Дайджест 26/11-2/12/2018

Котировки украинских евробондов резко просели в цене после заявления о военном положении

Самые ликвидные акции украинских компаний, которыми торгуют на зарубежных биржах, резко начали терять цену из-за назначенного на 16:00 заседания Верховной Рады по вопросу введения в Украине военного положения. Сообщается, что акции некоторых компаний на Лондонской фондовой бирже (LSE) за первые 20 минут торгов в понедельник, 26 ноября, упали в стоимости на 2,14 %. Снижение наблюдается также на Варшавской бирже.

По данным системы Bloomberg, в отрицательной динамике лидируют евробонды Украина-32 – стоимость ценных бумаг к 10:35 по киевскому времени просела на 1,295 процентных пункта (п.п.) – до 80,043 % номинала, Украина-24 – на 1,177 п.п., до 90,158 % номинала и Украина-25 – на 1,158 п.п., до 88,427 % номинала.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Общие выплаты из бюджета по государственному долгу в 2019 году предусмотрены на уровне 417,5 млрд грн, из которых 180 млрд грн ($ 6,2 млрд) – выплаты по внешнему долгу. Для погашения данных долгов власти рассчитывают одолжить на внутреннем и внешнем рынке почти 375 млрд грн.

Вероятность введения военного положения резко изменила ситуацию и перспективы эффективного присутствия Украины на международных рынках заемного капитала. Данное информационное поле, ожидаемо, вызвало недоверие внешних инвесторов, которые обвалили цены украинских суверенных бумаг до 80–90 % от номинала (ориентировочные потери держателей – $ 1–2 млрд). При этом доходность еврооблигаций соответственно выросла до 11–14 %, что сигнализирует о высоких дефолтных рисках. Таким образом, Украина лишилась в ближайшем будущем возможности занимать средства на международных финансовых рынках, вследствие чего увеличиваются суверенные дефолтные риски.

Данные события привели также к снижению курса наиболее ликвидных акций украинских компаний, которые торгуются на зарубежных площадках. Так, акции Ferrexpo (бенефициар – Жеваго) на Лондонской фондовой бирже за первые 20 минут торгов в понедельник упали на 2,14 %, до 1,87 фунтов. Курс акций МХП (бенефициар – Косюк) снизился на открытии на 0,94 %, до 10,50 фунтов. На Варшавской фондовой бирже акции «Кернел» (основной бенефициар – Веревский) просели на 1,44 % – 54,7 злотых.
Согласно заявлениям представителей МВФ, возможное введение правительством Украины военного положения не будет препятствием для получения финансирования от МВФ. Транши фонда направляются в международные резервы и могут быть использованы исключительно для погашения ранее взятых обязательств перед Фондом.

Введение военного положения также усугубляет внутренние монетарные риски, что может вызвать усиление девальвационного и инфляционного давления. НБУ уже попросил банки предпринять меры для бесперебойного наполнения наличными банкоматов и пообещал в случае необходимости поддержать банки рефинансированием. Кроме того, НБУ будет вынужден снова поднимать учетную ставку, чтобы уменьшить наличную ликвидность, поскольку единственным инструментом для погашения внутренних долгов останется выкуп НБУ эмитируемых Минфином ОВГЗ (прямая эмиссия). Поэтому введение военного положения однозначно негативно скажется на монетарной ситуации в Украине.


Украина три года не покупает газ у России

Украина прекратила напрямую импортировать российский газ 1095 дней назад, покупая топливо в Европе. В понедельник, 26 ноября, исполняется ровно три года с момента, когда Украина перестала закупать газ у России. Об этом напомнил «Нафтогаз Украины» в Twitter. Согласно сообщению, Украина прекратила импортировать российский газ 1095 дней назад.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Украина прекратила покупать газ напрямую у России с ноября 2015 года. Импорт газа осуществляется только с территории европейских стран. В 2016 году наша страна покупала газ в Европе по цене от $ 183 до $ 202, в то время как «Газпром» поставлял его на Запад в среднем по $ 167. При поставках в 2016 году из РФ по цене для Европы Украина, импортировав 10,9 млрд м3, могла бы сэкономить за год около $ 280 млн.

Согласно данным МЭРТ стоимость импорта газа в 2017 году колебалась от $ 208,38 до $ 252,91 за тыс. м3:
в январе – $ 229,51;
в феврале – $ 246,88;
в марте – $ 248,13;
в апреле – $ 232,17;
в мае – $ 208,38;
в июне – $ 213,7;
в июле – $ 214,5;
в августе – $ 210,11;
в сентябре – $ 212,9;
в октябре – $ 224,89;
в ноябре – $ 239,53;
в декабре – $ 252,91.
Средняя цена за 2017 год – $ 227,8 за тыс. м3, а общий объём импорта – 13,9 млрд м3.

Ценовая политика «Газпрома» для Европы и стран бывшего СССР существенно отличается. Так, в прошлом году для западных стран российский газ стоил $ 190–210, в то время как Беларусь платила за него $ 141 за тыс. м3.
При поставках газа из РФ по цене для Европы ($ 200 за тыс. м3) Украина могла бы сэкономить за 2017 год около $ 390 млн.
За первое полугодие текущего года Украина импортировала более 4,1 млрд кубов газа из ЕС.

Согласно данным МЭРТ стоимость импорта газа в 2018 году составляла от $ 260,0 до $309,9 за тыс. м3:
в январе – $ 272,9;
в феврале – $ 276,9;
в марте – $ 274,6;
в апреле – $ 309,9;
в мае – $ 260,0;
в июне – $ 266,3;
в июле – $ 288,8.

Экспортная стоимость «голубого топлива» газа для Европы была равна $ 230. При поставках газа из РФ по цене для Европы ($ 230 за тыс. м3) Украина могла бы сэкономить за I полугодие 2018 года около $ 200 млн. Таким образом, суммарная экономия нашей страны при покупке газа у РФ по обычной цене «Газпрома» для стран Европы за 2016 – І полугодие 2018 года могла бы составить около $ 870 млн. А в случае, если бы между Украиной и РФ были нормальные отношения, а на поставках газа не строились никакие коррупционные схемы, Украина могла бы импортировать газ по цене «для стран СНГ», как Беларусь, и экономия была бы в разы большей.

Кроме того, на сегодняшний день отсутствие поставок газа из РФ – не заслуга или принципиальная позиция власти в Украине: в марте 2018 года правительство и «Нафтогаз» с радостью ожидали возобновления поставок более дешевого российского газа, но «Газпром» отказался его поставлять.


Пособия на детей: как изменятся выплаты в 2019 году

Народные депутаты приняли государственный бюджет на 2019 год. Среди прочих социальных выплат, стало известно, какие суммы будут получать семьи с детьми. С 1 декабря 2018 года, в соответствии с госбюджетом (принятом в прошлом году) в Украине изменится прожиточный минимум для всех категорий населения. На данный момент этот показатель составляет 1777 гривен, а с 1 декабря – 1853 гривны. В июле эта сумма увеличится до 1936 гривен, а декабре 2019 года украинцев ожидает еще одно повышение – до 2027 гривен.

К прожиточному минимуму привязаны и все выплаты, которые касаются семей с детьми. Изменится сумма выплат для одиноких матерей, так как максимальная сумма выплат составляет 100% от прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.

Размер основного пособия при рождении ребенка в 2019 году не изменится и останется на уровне 41 280 грн, из которых родители 10 320 гривен получают сразу, а остальные деньги выплачиваются ежемесячно по 860 гривен в течение 36 месяцев.
Кроме того, с 1 сентября 2018 года Кабмин добавил для семей новорожденных еще одну помощь – социальный пакет малыша, стоимость которого в 2019 году составит 5 тысяч гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

За последние 5 лет существенный рост показали лишь зарплаты и премии чиновников, тогда как все социальные выплаты катастрофически сократились. Прожиточный минимум для детей в возрасте до 6 лет по состоянию на 01.12.2013 года составлял 1 032 грн или $ 129 (при курсе 7,99). С 01.11.2018 размер прожиточного минимум для детей в возрасте до 6 лет составляет 1 559 грн или $ 55 (при курсе 28,1), а c 01.12.2018 составит 1 626 грн или $ 58 (+3$). Как видим, за 5 лет рост прожиточного минимума был существенно ниже, чем обесценивание национальной валюты, в результате чего его фактический размер в долларах упал в 2,3 раза, с $ 129 до $ 55.

Общая сумма помощи при рождении ребенка в 2013 году составляла:
• 1-й ребенок – 30 960 грн ($ 3 875);
• 2-й ребенок – 61 920 грн ($ 7 750);
• 3-й и более – 123 840 грн ($ 15 500).

С приходом «новой честной власти», в период 2014–2018 годов единый размер пособия на первого, второго и следующего ребенка составил 41 280 грн (на сегодня при курсе 28) – $ 1 474. Таким образом, помощь государства при рождении первого ребенка сократилась в 2,6 раза, второго ребенка – в 5,3 раза, а третьего и всех последующих – в 10,5 раз.

Отобрав у родителей и их детей от $ 2 400 до $ 14 000 Кабмин, в своих лучших традициях, решил дать небольшую подачку – «социальный пакет малыша» общей стоимостью около $ 180. При этом, содержимое этого социального пакета не всегда актуально для родителей, не подходит по размеру, цвету и другим характеристикам. Кроме всего прочего, закупочная стоимость этого набора завышена минимум в 2 раза.

Такие действия власти в первую очередь показывают, что она не заинтересована в росте рождаемости, её не интересует молодая, здоровая и растущая нация, их действия направлены на сокращение, а не на рост численности населения Украины. Динамика рождаемости является тому подтверждением: в 2013 году в Украине родилось 503,7 тыс. детей, а в 2017 году уже всего 364 тыс. (на 28% меньше).


Госбюджет Украины ушел в минус на 6 млрд грн

Государственный бюджет Украины за январь–октябрь 2018 года выполнен с дефицитом на уровне 6,167 млрд грн против 1,401 млрд грн профицита за аналогичный период предыдущего года.  Как свидетельствуют данные на сайте Государственной казначейской службы Украины, обнародованный показатель дефицита оказался на 1,4 млрд грн выше предварительных данных Министерства финансов от 8 ноября, согласно которым бюджетный дефицит за этот период составил 4,8 млрд грн.

По данным Госказначейства, сводный бюджет за 10 месяцев выполнен с профицитом на уровне 14,425 млрд грн, что в 2 раза ниже показателя годом ранее в размере 31,232 млрд грн.  Как сообщал УНИАН, государственный бюджет Украины за 2017 год выполнен с дефицитом на уровне 47,850 млрд грн, что в 1,5 раза ниже показателя за предыдущий год. Госбюджет Украины на 2018 год устанавливает предельный объём дефицита на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4 % ВВП.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, за 10 месяцев текущего года доходы госбюджета составили 747,4 млрд грн (79 % от общей доходной части), а бюджетные расходы – 752,9 млрд грн (74 % от общей расходной части). Кроме того, бюджетный дефицит (утвержден на уровне 86,6 млрд грн) профинансирован всего на 6,1 млрд грн, или на 7 % от необходимого значения.

Согласно вышеописанным данным, выполнение госбюджета находится на грани срыва. Во-первых, невыполнение доходной части бюджета за 10 месяцев составило 21,6 млрд грн, или -3 % от плановых показателей на конец октября, что вызвано несоответствием плановых прогнозов Минфина реальной макроэкономической ситуации.

Во-вторых, провал приватизации (план выполнен на 0,7 %) и нежелание инвесторов финансировать Украину на внешних рынках (годовой план выполнен на 24 %) полностью сорвали ожидания касательно финансирования бюджетного дефицита.
Вследствие отсутствия необходимого количества средств в бюджете государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. Так, недофинансированы практически все основные расходные статьи: здравоохранение (-44 % от плана), экономическая деятельность (-32 %), сельское хозяйство (-39 %) и культура (-31 %). Кроме того, долг Пенсионного фонда перед Казначейством с начала года увеличился на 14,2 млрд грн (по состоянию на 1 ноября 2018).

С большой долей вероятности можно предположить, что плановые поступления от приватизации, а также внешние заимствования в условиях веденного военного положения останутся на прежнем уровне. Поэтому фактический бюджетный дефицит по итогам 10 месяцев 2018 года составил 144 млрд грн, или 4,4 % ВВП.

Ключевые факторы, которые повлияли на увеличение дефицита:
– 21,6 млрд грн – невыполнение плана по доходной части;
– 101 млрд грн – невыполнение плана по финансированию дефицита по займам (может уменьшиться в случае получения транша от МВФ);
– 21,3 млрд грн – невыполнение плана по финансированию дефицита (речь идет о поступлениях от приватизации).

Кстати, на декабрь намечена приватизация «Центрэнерго» за 6 млрд грн – предприятием интересуются компании, связанные с окружением Порошенко. Понимая, что ситуация с финансированием бюджетных расходов в условиях предстоящих выборов становится критической, власть может использовать все возможные инструменты для запуска прямой эмиссии, что в краткосрочном периоде может решить кассовые проблемы, но вызовет деструктивные экономические последствия в будущем.


Украина вдвое снизит тарифы на транзит газа

Нацкомиссия по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на заседании во вторник, 27 ноября, одобрила проект постановления об уменьшении вдвое тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода. Об этом сообщила глава НКРЭКУ Оксана Кривенко в Facebook.

«Сегодня одобрили проект постановления НКРЭКУ, который предусматривает уменьшение более чем вдвое тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода. Новый тариф позволит повысить конкурентоспособность ГТС, открыть новые возможности для газодобытчиков и одновременно покрыть все операционные расходы оператора газотранспортной системы и обеспечить достаточный уровень прибыли для капитальных инвестиций», – отметила Кривенко.

Глава НКРЭКУ добавила, что такое решение является важным продолжением государственной политики в части укрепления энергетической безопасности Украины «с учетом всех вызовов, которые сейчас стоят перед нашим государством».
Отметим, тарифы на услуги по транспортировке газа для всех трансграничных точек входа в ГТС планируется снизить в 2,1 раза – с $12,47 до $6,04 за 1 тыс. куб. м в сутки (без НДС).

Тарифы для точек выхода будут снижены в 1,5-2,1 раза. НКРЭКУ также намерена снизить тарифы УТГ на точку входа в ГТС для добывающих предприятий в 3,3 раза – с 296,8 грн до 89,02 грн за 1 тыс. куб. м в сутки (без НДС).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

«Нафтогаз» предлагал НКРЭКУ снизить стоимость транзита по территории Украины в 2,3 раза летом текущего года, при этом он исходил из сценария почти полной загрузки мощностей газотранспортной системы страны на точках выхода в ЕС. НАК, равно как и правительство, продолжают строить иллюзии относительно дальнейшей судьбы транзита российского газа через Украину, вместо того чтобы принять реальное положение вещей и заботиться о стратегии поведения страны в газовых вопросах.

Предложенная «Нафтогазом» и одобренная НКРЭКУ цена транзита является тому четким подтверждением. При расчете новых, сниженных тарифов монополист исходил из сценария почти полной загрузки мощностей газотранспортной системы Украины на точках выхода в ЕС – то есть, с учетом транзита газа на уровне 141 млрд куб. м/год, что соответствует фактическим объёмам транзита в 1998 году.

Данный сценарий, по мнению НАКа, возможен в случае незавершения строительства трубопровода «Северный поток–2», а также, если будет разблокирован транзит газа, добываемого частными российскими компаниями и предприятиями из Средней Азии. Другими словами, НАК рассчитывает на то, что «Северный поток–2» не будет реализован, но это вызывает огромные сомнения, учитывая отношение к проекту со стороны руководства РФ, возможности последней (как финансовые, так и геополитические), а также позицию Германии относительно данного проекта.

Кроме того, расчетная стоимость транзита базируется на предполагаемом в «Нафтогазе» объёме в 141 млрд куб. м/год, что является не более чем фантазией Коболева. Таких показателей транзита не было с 1998 года:
1998 год – 141,1 млрд м3
1999 год – 133,3 млрд м3
2000 год – 120,6 млрд м3
2001 год – 124,4 млрд м3
2002 год – 121,6 млрд м3
2003 год – 129,2 млрд м3
2004 год – 137,1 млрд м3
2005 год – 136,4 млрд м3
2006 год – 128,5 млрд м3
2007 год – 115,2 млрд м3
2008 год – 119,6 млрд м3
2009 год – 95,8 млрд м3
2010 год – 98,6 млрд м3
2011 год – 104,2 млрд м3
2012 год – 84,3 млрд м3
2013 год – 86,1 млрд м3
2014 год – 62,2 млрд м3
2015 год – 67,1 млрд м3
2016 год – 82,2 млрд м3
2017 год – 93,5 млрд м3
10 мес. 2018 года – 72,6 млрд м3.

В реальности после реализации проекта «Северный поток–2» транзит российского газа через Украину существенно сократится, а возможно, и полностью прекратится (в зависимости от отношений между Киевом и Москвой к тому времени).

В любом случае, понимая политику РФ, которая направлена на поддержание всего национального (российского), независимо от предлагаемых «Нафтогазом» цен, загрузка своей газотранспортной системы останется для РФ приоритетом № 1, а транзит через Украину будет осуществляться по остаточному принципу: если сохранится потребность в транспортировке объёмов, которые не способен полностью покрыть «Северный поток–2», газ могут транспортировать через Украину, но в ущерб своей ГТС никто не станет этого делать.

В апреле 2018 года глава «Газпрома» Миллер заявлял об предполагаемом объёме транзита российского газа через Украину после строительства «Северного потока–2» в 10–15 млрд м³ в год, что в 6–9 раз меньше, чем сегодня. Соответственно, если исходить из информации, озвученной Миллером, доход Украины от транзита упадет с $ 3 млрд до $ 330–500 млн в год, а ежегодные потери составят минимум $ 2,5 млрд. Если самые невероятные фантазии Коболева оправдаются, и Украина останется хотя бы с показателями транзита на уровне 2017 года (в 93,5 млрд м3), при пониженных тарифах на транзит потери составят $ 600 млн в год.

На встрече с Трампом Путин заверил, что Россия готова сохранить транзит и продлить контракт, если хозяйствующие субъекты двух стран (Россия и Украина) урегулируют споры. Спустя день глава «Газпрома» Миллер также заявил, что его страна может загрузить газотранспортные мощности Украины за счет роста поставок российского газа в Европу, который оценивается в 10–15 % в ближайшие пять–десять лет, но возобновить контракты на транзит с Киевом готова только после урегулирования судебных разбирательств.

Речь идет об иске на $ 12 млрд, который подал «Нафтогаз» 06.07.2018. Решение по этому спору в Стокгольмском арбитраже, по оценкам руководства НАКа, можно ожидать не раньше конца 2020 года, тогда как строительство «Северного потока–2» запланировано на конец 2019 года. Таким образом, для продолжения сотрудничества с «Газпромом» украинская НАК должна либо отказаться от своих претензий на $ 12 млрд, либо ждать судебного урегулирования до конца 2020 года.


Из Украины в 2018 году вывели $ 2,8 млрд дивидендов

Национальный банк увеличил прогноз репатриации дивидендов из $ 3 млрд в $ 3,5 млрд в 2018 году. Об этом со ссылкой на данные НБУ сообщают в четверг, 29 ноября, «Українські новини». Известно, что в августе заместитель председателя Национального банка Олег Чурий сообщил, что НБУ прогнозирует репатриацию дивидендов в размере $ 2,5–3 млрд по итогам года.

По прогнозам Национального банка, в 2018 году выплаты по начисленным дивидендам составят $ 3,5 млрд на фоне постепенной либерализации движения капитала и улучшения финансовых результатов предприятий с иностранным капиталом.
Как сообщается, за январь–октябрь 2018 года куплено валюты для репатриации дивидендов на $ 2,302 млрд, перечислено (с учетом собственной валюты) – $ 2,874 млрд.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Нынешняя ситуация (макроэкономическая и политическая нестабильность) свидетельствует, что бизнес не готов держать денежные средства на территории Украины в связи инфляционными, девальвационными рисками, нестабильностью в банковском секторе, правовой незащищённостью. Иностранные юрисдикции предоставляют намного больше гарантий для сбережения заработанных средств, в т.ч. оптимизация налоговых обязательств. Большинство иностранных акционеров украинских предприятий (25,6%) находятся на Кипре, а бенефициарами соответствующих фирм являются украинские резиденты.

Временные ограничения на репатриацию дивидендов за границу были введены в 2014–2015 гг. Валюты на рынке не хватало не только на конвертацию заработанных иностранными компаниями дивидендов, но и на более насущные потребности, вследствие чего национальная валюта обесценилась 3 раза. Когда долларовая ликвидность (благодаря траншам МВФ и размещению евробондов) на рынке восстановилась, ограничения для иностранных инвесторов были сняты.

Следует отметить, что подразделения зарубежных компаний заработали около 17 млрд грн прибыли в 2014 году и еще около 11 млрд грн в 2015-м. Если бы вся эта прибыль ушла за границу в форме дивидендов, это привело бы к оттоку из страны $ 1,1 млрд.
Замораживание выплат дивидендов в 2014–2015 году было вопиющим нарушением прав инвесторов, вследствие чего в будущем реальные иностранные инвесторы будут оценивать подобные дополнительные риски при возможном инвестировании в Украину.

После отмены запретов на вывод капитала, объем операций по репатриации дивидендов из Украины составил $ 2,1 млрд в 2016–2017 годах. По данным НБУ, за январь-октябрь 2018 года репатриация дивидендов составила $ 2,87 млрд (чистый приток прямых инвестиций – $ 1,5 млрд), а прогноз на конец года составляет $ 3,5 млрд.

Репатриация дивидендов в 2018 году станет рекордной, что вызвано беспрецедентной макроэкономической и политической нестабильностью. Внешние инвесторы, кроме вывода дивидендов, пытаются быстро избавится от любых украинских активов. В течение последнего месяца произошли распродажи украинских евробондов (стоимость по бумагам упала до 80–90% от номинала), а выход нерезидентов с ОВГЗ составил 1 млрд грн. Кроме того, основными репатриантами являются юр. лица, аффилированные с нынешней властью. Тем самым они пытаются вывести корупционные деньги в другие юрисдикции перед сменой власти.

Нынешний объём репатриированных средств однозначно негативно повлияет на макроэкономическую ситуацию, увеличивая дефицит текущего счета (прогноз на конец 2018 года – $ 12 млрд (10% ВВП), что негативно повлияет на стабильность нац. валюты.


За год реальная зарплата в Украине выросла на 15%

Реальная заработная плата украинцев в октябре 2018 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла на 14,2%. Об этом свидетельствуют данные Госстата. Отмечается, что в октябре рост реальной зарплаты по сравнению сентябрем составил 0,2%.

«Средняя номинальная зарплата штатного работника в октябре 2018 года составила 9 218 грн, что в 2,5 раза выше уровня минимальной заработной платы (3 723 грн)», – говорится в сообщении.

«Темп роста средней номинальной зарплаты по сравнению с сентябрем составил 1,9%, а по сравнению с октябрем 2017 года – 24,9%», – отмечают в ведомстве. Наибольшая средняя зарплата по регионам выглядит следующим образом: Киев – 13,8 тыс. грн, Донецкая область – 9,9 тыс. грн, Днепропетровская область – 9,4 тыс. гривен. В то же время, самая низкая зарплата зафиксирована в Черновицкой области – 7 128 гривен.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Все заявления властей о росте доходов населения являются статистической манипуляцией, не имеющей ничего общего с реальной жизнью. Рост или падение зарплат может быть абсолютным и относительным, правительство всегда пользуется относительными показателями, поскольку абсолютного роста нет, а продемонстрировать «успехи» (пусть и фейковые) очень уж хочется.

Стремясь к власти в 2014 году Порошенко и его команда обещали, что жизнь людей в Украине станет лучше, а доходы выше. Но на деле власть не смогла удержать уровень жизни населения даже на старом «домайдановском» уровне, не говоря уже о его повышении. В конце 2013 года средняя заработная плата в Украине была $ 453 (3619 грн при курсе 7,99 грн/$), сегодня – $ 325 (9218 грн при курсе 28,3 грн/$). За 4,5 года руководства страной «новой власти» не удалось не то чтобы поднять доходы населения выше уровня 2013 года, а даже приблизится к этому показателю.

Госстат заявляет о росте номинальной зарплаты на 23%, а реальной на 14,2%, но и это не более чем статистическая манипуляция, поскольку рост цен за этот период (по информации того же Госстата) превышает рост заработных плат, т.е. фактическая покупательская способность украинцев за год не выросла, а наоборот упала.

Следует отметить, что кумулятивный рост индекса цен производителей (охватывает все стадии отечественного производства), который является более точным показателем реальной потребительской инфляции – 19,4%. Девальвация национальной валюты за соответствующий период составила 5,5%. Поэтому можно констатировать, что при зафиксированном номинальном росте зарплат на 23%, реальные инфляционные и девальвационные факторы составили 24,9%. Вследствие данных факторов, реальное сокращение зарплат составило -1,9%.

За последний год цены на социальные товары и услуги выросли:
• хлеб на 19–21%;
• крупы на 20–95%;
• мясо на 10–18%;
• колбасы на 17%;
• овощи на 40–80%;
• табачные изделия на 25%;
• бензин на 24%;
• дизтопливо на 31%;
• автогаз на 20%;
• городской транспорт на 34%.

В результате, статистически доход якобы вырос, но приобрести за него можно существенно меньше, чем год назад, поскольку рост цен превысил рост заработных плат.

Кроме того, сама методика расчета средней заработной платы не позволяет отобразить реальную картину происходящего в Украине, она рассчитывается исходя из доходов лишь 18% населения страны. Официально, население Украины составляет 42,2 млн человек. Из общего числа населения занято всего 16,28 млн (38,6%), остальные это пенсионеры, дети и безработные.

Из 16,28 млн занятых украинцев, только 7,64 млн (47%) человек штатных работников, которые регулярно получают з/п, остальные 8,64 млн – это самозанятые (работают в собственном огороде, занимаются предпринимательством, подрабатывают от случая к случаю), что не подразумевает получения постоянного стабильного дохода. О доходах самозанятых статистика ничего не говорит, они не берутся в расчет.

Из 7,64 млн штатных работников, по которым рассчитывается средняя з/п в Украине, 73% (5,6 млн человек) зарабатывает в месяц менее 8000 грн чистыми, а всего 27% (2 млн человек) зарабатывает в месяц более 8000 грн. Свыше 15 000 грн зарабатывают 11,8% от 7,64 млн штатных работников, а это 862 тыс. человек или 2% всех украинцев.

Как видим, только 18% (7,64 млн человек) населения Украины имеют постоянную стабильную заработную плату (даже не каждый 5-й), а стабильную зарплату более 8000 грн чистыми имеют лишь 2 млн человек или 5% населения страны (каждый 20-й). Более 15 000 грн зарабатывает лишь 2% всех украинцев (каждый 50-й), большинство же работающих людей в Украине имеют доход практически «не совместимый с жизнью». В развитых странах безработным выплачивается ежемесячное пособие, в разы превышающее средний доход работающего украинца.


Городской бюджет-2019 прогнозируется на уровне 54,9 млрд грн

29 ноября на заседании постоянной комиссии. Киеврады по вопросам бюджета и социальной защиты депутаты приняли к рассмотрению главную смету города на 2019 год. Как сообщает пресс-служба Киеврады, доходы столицы прогнозируются на уровне 54,9 млрд грн. Из них 51,4 млрд грн – поступления в общий фонд бюджета города, 3,5 млрд грн – в специальный. Резервный фонд составляет 350 млн грн, то есть 0,68% расходов общего фонда.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Рост доходной части бюджета Киева наблюдается на протяжении всей каденции Кличка как мера, однако заслуги местных властей в этом абсолютно нет, и это подтверждает анализ источников наполнения местного бюджета.

Во-первых, выросли налоговые поступления: 2015 г. – 15,6 млрд грн, 2016 г. – 24,7 млрд грн, 2017 г. – 29,4 млрд грн, 2018 г. – 33,4 млрд грн. В 2018 году только поступления от налогов превысят размер всех поступлений бюджета 2015 года (31,5 млрд грн). Львиную долю в сумме налоговых платежей занимает налог на доходы физических лиц: 2016 г. – 12,2 млрд грн, 2017 г. – 16,2 млрд грн, 2018 г. – 19,9 млрд грн. То есть, бюджет в большей мере наполняется за счет увеличения налоговой нагрузки на доходы граждан.

Кроме того, увеличились субвенции из государственного бюджета, сумма которых также зависит от увеличения перечислений в государственный бюджет по налоговым поступлениям (НДФЛ): 2016 г. – 9,4 млрд грн, 2017 г. – 12,6 млрд грн, 2018 г. – 13,1 млрд грн. Также из-за законодательного расширения налоговой базы для местных налогов увеличились и эти показатели: 2015 г. – 4,05 млрд грн, 2016 г. – 8,06 млрд грн, 2017 г. – 9,1 млрд грн, 2018 г. – 10,1 млрд грн.

А вот некоторые неналоговые поступления, которые и зависят от действий местных властей, уменьшаются. По-прежнему продолжается падение по показателям поступлений от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другим имуществом, находящимся в коммунальной собственности: 2015 г. – 113 млн грн, 2016 г. – 108 млн грн, 2017 г. – 85,9 млн грн, 2018 г. – 80 млн грн.

К деятельности коммунальных предприятий тоже много вопросов. В Киеве около тысячи коммунальных предприятий, в течение последних лет было проверено более двух сотен и установлен ущерб на сумму около 1 млрд грн. Однако результаты их деятельности опять же негативные: несмотря на рост финансовых показателей, на наполняемость бюджета это не влияет. Так, часть чистой прибыли коммунальных предприятий, которая изымается в бюджет, ежегодно снижается: 2015 г. – 71 млн грн, 2016 г. – 40 млн грн, 2017 г. – 17 млн грн, 2018 г. – 0,1 млн грн. Ярким примером бесхозяйственности в управлении городским имуществом могут служить финансовые результаты деятельности КП «Киевтранспарксервис», единственного парковочного оператора столицы. Если до прихода Кличка в меры предприятие было прибыльным, то начиная с 2015 года начал нарастать убыток, который в 2017 году достиг суммы в 17,5 млн грн.

Таким образом, рост доходных показателей бюджета столицы стал возможным благодаря банальным изменениям в Налоговый кодекс Украины в 2016 году и повышению минимальной заработной, а не из-за феноменальных способностей мера как талантливого топ-менеджера.


Кабмин обнародовал перечень большой приватизации на 2019 год

В список объектов попали Турбоатом и ОПЗ Кабинет Министров Украины обнародовал перечень объектов большой приватизации государственной собственности на 2019 год.

Своим распоряжением он обязал Фонд госимущества Украины: обеспечить конкурсный отбор советников для подготовки к приватизации и продаже объектов госсобственности; в случае отсутствия кандидатур советников обеспечить продажу без их привлечения; подавать в Кабмин условия продажи объектов из списка; обеспечить выставление на продажу перечисленных объектов; учесть кредитные обязательства объектов, по которым предоставлена госгарантия.

Перечень объектов госсобсвенности, подлежащих приватизации в 2019 году перечислен в приложении к распоряжению. Среди них: ПАО «Запорожьеоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго», «Николаевоблэнерго», Херсонская ТЭЦ, Днепровская ТЭЦ, Криворожская теплоцентраль, Северодонецкая теплоэнергоцентраль.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Кабмин с определенной регулярностью утверждает перечни объектов большой приватизации – надо сказать, одни и те же объекты переходят из одного списка в более новый. Речь идет об облэнерго и теплоэлектроцентралях, «Объединенной горно-химической компании», угольной компании «Краснолиманская», «Азовмаш», «Турбоатом», «Электротяжмаш», «Сумыхимпром», «Одесском припортовом заводе», «Запорожском титано-магниевом комбинате», «Украгролизинге», «Агарном фонде» и «Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины».

На сегодня самым привлекательным объектом является «Центрэнерго», и на его примере можно показать, что приватизация крупных объектов в нынешней ситуации нецелесообразна и противоречит интересам государства. Тем более, что аукцион по продаже этого актива назначен на 13 декабря; скорее всего, самым главным покупателем на него станут лица, аффилированные с Порошенко – иных к торгам просто не подпустят.

«Центрэнерго» обеспечивает жизнедеятельность Киевской, Харьковской и Донецкой областей, в состав входят три тепловые электростанции – «Углегорская», «Змиевская» и «Трипольская». Суммарная проектная мощность станций составляет 7660 МВт (около 14 % от общей мощности электростанций Украины), а выгодное географическое расположение является залогом постоянного спроса на электроэнергию. Исходя из указанного, а также пересмотров тарифов на электроэнергию в течение 2014–2018 годов, финансовые результаты предприятия в последние годы только улучшались. Если по итогам 2015 года прибыль предприятия составила всего 21,8 млн грн, то в 2016 – уже 386,8 млн, а в 2017 – 1,89 млрд. Как видим, за два года наблюдается рост по прибыли в 90 раз. Один из участников конкурса – ООО «Укрдонинвест» (бенефициар – Виталий Кропачев – связан с поставками угля на «Центрэнерго», близок к представителям ББП), и вероятность выигрыша в конкурсе именно этой компании достаточно велика. Не исключено, что военное положение станет ширмой для недопуска на конкурс иных компаний, которые могут быть опосредованно связаны с Россией.

Касательно продажи акций облэнерго, то это одни из тех активов, которые хоть как-то пополняют бюджет. В текущем году такие компании не продавались, а вот в 2017 году именно они оказались основным наполнителем бюджета в графе «приватизация». Так, согласно закону о госбюджете на 2017 год, поступления от приватизации были запланированы в сумме 17,1 млрд грн. Однако, по данным ФГИ, за 12 месяцев 2017 года в бюджет мобилизовано 3,37 млрд грн от приватизации (ПАТ «Киевэнерго», ПАТ «Донецкоблэнерго», ПАТ «Днепрэнерго», ПАТ «Днепробленерго»). Приватизация остальных объектов не состоялась в связи с отсутствием интереса у инвесторов (внутренние государственные факторы, неудовлетворительное финансовое состояние объектов).

Бюджетом на текущий год предусмотрены поступления от приватизации на уровне 21,3 млрд грн – они также должны быть направленны на финансирование бюджетного дефицита. По данным ФГИ, за 9 месяцев от продажи госимущества получено всего 75,2 млн грн (менее 1 % от плана).

Государственная доля в уставном капитале топ-объектов («Турбоатом», «Запорожский титано-магниевый комбинат», «Азовмаш», «Свит ласощив», «Центрэнерго», ТЭЦы – Криворожская, Николаевская, Днепровская, Херсонская) равна порядка 8 млрд грн (основные средства – 15 млрд грн).

В целом, как уже не раз указывал «Публичный аудит», приватизация активов во время экономического падения – неэффективное решение, так как активы обесцениваются (приватизация «Укртелекома» в 2011 составила $ 1,3 млрд, шести облэнерго в 2012 – $ 0,8 млрд). Кроме того, существует ряд уникальных предприятий, приватизация которых (в т. ч. по заниженной стоимости) идет в разрез национальным интересам нашей страны («Центрэнерго», «Одесский припортовый завод»).


Еврокомиссия выделила Украине 500 млн евро помощи

Президент Петр Порошенко сообщил, что Европейская комиссия приняла положительное решение о выделении Украине первого транша Четвертой программы макрофинансовой помощи ЕС объёмом 500 млн евро. Об этом сообщается на официальной странице президента в Facebook. «Искренне благодарен Еврокомиссии за положительное решение о выделении Украине первого транша Четвертой программы макрофинансовой помощи ЕС в объеме 500 млн евро», – заявил президент.

«Очень важный сигнал неизменной поддержки Евросоюза в условиях последних вызовов со стороны российского агрессора», – добавил он.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

4 сентября Украина и ЕС подписали кредитное соглашение и меморандум о предоставлении 4-й программы макрофинансовой помощи на 1 млрд евро. Верховная Рада Украины ратифицировала меморандум 8 ноября 2018 года. Украина в прошлом году не получила третий транш в сумме 600 млн евро из предыдущей программы макрофина.

Причиной этого стало нежелание вводить автоматическую проверку электронных деклараций, пересмотреть е-декларирование для активистов и создать реестр конечных собственников предприятий. Европейский Союз предоставит макрофинансовую помощь Украине в виде займа по ставке, которая станет известна при выходе Еврокомиссии на внешний рынок заимствований, но она не превысит 2 % годовых.

Помощь предназначена для сокращения дефицита торгового баланса и финансовой уязвимости, её использование должно контролироваться Еврокомиссией. По данным Казначейства, невыполнение доходной части бюджета за 10 месяцев составило 21,6 млрд грн, что обусловлено несоответствием плановых прогнозов Минфина реальной макроэкономической ситуации. Между тем, бюджетный дефицит, граничный размер которого предусмотрен на уровне 86,6 млрд грн, профинансирован всего на 7 %. Поэтому власть остро нуждается в дополнительных средствах, чтобы была возможность финансировать бюджетные расходы перед запуском предвыборной кампании.

Однако с учетом того, что реальный не профинансированный до конца года дефицит на сегодня составляет ориентировочно 144 млрд грн (4,4 % ВВП), полученные средства от ЕС – это всего 10 % от необходимой суммы. Кроме того, ЕК сформировала предварительные условия, необходимые для получения кредита: реализация налоговой и таможенной политики, борьба с коррупцией, запуск малой приватизации, проведение реформ в сферах энергетики, здравоохранения и социальной защиты.
Если условия не будут выполняться, ЕК временно приостановит или отменит выделение макрофинансовой помощи. Например, в прошлом году Украина не получила третий транш в сумме 600 млн евро в рамках предыдущей кредитной программы ЕС. Причина – нежелание вводить автоматическую проверку электронных деклараций.

В условиях макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы готовы присутствовать на украинском рынке заемного капитала только при высоких процентных ставках по ценным бумагам, что существенно увеличивает обслуживание госдолга и негативно влияет на дефолтные риски в будущем. В результате единственными кредиторами для Украины являются МВФ и ЕС. Между тем, судьба сотрудничества с Фондом сегодня остается неопределённой.
Невозможность генерирования дополнительных доходов экономикой, наличие значительных будущих выплат по обязательствам приведут к повышенному спросу на валюту на внутреннем рынке со стороны государства.


До конца 2018 года квартиры по программе «Доступное жилье» получат 300 семей

Программа «Доступное жилье», которую проводит «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», была возобновлена в текущем году. Об этом сообщает пресс-служба фонда. Согласно заявлениям представителей учреждения, первые 13 семей подписали договора на участие в программе. Все семьи – из Киева и Киевской области. После подписания соглашений семьи получат возможность вносить на открытые счета часть стоимости выбранного жилья и получать поддержку от государства.

Всего на ближайшее время запланировано подписание 148 договоров по всей стране. До конца 2018 года планируют подписать договора с 300 семьями. Как отмечают в фонде, заявки на участие в программе подали более 9 тыс. человек.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Новость о 300 квартирах подается как неимоверный успех власти, но на деле это полный провал и манипуляция.
Из текста заявления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству следует, что никаких 300 квартир в этом году никто не получит: на сегодня подписано лишь первые 13 договоров и планируется заключить ещё 148.
Но подписать договор и получить квартиру – не одно и то же: между первым и вторым событием есть временной промежуток, который может затянуться на довольно длительный срок.

Любая социально-жилищная программа в первую очередь зависит от объёма финансирования, которое правительство направляет на её реализацию. Программу «Доступне житло» правительство утвердило в 2009 году, полноценно она работает в Украине с 2010-го:
2010 – программа была профинансирована на 71,4 млн грн, получено 590 квартир;
2011 год – 98,2 млн грн, получено 792 квартиры;
2012 год – 156,6 млн грн, получено 1222 квартиры;
2013 год – 91,1 млн грн, получено 802 квартиры.

За четыре года (с 2010 по 2013) программа «Доступное жилье» была профинансирована на общую сумму в 417,3 млн грн (более $ 52 млн), за данный период гражданами Украины получено 3 406 квартир.
2014 год – 17,9 млн грн, получено 144 квартиры.
2015 год – 0 грн, получено 0 квартир.
2016 год – 0 грн, получено 0 квартир.
2017 год – 29,6 млн грн, получена 91 квартира.

За четыре года (с 2014 по 2017) программа «Доступное жилье» была профинансирована на сумму в 47,5 млн грн (менее $ 3 млн); граждане Украины получили 235 квартир.

$ 52 млн, или 3406 квартир, от «злочинной банды» и $ 3 млн, или 235 квартир, от «европейской коалиции» – эти цифры четко отображают, кто больше думал о людях, а кто – о своих собственных доходах.


Дефицит текущего счета Украины в октябре вырос почти в четыре раза

В Нацбанке отмечают, что дефицит текущего счета платежного баланса в октябре сузился по сравнению с сентябрем до $ 863 млн благодаря отсутствию значительных выплат по государственному долгу. Если же брать показатель 10 месяцев, то дефицит текущего счета расширился до $ 4,6 млрд по сравнению с $ 1,7 млрд за соответствующий период прошлого года.

В октябре возобновился рост экспорта товаров (на 11% в годовом измерении до $3,9 млрд). При этом объемы импорта товаров остаются высокими. В октябре Украина импортировала товары на общую сумму $5,6 млрд. Приток капитала по финансовому счету в октябре составил $1 млрд и был прежде всего обеспечен долговым операциям частного сектора, указывает регулятор.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Согласно данным НБУ, в октябре 2018 года текущий счет сведен с дефицитом на сумму $ 863 млн, (октябрь 2017 г. – дефицит $ 216 млн). За десять месяцев 2018 г. дефицит текущего счета уже составил $ 4,6 млрд (4,4% ВВП), тогда как за соответствующий период 2017 г. – $ 1,7 млрд (1,9% ВВП).

Основным катализатором образования дефицита платежного баланса стали более высокие показатели роста импорта над экспортом. Объемы экспорта в сентябре составили $ 3,9 млрд, увеличившись на 11 % в годовом измерении. Общий экспорт зерновых культур достиг рекордных для октября физических объемов в 4,2 млн тонн, а его стоимостные объемы увеличились в 1,5 раза в годовом измерении. В то же время рост стоимостных объемов экспорта продукции металлургии в октябре замедлился до 3,2 % в годовом измерении из-за определенного ухудшения ценовой конъюнктуры, сокращения объемов производства и усложненную логистику в Азовском море.

Объемы импорта товаров в марте составили $ 5,6 млрд, что на 22,2 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Прежде всего объемы импорта выросли за счет продукции энергетического назначения (нефтепродукты, газ) – +21,4%, продукции машиностроения – +34%, промышленных товаров – 33,7%.

По данным НБУ, за период с января по октябрь 2018 года дефицит внешней торговли составил $ 10,6 млрд, или 8,8 % прогнозного ВВП на конец года, что на 41,6% больше, чем за аналогичный период 2017 года. По прогнозам КМУ, дефицит торгового баланса под конец года должен был составить $ 7,7 млрд, однако уже сейчас понятно, что реальные значения дефицита могут достичь критического показателя – $ 12 млрд (10 % ВВП).

Чистый приток по финансовому счету составил $ 1 млрд, в связи привлечением средств частным сектором ($ 4,3 млрд с начала года). Чистое поступление прямых иностранных инвестиций в октябре составило $ 203 млн, 64 % из которых были направленны в реальный сектор. С начала года чистый приток прямых инвестиций составил $ 1,7 млрд, из которых 25% – операции банковского сектора по переоформлению долга в статутный капитал.

Объём чистых международных резервов составил по итогам октября $ 6,5 млрд, что в условии прогнозируемого дефицита внешней торговли может вызвать на валютном рынке в среднесрочной перспективе высокие девальвационные риски.
Вместо развития внутренней экономики, накопленные средства вымываются из страны через увеличенное потребление импортных неконкурентоспособных товаров потребления (товары роскоши, энергоресурсы, технологические товары), что приводит к усилению девальвационных процессов, в условиях отсутствия у внешних инвесторов интереса вкладывать деньги в экономику Украины.

Основные проблемы развития экономики: отсутствие дешевого кредитования (высокая учетная ставка); высокая налоговая нагрузка, административное давление и отсутствие прозрачной судебной системы (коррупционные факторы); социально-политическая нестабильность в стране; военный конфликт на территории Донбасса; высокая степень износа основных фондов в производстве. Кроме того, данные факторы отталкивают внешних инвесторов вкладывать в Украину, превращая страну в поставщика дешевого сырья.

При этом нынешняя власть, вместо оптимизации существующих экономических процессов, пытается выжать максимальный результат с нынешней экономической модели, чтобы удовлетворить свои раздутые потребности и сохранить власть.