Дайджест 23-29/07/2018

В G20 назвали риски для мировой экономики

Основными краткосрочными и среднесрочными рисками для мировой экономики являются растущая финансовая уязвимость, рост напряженности в торговле и геополитике, а также неравенство и слабый структурный рост. Об этом говорится в коммюнике по итогам заседания министров финансов и глав центральных банков G20 в Буэнос-Айресе.

Отмечается, что мировая экономика продолжает расти, но развивающиеся страны борются с волатильностью рынков (финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены) и оттоком капиталов. Стороны намерены «продолжать мониторить риски», пытаясь их смягчить и «предпринимая действия, если эти риски материализуются».

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Многие развивающиеся экономики сейчас «лучше подготовлены к изменяющимся внешним условиям, но они до сих пор сталкиваются с рисками волатильности рынков и оттоков капитала», говорится в документе. Мировая финансовая система стоит на пороге нового кризиса, вследствие долголетней монетарной политики ведущих центробанков, которые в течении последних 10 лет закачали в мировую финансовую систему $ 14 трлн, скупая активы и раздавая кредиты под ставки, близкие к нулю, что привело к переоценке активов.

Возможным катализатором финансового краха с большой вероятностью станет банкротство компаний технологичного сектора, крупнейшие из которых сконцентрированы в США. Множество таких компаний отчитываются о снижающихся выручке и прибыли, уменьшающемся операционном кэш-флоу. Суммарное долговое бремя стран G20 – $ 135 трлн. Более того, данные Института международных финансов показали, что мировой долг достиг 327% мирового валового внутреннего продукта.
Если кризисный сценарий реализуется – «плохо будет всем», инвесторы будут выходить из рисковых активов, в связи с чем больше всего пострадают страны с развивающейся экономикой.

Основной индикатор состояния развивающихся рынков – индекс MSCI Emerging Markets – с начала 2018 года упал примерно на 9%, тогда как в прошлом году индикатор вырос более чем на 30%. Между тем, инвесторы все больше обращают внимание на дальнейшую эскалацию торговой войны со стороны США. Администрация Трампа шантажирует торговых партнеров новыми ограничениями (контроль над китайскими инвестициями, пошлины на европейские авто). В свою очередь представители Китая и Европейского союза предупреждают об ответных действиях, что может вызвать глобальную рецессию.

Отток средств из торгующихся в США биржевых фондов, инвестирующих как в группу развивающихся стран, так и в отдельные развивающиеся рынки, достиг $ 3,38 млрд, а это максимум за год. Рынок акций Китая (второй по величине в мире) сформировав понижающийся тренд упал до 20% от ранее установленных рекордных значений. Шесть фондовых площадок с суммарной капитализацией $ 7 трлн также демонстрируют существенное падение сводных индексов (Бразилия –19,1%, Китай – 20,1%, Филипины –22,1%, Турция – 21,8%, ОАЕ – 23,6%).

Данная ситуация на международных финансовых рынках крайне невыгодна для Украины. Во второй половине этого года украинское правительство должно заплатить более $ 3 млрд кредиторам, а в следующем году – $ 7 млрд. Для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь на внешних рынках 108 млрд грн или $ 4 млрд (выполнено 0%). В случае остановки сотрудничества с МВФ, Украина сможет надеяться только на размещение облигаций внешнего займа (евробонды) под очень высокие проценты, увеличив долговую нагрузку будущих периодов. В условиях невозможности привлечения внешнего заимствования, страну ожидает технический дефолт, что вызовет катастрофическую девальвацию гривны с неизбежным стремительным обнищанием большинства украинских граждан.


Суд вынес решение по долгу «Киевэнерго» за газ

Cуд постановил, что ни «Киевтеплоэнерго», которому были переданы функции «Киевэнерго», ни территориальная община не являются ответственными за долг компании. Ранее в «Нафтогазе» заявляли, что оплата этого долга является главным условием для заключения договора с новосозданным «Киевтеплоэнерго». В КП же, в свою очередь, отказываются оплачивать долг «Киевэнерго».

