Дайджест 27/11/2017

Прибыль крупных и средних предприятий Украины за 9 месяцев 2017 выросла на 36,3%

Прибыль крупных и средних предприятий Украины (без учёта временно оккупированной территории АР Крым, г. Севастополя, части зоны проведения антитеррористической операции, а также результатов деятельности банков) в январе–сентябре 2017 года составила 368,6 млрд грн, что на 36,3 % больше, чем за аналогичный период 2016 г. Об этом сообщает Государственная служба статистики.

При этом убытки крупных и средних предприятий составили 130,8 млрд грн, что на 30,6 % меньше, чем в 2016 г. Доля убыточных предприятий в январе–сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. сократилась на 3,1 п. п. – до 29,7 %. Напомним, в 2016 году прибыль крупных и средних предприятий Украины выросла на 12,6 %.

Как понимать?

По данным Казначейства, по состоянию за 9 месяцев 2017 года всеми подразделениями ДФС собрано 555,9 млрд грн (налоговая – 336 млрд грн, таможня – 248,2 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 87,7 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС составило 468,2 млрд грн, а это на 25,8% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Согласно данным Офиса крупных плательщиков ДФС, основная часть поступлений в года получено от госкомпаний нефтегазового сектора – 57,6 млрд грн. Здесь больше всего налогов отчислило ОАО «Укргаздобыча» – 15,4 млрд грн, НАК «Нафтогаз Украины» – 11,83 млрд грн, ПАО «Укрнафта» – 5,501 млрд грн и ЧАО «Укртнарсгаз» – 4,432 млрд грн. Рост доходов крупных государственных компаний монополистов не связан с «восстановлением» экономики, а основным катализатором выступает рост тарифов для населения, так как данные плательщики выступают в основном как налоговые агенты конечных покупателей (граждан).

Следует отметить, что объём розничной торговли в январе–сентябре 2016 года в фактических ценах составлял 829,8 млрд грн ($ 32,6 млрд), а за соответствующий период 2017 года – 578 млрд грн ($ 21,8 млрд), что свидетельствует о падении розничной торговли на 33,1 % только за соответствующий период. Объём оптовой торговли за январь–сентябрь 2016 года составил 1 049,3 млрд грн ($ 41,1 млрд), за соответствующий период 2017 года – 1 372,1 млрд грн ($ 51,7 млрд). Кроме того, кумулятивная инфляция, влияющая на увеличение расходов, составила 16,2 %, девальвация – 4 %.

По данным Госстата, рост прибыльности предприятий сформирован за счёт промышленности, в то время как кумулятивное падение промпроизводства составило 10,3% (количественные показатели). По данным ГФС, по состоянию на 01.07.2017 сума налогового долга достигла 56,77 млрд грн. Здесь не учтены долги компаний, которые проходят процедуру банкротства, и компаний, в отношении которых есть решение суда о приостановлении взыскания в госбюджет.

Поэтому рост прибыльности предприятий достигнут исключительно за счёт роста прибыли госмонополистов, которые фактически вымывают денежные средства населения в пользу бюджета.


Украина может получить от ЕС 1,8 млрд евро в 2018–2019 годах

Отмечается, что объём каждого из траншей составит около 600 млн евро и может быть увеличен, так как цифра 1,8 млрд евро – это минимальная сумма помощи и она может быть увеличена. Договоренность о макрофинансовой помощи была достигнута на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе. Судя по заявлению президента Украины, на следующей неделе Еврокомиссия выпустит коммюнике о проекте макрофинансовой помощи на 2018–2019 годы.

Как понимать?

Европейская комиссия от имени ЕС в июле 2015 года выделила Украине кредит в размере 600 млн евро – первый транш в рамках новой программы макрофинансовой помощи Украине, общий бюджет которой составляет 1,8 млрд евро. В последующие месяцы предусматривалось выделение Европейской комиссией еще 1,2 млрд евро – при условии удачной реализации экономических и структурных реформ, согласованных между ЕС и Украиной. 600 млн евро Украина рассчитывала получить в конце 2015 года, ещё 600 – в начале 2016 года. Однако второй транш был выделен лишь в апреле 2017 года, а выделение третьего ожидается в декабре 2017, если Украина выполнит ряд обязательств.

Макрофинансовая помощь – это долгосрочный кредит с низкими процентами, который ЕС предоставляет государствам-партнерам. Следует отметить, что в рамках третьего транша Украина должна была получить 600 млн евро от ЕС, однако эти средства будут потеряны из-за невыполнения ряда условий, включая антикоррупционные реформы. Поэтому Украина пытается получить новую программу финансирования, не объявляя об условиях сделки.

В условиях падения экономики (невозможность генерировать дополнительные доходы) наличие высоких будущих выплат по обязательствам приведёт к повышенному спросу на валюту на внутреннем рынке со стороны государства. Следует отметить, что к концу текущего года Украине предстоит выплатить в счёт погашения внешнего долга $ 1,113 млрд и обслуживания – $ 1,473 млрд. Общий же долг Украины перед МВФ по состоянию на 31.10.2017 составляет $ 14,43 млрд, а это 30,2 % от общего внешнего долга.
Украине в течение 2018–2022 гг. предстоит выплатить в счёт погашения и обслуживания внешних обязательств $ 28,7 млрд.

В условиях падения экономики и макроэкономической нестабильности иностранные институциональные инвесторы не заинтересованы в украинском рынке заемного капитала из-за высоких рисков и непредсказуемости. Результат – единственными кредиторами для Украины остаются МВФ и ЕС. Поэтому наша страна в ближайшей перспективе никуда от МВФ и кредиторов ЕС не денется, иначе её ожидает дефолт и все его последствия.

При этом кредиты выдаются на достаточно жестких условиях: поднятие тарифов ЖКХ; сокращение бюджетников; пенсионная реформа (в том числе и через повышение пенсионного возраста); земельная реформа; закрытие либо национализация проблемных банков. Единственная цель, на которую Украина имеет право тратить миллиарды, – это направлять их в золотовалютный резерв; изымать оттуда средства можно только в одном случае – для погашения предыдущих долгов.

Поэтому плата за реструктуризацию долгов для Украины очень велика (проценты за пользование кредита), так как в случае дефолта Украина будет отрезана от внешнего финансирования, что существенно усложнит экономическое управление.
Кроме того, может образоваться валютная паника (при отсутствии согласованных действий НБУ и правительства), которая в условиях низких валютных резервов может привести к существенной девальвации и краху экономики.