Дайджест 27/08-02/09/2018

Рост цены на газ не повлияет на субсидии – Кабмин

Повышение цен на газ для населения не повлияет на размер платежей за коммунальные услуги для получателей субсидий. В этом заверил вице-премьер-министр Павел Розенко, сообщает пресс-служба Кабинета министров.

«Вероятный перерасчет цены на газ на получателей субсидий никак не отразится, потому что они платят и будут платить фиксированную сумму. Те люди, которые будут чувствовать, что они не в состоянии самостоятельно полностью платить за жилищно-коммунальные услуги или газ, должны обратиться в управление соцзащиты и оформить субсидию», – заявил Розенко.

Он также добавил, что решение о повышении цен на газ примут после корректировки системы субсидий. В частности, в Минсоцполитики планируют в ближайшее время откорректировать систему предоставления субсидий населению и исправить те проблемы, которые беспокоят граждан.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Сказки о том, что газ подорожает только для богатых, а всех бедных государство защитит субсидиями, украинцы слышали уже в 2015–2016 годах от Яценюка и Гройсмана. В реальности эти обещания ничего не стоят – субсидии сокращают и отменяют независимо от материального состояния человека и роста цен. Система их предоставления на сегодня полностью себя дискредитировала: она не дает необходимой социальной защиты, люди в ней полностью разочаровались

Накануне предыдущего повышения цены на газ правительство обещало, что рядовые граждане Украины не пострадают от увеличения цен, а вся разница между старыми и новыми тарифами будет компенсироваться субсидиями. Однако на практике это оказалось совсем не так: субсидия покрывает не весь размер платежки, а лишь социальные нормативы, которые из года в год сокращаются. Так:
 с 1 мая 2016 года правительство снизило объём газа для индивидуального отопления, на который начисляется субсидия, с 7 куб./м2 до 5,5 куб./м2;
 с 1 мая 2017 года – с 5,5 куб./м2 до 5 куб./м2;
 с 1 мая 2018 года – с 5 куб./м2 до 4,5 куб./м2.

В целом за последние три года норматив газа для индивидуального отопления сократился с 7 м3 до 4,5 м3, или на 36 %; уложиться в него проблематично, а значит, людям приходится больше платить самостоятельно, в ущерб прочим расходам, – это же касается и социальных нормативов на отопление и электричество.

В 2017–2018 годах правила получения субсидии были существенно ужесточены, в результате чего получить субсидию стало крайне сложно, а потерять – наоборот, очень просто.

В 2017 году ввели отмену субсидии за долги свыше 340 грн (20 необлагаемых налогом минимумов 20*17 грн), из-за чего миллионы малообеспеченных граждан потеряли субсидии. Стоит человеку заболеть, столкнуться с другими финансовыми трудностями, как государство, вместо помощи, его окончательно добивает, отбирая такую социальную поддержку.

В 2018 году правительство решило пойти дальше и:
 ещё на 10 % снизить социальные нормативы для субсидий;
 забрать её у владельцев машин не старше 5 лет (независимо от стоимости и марки);
 забрать субсидию у владельцев квартир свыше 120 м2 и домов свыше 200 м2 (независимо от количества проживающих там лиц, стоимости такой недвижимости и её технического состояния);
 увеличить виртуальный доход безработным с 2-х до 3-х прожиточных минимумов;
 забрать субсидию у семей, члены которых пребывали за границей более 60 дней;
 забрать субсидию у пенсионеров, с которыми прописаны, но не проживают взрослые дети (их доходы суммируются);
 тщательно проверить доходы субсидиантов на предмет их занижения (в частности, проанализировать доходы от сдачи в аренду квартир или комнат).

В результате такой «чистки» миллионы социально незащищенных граждан Украины уже потеряли субсидию и возможность выжить даже при старых тарифах, а новые, увеличенные, только ускорят процесс уничтожения бедных, слабых и беззащитных.
Как уже недавно указывал «Публичный аудит», с повышением стоимости «голубого топлива» будет завершена схема по «зарабатыванию миллиардов» на украинцах и их газе, которая внедряется действующей властной командой и её кураторами. Последние будут практически даром качать наш украинский газ (который по Конституции принадлежит народу), платя минимальную ренту в 6–12 % и продавая его людям по цене «импортного паритета» (будто бы его купили и доставили из Дюссельдорфа) + налоги.

Правительство наивно полагает, что пустые обещания о социальной защите и заботе государства, которые сработали в 2015–2016 годах, дадут эффект и сейчас. Ситуация в стране и настроения людей указывают на обратное. За 4,5 года люди не на словах, а на деле увидели, чего стоят обещания этой власти и их забота.

Социальные опросы показывают, что, в случае повышения тарифов, на протесты готовы выйти 70 % населения, что, возможно, ускорит конец этой власти, а также их антисоциальной тарифной политики.


