Дайджест 26/02-4/03/2018

Средняя пенсия в Украине за год выросла на треть

Средний размер пенсии в Украине по состоянию на 1 января 2018 года вырос на 35,7 %, или на 652,15 грн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2480 грн, сообщается в публичном отчёте Пенсионного фонда Украины. В частности, минимальная пенсия по возрасту в стране по состоянию на 1 января 2018 года выросла на 16,4 % – до 1452 грн, по сравнению с 1 января 2017 года.

Согласно отчёту, в течение прошлого года повышение размеров пенсий в Украине было проведено дважды. Первый раз – с 1 мая 2017 года в связи с изменением прожиточного минимума. Тогда пенсия увеличилась для 8,2 млн пенсионеров (для 68% от общего количества пенсионеров в Украине). Минимальная пенсия по возрасту на тот момент выросла на 5,2 %. Второе повышение пенсий в 2017 году было проведено с 1 октября для 10,2 млн пенсионеров (для 90 % от общего числа пенсионеров в Украине). Минимальная пенсия по возрасту выросла тогда на 10,7 %, или на 140 грн, до нынешних 1452 грн. Сообщается, что по итогам 2017 года Пенсионный фонд Украины обеспечил выплаты для 11,7 млн пенсионеров на общую сумму 286,6 млрд грн.

Как понимать?

В 2013–2014 гг. средняя пенсия в Украине составляла $ 185.  В 2015 году её размер упал до $ 100, а в 2016 году – $ 67. В 2017 году он увеличился на $ 25, составив по состоянию на 01.01.2018 года $ 92. Как видим из приведённых цифр, средняя пенсия, которой так гордится правительство, сейчас составляет 50 % от ее размера в 2013–2014 гг. У людей, к сожалению, короткая память и правительство этим пользуется.

Вот уже полгода со всех экранов власть говорит об успешной пенсионной реформе и росте пенсий, сравнивая пенсию, которая была вчера, с пенсией, которая стала сегодня. А фактически, если немного увеличить временной отрезок, чётко видим, что произошло не повышение, а сокращение доходов пенсионеров на 75 %, а потом небольшой подъём до 50 % от былого размера. Это классическая мошенническая схема: у человека забирают все, а потом возвращают небольшую часть, но он счастлив, поскольку уже смирился с полной потерей. Главное, он уже не претендует на возврат того, что забрали.
«Пенсионная реформа», принятая якобы в интересах пенсионеров и для увеличения пенсий, фактически оказала противоположный эффект.

Увеличение страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, с 15 до 25 лет, а с каждым последующим годом – ещё на один год (до тех пор, пока не будет достигнута отметка в 35 лет), фактически лишила миллионы людей права на пенсию, до которой теперь они могут и не дожить. Снижение стоимости одного года страхового стажа с 1,35 % до 1 % от заработной платы привело к тому, что рост пенсии на 500 грн и больше увидело всего 3,6 млн пенсионеров, или 30 % от их общего числа. Остальные 70 % пенсионеров или не получили прибавку вовсе, или смогли рассчитывать на считанные копейки.

Снижение стоимости одного года страхового стажа «съело» все или практически все повышение пенсии, снизив её размер в среднем на 25%. Указанные изменения специально совместили с «осучасненням» (индексацией), чтобы действующие пенсионеры этого не заметили и не протестовали. Для повышения пенсий никаких «реформ» не нужно – для этого вполне достаточно постановления Кабмина. Однако, если бы правительство повысило пенсии своим решением, без принятия «реформы», то протянуть увеличение пенсионного стажа и снижение его стоимости на 35 % Гройсману бы не удалось.


Долларовый ВВП Украины достигнет уровня выплат по ВВП-варрантам в 2019 году

Номинальный валовый внутренний продукт (ВВП) Украины, выраженный в долларах США, в 2018 году возрастет до $ 122 млрд со $ 110 млрд в 2017 году, прогнозирует главный экономист инвесткомпании «Драгон Капитал» Елена Белан. По её словам, в 2019 году долларовый ВВП Украины может достичь $ 130 млрд, превысив $ 125 млрд – пороговый уровень, превышение которого является одним из необходимых условий для выплаты страной по государственным варрантам (ВВП-варранты, VRI), выпущенным при реструктуризации еврооблигаций в 2015 году. «Если рост реального ВВП превысит 3,0 %, то первая выплата может быть и по результатам 2019 года», – считает Е.Белан.

