NCG). По мнению экспертов, такие условия продажи обеспечивают «Укргаздобыче» получение большей части прибыли, которая формируется в результате разницы между ценой для населения и себестоимостью газа собственной добычи. Однако на этом «глубина» экспертизы заканчивается: себестоимость добычи украинского газа эксперты не анализировали, уровень прибыли, которая формируется за счет разницы между ценой для населения и себестоимостью, а также обоснованность этого уровня прибыльности эксперты не оценивали.

Цена для населения на основе импортного паритета применяется с мая 2016 года, поэтому проанализируем себестоимость добычи и уровень прибыльности ПАТ «Укргаздобыча» за 2016 и 2017 годы. Из официальной финансовой отчетности «Укргаздобычи» за 2016 год четко видно, что себестоимость газа собственной добычи в 2016 году составляла 2 961,6 грн на 1 тыс. м3. При этом в себестоимости 2 961,6 грн налоги составляют 2048 грн. Без налогов расходы ПАО «Укргаздобыча» в 2016 году – 913,6 грн на 1 тыс. м3. При этом с 1 мая 2016 ПАО «Укргаздобыча» получало за реализованный газ для населения 4849 грн за тыс м3.

Таким образом, за счет разницы между себестоимостью (с налогами) и импортным паритетом, в 2016 году ПАО «Укргаздобыча» обеспечено уровень прибыли в 63,7%. Из официальной финансовой отчетности ПАО «Укргаздобыча» за 2017 год четко видно, что себестоимость газа собственной добычи в 2017 году составляла 2 926 грн за 1 тыс. м3. При этом в себестоимости 2 926 грн налоги составляют 1893 грн. Без налогов расходы ПАО «Укргаздобыча» составляли 1033 грн на 1 тыс. м3. При этом в 2017 году ПАО «Укргаздобыча» получало за реализованный газ для населения 4849 грн за тыс м3. Таким образом, за счет разницы между себестоимостью (с налогами) и импортным паритетом, в 2017 году ПАО «Укргаздобыча» обеспечено прибыльность в 65,7%.

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в структуре расходов ОАО «Укргаздобыча» налоги составляют 64,7%. Также следует отметить, что в 2017 году объем добычи вырос на 4,4%, а объем разведки и бурения – на 21,2%, что свидетельствует о достаточности себестоимости для наращивания добычи.

Таким образом, при формировании цены газа для населения Правительство имеет не менее, чем 2 инструмента для ее снижения:
64,7% – налоги в себестоимости добычи;
65,7% – уровень прибыли ОАО «Укргаздобыча».


НБУ перечислил в госбюджет первый транш прибыли за прошлый год – 15 млрд грн

Национальный банк перечислил первый транш прибыли за 2017 год в 15 млрд гривен в государственный бюджет. Об этом сообщает пресс-служба НБУ.
«Первый транш в государственный бюджет был перечислен 16 апреля этого года в сумме 15 млрд гривен», – говорится в документе. Перечисление оставшейся суммы (29,6 млрд грн) будет осуществляться в полном объеме в течение 2018 года по графику, согласованному с Министерством финансов.

Напомним, что ранее Совет Национального банка утвердил распределение прибыли за 2017 год в сумме 44,6 млрд гривен. Чистые доходы Национального банка в 2017 году составили 65,9 млрд грн. Основным источником доходов регулятора стали процентные доходы, основную долю которых составили доходы по ценным бумагам и по кредитам, предоставленным банкам Украины.

В то же время большинство процентных расходов НБУ понес в связи с операциями по выпуску депозитных сертификатов и обслуживанием кредитов, полученных от МВФ. В результате чистые процентные доходы после высвобождения резервов составили 45,2 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Расходы Национального банка (без учета процентных и комиссионных расходов) составили 3,6 млрд грн (на Минфин в 2018 году выделили 2,3 млрд грн). Эти средства были использованы на изготовление банкнот и монет, содержание персонала, отчисления на обеспечение под возможные обязательства, а также административно-хозяйственные расходы.

Финансовый результат Национального банка Украины в прошлом году составил 62,3 млрд грн. После вычета нереализованных доходов и высвобождения неактуальных резервов капитала прибыль к распределению 44,6 млрд грн подлежит перечислению в государственный бюджет 2018 года. Деньги направляются Минфину на обеспечение бюджетных расходов (общий фонд) текущего года.

В законе о госбюджете-2018 предусматривается, что НБУ в этом году должен перечислить в госбюджет 50,55 млрд грн (5,5% от доходной части бюджета), что на 6 млрд грн или на 12% меньше установленной в госбюджете суммы и повлияет на увеличение бюджетного дефицита. В 2017 году НБУ направил в госбюджет 44,4 млрд грн прибыли за 2016 год.