Дефицит госбюджета достиг полмиллиарда долларов

Государственный бюджет Украины за январь–июль 2018 года выполнен с дефицитом на уровне 13,356 млрд грн против 27,003 млрд грн профицита за аналогичный период предыдущего года. Об этом сообщается на сайте Государственной казначейской службы. В частности, отмечено, что сводный бюджет за семь месяцев этого года выполнен с профицитом на уровне 7,517 млрд грн, что в семь раз ниже профицита за аналогичный период предыдущего года в размере 52,82 млрд грн. При этом за месяц дефицит вырос на 3,6 млрд (с 9,78 млрд в июле).

Напомним, госбюджет Украины за 2017 год выполнен с дефицитом на уровне 47,85 млрд грн, что в 1,5 раза ниже показателя за предыдущий год.  Госбюджет на 2018 год устанавливает предельный объём дефицита на уровне 80,6 млрд грн, или 2,4 % ВВП. Ранее сообщалось, что на Едином казначейском счете осталось менее 2 млрд грн – это худший показатель с января 2014 года.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Казначейства, все подразделения ДФС за период с января по июль 2018 года собрали 507,1 млрд грн (налоговая – 291,1 млрд грн, таможня – 216 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 75,1 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС было равно 395 млрд грн, а это на 3,4 млрд грн меньше установленных Минфином плановых показателей, от которых зависят расходы бюджета. С начала года доходная часть госбюджета не выполнена на 15,7 млрд грн, вследствие чего государству необходимо искать дополнительные источники для финансирования бюджетных программ.

Кроме того, на уровень доходов в первом полугодии существенно повлияло зачисление всех траншей прибыли от НБУ (44,6 млрд грн) и НАК «Нафтогаз Украины» в период с января по июнь 2018 года (71,7 млрд грн – 28 % от общих налоговых поступлений, 70 % от совокупных налоговых и дивидендных платежей за 2017-й). Поэтому реальное выполнение бюджета более пессимистично, чем показатели кассовой отчетности, а неравномерное распределение прибыли по итогам года приведет к дальнейшему увеличению бюджетного дефицита.

Подтверждением нехватки средств на государственных счетах является низкий уровень остатков на едином казначейском счете, который был зафиксирован по состоянию на 01.08.2018 на уровне в 1,9 млрд грн ($ 76 млн), а сокращение остатков по итогам июля составило 7,4 млрд грн, в связи с чем большинство бюджетных платежей были приостановлены.

Поскольку госбюджет сегодня наполняется за счет неналоговых поступлений, возможно, дальнейшее повышение ставок по ОВГЗ (ориентир – 18,5–19 %). Кроме того, с середины апреля портфель внутренних облигаций (ставка 16–17 %) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн), что свидетельствует о недоверии внешних инвесторов к ценным бумагам в гривне даже под высокую ставку купона.

Размещение ОВГЗ под высокие проценты (единственный доступный сегодня инструмент для финансирования дефицита) свидетельствует о все более тугом затягивании долговой удавки на шее Украины. Если в мире до февраля начнется кризис, чему свидетельствует целый ряд факторов, то Украина может остаться без внешнего финансирования в условиях высоких выплат по госдолгу.

Кроме того, будущие президентские и парламентские выборы повлекут несоизмеримое увеличение расходной части бюджета для получения дополнительных политических баллов, что в условиях низкого администрирования налогов, скорее всего, приведет к запуску «печатного станка».

С учетом неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, а также трудностей с выполнением доходной части госбюджета возможен неконтролируемый рост бюджетного дефицита и соответствующие негативные последствия из-за его эмиссионного финансирования.


Украина опустилась в рейтинге производителей стали

Украинские металлурги в июле 2018 года по сравнению с июлем прошлого года увеличили производство стали на 11,4 %, до 1,815 млн тонн, опустившись при этом с 12 на 13 место в списке мировых производителей этой продукции. Об этом в понедельник, 27 августа, сообщила Всемирная ассоциация производителей стали (World Steel Association).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Передвижение по рейтингу происходит практически регулярно, и осенью 2017 года Украина также была на 13-м месте, но уже к концу года снова оказалась в десятке мировых лидеров. Однако в январе–феврале 2018 года украинские металлургические предприятия сократили производство стали на 5 %, до 3,413 млн тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и Украина откатилась на 12-е место.

Откат позиции в рейтинге произошел на фоне увеличения производства стали в январе–июле 2018 года (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года) на 2,9 % (до 12,206 млн тонн), но для удержания своего места в рейтинге этого было недостаточно, поскольку и другие страны нарастили производство. Так, в июле лидерство в рейтинге традиционно сохранил Китай с показателем в 81,241 млн тонн (рост на 7,2 % к июлю 2017 года). Далее следуют:
 Индия (61,83 млн тонн, +5,5 %),
 Япония (61,39 млн тонн, +0,8 %),
 США (49,334 млн тонн, +3,6 %),
 Южная Корея (42,238 млн тонн, +3,1 %),
 Россия (42,094 млн тонн, +2,2 %),
 Германия (26,355 млн тонн, +2,4 %),
 Турция (22,159 млн тонн, +2,8 %),
 Бразилия (20,214 млн тонн, +3,4 %),
 Италия (15,025 млн тонн, +3,6 %).