Она напомнила, что согласно условиям выпуска, в случае, если рост ВВП в 2019 превысит 3 %, то первая выплата должна быть осуществлена в мае 2021 года.

В соответствии с оценками «Драгон Капитал», соотношение государственного долга Украины к ВВП в 2017 году снизилось с 81 % до 75 % после четырёх лет последовательного роста. В компании отметили, что темпы роста номинального госдолга также несколько сократились – с 8,3 % до 7,5 %, а его значение достигло $ 76 млрд.

Как понимать?

Размер выплат по ВВП- варрантам связан экономическим ростом эмитента. Украинские бумаги были выпущены после реструктуризации 15 млрд долга в 2015 году. Держатели этих бумаг смогут получать выплаты дважды в год в период между 2021 и 2040 гг., причём, сумма будет определяться темпами роста ВВП страны.

Основным держателем украинских ВВП-варрантов сейчас является фонд Franklin Templeton – крупнейшая американская кампания по управлению активами. Они подорожали на 52 % после того, как в марте 2017 года инвестбанк JPMorgan Chase & Co рекомендовал их инвесторам, оценив втрое выше их тогдашней цены.

Варранты не предусматривают регулярных выплат процентов. Но они активизируются, как только номинальный ВВП Украины превысит $ 125,4 млрд, а годовой рост достигнет 3 %. Расчёт выплат производится по сложной формуле, но, по большому счету, держатели этих инструментов имеют право на сумму, равную 15 %, превышающую этот порог роста и скорректированную с учётом инфляции. Так, дополнительные выплаты на каждый дополнительный процент роста ВВП могут составить от $ 188 млн. Кроме того, ставка купона по данным бумагам равна 7,75 %.

Достижение Украиной параметров, по которым возможно осуществление дополнительных выплат в следующем году, вполне реально.
Следует отметить, что рост номинального ВВП в 2017 году в долларовом эквиваленте, по предварительным данным, составляет $ 110 млрд. Однако данный рост не связан с увеличением объёма производства, так как индекс промпроизводства за 2017 год был отрицательный –минус 3 %, что свидетельствует о количественном спаде производства.

Поэтому рост номинального ВВП объясняется инфляционными процессами. Так, индекс цен производителей продукции за 2017 год увеличился на 16,6 %, индекс цен на строительные и монтажные работы – +15,5%, индекс тарифов на перевозки ж/д транспортом – +15 %. Именно данный рост цен и тарифов является основным катализатором роста номинального ВВП.

Создание инфляционного маховика вызвала монетарная политика НБУ и финансирование несоизмеримых бюджетных расходов путем эмиссии ОВГЗ.
Ещё один из главных источников роста номинального ВВП – рост внешних заимствований. Так, приток капитала по финансовому счёту (чистые заимствования через долговые бумаги) значительно увеличились, составив $ 6,4 млрд, а рост прямых инвестиций – $ 2,3 млрд (26 % из которых – операции по переоформлению долга в статутный капитал банков).

Поэтому показатели номинального ВВП не связаны с улучшением состояния экономики. Кроме того, рост реального ВВП на 2,1 % (предварительные данные НБУ) также объясняется лишь с увеличением внешних заимствований. По данным КМУ, ориентировочный размер номинального ВВП к концу 2019 достигнет $ 125,5 млрд. При этом в условиях высоких внешних заимствований реальный ВВП может быть выше 3 %.

Сейчас Украина тратит большие средства на обслуживание внешнего долга, но он только растёт. Нашей стране в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счёт погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд. По состоянию на 31.12.2017 совокупный госдолг Украины был равен $ 76,31 млрд (2,14 трлн грн, или 72% от планируемого номинального ВВП на 2017 год). В связи с этим возможные будущие выплаты по действующим варрантам в сочетании с платежами по госдолгу могут оказаться непосильной нагрузкой на экономику, а это будет означать замкнутый круг, поскольку для того, чтобы расплатиться с этими долгами, Украине предстоит ещё активнее привлекать внешнее финансирование; в случае неудачи струну будет ожидать дефолт.


Госбюджет в январе вышел в «плюс» почти на 8 млрд грн

Государственный бюджет Украины за январь 2018 года выполнен с профицитом на уровне 7,871 млрд грн, что вдвое меньше показателя за январь 2017 года (15,754 млрд грн). Как сообщается на сайте Государственной казначейской службы Украины, сводный бюджет Украины за этот период выполнен с профицитом на уровне 20,515 млрд грн, что на 18% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года в 25,018 млрд грн. Также сообщается, что профицит местных бюджетов за январь составил 12,644 млрд грн.

