Дайджест 26/03-01/04/2018

В Украине резко обвалилось производство легальной водки

В Украине резко сократилось производство водки, коньяков и бренди, передает Государственная служба статистики. Сообщается, что за первые два месяца 2018 года в Украине было произведено 1,68 млрд дал водки и других крепких спиртных напитков. Данный показатель на 56,2 % меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.  А вот коньяков и бренди было выпущено меньше – 252 млн дал, что на 21,9 % меньше, чем за первых два месяца 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В Украине по причине высоких акцизов и низкой покупательской способности граждан сохраняется тенденция падения легального производства алкогольных напитков. С начала 2014 года правительство 6 раз повышало акциз и минимальные розничные цены на алкоголь в Украине.
Суммарно, за 4 года, минимальные розничные цены на алкоголь выросли от 100 % до 359 % (в зависимости от вида продукции):
– водка – на 164%;
– слабоалкогольные напитки и пиво – на 180%;
– коньяк – на 181– 213%;
– вино – на 96-205%;
– виски, ром, джин и др. – на 311–359%.

По разным оценкам, доля теневого производства алкоголя в стране достигла 70 %, в связи с чем государственный бюджет ежегодно недополучает порядка 12 млрд грн. В последнее время данной проблемой обеспокоились и в Европе. Так, ЕС опасается, что Украина может стать «перевалочным пунктом» для контрабанды нелегального алкоголя в Европу. Об этом пишут многие европейские издания.

Рынок производства спирта в Украине является полностью неконтролируемым, при этом наша страна – единственная, где до сих пор существует монополия на его производство. Согласно статистике МВФ, доля нелегального производства спирта в Украине достигает 60 %. Это приводит к тысячи смертей от отравлений. Госбюджет недополучает миллионы евро. Более того, производством нелегального спирта занимается половина государственных спиртзаводов. Так, на 10 из 30 заводов налажено производство контрафактного алкоголя. Согласно аудиту международной компании PwC, из-за «черного рынка» мимо государственного бюджета проходит 360 млн евро.

На ближайшей рабочей встрече с украинским правительством европейские парламентарии намерены поднять вопрос контрафактного спирта.


Украина опустилась в рейтинге производителей стали

Украинские металлургические предприятия в феврале 2018 года выплавили 1,9 млн т стали, что на 11,2% больше, чем в феврале 2017 года. В то же время в феврале этого года Украина упала на 12 место в рейтинге мировых производителей стали, пропустив вперед Италию и Иран. Кроме этого, Индия вернула себе второе место, которое заняла в декабре, обойдя Японию.

Отмечается, что в январе-феврале этого года мировая выплавка стали увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%, до 276,652 млн т. При этом в феврале стальное производство в мире возросло в годовом исчислении на 3,5%, до 131,791 млн т, тогда как к январю сократилось на 5,5%. Февральская загрузка метмощностей достигла 73,3%. Это на 1,8% выше по сравнению с февралем 2017 года. По сравнению с январем 2018 года этот показатель выше на 0,5%. Ранее сообщалось, что украинские металлургические предприятия сократили производство стали на 5%.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

В январе-феврале 2018 года украинские металлургические предприятия сократили производство стали на 5% – до 3,413 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с учетом деятельности в январе-феврале 2017 года мощностей, находящихся на неконтролируемой территории). По данным объединения «Укрметаллургпром», в феврале 2018 года металлургическими предприятиями Украины произведено: чугуна 1,56 млн т (80% относительно января 2017 года), стали – 1,51 млн т (80%), проката – 1,3 млн т (77%). Кроме того, по итогам февраля объем потребленного металлургами природного газа уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем на 20 млн куб. м и составил порядка 160 млн куб. м. Таким образом, выплавка стали в феврале 2018 года обновила исторический минимум.

