Дайджест 24-30/09/2018

Реформа начисления субсидий уже сэкономила 8,2 млрд грн – заместитель министра финансов

Стратегической целью реформы системы субсидий в Украине является полная монетизация. Это подчеркнул заместитель министра финансов Юрий Джигир, сообщает «Зеркало недели».

«Основная стратегическая цель реформы – монетизация. Это распространенный инструмент в развитых странах. Мы обсуждали эту модель с различными заинтересованными сторонами и техническими специалистами, чтобы найти компромиссное сбалансированное решение. Какую бы модель мы не выбрали, мы должны были достичь ряда практических целей – защитить малообеспеченные семьи, обеспечить фискальную дисциплину, прозрачность и удобство для пользователей, и исключить возможные злоупотребления», – пояснил он.

Чиновник рассказал, что в настоящее время выбрана модель поэтапного перехода к монетизации. На первом этапе в течение этого года происходит монетизация субсидий на уровне предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Это, по мнению заместителя министра, уже облегчило жизнь всем участникам процесса. Ведь субсидии теперь начисляются не согласно обобщенным нормам потребления, а по факту реально потребленных ресурсов.

Джигир подчеркнул, что одно только это изменение уже сэкономило для бюджета около 8,2 млрд грн в течение первых восьми месяцев текущего года. Это, по мнению чиновника, является очень хорошим показателем.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В «Публичный аудит» поступают многочисленные жалобы от людей, получающих субсидии, о «краже средств с их лицевых счетов». Каждый потребитель газа, централизованного отопления и прочих ЖК-услуг имеет отдельный лицевой счет на каждую услугу, на котором отображается баланс домохозяйства по расчетам с тем или иным поставщиком услуг. Он может быть отрицательным (долг), положительным (переплата) и нулевым (в расчете). Получатели субсидий с положительным балансом жалуются на исчезновение средств со счета (переплаты), размер которой в отдельных случаях достигает 10 000 грн и больше.
Именно об этих исчезнувших деньгах говорит замминистра финансов, отчитываясь о сэкономленных 8,2 млрд грн в результате «реформы начисления субсидии».

Под словосочетанием «реформа начисления субсидий» замминистра подразумевает отбор всех сэкономленных средств у доверчивых граждан, получающих субсидию. Поддавшись призывам власти экономить энергоресурсы, многие украинцы стали утеплять жилье, заменять оконные блоки, устанавливать экономные котлы и электроприборы, используя для этого личные или кредитные средства.

Внедрив комплекс энергоэффектиктивных мероприятий, домохозяйство, естественно, снижает свое энергопотребление, получая экономию финансовых ресурсов, за счет которой планирует покрыть вложенные средства, но не тут-то было.
Правительство считает, что экономия – это не заслуга людей, а лишние средства на субсидии, выделенные из бюджета, которые необходимо забрать, что, собственно, и делает.

Для этого принято постановление КМУ № 329, предусматривающее возврат сэкономленных субсидий в бюджет два раза в год – 1 мая и 1 октября. Из отобранных у населения 8,2 млрд грн в текущем году правительство раздает «премии за экономию» в пределах 700 грн (кому – 100, кому – 300, но не более 700 грн).

Такую премию в 2018-м правительство решило выдать 1,13 млн человек. Если даже посчитать по максимуму (всем по 700 грн), общая сумма выплат составит 791 млн грн, или 9,6 % от сэкономленного, остальные 90,4 % Кабмин забирает, хотя, по большому счету, не имеет такого права, ведь субсидия является безвозвратной помощью.

Экономия энергоресурсов – заслуга не Кабмина, а исключительно домохозяйства, ведь именно последнее инвестирует свои средства в экономичные приборы, учет, утепление и прочие энергоэффективные средства, а результат этой «частной инвестиции» КМУ делит 10 % на 90 % в свою пользу.

«Публичный аудит» в очередной раз обращает внимание правительства, что действующий сегодня порядок списания экономии по субсидиям является несправедливым, он также не стимулирует к экономии. Кроме того, гражданам важно знать, что экономия свыше 100 кубов газа (150 кВт электроэнергии) в год принудительно, безвозвратно списывается с лицевого счета абонента.