Как понимать?

По данным Казначейства, всеми подразделениями ДФС в январе 2018 года собрано 60,1 млрд грн (налоговая – 34,9 млрд грн, таможня – 25,2 млрд грн). В то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 12 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 48,1 млрд грн, а это на 12,6% ( на 7 млрд грн) меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Кроме того, по состоянию на 01.02.2017 остатки на ЕКС составляли 20,1 млрд грн. При этом, остатки ЕКС по итогам января выросли на 15 млрд грн.
Основным катализатором формирования профицита бюджета является не рост доходов, а не утверждение Минфином бюджетных паспортов, вследствие чего нет основания для осуществления бюджетных ассигнований. По состоянию на 23 февраля Минфин утвердил 348 паспортов бюджетных программ из 481 (72%), требующих утверждения в 2018 году.

В условиях низких поступлений в бюджет, Минфин осуществляет привлечение денежных средств через первичное размещение ОВГЗ. По итогам января 2018 г. Минфин привлек 8,52 млрд грн по размещённым ОВГЗ со средневзвешенной доходностью 16,11%, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах. Следует отметить, что дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн (2,4% ВВП). Поэтому выполнение доходной части ставится под сомнение – возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита.


Дефицит платежного баланса Украины в январе составил $ 449 млн

Платежный баланс в Украине в январе сведен с дефицитом $ 449 млн. Об этом Национальный банк Украины (НБУ) сообщает на официальном сайте.
В январе сальдо текущего счета было близким к нулю (-$ 61 млн) по сравнению с профицитом в январе предыдущего года. «Несмотря на ускорение роста экспорта, высокими темпами рос также импорт товаров, что обусловило расширение дефицита торговли товарами. Это частично было компенсировано последующим ростом переводов», – отмечает НБУ.

В целом, платежный баланс Украины в январе был сведен с дефицитом на сумму $ 449 млн (по сравнению с $ 202 млн в январе 2017 года). В связи с образованием дефицита платежного баланса по итогам января, международные резервы сократились на 1,2% по сравнению с началом года и составили, по уточненным данным, $ 18,6 млрд или 3,5 месяца импорта будущего периода.

Как понимать?

Согласно данным НБУ, в январе 2018 года платежный баланс сведен с дефицитом на сумму $ 449 млн, что в 2,2 раза больше, чем в январе 2017 г. ($ 202 млн). Основным катализатором образования дефицита платежного баланса стали более высокие темпы роста импорта над экспортом, отток капитала вследствие выплат по внешним обязательствам.

Экспорт товаров в январе вырос на 22% в годовом измерении и составил $ 3,4 млрд. Данный рост обеспечил экспорт черных и цветных металлов (+36% к соответствующему периоду 2017 года) благодаря как увеличению физических объемов поставок черных металлов, так и из-за дальнейшего роста мировых цен на металлы. Также существенное наращивание продемонстрировал экспорт руд (25%) на фоне увеличения добычи и высоких мировых цен.
Импорт товаров увеличился в январе на 30% в годовом измерении и составил $ 3,9 млрд. Это произошло, прежде всего, за счет продукции неэнергетического назначения. Кроме того, импорт химической продукции увеличился на 46% к соответствующему периоду 2017 года. В частности, поставки фармацевтической продукции в Украине увеличились на 35%, а импорт удобрений – в 1,5 раза. После двухмесячного падения возобновился рост импорта техники сельскохозяйственного назначения.

В январе по финансовому счету наблюдался чистый отток капитала в размере $ 388 млн, что на 16,2% больше, чем в январе-2017 года ($ 334 млн). Такая динамика обусловлена преимущественно выплатами по обязательствам реального сектора экономики. Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в январе уменьшилось на 17,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до $ 80 млн.

Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2018 году увеличится до 5,5% ВВП. Общепринято считать, что дефицит свыше 3% ВВП является повышенным, свыше 5% – опасным и говорит о наличии рисков для платежного баланса, в случае остановки притока капитала.

