Дайджест 25-31/12/2017

НКРЕКУ поднимет на четверть цену угля по «Роттердам+»

НКРЕКУ собирается поднять цену на уголь для тепловых электростанций (ТЭС) до $ 83,08 за тонну по схеме «Роттердам +». Соответствующее решение должно быть принято на заседании комиссии 26 декабря, сообщается на сайте НКРЭКУ.

В обосновании к проекту решения НКРЭКУ «Об утверждении прогнозируемой оптовой рыночной цены на 2018 год» указано, что индикативная цена угля рассчитана за период с декабря 2016 по ноябрь 2017 года. Её размер за этот период составил $ 83,08 за тонну, что на 26% или $ 16,4 больше той цены угля, которая учитывалась при просмотре прогнозируемой цены электроэнергии на 2017 год. Кроме того, средняя ставка фрахта из портов Амстердам –Роттердам – Антверпен в украинский порт может быть увеличена на 31%, или на $ 2,9 за тонну. Тарифы на электроэнергию для населения за последние 3 года выросли в 3,5 раза, в том числе и благодаря известной формуле «Роттердам+».

Как понимать?

Формулой «Роттердам+» цена угля для генерации электроэнергии была привязана к европейским биржевым котировкам. Это, с одной стороны, привело к росту тарифов, а с другой – должно было обеспечить финансовыми ресурсами все шахты, и, соответственно, шахтёров. Но, к сожалению, от введения данной формулы не выиграли ни потребители, ни шахтеры, ведь вместо последних всю маржу, как обычно, забрали монополисты и олигархи.
Благодаря этой схеме ТЭС, имея в тарифе покрытия цены угля на уровне 2200 грн за тонну, покупали уголь у украинских шахтёров по 1330 грн за тонну, тем самым собрав с населения дополнительно более 10 млрд грн, оставив без денег и потребителей, и шахтеров.

Пересмотр цены угля и цены фрахта может привести к удорожанию общей стоимости электроэнергии ещё минимум на 10%. Увеличение стоимости угля в тарифах тепловой генерации на $ 20 приведёт к получению ими в 2018 году дополнительных $ 500 млн. Группа ДТЭК контролирует около 80% тепловой электрогенерации и 84% всей добычи энергетического угля в Украине, то есть, ДТЭК получит около 75% из общей суммы в $ 500 млн, которую дополнительно окажется в руках энергетиков.

С апреля 2016 года в Украине в цене электроэнергии действует цена угля по формуле «Роттердам + доставка морем + перевалка в порту». Это привело к стремительному росту тарифов для ТЭС. После введения в действие «роттердамской» формулы еврооблигации ДТЭК подорожали на 40%. Когда они были дешевыми, их скупкой занималась компания ICU, совладельцем которой был министр энергетики Владимир Демчишин. В этой же компании ранее работал нынешний глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк. В апреле НАБУ сообщило, что начало досудебное расследование по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами НКРЭКУ в связи с так называемой формулой «Роттердам+». Коррупционной эту схему также назвал Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Но, несмотря на все заявления, «Роттердам+» продолжает существовать и применяться, а уголь и дальше дорожает.


Госбюджет выполнен с профицитом 5,5 млрд грн против дефицита годом ранее

Государственный бюджет Украины за январь-ноябрь 2017 года выполнен с профицитом на уровне 5,520 млрд грн против 45,543 млрд грн дефицита за аналогичный период предыдущего года. Как сообщается на сайте Государственной казначейской службы Украины, сводный бюджет Украины за январь-ноябрь 2017 года выполнен с профицитом на уровне 33,917 млрд грн против 9,988 млрд грн дефицита за аналогичный период 2016 года. Профицит местных бюджетов за указанный период составил 28,397 млрд грн.

Как понимать?