Замглавы КГГА Петр Пантелеев после суда заявил, что такое решение является справедливым. «Будем и далее защищать интересы города и киевлян правовыми методами», – сказал чиновник. Он уточнил, что параллельно в Хозсуде Киева рассматривается иск КГГА к «Нафтогазу», в котором город просит суд обязать госкомпанию заключить договор на поставку газа с «Киевтеплоэнерго». Заседание суда состоится 24 июля.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В конце мая 2018 года, после возврата арендованных предприятий от «Киевэнерго» городу Киеву, «Нафтогаз» отказывался заключать договора на поставку газа с коммунальным предприятием города «Киевтеплоэнерго», требуя погашения долгов «Киевэнерго». Компания «Киевэнерго» накопила перед «Нафтогазом» долг в размере в 4,7 млрд грн, который в «Нафтогазе» решили переложить на Киев и киевлян. «Нафтогаз» заявлял, что компания готова заключить договор о поставках газа с «Киевтеплоэнерго» сразу после решения вопроса правопреемственности по долговым обязательствам путем заключения договоров перевода долга между «Киевтеплоэнерго», «Киевэнерго» и «Нафтогазом».

Свои требования, «Нафтогаз» аргументировал статьей 22 Закона Украины «О теплоснабжении», которая предусматривает, что договора на поставку и транспортировку энергоносителей заключаются с правопреемниками реорганизованной теплоснабжающей и/или теплогенерирующей организации исключительно при условии согласования порядка погашения задолженности по оплате потребленных энергоносителей и услуг по их транспортировке и поставке за предыдущий период. Но Хозяйственный суд Киева, несмотря на то, что требования «Нафтогаза» основывались на статье 22 Закона Украины «О теплоснабжении», вынес решение в пользу города. Такое решение он аргументировал тем, что статья 22, на которую ссылались в «Нафтогазе», по мнению суда, противоречит положениям ч. 4 Ст. 13, чч. 1, 4 Ст. 41, ч. 2 Ст. 61 Конституции Украины. В связи с этим отсутствуют основания для вывода о наличии задолженности КП «Киевтеплоэнерго» за потребленный природный газ.
Кроме того, Хозяйственный суд Киева собирается обратиться в Верховный Суд с просьбой внести в Конституционный Суд Украины представление относительно конституционности Ст. 22 закона Украины «О теплоснабжении».

Если бы все суды Украины в первую очередь опирались на Конституцию Украины и, в случае выявления противоречий Конституции в принятых законах, требовали признать эти законы не конституционными, в Украине были бы справедливые тарифы, зарплаты, пенсии, социальные выплаты и совсем иное отношение законодателей к своей работе.


Межбанк: Курс доллара рванул вверх

В Украине с прошлой недели начал серьезно дорожать доллар. Гривна в НБУ и коммерческих банках подешевела на 24 копейки и пробила психологическую отметку в 26,50 грн за доллар.

На открытии межбанковских торгов 24 июля доллар в покупке подорожал на 10 копеек и на 12 копеек в продаже. Курс евро повысился на 2 копейки в покупке и на 4 копейки в продаже. Такими темпами американская валюта уже на этой неделе может достигнуть 27 грн, прогнозируют банкиры.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Государственная монетарная политика стала сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений в Украине. Главными рисками для девальвации национальной валюты являются несбалансированный государственный бюджет, существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд (6,7 % ВВП) и высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга – 82 % ВВП, что вызывает существенный спрос на валюту.

Следует отметить, что рост курса доллара на прошлой неделе обеспокоил импортеров, которые начали скупать валюту, чем воспользовались крупные корпорации-экспортеры, и в результате усилилось девальвационное давление. Между тем, на этой неделе ожидаются крупные выплаты по НДС со стороны Госказначейства (у бизнеса станет больше гривны). При этом у импортеров спрос на доллар не падает, а остается традиционно высоким. Более того, со второй половины месяца он начинает традиционно усиливаться из-за необходимости различных выплат.

С учетом того, что возмещение НДС осуществляется в первую очередь экспортерам, у последних будет больше стимулов придержать валютную выручку, чтобы потом конвертировать доллары и евро по более выгодному курсу. Еще один фактор, существенно влияющий на девальвацию нацвалюты, – большие остатки гривны на банковских счетах. Остатки на коррсчетах финучреждений превышают 57,1 млрд грн (в т. ч. из-за неэффективной политики НБУ по рефинансированию банков), что дает спекулянтам гривневый ресурс для попыток раскачать курс.

Курсовой нестабильности также способствуют сигналы внешних рынков, к которым наш, внутренний, является высокочувствительным – трансконтинентальные торговые войны, неясная ситуация с ценами на сырье и растущие риски мирового кризиса. Впрочем, гривна может упасть еще больше, если в «игру» на ее понижение включатся иностранные держатели украинских гособлигаций, которые могут поддаться панике и начать массово выводить валюту из Украины (а не вкладывать в покупку новых облигаций). Вероятность такого сценария довольно высока, поскольку с середины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 4,8 млрд грн (18 апреля портфель нерезидентов составлял 14,2 млрд грн, а на 24 июня – уже 9,5 млрд грн).