В целом в июле 2018 года по сравнению с июлем прошлого года 64 страны, входящие в рейтинг WSA, увеличили производство стали на 5,8 %, до 154,576 млн тонн. По итогам 2017 года украинские металлургические предприятия сократили производство чугуна по сравнению с 2016-м на 15 %, до 20,035 млн тонн, стали – на 12 %, до 21,284 млн тонн, общего проката – на 14 %, до 18,439 млн тонн. Кроме того, украинские металлургические предприятия в 2017 году сократили экспорт продукции по сравнению с 2016 годом на 17,6 %, до 14,58 млн тонн.

Катализатором падения металлургического производства стало прекращение перемещения грузов через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, а также захват предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях. Снижение уровня выпуска основных видов продукции за 2017 год также является следствием несвоевременного и не полноценного обеспечения предприятий сырьевыми материалами из-за неудовлетворительной работы «Укрзализныци».

В 2007 году Украина занимала седьмое место в мире по объёмам производства стали и третье – по экспорту металла. Даже в 2013–2016 гг. страна ещё держалась в десятке крупнейших производителей металла.

Важно отметить, что одним из определяющих факторов для глобальной ситуации в отрасли в этом году является политика Китая по снижению предложения стали и росту спроса, а также введения взаимных ограничений и пошлин со стороны США и ЕС. Кроме того, остаётся проблема избыточных мощностей (загруженность, по данным World steel association, составляет 70%), что ведет к усилению протекционистских мер на развитых региональных рынках, предпринимаемых соответствующими государствами.

Вместе с тем, нынешнее руководство Украины не беспокоится об обеспечении компенсаторов для бюджетоформирующей отрасли страны, тогда как поддерживает (дотирует) предприятия агрокомплекса, ускоряя процесс деиндустриализации страны. Исходя из указанного, на сегодня проблематично прогнозировать возвращение Украины в 10-ку лидеров производства стали по итогам 2018 года.

 

Без транзита Украина потеряет больше, чем РФ от санкций – «Нафтогаз»

Потери Украины от прекращения транзита газа составят 3 % ВВП, что даже больше, чем Россия теряет от действия западных санкций. Об этом в понедельник, 27 августа, на круглом столе в Верховной Раде «Остановить Северный поток-2: миссия Украины» заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, пишет «Сегодня».

«Россия стремится сделать так, чтобы Украина просто не получала транзитные доходы – это минус 3 % для украинского ВВП. Это приблизительно столько же, сколько Украина тратит на армию. Это фактически лишит Украину возможности финансировать оборону», – заявил чиновник.

Также, по словам Юрия Витренко, потери Украины от прекращения транзита в размере 3 % ВВП окажутся даже больше, чем Россия теряет от действия западных санкций. Чиновник отмечает, что сейчас друзья Украины в Еврокомиссии настаивают на урегулировании вопроса «Северного потока–2» с условиями Третьего энергопакета. Однако, по словам экспертов, шансов на то, что Еврокомиссия заблокирует строительство второй ветки проекта почти нет.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Окончание строительства «Северного потока–2» и потеря Украиной статуса транзитного государства – практически свершившийся факт, что подтверждает в своем интервью руководитель НАК «Нафтогаз Украины». Такой итог для нашей страны был вполне прогнозируемым из-за смены в 2014 году вектора ее международной политики, сближения с США, ЕС и НАТО, отдаления и разрыва отношений с Россией.

В вопросах транзита российского газа через Украину ключевую роль играет РФ, поскольку это её газ и заставить силой транспортировать его через Украину никто не сможет. Грамотная и гибкая международная политика могла позволить нашей стране сближаться с кем угодно и при этом не портить, не разрывать традиционные связи с РФ, но сегодняшняя власть, к сожалению, не обременена достаточным интеллектом, гибкостью и хитростью для такой игры на международной арене.
Понадеявшись на блокирование Европой строительства «Северного потока–2», руководство Украины потерпело фиаско: лидеры европейских государств оказались прагматичными, а не фанатичными, поэтому вопросы личной выгоды для своей страны преобладают над вопросом о судьбе Украины и её транзита.

Руководитель «Нафтогаза» возмущается, что Россия стремится отобрать транзитные доходы и лишить Украину возможности финансировать оборону. Однако в сложившихся на сегодня двухсторонних отношениях между нашими странами, которые сами руководители Украины (причём, не официально) называют войной, такое поведение вполне оправдано и обосновано.

Как говорят, «на войне все средства хороши». Руководство Украины своими решениями и действиями старается всячески навредить России – соответственно, это же получает и со стороны своего визави. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что Россия хочет лишить Украину доходов и подоврать её обороноспособность. Так не бывает, что одно государство вводит санкции, разрывает торговые отношения, транспортное сообщение и проводит массивную пропаганду против соседа, а в ответ получает финансовую помощь, преференции и транзитные контракты.

Если мы хотели сохранить транзит и 3 % ВВП, нужно было временно забыть про Крым (и прочие обиды), осуществлять политику восстановления отношений с РФ, а не нагнетать истерию вокруг вопросов, которые не имеют быстрых и простых решений. Никто не говорит, что нужно подарить аннексированные территории или навсегда забыть о них, этого не стоило допускать в принципе, а раз уже допустили, не надо усугублять ситуацию и продолжать действовать теми же глупыми и прямолинейными методами. В международной политике нужно быть гибким и хитрым, а не «рубить с плеча». Прямолинейность и «тупость» в большой международной игре приводит к тем последствиям, которые мы сегодня наблюдаем в Украине – потере людей, денег, территорий, разорению и краху.


Нацбанк для поддержания гривны продал $ 65 млн

Национальный банк Украины продал на валютном аукционе $ 65,3 млн. Об этом сообщается на сайте центробанка в среду, 29 августа. Объём аукциона был установлен на уровне до $ 100 млн. Заявки на участие в аукционе подали 35 участников межбанковского рынка на общую сумму в $ 80,4 млн по курсу от 27,99 грн/$ до 28,12 грн/$.

Регулятор удовлетворил 24 заявки участников аукциона, продав $ 65,3 млн. Средневзвешенный курс гривны по результатам аукциона составил 28,11 грн/$. Напомним, за последние три недели НБУ продал $ 526,6 млн в ходе интервенций для сглаживания колебаний на межбанке. Однако этих объёмов оказалось недостаточно. За одну неделю августа гривна потеряла в стоимости столько же, как за весь июль, девальвировав на 1,9 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Государственная монетарная политика стала на сегодня катализатором стремительных девальвационных настроений в Украине; среди ключевых рисков – несбалансированный государственный бюджет, существенный дефицит прогнозируемого торгового баланса – $ 7,7 млрд (6,7 % ВВП) и высокий уровень установленного граничного совокупного госдолга – 82 % ВВП, что вызывает существенный спрос на валюту.

С начала августа национальная валюта просела на 4,5 %, до 28,05 грн/$ (курс НБУ на 29.08.2019). Девальвационные события были вызваны повышенным спросом на валюту со стороны импортеров, слабым притоком валютной выручки, негативными ожиданиями, связанными с предстоящими выплатами по госдолгу. Минфин прямо сейчас остро нуждается в долларе, ведь, чтобы не допустить дефолт, до конца 2018 года нужно выплатить по внешнему госдолгу $ 1,75 млрд ($ 1,2 млрд МВФ и ещё $ 550 млн по евробондам). В связи с отсутствием позитивного решения от Фонда, Минфин вынужден выходить на частное размещение евробондов по очень высоким ставкам (9,1 %), что свидетельствует о все более тугом затягивании долговой удавки на шее Украины.

Кроме того, с середины апреля портфель внутренних облигаций (ставка – 16–17 %) в руках нерезидентов сократился на 6,6 млрд грн (с 14,2 млрд грн до 7,6 млрд грн), что свидетельствует о недоверии внешних инвесторов к ценным бумагам в гривне даже под высокую ставку купона, а также о выводе из страны иностранной валюты. Интервенции НБУ по выкупу валюты на межбанке стали неэффективным механизмом: регулятор за последние 4 недели продал на межбанке $ 646,62 млн, пытаясь успокоить девальвационные настроения – тем не менее, девальвационные процессы остановить не удалось. Следует отметить, что ежедневный объём продаж на межбанке в августе составлял $ 200–300 млн (август 2012, август 2013 – $ 900–1300 млн). С учетом невысоких объёмов торгов НБУ выходит на валютные аукционы и удовлетворяет 60–80 % заявок по высокому курсу, чем стимулирует дальнейшую девальвацию.

Между тем, вместо использования административных инструментов для укрепления нацвалюты, НБУ расширил для иностранных инвесторов возможность репатриировать дивиденды. По данным НБУ, по итогам июля бизнес вывел около $ 300 млн. По результатам года НБУ ожидает, что будет $ 2,5–3 млрд. 70–80 % выведенных дивидендов приходится на украинских бизнесменов, которые находятся в оффшорных юрисдикциях. Поэтому девальвация гривны, которая происходит в последнее время, может быть запланирована правительством и Нацбанком. Так, в госбюджете заложен среднегодовой курс доллара на уровне 29,3 грн, а под конец года этот показатель должен составить 30,1 грн. План искусственного обесценивания гривны поможет наполнить бюджет, доходная часть которого не выполняется.

Низкий уровень чистых международных резервов (ЗВР за вычетом обязательств перед нерезидентами) – $ 6,9 млрд – свидетельствует об отсутствии у НБУ достаточного количества ликвидных средств для поддержки нацвалюты и подтверждает высокие девальвационные риски в периоды отсутствия сезонного притока валюты.

Поэтому в среднесрочной перспективе курсовым ориентиром для национальной валюты будет 30 грн за доллар. Однако в условиях наращивания долгов, отсутствия реального, а не декларативного роста ВВП (сокращение количественного производства основных отраслей) и существенного дефицита торгового баланса девальвация национальной валюты может существенно ускориться в следующем году.


За год реальные зарплаты украинцев выросли на 15 %

В июле 2018 года реальные зарплаты украинцев по сравнению с июлем прошлого года выросли на 14,7 %. Об этом во вторник, 28 августа, сообщает Государственная служба статистики. «Индекс реальной заработной платы в июле 2018 года по сравнению с июнем составил 101 %, а относительно июля 2017 года – 114,7 %», – говорится в сообщении.

Кроме того, отмечается, что средняя номинальная заработная плата штатного работника в июле 2018 года составляла 9170 грн, что в 2,5 раза выше уровня минимальной заработной платы (3723 грн).

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Все заявления властей о росте доходов населения являются статистической манипуляцией, не имеющей ничего общего с реальной жизнью. Рост или падение зарплат может основываться на абсолютных и относительных показателях, правительство всегда пользуется последними, поскольку абсолютного роста нет – есть абсолютное падение. Если в 2013 году зарплата была на уровне $ 500, затем, в 2015 году, упала до $ 200, а в 2018 году увеличилась до $ 300, то в абсолютных цифрах – это падение на $ 200, а в относительных – рост на $ 100.

Стремясь к власти в 2014 году, Порошенко и его команда обещали, что жизнь людей в Украине станет лучше, а доходы – выше. Однако на деле власть не смогла удержать уровень жизни населения даже на старом «домайдановском» уровне, не говоря уже о его повышении.

В конце 2013 года средняя заработная плата в Украине составляла $ 453 (3619 грн при курсе 7,99 грн за 1 $). За 4,5 года руководства страной новой власти не только не удалось улучшить уровень доходов населения выше уровня 2013 года, но даже приблизиться к этому показателю. При этом у нее получилось сделать противоположное: ограбить население Украины за счет обесценивания доходов на сумму более $ 180 млрд. Именно столько потеряли из-за обесцененной зарплаты работающие украинцы за 4,5 года.

Госстат заявляет о росте реальных заработных плат за год (с июля 2017 по июль 2018) на 15 %, но и это не более чем статистическая манипуляция, ведь скачок цен за этот период (по информации того же Госстата) превышает 15 %.
За период с июля 2017 года по июль 2018 года цены на социальные товары и услуги увеличились следующим образом:
 хлеб – на 18–20 %;
 крупы – на 20–103 %;
 мясо – на 10–18 %;
 колбасы – на 17 %;
 яйца – на 56 %;
 сало – на 36 %;
 свекла – на 33 %;
 морковь – на 87 %;
 табачные изделия – на 25 %;
 бензин – на 19 %;
 дизтопливо – на 23 %;
 автогаз – на 27 %;
 городской транспорт – на 30 %.

В результате этого статистически доход якобы вырос, но приобрести за него можно существенно меньше, чем годом ранее, поскольку восходящая динамика цен превысила уровень повышения заработных плат. Кроме того, сама методика расчета средней заработной платы не позволяет отобразить реальной картины происходящего в Украине: она не охватывает мелкие предприятия и предпринимателей с числом сотрудников ниже 10, что существенно искажает средний уровень доходов.

Статистическое распределение работающих людей в Украине по уровню заработной платы выглядит так:
 73,2 % населения зарабатывает в месяц менее 8050 грн (до $ 287) «чистыми»;
 26,8% населения зарабатывает в месяц более 8050 грн (от $ 287) «чистыми».
При этом 47% зарабатывают в месяц менее $ 174 «чистыми», а 7,4 % – менее $ 108. Как видим, большинство работающих людей в Украине имеют доход практически «не совместимый с жизнью»; в развитых странах безработным выплачивается ежемесячное пособие в разы превышающее средний доход работающего украинца.

При таких грандиозных и системных провалах громкие заявления правительства об улучшении ситуации с размерами зарплат выглядят неуместной шуткой или насмешкой над людьми.


МЭРТ сообщает о росте капитальных инвестиций

Министерство экономического развития сообщает о том, что за первое полугодие вырос показатель капитальных инвестиций в экономику Украину. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то цифра больше на 26,5%. Ведомство написало короткий твитт об этом на своей официальной странице: «Выросли капитальные инвестиции. В этом году они больше на 26,5%».
Также ведомство сообщает, что самым «востребованным» сектором для инвестиций стал сектор оборудования, машин и транспортных средств. Сюда финвложения выросли более чем на 48%. Далее следует сектор строительства и зданий.

Инвестиции выросли по сравнению с прошлым годом на 40%. В сектор капремонта активов начали инвестировать на 7% больше.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

По данным Госстата, в январе-июне 2018 г. предприятиями и организациями за счет всех источников финансирования освоено 206,9 млрд грн ($ 7,6 млрд) капитальных инвестиций, что на 26,5% больше, чем за соответствующий период 2017 года. Следует также отметить, что в целом за последние 4 года объём капитальных инвестиций долларовом эквиваленте сократился в 2 раза (2013 р. – $ 30,9 млрд, 2017 р. – $ 15,5 млрд), что коррелируется с общим падением номинального долларового ВВП.

Главным источником финансирования капитальных инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций, которые связаны с существенным ростом инфляции, что влияет на увеличение объёма капитальных инвестиций, номинированных в гривне. Так, за счет собственных средств освоено 75,4% общего объема капитальных инвестиций. Также увеличение капитальных инвестиций предприятиями связано с оптимизацией налогообложения, вследствие чего уменьшаются отчисления налогов в бюджет.

За счет госбюджета освоено все лишь 1,6% (2011 г. – 7,5%), в то время как расходы бюджета должны стимулировать внутренние развитие. Данная ситуация связана с невыполнением доходной части госбюджета, в связи с чем уменьшается финансирование капитальных программ.

Кроме того, кредиты банков, которые направленны на капитальные инвестиции – 7,5% (2011 г. – 16,3%, 2013 г. – 18,4%), что свидетельствует о существенном сокращении банковского кредитования. Основными субъектами роста инвестиций были предприятия сельского хозяйства и промышленности, рост их капиталовложений составил 13% и 34% к предыдущему году. На эти два сектора приходится половина всего роста инвестиций. Так, в номинальном выражении с/х производители инвестировали $ 1 млрд, а промышленные предприятия – $ 2,6 млрд. Среди отраслей промышленности наибольший вклад сделали добыча нефти и газа, металлургия. Кроме сельского хозяйства и промышленности, росту инвестиций способствовали предприятия строительной и транспортной отраслей: рост на 11% и 9% г/г соответственно.

Следует отметить, что показатель капитальных инвестиций увеличился также за счет инвестиционных программ отдельных госпредприятий, таких как «Укрзализныця» и «Укргаздобыча», однако объём данных инвестиций находится на очень низком уровне, а уровень коррупции на высоком.

В общей структуре капитальных инвестиций доля иностранных всего 0,2% или 493 млн грн (2011 г. – 1,8%, 2013 г. – 1,6%), что свидетельствует о нежелании иностранных инвесторов зарабатывать на развитии экономики Украины. В целом за первое полугодие 2018 г. чистый приток прямых иностранных инвестиций оценен в $ 1,3 млрд (по итогам 2011 г. – $ 7,2 млрд, 2013 г. – $ 4,5 млрд). Как и ранее, основные поступления прямых иностранных инвестиций были связаны с докапитализацией банков – $ 750,5 млн, или почти 60% от общего объёма.

Задолженность украинских предприятий по кредитам и займам, торговым кредитам и другим обязательствам перед прямыми иностранными инвесторами на 1 июля составила $ 8,1 млрд. Проблема состоит еще в том, что основная часть внешнего корпоративного долга и инвестиций, которые приходят в страну, является недополученной валютной выручкой от внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий (занижение таможенной стоимости при экспорте и т.д.), что свидетельствует о неэффективности контролируемых органов. Осевшая прибыль на офшорных счетах от реализации украинской продукции по рыночным ценам возвращается на территорию Украины в виде некапитальных инвестиций.

Рост капитальных инвестиций является ключевым фактором роста ВВП наряду с потреблением домохозяйств. Однако в условиях сокращения основных отраслей экономики источником финансирования капитальных инвестиций должно выступать государство, руководствующееся эффективной стратегией развития и повышающее деловую активность регионов.


Госгеонедра продают с аукциона 12 месторождений полезных ископаемых

Государственная служба геологии и недр Украины объявила об аукционе по продаже специальных разрешений на пользование недрами на 12 месторождениях полезных ископаемых.

«В Государственной службе геологии и недр Украины официально начали приготовления к III аукциона по продаже специальных разрешений на пользование недрами, который состоится 27 декабря 2018 года. На аукцион выставлено 12 участков, и у недропользователей есть возможность подать заявки на торги до 12 ноября 2018 года. Инвесторам будут представлены участки с залежами минеральных вод, песчаника, известняка, графита, угля», – говорится в сообщении.

Указано, что официальное объявление с перечнем участков в шести областях Украины размещено на сайте правительственной газеты «Урядовый курьер». «Начальная стоимость разрешений составляет более 30 миллионов гривен. То есть после проведения III аукциона мы сможем направить такую сумму в госбюджет. Сроки действия спецразрешений составляют от 5 до 20 лет», – сообщил руководитель Госгеонедр Олег Кирилюк. По его словам, аукцион проводится во исполнение решений правительства по более широкому привлечению инвестиций в экономику Украины и созданию максимально комфортных условий для компаний, которые хотят развивать свой бизнес в Украине.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Природные ресурсы и полезные ископаемые Украины многие годы не дают покоя чиновникам и бизнесменам как внутри страны, так и за ее пределами. Это не удивительно, ведь по данным Министерства экологии и природных ресурсов, по богатству минерально-сырьевых ресурсов Украина является одной из ведущих стран мира.

Занимая 0,4% суши, наша страна владеет 5% мировых запасов полезных ископаемых, общей стоимостью более $ 11 трлн. Ископаемые сосредоточены в 9000 месторождениях и по некоторым их видам Украина занимает ведущее место среди стран СНГ, Европы и мира. Минерально-сырьевые ресурсы обеспечивают 90% продукции промышленности и 80% строительных материалов, а их доля в экспортном потенциале государства достигает 30%.

Несправедливое, коррупционное и варварское отношение к природным богатствам Украины приводит к быстрому обогащению узкого круга приближенных к власти структур и нищенскому существованию всех остальных украинцев.  В декабре 2017 года в Конгрессе США прошли слушания о ситуации в нефтегазовом секторе Украины, где была названа сумма откатов при получении лицензий на добычу нефти и газа, а также указано, что убытки для государства от подобных действий руководства Держгеонадра измеряются в 5–7 млрд грн в год.

Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко на днях назвал сферу выдачи разрешений на недропользование вторым по значимости коррупционным сегментом, где происходит масштабное незаконное обогащение. По его информации, за 2014–2017 гг. было выдано 2213 специальных разрешений на пользование недрами, из которых только 43 прошли аукцион.

В соответствии со статьей 13 Конституции Украины, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. Однако Украинский народ, за исключением небольшой группы приближенных к власти структур, не видит этой своей конституционной собственности и денег от ее продажи и использования.

На сегодняшний день каждый украинец по Конституции является совладельцем природных ресурсов страны, с долей около $ 250 000. «Публичный аудит» неоднократно заявлял о необходимости отдать природную ренту и все доходы от использования общенародных природных ресурсов в руки всех граждан нашей страны, что будет способствовать восстановлению финансовых потерь украинцев от антисоциального, грабительского правления последних 4,5 лет. Подобные механизмы сегодня действуют в американском штате Аляска, Саудовской Аравии, ОАЭ и других арабских нефтедобывающих странах. Каждый житель получает на свой счет долю от добычи нефти в виде дивидендов от деятельности так называемого перманентного фонда развития (APF). Фонд неподконтрольный исполнительной власти, но полностью подконтрольный избирателям, что приводит к сокращению разрыва между богатыми и бедными, искоренению нищеты и развитию местной экономики. Вокруг такой инициативы можно объединить всех украинцев, независимо от политических, религиозных и языковых взглядов, что будет способствовать скорейшему примирению и восстановлению мира в Украине.


«Нафтогаз»: На скрытые субсидии на газ ушло 230 млрд грн

«Нафтогаз» за счет специальных обязательств по продаже газа для нужд населения и теплокоммунэнерго по сниженной цене предоставил скрытых субсидий на 230 млрд грн. Об этом заявил главный коммерческий директор компании Юрий Витренко. «В соответствии с наложенными обязательствами, Нафтогаз за это время (с 2015 года – ред.) предоставил скрытых субсидий на 230 млрд грн. В эту сумму входит разница между рыночной и регулируемой ценой, а также неплатежи облгазов и тепловиков», – написал Витренко в Facebook.

Как пояснил он, эти деньги не получил ни «Нафтогаз», ни государственный бюджет.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Во-первых, нужно разделить «скрытые субсидии» и неплатежи облгазов, тепловиков – это абсолютно разные вещи. Неплатежи облгазов и тепловиков –личная проблема господина Витренко и руководства НАК, возникшая в ходе хозяйственной деятельности возглавляемой ими компании.

У «Нафтогаза» есть штат юристов, которые должны заниматься претензионными делами и работать с должниками; к населению, стоимости газа и «скрытым субсидиям» это не имеет отношения. В любом случае, долги подлежат погашению через суд, а как скоро НАК сможет их получить, зависит от её юридической команды, которая получает огромные зарплаты и десятки миллионов долларов премий. Относительно «скрытых субсидий», то под этим понятием господин Витренко подразумевает разницу в цене между установленным тарифом для населения и ценой, по которой «Нафтогаз» теоретически мог продать газ кому-то другому, например, промышленности.

Если бы НАК и входящая в её состав «Укргаздобыча» были частными компаниями, а добываемый газ – их частной собственностью, можно было бы говорить об упущенной выгоде или скрытых субсидиях, но эти предприятия являются собственностью украинского народа, что подразумевает ведение деятельности в интересах этого народа. И это никак не формат выкачки газа из недр страны с дальнейшей его продажей гражданам втридорога. Такой вариант можно было бы рассмотреть только в сочетании с распределением дивидендов от продажи добытого газа и других ресурсов между гражданами страны. Тогда украинцы были бы заинтересованы в высокой цене на газ, нефть, уголь и другие ресурсы, поскольку вырученные от продажи указанных полезных ископаемых средства делились бы на всех, и от стоимости зависел бы размер ежегодных дивидендов, получаемых людьми. Однако поскольку население Украины находится «за бортом» и не участвует в распределении доходов от продажи газа, нефти, угля и т. д., высокая цена не входит в орбиту их интересов.

В том бедственном материальном положении, в котором оказались 90 % населения Украины, людям интересно получать собственный украинский газ, добываемый их собственными компаниями, с минимальной наценкой, а не с прибылью в 300 %, которая расходится по карманам чиновников и руководителей НАК, но не доходит до собственника (народа). Поэтому говорить о «скрытых субсидиях» или упущенной выгоде здесь неуместно, ведь эта упущенная выгода противоречит интересам собственника (народа), а значит, не может считаться таковой.

Общее потребление населения (с ТКЭ) уже 3-й год полностью покрывается собственной добычей (млрд м3):
Год——- потребление —– добыча
2015 ——— 17,16 ————- 19,92
2016 ——— 17,58 ————- 19,12
2017———- 15,80————- 20,80

При себестоимости добычи украинского газа в 2017 году в 2926,0 грн за 1 тыс. м3 (с налогами) или 1033,0 грн за 1 тыс. м3 без налогов его предлагают продавать населению по цене до 11 500 грн за 1 тыс. м3, т. е., практически в 4 раза дороже (с наценкой в 300 %).

При сбалансированной налоговой и социальной политике в Украине, проводимой в интересах народа, а не группы дорвавшихся до власти казнокрадов и их бизнес-партнеров, стоимость газа для населения и ТКЕ (с 2015 года – периода, за который Витренко высчитал «скрытые субсидии») могла бы рассчитываться в пределах 3 000 грн. В таком случае не «Нафтогаз» подарил людям «скрытые субсидии» на 230 млрд грн – наоборот, население переплатило за свой украинский газ возглавляемой Витренко государственной компании за 2015–2017 гг. около 200 млрд грн.


«Нафтогаз» увеличит цену на газ для промпотребителей

НАК «Нафтогаз Украины» при заключении контрактов с 30 августа увеличит цену на газ, отпускаемый промышленным потребителям на условиях предоплаты, с 1 сентября 2018 года на 20,8 % (на 2 тыс. 111,2 грн) по сравнению с августом – до 12 тыс. 249,6 грн за 1 тыс. куб. м (с НДС). Об этом в четверг, 30 августа, сообщает Интерфакс-Украина.

Согласно сообщению компании, указанная цена актуальна для потребителей, закупающих газ по предоплате в объёме более 50 тыс. куб. м в месяц при условии отсутствия долгов перед компанией, и для 100%-ных «дочек» НАК. Для других покупателей при заключении контрактов с 30 августа цена в следующем месяце возрастет на 20,3 % (на 2 тыс. 254,8 грн) – до 13,338 тыс. за 1 тыс. куб. м (с НДС).

«Ценовые предложения были скорректированы из-за значительного изменения составляющих цены природного газа, в частности, роста котировок на европейских хабах и снижения средневзвешенного курса гривни к доллару США и евро», – отмечается в сообщении НАК.

Поскольку МВФ настаивает на единой цене газа для населения и промышленности, а правительство Украины ради очередного транша готово пойти на выполнение таких требований, и установленная «Нафтогазом» цена для промышленности является ориентиром уровня цен для населения.

Таким образом, с 1 октября 2018 года стоимость «голубого топлива» для населения может быть повышена до 12 249–13 338 грн за тыс. м3, что практически вдвое выше, чем сегодня; аналогичная цена будет установлена и для предприятий ТКЭ. В результате тарифы на тепло и горячую воду могут возрасти на 70–80 %.

Комментарий экспертов «Публичного аудита»

Правительство уже почти год ведет переговоры с МВФ и оттягивает повышение цены на газ для населения: последняя пролонгация была в августе, а текущая цена для населения будет действовать до 1 октября. Если Кабмин пойдет на подорожание газа, украинцев ждет очередное повышение всех ЖК-тарифов, что на фоне урезания субсидий приведет к ещё большему ухудшению платежной дисциплины, росту долгов, кризису неплатежей – в целом к коллапсу в сфере ЖКХ и массовым протестным движениям.

Если он не решится на такой шаг и оставит цену на прежнем уровне, это может негативно отразится на отношениях с МВФ, лишить власть ожидаемых кредитов и повлечь безумную девальвацию гривны, а возможно, и дефолт. Повышение цен для промышленности – это дальнейшее подорожание потребительских товаров и продуктов питания, в том числе социальной группы, стоимость которых и так за последний год увеличилась до 70%.

Предложения «Нафтогаза» для промышленности можно считать относительно справедливыми, поскольку данная категория потребляет на 100 % импортный газ (млрд м3):
год — промышленность —– импорт
2015 — 12,10 ———– 16,45
2016 — 11,20 ———– 11,08
2017 — 9,10 ———– 14,10

Однако предложения по цене для населения и ТКЭ, которые потребляют украинский газ, являются абсурдными, абсолютно не обоснованными и грабительскими.

Если в 2015 году часть населения верила, что повышение тарифов необходимо, а дополнительные средства пойдут на развитие жилищно-коммунальной и газовой отраслей, то в 2018 году такие мысли у людей полностью рассеялись. Большинство из них понимает, что никакого развития нет – власть банально занимается грабежом. В связи с этим предстоящий процесс повышения тарифов будет для правительства очень непростым и болезненным, поэтому оно и тянет с принятием данного решения уже практически год.