На профицит госбюджета повлиял, прежде всего, высокий уровень инфляции: с начала 2017 года уровень инфляции составил 12,2% (кумулятивная инфляция с сентября 2016 – 13,6%), девальвация гривны – 4,8%, а объём импорта увеличился на 27,4%, что свидетельствует о росте налогооблагаемой базы. Кроме того, профицит бюджета был сформирован также за счет поступлений прибыли от НБУ в суме 44,7 млрд. Однако с учетом проведенного репрофайлинга, госбюджет будет лишен части дополнительного источника доходов, в связи с реструктуризацией долгов.

По данным Казначейства, по состоянию на 27.12.2017 всеми подразделениями ДФС с начала 2017 года собрано 774,4 млрд грн, что на 188,4 млрд грн (на 32%) больше, чем за аналогичный период 2016 года. В тоже время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 118,1 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило 616,7 млрд грн, а это на 25,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (98% от плана).

Следует отметить, что в периоды высокой инфляции доходы бюджета начинают существенно превышать расходы. Это объясняется тем, что доходы растут автоматически, вслед за номинальным ВВП, а расходы – устанавливаются бюджетом в начале года. Бюджет в Украине принимается ежегодно и паспорта бюджетных программ действуют также один год, и, как правило, в конце года госучреждения получают максимальное финансирование. Из-за этого они оказываются перед выбором: потратить избыток средств, накопившийся за год, в ноябре-декабре или, в противном случае, деньги вернуться обратно в казну. Очевидно, что распорядители бюджетных средств начинают проводить массовые госзакупки, после чего часть ликвидности, попавшей в оборот, направляется на валютный рынок и традиционно ослабляет гривну в предновогодний период.


В 2018 году в Украине ожидается снижение инфляции – Forex

2017 году инфляция в Украине ускорилась по сравнению с предыдущим 2016 годом, однако в 2018 году она вновь замедлится. Об этом говорится в ежегодном исследовании информационно-аналитического центра Forex Club в Украине. В исследовании отмечается, что по итогам 2017 года уровень инфляции в Украине оказался самым высоким среди стран Европы и СНГ.

«Потребительские цены в Украине с начала года выросли на 13,6%, тогда как средний показатель роста цен в Европе составил 2,6%, в странах СНГ – 6,7%. Такой рост темпов инфляции объясняется повышением затрат на зарплаты, энергоресурсы и инвестиционные программы, что увеличило расходы компаний, которые в итоге были перенесены на конечного потребителя», – говорится в сообщении. По данным Forex Club, к этим причинам добавились неблагоприятные погодные факторы и низкий уровень урожая некоторых групп фруктов и овощей. Девальвация гривны в сентябре лишь усилила инфляционное давление.

«Уже третий год подряд мы фиксируем высокие показатели инфляции. Темпы роста цен существенно замедлились по сравнению с 43,3% в 2015 году, но ускорились по сравнению с 12,4% в 2016 году. Тем не менее, ожидаем, что в следующем году инфляция не превысит 10-10,5%», – отмечает Андрей Шевчишин, старший аналитик Forex Club. По его мнению, замедление инфляции в 2018 году будет связано с невысокой вероятностью реализации тех негативных погодных и внешних факторов, которые имели место в текущем году, а также снижением темпов роста регулируемых тарифов и сборов, темпов повышения минимальных зарплат, высокой базой сравнения цен на продукты.

Как понимать?

Следует отметить, что ситуация с инфляцией в 2017 году стала неподконтрольна правительств и не соответствует пределам годового инфляционного таргета (9,1%). Так, за январь-ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 13,6%).  Аналитики Forex Club делают выводы на основании прогнозов правительства. Так, КМУ, во время разработки проекта госбюджета-2018, утвердил прогнозный индекс инфляции на уровне 11,2% (в декабре 2017 Кабмин понизил прогнозную инфляцию до 9%).