Правда, правление НБУ наверняка понимает сегодняшние риски, поэтому оно может предпринять шаги касательно повышения доходности, чтобы сделать ОВГЗ еще более привлекательными для инвестирования. Так, НБУ недавно поднял учетную ставку до 17,5 %, при этом рассматривался вариант и 18 %. Кроме того, регулятор пересмотрел методику расчета официального курса гривны к доллару США: он ввел отсечение нерепрезентативных сделок, что дает возможность замедлить падение официального курса в случае существенной девальвации.

Между тем, Украине в течение 2018–2022 годов предстоит выплатить в счет погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. Однако МВФ и кредиторы ЕС, которые предоставляют кредиты по низким ставкам (программа stand-by 3%), не проявляют заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве в связи с невыполнением Украиной взятых обязательств. Кроме того, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на рынке (рост доходности 10-летних американских облигаций до 2,95 %), международным кредиторам стало невыгодно кредитовать Украину.

Низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 6,9 млрд – свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нацвалюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты. Поэтому в среднесрочной перспективе курсовым ориентиром для национальной валюты будет 30 грн за доллар, но в условиях наращивания долгов, при отсутствии реального, а не декларативного роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей), при существенном дефиците торгового баланса девальвация национальной валюты может существенно ускориться после 2020 года.


В «Прозорро. Продажи» появились первые объекты «малой» приватизации

Фонд госимущества за два дня завел в электронную торговую систему первые 18 объектов «малой» приватизации во Львове и Житомире. Об этом сообщил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов, передает «Интерфакс-Украина». «Это первые лоты, которые выставляют города, в данном случае – Житомир и Львов. Но за несколько дней, максимум, через неделю, счет пойдет на сотни», – сказал он.

Как отметил глава ФГИ Виталий Трубаров, Фонд намерен завершить процедуру ввода лотов в систему до четверга.
Как сообщил премьер-министр Владимир Гройсман, на ближайшем заседании Кабинета Министров планируется рассмотреть пакет нормативных документов об электронных аукционах спецразрешений Госгеонедр. «По Госгеонадрах. Думаю, что послезавтра, в четверг, мы примем пакет из семи постановлений о свободной продаже лицензий Госгеонадр», – сказал он.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В перечень, который ФГИУ утвердил как объекты малой приватизации входят детские лагеря, кинотеатры, офисные помещения, столовые, магазины, гаражи, единые имущественные комплексы, корабли и самолеты, бывшие в употреблении. Всего – порядка 400 объектов, которые, по мнению и. о. главы ФГИУ Трубарова, могут работать и приносить доход инвесторам.

В целом пиар-кампания вокруг малой приватизации больше направлена на напоминание того, что в стране есть такой государственный орган, как ФГИУ, и хотя бы его содержание за счет госбюджета окупится при выполнении плана по приватизации (за 2017 год расходы на аппарат Фонда – 232 млн грн), нежели на реальные результаты для экономики страны. Несомненно, в стране есть масса объектов, которые, возможно, будут интересны среднему и малому бизнесы (основные «потребители» малой приватизации), но в нынешних условиях отсутствия доступа к «дешевым» деньгам (по факту, неимения здоровой системы кредитования) развивать бизнес и участвовать в покупке государственного имущества достаточно тяжело.

По оценкам чиновников Госимущества, от малой приватизации в 2018 году есть шанс получить в бюджет порядка 250 млн грн, но статистика предыдущих лет свидетельствует о том, что и такая сумма является не совсем реальной. Так, в 2017 году от малой приватизации получено 135,2 млн грн, в 2016 – 171,4 млн грн, 2015 – 151 млн грн; 2014 – 24 млн грн; 2013 – 86 млн грн. Фактически, за последние 4 года выполнить задел на текущий год не удавалось; если в 2013 году долларовый эквивалент в $ 10 млн удавалось выполнить, в текущем году это будет сделать невозможно.

Главный прицел Кабмина будет все же направлен на приватизацию больших объектов, перечень которых утвердил еще в мае. Туда вошли «Центрэнерго», ряд облэнерго и теплоэлектроцентралей, «Объединенная горно-химическая компания», угольная компания «Краснолиманская», «Азовмаш», «Турбоатом», «Электротяжмаш», «Сумыхимпром», «Одесский припортовый завод», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Украгролизинг», «Агарный фонд» и «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины».