В Украине объёмы строительства выросли почти на 6 %

В Украине в течение января–августа 2018 года выполнено строительных работ на общую сумму 73,2 млрд грн. Индекс строительной продукции по отношению к аналогичному периоду 2017 года составил 105,7 %, сообщает в понедельник, 24 сентября, пресс-служба Минрегиона.

За восемь месяцев 2018 года строительные предприятия в Украине уже выполнили работы более чем на 73 млрд грн. Это почти на 6 % больше, чем в январе–августе прошлого года», – сказал заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Лев Парцхаладзе. В частности, по данным ведомства, по итогам отчетного периода индекс строительства инженерных сооружений составил 111,9 %, зданий – 100,2 % (жилых – 99,6 %, нежилых – 100,8 %).

В течение января–августа 2018 года в Украине выполнено строительных работ на общую сумму 73,2 млрд грн (+6 % к предыдущему году). Увеличение объёмов строительных работ произошло за счет роста строительства инженерных сооружений – на 12 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В общей структуре строительных работ сооружение зданий (жилых, коммерческих) составляет 49 %, инженерные сооружения – 51 %. Работы по новому строительству, реконструкции составили 75,8 % от общего объёма, в то время как работы по капитальному и текущему ремонту – 14,9 % и 9,3 % соответственно. При этом в разрезе регионов лидеры по объёмам выполнения работ – Одесская область (9,6 млрд грн) и г. Киев (16,7 млрд грн); по темпам роста – Одесская (143,7 %), Хмельницкая (132,5 %) и Ивано-Франковска (131,4 %) области.

Следует отметить, что, по данным Госстата, количество принятых в эксплуатацию объектов по итогам января–июля 2018 года снизилось на 29 % к соответствующему периоду предыдущего года, что не коррелируется с ростом индекса строительных работ на 6 %. Так, индекс цен на строительные работы, который характеризует изменения стоимости фиксированного набора материальных ресурсов (материалы, изделия, конструкции и энергоносители, которые используются при выполнении строительно-монтажных работ) составил 24 %, вследствие чего заявленный рост строительства связан с инфляционными процессами в условиях сокращения ввода в эксплуатацию строительных объектов.

Поэтому улучшение строительных показателей может быть связано с завышением стоимости работ инженерных сооружений, которые финансируются за счет бюджетных средств, также обусловлены инфляционными процессами. Кроме того, в условиях значительной инфляции, фактически съедающей повышение размера реальных зарплат украинцев, а также существенной девальвации национальной валюты обеспечить масштабные коммерческие стройки платежеспособным спросом будет все труднее, вследствие чего в будущих периодах можно ожидать банкротство многих строительных компаниях, которые специализируются на сооружении зданий.

Строительный рынок по своей сути – пирамида. Застройщик продает один объект и начинает строить следующий. Большинство девелоперов сегодня не могут гарантировать завершение объекта (эффективная ставка кредитования – 25–27 %), если продажи упадут до критического минимума. У них просто не хватит на это денег.


Минэкономики обновило прогноз по росту тарифов

Опрошенные Минэкономики эксперты прогнозируют меньшие темпы роста тарифов в ближайшие три года, чем ранее. Об этом говорится в сентябрьском консенсус-прогнозе МЭРТ на 2018–2021 годы. В частности, если в апреле эксперты предполагали, что газ в течение следующих трех лет будет дорожать каждый год на 20%, то сейчас прогнозируют: 2019 год – на 19%, в 2020 году – на 15% и 2021 году – на 15%.

Согласно прогнозу, сделанному в апреле, горячая вода и отопление в 2019 году должны были подорожать на 10%, в 2020 году – на 11%, а в 2021 году – на 20%. Сейчас же эксперты прогнозируют, что рост будет: 11,5 %, 12 % и 15 % соответственно.
Относительно электроэнергии, то весной прогнозировалось, что украинцы будут платить на 22,5 % больше в 2019 году, на 15% - в 2020 году и на 12,5 % больше в 2021 году. В то же время осенью эксперты изменили мнение на следующее: 20,5 %, 20 % и 20 % соответственно.