В целом, дефицит платежного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и активном вмешательстве импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.  С учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6 млрд, в условиях прогнозируемого дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 7,7 млрд (прогноз КМУ) и будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным), на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


Нацбанк повысил учетную ставку до 17% годовых

Национальный банк Украины повысил учетную ставку до 17% годовых. Об этом сообщили на брифинге НБУ. «Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 17% годовых с 2 марта 2018», — говорится в сообщении.

Как пояснили в регуляторе, четвертое подряд повышение ключевой процентной ставки является целесообразным, учитывая отсутствие существенных признаков ослабления инфляционных рисков, и направлено на снижение потребительской инфляции до целевого уровня в среднесрочной перспективе.
Следующее заседание правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 12 апреля 2018 в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.

Напомним, по словам и.о. главы НБУ Якова Смолия, для снижения учетной ставки Национального банка Украины Верховная Рада должна принять пакет экономических законопроектов относительно банковской деятельности.

Как понимать?

Учетная ставка – один из ключевых монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. В связи этим, снижение учетной ставки – основной инструмент оживления кредитного банковского рынка. Повышение учетной ставки говорит о росте уровня инфляции и падении темпов экономического роста в стране.

Следует отметить, что политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственным инструментом НБУ для борьбы с инфляцией является учетная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны. Благодаря повышению учетной ставки (которая повысит доходность по депозитам и ОВГЗ) НБУ пытается мобилизовать дополнительные доходы в бюджет и уменьшить ликвидность на рынке, чем незначительно успокоить инфляцию. Однако такое решение в будущем негативно повлияет на деловую активность бизнеса, увеличив стоимость заемных ресурсов.

По данным НБУ, объём средств, привлеченных за счет размещения ОВГЗ в госбюджет по итогам 2017 года, составил 105,4 млрд грн (ср. доходность – 15,02%), за январь 2018 года – 8,5 млрд грн (16,11%).  Уменьшая ликвидность и перенаправляя ее на финансирование бюджета, госорганы ухудшают ситуацию с банковским кредитованием, лишая мелкий и средний бизнес средств для развития, создания рабочих мест, отчисления налогов. Кроме того, погашать данные бумаги государству придётся за счет эмиссии, что негативно повлияет на инфляционные и девальвационные процессы.

В целом, ситуация со структурой активов украинских банков является катастрофичной, в связи с высоким уровнем токсичности необслуженных кредитов. Так, по состоянию на 01.01.2018 (данные НБУ) кредитный портфель украинских банков составляет 1,09 трлн грн (экв. долл – $ 40 млрд; 2013 – $ 113,7 млрд). При этом по данным НБУ в корпоративном портфеле «живых» банков объём необслуженных кредитов составляет 595 млрд грн, или 54,5%.

В бюджет на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 7,3%. При этом пересмотренный показатель инфляции на уровне 8,9% фундаментально не меняет ситуацию. Как и в прошлом году в экономике страны не происходят фундаментальные макроэкономические изменения, которые способствовали бы замедлению инфляции. Во-первых высокий уровень действующей учетной ставки не позволит инфляции опустится ниже 16%. Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн свидетельствует о девальвации нац. валюты на 10%, что дополнительно повлечет рост цен. Также в бюджете заложено повышение зарплат на 16,3%, что в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет изменение цен.

Однозначно, при данных макроэкономичных факторах, отсутствии стратегий восстановления экономики в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплатах по внешним долгам, инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 году (целевой ориентир 15-18%).


В Украине выросли долги по зарплате

В январе 2018 года общая сумма задолженности по з/п в Украине увеличилась на 7%. На 1 февраля 2018 года она составила 2,535 млрд грн. Об этом в четверг, 1 марта сообщил Госстат. О

тмечается, что рост задолженности по заработной плате в минувшем месяце зафиксирован в Херсонской (на 59,1%), Волынской (43,2%), Винницкой (31,6%), Черновицкой (26,7%), Сумской (22,8%), Кировоградской (17,9%), Запорожской (17,6%) областях. В то же время задолженность по зарплате в январе текущего года сократилась в Хмельницкой (на 3,5%) и Киевской (1,2%) областях. К началу февраля основная доля задолженности экономически активных предприятий приходилось на промышленность (81,9%), профессиональную, научную и техническую деятельность (6,8%). При этом более половины суммы задолженности сформировано в Донецкой (32,1%), Луганской (15,8%) и Сумской (7,8%) областях.

