Дайджест 25-30/06/2018

Госдолг Украины незначительно сократился

В конце мая общий размер государственного долга составил 1 993,02 млрд гривен, или $ 76,26 млрд. В мае совокупный государственный долг Украины (прямой и гарантированный) сократился на 1 %, говорится в данных Министерства финансов.
Государственный и гарантированный государством долг на конец мая был равен 1 993,02 млрд грн, или $ 76,26 млрд, против 2 020,98 млрд гривен, или $ 77,05 млрд, месяцем ранее.

Общий размер прямого госдолга по состоянию на 31 мая составил 1 730,69 млрд грн ($ 66,22 млрд) против 1 748,74 млрд грн ($ 66,67 млрд) месяцем ранее. Напомним, в апреле госдолг Украины сократился на 0,41 %, или на $ 0,32 млрд, а в национальной валюте – на 1,59 %, или на 32,62 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Минфина, по состоянию на 31.05.2018 совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг в долларовом выражении составлял $ 76,26 млрд, что на $ 0,79 млрд меньше, нежели по итогам апреля 2018 года.
Сокращение государственного и гарантированного государством долга обусловлено плановым погашением части внешних обязательств. Украина с начала мая выплатила около $ 0,54 млрд в счет погашения задолженности перед МВФ и $ 0,25 млрд перед кредиторами ЕС.

Следует отметить, что выплаты производились за счет уменьшения золотовалютных резервов и это негативно повлияет на стабильность валюты. Так, они осуществлялись путем возврата ранее полученной специальной валюты СПЗ (специальные права заимствования, эмитент – МВФ), а проценты по телу кредита придется отдавать долларами.

По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины составлял $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн), или 72 % от номинального ВВП. Так, критическое соотношение госдолга к ВВП (выше 60 %) – это результат экономической политики, которая проводится с 2014 года. Так, соотношение госдолга к ВВП с 2010 по 2014 гг. колебалось в диапазоне 36–40 %, что давало возможность свободно обслуживать долги и развивать экономику. В бюджете на 2018 год предусмотрено погашение обязательств на 175,7 млрд грн (внутренние – 114 млрд грн; внешние – 61,7 млрд грн).  Однако, по данным Минфина, объём обязательных выплат Украины по государственному и гарантированному государством долгу до конца 2018-го достигнет 325,5 млрд грн, что на 150 млрд грн больше, чем заложено в бюджете. Как результат, следует ожидать существенное увеличение бюджетного дефицита.

Во второй половине этого года украинское правительство должно заплатить более $ 3 млрд кредиторам, в следующем году – $ 7 млрд. Этих средств у государства нет, а источники их получения пока отсутствуют. Невыплата долга (дефолт) означает катастрофическую девальвацию гривны с неизбежным стремительным обнищанием большинства украинских граждан. Дополнительными рисками являются существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд (6,7 % ВВП) и отсутствие достаточного притока прямых иностранных инвестиций.

В случае остановки сотрудничества с МВФ Украина может использовать другой инструмент привлечения средств – эмиссию облигаций внешнего займа (евробонды). Однако использование данного инструмента на самом деле означает лишь откладывание проблемы на год с последующим еще большим затягиванием долговой петли, поскольку деньги можно будет одолжить не менее под 8 % (или все 10–12 %) и, как правило, на короткий срок.

В условиях будущих избирательных кампаний радикальное сокращение расходов бюджета – пенсии, зарплаты, образование, медицина, оборона – маловероятно. Таким образом, Украина может столкнуться с существенным бюджетным дефицитом и отсутствием источников для его погашения.

Следует отметить, что для МВФ сегодня финансово нецелесообразно выделять транши Украине. Во-первых, фактический долг Украины перед МВФ составляет $ 13,04 млрд, а экономика не генерирует дополнительные доходы, которые могут пойти на погашение имеющихся обязательств. Во-вторых, в связи с изменением финансовой конъюнктуры на мировых рынках (рост доходности суверенных облигаций крупнейших стран, ставка купона 10-летних американских облигаций – 2,95 %), международным кредиторам невыгодно кредитовать высоко рискованную Украину.