По итогам 2017 года украинские металлургические предприятия сократили производство чугуна по сравнению с 2016 годом на 15% – до 20,035 млн т; стали – на 12% (до 21,284 млн т); общего проката – на 14% (до 18,439 млн. т). Кроме того, украинские металлургические предприятия в 2017 году сократили экспорт продукции по сравнению с 2016 годом на 17,6% – до 14,58 млн т. Катализатором падения металлургического производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, а также захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях.

Следует отметить, что снижение уровня выпуска основных видов продукции за 2017 год является также следствием несвоевременного и не в полном объеме обеспечения предприятий сырьевыми материалами из-за неудовлетворительной работы «Укрзализныци». В 2007 г. Украина занимала 7 место в мире по объемам производства стали и третье по экспорту металла. Даже в 2013-2016 годах Украина еще держалась в десятке крупнейших производителей металла. Но уже весной 2018 г. в рейтинге крупнейших производителей стали WorldSteel Украина опустилась на 12 место.

Одним из определяющих факторов для глобальной ситуации в отрасли в 2018 году будет политика Китая по снижению предложения стали и росту спроса. Так, сокращение производства сырья в Китае, под давлением экологических инициатив правительства и роста регулятивной нагрузки, будет определять волатильность мировых цен на сырье: коксующийся уголь и руду. Кроме того, остается проблема избыточных мощностей (загруженность по данным World steel association составляет 70%) что ведет к усилению протекционистских мер на развитых региональных рынках, предпринимаемых соответствующими государствами.

Следует также отметит, что власть Украины не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей металлургической отрасли страны, в то время как поддерживает (дотирует) предприятия агрокомплекса, тем самым продолжая процесс деиндустриализации государства.


Кабмин отложил повышение цен на газ – СМИ

Правительство отложило рассмотрение вопроса о повышении цены на газ для украинского населения еще на два месяца. Об этом сообщают «Українські новини» со ссылкой на источник в Кабмине. В частности, правительство планирует продлить до 1 июня 2018 года специальное требование для НАК «Нафтогаз Украины» и облгазов поставлять газ населению и предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) без изменения текущих цен.

Действие спецобязательств истекает 1 апреля. По данным источника, соответствующее решение Кабмин может принять уже на ближайшем заседании в среду, 28 марта. Таким образом, цена газа для поставок населению и ТКЭ до 1 июня не изменится и останется на уровне 4 942 грн за тыс. куб. м, а для конечного потребителя с учетом НДС и других сборов – 6 958 грн за тыс. куб. м.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По всей видимости Гройсман решил не рисковать с повышением цены газа для населения с 1 апреля 2018 года. Это не значит, что тариф повышаться не будет, просто правительство пытается выбрать для этого наиболее благоприятный и безопасный период. Действие постановления Кабмина № 187, которым установлена текущая цена газа, заканчивается 1 апреля 2018 года. Продлив его действие на 2 месяца, правительство отодвигает повышение тарифов на лето, рассчитывая, что отпускной сезон снизит протестные настроения, а повышение тарифов пройдет незаметно.

Кроме того, таким продлением правительство берет паузу в газовых переговорах с МВФ. Если вопрос с антикоррупционным судом и очередным траншем решится, то можно будет вернуться к пересмотру цены газа, а если нет – то повышение цены на газ может быть заморожено правительством до выборов, как непопулярное и ухудшающее рейтинги власти решение.

Учитывая уровень доходов населения Украины, действующие тарифы и так очень высоки: 60% украинцев не способны их оплатить. Кроме того, каждый второй гражданин является должником за ЖК-услуги – общий долг по стране превысил 37 млрд грн.  Отсутствие улучшений по качеству ЖК-услуг, степени ответственности поставщиков, сервиса, простоты решения спорных вопросов и прозрачности тарифообразования – лишь усиливают негодование людей.