В этом году, по сентябрьским прогнозам экспертов, тарифы на коммуналку изменятся так: природный газ, горячая вода и отопление подорожают на 20 %, а электроэнергия на 18,9 %. В апреле прогнозировалось, что рост будет таким: 18 % – газ, горячая вода, тепло и электроэнергия – 20 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Прогноз Министерства экономического развития и торговли по тарифам – это как прогноз погоды на 10 дней от гидрометцентра: он постоянно меняется и никогда не сбывается. Уровень тарифов не зависит от МЭРТ – данное ведомство их не рассчитывает и не утверждает. По большому счету, занимаясь прогнозированием повышения тарифов, министерство впустую тратит время и бюджетные средства на подобные исследования, поскольку размер тарифов в Украине объясняется не экономическими тенденциями, а политическими решениями и реакцией людей на них.

Сегодня дальнейший рост (или «заморозка» на текущем уровне) тарифов зависит от:
1) Кабмина, который до 01.10.2024 должен принять решения о цене на газ для населения;
2) позиции МВФ, которому украинская власть пообещала ежегодно корректировать стоимость «голубого топлива» в зависимости от биржевых котировок в Дюссельдорфе;
3) решений НКРЭКУ, которая строит планы о повышении тарифов на электроэнергию в 2019 году;
4) реакции населения Украины на очередное увеличение тарифов.
80 % в размер платежки рядового украинца – цена на газ и уголь, которые являются составляющими тарифов на отопление, электроэнергию и горячую воду.

Стоимость этих ресурсов по состоянию на сегодня определяется Кабмином и НКРЭКУ не расходным методом (себестоимость + рентабельность), а по импортному паритету, поэтому мы и наблюдаем бесконечный рост тарифов.
Есть две идентичные формулы: «Роттердам +» по углю авторства НКРЭКУ (Д. Вовка) и «Дюссельдорф +» по газу авторства Кабмина (Гройсмана).

О формуле «Роттердам +», по которой определяется стоимость угля, все уже наслышаны: по этому поводу даже проводились расследования НАБУ и ГПУ, но аналогичная формула действует и по газу. Стоимость украинского газа для населения определяется, исходя от котировок на немецкой бирже + стоимости доставки газа (Германия-Словакия-Украина). Это суть формулы «Дюссельдорф +», которая утверждена Постановлением КМУ от 22.03.2025 № 187. Согласно ей, правительство обязано пересматривать стоимость газа для населения каждые полгода, принимая во внимание изменения цен на бирже (это вписано в Меморандум с МВФ 2017 года, пункт 24). В результате такого ценообразования, украинцы платят за газ, добытый в Украине, так, будто бы его закупают и доставляют из Германии.

Никто не знает и не может знать, стоимость газа будет на бирже в Дюссельдорфе или угля в Роттердаме в 2019–2021 годах, это же касается и курса гривны к евро и доллару. Поэтому прогнозы МЭРТ относительно тарифов очень сомнительные и туманные – в сегодняшнее нестабильное для Украины время погрешность может составлять практически любую величину, что сводит ценность подобных предсказаний к «0».

Экономически обоснованный уровень тарифов, о котором так любят рассказывать в правительстве, – это покрытие обоснованных затрат производителя и поставщика услуг, плюс необходимый для развития уровень прибыли, который регулируются государством. Если бы тарифы в Украине формировались по простой, понятной и справедливой формуле (классическим затратным методом), они были бы в 2 раза ниже и при этом четко прогнозируемыми. Однако, благодаря «реформам» действующей власти, украинцы на сегодня имеют неподъёмные, завышенные тарифы на все ЖК-услуги, пределы роста которых зависят лишь от степени жадности власти и степени терпения народа.


Украина заняла 64 место по уровню соцразвития

Украине удалось незначительно улучшить показатели в нескольких сферах, но существенных изменений не произошло.
Украина осталась на 64 месте по уровню социального развития, но в прошлом году в рейтинге было 128 стран, а в этом – 146.
Об этом свидетельствуют итоги исследования Индекс социального развития, разработанного американской неправительственной организацией Social Progress Imperative при поддержке Deloitte.

Индекс определяет рейтинги стран на базе показателей, имеющих непосредственное влияние на качество жизни людей.
Украина расположилась между Кубой и Македонией, продолжая оставаться в группе стран с развитием выше среднего.
По результатам нынешнего индекса среди стран СНГ Украина уступила Беларуси, которая значительно улучшила показатели за год (46), Армении (55) и России (60). Последнюю строчку по уровню социального развития среди стран СНГ занимает Таджикистан (106).