Следует отметить, что сегодня нет фундаментальных макроэкономеских данных, которые свидетельствовали бы о замедлении инфляции в 2018 году. Во-первых, влияние на динамику рынка в 2018 году будет оказывать колебание курса гривны. Так, в бюджете заложен годовой курс на 2018 год на уровне 30,1 грн за доллар, что свидетельствует о прогнозной девальвации в следующем году на 12,6%. Корпоративный и частный секторы закладывают в цены реализации импортных товаров курс 30 грн за доллар, и он будет реализован уже в первом полугодии. Поэтому с учетом высокой составляющей импорта, инфляция не может быть медленнее, чем девальвация национальной валюты.

Во-вторых, доходы госбюджета в 2018 году утверждены на уровне 913 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на 2017 год. Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозам роста экономики.  Так, рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, инфляционные и девальвационные факторы, которые влияют на увеличение налогооблагаемой базы – 9%, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 12%. Поэтому правительству придётся инфляционными методами обеспечивать выполнение доходной части.

Одним из основных катализаторов роста инфляции в 2017 году стало двукратное увеличение мин зарплаты. В 2018 году повышение мин. зарплаты продолжится, что повлияет на увеличение, а не сокращение инфляции. Важным вопросом остается также повышение цен на газ для населения, на котором настаивает МВФ. Это может стать дополнительным фактором ускорения инфляции, так как отразится ростом цен не только на услуги ЖКХ, но и на все товары и услуги. Кроме того, рост учетной ставки НБУ (14,5%), как механизм сдерживания инфляции, только усугубил ситуацию на кредитном рынке, что негативно влияет на деловую активность бизнеса.

Однозначно, озвученные инфляционные прогнозы не имеют достаточно фундаментальных факторов, которые подтверждают реалистичность прогнозов.


Украина вводит пошлину для российской арматуры и катанки

Межведомственная комиссия по международной торговле ввела пошлину в размере 15,21% для российской катанки и арматуры. «Решение комиссии вступает в силу через 60 дней после опубликования сообщения (ориентировочно с 28 февраля). Отмечается, что комиссия выявила наличие в ходе расследования демпингового импорта в Украину арматуры и катанки из России, что повлекло существенный ущерб для национального производителя», – говорится в сообщении. Пошлины применяются в отношении арматурного проката диаметром 6–40 мм и катанки диаметром 5,5–14 мм на срок 5 лет.

Следует отметить, что расследование начато по заявлению горно-металлургического комбината «Арселор Миттал Кривой Рог», который является крупнейшим металлургическим комбинатом по производству арматуры и катанки. По результатам рассмотрения, межведомственная комиссия сделала положительное заключение о наличии «существенного» вреда, нанесённого национальному товаропроизводителю. В связи с тем, что цены импортировавшейся из РФ продукции в период расследования были ниже цен подобного товара национального товаропроизводителя.

Как понимать?

По мнению комиссии, ценовая политика данных товаров с РФ привела к тому, что в течение 2014–2016 годов сократились объёмы производства (8,55 %) и использования производственных мощностей (10,85 %), объёмы продажи товара на внутреннем рынке (1,75 %) и доля национального товаропроизводителя на этом рынке (7,2 %), сократился персонал (15,37 %), объём инвестиций (8,01%). Комиссия приняла решение применить антидемпинговые меры в отношении арматурного проката диаметром 6–40 миллиметров (включительно) и катанки диаметром 5,5–14 миллиметров (включительно) на пять лет в размере 15,21 %.

Ранее пошлиной в размере 37,89 % Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) обложила украинские горячекатаные уголки. По её данным, украинские производители стали («Азовсталь», «Енакиевский металлургический завод» и др.) сознательно занижали стоимость продукции, чтобы «убрать с дороги» конкурентов.

Следует отметить, что выводы комиссии не объективны, так как сокращение производства усилила, прежде всего, блокада Донбасса. Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырье для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности, неэффективность внедрения компенсаторных механизмов для минимизации потерь от прекращения перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей являются фундаментальными признаками падения производства.