Поэтому сегодняшняя политика привлечения заемных средств под высокие проценты в краткосрочной перспективе поможет выполнить обязательства по внешним выплатам, но в долгосрочной – увеличит дефолтные риски страны в связи с увеличением долговой нагрузки по выплате процентов, в то время как сегодняшнее макроэкономическое состояние не позволяет стране генерировать доходы, в счет которых можно погашать внешние обязательства.


Украина опустилась на 14 место в рейтинге производителей стали

В мае Украина опустилась с 13-го на 14-е место в рейтинге мировых производителей стали. Об этом свидетельствую данные Всемирной ассоциации производителей стали (Worldsteel). В частности, по данным ассоциации, Украина по итогам работы металлургических предприятий в мае 2018 года нарастила производство стали на 2,9 % до 1,695 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Однако это не позволило ей удержать позицию в рейтинге, и страна опустилась с 13-го на 14-е место в рейтинге 64 стран – основных мировых производителей стали.

Также, согласно данным Worldsteel, в мае (по сравнению с маем прошлого года) выплавку стали нарастили практически все страны первой десятки, кроме Бразилии.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

С начала текущего года Украина ежемесячно демонстрирует негативную тенденцию в рейтинге мировых производителей стали. В январе 2018 года наша страна занимала 11 место в этом рейтинге, в апреле – уже 13, и вот по итогам мая имеем позицию номер 14. Безусловно, этот рейтинг не является постоянным – он имеет тенденцию изменяться ежемесячно в зависимости от производства стали в той или иной стране. Однако, если смотреть статистику Worldsteel за 2013 год, то, по итогам этого года, Украина заняла 7-е место, выплавив 30,4 млн тонн стали, а в 2014 – 10-е с результатом выплавки в 27,2 млн тонн. По итогам 2017-го страна уже выпала из ТОП-10 мирового рейтинга производителей стали, закрепив за собой 12-е место (было произведено 22,7 млн тонн, что на 25 % меньше по сравнению с 2013 годом).

На негативную тенденцию падения объемов выплавки стали, кроме внутренних проблем, повлияли, конечно, и внешние рынки. Так, по данным Национального бюро статистики Китая, металлургическая промышленность страны второй месяц подряд (апрель–май) демонстрирует беспрецедентные результаты своей работы, поставив рекорд производства в 2,62 млн тонн в сутки, невзирая на проведение в КНР кампании по снижению уровня загрязнения окружающей среды. Наращиванию производства способствовала благоприятная конъюнктура на внутреннем рынке Китая с увеличением доходности производителей стали. Аналогичная ситуация – на рынках Индии (+8,5% внутреннего потребления стальной продукции), что подтолкнуло увеличение производства стали в апреле–мае на 6,1 %, при этом экспорт индийской стали обвалился почти на треть.

Основными экспортными рынками украинской металлопродукции в январе-мае 2018 г., являлись страны Европейского Союза (34,8%), Африки (15,8%), прочие страны Европы, включая Турцию (13,1%) и страны Ближнего Востока (11,4%). Введенные Соединенными Штатами с 1 июня дополнительные пошлины на импортные сталь и алюминий из Китая, Индии, ЕС, Канады и Украины, аналогично введенные этими же странами санкции только уже в отношении американских производителей, может вызвать кризис перепроизводства и профицит собственной стальной продукции на внутренних рынках. Это может сыграть отрицательно для украинских производителей, поскольку 83% произведенной продукции отправлялось на экспорт. Вследствие только защитных мер ЕС и Турции, существует риск недополученной прибыли украинскими металлопрозводителями более $ 5 млрд.


В Украине в первом квартале снизилась безработица

Уровень безработицы в Украине постепенно снижается и по итогам первого квартала составил 9,7 % против 9,9 % кварталом ранее. Об этом сообщает Правительственный портал со ссылкой на данные Государственной службы статистики, «собранные и проанализированные по методологии Международной организации труда». «Так, в абсолютных показателях количество занятого населения в Украине в возрасте 15-70 лет составляла 16 млн человек, безработных – 1,7 млн человек», – говорится в сообщении.