Лидером рейтинга стала Норвегия, которая получила 90,26 баллов из 100 возможных. Норвегия укрепила свою позицию на 1,50 пункта по сравнению с 2014 годом, что стало самым высоким показателем среди других стран Северной Европы.
Замыкает рейтинг Центральная Африканская Республика, которая заняла 146 место. Несмотря на это, страна улучшила свой показатель на два пункта по сравнению с 2014 годом.

Самые высокие результаты по положительной динамике за год среди стран Большой семерки продемонстрировала Япония (6 место).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По результатам правления власти Украина занимает неутешительные показатели во внутренних и мировых рейтингах жизнедеятельности населения нашей страны. Согласно официальным исследованиям Госстата, проведенным в 2017 году, четверть населения Украины (24,5 %) не в состоянии позволить себе мясо и рыбу (даже через день), тогда как в 2013 году количество таких людей было в пределах 16,9 %.

По данным Счетной палаты, уровень бедности в Украине по итогам прошлого года увеличился до 27 %. Прожиточный минимум, от размера которого зависят показатели минимальной пенсии по возрасту, социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособий по безработице, а также стипендий и других социальных выплат, с конца 2013 года вырос всего на 51 % (с 1176 грн до 1777 грн), а цены на социальные продукты и услуги – на 100– 800 %.

В Европе после выхода на пенсию у людей жизнь продолжается, а в Украине пенсия уже считается чуть ли не концом жизни.
Пенсия:
$ 1500 – в США;
$ 1050 – во Франции;
$ 415 – в Польше;
$ 210 – в РФ;
$ 191 – в Украине (2013/2014);
$ 150 – в Беларуси;
$ 88 – в Украине (2018).

За 4,5 года средняя номинальная пенсия в Украине выросла на 62 % (с 1526 грн в 2014 г. до 2479 грн в 2018 г.); средняя реальная пенсия в долларовом эквиваленте снизилась в 2,2 раза (со $ 191 на начало 2014 г. до $ 88 в 2018 г.).

Кроме того, крайне низкими являются доходы не только социально незащищенных украинцев. У большинства работающих людей имеется доход, который практически «не совместимый с жизнью»: 52 % украинцев зарабатывают в месяц менее $ 185 (до 4830 грн), 7,9 % – менее $ 115 в месяц, хотя ещё в конце 2013 года среднестатистический украинец зарабатывал $ 453 в месяц.
Почти 60 % населения не способны самостоятельно оплатить жилищно-коммунальные услуги, тогда как в 2013 году таких людей было всего 9 %.

При этом правительство регулярно «фиксирует» в Украине экономический рост, увеличение доходов населения, дефляцию и прочие улучшения жизни, но только люди в повседневной жизни не замечают этих «успехов».
Кардинальным выходам из экономической нестабильности, социальной несправедливости является полная перезагрузка власти и прекращение войны на востоке страны.

На газе из ЕС сэкономили $ 1,3 млрд – «Нафтогаз»

Украина прекратила покупать газ напрямую у России с ноября 2015 года. С начала года в ЕС купили газа на $ 1,5 млрд.
В «Нафтогазе» заявляют, что наша страна сэкономила $ 1,3 млрд, покупая газ в Евросоюзе вместо закупок у Газпрома по контракту от 2009 года. Об этом заявил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, передает УНИАН.
«Экономия “Нафтогаза” от импорта природного газа из ЕС вместо закупки у “Газпрома” по начальной, непересмотренной контрактной цене, составила почти $ 1,3 млрд», – сказал Витренко. Именно из-за этого, отметил чиновник, Украина покупает газ в ЕС, а не в России.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В 2016 году Украина покупала газ в Европе по цене от $ 183 до $ 202, в то время как «Газпром» поставлял его в Европу по цене в среднем $ 167. Мы импортировали 10,9 млрд м3, а значит, могли сэкономить за год около $ 280 млн.

Согласно данным МЭРТ, цена импорта газа в 2017 году составляла от $ 208,38 до $ 252,91 за тыс. м3:
в январе – $ 229,51;
в феврале – $ 246,88;
в марте – $ 248,13;
в апреле – $ 232,17;
в мае – $ 208,38;
в июне – $ 213,7;
в июле – $ 214,5;
в августе – $ 210,11;
в сентябре – $ 212,9;
в октябре – $ 224,89;
в ноябре – $ 239,53;
в декабре – $ 252,91.