Кроме того, производители РФ не демпингуют цены. Так, в Украине на рост себестоимости влияет исключительно неблагоприятная макроэкономическая ситуация (годовая инфляция – 13,6 %, учётная ставка – 14,5 %, двукратное повышение з/п). В январе–ноябре 2017 года экспорт украинского проката сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 %, до 13,35 млн тонн. Среди экспортных рынков украинской металлопродукции основными являются страны Европейского Союза (32,7 % экспорта), Ближнего Востока (14 %) и прочие страны Европы, включая Турцию (14,4 %).
Решение комиссии, однозначно, выгодно украинским производителям, которые диверсифицируют потери от сокращения экспорта за счёт увеличения сбыта на внутреннем рынке.

Следует отметить, что за период с января по октябрь 2017 года с РФ в Украину импортировано 113 тыс. т горячего проката на сумму 60,8 млн долл. При этом экспорт горячего проката в РФ за соответствующий период составил 332,2 тыс. т (161 млн долл.). В случае введения ответных пошлин со стороны РФ, Украина может ухудшить позицию внешнеторгового сальдо, что приведёт к сокращению чистого экспорта.


В Кабмине заявили об уменьшении количества бедных

В Украине количество бедных граждан, чьи доходы ниже реального прожиточного минимума, уменьшилось до 39,4 % с 54,5 %. Такие данные озвучил министр социальной политики Андрей Рева, сообщает Интерфакс-Украина.

«По данным Государственной службы статистики и согласно методикам, используемым международными организациями, которые оценивают уровень бедности в стране, уровень бедности в Украине упал до 39,4% с 54,5%», – сказал министр. Также Рева уточнил, что среди работающих количество лиц с доходами ниже фактического прожиточного минимума снизилось до 26,1 % с 45,4 %. Рева считает, что бедные люди – это те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Но установленный в Украине прожиточный минимум далек от реальности и совсем не является гранью между бедностью и обеспеченностью.

Как понимать?

Размер прожиточного минимума установлен правительством в размере 1 700 грн. То есть, по логике министра соцполитики, люди с доходом 1600 грн в месяц – бедные, а с доходом 1800 или 2500 грн в месяц – уже небедные.  Фактически, к малоимущим можно отнести и тех, и других, и вообще всех, чей доход в месяц на человека составляет меньше $ 300 ($ 10 в день).

Показательной в плане нищеты является статистика по субсидиям, ведь если человек состоятельный, ему субсидия не нужна – и наоборот, человек, получающий субсидию, не может считаться не маломощным, ведь он не в состоянии оплатить самые простые бытовые потребности. Статистика по субсидиям полностью опровергает заявления правительства о сокращении бедности, демонстрируя её стремительный рост в Украине. В связи с ростом тарифов, без пропорционального роста доходов, количество обращений за субсидией в 2017 году возросло более чем на 55 %, до 7,7 млн семей.

За 3 квартала 2015 года за субсидией обратилось 3,6 млн семей; за 3 квартала 2016-го – 4,7 млн семей; за 3 квартала 2017-го – 7,7 млн, а по состоянию на конец ноября их количество приблизилось к 8 млн. Таким образом, данная статистика показывает, что за последние 2 года количество нищих в стране увеличилось более чем на 4 млн семей (11 млн человек), причём, за последний год рост составил 3 млн семей (8,4 млн человек). Дальнейшее повышение тарифов, рост цен на продукты, медикаменты, проезд, бензин, одежду, прочие товары и услуги, а также девальвация гривны будут способствовать дальнейшему росту бедности в стране.


Киевляне задолжали за тепло почти 4 миллиарда

Долг столичных потребителей тепловой энергии перед ПАО Киевэнерго на 1 декабря увеличилась на 1 млрд гривен и составила 3,9 млрд гривен. Об этом сообщает пресс-служба ПАО Киевэнерго. Отмечается, что наибольшую задолженность за тепло, отопление и горячую воду перед Киевэнерго имеют население и ЖЭО столицы – 2,1 млрд грн и 744 млн грн соответственно.