Уточняется, что в географическом и половом разрезе уровень занятости и безработицы оказался неравномерным.
Так, уровень безработицы среди женщин несколько меньше среднего по стране и составляет 9,1 %. Также 9,1 % составляет уровень безработицы среди жителей городов.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Снижение уровня безработицы на 0,2 % – не более чем сезонные колебания на рынке труда на фоне 4-летнего негативного тренда по всем показателям. Начиная с 2014 года, количество экономически активного населения в Украине ежегодно сокращается:
2013 год – 20,82 млн человек;
2014 год – 19,92 млн человек;
2015 год – 18,09 млн человек;
2016 год – 17,95 млн человек;
2017 год – 17,85 млн человек.

Экономически активное население – это люди в возрасте от 15 до 70 лет, способные работать (рабочая сила, проще говоря).
Суммарно за 4 года количество экономически активного населения сократилось на 2,97 млн человек; занятого населения – на 3,16 млн человек:
2013 год – 19,31 млн человек;
2014 год – 18,07 млн человек;
2015 год – 16,44 млн человек;
2016 год – 16,28 млн человек;
2017 год – 16,15 млн человек.

Уровень безработицы вырос на 2,1 %:
2013 год – 7,8%;
2014 год – 9,7%;
2015 год – 9,5%;
2016 год – 9,7%;
2017 год – 9,9%.

Средняя численность штатных работников сократилась на 2,04 млн:
2013 – 9,72 млн чел.;
2014 – 8,95 млн чел.;
2015 – 8,06 млн чел.;
2016 – 7,86 млн чел.;
2017 – 7,68 млн чел.

Как видим, во временном разрезе последних 5 лет никаких улучшений с занятостью и безработицей не наблюдается – наоборот отслеживается четкая негативная динамика в течение всего 4-летнего правления действующей власти. Кроме того, из общего числа безработных в Украине (в I квартале 2018 года) – 1 712,8 тыс. человек – официально зарегистрировано только 316 тыс. человек.

Быть официально зарегистрированным безработным в Украине не так уж и просто: есть масса правил и причин, из-за которых этот статус отбирают, что приобретает особенную актуальность в связи с новыми правилами предоставления субсидий исключительно официально зарегистрированным безработным (для остальных безработных начисляется виртуальный доход в три прожиточных минимума):
на сегодня это – 5286 грн;
с 01.07.18 – 5523 грн;
с 01.12.18 – 5763 грн.

Начисление безработному такого размера виртуального дохода в большинстве случаев лишит его права на субсидию.
Как видим, власти намеренно играют со статистикой, демонстрируя свои мнимые успехи в разрезе месяцев или кварталов, но оценивать результаты их работы нужно комплексно за весь период правления. Тогда оценка будет объективной и справедливой.


Госбюджет «ушел в минус» на 9 млрд – Минфин

Дефицит государственного бюджета в январе-мае 2018 года составил 9,2 млрд грн, тогда как в прошлом году госбюджет за этот период был сведен с профицитом 26,5 млрд гривен. Общий фонд госбюджета за пять месяцев этого года сведен с дефицитом 14,2 млрд грн, тогда как в прошлом году дефицит общего фонда госбюджета составил 6,6 млрд грн. В соответствии с обнародованными данными, расходы бюджета за январь-май 2018 года были равны 379,9 млрд грн, что на 26,6% выше показателя за аналогичный период 2017 года.

Минфин уточняет, что расходы по общему фонду выросли на 24,8% – до 354,1 млрд грн. При этом Минфин отмечает рост доходов госбюджета на 13,5% по сравнению с пятью месяцами 2017 года – до 369,7 млрд грн. Доходы общего фонда выросли на 22,7% – до 337,7 млрд грн. Поступления от налогов выросли на 18,3% – до 298 млрд грн. Среди налоговых поступлений наибольший рост показал налог на прибыль – на 77,9% до 50,6 млрд грн. При этом поступления от рентных платежей сократились на 41,7% – до 13,1 млрд грн. Неналоговые поступления выросли на 68% – до 68 млрд грн, в том числе 32 млрд грн – средства, перечисленные Национальным банком, 8 млрд грн – плата за выдачу лицензий на использование радиочастот.

Как сообщалось, по данным Счетной палаты, общий фонд государственного бюджета в первом квартале 2018 года недополучил 65,9 миллиарда гривен, или 22,5% от плана поступлений.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, всеми подразделениями ДФС в январе-мае 2018 года собрано 344,9 млрд грн (налоговая – 219,3 млрд грн, таможня – 125,6 млрд грн), в тоже время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 54,8 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 290,1 млрд грн, а это на 1,3%, или на 3,4 млрд грн меньше установленных Минфином плановых показателей, от которых зависят расходы бюджета.