Учитывая все проблемы в сфере ЖК-услуг, усугубленные властью за последние 4 года, повышение цен на газ для населения является крайне болезненной и непопулярной инициативой. Никто из действующей власти не хочет брать на себя ответственность за такое решение, особенно в преддверии выборов. Ведь после повышения тарифов в 2015 году, его инициатор А. Яценюк (перед этим получивший максимальное количество мест в парламенте) моментально стал врагом украинцев №1, полностью потеряв рейтинг и поддержку населения, восстановить которые не смог до сегодняшнего дня.


Украина и Израиль завершили переговоры по ЗСТ

Украина и Израиль завершили переговорный процесс по Соглашению о зоне свободной торговли. Об этом в среду, 28 марта, сообщил премьер-министр Владимир Гройсман в своем Twitter. «Это новые возможности для нашего экспорта и новый рынок для нашего бизнеса», – считает глава правительства. Он также добавил, что в 2017 году объём украинского экспорта в Израиль составил $ 781,2 млн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Украинское правительство во главе с Премьером предпринимает всяческие попытки найти замену российского рынка вследствие прекращения с 01.01.2016 договора о зоне свободной торговли с Россией. ЗСТ с ЕС однозначно не стало полноценной альтернативой экспорта в Россию. Так, объём экспортных операций отечественной продукции в 2017 году в сравнении с 2013 годом сократился на $ 11 млрд, или 74 %, в то время как экспорт в ЕС за аналогичный период увеличился на $ 0,8 млрд, или 4,8 %.

Стоит отметить, что Израиль не считается приоритетным партнером Украины во внешнеторговых отношениях, поскольку не входит в первую десятку стран, с которыми идет сотрудничество. Действительно, по итогу 2017 года внешнеторговый оборот между Украиной и Израилем составил $ 973,5 млн, что составляет 1 % от общего внешнеторгового оборота Украины. При этом экспорт товаров и услуг – $ 781,4 млн, импорт – $ 192,1 млн. Для сравнения, в 2013 году Украина экспортировала в Израиль товаров и услуг на сумму $ 841,2 млн, что на 7 % больше, чем в 2017 году.

Подписание ЗСТ с Израилем – это, безусловно, позитивное событие, поскольку торговое сальдо между странами – в пользу Украины, следовательно, в результате снятия существующих торговых барьеров украинские производители смогут увеличить объёмы поставок. Однако негативным моментом остаётся тот факт, что экспортирует Украина в основном сырьё и продукцию с низкой добавленной стоимостью. В структуре экспорта в 2017 году практически 50 % составляют зерновые культуры, еще 26 % – черные металлы. Поэтому, несмотря на относительно позитивные прогнозы от подписания такого соглашения, Украина для Израиля может стать удобным поставщиком сырья.

Ещё одним политическим моментом может быть желание нынешних украинских властей выслужиться перед администрацией Белого дома, продемонстрировав таким образом свою лояльность к одному из основных союзников США, ведь в экономическом плане на сегодняшний день Израиль не является прерогативой для украинской экономики.

В Украине выросла реальная зарплата

В феврале 2018 года реальная заработная плата в Украине по сравнению с февралем прошлого года выросла на 10,5%, а по сравнению с январем–2018 – на 0,6%. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики.

Как отмечается, средняя заработная плата штатных работников в феврале 2018 года по сравнению с январем 2018 года увеличилась на 1,5 %, составив 7828 грн.  По данным статведомства, наибольший рост средней заработной платы штатных работников в феврале 2018 года по сравнению с февралем 2017 года наблюдался в Житомирской (на 31,2%), Закарпатской (31,1%), Винницкой (29,3%), Черкасской (28,9%), Львовской (28,7%), Черновицкой (27,7%), Запорожской и Днепропетровской (27,6%), Кировоградской и Сумской (27,2%), Киевской (26,8%), Черниговской (26,6%) областях и г. Киев (23,3%). В Донецкой и Луганской областях (без учёта части зоны проведения АТО) рост заработной платы составил 23,8 % и 22,4 % соответственно.
Самый высокий уровень зарплат в минувшем месяце зафиксирован в Киеве – 12124 грн, самый низкий – в Тернопольской области – 6040 грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