В январе 2018 года задолженность по выплате зарплаты увеличилась: в здравоохранении – на 32,5% (до 19,534 млн грн); сфере оптовой и розничной торговли – на 23,5% (до 27,556 млн грн); операций с недвижимым имуществом – на 17,5% (до 57,613 млн грн); информации и телекоммуникаций – на 20,2% (до 11 млн грн); промышленности – на 9,2% (до 2,014 млрд грн); профессиональной, научной и технической деятельности – на 5,4% (до 113 млн грн).

Как понимать?

Рост долгов по зарплате – маленький пример (из множества возможных), иллюстрирующий, что Петр Порошенко вчера откровенно врал на пресс-конференции, говоря о том, какая разруха и упадок достались ему от «попередников» и как чудно он все наладил и восстановил. От «попередников» Президенту досталась задолженность по выплате заработной платы, с учетом Крыма и Донбасса в суме 0,753 млрд грн. После первых полугода правления Петра Алексеевича, долг по выплате зарплаты вырос почти вдвое – до 1,32 млрд грн (на 01.01.2015), и это уже без Крыма и части Донбасса.

После 1,5 лет правления «лучшего президента в истории Украины», долг по выплате зарплаты вырос еще на 42% – до 1,88 млрд грн (на 01.01.2016).
И наконец на 01.02.2017 долг по выплате заработной платы (без учета Крыма и части Донбасса) составил уже 2,53 млрд грн. Суммарно за 3,5 года правления Порошенко долг по выплате зарплаты вырос на 236% (в 3,3 раза).

Понятно, что не Президент выплачивает зарплату по всей стране и не он ее задерживает, в этом его никто и не обвиняет. Здесь важно другое, «разруха» во всех отраслях жизнедеятельности Украины возникла и усугубляется при правлении Петра Алексеевича (как бы он не старался неоднократно это опровергнуть во время вчерашнего общения с журналистами), а не досталась ему в наследство от «попередников».

Порошенко досталась страна с нормальным уровнем жизни людей, с нормальными зарплатами (средняя – $ 450-500), нормальными пенсиями (средняя – $ 180-200), тарифами, которые оплачивали самостоятельно, без субсидий, 91% населения, а всего 9% нуждались в помощи государства. И все это «разрушилось» уже при Петре Алексеевиче, с его непосредственным участием и под его чутким руководством. Зарплаты и пенсии упали в 2 и более раза, а платежки за ЖК-услуги по состоянию на конец 2017 года смогли самостоятельно оплатить уже не 91% населения, как при «попередниках», а всего 41%.  Остальные 59% украинцев (24,64 млн человек) пошли с протянутой рукой в службу соцзащиты населения за субсидией, хотя от «попередников» Президенту досталось всего 9% таких малоимущих, остальных сделал такими уже он.


«Газпром» подтвердил, что обязан заплатить «Нафтогазу»

В «Газпроме» подтвердили, что арбитраж в Стокгольме удовлетворил требования «Нафтогаза» по иску на транзит газа. По результатам двух разбирательств в суде, российская компания должна выплатить украинской $ 2,56 млрд.

«Арбитры удовлетворили требования на сумму $ 4,673 млрд в связи с подачей газа для его транзита европейским потребителям в меньшем объеме, чем это было предусмотрено контрактом. С учетом ранее присужденной в пользу «Газпрома» суммы по контракту на поставку, арбитры произвели зачет встречных требований, по итогам которого «Газпром» обязан заплатить «Нафтогазу» $ 2,56 млрд», − отмечается в сообщении российской газовой компании.

Как понимать?

«Газпром» и «Нафтогаз» судятся в шведском суде с июня 2014 года. Каждая сторона подала свои иски, которые касаются контрактов на поставки газа из России в Украину и транзит через украинскую территорию от 2009 года.

По первому решению Стокгольмского арбитража по контракту на поставку российского газа, где «Газпром» требовал уплаты штрафов на условии take-or-pay ($ 56 млрд за 2012–2017 годы), а «Нафтогаз» – ретроактивного изменения цены, возмещения переплат и отмены запрета на перепродажу газа (в целом — $14 млрд) «Публичный аудит» уже давал свой анализ:
1. пересчет цены газа на основе привязки к хабу в Европе коснется только периода 2 квартал 2014;
2. простроченная задолженность «Нафтогаза» перед «Газпромом» в сумме более $ 2 млрд подтверждается;
3. отклонение требования «Газпрома» наложить на «Нафтогаз» штраф за невыполнение формулы «бери или плати»;
4. «Нафтогаз» в рамках контракта должен закупать у «Газпрома» ежегодно 5 млрд кубометров в течении 2018-2019 годов. Правило «бери или плати» сохранили, но сократили объемы закупки.