Кроме налоговых поступлений, доходы госбюджета были сформированы за счет поступлений от НБУ (32 млрд грн из 44,6 запланированных НБУ), вследствие чего реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности. Данные деньги направляются Минфину на обеспечение бюджетных расходов (общий фонд).

С начала года, доходная часть госбюджета не выполнена на 2,17 млрд грн (дефицит доходной части общего фонда – 3,6 млрд грн), а с учетом расходной части дефицит госбюджета составил 9,2 млрд грн (дефицит общего фонда – 14,2 млрд грн). Следует отметить, что дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4% ВВП. Однако, в условиях низкого администрирования налогов, бюджетный дефицит может увеличиться до 4%.

В условиях низких поступлений в бюджет Минфин осуществляет привлечение денежных средств через первичное размещение ОВГЗ. По итогам января-мая 2018 г. привлечено в госбюджет 65 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом, срок обращения облигаций на 47 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность по гривневым ОВГЗ – 16,55%; долларовым – 5,3%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах и в итоге обеспечило финансирование бюджетного дефицита. Но данный инструмент имеет свои негативные стороны: для поддержания текущего уровня вложений банков в депсертификаты и ОВГЗ (ставки доходности по которым либо прямо пропорционально привязаны к учетной ставке, либо имеют очень высокую корреляцию) – учетная ставка НБУ должна сохраняться на текущем уровне в 17%. Очевидно, что такая доходность абсолютно безрисковых бумаг заставляет банки размещать свободные средства в обязательства НБУ, вместо кредитования реального сектора. Для того чтобы конкурировать с НБУ, бизнес вынужден занимать деньги по ставке выше 17% годовых. Параллельно ставки по депозитам в национальной валюте находятся на среднем уровне в 10%. Фактически, НБУ, пытаясь удержать инфляцию, все больше расширяет спрэд между стоимостью кредитных ресурсов и стоимостью их привлечения, что приводит к росту реальной процентной ставки по кредитам. Когда в стране отсутствуют дешевые и длинные деньги – все больший удельный вес в экономике начинают занимать бизнес-модели с коротким циклом оборота и моментальной отдачей, то есть сырьевые.

Следует отметить, что для финансирования текущего бюджетного дефицита государству необходимо привлечь 123 млрд грн (на конец мая выполнено на 52%) на внутреннем рынке и 108 млрд грн или $ 4 млрд на внешнем (выполнено 0%). С учетом неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, а также трудностей с выполнением доходной части госбюджета, возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае его эмиссионного финансирования.


Гройсман рассказал, когда в Украине повысят цены на газ

Украинское правительство намерено дождаться получения от российской компании «Газпром» выплаты штрафа в $ 2,5 млрд, чтобы направить его в бюджет после повышения цен на газ. Об этом сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман в ходе визита в Копенгаген, передает УНН.

Именно после получения компенсации от «Газпрома» Кабмин будет обсуждать с МВФ приведение цен на газ в Украине к рыночному уровню и вопрос введения газовых субсидий. «Для Украины очень важное значение имеет то, когда Российская Федерация выполнит решение Стокгольмского арбитража и вернет нам 2,5 млрд долларов. Это вопрос нашей экономической стабильности», – сказал Гройсман.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Повышение цены на газ запланировано на 1 августа 2018 года, если правительство в очередной раз не отсрочит срок принятия решения. По расчетам НКРЭКУ, цена на газ для населения может увеличиться с 6 960 грн до 11 000–11 500 грн за тыс. м3.
При этом, как уже неоднократно обращал внимание «Публичный аудит», годовой бюджет на субсидии практически полностью израсходован.

Из предусмотренных в бюджете 71 млрд грн осталось всего 12,34 млрд грн, или 17,4 %, чего, безусловно, не хватит до конца текущего года. Из заявления Гройсмана следует, что повышение цены на газ для населения – вопрос времени; правительство рассчитывает получить от «Газпрома» $ 2,5 млрд и покрыть ими дефицит бюджета на субсидии.