При «реальном росте» заработной платы за год на 10,5 % рост цен на потребительские товары первой необходимости за тот же год составил от 17% до 70,5%. Подорожало практически все:
– рис – на 42 %;
– хлеб пшеничный – на 69 %;
– хлеб ржаной – на 44 %;
– макароны – на 53 %;
– говядина – на 35 %;
– свинина – на 58 %;
– курица (тушки) – на 31 %;
– колбаса вареная – на 37 %;
– молоко (2,5 % жирности) – на 45 %;
– сметана (15 % жирности) – на 35%;
– сало – на 70 %;
– свекла – на 74 %;
– морковка – на 71%;
– картошка – на 17 %;
– бензин (А-95) – на 21 %;
– дизельное топливо – на 26 %.

Искусственное повышение статистики путем регуляторного назначения более высокого уровня минимальной заработной платы не имеет ничего общего с реальным ростом доходов. Подобные мероприятия, наоборот, ускоряют инфляцию, увеличивают налоговое давление на бизнес, способствуют его закрытию, тенизации и сокращению реальных доходов населения, что и наблюдалось в 2017 году.

Средняя заработная плата в феврале 2018 год составила 7828 грн ($ 290), что существенно ниже, чем в 2011–2013 гг.:
2011 – 2749,0 грн – $ 344,9;
2012 – 3151,0 грн – $ 394,4;
2013 – 3429,0 грн – $ 429,2;
декабрь 2013 – 3619,0 грн – $ 453,0.
Из приведенной динамики среднего размера заработной платы видно, что февральский уровень в 7828 грн ($ 290) – это не «экономическое чудо» и не предел мечтаний, а всего лишь 64 % от уровня зарплаты конца 2013 года.

Правительство продолжает искусственно поднимать минимальную заработную плату в 2018 году, намереваясь делать это и дальше, а населению нужно готовиться к дальнейшему росту цен в магазинах, на заправках, транспорте – в целом повсеместно.


Платежный баланс Украины в феврале сведен с профицитом $ 252 млн

Платежный баланс Украины в феврале 2018 года сведен с профицитом $ 252 млн, тогда как месяцем ранее был зафиксирован дефицит $ 449 млн. Соответствующие предварительные данные обнародованы на официальном веб-сайте Национального банка Украины (НБУ) в пятницу. За два месяца текущего года дефицит платежного баланса составил $ 197 млн, что на 13,97% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

По данным НБУ, профицит текущего счета в феврале по сравнению с январем упал в 13,2 раза и составил $ 9 млн. Всего за первые два месяца 2018 года профицит текущего счета составил $ 128 млн, что на 15,79% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. НБУ при этом отмечает в феврале ухудшение показателей экспорта ряда товарных групп, несмотря на сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры для черных металлов, руд и зерновых.

По данным Нацбанка, соответствующая динамика была обусловлена замедлением роста объемов производства в отдельных отраслях и осложнением транспортных перевозок из-за неблагоприятных погодных условий. В свою очередь импорт продолжал расти, преимущественно за счет энергоносителей и продукции химической промышленности.

Поступления по финансовому счету в феврале составили $ 243 млн против $ 568 млн оттока месяцем ранее. По данным НБУ приток средств связан с активизацией покупки нерезидентами государственных гривневых долговых ценных бумаг. Чистые поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в феврале составили $ 111 млн и были полностью направлены в реальный сектор экономики в форме увеличения акционерного капитала. Отток по финансовому счету в январе-феврале составил $ 325 млн, что на 15,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года, чистый приток ПИИ – $ 191 млн, или на 32,5% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным НБУ, в январе 2018 года платежный баланс сведен с профицитом на сумму $ 252 млн (февраль 2017 – дефицит $27 млн). Основным катализатором образования профицита платежного баланса стало увеличение краткосрочных внешних обязательств государственным и частным секторами, что приведет к существенному оттоку валютных средств в будущих периодах. Чистый приток по финансовому счету составил $ 243 млн, в связи привлечением средств государственным сектором ($ 161 млн по сравнению с оттоком $ 19 млн в феврале 2017 года). В целом за январь-февраль 2018 чистый отток средств по финансовому счету составил $ 325 млн, тогда как за аналогичный период прошлого года – $ 386 млн.