Нынешнее решение арбитража частично удовлетворяет требования «Нафтогаза» в рамках спора с «Газпромом» по контракту на транзит. Главное требование «Нафтогаза» в иске – компенсировать более низкую загрузку украинской ГТС по сравнению с уровнем в 110 млрд кубометров, который, по мнению украинской компании, обозначен в контракте в соответствии с принципом ship-or-pay («качай или плати»). В рамках этого требования «Нафтогаз» хотел взыскать с «Газпрома» около $ 16 млрд. В итоге суд удовлетворил требование «Нафтогаза» на сумму $ 4,6 млрд.

С учетом первого решения арбитража, где «Нафтогаз» должен уплатить «Газпрому» $ 2,02 млрд, арбитры сделали взаимозачет претензий, в результате «Газпром» должен украинскому монополисту $ 2,6 млрд. Теперь возможны несколько вариантов исполнений этого решения. Вполне вероятно, что «Газпром» не сочтет необходимым перечислять «живые» деньги «Нафтогазу», а предложит сделать взаимозачет по «долгу Януковича». На сегодняшний день есть уже первое решение суда Лондона о взыскании с Украины долга в $ 3 млрд в пользу РФ. Дело рассматривается в апелляции. По итогу может быть заключено мировое соглашение об отсутствии обоюдных претензий у сторон вследствие взаимозачета.

Возможен иной вариант, когда «Газпром», после подписания допсоглашения к действующему контракту и согласования цены природного газа с «Нафтогазом», предложит выполнить свои обязательства в счет долга в $ 2,6 млрд, поставив газ Украине на эту сумму. Однако еще возможен и вариант продолжения судебных разбирательств, так как не исключено, что «Газпром» обжалует решение. По мнению представителей госкомпании, суд неодинаково отреагировал на аргументы сторон: арбитры приняли от «Нафтогаза» аргумент о «резком ухудшении состояния украинской экономики, что повлекло снижение спроса на газ», и, в свою очередь, отвергли довод «Газпрома» «о снижение закупок европейскими клиентами, что повлекло уменьшение транзита через Украину». Учитывая указанное, вполне вероятно, что российская компания не исчерпала возможные юридические способы пересмотра невыгодного для себя решения.


В январе инфляция ускорилась до 14%

Потребительская инфляция в январе 2018 года ускорилась до 14,1 %. Об этом в четверг, 1 марта, сообщила пресс-служба Национального банка Украины.
Отмечается, что это превышает августовский прогноз НБУ. «В январе 2018 года потребительская инфляция ускорилась до 14,1% в годовом измерении и, следовательно, превысила траекторию прогноза Национального банка, опубликованного в августовском Инфляционном отчете», – говорится в сообщении.

По предварительным оценкам, высокие темпы инфляции сохранились в феврале. Это обусловлено более высокими, чем ожидалось, темпами роста цен на продукты питания и услуги. Также к этому привело повышение цен на топливо из-за более существенного подорожания нефти на мировых рынках и ослабления гривны в предыдущие месяцы.

В то же время НБУ считает актуальным январский прогноз снижения инфляции до 8,9 % в 2018 году и её возвращение к целевому диапазону в середине 2019 года. Специалисты «Публичного аудита» вначале этого года спрогнозировали рост годовой инфляции до уровня 16–18 % вследствие повышения соцстандартов, падения промышленного производства, высокой учётной ставки и финансирования бюджетного дефицита за счёт ОВГЗ.

Как понимать?

Следует отметить, что ситуация с инфляцией уже давно неподконтрольна правительству и не соответствует пределам годового инфляционного таргета.
Политика инфляционного таргетирования показала абсолютную неэффективность, а единственный инструмент НБУ для борьбы с инфляцией – учётная ставка, которая влияет на другие экономические параметры страны. Так, по итогам января 2018 года инфляция составила 1,5 % (январь 2017 года – 1,1 %), вследствие чего годовая инфляция выросла до 14,1 % годовых.