Следует отметить, что даже если самые оптимистичные ожидания Кабмина осуществятся и Украина получит в текущем году $ 2,5 млрд от «Газпрома», это только на короткое время решит проблему с финансированием субсидий. В случае повышения тарифов количество семей, не способных самостоятельно оплатить ЖК-счета, катастрофически увеличится – по некоторым регионам Украины может достигнуть отметки в 90 %.

Разовая выплата «Газпрома» не решит проблему высоких тарифов, низких доходов и огромных расходов на субсидии. Действия правительства должны быть направлены на снижение тарифов и приведение их к уровню, который бы соответствовал доходам населения и себестоимости, а не на поиск способов повышения тарифов с краткосрочной массовой раздачей субсидий, – это мы уже проходили в 2015–2016 годах. Как видим, субсидию со временем отбирают, а высокие тарифы остаются.

Поэтому, независимо от обещаний правительства помочь всем нуждающимся в случае повышения тарифов, власть должна столкнуться с настоящим сильным народным сопротивлением такому антисоциальному решению.


Задолженность по зарплатам в Украине выросла почти до 2,5 млрд грн

Долги по зарплатам в Украине в течение апреля выросли на 2,1 % – до 2,5 млрд грн. Об этом сообщила Государственная служба статистики. «На 1 мая 2018 общая сумма задолженности по выплате заработной платы составила 2 млрд 473 700 000 грн, или 102,1 % по сравнению с 1 апреля 2018», – говорится в сообщении. Отмечается, что задолженность работникам экономически активных предприятий на 1 мая составила 1 324 900 000 грн (рост на 3,7 % по сравнению с 1 апреля 2018).

В апреле Минюст составил антирейтинг наибольших предприятий-должников по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями. В лидерах были: Харьковское государственное авиационное производственное предприятие с 73,7 млн грн задолженности. У николаевского ГП «Судостроительного завода им. 61 Коммунара» – 30,3 млн грн. Третье место получил ФК «Металлист» из Харькова – 28,6 млн грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Рост долгов по зарплате – одна из наглядных иллюстраций откровенной лжи власти, которая утверждает, что в наследство ей досталась разруха и упадок. На начало 2014 года задолженность по выплате заработной платы, с учетом Крыма и Донбасса, составляла 0,753 млрд грн.

За первый год правления новых власть имущих долг по выплате зарплаты вырос почти вдвое, до 1,32 млрд грн (на 01.01.2015), и это уже без Крыма и части Донбасса. На 01.01.2016 он увеличился еще на 42 %, до 1,88 млрд грн (без учета Крыма и части Донбасса), а на 01.05.2018 достиг уже 2,47 млрд грн. Как видим, «разруха» возникла и усугубляется при этой власти, а не досталась в наследство от предшествующей.

Например, в Сумах работники «Сумского машиностроительного научно-производственного объединения», которое является одним из крупнейших в Украине и Европе машиностроительных комплексов по выпуску оборудования для нефтяной, газовой, атомной и химической промышленности, не видят заработной платы уже 7-й месяц, что и вывело сотни работников этого предприятия на уличные митинги.

Теперешней власти досталась страна с нормальным уровнем жизни людей, с адекватными зарплатами ($ 450–500), пенсиями ($ 180–200), тарифами, которые самостоятельно, без субсидий, оплачивал 91 % населения. Все это «разрушилось» уже при нынешней власти – с её непосредственным участием и под её чутким руководством.


Гройсман назвал миллиардную цену очищения банковской системы Украины

Очищение банковской системы Украины стоило стране € 4,5 млрд на фоне больших долговых выплат и военных затрат. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман на конференции по вопросам реформ в Украине, которая проходит в Копенгагене.
«Мы провели очищение банковской системы, и это стоило нам 4,5 миллиарда евро. В ближайшие пять лет нам нужно вернуть 33 миллиарда долларов», – сказал он.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В ходе очистки банковской системы Украины за 2014–2017 годы Национальный банк принял решения о выведении с рынка в отношении 97 банков.  За этот период Фонд гарантирования выплатил вкладчикам банков в своем управлении почти 90 млрд грн возмещения по вкладам.