Главным фактором притока к государственному сектору было поступление средств от покупки нерезидентами облигаций внутреннего государственного займа: чистая покупка составила $ 200 млн (из них краткосрочных – $ 168 млн).  С начала года в Украине фиксируется активный приток иностранного капитала (в связи с ростом учетной ставки НБУ до 17%). Нерезиденты инвестируют преимущественно в краткосрочные инструменты. Потенциально приток коротких горячих денег может нести риски для внешней устойчивости экономики, в связи с последующим выводом денег с процентами. Такая рисковая сверхприбыль привлекательна, прежде всего, спекулянтам-нерезидентам либо компаниям, подконтрольным власти (которые могут быть уверены в возврате вложенных средств и, по сути, скрыто разворовывают бюджетные средства).

По итогам января-февраля 2018 г. привлечено в госбюджет 17,4 млрд грн по размещённым ОВГЗ. При этом срок обращения облигаций на 15,8 млрд – меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27%, что увеличит денежную массу при погашении бумаг в будущих периодах.

На мировом финансовом рынке сложилась ситуация, когда перечень высокодоходных инвестиций ограничен, а как аппетит инвесторов к риску довольно высок. Кроме того, с учетом паники на мировых рынках короткие украинские ОВГЗ выглядят очень привлекательными.

Следует также отметить, что обязательства по кредитам и займам реального сектора в феврале выросли на 479 млн долл. Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в январе уменьшилось на 40% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до $ 110 млн. Экспорт товаров в феврале вырос на 10% (в январе – 23,1%) и в годовом измерении и составил $ 3,3 млрд. Данный рост обеспечил экспорт черных и цветных металлов (+23% к соответствующему периоду 2017 года). Также существенное наращивание продемонстрировал экспорт химической промышленности (+ 44,8%). При этом экспорт продукции машиностроения упал на 3%.

Импорт товаров увеличился в январе на 9,5% (в январе – 30,6%) и в годовом измерении (прежде всего, за счет продукции неэнергетического назначения) составил $ 4 млрд. Импорт химической продукции увеличился на 9,3% (к соответствующему периоду 2017 года), машиностроения – на 28,9%.
Согласно прогнозам международного рейтингового агентства Fitch, дефицит текущего счета в Украине в 2018 году увеличится до 5,5% ВВП.

Общепринято считать, что дефицит свыше 3% ВВП является повышенным, свыше 5% – опасным. Это говорит о наличии рисков для платежного баланса в случае остановки притока капитала. В целом, дефицит платежного баланса свидетельствует о неконкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и активном вмешательстве импортной продукции, о несовершенстве и низкой привлекательности нерезидентов к внутреннему рынку капиталов.

С учетом того, что объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,4 млрд, в условиях прогнозируемого дефицита внешней торговли товарами и услугами в размере $ 7,7 млрд (прогноз КМУ) и будущих выплат по кредитам (государственным и корпоративным) на валютном рынке в среднесрочной перспективе подтверждаются высокие девальвационные риски.


В Киеве хотят серьезно поднять цены на холодную воду – почти на 20%

Тариф на водоснабжение для жителей многоэтажных домов увеличат с 8,28 до 9,86 грн за кубометр, а водоотвод – с 7,2 до 8,65 грн за кубометр. Об этом сообщает Gazeta.ua со ссылкой на заявление начальника информационного управления «Киевводоканала» Виктории Яковлевой. В целом водоснабжение и водоотведение подорожают на 20% – с 15,48 до 18,51 грн за кубометр. «Но этот вопрос еще обсуждается, поэтому окончательные тарифы могут еще измениться», – отметила она.