Касательно «Центрэнерго», то «Публичный аудит» неоднократно указывал, что речь идет об одной из крупнейших энергогенерирующих компаний Украины, приватизация которой нецелесообразна и противоречит интересам государства: если по итогам 2015 года прибыль предприятия составила всего 21,8 млн грн, то в 2016 – уже 386,8 млн, а в 2017 – 1,89 млрд, то есть за два года наблюдается рост по прибыли в 90 раз.

Кроме потери (имеется ввиду продажи фактически за бесценок) ценных активов, интересен и второй нюанс нынешней приватизации: вырученные средства пойдут на финансирование бюджетного дефицита (согласно закону о госбюджете – 80,6 млрд грн), а не на развитие экономики. По данным ФГИ, в текущем году от приватизации получено порядка 40 млн грн, а «Центрэнерго» позволит сразу же получить львиную долю от плана по приватизации на 2018 год (22,5 млрд грн).

Подтверждением направления средств на покрытие дефицита является то, что общий фонд госбюджета за I полугодие не выполнен по доходам к плану, вследствие чего только по итогам января–апреля 2018 года дополнительно привлечено в госбюджет 55 млрд грн по размещённым ОВГЗ. Благодаря такой ситуации, в том числе, и появляются новости о том, что надо проводить масштабную приватизацию, начать с малых объектов, а к осени перейти на ликвидные активы, среди которых одним из первых является тот же «Центрэнерго», который должен стоить в разы дороже номинальной на сегодня стоимости в $ 500 млн.


Запасы угля на ТЭС почти вдвое меньше прошлогодних

Запасы угля на складах тепловых электростанций энергогенерирующих компаний (ГК ТЭС) Украины по состоянию на 23 июля составляют 1 млн 353,9 тыс. тонн, что почти на 40 % меньше, чем на 24 июля 2017 года (2 млн 205,1 тыс. тонн). Об этом свидетельствуют данные Министерства энергетики и угольной промышленности на сайте ведомства.

По предварительным расчетам, запасы угля антрацитовой группы на сегодня составляют 335,4 тыс. тонн, что на 53,8% меньше прошлогодних (726,1 тыс. тонн), газовой группы – 1 млн 18,5 тыс. тонн, что на 31,1 % меньше запасов на 24 июля 2017 года (1 млн 478,9 тыс. тонн).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

До недавнего времени Украина добывала достаточно угля для внутренних потребностей и экспортировала его в другие страны.
Однако с 2014 года ситуация кардинально изменилась: добыча угля в Украине упала в 2,4 раза, наша страна превратилась из экспортера угля в его импортера. Основной объем добычи обеспечивал Донецкий каменноугольный бассейн, его запасы достигали 240 млрд тонн, там находились практически все марки угля: антрацит, коксующийся и газовый.

На подконтрольной центральной власти территории осталось только 35 шахт, причем, ни одна из них не добывает антрацитовый уголь.  На неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей осталось 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57% от их общего количества в Украине. Из них на 60 шахтах добывался энергетический уголь, в т. ч. 100% всего антрацита в Украине.

Общий объем добычи угля всех марок в Украине катастрофически упал:
2013 год – 83,69 млн тонн;
2014 год – 64,99 млн тонн;
2015 год – 39,74 млн тонн;
2016 год – 40,86 млн тонн;
2017 год – 34,92 млн тонн.

Следствием падения добычи стало пропорциональное увеличение импорта. По результатам 2017 года валютные расходы Украины на покупку угля выросли на 87 % – с $ 1,46 млрд в 2016 году до $ 2,74 млрд в 2017 году.

Последние 4 отопительные сезоны Украина проходила с проблемами, связанными с несвоевременной закупкой угля, низким уровнем запасов угля и газа, перебоями в поставках, низким качеством топлива, блокированием ЖД-поставок и т. д. Введение ЧП в энергетике и веерные отключения стали для постреволюционной Украины традицией. 2018-й год, по всей видимости, не станет исключением: запасы угля на складах рекордно низкие, хотя до начала отопительного сезона осталось чуть больше 2-х месяцев.

Пассивная подготовка к зиме связана с дефицитом финансовых ресурсов, ведь после отказа от прямых поставок угля с Донбасса валютные расходы на его закупку в США, ЮАР и России возросли почти вдвое (+$ 1,3 млрд). Кроме того, из-за огромных долгов в ЖК-сфере генерирующие предприятия не имеют финансовых ресурсов для создания необходимых запасов угля, что ставит под угрозу стабильное прохождение отопительного сезона. Во избежание негативных последствий в энергетике и сокращения расходов на закупку угля Украине необходимо рассмотреть варианты возобновления торговых отношений с неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей, которые были разорваны в начале 2017 года, что, кроме прочего, будет способствовать скорейшему установлению мира на всей территории Украины.