Средняя цена за 2017 год – $ 227,8 за тысячу метров кубических, а общий объём импорта – 13,9 млрд м3. Ценовая политика «Газпрома» для Европы и стран бывшего СССР существенно отличается. В прошлом году для Европы российский газ стоил $ 190–210, в то время как Беларусь платила за него $ 141/тыс. м3. При поставках газа из РФ по цене для Европы – $ 200 за тыс. м3 – Украины могла бы сэкономить за 2017 год около $ 390 млн.

За первое полугодие 2018 года наша страна импортировала более 4,1 млрд кубов газа из ЕС. Согласно данным МЭРТ, цена импорта газа в 2018 году составляла от $ 260 до $ 309,9/тыс. м3:
в январе – $ 272,9;
в феврале – $ 276,9;
в марте – $ 274,6;
в апреле – $ 309,9;
в мае – $ 260,0;
в июне – $ 266,3;
в июле – $ 288,8.

Экспортная цена российского газа для Европы в 2018 году была равна $ 230. При поставках газа из РФ по цене для Европы – $ 230 за тыс. м3 – Украины могла бы сэкономить за I полугодие текущего года около $ 200 млн. Таким образом, суммарная экономия Украины при покупке газа у РФ по обычной цене «Газпрома» для стран Европы за 2016 – І полугодие 2018 гг. могла бы достичь около $ 870 млн. А в случае, если бы между нашими странами были нормальные отношения, а на поставках газа не строились никакие коррупционные схемы, Украины могла бы импортировать газ по стоимости, как для стран СНГ, – экономия тогда была бы в разы большей.

Кроме того, на сегодняшний день отсутствие поставок газа из РФ – это не заслуга или принципиальная позиция власти в Украине: в марте 2018 года правительство и «Нафтогаз» с радостью ожидали возобновления поставок более дешевого российского газа, но «Газпром» отказался его поставлять.


В 2019 году пенсии вырастут на 20% - Минсоцполитики

В 2019 году пенсии украинцев вырастут примерно на 20%. Об этом в среду, 26 сентября, сообщил министр социальной политики Андрей Рева, передает пресс-служба министерства. «В марте 2019 года будет проведено осовременивание пенсий по внедренной Пенсионной реформой формуле – суммой 50% роста уровня инфляции и 50% роста средних зарплат в 2018 году. Если инфляция в этом году будет 12%, как прогнозируют, то в расчет берется 6%. Фонд оплаты труда вырос за восемь месяцев на 25%, то есть, в расчет берется 12,5%. В сумме это 18,5%. Это означает, что рост пенсий состоится до 20% от размеров пенсий, которые есть сегодня», – пояснил Рева.

Вместе с тем, как отметил он, поскольку 2018 год еще не закончился, а, соответственно, точные показатели по которым будет проводиться индексация пенсий не известны, расчеты основываются на тенденциях экономики и имеют приблизительный характер.

Министр также пояснил почему автоматическое осовременивание пенсий произойдет именно с 1 марта – официальные показатели инфляции и роста средних зарплат за 2018 год будут готовы в феврале, после чего будут произведены расчеты и выплаты в соответствии с принятым постановлением правительства.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В соответствии с проведенной правительством «пенсионной реформой», размер пенсий ежегодно пересматривается, при этом для перерасчета пенсии берется не полный годовой уровень инфляции, а лишь половина от него. Это же касается и показателя роста средней зарплаты, который учитывается лишь на 50%. Такой подход к перерасчету приводит к тому, что уровень пенсий всегда будет отставать от роста зарплат и инфляции, а значит, реальный уровень пенсии (ее покупательская способность) из года в год будет практически стоять на месте. Номинально пенсия якобы растет, но из-за более высоких темпов роста цен купить за нее больше товаров невозможно.

Уже сегодня размер средней пенсии в Украине (2479,2 грн) отстает от фактического размера прожиточного минимума (3818 грн) в 1,5 раза. Для того чтобы при текущих ценах на жизнь пенсионеру прожить месяц, ему необходимо где-то подработать или получить в виде помощи от детей (родственников) еще 50% от пенсии, либо жить впроголодь. И это при средней пенсии, не говоря уже о тех, кто получает минимальную.