Кроме того, рост индекса цен производителей промышленности за соответствующий период составил 4,4 %, и он является одним из главных индикаторов дальнейшего удорожания себестоимости остальных товаров. Как результат, потребительская инфляция будет расти и на протяжении будущих периодов. Катализатором данных процессов стало увеличение производственных затрат вследствие дальнейшего роста заработной платы, ослабление гривны в течение нескольких предыдущих месяцев.

В бюджете на 2018 год правительство заложило показатель инфляции на уровне 7,3 %. При этом пересмотренный показатель инфляции на уровне 8,9 % фундаментально не меняет ситуацию. Во-первых, высокий уровень действующей учётной ставки (17 %) не позволит инфляции опустится ниже 16 %. Благодаря её повышению удалось повысить доходность по депозитам и ОВГЗ, незначительно уменьшить ликвидность на рынке, что успокоило инфляцию в октябре. Однако в будущем такое решение негативно повлияет на деловую активность бизнеса, поскольку увеличится стоимость заёмных ресурсов. Кроме того, заложенный среднегодовой курс доллара в бюджете на уровне 29,3 грн/долл. свидетельствует о девальвации нацвалюты на 10 %, что дополнительно повлечёт рост цен.

В бюджете заложено повышение зарплат на 16,3 %, что в условиях отсутствия роста производства крайне негативно повлияет на изменение цен.
Однозначно, при данных макроэкономичных факторах, отсутствии стратегий восстановления экономики (в условиях международных ценовых колебаний на сырьевых рынках и выплат по внешним долгам) инфляция в Украине продолжит демонстрировать рост в 2018 (целевой ориентир – 16–18 %).


Украина сократила производство стали

Украинские металлургические предприятия в январе–феврале 2018 года сократили производство стали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5 %, до 3,413 млн т. Об этом в четверг, 1 марта, сообщает «Укрметаллургпром». В то же время за два месяца производство чугуна в Украине увеличилось на 6 %, до 3,491 млн т, тогда как общего проката снизилось на 7 %, до 2,977 млн т.

«Снижение общего уровня выпуска основных видов продукции за два месяца 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года является следствием потери части мощностей на неподконтрольной территории», – говорится в сообщении.

В частности, металлургическими предприятиями, находящимися на подконтрольной территории Украины, в январе–феврале 2018 г. произведено: чугуна – 3,49 млн т (124 % от аналогичного периода 2017 года), стали – 3,41 млн т (107 % от 2017 года), проката – 2,98 млн т (107 % от 2017 г.).

Как понимать?

В январе–феврале 2018 года украинские металлургические предприятия сократили производство: стали – на 5 %, до 3,413 млн. т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с учётом деятельности в январе–феврале 2017 года мощностей, находящихся на неконтролируемой территории), проката – на 7 %, до 2,977 млн т.  При этом в феврале 2018 года металлургическими предприятиями Украины произведено: чугуна – 1,56 млн т (80 % относительно января 2018 года), стали – 1,51 млн т (80 %), проката – 1,3 млн т (77 %). Таким образом, выплавка стали в феврале 2018 года обновила исторический минимум.

Так, по итогам 2017 года украинские металлургические предприятия сократили производство чугуна по сравнению с 2016 годом на 15 % (до 20,035 млн т), стали – на 12 % (до 21,284 млн т), общего проката – на 14 % (до 18,439 млн т). Кроме того, украинские металлургические предприятия в 2017 году сократили экспорт продукции по сравнению с 2016 годом на 17,6 %, до 14,58 млн т.

Катализатором падения металлургического производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, а также захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях. Следует отметить, что снижение уровня выпуска основных видов продукции за 2017 год также является следствием несвоевременного и неполноценного обеспечения предприятий сырьевыми материалами из-за неудовлетворительной работы «Укрзализныци».

В 2007 г. Украина занимала 7 место в мире по объёмам производства стали и третье – по экспорту металла. Даже в 2013–2016 гг. Украина ещё держалась в десятке крупнейших производителей металла. Но уже весной 2017 г. в рейтинге крупнейших производителей стали WorldSteel наша страна опустилась на 13 место.

Одним из определяющих факторов для глобальной ситуации в отрасли в 2018 году будет политика Китая по снижению предложения стали и росту спроса. Так, сокращение производства сырья в Китае под давлением экологических инициатив правительства и роста регулятивной нагрузки будет определять волатильность мировых цен на сырье: коксующийся уголь и руду.