Госпродпотребслужба выявила нарушения прав потребителей в 40% случаев

За первое полугодие 2018 года Госпродпотребслужба проверила свыше 2,5 тыс. субъектов хозяйствования и обнаружила нарушения прав потребителей в 40% случаев. Об этом сообщил председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа на пресс-конференции.

«По результатам работы в направлении защиты прав потребителей за первое полугодие 2018 года проверено более 2,5 тыс. хозяйствующих субъектов. Нарушения в части нарушения прав потребителей выявлены в 40 % случаев. Основные нарушения: отсутствие необходимой, достоверной и своевременной информации о продукции или продавца – 82,5 %; реализация товара, срок годности которого истек – чуть более 10 %. Реализация опасного товара без надлежащей предупредительной маркировки, а также без информации о правилах и условиях безопасности его использования – 1,5 %, другие нарушения занимают гораздо меньшую долю», – сообщил Лапа. Кроме того, по его словам, 42,7 % обращений в Госпродпотребслужбу касаются качества непродовольственных товаров, 39,6 % – качества предоставляемых услуг или работ, из них 22 % – относительно качества коммунальных услуг, 2 % – финансовых и банковских услуг, 6,2 % – качества продовольственных товаров, 6,8 % – приобретения товаров через интернет.

Лапа сообщил, что по результатам проверок к административной ответственности привлечено 713 человек, наложены административные санкции на сумму 106,5 тыс. грн. Также к ответственности, предусмотренной ст. 23 закона о защите прав потребителей, привлечены 384 субъекта хозяйствования с наложением административно-хозяйственных санкций на сумму почти 1,4 млн грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

На пути в Европу Украине, в первую очередь, нужно было перенять европейскую практику защиты потребителей, а не тарифы и цены. Европейское сообщество всегда ставило в приоритет защиту прав своих граждан, в частности, в качестве потребления товаров и услуг.

В Евросоюзе действуют общие для всех участников директивы по защите прав потребителей. Основная их цель – урегулировать споры между потребителями и производителями наиболее простым, действенным, быстрым и менее затратным способом.
Общее направление и принципы актов ЕС – внедрение и усовершенствование процедуры досудебного урегулирования спора с потребителем. Т. е., несмотря на высокий уровень доверия к судебной системе в Европе, потребительские споры в большинстве случаев регулируются без обращения в суд, что намного быстрее, менее хлопотно и не так накладно.

Для защиты своих граждан Европейская Комиссия создала сеть Европейских Центров Потребителей (ECC-Net), состоящую из 29 Европейских Центров Потребителей (в странах-членах ЕС, Норвегии и Исландии), которые сотрудничают между собой с целью предоставления потребителям информации о покупках за рубежом, а также оказания помощи потребителям при решении споров с зарубежными компаниями.

Полномочия органов контроля, защищающих права потребителей достаточно широки: кроме инспектирования, выявления и расследования поведения производителей и нечестной предпринимательской практики, уполномоченные органы ЕС на национальном и международном уровнях имеют право применять ряд санкций за нарушения. Это: предупреждение, штраф, назначение временной администрации, ограничение в деятельности финансовых учреждений или в реализации определенных продуктов, приостановление или лишение лицензии, дисквалификация должностных лиц и возмещение нанесенного вреда потребителям.

Кроме того, органы контроля осуществляют постоянный мониторинг рекламы, вебсайтов и прочей информации с целью упреждения возможных нарушений прав потребителей. Например, 27 стран Евросоюза проводили проверку информации с веб-сайтов, предлагавших быстрые кредиты, что является крайне актуальным для Украины, где от нечистоплотной или мошеннической деятельности банков и финучреждений ежегодно страдают миллионы потребителей. Работа органов контроля в ЕС налажена таким образом, что они имеют полное представление об уровне соблюдения требований законодательства и при этом без крайней необходимости не оказывают влияние на деятельность производителя, не создают дополнительную нагрузку на его хозяйственную деятельность. В Украине потребители, по большому счету, бесправные и могут рассчитывать лишь на свои силы и справедливый суд.

Госпродпотребслужба, проведя за I полугодие свыше 2500 проверок, обнаружив нарушения прав потребителей в 40 % случаев, наложила административные санкции всего на 106,5 тыс. грн. Т.е., на 1000 нарушителей (40 % от 2500) наложено штрафов средним размером 106,5 грн. Получив в наказание за нарушение прав потребителей штраф в 100 грн, нечестный производитель или продавец с радостью продолжит обманывать потребителей, чувствуя безнаказанность и беспомощность потребителей.