Кроме того, существенную задолженность за отопление и горячую воду накопил государственный бюджет. На 1 декабря 2017 года задолженность организаций, финансируемых из госбюджета, составила 100,6 млн грн, а долг госбюджета по компенсации льгот и субсидий за теплоэнергию – 604 млн грн. Критическая ситуация с расчетами населения и ЖЭО за отопление и горячую воду в Шевченковском (391,9 млн гривен) и Деснянском (342 млн гривен) районах. Суммарная задолженность населения за отопление и горячую воду перед Киевэнерго на 1 декабря 2017 года увеличилась на 570 млн грн и составила 2,1 млрд грн. Задолженность жителей столицы за отопление составляет 1,4 млрд грн, а долг за горячую воду – 709,3 млн грн. В пересчете на одного жителя района наибольшие долги перед компанией за отопление и горячую воду имеют жители Печерского района – 3,1 тыс. гривен.

Как понимать?

Киев – самый многонаселенный город Украины; соответственно, и долги за ЖК-услуги в нем самые большие. Однако это проблема не только столицы и рост обьёмов долгов за ЖК-услуги характерен всем без исключения регионам страны.

По состоянию на конец ноября 2017 года, долг населения за ЖКУ достиг 30,6 млрд грн, в т. ч.:
 газ – 12,2 млрд грн;
 отопление и горячая вода – 9,6 млрд;
 электроэнергия – 3,5 млрд грн;
 содержание дома и придомовой территории – 3 млрд грн;
 вода – 1,9 млрд грн;
 вывоз мусора – 0,4 млрд грн.

Ещё год назад задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 12,5 млрд грн. Всего за 1 год в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики долги населения выросли в 2,5 раза (+ 150 %). Кроме того, долг бюджета перед поставщиками коммунальных услуг равен 23,2 млрд грн (за использованные в 2017 году субсидии).  Таким образом, суммарный долг населения и государства перед поставщиками на конец ноября 2017 года составил 53,8 млрд грн.

Беспрецедентный рост долгов в этой сфере наблюдается по всей стране. Несмотря на многомиллиардные затраты бюджета на субсидии и ужесточение ответственности за долги (лишение субсидий), население всё равно платит за коммуналку в 2 раза хуже, чем год назад. За три года «реформ» финансовые запасы населения иссякли и, как бы правительство не старалось, какие бы новые санкции не выдумывало, платить населению – нечем.

Неплатежи являются комплексной проблемой, связанной с тем, что правительство нарушило баланс между доходами населения и расходами на жилищно-коммунальные услуги, который, согласно действующему ЗУ «Про жилищно-коммунальные услуги», должен соблюдаться и всегда соблюдался до 2014 года.  «Публичный аудит» прогнозирует, что долги населения будут продолжать расти, а это в итоге может спровоцировать коллапс в ЖК сфере, привести к тяжелым последствиям как для населения, так и для страны в целом.


Рост сбережений украинцев уменьшился в восемь раз

В третьем квартале этого года сбережения украинцев выросли на 3 млрд грн, что почти в 8 раз меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Об этом в пятницу, 29 декабря, сообщили в Госстате. Доходы населения составили 642,1 млрд грн, расходы – 639,1 млрд грн. Госстат отмечает, что реальные располагаемые доходы населения, определенные с учетом ценового фактора, во III квартале увеличились на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Как понимать?

В третьем квартале 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года номинальные доходы населения выросли на 16,4%, а реальный располагаемый доход (доход, который может быть использован населением на приобретение товаров и услуг), определенный Госстатом с учетом ценового фактора, – на 0,2%.  Это свидетельствует об отсутствие роста реальных доходов населения. При этом двукратное увеличение мин з/п, в условиях отсутствия аналогичного роста реального ВВП, приводит к отложенной инфляции.

