Дайджест 28/11/2017

Госбюджет Украины в октябре-2017 выполнен с дефицитом 13,6 млрд грн

Профицит государственного бюджета Украины за январь–октябрь 2017 года составил 1,4 млрд грн за счет профицита по специальному фонду в 27,7 млрд грн, вызванного спецконфискацией на сумму около 30 млрд грн в апреле этого года, сообщает Государственная казначейская служба.

Согласно ее данным, по общему фонду дефицит госбюджета за 10 месяцев этого года составил 26,3 млрд грн. В октябре госбюджет был сведен с дефицитом 13,6 млрд грн, в том числе по общему фонду – 12,6 млрд грн, что ниже сентябрьских показателей – соответственно 23,47 млрд грн и 22,8 млрд грн. Госказначейство указывает, что плановый дефицит на 2017 год составляет 80,89 млрд грн, в том числе по общему фонду – 62,33 млрд грн.

Как понимать?

По данным Казначейства, по состоянию на 01.11.2017 всеми подразделениями ДФС с начала 2017 года собрано 608,5 млрд грн (налоговая – 364 млрд грн, таможня – 243,6 млрд грн), в то же время автоматическое возмещение НДС за соответствующий период составило 97,2 млрд грн, в связи с чем сальдо администрирования налогов органами ДФС достигло 511,3 млрд грн (103% от плана). На администрирование налогов значительно повлиял высокий уровень инфляции: с начала 2017 года он составил 10,2% (кумулятивная инфляция с сентября 2016 – 16,4 %), девальвация гривны – 5%, а объём импортных товаров увеличился на 27,4%, что свидетельствует о росте налогооблагаемой базы и является неблагоприятным макроэкономическим фактором.

Профицит бюджета был сформирован в основном за счет поступлений прибыли от НБУ в суме 35 млрд (5 млрд в октябре). Однако с учетом проведенного репрофайлинга госбюджет будет лишен такого дополнительного источника доходов в связи с реструктуризацией долгов. Без учета эмиссионной поддержки от НБУ госбюджет выполнен на 99 %. Кроме того, годовой финансовый план сведен с дефицитом в 81 млрд грн, что свидетельствует о превышение расходов над доходами.

Отметим, что запланированный уровень доходов госбюджета (+25% к 2016 году) вряд ли будет выполнен из-за отсутствия экономических предпосылок роста (прогнозируемый рост реального ВВП – 1–1,5%, инфляция – 14–16%), а это создает риски увеличения бюджетного дефицита и усиления инфляционных и девальвационных процессов.

Поэтому аккумулирование значительных средств на ЕКС (на 01.11.17 – 48,5 млрд грн; 01.11.16 – 15,8 млрд грн) свидетельствует о задержках финансирования государственных бюджетных программ так как чиновники понимают, что к концу года может быть существенный дефицит денежных средств.


ООН: Украина на девятом месте в мире по беженцам

Украина занимает девятое место в мире по количеству беженцев. Об этом во вторник, 28 ноября, заявил постоянный представитель программы развития ООН в Украине Нил Вокер, передают Украинские новости. «1,6 млн внутренне перемещенных лиц зарегистрированы в Украине. Украина – 9-я по количеству внутренне перемещенных лиц страна в мире», – сказал он.

По его словам, сейчас у Украины нет комплексной стратегии работы с внутренне перемещенными лицами, которая реализовывалась бы государственными органами.

Как понимать?

Указанная цифра Волкером – только часть от всего количества беженцев, которые переехали на иные территории внутри Украины и стали называться «внутри перемещенными лицам». Однако, по данным ФМС России, на территорию РФ также выехало больше миллиона наших соотечественников – 1,1 млн граждан. Учитывая порядка 3 млн беженцев с Донбасса, ООН зачислила Украину в десятку стран мира по количеству беженцев. Всего же в мире, по данным ООН, насчитывается порядка 65 млн беженцев.

Волкер правильно указывает в своем интервью на то, что нет единой стратегии в Украине касательно помощи внутренне перемещенным лицам. Однако проблема была серьезней: вместо концепции помощи вводились дополнительные ограничения.
В течение только 2017 года правительством принимались решения об отказе в помощи переселенцам. Так, изменения в порядок получения выплат, введенные Гройсманом, противоречили как Конституции Украины, так и международным нормам – Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (право на жизнь, право на защиту от дискриминации, право на свободу перемещения). Грубо говоря, если человек не находился по адресу, указанному в справке переселенца, выплаты ему прекращались. И только спустя более полугода Кабмин, лишь после обращения ООН, 9 августа 2017 года отменил внесение данных о регистрации места пребывания в справку о становлении на учет внутренне перемещенного лица – мол, эта норма противоречит нормам ЗУ «О свободе перемещения и свободном выборе места проживания в Украине».

Данный закон действует с 2003 года, и при его принятии КМУ должен был учесть незаконность своего первоначального решения. Здесь стоит также указать, что и Президент, который рассказывает о бедах Донбасса каждый день европейцам и всему миру, не воспользовался своим правом приостановить явно неконституционное решение Кабмина, чтобы упростить жизнь жителям региона, дать возможность получать то, что им принадлежит по праву – заработанную пенсию. Конечно же, такие действия власти укладываются в общий поток заявлений о Донбассе: вернуть территории. Люди, живущие там с явно противоположным нынешнему режиму мировоззрениями, им не нужны.

Касательно помощи переселенцам, то в целом следует указать, что в 2016 году на помощь переселенцам из государственного бюджета потрачено 3,16 млрд грн (112 млн евро), в этом году цифра будет приблизительно такой же. В проекте бюджета на 2018 год на помощь переселенцам заложено 3,2 млрд грн. То есть, в среднем на одного человека тратится 3046 грн в год, или 253 грн в месяц (9 евро). К примеру, в Германии денежное пособие для беженцев составляет 336 евро в месяц, во Франции – 300 евро. Кроме этого, предоставляются льготы –это в основном бесплатное жилье, обучение, проезд. В зависимости от страны размер льгот варьируются, но в каждом государстве выработана четкая политика в отношении беженцев.