НБУ: В Украину с начала года перевели $ 1,2 млрд

В I полугодии 2018 года через системы перевода средств в Украину перечислили в эквиваленте $ 1,2 млрд. В то же время из Украины ушло $ 140 млн, сообщает пресс-служба НБУ. Отмечается, что в прошлом году объем денежных переводов в Украину посредством систем перевода средств сократился на 4,4 % и составил $ 2,378 млрд, из Украины – на 18,8 %, до $ 286 млн, тогда как в пределах Украины вырос на 21,4% – до $ 4,456 млрд.

Основной объем денежных переводов в пределах Украины осуществляют системы, созданные небанковскими учреждениями-резидентами. При этом 11 таких систем вместе осуществили около 92 % всех переводов. Ранее в НБУ прогнозировали увеличение денежных переводов в Украину в ближайшие полтора года. Такой прогноз регулятор делал на основании роста трудовой миграции.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За 6 месяцев 2018 года с помощью системы перевода средств резиденты и нерезиденты перечислили:
– в пределах Украины – $ 2,6 млрд (66 % от общей суммы переводов);
– в Украину – $ 1,2 млрд (30 % от общей суммы переводов);
– за пределы Украины – $ 140 млн (4 % от общей суммы переводов).
За этот период на территории Украины предоставляли услуги 37 системы перевода средств, из которых 30 систем – резидентов, 7 – нерезидентов. При этом Украина остаётся страной-реципиентом трансграничных переводов в связи с высокой трудовой миграцией, которая стала следствием падения реальных доходов у населения.

В течение 6 месяцев 2017 года сумма денег, полученных в Украине с использованием международных систем перевода средств, в восемь раз превышает сумму, которая была отправлена за её пределы. Больше всего переводов за указанный период как в Украине, так и вне её, поступило через WesternUnion и MoneyGram. В разрезе стран наибольшее количество трансграничных переводов в нашу страну поступает из РФ, США, Италии, Израиля, Польши; за её пределами – в РФ, Грузию, Азербайджан, Китай, Узбекистан и др.

Уменьшение переводов в Украину было вызвано тем, что с октября 2016 года запрещена деятельность шести российских платежных систем – ANELIK, BLIZKO, «Колибри», «ЮНИСТРИМ», «Золотая Корона», «Международные Денежные Переводы ЛИДЕР». В связи с этим трудовые мигранты начали использовать наличную передачу валютных средств – как результат, уменьшается общая налогооблагаемая база.

Кроме того, НБУ изменил методику расчета общих международных поступлений, увеличив коэффициент расчёта поступлений по неформальным каналам, которые рассчитываются как процент от фактических переводов трудовых мигрантов (оплата труда, частные трансферты) на основании результатов опросов (экспертные оценки). Поэтому подобные перерасчеты, которые строятся на предположениях НБУ, а не на фактической информации о поступлениях, являются необходимыми для подтверждения роста ВВП, озвученного Госстатом.


За полгода дефицит госбюджета составил 10 млрд

Дефицит государственного бюджета Украины по итогам первого полугодия 2018 года составил 9,78 млрд грн, тогда как в прошлом году госбюджет за этот период был сведен с профицитом 29,04 млрд грн. Об этом сообщается на сайте Государственной казначейской службы.

Так, общий фонд госбюджета за шесть месяцев этого года сведен с дефицитом 12,98 млрд гривен, а в прошлом году дефицит общего фонда госбюджета составил 1,7 млрд грн. С учетом ранее обнародованных данных, в июне госбюджет был сведен с дефицитом 0,58 млрд грн, но по общему фонду был зафиксирован профицит около 1,22 млрд гривен.

Госказначейство отмечает, что заимствования в первом полугодии текущего года составили по общему фонду 84 млрд грн при плане на этот период 139 млрд грн, тогда как погашения – 104,73 млрд грн при плане 106,54 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, все подразделения ДФС за I полугодие 2018 года собрали 404,7 млрд грн (налоговая – 254,6 млрд грн, таможня – 150,06 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период равно 64,4 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС достигло 340,2 млрд грн, а это на 1 %, или на 3,1 млрд грн, меньше установленных Минфином плановых показателей, от которых зависят расходы бюджета. Невыполнение произошло за счет низкого администрирования налоговых сборов таможней (-5 млрд грн от плановых показателей). Следует отметить, что сборы таможенных органов за первое полугодие 2018 года выросли на 8,7 % к аналогичному периоду предыдущего года. Между тем, по данным НБУ, импорт товаров за 5 месяцев 2018 года вырос на 14,2 % (ревальвация – 0,2 %) к аналогичному периоду предыдущего года. Поэтому работа таможенных органов на сегодня неэффективна.

Сальдо государственного бюджета за первое полугодие не выполнено на 3%, или на 14,1 млрд грн (общий фонд – 14,8 млрд грн), что повлечёт увеличение бюджетного дефицита. Кроме того, на уровень доходов в первом полугодии существенно повлияло зачисление прибыли от НБУ (38 млрд грн из 44,6 запланированных НБУ) и НАК «Нафтогаз Украины» в период с января по июнь 2018 (71,7 млрд грн, что составляет 28% от общих налоговых поступлений, или 70% от совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017). Поэтому реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению дефицита.

Следует отметить, что дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4 % ВВП. Однако в условиях низкого администрирования налогов бюджетный дефицит может увеличиться до 4 %. Кроме того, будущие президентские и парламентские выборы, скорее всего, активизируют несоизмеримое увеличение расходной части бюджета для получения дополнительных политических баллов.

Так, в условиях низких поступлений в бюджет и отсутствия заинтересованности в сотрудничестве у международных кредитных организаций Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет через первичное размещение ОВГЗ под высокие проценты.

По итогам первого полугодия 2018 привлечено в госбюджет 84,07 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 58 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,7 %; долларовым – 5,4 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах.

Для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь в течение года 123 млрд грн (на конец июня выполнено на 68 %) на внутреннем рынке, 108 млрд грн, или $ 4 млрд, на внешнем – (выполнено 0 %). Однако на международных финансовых площадках сформировался тренд по выводу капитала с развивающихся стран (для дальнейшей диверсификации), вследствие чего станет крайне сложно мобилизовать средства извне. Так, с средины апреля портфель ОВГЗ в руках нерезидентов сократился на 5,5 млрд грн (18 апреля портфель нерезидентов был 14,2 млрд грн, а на 28 июля – уже 8,7 млрд грн).

С учетом неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, а также трудностей с выполнением доходной части госбюджета, НБУ придется целенаправленно девальвировать национальную валюту (увеличивая государственные доходы от импорта и усиливая конкурентоспособность экспортеров), при этом учетная ставка будет дальше повышаться (сдерживая инфляционные и девальвационные ориентиры НБУ), что повлияет на сворачивание деловой активности в среднесрочной перспективе и дальнейший рост бюджетного дефицита.


В Украине увеличилась задолженность по зарплате

С начала года задолженность по выплате заработной платы выросла на 15 %. Общий долг по зарплате на 1 июля составил 2,723 млрд грн. Задолженность по выплате заработной платы в Украине в июне 2018 года увеличилась на 6,3 % по сравнению с маем и на 1 июля составила 2,723 млрд грн. Об этом в пятницу, 27 июля, сообщает пресс-центр Государственной службы статистики.

Согласно данным ведомства, с начала года задолженность по выплате зарплаты выросла на 15 %. Задолженность работникам экономически активных предприятий на 1 июля составила 1,566 млрд грн (111 % по сравнению с 1 июня 2018 года). При этом данные приводятся без учета аннексированной территории Автономной Республики Крым и Севастополя, а также части зоны проведения операции Объединенных сил.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Негативная динамика по всем ключевым показателям жизнедеятельности Украины за последние 4,5 года стала нормой, равно как и откровенный популизм и манипуляции власти, касающиеся её успехов. Жизнь с каждым годом и месяцем ухудшается, о чем свидетельствуют не только ощущения самих украинцев, но и официальная статистика. При этом постмайданные правители безуспешно пытаются убедить людей в обратном, отчитываясь о точечных достижениях, которые несопоставимы с общим уровнем развития страны.

Рост долгов по зарплате – это один маленький пример (из множества возможных), иллюстрирующий откровенное вранье правительства, которое утверждает, что в наследство от предшественников ему достались разруха и упадок, и их удалось преодолеть путем немыслимых усилий. Предыдущая власть оставила задолженность по выплате заработной платы, с учетом Крыма и Донбасса, в сумме 0,753 млрд грн. За первый год правления «новой постреволюционной верхушки» долг по выплате зарплаты вырос почти вдвое, до 1,32 млрд грн (на 01.01.2015), и это уже без Крыма и части Донбасса. После 2-х лет правления он вырос еще на 42 %, до 1,88 млрд грн (на 01.01.2016). По результатам 3-х лет работы он составил уже 2,53 млрд грн (на 01.02.2017).

На 01.07.2018 долг по зарплате был равен 2,72 млрд грн. Как видим, суммарно за 4,5 года правления действующей власти он вырос на 261% (в 3,6 раза).  Сюда же можно добавить сокращение экономически активного населения Украины на 2,97 млн человек («рабочая сила» – люди в возрасте от 15 до 70 лет, способные работать):
 2013 год – 20,82 млн человек;
 2014 год – 19,92 млн человек;
 2015 год – 18,09 млн человек;
 2016 год – 17,95 млн человек;
 2017 год – 17,85 млн человек.

На 3,16 млн человек сократилось количество занятого населения в Украине:
 2013 год – 19,31 млн человек;
 2014 год – 18,07 млн человек;
 2015 год – 16,44 млн человек;
 2016 год – 16,28 млн человек;
 2017 год – 16,15 млн человек.

Уровень безработицы повысился на 2,1 %:
 2013 год – 7,8 %;
 2014 год – 9,7 %;
 2015 год – 9,5 %;
 2016 год – 9,7 %;
 2017 год – 9,9 %.

Средняя численность штатных работников сократилась на 2,04 млн:
 2013 – 9,72 млн человек;
 2014 – 8,95 млн человек;
 2015 – 8,06 млн человек;
 2016 – 7,86 млн человек;
 2017 – 7,68 млн человек.

Как видим, за время правления «новой власти» никаких улучшений с занятостью, безработицей, выплатой заработной платы не наблюдается – наоборот отслеживается четкая негативная динамика на протяжении всего периода её правления.
Чиновники намеренно играют со статистикой, демонстрируя мнимые успехи в разрезе месяцев или недель, но оценивать результаты их работы нужно комплексно за весь период деятельности: только такую оценку можно считать объективной, справедливой.


Кабмин отложил пересмотр цен на газ до осени

Правительство продлило спецобязательства «Нафтогаза» на поставку населению газа по льготным ценам. Кабинет Министров на заседании в четверг, 26 июля, принял решение о продлении специальных обязательства для «Нафтогаза» до 1 сентября.

В пояснительной записке к постановлению отмечается, что на данный момент продолжаются переговоры с Международным валютным фондом относительно приведения цены на природный газ до уровня импортного паритета, поэтому возникла необходимость в продлении обязательств еще на месяц. Постановление вступает в силу с 1 августа.

Отметим, специальные обязательства заключаются в продаже топлива для нужд бытовых потребителей по цене, расчет которой привязан к рыночным среднегодовым ценам на европейском хабе. Предыдущее постановление предусматривало действие спецобязательств до 1 августа.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Свое «премьерство» Гройсман начал с повышения тарифов и цены на газ; по всей видимости, повышением цены на газ он его и закончит. Одним из первых решений премьера на посту было повышение не пенсий или зарплат, а стоимости газа с 3600 грн до 6879 грн за тыс. м3. При этом тогда он заявлял: «мы в этом вопросе поставим точку, и это будет последнее изменение цены на газ в жизни нашего государства» (Владимир Гройсман. 27.04.2016).

Но о своих обещаниях Гройсман уже не вспоминает, как и о том, что тарифы не будут повышаться, хотя ещё год назад власть регулярно и громко в этом убеждала.

Цена на газ увеличится однозначно, вопрос заключается лишь в том, насколько. Прогнозов по этому поводу несколько:
 НКРЭКУ прогнозирует рост в диапазоне 60–70 %;
 «Нафтогаз» предлагал повысить на 60–65 %;
 МЕРТ рассчитало прогноз повышения до 40 %;
 НБУ в своем отчете говорит о 25 %.

Любой из приведенных прогнозов является неприемлемым, даже сегодняшние тарифы недопустимо высокие и неподъемные для 60 % населения. Любое небольшое повышение цены на газ является для большинства граждан критическим, не говоря уже о 50 % или 70 %.

Устанавливать стоимость газа в 6957 грн при себестоимости его добычи в 2926 грн со всеми налогами или 1033 грн без налогов могло только сверхциничное правительство Украины.

Отсрочка повышения тарифов до сентября не спасет Кабмин, скорее наоборот: это позволит самоорганизоваться для протестов значительно большему числу людей, чем летом в разгар отпускного сезона. Кроме того, отсрочка данного вопроса до осени ставит под угрозу получение транша от МВФ, что грозит дефолтом в среднесрочной перспективе, поскольку у Министерства финансов отсутствует возможность привлечения недостающих $ 5 млрд для погашения кредитов без поддержки МВФ. Затягивание процесса увеличения тарифов Кабмином может стать для него двойным проигрышем: Украина рискует остаться без транша даже после новой цены на газ.

Как только наша страна войдет в предвыборную кампанию, кредитование со стороны МВФ станет невозможным до окончания выборов.