Подорожание связано с повышением стоимости электроэнергии, реагентов, а также ростом минимальной заработной платы. Тарифы уже утверждены Нацкомиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Тарифы на питьевую воду в течение 2014-2017 годов увеличивались уже дважды, но на качество самой воды поднятия тарифов не повлияло, оно остается крайне низким, что приводит к излишним затратам средств граждан на ее дополнительную очистку (фильтрацию). Также не повлияло повышение тарифов и на уровень потерь воды в сетях, которые у большинства предприятий остаются заоблачными:
• Львовское ГКП «Львовводоканал» – 49%;
• Лисичанске КСП «Лисичанскводоканал» – 46%;
• КП «Павлоградское производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» Павлоградского городского совета – 41%;
• ООО «Энергия-Новый Раздел» – 38%;
• КП «Днепроводоканал» ДМР – 37%;
• МКП «Хмельницкводоканал» – 35%;
• КП «Новомосковск водоканал» – 32%;
• КП «Гортепловодэнергия» (г. Каменец-Подольский) – 29%;
• КП «Ирпиньводоканал» – 25%;
• РОВКП ВКХ «Ровнооблводоканал» – 24%;
• КП «Вишнивськводоканал» – 22%;
• ОАО «Акционерная компания” Киевводоканал» – 19%.

Реформа жилищно-коммунальной сферы, проводимая действующей властью, начинается и заканчивается исключительно поднятием тарифов, без улучшения качества самих услуг, уровня обслуживания, состояния сетей, коммуникаций, оборудования и уровня ответственности монополий. В результате, население получает те же некачественные услуги, как и 4 года назад, но коммунальные и энергетические монополии получают за них в 5-10 раз больше.


В первом квартале госбюджет недовыполнен на 6,3 %

Доходы госбюджета в марте составили 76,224 млрд грн, что на 5,086 млрд (или 6,3 %) меньше плановых показателей. За январь–март этот показатель составил 187,668 млрд грн, что на 12,084 млрд грн (на 6 %) меньше плана на этот период. По сравнению с мартом 2017 года доходы госбюджета в марте 2018 увеличины на 12,238 млрд грн, или на 19,1 %. В январе–марте такое увеличение составило 11,635 млрд грн (6,6 %).

Налоговые поступления за І квартал 2018 года сократились по сравнению с январем–мартом 2017 года на 6,7 %, до 89,621 млрд грн, тогда как таможенные увеличились на 12,8 %, до 73,376 млрд грн. Доходы госбюджета в 2018 году установлены на уровне 917,9 млрд грн, расходы – на уровне 991,7 млрд грн.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, все подразделения ДФС в январе–марте 2018 года собрали 196,6 млрд грн (налоговая – 123,2 млрд грн, таможня – 73,4 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период достигло 33,7 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило всего 162,9 млрд грн, а это на 6,1 %, или на 10,5 млрд грн, меньше установленных Минфином плановых показателей.
Общий фонд госбюджета за январь–март недовыполнен по доходам к плану на 7,2 % – он получил 170,913 млрд грн.

Так, доходы госбюджета утверждены на уровне 917,9 млрд грн, что на 19 % больше доходов по плану 2017 года (770,9 млрд грн). Однако данные показатели не коррелируются с макроэкономическими прогнозами относительно роста экономики (прогноз ВВП – 3 %, инфляция – 9 %). Поэтому заложенные прогнозы номинального роста экономики ниже прогнозных показателей роста доходов. Кроме того, по состоянию на 01.03.2017 остатки на ЕКС составляли 9,8 млрд грн (на 11 млрд меньше, нежели в предыдущем месяце). При этом остатки ЕКС на начало марта 2017 были равны 34,1 млрд грн.