Минимальная пенсия на сегодня составляет 1435 грн, что в 2,7 раза ниже фактического прожиточного минимума (в ценах июня 2018 года), прожить при такой пенсии невозможно и правительство не может этого не понимать. Даже, если в марте 2019 года средняя пенсия увеличится на 18,5% (+458 грн) до 2937 грн и при этом курс гривны останется неизменным (что маловероятно), то она составит всего $ 104, что в 1,8 раза ниже, чем было на начало 2014 года ($ 191), а значит, украинские пенсионеры и дальше будут фактически недополучать свои честно заработанные деньги от государства.

К марту 2019 года фактический размер прожиточного минимума, безусловно, вырастет следом за ценами, его размер (в ценах марта 2019 года) ориентировочно будет равен 4300 грн, при этом, средняя обновленная пенсия составит 2937 грн.
Как видим, несмотря на повышение пенсий на 18,5% в 2019 году, отставание от фактического прожиточного минимума в 1,5 раза останется, а значит реальная покупательская способность украинских пенсионеров, даже после перерасчета пенсий, будет на прежнем, неизменно низком уровне.


В Украине действуют новые правила парковки

В Украине с четверга, 27 сентября, вступили в силу новые правила парковки автомобилей. Об этом говорится в соответствующем законе, обнародованном на сайте Верховной Рады. Закон предусматривает новые правила наказания водителей, которые не оплачивают парковку или оставляют машину в запрещенных местах.

Если машина более 10 минут находится на парковке, а водитель не оплатил это, и нарушение сняли на фото или видео, предполагается наказание. Квитанцию о штрафе могут оставить на лобовом стекле, а если фиксация произошла в автоматическом режиме – отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ранее штраф за неоплаченную парковку составлял от 136 до 204 грн, по новым правилам речь идет о 20-кратном размере стоимости парковки за час. В случае безосновательно занятого места для инвалидов – 30-кратном размере цены за парковку, на которой оставили машину. Также предусмотрена скидка на штраф в 50%. Водитель или владелец автомобиля может оплатить только половину штрафа, если успеет это сделать в течение 10 банковских дней (реквизиты для оплаты должна содержать квитанция, которую оставили на лобовом стекле или прислали по почте).

Предполагается, что штраф будет выписывать инспектор по парковке. Если он возьмет у водителя наличные в качестве оплаты услуги – ему грозит штраф от 850 до 1190 грн. Закон устанавливает, что нести ответственность может лицо или компания, на которую зарегистрирован транспорт, или же тот, кто ввез авто из-за границы.

Закон позволяет представителям Нацполиции и инспекторам по парковке эвакуировать машину, если она препятствует дорожному движению или создает угрозу безопасности движения.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Фотофиксация нарушений в автоматичном режиме впервые введена была еще в 2008 году и позволяла привлекать именно владельцев (а не водителей) транспортных средств к административной ответственности. Через два года (22.12.2024) КСУ в своем решении по делу №1-34 / 2010 признал такую формулировку нормы КУоАП несоответствующей Конституции Украины, так как согласно ч. 1 Ст. 61 Конституции, юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер. То есть, нельзя привлекать к административной ответственности владельца транспортного средства, который административного правонарушения не совершал. Однако фактически указанный вывод КСУ попирается нововведениями, которые вступают в силу сегодня.

Так, Законом Украины №2262-VIII от 21.12.2024 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств» Ст. 14-2 КУоАП изложена в следующей редакции: «Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, либо за нарушение правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированные в режиме фотосъемки (видеозаписи) (с помощью технических средств, позволяющих осуществлять фотосъемку или видеозапись и функционируюющих в соответствии с законодательством о защите информации в информационно-телекоммуникационных системах), несет ответственное физическое лицо или руководитель юридического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство… В случае если транспортное средство зарегистрировано за пределами территории Украины, и такое транспортное средство в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации в Украине, к административной ответственности привлекается лицо, ввезшее такое транспортное средство на территорию Украины».

То есть фактически нововведением вновь возвращена презумпция вины автовладельца. С сегодняшнего дня сотрудникам полиции или инспекторам по парковке (ч. 2 Ст. 33 КУоАП) разрешено при наложении взыскания не учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, – в тех случаях, когда правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения зафиксированы в автоматическом режиме, и за нарушение правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированные в режиме фотосъемки (видеозаписи). Постановление о наложении административного взыскания за правонарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, либо за нарушение правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированное в режиме фотосъемки (видеозаписи), может выноситься без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

Информация о таких административных правонарушениях не позднее следующего рабочего дня со дня установления ответственного лица вносится в Реестр административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Постановление о наложении административного взыскания направляется ответственному лицу в течение трех дней со дня вынесения заказным письмом с уведомлением по адресу места регистрации (проживания) физического лица (местонахождение юридического лица). Днем получения постановления является дата о вручении ее ответственному лицу, указанная в почтовом уведомлении.