Также остаётся проблема избыточных мощностей (загруженность, по данным World steel association, составляет 70 %) что, ведёт к усилению протекционистских мер на развитых региональных рынках, предпринимаемых соответствующими государствами. Кроме того, государство не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей отрасли страны, в то время как поддерживает (дотирует) предприятия агрокомплекса.

Увеличение отрицательного вклада чистого экспорта в связи с переориентацией предприятий энергетического и металлургического сектора на импортируемое сырье для замены утраченной ресурсной базы, а также потеря производственных мощностей экспортоориентированных отраслей промышленности прямопропорционально отразится на экономике в целом.


Нацбанк разрешил репатриацию дивидендов нерезидентов за все годы

Национальный банк расширил для иностранных инвесторов возможность репатриировать дивиденды за корпоративными правами и акциями, начисленные за 2017 год. Об этом сообщает пресс-служба НБУ. До сих пор инвесторам можно было оплатить за границу в иностранной валюте дивиденды, начисленные только за период до 2016 года включительно. При этом суммы таких платежей были ограничены установленными лимитами (для дивидендов за 2014–2016 гг. – до 5 млн долларов в месяц, для дивидендов за период до 2013 года включительно – не более 2 млн долл. в месяц).

Теперь регулятор установил единый лимит в сумме 7 млн долл. в месяц для выплаты дивидендов в иностранной валюте независимо от периода, за который начислены такие дивиденды.  НБУ считает, что такая мера обеспечит более равномерное спрос на валюту со стороны компаний, которые намерены оплатить дивиденды иностранным инвесторам, и минимизирует его влияние на состояние межбанковского валютного рынка, а, следовательно, и на ценовую и финансовую стабильность в целом.

Также Национальный банк расширил перечень операций бизнеса, на поступление по которым не распространяется требование об обязательной продаже.

Как понимать?

Указанные изменения утверждены постановлением правления от 1 марта 2018 №19 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины». Они вступают в силу с 3 марта 2018 года. Объём репатриации дивидендов иностранными инвесторами в 2017 году составил $ 1,8 млрд. Данная ситуация свидетельствует, что бизнес не готов держать денежные средства на территории Украины в связи с инфляционными, девальвационными рисками, нестабильностью в банковском секторе, правовой незащищённостью. Так, иностранные юрисдикции предоставляют намного больше гарантий для сбережения заработанных средств, в т. ч. оптимизацию налоговых обязательств. Следует отметить, что большинство иностранных акционеров украинских предприятий (25,6 %) находятся на Кипре, а бенефициарами соответствующих фирм являются украинские резиденты.

Временные ограничения на репатриацию дивидендов за границу были введены в 2014–2015 гг. Валюты на рынке не хватало не только на конвертацию заработанных иностранными компаниями дивидендов, но и на более насущные потребности, вследствие чего национальная валюта обесценилась 3 раза.
Когда долларовая ликвидность (благодаря траншам МВФ и размещению евробондов) на рынке восстановилась, ограничения для иностранных инвесторов были сняты.

Следует отметить, что подразделения зарубежных компаний заработали около 17 млрд грн прибыли в 2014 году и ещё около 11 млрд грн – в 2015-м. Если бы вся эта прибыль ушла за границу в форме дивидендов, это привело бы к оттоку из страны $2 млрд. Общий объём дивидендов, начисленных по результатам 2016 года, составлял $ 534 млн.

Поэтому нынешняя репатриация подтверждает целенаправленный вывод из страны свободных денег, а не дальнейшее реинвестирование.
Кроме того, Национальный банк расширил для украинского бизнеса возможности досрочно погашать внешние кредиты и займы в иностранной валюте. Теперь резиденты-заёмщики смогут осуществлять досрочное погашение таких кредитов и займов в пределах ежемесячного лимита 2 млн долл. (для одного резидента-заёмщика по кредитным договорам/договорам займов, обслуживаемых в пределах одного уполномоченного банка).

Замораживание выплат дивидендов в 2014–2015 гг. было вопиющим нарушением прав инвесторов, вследствие чего в будущем реальные иностранные инвесторы будут оценивать дополнительные риски при возможном инвестировании в Украину.

Следует отметить, что операции по покупке валюты на межбанковском валютном рынке для выплаты дивидендов также влияют на состояние валютного рынка. Кроме того, нынешний объём репатриированных средств однозначно негативно повлияет на макроэкономическую ситуацию, увеличивая дефицит текущего счета (прогноз на конец 2018 года – $ 7,7 млрд (6,8 % ВВП).