Следует отметить, что с начала года Минфином было погашено ОВГЗ на 10 млрд грн, держателем которых был НБУ. Данные средства в следующих периодах будут перечислены в бюджет, как часть прибыли за предыдущий год. Согласно принятому госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82% от прогнозного ВВП, что дает возможность привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг.

Следует отметить, что гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17% годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает иностранцев идти на риск. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию и обеспечить финансирование расходов бюджета. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов, либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и, по сути, скрыто разворовывают бюджетные средства.

По итогам января-марта 2018 г. привлечено в госбюджет 24,7 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом, срок обращения облигаций на 22,5 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,56%, что существенно увеличивает долговую нагрузку. По состоянию на 26.04.2018 по основной сумме долга в ОВГЗ (внутренний долг) 742 млрд грн (держатели ОВГЗ: НБУ – 47%, банки – 47%, юр лица – 4%, нерезиденты – 2%).

За 8 дней, в период с 18 по 26 апреля, портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 2,3 млрд грн. 18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 27 апреля – уже 11,8 млрд грн. Поэтому в краткосрочной перспективе ожидается девальвация национальной валюты в связи с выходом нерезидентов их государственных ценных бумаг.

Следует также отметить, что госбюджет за январь-март не выполнен по доходам к плану на 7,2% – 170,913 млрд грн, что может повлечь за собой дальнейшее увеличение бюджетного дефицита. Так, доходы госбюджета утверждены на уровне 917,9 млрд грн, что на 19% больше доходов, утвержденных в бюджете на 2017 год (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3%, инфляция – 9%), в связи с чем заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов.

Поэтому, выполнение доходной части ставится под сомнение — в результате возможен существенный неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае его эмиссионного финансирования (повышенная инфляция и девальвация).


В Украине кардинально урезали субсидии: сократили нормы и запретили машины

Кабинет министров изменил действующие правила предоставления субсидии на жилищно-коммунальные услуги для населения. Об этом сообщается на портале Кабмина. Сообщается, что уже в следующем отопительном сезоне состоится монетизация субсидий на уровне потребителей и субсидии будут выдаваться «живыми» деньгами.

Кроме того говорится, что при назначении субсидии будут учитывать материальное положение семьи. Если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее пяти лет (кроме мопеда и авто, предоставленного органом социальной защиты населения) – субсидию не будут назначать. Доходы от аренды имущества, в частности, от сдачи в аренду квартиры, теперь необходимо будет также указывать в декларациях о доходах – в новой графе «другие доходы».

Субсидию отменят, если площадь квартиры владельца превышает 120 кв. метров, а дома – 200 кв. м. (данная норма не касается детских домов семейного типа и приемных семей). В случае безработных субсидия будет предоставляться тем, кто официально зарегистрирован в службе занятости. Тем, кто работает без оформления в Украине или за рубежом, органы соцзащиты будут автоматом считать доход в три прожиточных минимума – 5286 гривен.

Пропорционально уменьшили норматив электроэнергии, выделяемой на отопление. Социальная норма на газовое отопление будет приближена к реальным объемам потребления и составит 4,5 м3 на 1 квадратный метр площади, электроотопление – 30 кВт/ч на 1 квадратный метр площади. При назначении субсидии на сверхурочную площадь жилья, норма может быть увеличена не более, чем на 30%.

Кроме этого, изменили правила оформления субсидии для внутренне перемещенных лиц. Они смогут оформить субсидию без договора аренды жилья – на основании заявления и декларации, с указанием состава домохозяйства.

Субсидию будут предоставлять на основе обследования материально-бытовых условий. В объединенных территориальных общинах имеют право принимать от граждан документы для оформления субсидии и передавать их органам соцзащиты.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Как и было обещано в 2017 году правительством и президентом Украины международному валютному фонду, расходы на субсидии сокращаются, а сама программа субсидий сужается. При этом сужение и сокращение программы субсидий правительство подает как «более справедливое обновление».

На конец 2017 года долг бюджета перед поставщиками ЖК-услуг составлял 25,9 млрд грн. Общий годовой бюджет 2018 года на субсидии составляет 71 млрд грн. По состоянию на конец марта 2018 года бюджет перечислил поставщикам услуг 29,79 млрд грн. Долг Бюджета перед поставщиками услуг на конец марта составил 26,93 млрд грн. Всего бюджет – 71 млрд грн. Оплачено – 29,79 млрд грн. Долг – 26,93 млрд грн. Остаток – 14,28 млрд грн.

Как видим, на 9 месяцев 2018 года (апрель-декабрь) на субсидии фактически остается 14,28 млрд грн или 20% от годового бюджета.
При справедливом начислении субсидий, действующих тарифах и социальных нормативах, до конца года правительству потребуется дополнительно около 50 млрд грн, а в случае повышения тарифов – и того больше.

Отсутствие необходимого финансирования правительство решило компенсировать урезанием размера субсидий, в результате чего то небольшое повышение пенсий, которое и так получили далеко не все, уйдет в оплату коммуналки. Рост «минималки», который фактически увеличил не размер дохода, а лишь его налогооблагаемую часть, также уйдет в оплату коммуналки. В 2017 году были на 10% снижены социальные нормативы, на которые начисляется субсидия, была введена отмена субсидии за долги.

В 2018 году правительство решило:
– еще на 10% снизить социальные нормативы для субсидий;
– забрать ее у владельцев машин до 5 лет (независимо от ее стоимости и марки);
– забрать субсидию у владельцев больших квартир и домов (независимо от количества проживающих там лиц);
– увеличить виртуальный доход безработным с 2-х до 3-х прожиточных минимумов;
– пройтись по тем людям, кто, пытаясь выжить, вынужден сдавать квартиры или комнаты.

Благодаря такому решению правительства малообеспеченные украинцы, которые стали таковыми в результате 4-летней антисоциальной политики власти, ощутят на себе всю полноту «обновленных справедливых субсидий». Субсидий станет гораздо меньше, тарифы станут еще выше – следствием этого всего будет дальнейший рост долгов населения по ЖКУ, размер которых и так уже превысил 40 млрд грн.

Обещанная полная монетизация субсидий в ближайшем будущем не предвидится, поскольку на это просто нет денег в бюджете, а долги монетизировать невозможно.


Fitch подтвердило рейтинг Украины

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные суверенные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной и национальной валюте на уровне «B-». Как сообщается в пресс-релизе агентства, прогноз рейтингов «стабильный». Помимо этого, рейтинг долгосрочных выпусков приоритетных необеспеченных облигаций Украины в иностранной и национальной валюте подтвержден на уровне «B-», краткосрочных приоритетных необеспеченных облигаций в национальной валюте – на уровне «B».

«Рейтинг Украины отражает ограниченные возможности привлечений на внешних рынках, большой госдолг и вялотекущие структурные преобразования, а также слаборазвитый банковский сектор и политические риски», – говорится в релизе.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Следует отметить, что в рейтингах американского агентства Fitch долговые обязательства с рейтингом «В-» считаются обязательствами очень низкого качества и соответствуют недостаточному уровню кредитоспособности. Рейтинги страны учитывают слабую внешнюю ликвидность, высокий уровень госдолга, структурные проблемы, в том числе слабый банковский сектор, а также геополитические и политические риски.

Низкий кредитный рейтинг связан с тем, что в ближайшие годы Украине предстоит выплатить значительные суммы в валюте по уже существующим долгам, в то время как общий госдолг Украины составляет $ 77 млрд или 81% от ВВП. А прогноз кредитного рейтинга – «стабильный», удачными размещением евробондов и ОВГЗ.

Следует отметить, что гособлигации стали привлекательным активом после повышения НБУ учетной ставки, что толкает доходность госбумаг вверх. Желание заработать больше 17% годовых, а также получить курсовую разницу в случае укрепления гривны, побуждает нерезидентов идти на риск.
Рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, для спекулянтов-нерезидентов, либо компаний, подконтрольных власти, которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и, по сути, скрыто разворовывают бюджетные средства. Такими действиями НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы (по высоким процентам) в бюджет, обеспечив финансирование расходов. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

Согласно принятому госбюджету на 2018 год, совокупный госдолг на конец года утвержден на уровне 2,746 млрд грн (+605 млрд грн к предыдущему году), или 82% от прогнозного ВВП, что дает возможность и дальше привлекать существенные средства в бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг. Кроме того, другие два ведущих рейтинговых агентства мира (Moody’s и Standard & Poor’s) пока сохраняют рейтинговую оценку Украины на низком уровне «Саа3» и «B-» (крайне недостаточный уровень кредитоспособности).

Низкие рейтинги международных организаций свидетельствуют о высоких дефолтных рисках государственного эмитента. Поэтому на рынке заемного капитала наши ценные бумаги интересуют в основном спекулятивных инвесторов, которые желают получить высокую доходность. Для Украины низкие кредитные рейтинги сужают количество инвесторов и ведут к удорожанию обслуживания долга.