Еще одной дырой в расходной части бюджета-2018 является дефицит Пенсионного фонда в 140 млрд грн. Эти средства привлекаются с ЕКС на покрытие временных кассовых разрывов для выплат пенсий, вследствие чего остатки на данном счету остаются крайне низкими.

Следует отметить, что дефицит госбюджета утвержден на уровне 80,6 млрд грн (2,4 % ВВП). Однако в условиях низкого администрирования налогов бюджетный дефицит может увеличиться до 4 %. В связи с низкими поступлениями в бюджет Минфин осуществляет привлечение денежных средств в государственный бюджет через первичное размещение ОВГЗ. В частности, по итогам января–февраля 2018 года по ОВГЗ было привлечено в госбюджет 17,4 млрд грн. При этом срок обращения облигаций на 15,8 млрд меньше года, а средневзвешенная доходность – 16,27 %, что увеличивает долговую нагрузку бюджета в будущих периодах. Кроме того, Министерство финансов на аукционе 20 марта продало облигаций внутреннего госзайма на 6,366 млрд грн.

Резюме: выполнение доходной части ставится под сомнение, а значит, возможны неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия в случае эмиссионного финансирования бюджетного дефицита (повышенная инфляция и девальвация).


Долги украинцев за коммуналку достигли 36,8 млрд гривен

В феврале долг населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги увеличился на 11,9 %, до 36,8 млрд гривен. Самая большая задолженность зафиксирована в Киеве. Долг населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги в феврале 2018 года увеличился на 11,9 %, или на 3,9 млрд грн, до 36,8 млрд грн по сравнению с январем прошлого года. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики.

Как отмечается, долг за квартирную плату по состоянию на 1 марта 2018 года увеличился на 734,9 млн грн, до 3,8 млрд гривен. Долг за отопление и горячее водоснабжение увеличился на 1,4 млрд грн, до 14,4 млрд гривен. Долг за газоснабжение увеличился на 1,7 млрд грн, до 16,3 млрд гривен. В феврале среди регионов наибольшая задолженность за отопление и горячее водоснабжение зафиксирована в Киеве (3,1 млрд грн), Харьковской (2,4 млрд грн) и Днепропетровской областях (2,2 млрд грн); за газоснабжение – в Харьковской (2 млрд грн), Днепропетровской (1,9 млрд грн) и Киевской (2,1 млрд грн) областях. Наибольшая задолженность по квартирной плате в феврале зафиксирована в Киеве (665 млн грн), Днепропетровской (665 млн грн) и Донецкой (295 млн грн) областях.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По состоянию на 01.03.2018 года долг населения за жилищно-коммунальные услуги побил очередной рекорд: общая сумма составила 40,6 млрд грн, в т. ч.:
 газ – 16,4 млрд грн;
 отопление и горячая вода – 14,4 млрд грн;
 электроэнергия – 3,8 млрд грн;
 содержание дома и придомовой территории – 3,8 млрд грн;
 вода – 1,8 млрд грн;
 вывоз мусора – 0,4 млрд грн.
На начало 2018 года сумма долга была равна 32,3 млрд грн, а на 01.12.2017 – 30,6 млрд грн.

Ежемесячно долг населения за ЖК-услуги растёт в среднем на 2,5–3 млрд грн. Рост долгов немного замедляется в летний период и снова возрастает в отопительный сезон. Причём, восходящий тренд сохраняется с 2015 года. Тогда задолженность жителей Украины за жилищно-коммунальные услуги составляла 11,5 млрд гривен.

Всего за 3 года в результате безграмотной, безответственной тарифной и социальной политики долги населения выросли в 3,5 раза. Если текущий тренд роста долгов сохранится, что неизбежно без кардинальных изменений в тарифной и социальной политике государства, к концу текущего года нас ждет долг населения в 55–60 млрд грн, что равно полугодовому объёму платежей. Это равносильно тому, что все 42,5 млн украинцев не платят ни копейки за коммунальные услуги на протяжении 6 месяцев. К этому можно добавить долг государства на конец февраля 2018 года по субсидиям в 30 млрд грн, который к концу года ещё вырастет, из-за увеличения количества обращений за субсидиями, роста тарифов и нехватки средств в госбюджете.

С учетом планов правительства по сокращению субсидий и дальнейшему повышению тарифов долг населения будет и дальше нарастать, что в итоге может спровоцировать коллапс в ЖК-сфере и привести к тяжелым последствиям как для населения, так и для страны в целом. С такими долгами большая часть поставщиков газа, тепла, электричества и воды будет вынуждена прекратить предоставление услуг. Единичные случаи отключений городов из-за долгов мы уже наблюдали в конце 2017 – в начале 2018 годов. Если ситуация кардинальным образом не изменится, в отопительном сезоне 2018–2019 мы столкнемся с отключениями в масштабах всей страны, и не потому, что монополисты плохие или люди жадные, а в связи с тем, что и те, и другие стали заложниками безответственной политики действующей власти.


Сбережения украинцев за год уменьшились

Доходы населения в прошлом году составили 2475,8 млрд грн, расходы – 2544,8 млрд грн, сбережения украинцев в 2017 году сократились на 69 млрд грн. Об этом сообщается на официальном сайте Государственной службы статистики. Как отмечается, в 2017 году номинальные доходы населения выросли на 24,4%. Располагаемый доход, который может быть использован на приобретение товаров и оплату услуг, возрос на 21,3%.

Согласно сообщению, реальные располагаемые доходы населения, определенные с учетом ценового фактора, в 2017 году увеличились на 6% по сравнению с 2016 годом. Располагаемый доход в расчете на одного человека в прошлом году составил 43 592 грн, что на 7 грн больше, чем в 2016 году.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Расходы населения в 2017 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 26,8%. Следует отметить, что основным фактором, который повлиял на рост доходов (485 млрд грн или +24,4%) является рост суммарной з/п (+31%), которая выросла благодаря 2-х кратному повышению минимальной з/п в начале года. Однако, в условиях отсутствия фундаментальных факторов в экономике, повышение минимальной з/п привело и к существенному инфляционному росту (по итогам 2017 года потребительская инфляция – 13,7%). Дефлятор ВВП, отображающий ценовой индекс изменения общего уровня цен на товары и услуги за в экономике по итогам 2017 года составил 22%.

Кроме того, в долларовом эквиваленте доходы населения в 2017 году составили – $ 93,2 млрд, а за аналогичный период 2013 года – $ 181 млрд, что отображает реальную эффективность управления государством. При этом расходы на приобретение товаров и услуг выросли на 26,6% – до 2 297,5 млрд грн. Объём розничной торговли за 12 месяцев 2017 года в фактических ценах составил 816,5 млрд грн ($ 30,7 млрд), а за соответствующий период 2016 года – 1 175,3 млрд грн ($ 46 млрд). Это свидетельствует о падении розничной торговли на 44 %, что демонстрирует падение покупательской способности населения.

По данным Госстата, текущие налоги на доходы, имущество и другие оплаченные текущие трансферты составили 247,2 млрд грн, что на 9,1% больше, чем за соответствующий период 2016 года. Данная информация свидетельствует, что в условиях фактического отсутствия роста реальных доходов, фискальная нагрузка со стороны государства увеличивается.

Кроме того, в связи с тем, что по итогам года расходов у населения было больше чем доходов, сокращение сбережений составило 69 млрд грн (более $ 2,5 млрд). Поэтому, в условиях экономического кризиса, политика государства, направленная на взыскание доходов с населения, приведет в будущем к возможным социальным волнениям.