Так, за январь–ноябрь 2017 года уровень инфляции уже составил 12,5% (кумулятивная инфляция в годовом выражении – 13,6%). Кроме того, рост индекса цен производителей за соответствующий период составил 27,5%, как один из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. Индекс цен производителей за январь-сентябрь 2017 г. – 14,6%, что более объективно отображает инфляционные процессы в стране. Кроме того, за три квартала 2017 года доходы населения составили 1,7 трлн грн ($ 64,2 млрд). Если сравнить доходы в долларовом эквиваленте, нивелируя инфляционные и девальвационные процессы, то за аналогичный период 2013 года доходы населения в долларовом эквиваленте составили $ 132,9 млрд. Расходы населения в ІІI квартале 2017 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 25,1%.

Также следует отметить, что с начала года сбережения украинцев сократились на 68,8 млрд грн, что свидетельствует о реальном обеднении украинцев. Поэтому результатом экономической политики, которую неэффективно проводит правительство, стало реальное ухудшение благосостояния украинцев.


Украина увеличила добычу газа

Добыча природного газа в Украине с начала года увеличилась на 3,9% (на 719,4 млн куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 18 млрд 999,4 млн куб. м. Об этом сообщили в Министерстве энергетики и угольной промышленности. По данным министерства, предприятия «Нафтогаза» за 11 месяцев увеличили добычу газа на 2,8% (на 408,8 млн кубов) – до 14 млрд 948,7 млн кубов. В т.ч. числе «Укргаздобыча» увеличила добычу газа на 4,3% (на 580,3 млн кубов) – до 13 млрд 929,2 млн кубов, тогда как «Укрнафта» сократила на 15% (на 178,9 млн кубов) – до 1 млрд 12,1 млн кубов. В текущем году также зафиксирована добыча «Черноморнафтогаза» в объеме 7,4 млн кубов газа.

Другие работающие в стране нефтегазодобывающие компании в январе-ноябре 2017-го нарастили добычу газа на 8,3% (на 310,6 млн кубов) по сравнению с аналогичным периодом 2016-го – до 4 млрд 50,7 млн кубов.

Как понимать?

За 11 месяцев 2017 года объем добычи украинского газа составил 19 млрд кубов, т.е. годовой объем должен быть ориентировочно на уровне 20,7 млрд кубов. При этом общее годовое потребление населения (с ТКЭ) составляет около 17,5 млрд кубов. Как видим, Украина в состоянии полностью обеспечить население своим газом, без импорта, без условий МВФ, без привязки к мировым ценам и без использования формулы «NCG+», которая включает среднемесячные значения цен на газ на немецком газовом хабе (NCG) с учетом транспортных расходов до западной границы Украины и тарифа на вход в газотранспортную систему Украины (в долларах США по среднемесячному курсу доллар США/евро «спот»).

Но наличие газа и возможности обеспечить население своим газом, не означает, что правительство это сделает. Вместо того, чтобы отдать украинцам их газ по адекватной, справедливой цене, власти куда выгоднее раздать скважины и месторождения своим частным компаниям, которые будут его качать, продавать по мировым ценам и зарабатывать на этом миллиарды. В результате такой политики, сколько б скважин не пробурили в Полтаве или Суммах, сколько б газа не добыли – дешевле для населения он не будет, поскольку его цена зависит не от объема и стоимости собственной добычи, а исключительно от котировок на немецкой бирже и стоимости его доставки из Германии.

Поэтому, не смотря на увеличение объема добычи и возможность полного покрытия потребностей населения своими ресурсами (без импорта) – цена газа для населения будет и дальше расти. Уже в апреле-мае 2018 года цена газа для населения вырастет на 18-20%. С учетом транспортировки, надбавки 2,5% и НДС она составит 8103 грн за тыс. кубов, что также повлечет за собой удорожание отопления и горячей воды примерно на 15-20%.