В управлении Фонда находятся активы обанкротившихся банков на более чем 500 млрд грн по балансовой стоимости, однако их оценочная стоимость более чем в пять раз ниже по причине низкого качества этих активов. Кумулятивная инфляция за период 2014–2017 гг. составила 128 %, что привело к структурным дисбалансам в отечественной экономике.

Неконтролируемая государственная эмиссия (за период правления Гонтаревой – 64,7 млрд грн) вместе с падением количественных и качественных характеристик продукции вызвала гиперинфляционные процессы.  Выбранная политика инфляционного таргетирования (управление ожиданиями) в условиях высокой непредсказуемости экономики оказалась неэффективной.

Кумулятивная девальвация национальной валюты за период правления Гонтаревой составила 219,7 %. Одной из причин соответствующей девальвации было выделение НБУ рефинансирования частным банкам, некоторые из них в дальнейшем признали неплатежеспособными. Общий объём предоставленных Национальным банком кредитов рефинансирования только в 2014 году составил 222,26 млрд грн, в том числе сроком более 30 календарных дней – 115,6 млрд грн. Эти средства фактически направлялись на валютный рынок, создавая спрос на иностранную валюту.

В 2015 году банки получили от НБУ 17,3 млрд грн кредитов рефинансирования на срок более 30 дней; еще 58,1 млрд грн регулятор выдал в форме краткосрочных займов на 1 день (овернайты), на неделю и на две недели. В течение 2014–2018 гг. НБУ инициировал 110 судебных разбирательств с целью возвращения задолженности по кредитам обанкротившихся банков.
Сегодня на рассмотрении в судах различных инстанций находится 89 дел с общей суммой исковых требований в размере 25 млрд грн.

Банковский кризис сопровождается ликвидацией 97 банковских учреждений. Общий объём банковских депозитов в пересчете в доллары с начала 2014 года уменьшился более чем на $ 50 млрд. Между тем, с декабря 2016 года государство потратило 139,3 млрд грн на увеличение уставного капитала национализированного «Приватбанка» за счет выпуска гособлигаций. Кроме того, неэффективное управление топ-менеджментом государственного Привата может привести к последующей монетизации ОВГЗ для покрытия возможного образования отрицательного капитала, что приведет к существенным девальвационным и инфляционным рискам.

Вклады физических лиц уменьшились на 55,8 % (с $ 36,4 млрд до $ 16,1 млрд), юридических лиц – на 28,7% (с $ 22,3 млрд до $ 15,8 млрд). В итоге это привело к полному подрыву доверия к банковской системе, паническим настроениям на валютном рынке, девальвации национальной валюты и неконтролируемому росту цен на все товары и услуги.

К последствиям деятельности НБУ можно также отнести потерю $ 7 млрд вкладов физических и юридических лиц в разрушенных банках, из которых Фонд гарантирования вкладов по состоянию на 01.05.2018 вернул физлицам меньше половины, – 88,13 млрд грн ($ 3,3 млрд). Кроме того, общий ущерб, нанесенный населению Украины от обесценивания доходов, за 4 года достиг более $ 240 млрд.

Таким образом, вся совокупность негативных последствий от чистки банковской системы и монетарной политики НБУ не идет ни в какие сравнения с ценой в € 4,5 млрд, о которой говорит Гройсман.


Минэкономики уверено в успешности малой приватизации

Министерство экономического развития и торговли Украины уверено в том, что малая приватизация пройдет успешно. Об этом в эфире одного из телеканалов сказал первый заместитель министра экономразвития Максим Нефедов. «Мы абсолютно уверены, что сможем успешно продать активы малой приватизации», – сказал он.

По словам Нефедова, сейчас проходит аккредитация электронных площадок, на которых будут продаваться объекты малой приватизации. «Мы ожидаем, что на этой или в самом начале следующей недели площадки пройдут аккредитацию, после чего уже можно объявлять торги», – сказал он.

Как сообщалось, 10 мая на заседании Кабинета министров был принят пакет постановлений, направленных на запуск в Украине продажи объектов малой приватизации.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно Закону про госбюджет на 2017 год, поступления от приватизации были предусмотрены в размере 17,1 млрд грн. Эти деньги планировалось направить на финансирование бюджетного дефицита. Однако, по данным Госказначейства, в 2017 году в бюджет мобилизовано 3,4 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов). В связи с невыполнением прогнозных поступлений по приватизации, государству пришлось использовать другие инструменты финансирования бюджетного дефицита (эмиссия ОВГЗ), вследствие чего ухудшилась макроэкономическая ситуация в стране.

Бюджетом на 2018 год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита. Средства, вырученные от продажи государственных активов, будут направлены фактически на финансирование текущих расходов бюджета, а не на целевое развитие экономики.

Следует отметить, что бюджетный дефицит на 2018 год установлен на уровне 80,6 млрд грн. С начала года доходная часть госбюджта не выполнена на 2,17 млрд грн (дефицит доходной части общего фонда – 3,6 млрд грн), а с учетом расходной части дефицит госбюджета он составил 9,2 млрд грн (дефицит общего фонда – 14,2 млрд грн).

Правительство уже ограничено в возможностях финансирования этого дефицита. Это связано с затягиванием возобновления кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом и отсутствием интереса инвесторов к еврооблигациям. Фонд государственного имущества Украины ожидает получить от продажи объектов малой приватизации от 1,5 до 1,7 млрд грн.
В группу малой приватизации попадают небольшие предприятия, большинство из которых убыточные и находится на дотациях госбюджета, вследствие чего возможные доходы от приватизации будут существенно ниже запланированных. Кроме того, сегодня инвесторы не проявляют интерес даже к объектам большой приватизации (стратегические предприятия).

Следует отметить, что на международных финансовых рынках сформировалась тенденция к оттоку капитала с развивающихся рынков. Так, основной индикатор состояния развивающихся рынков – индекс MSCI Emerging Markets – с начала 2018 года упал примерно на 9%, тогда как в прошлом году индикатор вырос более чем на 30%. Поэтому заинтересованности иностранных инвесторов в низкокачественных украинских активах ждать не стоит.

Важно отметить, что приватизация активов во время нестабильной экономической ситуации, низкого инвестиционного рейтинга Украины – неэффективное решение, так как активы обесцениваются. Сейчас цены объектов, которые выставлены на приватизацию, гораздо ниже, чем та потенциальная стоимость, которую можно было выставить еще пару лет назад и даже один год назад.


За год стоимость борща выросла на 30%

За год стоимость борща выросла на 30% (на 23,4 грн) и пересекла отметку в 100 грн. Об этом на странице в Facebook сообщил директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Эксперт взял самый простой рецепт борща: свинина – 600 г, картофель и свекла – по 500 г, капуста – 300 г, морковь и лук – по 200 г, томатная паста – 3 столовые ложки, вода питьевая – 3,5–4 л, лавровый лист, соль, перец – по вкусу, сметана – 250 гр.

По среднестатистическим ценам государственного мониторинга на май 2018 года, свинина стоит 70 грн за 600 г, свекла – 6,4 грн за 500 г, картофель – 3,7 грн за 500 г, капуста – 3,7 грн за 300 г, морковь – 2,7 грн за 200 г, лук – 1,3 грн за 200 г, сметана – 13,2 грн за 250 г. Эта вкусное блюдо обойдется на конец мая текущего года в 101 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Рост цен на все социальные товары и услуги не прекращается с конца 2013 года. За это время подорожали:
• мясо и мясная продукция на 150–200%;
• крупы и хлебобулочные изделия на 200–250%;
• молоко и молочная продукция на 200%,
• топливо на 170%;
• фрукты и овощи на 100-150%;

Кроме того:
• газ подорожал на 772%;
• электроэнергия – на 220–367%;
• отопление – на 225%;
• горячая вода – на 200%;
• холодна вода – на 100–150%;
• содержание дома и придомовой территории – на 150–200%.

При этом размер прожиточного минимума, от которого зависят размер минимальной пенсии по возрасту, размеры социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат – с конца 2013 года вырос всего на 44%, с 1 176 грн до 1 700 грн. Т.е. правительство считает, что социально незащищенные слои населения при росте цен в 250–300% способны выжить с доходом, возросшим в следствии его регулирования Кабмином, лишь на 44%. Причем, в планы правительства на ближайшее время не входит кардинальное увеличение этого социально важного показателя. Со следующего месяца его планируют увеличить на 4,5% и в конце 2018 года еще на 4,3%, но поскольку с отменой государственного регулирования цен на социальные товары их рост не прекратился, как это прогнозировал Гройсман, то небольшое повышение, которое предусмотрел Кабмин до конца 2018 года, будет полностью поглощено ростом цен.

Кроме того, доходы не только социально незащищенных украинцев крайне низкие. Большинство работающих людей также имеют доход практически «не совместимый с жизнью»: 52% – зарабатывают в месяц менее $ 185 (до 4830 грн), при этом 7,9% зарабатывают менее $ 115 в месяц.


Газпром подал новый иск против «Нафтогаза»

Глава правления российского газового монополиста «Газпром» Алексей Миллер заявил, что компания подала новый иск на расторжение действующих контрактов на поставку и транзит газа в Украину; началось формирование трибунала Стокгольмского арбитража. Так, ранее Стокгольмский арбитражный суд постановил взыскать с «Газпрома» $ 2,56 млрд в пользу Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины».

По словам Миллера, данное решение было «ассиметричным» и нарушило «баланс в интересах сторон». Глава правления также упомянул о постановлении Апелляционного суда округа Свеа приостановить исполнение решения Стокгольмского арбитража.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Руководитель «Газпрома» анонсировал подобный иск давно, сразу же после оглашения Стокгольмским арбитражем решения по спору между российской компанией и «Нафтогазом» касательно поставок газа в Украину и транзита через нашу страну.  Указанное дело выплывает из масштабного разбирательства между «Газпромом» и «Нафтогазом» по контрактам на поставку и транзит газа от 2009 года.

В 2014 году компании подали друг к другу иски в Стокгольмский арбитраж, который в декабре 2017-го и феврале 2018-го вынес решения, оказавшиеся негативными для «Газпрома»: по решению арбитража «Газпром» должен уплатить $ 2,56 млрд, и украинская компания даже попыталась начать исполнение решения. Так, «Нафтогаз» в мае добился ареста активов «Газпрома» в Европе: были заморожены акции дочерних структур российской компании в Швейцарии (Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG), Нидерландах и Великобритании. Однако российская компания подала апелляцию и суд округа Свеа (является апелляционной инстанцией для Стокгольмского арбитража), который принял ее к рассмотрению и удовлетворил ходатайство о приостановлении исполнения решения до рассмотрения дела по сути, то есть фактически «Нафтогазу» запрещено принудительно взыскивать с «Газпрома» $ 2,56 млрд.

На сегодня «Газпром» защищен от действий «Нафтогаза» и может не платить, пока не будет решения апелляции. По мнению представителей «Газпрома», это существенно усиливает их позицию в части обжалования уже вынесенных решений местных судов о приведении в исполнение решений арбитража в тех странах, где арестованы активы, то есть «Газпром» попытается обжаловать аресты и снять их.

Если правильно трактовать слова главы «Газпрома», нынешний иск компании продиктован бизнес-факторами, так как в итоговом счете, при проигрыше апелляции, это окажет негативный эффект на баланс компании. Иск направлен на расторжение действующих контрактов, на поставку газа и на его транзит (срок истекает в конце 2019 года), чтобы не ухудшать финансовое положение «Газпрома» потенциальными штрафами за 2018–2019 гг., которые может выставить «Нафтогаз» (если апелляция будет проиграна). Так, Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» прокачивать до истечения срока транзитных договоренностей необходимое количество газа через Украину – не менее 110 млрд куб. м в год в течение 2018–2019 гг. При этом «Нафтогаз» еще и настаивает на повышении транзитных тарифов на треть, что позволит ему получить за прокачку не $ 2,5 млрд, а $ 3,7 млрд за год. «Газпром» же анонсировал сокращение транзита через Украину, что и может привести к возможным штрафам в будущем.

В скором времени ждать решения по новому иску «Газпрома» не стоит. Согласно регламенту Стокгольмского арбитража, срок рассмотрения дел составляет шесть месяцев, но суд оставляет за собой право продления сроков рассмотрения спора. С учетом того, что между «Нафтогазом» и «Газпромом» на сегодня существуют неразрешенные противоречия (апелляция «Газпрома»), дело может существенно затянуться. Возможен даже и вариант, при котором решение будет вынесено уже после завершения сроков действия текущих контрактов в 2019 году (они и являются предметом спора).