Касательно штрафов для ВПЛ, а именно того, куда отправлять им уведомления, законодатель условий не определил.
По сути, вновь получается ситуация, что те лица, которые продали машину по доверенности и не сняли ее с регистрации, будут вынуждены платить штрафы по административным правонарушениям, совершенным иными лицами. Как и ранее, владелец может быть освобожден от ответственности только если сам докажет, что ТС выбыл из его обладания в результате совершения преступления, или если лицо, реально управляющее ТС и совершившее правонарушение, явится в органы полиции с повинной.

Также узаконено эвакуирование ТС при совершении определённых правонарушений (правила остановки, стоянки, езда в нетрезвом виде). Работнику полиции временно задерживать ТС путем блокировки или доставления его для хранения на специальную площадку или стоянку (в том числе с помощью эвакуатора) разрешается только в случае, если размещение задержанного ТС существенно препятствует дорожному движению, создает угрозу безопасности движения или ТС размещен на местах, предназначенных для лиц с инвалидностью. ТС может быть временно задержано на срок до решения дела об административном правонарушении, но не более трех дней с момента такого задержания. После окончания трехдневного срока временного задержания ТС лицо имеет право обратиться за его возвращением. Такое обращение лица является обязательным для его выполнения независимо от стадии решения дела об административном правонарушении.

Статьей 265-4 КоАП предусмотрен порядок временного задержания транспортных средств инспекторами по парковке, и закреплено какое именно размещение ТС является таким, что существенно препятствует дорожному движению или создает угрозу безопасности движения.

Инспекторы по парковке обязаны безотлагательно информировать о временном задержании ТС полицию, с указанием государственного номера ТС, точного времени его задержания и места хранения (адрес и телефоны специальной площадки или стоянки), размещать эту информацию на официальном сайте исполнительного органа соответствующего местного совета, а также передавать сообщение о временном задержании транспортного средства на абонентский номер подвижной (мобильной) связи и адреса электронной почты, указанные соответствующими пользователями.

Исходя из игнорирования депутатами решения КСУ по вопросу фиксирования правонарушений, есть большая перспектива выигрыша лицами, которые передали управление ТС, при обжаловании постановления работников полиции и инспекторов парковки по зафиксированным в автоматическом режиме нарушениям, именно на основании несоблюдения выводов КСУ об индивидуальной ответственности.


Опередил все прогнозы: назван показатель ВВП

По итогам 2018 года в Украине ожидается рост валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне более 3 %. Об этом в субботу, 29 сентября, сказал президент Петр Порошенко в Харькове во время открытия 10 международного экономического форума Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы, сообщает УНН. «В этом году ожидается рост на уровне далеко за 3 %. Показатель второго квартала, и мне приятно об этом говорить, опередил самые оптимистичные прогнозы и составил 3,8 %. Мы точно идем к цифре 4 % роста ВВП», – отметил Президент.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Номинальный ВВП за I полугодие 2018 года был равен 1,507 трлн грн, что на 250 млрд грн (на 19 %) больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При данном росте номинального ВВП стоит отметить, что кумулятивный индекс промышленного производства с начала года упал на 11,5 % (добывающая промышленность – -6,3 %, перерабатывающая промышленность – -11,9 %), что свидетельствует о количественном сокращении производства. Индекс цен производителей за соответствующий период составил 11,1 %, что более чем в три раза выше официального уровня инфляции (3,6 %).

Внешнеторговый баланс Украины в I полугодии 2018 года сведен с дефицитом в $ 3,8 млрд, что на 27 % больше дефицита за аналогичный период 2017 года. В условиях фактического сокращения производства рост номинального ВВП смогли обеспечить инфляционные процессы (рост индекса цен производителей – +11,1 %), внешние заимствования (23,8 млрд грн – евробонды, 117 млрд грн – ОВГЗ), манипуляции с данными внешней торговли – 6 %, или 82,7 млрд грн (по данным Гостата, дефицит внешней торговли – 17,3 млрд грн, по данным НБУ – 100 млрд грн).

Кроме того, ранее регулятор изменил методику подсчета объёма частных денежных переводов в Украину и ретроспективно пересчитал в удобную сторону их годовые размеры, что обеспечило дополнительный «рост» реального ВВП. Такие действия объясняются тем, что в период правления правительства Яценюка – Яресько было списано $ 3 млрд внешнего долга взамен на ВВП-варранты (вид долговых ценных бумаг). Держатели этих бумаг смогут получать существенные выплаты, которые будут зависеть от темпов роста номинального и реального ВВП, фиксируемых Госстатом. Поэтому благодаря манипуляциям с подсчетом номинального и реального ВВП сегодня создаются условия для выплат по ВВП-варрантам внешним кредиторам.

Кроме того, до конца 2018 года Украина должна перечислить три транша МВФ общей суммой $ 590,8 млн (2019 – $ 1,82 млрд). Переговоры Фонда с Кабмином в сентябре завершились неудачно, так как кредиторы также видят отсутствие реального улучшения ситуации с экономикой и отказываются выделять новые кредиты нынешней власти. Сегодняшние политические заявления о росте экономки не соответствуют нынешним реалиям, которые близки к экономической катастрофе.


Реальные зарплаты за год выросли на 16 %

Реальные зарплаты украинцев в августе 2018 года выросли на 15,7 % по сравнению с августом 2017 года. Об этом в пятницу, 28 сентября, сообщили в Госстате. Отмечается, что реальная зарплата в августе этого года по сравнению с июлем снизилась на 2,1 %, а по сравнению с августом прошлого года выросла на 15,7 %.

Схожие показатели в августе имеет и средняя номинальная зарплата: по сравнению с июлем она снизилась на 2,1 %, а по сравнению с августом 2017 года – выросла на 26,2 %. Средняя номинальная заработная плата штатного работника предприятий, учреждений и организаций в августе 2018 года составила 8 977 грн, что в 2,4 раза выше уровня минимальной заработной платы (3 723 грн).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Правительство не устает нахваливать свои успехи в социально-экономической сфере, убеждая, что доходы и благосостояние украинцев растут, но только люди почему-то постоянно недовольны – «Публичный аудит» разберется почему.
В Украине насчитывается 16,28 млн занятого населения (38,7 %), то есть, практически каждый третий (на 1-го занятого приходится 2,6 незанятых). Но занятость не подразумевает получения средней з/п. Из этих 16,28 млн украинцев, 7,64 млн – это официальные штатные работники, по которым производится расчет средней зарплаты в Украине. Остальные 8,64 млн человек – самозанятое население, что необязательно подразумевает получение дохода, и работники мелких предприятий (до 10 чел), которые не берутся во внимание при расчете средней з/п.

Таким образом, «среднюю зарплату» в Украине получает 7,64 млн человек, или 18,2 % всего населения (даже не каждый 5-й).
Средняя з/п в августе 2018 года составила 8977 грн («грязными»), или 7226 грн («чистыми») – 19,5 %. Зарплату менее 8000 грн получает 73 % работающего населения, а всего 27 % работающих зарабатывают свыше 8 000 грн («чистыми»). Таким образом, лишь каждый 3-й из официально работающих на предприятиях со штатом свыше 10 человек зарабатывает более 8000 грн в месяц, а это всего 2 млн человек, или 5 % населения Украины. Если к этому добавить анализ расходов украинских семей в зависимости от их состава, станет понятно, чем недовольны украинцы.

Скромные расходы 1 работающего человека в месяц (без вредных привычек и автомобиля) составляют 6550 грн, но поскольку мы уже разобрались, что в Украине занят лишь каждый 3-й, а среднюю з/п получает лишь каждый 5-й, ситуация, когда все члены семьи работают, не является типичной.

Расходы семьи из 2-х человек с 1-м работающим, составят 11 900 грн, из 3-х человек с 1-м работающим – 15 150 грн, из 4-х человек с 1-м работающим – 18900 грн (расчеты «Публичного аудита» приведены ниже). Как видим, из-за небольшого числа работающих людей в Украине и их низкого дохода семьи из 2-х и более человек с 1-м работающим, даже при скромных расходах, неспособны сегодня прожить на ту среднюю зарплату, которой так гордится правительство.