Порошенко подписал изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы

Президент Петр Порошенко подписал законы №2233-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» и №2245-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году».
Отмечается, что эти законы входят в бюджетный пакет законодательных актов. «Документом №2233-VIII урегулируются отдельные вопросы, связанные с формированием и выполнением Государственного бюджета Украины на 2018 рек и создаются условия для стабильного функционирования бюджетной системы и обеспечением реализации медицинской и образовательной реформ», – говорится в сообщении.

Как понимать?

Подписанные законы являются нормативной базой, которая будет способствовать выполнению закона о Госбюджете на 2018 год. Так, доходы главного бюджета страны утверждены на уровне 913,0 млрд грн, что на 18,4% больше доходов, прогнозируемых в бюджете на этот год. Данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами роста экономики. В долларовом эквиваленте, с учётом заложенного курса КМУ, доходы госбюджета должны быть равнозначны $ 31 млрд (2017 – $ 28,3 млрд, 2013 – $ 32,8 млрд). Рост экономики (по данным КМУ) планируется на уровне 3%, инфляционные и девальвационные факторы, влияющие на увеличение налогооблагаемой базы, – 9 %, что в сумме предполагает возможный рост доходов на 12 %.

Изменениями в Бюджетный кодекс предусмотрено уточнение порядка формирования и выполнения местных бюджетов, межбюджетных взаимоотношений, что должно способствовать уменьшению нагрузки на госбюджет. Кроме того, изменения в Налоговый кодекс предполагают решение вопроса о блокировании налоговых накладных/расчётов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, осуществление индексации ставок налогов, установленных в абсолютных значениях.

Так, основным налогом в налоговой системе Украины является НДС (43 % в структуре налоговых поступлений за 2016 год). В декабре прошлого года был принят закон, который внедрял механизм автоматической остановки регистрации налоговых накладных и расчётов корректировки (система мониторинга критериев оценки рисков – СМОКР), которая заработала с 1 июля 2017 года. По состоянию на 14.11.17 в системе СМКОР зарегистрировано 90,1 млн налоговых накладных на сумму 515,6 млрд грн. Приостановлено 468,8 тыс. налоговых накладных/расчётов корректировки на сумму 10,2 млрд грн (0,52% от общего объёма). Больше всего пострадали от блокировки НН мелкие и средние реальные предприятия, что в будущем повлияет на уплату налога на прибыль.

Законом предусмотрено приостановление системы СМОКР. Однако под отмену блокировки попадают далеко не все накладные и расчёты корректировки. Кроме того, эта система будет доработана КМУ – она вернётся в марте 2018 года. Данное решение повлияет на уменьшение поступлений НДС в 1 кв. 2018 года, так как активизируются популярные схемы «скрутки» налоговых накладных. Кроме того, для узкого круга лиц появится возможность обналичивать крупные суммы, что крайне важно в преддверии предвыборных кампаний, когда СМОКР будет функционировать.

Одним из механизмов для увеличения налоговых поступлений стала законодательная инициатива, предусмотренная в подписанном законе об отмене бюджетного возмещения предприятиям, которые экспортируют технические культуры. Согласно принятой правке, временно освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в режиме экспорта: с 1 сентября 2018 года до 31 декабря 2021 года – соевые бобы, с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года – семена рапса.

По данным аграрных ассоциаций, в случае отмены возмещения НДС при экспорте масличных украинские аграрии потеряют 10–16 млрд грн в год. Среди прочего, также обеспечивается внесение изменений в правила беспошлинного ввоза товаров на территорию Украины, в том числе в международных почтовых и экспресс-отправлениях. Данное решение не повлияет на увеличение поступлений – наоборот, уменьшит деловую активность мелкого бизнеса, который в условиях негативной макроэкономической ситуации в стране пользуется режимами беспошлинного ввоза товаров.

В целом в условиях отсутствия фундаментальных факторов, реальных стратегий, математических моделей развития экономики новый бюджет станет бюджетом выживания, а не развития, на чём уже не раз акцентировал «Публичный аудит». Выполнение доходной части ставится под сомнение – как результат, возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита, а также другие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита.